Преступления по законам хаммурапи

Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно, уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам. Вместе с тем оскорбление человека «большего по положению» влекло наказание и более тяжкое по форме, и к тому же позорящее. Были случаи, когда за преступление отвечала целиком община (например, если на ее землях произошло ограбление или убийство, а конкретный преступник не найден или община его не выдает).

Нарушить установленный порядок можно было разными путями. Наиболее тяжкими были: (1) преступления против праведного поведения: лжесвидетельство, бездоказательное обвинение по адресу другого, нарушение установленных традицией ограничений в образе жизни; и (2) преступления против семейного долга, совершенные подвластными: участие в убийстве мужа, прелюбодеяние женщины, недозволенные родственные сексуальные связи, нарушение сыновнего или дочернего долга и т. п. Тяжким преступлением была (3) кража разных видов: наибольшая ответственность наступала за воровство «достояния бога или дворца», т. е. храмового или царского имущества, в случае незначительной ценности украденного ответственность понижалась. Особо квалифицировалась кража со взломом либо кража, сопровождавшаяся убийством. Менее тяжкими считались (4) членовредительство или посягательства на личность подвластных лиц и (5) нарушения профессиональных обязанностей: плохо проведенная операция глаза, некачественно выстроенный дом, который, обвалившись, погубил человека, и т. п. В квалификации преступлений весьма значителен был элемент религиозно-нравственный, преступление было грехом. А особенность вавилонского религиозного мировоззрения обуславливала то, что только в незначительных случаях грех может быть искуплен, в остальных преступник должен быть извержен из общества.

Этой основной идее подчинялась и система наказаний. Тяжкие преступления предписывалось безусловно карать смертью. За некоторые (видимо, оцененные как особо злостные действия) казнь квалифицировалась: бросить в огонь, утопить в реке, посадить на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины. За преступления, совершенные рабами или подвластными (сыном, усыновленными), в большинстве случаев полагались членовредительные наказания: могли отрезать ухо, язык, вырвать глаз, сломать кость, выбить зуб; непочтительному сыну, ударившему отца, предписывалось отрезать пальцы, кормилице, подменившей ребенка, – отрезать грудь. Часть этих наказаний налагалась по принципу талиона: «Если кто сломает кость человека, то должно сломать его кость». Талион мог быть прямым и опосредованным: так, если неудачливый строитель дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына. Талион был значительным правовым новшеством, введенным Хаммурапи, – так достигалась цель индивидуализации наказания и разрушения древней общинной круговой поруки, выплаты коллективных штрафов всем родом. Наконец, применялись и уголовные штрафы, которые не очень разнились от возмещений за простое причинение ущерба и только были значительнее по размеру. Штрафы налагались, как правило, за разного рода оскорбления, побои, преступления в отношении женщин.

Судебный приговор или постановление считались актами общественного значения. Уличенного в подлогах судью ждали большой штраф и лишение судейского звания. Суд считался царским делом и должен был быть справедливым. Хотя возбуждение дела, доказывание на суде было всецело частной инициативой. Доказательствами служили собственная присяга (иногда ее было достаточно) и, главное, свидетели. В особых случаях для «очищения» от обвинения прибегали к особому испытанию – ордалиям: бросали связанного в реку, и если священная вода очищала обвиненного, он считался невиновным и в уголовном смысле; если обвиненный тонул, дело считалось законченным.

Законы, записанные по судебным решениям Хаммурапи, несмотря на свою древность и значительную архаику отдельных правоположений, заложили основы всей системы юридических принципов и институтов, присущих праву Ближнего Востока в целом, а впоследствии и античному праву. В них впервые в праве было обосновано соотношение преступления с наказанием и то, что ответственность настигает виновного, принцип ответственности за ущерб и связь этой компенсации с причинами, приведшими к нему, предпочтение интересов делового человека злостному «таскальщику», наконец, то, что обязательство двусторонне и связывает обе стороны. Это сходство древнего права с позднейшими правовыми системами более неожиданно, чем очевидные различия в конкретных правилах.

В странах Древнего Востока право характеризовалось неразвитостью своей системы, отсутствием четких разграничений между институтами права. Об уголовном, процессуальном праве можно достаточно полно судить по древневавилонскому памятнику права — Законнику Хаммурапи. Статьи Законника носили казуальный характер — они регулировали конкретные правоотношения и устанавливали наказания за них.

Характерную черту Законника составляет широкое применение талиона — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением. В древнееврейском Второзаконии идея талиона выражена так: «И да не сжалится глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку». Для древних людей это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того, что сделано тебе. Выросшее на основе первобытных представлений о справедливости, оно питалось понятным стремлением ослабить врага настолько, насколько он ослабил тебя, твое племя, твой род. Прямолинейное применение принципа «равное за равное» исключает установление субъективной стороны действия, умысла, неосторожности, случайности.

Талион, возникший в первобытнообщинном строе, претерпевает в Законнике существенное изменение — он применялся только между людьми равного общественного положения. Наказание устанавливалось в зависимости не только от вида преступления, но и от общественного положения виновного и потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного человека. Уголовное право защищало государственный и общественный порядок, устанавливало повышенную ответственность за посягательства на личность и собственность представителей господствующих классов. Но общие понятия уголовного права еще не получили развития. Так, не сложилось еще понятие преступления как правонарушения, представлявшего особую общественную опасность. Неразвитость права проявлялась и в том, что в Законнике не говорилось о наиболее тяжких преступлениях — государственных.

В нем за нормами, характеризующими преступления, связанные с отправлением правосудия, следовали нормы, обеспечивавшие защиту собственности, затем — нормы о защите личности и здоровья, наконец, в последнем разделе говорилось о преступлениях, совершенных ветеринаром, строителем, о краже сельскохозяйственного имущества.

Законник Хаммурапи не знает различия между исполнителем преступления и его соучастниками (укрывателями, подстрекателями). Не различаются и стадии развития умышленного преступления, то есть приготовление, покушение. Вместе с тем Законнику не чуждо представление о смягчении наказания.

Штрафом, а не смертью наказывается, например, убийство в драке, если будет доказано, что убийца не имел намерения убить Садиков В.Н. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / В.Н. Садиков — М: ТК Велби, 2002. С. 18.. Здесь зародыш столь существенного для современного уголовного права различения умышленного и неумышленного преступления.

Под преступлением в Законах Хаммурапи понимались нарушения традиционного порядка, нанесение ущерба лицу, имуществу. В них отсутствует различие между частноправовым правонарушением и преступлением. Законы приводят различия между умышленными и непреднамеренными преступлениями.

В определенных случаях достаточно было принести клятву, чтобы доказать отсутствие намерения, хотя это не всегда смягчало наказание. Например, непреднамеренное нанесение раны в драке каралось только уплатой услуг врача Там же.. Присутствует понимание соучастия (сокрытие, пособничество). Субъектом преступления выступал любой человек, включая рабов. Классификация преступлений: преступления против личности (убийство, членовредительство, оскорбление словом или действием, клевета); имущественные преступления (кража, грабеж, причинение ущерба чужому имуществу); преступления против семейных устоев (прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, нарушение сыновнего долга, замена или кража ребенка).

Система наказаний также была относительно неразвитой, что проявлялось в сохранении пережитков первобытнообщинного строя. В Законнике не упоминалась кровная месть, но предусматривалась коллективная ответственность общины за преступления, совершенные на ее земле; в некоторых случаях сын отвечал за преступление отца.

Основными видами наказания были смертная казнь (сожжение, утопление, разрывание с помощью животных, отрубание головы); членовредительство (отсечение языка, ушей, пальцев); телесные наказания; штраф — зависел от социального положения; обращение в рабство — в основном должники; изгнание из страны и увольнение с должности.

1.В ЗХ не проводились различия между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Примитивный уровень развития УП. В основе уголовно-правовых санкций – принцип талиона (Ст.196-214)

Существуют формы вины: Ст. 206 – нанесение вреда по неосторожности, ст.196 – 214 – по умыслу. Есть обстоятельства, отягчающие вину: смерть свободного человека (ст. 116 – смерть сына должника), гибель человека в случае обвала дома (ст. 229), соучастие (Ст. 153 – пособничество жены в смерти мужа), проникновение в жилище (Ст. 21 – пролом в стене).Обстоятельства, смягчающие вину: по неосторожности (ст.206).

Объект преступления

Вид преступления

Наказание

Номера статей

Свидетельство, обвинение, традиции ограничений в образе жизни

Преступления против праведного поведения

Смерть, ордалии, рабство

1, 2, 3, 4, 110, 127 (против жены)

Жизнь мужа, честь мужа, честь и здоровье отца, честь жены, наследство сына

Преступления против семейного долга

Смерть, ордалии, отрезание пальцев, изгнание из семьи или остаться на правах рабыни

129, 131, 132, 141-143,168, 169,195

Имущество

Кражи разных видов

Смерть, отрезание пальцев, возмещение убытков

6-8, 14, 15, 22, 23, 253, 255, 256, 265

Здоровье

Преступления против здоровья (членовредительство)

Принцип талиона, штраф, отрезание уха (раб)

Здоровье, жизнь, имущество

Нарушение профессиональных обязанностей

Принцип талиона, штраф, отрезание пальцев, возмещение убытков

5, 215-223, 226-235, 237

Другая классификация: Преступления против личности (умышленные и неумышленные), против собственности, против семьи и нравственности, должностные.(Кучма)

3. Тем, что Вавилонское право было примитивным, поэтому не различало открытого или тайного х-ищения имущества. Главным оставался сам факт хищения.

II. Судопроизводство

1. Процесс происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Все участники процесса наделены равными процессуальными правами. Суд обязан выслушать обе стороны.

2. Да существовала: «Если на 6-й месяц своих свидетелей он не приведет, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле» (ст. 13). Пока вина не доказана свидетелями (или наоборот не опровергнута), человек невиновен.

3. В основе лежал «принцип эквивалентности», согласно которому обвинение и контробвинение должны быть равноценными. Процесс не был строго регламентирован, а строился на основе обычаев. Судоговорение производилось публично, в присутствии общины, чаще всего – на храмовой площади. Решение судьи не могло быть изменено.

4. Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду. Доказательствами являлись свидетельские показания (сопровождаемые как правило религиозными клятвами. Ст. 131-клятва жены, Ст.9 – клятва свидетелей покупки), письменные документы подтверждающие имущественную сделку (ст. 7: без свидетелей и договора, покупатель-вор), ордалии (Ст.2 – в случае ложного обвинения в чародействе). В делах об имущественных правонарушениях главное доказательство – свидетели (Ст. 7, 9-13 – о покупке краденных вещей)

5. Ст.5: Судья, «пересудивший» уже разрешенное дело выплачивал штраф = 12-тикрат. стоимости иска, свергался с судебного кресла и навсегда терял право осуществлять правосудие.

6. Хозяин вещи должен был привести свидетелей, знающих, что эта вещь его. Человек, который купил украденную вещь должен был привести свидетелей, что данная вещь была куплена, и продавца.(Ст.9)

7. Потому что продавец умер. Скорее всего, продавец был скупщиком краденного, потому что по ЗХ заключение сделки без гарантии, что вещь принадлежит владельцу, было не возможно. (Ст.12)

8. С поиском свидетелей. (ст.13.)

9. Да, можно было. Высшая судебная власть принадлежала царю, к которому можно было обратиться с аппеляцией на судебные решения местной администрации. Кроме того, царь обладал правом помилования.

1. Общие понятия

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Текст сборника состоит из трех частей:

· введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

· 282 статьи законов,

· обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили:

· обычное право;

· шумерские судебники;

· новое законодательство.

2. Собственность

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

· царские;

· храмовые;

· общинные;

· частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

3. Виды обязательств

Законодательству Хаммурапи известны договоры:

· аренды;

· имущественного найма;

· личного найма;

· займа;

· купли-продажи;

· хранения;

· товарищества;

· мены;

· поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.

Законы подробно регулировали следующие положения:

· ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

· ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

· ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

· продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

· продавцом мог быть только собственник вещи;

· продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брачно-семейные отношения

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

· дети;

· усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);

· внуки;

· дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Виды преступлений и наказаний

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений.

· против личности;

· имущественные;

· против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

Основными видами наказаний являлись:

· смертная казнь в различных вариантах — сожжение, утопление, посажение на кол;

· членовредительские наказания — отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

· штрафы;

· изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» — «мера за меру», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством — например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

6. Процесс

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Добавить комментарий