Преступная микросреда

Содержание основных элементов механизма

Как отдельное преступление представляет собой малую часть, единичный элемент преступности, так и факторы, порождающие каждое конкретное преступление, — это индивидуальное проявление общего. Социальные процессы и явления, порождающие преступность, конкретизируются, приобретают индивидуальное выражение, переходят в психологическую форму, объясняя цели и мотивы поведения отдельного человека — преступника. Важно подчеркнуть, что это все те же обстоятельства, противоречия социальной жизни, которые предстают перед нами в данном случае в их индивидуальном выражении. То есть основой для понимания того, что порождает индивидуальный преступный акт, является изучение жизнедеятельности общества в целом. Особенности личности, ее опыта, потребностей и интересов, ситуации, в которой совершается конкретное преступление, обусловлены социально, формируются состоянием общества, его проблемами, уровнем развития.

В уголовном праве преступление рассматривается как сознательный волевой поведенческий акт. Для решения вопроса об ответственности необходимо и достаточно установления внутреннего психического отношения лица к деянию. При криминологическом изучении, исходя из его задач, необходимо установить, как именно, в силу каких обстоятельств лицо совершает преступление. Именно такой подход позволяет выйти на профилактические предложения.

Для анализа механизма индивидуального преступного поведения необходимо обращение к внутренним и внешним факторам: особенностям внутренней сферы личности, обусловившим их формирование социальным явлениям и процессам, характеру взаимодействия субъекта с окружающей средой, к ситуации совершения преступления.

Структурно в преступном поведении могут быть выделены три этапа:

1) мотивация преступления;

2) планирование преступного деяния;

3) исполнение преступления и наступление последствий.

Чрезвычайно значимым компонентом внутренней сферы личности является мотив. Мотив может быть определен как внутреннее побуждение, субъективный смысл, который движет лицом. Мотивация — явление более широкое, чем мотив; она включает процесс возникновения, развития, динамики мотивов, принятие решения. Понятно, что при криминологическом изучении ограничиться установлением мотива недостаточно, необходимо уяснить, в силу каких обстоятельство он возник, почему возник именно такой мотив.

В основе формирования мотивов лежат потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Существенно, что даже те из них, которые изначально являются природными, «элементарными», исторически приобрели выраженную социальную форму. Например, современные стандарты удовлетворения потребности в пище уже далеки от примитивного насыщения.

Планирование преступления — это конкретизация внутренних побуждений личности в принимаемое ею решение: составление плана действий, выбор объекта посягательства, способа, места совершения преступления и т. д. На данном этапе лицо намечает, как именно оно реализует сформировавшееся побуждение

Третий этап — это внешний акт преступного поведения, конкретное деяние (действие или бездействие) и его результат. Совершение преступления представляет собой взаимодействие личности с конкретными ситуативными обстоятельствами, которые могут приниматься в расчет заранее либо быть неожиданными, не учтенными субъектом преступления.

Наиболее полно этапы преступного поведения выступают в совершении предумышленных преступлений, когда преступному акту предшествует осознанное намерение совершить его, планирование действий. При совершении непредумышленных преступлений, преступных деяний в аффективном состоянии отдельные элементы могут выглядеть чрезвычайно сжатыми во времени, хотя и они неизменно сохраняются. Эти элементы можно проследить и в ситуации совершения неосторожного преступления, но в этом случае планировалось иное, непреступное деяние, а совершение преступления выступает как побочный, незапланированный результат волевого поведения субъекта.

Для понимания сути механизма совершения преступления чрезвычайно важно, что ни на одном из этапов его развития личность не выступает изолированно, оторванно от социальной среды: и мотивация, и планирование, и исполнение преступления — это результат взаимодействия среды и личности, а не автономная реализация «злой воли» или «преступного инстинкта».

Поэтому для ответа на вопрос о происхождении преступного поведения, для уяснения, почему, в силу каких особенностей в сходных обстоятельствах одни идут по пути правомерного, а другие — преступного поведения, необходимо обратиться к двум уровням взаимодействия личности и среды: к обстоятельствам формирования личности и к конкретной ситуации, в которой совершается преступление.

Именно факторы, под воздействием которых формируется личность, создают предпосылки нравственной и правовой деформации ее внутренней сферы.

Компоненты механизма преступного поведения могут рассматриваться в качестве причин или условий совершения преступления. При этом под причинами понимают явления или процессы, порождающие преступление, а под условиями — те, которые способствуют реализации причин. Необходимо отметить, что взаимодействие детерминирующих преступление факторов носит неоднозначный характер. В конкретных, индивидуальных случаях они могут выступать как в роли важнейших, порождающих преступное поведение (причина), так и в качестве способствующих его совершению (условие). Поэтому, выделяя причины и условия применительно к совершению конкретного преступления, в сущности лишь обозначают общую, наиболее типичную закономерность взаимодействия личностных и ситуативных факторов.

Роль микросреды в формировании преступного поведения

Криминогенные свойства личности (антиобщественные взгляды, установки, потребности и интересы) социальны по своему происхождению. Они усвоены личностью в процессе ее развития и контактов и обусловлены спецификой связей с окружающим миром. Среда, общество не только регулируют удовлетворение тех или иных потребностей, интересов личности, но и формируют их.

К явлениям макроуровня относят те, которые выражают состояние общественных отношений, характерное для данного этапа развития общества, социально-экономическую систему в целом; они образуют макросреду. Это особенности экономического развития, управленческой деятельности, правовой системы, культура как на общегосударственном уровне, так и в их специфических проявлениях, например применительно к отдельным регионам.

Под микросредой понимается та часть широкой социальной среды, с которой индивид поддерживает прямые и непосредственные контакты. Это семья, трудовой коллектив, дружеское окружение.

В формировании личности микросреде принадлежит особая роль: ею опосредуется влияние широкой социальной среды на личность. Уяснение особенностей этого механизма является чрезвычайно важным для организации предупреждения преступности, так как системы мер профилактики должны строиться с его учетом.

Существенно, что и контакты с макросредой, которые поддерживает каждый, в значительной степени опосредуются воздействием микросреды. Например, на избрание форм проведения досуга влияет их соответствие интересам и привычкам друзей; стереотипы поведения, усвоенные в семье, воспроизводятся и в поведении, демонстрируемом вне семейной среды. Исключить микросредовые контакты и влияния, поддерживая связь с обществом, невозможно.

Именно микросреда способна сохранять и воспроизводить традиции, нравы и обычаи, формировать представления о ценностях, отличающиеся от общепринятых, причем как в позитивном, так и в негативном направлениях. Ближайшее окружение, культивируя антисоциальные взгляды, демонстрируя образцы антиобщественного поведения, перерастает в криминогенную среду, оказывающую на личность чрезвычайно существенное влияние. Поэтому, отвечая на вопрос «Почему личности присущи те или иные взгляды, установки, система ценностей?» прежде всего следует обратиться к анализу специфики микросредовых влияний. В качестве важнейших элементов микросреды могут быть рассмотрены семья, окружение сферы неформального общения (друзья, товарищеские компании), учебные, трудовые коллективы.

В формировании личности воздействие семьи на индивида происходит буквально с первых дней жизни, присутствует, как правило, в юношеские годы — период особой важности в процессе социального развития личности, сохраняется в течение всей жизни. Господствующие в семье система ценностей, стереотипы поведения прочно усваиваются ее членами в силу постоянных взаимных контактов, особого эмоционального характера внутрисемейных отношений.

Связь недостатков семейного воспитания и правонарушающего поведения несовершеннолетних прослеживается многочисленными исследованиями. В качестве обстоятельств жизнедеятельности семьи, способствующих деформации личности в детском и юношеском возрасте, выделяют распространенность социально-негативных форм поведения в семейной среде, отсутствие эмоционального контакта между родителями и детьми, невыполнение семьей функций контроля за поведением детей, структурную неполноту семьи и др. Исследованиями отмечено, например, что в 30–40% семей подростковправонарушителей имеют место скандалы, алкоголизм и пьянство, драки, аморальное поведение. Принятые в семье образцы поведения переносятся и во внешнюю среду. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывавшихся в конфликтной атмосфере, расценивается криминологами в 4–5 раз выше, чем у тех, кто растет в условиях семейного благополучия.

Роль семьи, ее воздействие на личность и поведение весьма существенны в любом возрасте. Исследования показывают, что и в собственной семье факторами, способствующими негативному формированию личности, остаются, как правило, злоупотребление членов семьи спиртными напитками, конфликты, аморальное и противоправное поведение отдельных членов семьи и т. п. Нередко негативное нравственное воздействие могут оказывать и внешне благополучные семьи, например ориентированные на обогащение вне зависимости от путей его достижения, оправдывающие существование «двойной» морали.

Неблагополучие в семье способно оказывать формирующее воздействие на личность, способствуя выработке негативных потребностей, интересов, стереотипов поведения, а также выступать в качестве ситуативного обстоятельства, провоцируя правонарушающее поведение одних членов семьи в отношении других.

Негативное воздействие семейного окружения может быть весьма глубоким, однако исключение субъекта из сферы семейных контактов является крайне нежелательным. Отсутствие семьи (как родительской — у детей, так и собственной — у взрослых лиц) является фактором, повышающим восприимчивость личности к негативным воздействиям. Поэтому в профилактическом плане неизбежно встает задача не только выявления неблагополучных семей, но и коррекции внутрисемейных отношений.

Чем неблагоприятнее складываются внутрисемейные отношения, чем в меньшей степени лицо самореализуется в трудовой деятельности, тем большее формирующее воздействие на личность оказывает ближайшее бытовое окружение. Внесемейное окружение составляют друзья, знакомые, соседи, группы и компании, с которыми поддерживаются постоянные и непосредственные контакты.

Для лиц правонарушающего поведения характерны связи с криминогенной средой. Так, данные одного из исследований показали, что каждая пятая группа расхитителей формировалась из лиц, знакомых по месту жительства; во многих случаях в такие группы входили лица, состоящие в родственных или дружеских связях. Особенно интенсивно включаются в криминогенную микросреду лица, ранее судимые за совершение преступлений. Исследовательские данные позволяют проследить и другую зависимость: чем в более раннем возрасте впервые было совершено преступление, тем интенсивнее оказывается в дальнейшем общение с судимыми и правонарушителями.

Деформация личностных качеств и поведения может осуществляться как под воздействием отдельных лиц, так и в процессе группового общения. Для лиц, совершивших впоследствии преступление, типичной является включенность в криминогенные группы.

В формировании личности и поведения несовершеннолетних правонарушителей криминогенным группам принадлежит особая роль. Отсутствие комфорта и понимания в семье, учебном (трудовом) коллективе приводит к тому, что во имя сохранения контактов с группой подростки и юноши нередко готовы принять даже те диктуемые ею нормы и моральные принципы, которые расходятся с их собственными. Поэтому совместно с членами криминогенных групп правонарушения и преступления нередко допускают лица, которые в одиночку их бы не совершили.

Общественное воспитание — это целенаправленное формирующее педагогическое воздействие на личность, осуществляемое в отношении лиц детского и юношеского возраста (в дошкольных учреждениях, школах, детских домах, интернатах, профессиональных училищах и т. д.). Криминологическое значение недостатков их деятельности состоит в том, что, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних и молодежи, они неполно реализуют ее, не оказывают достаточного воздействия, которое могло бы компенсировать недостатки семейного воспитания и противодействовать негативным влияниям в микросреде.

К криминологически значимым недостаткам общественных воспитательных институтов исследователи относят: недостаточное знание индивидуальных особенностей личности и неполный их учет в процессе педагогического воздействия; неблагоприятные отношения педагогически трудных детей и подростков со сверстниками и недостатки оказания помощи в их нормализации; незнание источников отрицательного влияния на воспитуемых; недостатки работы с семьей; отсутствие полной информации о правонарушающем поведении воспитуемых. Данные исследований показывают, например, что свыше 2/3 несовершеннолетних, совершивших впоследствии преступления, не участвовали в общественной жизни коллектива в период обучения в школе. Располагая сведениями о семейном неблагополучии почти 80% правонарушителей, педагогические коллективы ограничивались лишь применением к ним воспитательных мер и информированием родителей о характере правонарушений и содержании мер воздействия.

Важным звеном, опосредующим связь личности с обществом, является трудовой коллектив. Он не только играет существенную роль в формировании отношения членов коллектива к труду, в нем личность удовлетворяет потребность в общении, признании, уважении, самореализуется в процессе трудовой деятельности. Именно в труде наиболее полно реализуются способности, инициативность, энергия. Неблагоприятное воздействие на личность в процессе трудовой деятельности может оказываться не только членами коллектива, оно также может быть связано и с самим характером труда.

К недостаткам в коллективе, отрицательно влияющим на личность, относится все тот же комплекс факторов, что и в других сферах жизнедеятельности (в семье, в процессе неформального общения): пьянство, нарушения общественного порядка и трудовой дисциплины, иное правонарушающее и аморальное поведение. Отрицательное влияние на формирование личности оказывают и факты совершения преступлений в процессе трудовой деятельности совместно работающими: должностные злоупотребления, приписки, хищения и т. д. Исследования показывают, что на формирование личности будущего расхитителя воздействует, в частности, то, что другие члены коллектива безнаказанно совершают хищения.

Отрицательное воздействие на личность со стороны совместно работающих становится более интенсивным, если общение с ними в процессе трудовой деятельности дополняется неформальными контактами в свободное время. Согласно исследовательским данным, более половины лиц, совершивших впоследствии преступления, поддерживали в нерабочее время контакты со знакомыми по работе правонарушителями. При этом чем неблагоприятнее складывалась обстановка в семье, тем интенсивнее становились такие контакты, тем в большей степени они определяли дальнейшее поведение личности.

В качестве неблагоприятного для формирования личности фактора может выступать и сам характер труда, его содержание. Неквалифицированный, тяжелый, монотонный физический труд не только не приносит удовлетворения, он не требует профессиональных познаний, подготовки, не является стимулом к повышению уровня образования и культуры. Именно лица без профессии и квалификации, с низким образованием часто меняют место работы или оставляют ее без последующего трудоустройства. Как известно, именно социально незанятыми лицами совершается большая часть преступных посягательств. В криминологическом плане названные обстоятельства играют существенную отрицательную роль, поскольку в целом трудовой коллектив является тем элементом среды, который в наибольшей степени способствует включению личности в позитивное взаимодействие с широкой социальной средой.

Криминогенная ситуация

В отличие от условий формирования личности, оказывавших влияние на субъекта длительно и в прошлом, ситуация взаимодействует с личностью непосредственно в момент, предшествующий совершению преступления.

Можно сказать, что всякое преступление представляет собой результат взаимодействия личности и ситуации. При этом конкретная жизненная ситуация является частью, элементом социальной среды.

Роль ситуации в совершении противоправного поступка определяется прежде всего тем, какое субъективное содержание вкладывает в оценку ситуации лицо, совершающее преступление. Например, в ситуации стихийного бедствия одно лицо, намеревавшееся ранее совершить хищение, использует экстремальные условия как облегчающие реализацию замысла, а другое, имевшее аналогичные намерения, отказывается от совершения преступления.

Конкретные жизненные ситуации в рамках криминологического анализа могут быть дифференцированы по различным признакам. Особого внимания заслуживают криминогенные ситуации. К ним относят те, которые, взаимодействуя с личностью, в силу своего объективного содержания способны вызвать или укрепить ее намерение совершить преступление. Такие ситуации как бы провоцируют субъекта к совершению противоправного поступка. Однако реализация такой возможности, как уже указывалось, определяется прежде всего не внешними обстоятельствами, а особенностями личности субъекта, реагирующего на сложившуюся ситуацию. Выделяют проблемные и конфликтные ситуации.

Проблемные ситуации возникают тогда, когда субъект сталкивается с трудностями, препятствиями в реализации принятого им решения или при достижении намеченной цели. В целях достижения намеченного субъект должен найти способ выхода из сложившихся обстоятельств и адекватные ему средства. Так, обнаружив, что складское помещение охраняется, лицо, намеревавшееся совершить хищение, может отказаться от реализации замысла, использовать более изощренный способ совершения преступления, решиться на совершение более тяжкого посягательства (разбой вместо кражи).

Конфликтная ситуация — та, при которой происходит столкновение интересов, стремлений, желаний сторон, участвующих в конфликте. В принципе, конфликт по своей природе далеко не всегда является разрушительным, не может рассматриваться как безусловно криминогенное обстоятельство. Проблема в криминологическом плане состоит в выборе варианта выхода из конфликта, способов и средств его разрешения.

При совершении преступления криминогенная ситуация выступает обычно как повод к совершению преступления. Поводом можно считать обстоятельства, которые, воздействуя на сознание, волю, чувства субъекта, непосредственно побуждают его к совершению преступления. Например, оставление ценного имущества без охраны, создающее ситуацию соблазна совершить преступление. Повод сам по себе не способен породить совершение преступления: далеко не каждый, оказавшись даже в чрезвычайно благоприятной ситуации, совершит противоправный поступок. Внешние обстоятельства, играющие роль повода, опосредуются особенностями личности преступника, определяющими их субъективную оценку и укрепляющими решимость совершить преступление.

Исследованиями выделены обстоятельства конкретных жизненных ситуаций, которые наиболее часто играют роль поводов в механизме совершения преступления. К ним относятся: поведение потерпевших, третьих лиц, особо неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств. В целом роль ситуации в механизме совершения преступления криминологи оценивают различно. Тот факт, что в конкретной жизненной ситуации взаимодействуют и внешние, объективные обстоятельства, и особенности мотивационной сферы личности, никем из специалистов не оспаривается. Дискуссионным остается вопрос о возможности решающей роли ситуативных обстоятельств в совершении преступления. Одни склоняются к тому, что ситуация может иметь решающее значение, влиять на наступление преступного результата и без каких-либо существенных деформаций личности. Другие полагают возможным рассматривать ее лишь в качестве обстоятельства, которое может способствовать совершению преступления только при наличии личностных деформаций.

Виктимологический аспект конкретного преступления

Развитие механизма преступления зависит не только от преступника, но и от другой стороны — от жертвы преступления. Личность и поведение потерпевшего изучает виктимология. Ключевыми в виктимологии являются понятия жертвы и виктимности.

Жертва — это человек, понесший физический, моральный или имущественный ущерб от преступления независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке и оценивает ли себя таковым субъективно.

Виктимность — повышенная степень предрасположенности лица к тому, чтобы оказаться жертвой преступления в силу присущих ему качеств, свойств либо выполняемых функций.

Индивидуальная виктимность зависит от субъективных и объективных факторов. Соответственно различают виктимность личностную и ситуативную. Карманные кражи, например, совершаются обычно в общественном транспорте, в местах большого скопления людей. Потерпевшим от посягательства карманника, независимо от личностных качеств, с большей степенью вероятности может стать человек, часто оказывающийся в такой обстановке.

Личностные компоненты виктимности обусловлены индивидуальными особенностями субъекта, а именно особенностями социально-психологическими, моральными, ролевыми и т. д. Например, стать потерпевшим от противоправных действий нарушителей общественного порядка с большей степенью вероятности может работник полиции, чем домашняя хозяйка, что вытекает из различий их ролевых функций.

Личностные и ситуационные моменты виктимности взаимосвязаны. Например, как показывают исследования, наиболее предрасположены к тому, чтобы стать жертвой ограбления в общественном месте, лица, находящиеся в степени алкогольного опьянения, исключающей контроль за внешними событиями. Однако попадание ими в соответствующую ситуацию связано с особенностями их собственного поведения до момента посягательства и непосредственно в период его совершения.

Роль жертвы в индивидуальном преступном поведении различна, она колеблется от прямого противодействия преступлению до провокации преступных действий.

Поведение потерпевших, особенно негативное в моральном или правовом плане, может вносить существенный «вклад» в развитие преступного посягательства. Так, негативное поведение потерпевших констатировалось в 70% случаев убийств, 61,8% умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, в 74% мошенничества.

Однако данные о виктимности не должны трактоваться в том смысле, что жертва также в той или иной степени является виновной в совершении преступления, что она должна в какой-то мере разделить ответственность за него. Ответственность за преступление всегда несет именно совершивший его субъект. Это не исключает учета оценки поведения потерпевшего при определении меры, вида ответственности и наказания преступника.

Применительно к преступному поведению в целом можно выделить следующие виды поведения жертвы:

  1. нейтральное, когда поведение жертвы никак не способствовало, но и не препятствовало совершению преступления (например, поведение пешехода при совершении водителем выезда на тротуар и причинении прохожему вреда здоровью);
  2. социально одобряемое поведение выражается в активном противо действии преступному посягательству (например, задержание преступника гражданином);
  3. негативное поведение жертвы (например, инициирование кон фликта, вступление в противоправную сделку).

Исследовательские данные показывают, что виктимологически значимыми являются возраст, пол, образование и специальность жертв, совершение ими преступлений и правонарушений в прошлом, характер взаимоотношений между преступником и потерпевшим и др.

Выполнение лицом определенных ролевых, профессиональных функций, нравственные и правовые характеристики поведения потерпевшего также являются значимыми в виктимологическом плане. Они могут осознанно приниматься в расчет преступником: вероятность обращения потерпевшего в правоохранительные органы, раскрытия преступления снижается, если жертвой корыстного посягательства становится лицо, скупающее краденое имущество. Нравственные качества субъекта могут способствовать или препятствовать совершению преступления и в случаях, когда преступником они не учитывались или вовсе не были ему известны. Таковы, например, смелость, решительность, чувство ответственности, трусость, грубость и т. д. При этом однозначная связь между выраженностью тех или иных качеств и свойств и виктимностью отсутствует. Лица, характеризующиеся социально положительно, могут оказаться виктимными именно в силу выраженности соответствующих качеств в отличие от эгоистов или трусов, например, в ситуации пресечения преступления, защиты прав и интересов третьих лиц.

Характер взаимоотношений преступника и жертвы, предшествовавших совершению преступления, также имеет существенное виктимологическое значение. Исследовательские данные показывают, что убийства, причинение вреда здоровью различной степени тяжести совершаются чаще не в отношении незнакомых лиц, а в микросреде общения: в отношении членов семьи, супругов, сожителей, соседей, знакомых. Так, около 80% жертв убийств и 63,2% потерпевших от тяжких телесных повреждений не только были знакомы с будущим преступником, но и находились в родственных, товарищеских или иных стабильных отношениях с ним.

Виктимологические исследования существенно расширяют круг криминологической информации и потенциал профилактической, точнее виктимологической, деятельности. Например, исследовательские данные показывают, что острота проблемы автотранспортных преступлений в значительной мере может быть снята посредством оптимального расположения дорожных знаков, установления ограждений, изменения маршрутов городского транспорта.

В случаях, когда виктимность связана с негативными нравственными характеристиками, антиобщественными качествами личности, первостепенное значение приобретает воспитание, ориентированное на ее коррекцию. Перспективной является и разработка мер профилактики, основанных на учете типичных психологических особенностей потерпевших. Существенным здесь является, например, социальное поощрение смелости, инициативности наряду с самокритичностью, разумной осмотрительностью, овладение навыками разрешения конфликтов.

Механизм индивидуального преступного поведения представляет собой сложное взаимодействие объективных условий и обстоятельств и субъективных факторов — психических процессов и состояний, которые предопределяют совершение человеком преступного акта. Также под ним понимается последовательность развития криминологически значимых событий и действий, разбивающаяся на ряд стадий.

Характеризуя механизм преступного посягательства, академик РАН В. Н. Кудрявцев отмечал, что этот механизм «содержит по форме те же психологические элементы, процессы и состояния, что и механизм правомерного поступка, но наполняется другим социальным и идеологическим содержанием… Механизм преступления, функционируя в развернутом или свернутом виде, включает различные эмоциональные состояния, реализует волю и сознание субъекта, однако и эмоции, и воля, и сознание преступника направлены на достижение антиобщественных целей и их содержание противоречит объективным закономерностям социального развития».

Следует отметить, что, рассматриваемый в науке криминологии пристально и детально, механизм индивидуального преступного поведения является сложным в содержательном и структурном плане. В нем участвуют сознание, мышление, воля, характер, интеллект, обстановка. Он вбирает в себя целый ряд последовательных, сменяющих друг друга этапов (стадий, уровней), из которых основными являются стадии формирования мотива преступления, принятия решения о совершении преступного акта и фаза исполнения данного решения.

Данный механизм предполагает проявление негативных личностных свойств и качеств человека в конкретных, непосредственно влияющих на их проявление обстоятельствах, и поэтому он содержит как внутренние, заложенные в самом посягателе причины преступного поведения,

так и внешние, сопутствующие реализации преступного намерения и усиливающих его условия обстановки, времени, места и т. д.

Одним из самых главных этапов этого механизма является стадия мотивации — побуждения активности в определенном направлении. Она прежде всего предполагает процесс возникновения мотива преступного поведения. Как известно, мотив поведения — это внутреннее побуждение к действию, желание, которое продиктовано потребностями, интересами и чувствами человека, возникшими либо обострившимися под влиянием внешней среды и конкретной жизненной ситуации.

Под мотивом преступления понимается сформировавшееся под воздействием на субъекта общественной макро- и микросреды, в силу его психических особенностей и всего предшествующего жизненного опыта побуждение (намерение), которое является заключающейся в сознании, внутренней предпосылкой криминальной деятельности и отображает личностное отношение виновного лица к тому, на что была направлена его преступная активность.

Мотив преступления являет собой одну из форм преобразования, преломления причин преступного поведения, являющихся объективными и коренящимися в общественных отношениях, в сознании того или иного человека. В каждом мотиве раскрывается та, получившая субъективное наполнение, причина, которая побудила виновного действовать. Причем мотивы не только побуждают человека к преступной деятельности и направляют ее, но и придают ей личностный смысл.

В умышленном преступлении могут присутствовать как один, так и несколько мотивов. В последнем случае один или два мотива являются доминирующими, а остальные дополняют их или же относятся к мотивам второстепенного, менее значимого плана.

Мотивы преступной деятельности могут быть осознанными и не вполне осознанными (нередко при проведении допросов и других следственных действий даже раскаявшиеся и полностью признавшие свою вину преступники затрудняются объяснить, почему они совершили преступление), однако мотив всегда присутствует в любом умышленном преступном деянии. Также мотивы делятся на устойчивые (постоянно зафиксированы в сознании преступника, являются ядром его преступной активности) и ситуативные (проявляются лишь в определенной ситуации, конкретной обстановке).

В криминологии также существует деление мотивов преступной деятельности на индивидуальные (личные) и групповые (они сплачивают, кооперируют членов преступных объединений (террористических групп (подпольной организации басков в Испании «ЭТА»), националистических бандитских формирований (например, «лесных братьев» в Прибалтике, «оуновцев» и бандеровцев в Западной Украине), сообществ религиозных экстремистов (в частности, боевиков ИГИЛ в Сирии)) и, как правило, являются политическими или религиозными).

К числу наиболее распространенных мотивов преступлений в настоящее время относятся следующие: корысть (алчность, стяжательство) (согласно данным статистики порядка 75% преступлений совершаются по мотиву корысти), личная неприязнь, хулиганский мотив, желание повысить свой статус в глазах окружающих людей (этот мотив приходится на 13% от всех преступлений), месть (как правило, это личная и бытовая месть и реже — кровная либо неперсонифицированная, нередко характеризуемая в криминологической литературе фразой «пепел Клааса стучит в мое сердце» (крылатое выражение, произнесенное героем романа Шарля де Костера (1827—1879) Тилем Уленшпигелем, мстившем врагам бельгийской нации — испанцам и их приспешникам — за сожжение его родного отца)), зависть, политические мотивы (экстремистские, сепаратистские и т. д.), малодушие, ксенофобия, ревность и зависть.

Вслед за мотивом преступления определяется его конечная цель — тот предвидимый и желаемый результат, который стремится достичь человек при совершении им преступленного посягательства. Изредка совершение преступления становится самоцелью, что присуще для лиц, совершающих спонтанные преступные акции, в основном хулиганского характера, которые внешне кажутся другим людям иррациональными и ничем не мотивированными. На выбор цели оказывает влияние не только мотивация преступного поведения, но и та ситуация, которая сложилась на момент планирования преступления.

После стадий формирования мотива и постановки конкретных целей идет этап планирования криминальной деятельности, прогнозирования ее результатов, возможных последствий реализации возникшего интереса. Планирование не сводится лишь к определению объекта преступления, а предполагает также выбор средств, орудий, времени и места будущего преступления, который делается с учетом особенностей сложившейся обстановки (по времени планирование может длиться несколько лет либо всего две-три секунды: даже при заранее не готовившемся посягательстве преступник скоротечно принимает решение, как быстрее и эффективнее нанести вред (например, куда, чем и как ударить потерпевшего и т. д.)).

Также на стадии планирования преступником производится оценка собственных возможностей и других имеющих значение обстоятельств, выбор предмета преступления и его жертвы. Таким образом им создается и соотносится с действительностью определенная умозрительная модель своего будущего криминального поведения.

Центральной в механизме совершения умышленного преступления является стадия «волимости», когда запланированное, уже будучи пропущенным через сознание человека, согласуется с его волей. Именно воля дает возможность желаниям, замыслам и преступным намерениям материализоваться в конкретные деяния, поступки. Воля подобна неким «мускулам» человеческого разума, можно сказать, что это энергетика, движущая сила сознания.

На этой стадии возможен добровольный отказ от преступления, если возникли сомнения, колебания или было встречено препятствование со стороны воли. Причем следует иметь ввиду, что если воля несвободна (например, в силу психического недуга или физического принуждения), то за совершение деяния, внешне выглядящего как преступное деяние, индивид не может нести юридическую ответственность.

Вслед за этапом принятия решения совершить преступный акт наступает стадия исполнения данного решения. Именно на ней, говоря языком науки уголовного права, виновным выполняется объективная сторона состава преступления.

На этапе посткриминального поведения преступник, как правило, анализирует совершенное им деяние, производит оценку наступивших в результате его последствий, распоряжается имуществом, приобретенным преступным путем, скрывает следы преступления, принимает иные меры к тому, чтобы его не нашли, разоблачили и не привлекли к уголовной ответственности. На этой стадии он также может раскаяться и явиться с повинной. Так как в криминальной психологии и криминологии давно уже был открыт эффект «магнетизма», заключающийся в том, что многие преступники, совершившие тяжкие насильственные преступления, часто впоследствии посещают места преступлений, как это делал герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, и, обусловленная рядом особенностей психики человека, вероятность их появления там в течении первых недель после совершения преступного деяния достаточно велика (практические работники, имеющие большой опыт, нередко называют подобные визиты «по местам боевой славы»), сотрудникам уголовного розыска рекомендуется организовывать в таких местах скрытое наблюдение.

Практическое значение подробного изучения механизма совершения преступления заключается в том, что в целях профилактики преступного поведения возможно оказывать разностороннее влияние на различные составные части данного механизма (потребности, интересы, сознание и волю людей), предотвращая тем самым совершение преступлений.

Схема механизма совершения умышленного преступления:

Академик РАН В. Н. Кудрявцев в своих работах предлагал упростить схему механизма совершения преступления и выделял в этом механизме три центральных этапа: стадию формирования мотива, этап планирования преступных действий и стадию исполнения принятого преступником решения.

Так как преступление всегда являет собой результат взаимодействия человека и действительности, внешней обстановки, немаловажной для криминологического исследования механизма умышленного преступного поведения является рассмотрение такой категории, как криминогенная ситуация.

Ситуацию можно охарактеризовать как совокупность различных элементов окружающей человека объективной действительности, в которых он находится и, давая им оценку и учитывая их, действует. Под словосочетанием «криминогенная ситуация» криминологами понимается определенное событие либо состояние, которые вызвали у преступника желание совершить преступление.

В этом уже устоявшемся в науке о преступности определении есть небольшой изъян: категорию «состояние» в современных гуманитарных отраслях знания принято относить к субъективной, внутренней области, тогда как криминогенная ситуация, о чем говорится в большинстве работ, которые посвящены данной криминологической проблематике, имеет под собой преимущественный объективный субстрат.

По-другому криминогенную ситуацию также можно определить как обладающее протяженностью взаимодействие по меньшей мере двух сторон, которое предполагает причинение одной из них — преступником — вреда общественным отношениям. В отличие от криминальной ситуации, то есть обстановки совершения преступного акта, и посткриминальной ситуации — обстоятельств, характеризующих поведение преступника и потерпевшего после совершения преступного деяния во всех аспектах, которые имеют отношение к данному преступлению, криминогенная ситуация всегда, во всех случаях предшествует совершению преступного посягательства.

Криминогенные ситуации можно классифицировать на сознательно и заранее создаваемые самим преступником; создаваемые также им, но непреднамеренно (в частности, ситуация, связанная с коллективным распитием спиртных напитков); возникшие в результате действий, в том числе аморальных, правонарушающих, самих потерпевших (в результате их виктимного поведения) — виктимологические ситуации; вызванные стихийными силами природы или стечением объективных обстоятельств (например, ситуации природных катаклизмов: наводнений, извержений вулканов, ураганов, селей, которые детерминируют мародерство и иные низменные преступные посягательства).

По характеру и объему своего влияния на готовящегося совершить преступное посягательство они могут подразделяться на сопутствующие, благоприятные, провоцирующие, соблазняющие, разряжающие и те, что затрудняют преступное поведение.

По времени криминогенные ситуации могут носить длительный или краткосрочный характер.

Структура криминогенной ситуации состоит из трех основных элементов. В нее входят субъекты, которые находятся в данной ситуации, объекты, на которые преступление направлено, включая его предмет и какие-либо блага или ценности, из-за желания завладеть которыми совершается преступление, и стадии криминогенной ситуации. Также в них выделяются объективное содержание и субъективное восприятие. Последние могут как совпадать, так и расходиться, например, по причине излишней ревнивости, тревожности, мнительности. Различные искажения объективного содержания часто происходят ввиду дефектов восприятия (усталости, утомления, алкогольного или наркотического опьянения) или выраженной антисоциальной направленности личности, негативизма (когда человек постоянно находится в состоянии оппозиции, скрытой вражды с окружающими людьми, убежден, что все действуют только своекорыстно, пытаются его обмануть, каким-либо образом притеснить либо ущемить его интересы).

Обозначим несколько разновидностей криминогенных ситуаций по содержательному признаку.

Трудная жизненная ситуация. Она образуется в результате стечения определенных обстоятельств и условий, неправильно оценив которые, человек принимает решение совершить преступление.

Ей близка проблемная ситуация, которая возникает тогда, когда какому-либо индивиду предоставляется выбор между правомерным и противоправным поступком. Разновидностью такой ситуации является так называемая флуктуационная (бифуркационная) ситуация, итоговый вариант разрешения которой предугадать невозможно.

Конфликтная ситуация. Это ситуация, которая сопровождается приобретающим криминальный формат экстраординарным поведением одной или двух и более сторон, осуществляемым на почве столкновения личных интересов.

Стрессовая ситуация. Ее образуют факторы и обстоятельства, которые внешне и внутренне воздействуют на человека и формируют у него состояние сильного внутреннего психического напряжения.

Фрустрационная ситуация (от латинского слова «frustration» — неудача). Ситуация такого вида возникает в результате возникновения непреодолимых препятствий при достижении какой-либо важной для человека цели и приводит к дезорганизации его сознания, в результате которого совершается преступление. При этом преступное поведение является частным случаем психологической разрядки, катарсиса или одной из форм сублимации.

Оперирование термином «личность преступника» означает, что речь идет о «социальном лице» человека, совершившего преступление. При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие.

Социальная среда — это общество, не только объективные условия и обстоятельства, определяющие поведение человека, но и непрекращающаяся деятельность людей, которые создают и изменяют указанные обстоятельства, — людей как продукта и источника социального развития.

Личность преступника представляет для криминальной психологии и самостоятельный интерес, ибо она не просто отражает определенные внешние условия, но является активной стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная, целенаправленная деятельность.

Таким образом, связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В ряде случаев они в процессе длительного специфического социального взаимодействия накладывают относительно стойкий отпечаток на личность и порождают не отдельные преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая проявляется в комплексе правонарушений. Такая личность способна совершать преступления даже при меняющихся условиях, если не изменилась она сама, приспосабливая при необходимости для себя среду и преодолевая возникающие препятствия.

Представляется, что отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентации, взглядов и социальных установок, т. е. в содержательной стороне сознания. Сами по себе преступления нельзя рассматривать с точки зрения их внешней характеристики на какие-то особые деяния, которые требуют необходимых физических и психических возможностей индивида. Обще признано, что именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, их взаимодействии надо искать непосредственные причины преступного поведения. Конечно, речь идет не столько о декларируемых, желаемых морально-правовых идеалах и поступках, сколько о непосредственных житейских представлениях, которые закрепляются общественной практикой в сознании и деятельности человека. Кроме того, система ценностей общества и личности рассматривается не только как исходная сторона социального взаимодействия, но и как его результат, влияющий на последующее взаимодействие. Не остаются без внимания и условия их формирования, реализации, функционирования.

Таким образом, при исследовании возникает необходимость комплексной оценки взаимосвязи различных характеристик среды и личности.

Преступность — это не только совокупность преступных деяний, но и совокупность лиц, которые их совершают. Не случайно при исследовании состояния, структуры и динамики преступности анализируются не только факты преступлений, но и контингент преступников. Обобщение субъективных данных позволяет точнее прогнозировать динамику преступности, ее влияние на социальные процессы, научно обоснованно строить организацию борьбы с преступностью, совершенствуя подсистему коррекции криминогенной деформации личности и оптимизируя взаимодействие последней с социальной средой. Преступность также можно рассматривать в рамках взаимодействия социальной среды и личности, но уже на типическом уровне среды, личности, их взаимосвязи.

Заключение

В заключении хотелось бы сделать вывод.

Во-первых, вопрос о личности преступника имеет большое значение для психологов. А разработка этой проблемы играет большую роль в профилактической деятельности по предупреждению преступлений, где учет личностного фактора имеет решающее значение.

Во-вторых, причины и условия совершения конкретного преступления неразрывно связаны с психологией личности обвиняемого. Поэтому необходимо тщательное изучение социальной микросреды формирования личности, конкретной ситуации совершения преступления.

В последние годы в деятельности правоохранительных органов стал применяться метод формирования психологического портрета, составление которого, несомненно, напрямую зависит от исследований в области личности преступника. Этот метод основан на положении о том, что в преступлениях, как правило, особо тяжких, проявляется психология и психопатия преступника. Состоит этот метод в том, что на основе обработки оперативных и следственных материалов составляется портрет предполагаемого преступника, в котором указывают его предполагаемые психологические, физические и социальные характеристики, как то психологический тип, наличие психических отклонений, физический данные, уровень образования, культуры и т.д.

Подводя итог вышеизложенному можно подчеркнуть, что психологическая характеристика преступника имеет важное значение при решении правовых, розыскных и профилактических задач. Поэтому ее необходимо шире использовать на практике.

Список использованной литературы

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. — М.,1996.

2. Еникеев М.И. Энциклопедия. Юридическая психология. — М.: Издательство ПРИОР,2001.

3. Криминология. Учебник для вузов под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. — СПб., 1998 г.

4. Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976.

5. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и паталогия.-М.,1982.

6. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. — М.: Зеркало, 1998.

7. Юридическая психология: Учебник для вузов/ В.Васильев.- 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер,2003.

8. Юридическая психология: Хрестоматия/ Сост. В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юрист, 2000.

Механизм преступного поведения

Мотивация преступного поведения

Принятие и исполнение решения в механизме преступного поведения

Основные типы механизмов преступного поведения

Психологические механизмы преступного поведения

Механизм преступного поведения

Элементы механизма преступного поведения — это психические процессы и состояния, которые рассматриваются не в статике, а в динамике во взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующих это поведение.

При рассмотрении механизма преступного поведения наружное лица среду и его личности свойства определяются во взаимодействии, учитывая все этапы криминального поведения:

1) формирование мотивации;

2) принятие решения о совершении преступления;

3) выполнение принятого решения;

4) посткриминальное поведение.

Важно при этом подчеркнуть, что соответствующее поведение на каждом этапе — результат взаимодействия среды и лица, совершившего преступление. В момент совершения преступных деяний и к нему среда определяет характеристики личности, последнее влияет в свою очередь на среду.

Мотивация включает процесс возникновения, формирования мотива преступного поведения и его цели. Мотив поведения — это внутреннее побуждение к действию, желание, определяемое потребностями, интересами, чувствами и т. По мотивам формируется цель как предполагаемый или желаемый результат определенного деяния. При принятии решения происходит прогнозирование возможных последствий реализации желания, возникшее, планирование поведения с учетом реальной обстановки, собственных возможностей и других обстоятельств, а также выбор средств.После того, как у лица под влиянием ситуации и потребностей, интересов и т.п. возникла установка на определенное поведение, наступает некоторая «задержка». Как правило, человек не действует сразу в соответствии с этой установкой, а соотносит ее с существующими в обществе моральными, правовыми и другими нормами, с общественной и групповой мыслью, мыслью близких лиц. Кроме этого, она учитывает объективные факторы, в том числе состояние внешнего социального контроля (систему охраны объекта или состояние учета на предприятии и т.п.). Учитывается практика выявления и раскрытия преступлений, наказание виновных, другие факторы. Однако в ряде случаев, механизм преступного поведения носит так называемый свернутый характер. Тогда акта «задержки» не происходит: человек сразу действует в соответствии с возникшей установкой.Такой характер преступного поведения (без обдумывания) нередко отмечается у лиц, не привыкших принимать обдуманные решения и последствия. Нередко это наблюдается у несовершеннолетних, людей с невысоким уровнем интеллектуального развития или имеющих импульсивный характер, находятся в состоянии алкогольного опьянения. Свернутый механизм встречается также в сложных, необычных для данного человека ситуациях, требующих быстрого на них реагирования.

За принятием решения наступает стадия его исполнения — собственно совершение преступления. Фактическая реализация решения может отличаться от запланированной, например, при изменении внешней ситуации. Так, при активном сопротивлении потерпевшего грабеж может перерасти в разбой.

И состояние человека, и состояние внешней среды на разных стадиях преступного поведения не остаются неизменными. Правильная оценка преступного деяния предполагает выяснение того, как фактически выглядел процесс зарождения преступного поведения на каждом из выделенных выше трех этапов, под влиянием чего преимущественно сформировались мотивация и решение: устойчивых характеристик личности или сложной необычной ситуации. На этапе пост криминального поведения преступник анализирует то, что происходило, его последствия, распоряжается незаконно приобретенными благами, имуществом и т.п., скрывает следы преступления и т.

Мотивация преступного поведения

Цель — это та вещь или явление или любая другая исказит или изменение, которое привлекает преступника, манит, влечет его и, по мнению преступника, может удовлетворить его определенную потребность. Итак, цель порождается объективными условиями жизнедеятельности лица, имеет отражение в потребностях и интересах. Для того чтобы цель материализовалась в желаемое, должен состояться процесс мотивирования.

Мотивация включает процесс возникновения, формирования мотива преступного поведения и его цели. Мотив поведения — это внутреннее побуждение к действию, желание, определяемое потребностями, интересами, чувствами и т. По мотивам формируется цель как предполагаемый или желаемый результат определенного деяния. Потребности индивида являются одними из важных составляющих в процессе мотивации. Преступление не совершается сразу после возникновения потребности в чем-то. Потребность, которая возникает у лица, сначала «проходит» через его сознание. Поэтому эта потребность трансформируется в заинтересованность, желание, цель. На этой основе возникает процесс мотивации. Потребности возникают у лица под влиянием недостатка в чем-то из-за неудовлетворенности. Потребности, в свою очередь, разделяют на духовные и материальные. Материальные потребности находятся в основе жизнедеятельности человека. Непосредственным источником действия лица, направленное на удовлетворение потребностей, является ее интересы. Интерес — специфическое отношение лица к предмету преступления за его жизненное значение и эмоциональную привлекательность. Он, в свою очередь, делится на личный и общественный. Личный интерес руководит поведением человека, так как в его основе находится желание обладать определенными материальными благами. В результате противоречий между личными и общественными интересами, если первый невозможно удовлетворить законным путем, возникает состояние предпреступного поведения.

Криминальная мотивация. — ??? сложившаяся в сознании конкретной личности под воздействием элементов микросреды определенная система мотивов, побуждающая человека к совершению преступления. При этом, одной криминальной мотивации недостаточно для порождения решимости к акту преступного поведения. Стоит сказать, для ???го необходимым будет действие второй сопричины, придающей изначально нейтральным мотивам криминогенную сущность. Этой сопричиной будет антиобщественная направленность личности — система социально-негативных взглядов, убеждений и установок личности, позволяющая ???й личности реализовывать ???и мотивы в т.ч. и преступным путем. Данная система складывается также под воздействием элементов микросреды.

Более детально процесс формирования данных сопричин можно оценить с помощью т.н. механизма индивидуального преступного поведения, представляющего собой взаимодействие социально-негативных взглядов, убеждений и установок личности с криминальной мотивацией, приводящее под воздействием условий объективной действительности данную личность к совершению преступления.

Основные типы механизмов преступного поведения

Личность человека формирует социальная среда, в которой он находится. С детства его окружают родители, друзья, воспитатели, учителя и просто незнакомые люди, с которыми приходится сталкиваться ежедневно. И не всегда человек находится в ладу со своим окружением. Иногда состояние личности человека и его психические процессы идут в разрез с общепринятыми. И тогда из возможных вариантов человек может выбрать преступное поведение.

Механизм индивидуального преступного поведения включает в себя несколько причин:

  • сформированные в процессе конфликта с социальной средой отрицательные и криминогенные качества личности;
  • факторы, формирующие мотивы преступного поведения и провоцирующие принятие решения о совершении преступления;
  • столкновение с обстоятельствами, при которых правомерное поведение становится невозможным, а возможность противоправного поведения, наоборот, облегчается;
  • доминирование у личности мотивов преступного поведения;
  • благоприятная ситуация для совершения преступления;
  • состоявшийся факт совершения преступления;
  • неэффективное функционирование системы правоохранительных органов.

Все описанные элементы механизма преступного поведения имеют одну основу формирования. Ею являются потребности личности. Их неудовлетворение приводит к девиантному, и, как следствие, преступному поведению.

Психологические механизмы преступного поведения

Понятие механизма преступного поведения рассматривается психологами в более широком смысле, чем термин «преступление». Преступление определяется как общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом и грозящее наказанием. Речь здесь идет лишь об одном акте человеческого поведения. Тогда как механизм преступного поведения представляет собой процесс, в который включены обстоятельства и психологические явления, предшествующие появлению мотива нарушить закон.

Социально психологический механизм преступного поведения включает в себя свойства личности и мотивы поведения преступника, микро- и макросоциальные условия, которые привели личность к решению совершить преступление, а также характер поведения жертвы и жизненную ситуацию, которая спровоцировала преступное деяние.

Этапы механизма преступного поведения обычно включают в себя три составляющих: мотив преступления, планирование преступных действий и непосредственную реализацию этих действий. Этапы в свою очередь делятся на стадии механизма преступного поведения. Всего их четыре:

1. Мотивация. Процесс возникновения и формирования мотива для совершения преступления. Это желание или потребность, которые под влиянием внешней среды и определенной ситуации приняли острою форму.

2. Цель преступного поведения и принятие решения о совершении преступления. Это желаемый результат преступного деяния и прогноз его последствий, с учетом возможностей, реальной обстановки и выбора средств.

3. Само совершение преступления.

4. Посткриминальное поведение. Сюда входит анализ происшедшего преступником, распоряжение приобретенным в ходе преступления имуществом, сокрытие следов, а также принятие мер по избеганию привлечения к уголовной ответственности.

Однако криминалисты рассматривают не только эти стадии. Типы механизма преступного поведения бывают различны. Человек может совершить преступление не только умышленно, но и неосознанно, в состоянии аффекта, и с отягчающими обстоятельствами. В этих случаях уголовное дело рассматривается с учетом всех факторов, повлекших человека на преступление, и меры наказания могут отклоняться от нормы в сторону ужесточения, либо облегчения, вплоть до условных сроков.

В любом случае, основными причинами формирования криминальных мотивов и возникновения механизма преступного поведения личности, чаще всего становятся явления социальной жизни и различные обстоятельства. Каждая причина преступного поведения состоит из ряда элементов, и если хотя бы один из этих элементов исключить из общей цепочки, то преступление не произойдет.

Добавить комментарий