Преторское право

Преторское право ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО — особая система римского частного права, сложившаяся в республиканскую эпоху в процессе осуществления претором и др. судебными магистратами принадлежавшей им власти. П.п. противопоставлялось цивильному праву, т.е. исконному римскому частному праву, основным источником которого являлись Законы XII таблиц и их толкования (interpretation Преторы не обладали законодательными полномочиями, но могли предписывать и проводить в жизнь своей властью различные мероприятия, которые признавали целесообразными. С середины II в. до н.э. в Риме был введен новый, формулярный порядок гражданского процесса (начало этой реформе судопроизводства было положено законом Эбуция- lex Aebutia). Как и ранее, процесс проходил две стадии: 1-я (in iure) — у претора (или др. судебного магистрата), 2-я (in iudicio) — у назначенного им судьи. В 1-й стадии истец обосновывал иск, ответчик приводил возражения. Претор не проверял фактических обстоятельств дела. Он возлагал это на судью, а сам устанавливал только, обоснован ли предъявляемый иск (если приводимые истцом факты подтвердятся) и заслуживают ли внимания (при том же условии) возражения ответчика. По новому порядку претор получил право, решая вопрос об обоснованности иска, вырабатывать собственную инструкцию для назначаемого по данному делу судьи, т.н. формулу (отсюда «формулярный» процесс), являвшуюся для судьи обязательной. Руководя таким образом гражданским процессом, претор в тех случаях, когда развитие хозяйственной жизни не могло довольствоваться старыми нормами цивильного права, стал удовлетворять возникавшие на этой почве новые запросы. С этой целью он иногда отказывал в иске при таких обстоятельствах, когда по цивильному праву лицо должно было получить защиту, и, наоборот, допускал иск в случаях, не предусмотренных цивильным правом. При каких именно обстоятельствах будет допускаться иск и в каких случаях в иске будет отказано (хотя бы по цивильному праву данное отношение пользовалось защитой), объявлялось претором заранее в его эдикте.

Таким образом, формально ничего не меняя в цивильном праве, претор в одних случаях оставлял без применения отдельные устаревшие его нормы, а в других — давал судебную защиту отношениям, не предусмотренным цивильным правом, и этим по существу создавал новые нормы. Эти нормы являлись обязательными. В процессе осуществления судебной власти претора и др. судебных магистратов сложилась целая система норм, которая в отличие от цивильного права получила название П.п. Так, параллельно с цивильным правом собственности сложилось П.п. собственности, наряду с цивильным наследственным правом — преторское наследственное право.

П.п. имело огромное значение в развитии римского частного права. Оно явилось источником, не только предохранявшим существовавшие правовые институты от обветшания и видоизменявшим их в соответствии со вновь назревавшими потребностями, но и закрепившим целый ряд новых правовых институтов. Таким образом, П.п. изменило древнее римское право, не ломая его формы, но проникая в старое содержание и меняя его природу. Дуализм цивильного права и П.п. просуществовал до Юстиниана, который в своей кодификации объединил обе системы (см.: Юридический словарь. — М., 1953).

Таким образом, формально ничего не меняя в почитавшемся римлянами древнем цивильном праве, преторы (и другие судебные магистраты), в одних случаях оставляя без применения устаревшие нормы этого права, а в других — предоставляя судебную защиту в непредусмотренных им ситуациях, по существу создавали новые нормы, соответствовавшие новым социальным и хозяйственным отношениям. Со временем на основе изменений и дополнений, внесенных преторами с помощью юристов в текст постоянного эдикта, сложилась целая система норм и институтов, получившая название преторское право. Так параллельно с цивильном правом собственности (так называемая квиритская собственность) сложилось преторское право собственности (так называемая бонитарная собственность), параллельно с цивильным наследственным правом – преторское наследственное право. Отныне римское право существует и развивается в условиях дуализма динамичного преторского права и более консервативного цивильного права. Однако после того, как при Адриане текст преторского эдикта был отредактирован и окончательно зафиксирован (129 или 131 н. э.), развитие преторского права прекратилось. В 4-5 вв. происходит постепенное сближение цивильного и преторского права, завершившееся их окончательным слиянием в Юстиниановой кодификации (см. Кодификация Юстиниана).

Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.

Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. Магистраты, обладавшие высшей властью, – преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы – издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, – постоянные эдикты (edictum perpetuum).

Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.

Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.

Одной из форм правообразования, являются эдикты магистратов. Термин «эдикт» происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.

Правом издавать эдикты пользовались преторы (городской и перегринский), и правители провинций.

В своих эдиктах магистраты объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и т.д. Эдикт, содержавший подобного рода годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным в отличие от разовых объявлений по отдельным случайным поводам. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти.

Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т.п.

Эдикт – процессуальный документ, единственный кодифицированный акт классического периода.

Вопрос 7. Деятельность римских юристов как источник римского права.

Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.

В период республики деятельность юристов сводилась к:

– консультации граждан, обратившихся за юридической помощью (presponsa);

– даче образцов и редактированию договоров и судебных исков (cavere);

– руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere).

Результат деятельности юристов – появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права.

Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства.

Первые республиканские юристы – основатели цивильного права. Деятельность римских юристов достигла расцвета в период принципата – классический период. В классическую эпоху частное право достигло наивысшего развития.

В эпоху республики юристы толковали закон буквально. В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявлении воли сторон или законодателя. Прокульянцы:

Занятия юриспруденцией – один из почетнейших и благородных видов деятельности в Риме. Труд юристов был в правовом отношении бесплатным, однако они имели право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги.

Юристами в древнейшую эпоху были жрецы (понтифы), которые толковали закон (interpretatio), причем не посвящали массы в свои юридические тайны.

Римские юристы благодаря выдающемуся качеству их консультаций имели большой авторитет и влияние. Римские юристы своей консультационной практикой непосредственно влияли на развитие права.

Деятельность юристов, по существу имевшая назначение помогать применению действующих норм права, фактически получила значение самостоятельной формы правообразования.

Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта — edictum perpetuum (125-138 гг. н.э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена кодификация преторского нрава. Правда, edictum perpetuum не был признан законом, но, но предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Последний, с момента редактирования эдикта, заменил viva vox iuris civilis — живой голос цивильного права. Преторы продолжали выставлять эдикт в Риме и в провинциях, но только в окончательной редакции Юлиана. Юлиановская редакция эдикта не сохранилась, однако благодаря вызванным кодификацией эдикта и в основном дошедшим до нас обширным комментариям Гая, Ульпиана и Павла стало возможным восстановить и текст и расположение содержавшихся в эдикте постановлений и формул. Существование комментария Гая также к провинциальному эдикту — edictum provinciale — заставляет предполагать, что Юлиан кодифицировал не только эдикт городских преторов, по и эдикт провинциальных правителей. Эдикт же преторов перегринов остался, по-видимому, вне кодификации. Если источники совершенно определенно говорят об одном эдикте, то это происходит в силу уравнения в 212 г. н.э. юридического положения свободных обитателей Римской империи, для которых другие эдикты потеряли всякое значение. Эдикт распадался на определенное число титулов небольшого объема с заглавиями (de iudieiis, de rebus creditis и т.д.) и охватывал две части. В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, clausulae edictales, в дополнительной — приведены типовые формуляры исков. В эдикте не соблюдалось особой системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков, и обусловливалось практическими соображениями и историческими случайностями. Содержание эдикта вытекало при республике из компетенции (officium) судебных магистратов и устанавливалось ими по соображениям современной политики правящего класса.

Отношение между цивильным и преторским правом

Между цивильным и преторским правом имело место живое взаимодействие; некоторые правила ius civile воспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского права переходили в область ius civile. Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствований из эдикта. Процесс такого взаимодействия захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, рядом с dominium ex iure Quiritium (квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in bonis esse — см. п. 193), наряду с цивильным наследником (hères) стал преторский владелец наследства (bonorum possessor — см. п. 236). В других институтах благодаря преторскому эдикту преобразовывалось содержание институтов цивильного права.

Уже было указано, как две области права — области цивильного и преторского нрава — в процессе отмеченного выше взаимодействия медленно сближались между собой. После кодификации эдикта Сальвием Юлианом, при Адриане, это сближение стало еще более тесным. Правда, формальное противоположение двух систем в силу римского консерватизма сохранялось до Юстиниана, как историческое переживание. Но еще с эпохи классических юристов началось слияние цивильного и преторского права в один юридический порядок. С особой быстротой оно пошло в IV и V вв. н.э. и оказало огромное влияние на структуру всех институтов и их систематическую разработку. Нормы и институты, которые кажутся часто новыми в кодификации Юстиниана, в сущности представляют результат начавшегося за три столетия слияния этих двух систем права. Об этом свидетельствует автор первых двух книг Институций Юстиниана — Дорофей:

Но так как постепенно, из обычая людей — с одной стороны и нововведений конституций — с другой, цивильное право начало приходить к единообразию с преторским, то было установлено…

Этот текст, включенный в элементарное руководство VI в. н.э., передает чрезвычайно важный факт в истории источников римского права, как вполне естественный. Текст указывает, что постепенно путем практики, очевидно судебной и деловой, а также под воздействием императорских конституций, исправлявших действующий закон, возникло новое право.

Преторское право (лат. Jus praetorium) — система римского права, возникшая во второй половине II в. до н. э., представляющая собой совокупность новшеств, введенных преторами и эдилами в правопорядок и объявленных в их эдиктах. Так как эта совокупность форм судебной и административной защиты, процессуальных норм, принципов и правил была создана практикой должностных лиц, она имеет общее название — магистратское право (jus honorarium — от лат. honor, «почетная должность»).

Исторические предпосылки возникновения преторского права

Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени Квиритов(jus Quiritium). Римский правовой порядок и в архаический, и в классический период (то есть вплоть до III в. н. э.) покоился на процессе, а не на законе. Преторы, внося в свой ежегодно обновляемый эдикт новые процессуальные способы защиты или, напротив, исключая из вновь издаваемого эдикта уже устаревшие способы защиты, фактически определяли, по какому пути пойдет развитие всей римской правовой системы. Такая работа над эдиктом осуществлялась постоянно, и в процессе этой работы обращение шло как к нормам jus Quiritium, так и к нормам jus gentium — праву народов. Этот процесс привел к тому, что в конечном итоге (к началу III в. н. э.) сформировалась новая система права Римской империи, получившая название — jus civile — гражданское право (имеется в виду право, субъектами которого являются все свободные жители державы — граждане Римской империи). Для юристов эпохи принципата и домината jus civile было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права.

Формирование

Преторское право формируется как особая процессуальная система и способ реализации норм Квиритского права и права народов фиксируется со второй половины II в. до н. э. Эта система права зародилась в связи с развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Все эти социально-экономические условия делали старые постановления jus civile недостаточными, появилась необходимость их поправлять и дополнять. Эта работа легла на судебных магистратов и преторов. На первых порах преторские мероприятия имели своей целью исключительно лишь помощь jus civile и восполнение его пробелов. Конечно, под видом этой помощи и восполнения вносились нередко в область права и весьма существенные реформы. Так, осуществляя свою обязанность блюсти общественный мир и порядок, претор мог в том или ином случае предписать частным лицам нечто иное, чем предписывал закон. Таким образом, закон формально отстранялся на время ввиду данного конкретного случая, фактически же это, по идее, временное изъятие превращалось в постоянное, а сам закон jus civile в пустой звук: становился «голым правом» — nudum jus Quiritium.

Источник преторского права

Одним из источников Римского права являлись эдикты преторов (англ.)русск., содержащие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита. Одни из этих эдиктов имели в виду какие-то отдельные конкретные случаи (edictum repentinum), другие определяли общую программу преторской деятельности на весь его должностной год и содержали ряд общих абстрактных правил (edictum perpetuum). В последних и отлагалась постепенно административно-уголовная практика преторов. Каждый новый претор, при этом, составляя свой эдикт, принимал во внимание эдикты своих предшественников, и благодаря этому, с течением времени образовалась совокупность преторских норм, переходящих из эдикта в эдикт (edictum tralaticium).

Кодификация преторского права

В целях закрепления отдельных постановлений преторского права юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок edictum perpetuum (125—138 гг. н. э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Edictum perpetuum не был признан законом, но по предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым, право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Данный эдикт состоял из двух частей, каждая из которых содержала определенное число титулов небольшого объема. В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, в дополнительной — приведены типовые формуляры исков. В эдикте не соблюдалось особой системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков.

Литература

Добавить комментарий