Превышение должностных полномочий военнослужащими

Превышение должностных полномочий военным должностным лицом недопустимо. Эти действия могут быть квалифицированы как уголовное преступление против государственной власти. В обязанность военнослужащих входит предупреждение преступлений. В случае выявления фактов злоупотребления служебными полномочиями или их превышения необходимо принять меры для прекращения неправомерных деяний.

Вопрос от Ильенкова Анатолия: «Служу по контракту. Не сложились отношения с непосредственным начальником. Он отдает неадекватные невыполнимые приказы, которые не связаны с моими должностными обязанностями, и угрожает наказанием за их невыполнение. Как поступить, и как прекратить эти издевательства?»

Ответ: Критика приказа недопустима, а его неисполнение является преступлением против воинской службы. Приказ подлежит точному беспрекословному выполнению в установленный срок. Распоряжения непосредственного командира обязательны для исполнения, но в случае, когда военнослужащий считает, что ему даны неправомерные указания, он обязан выполнить приказ, и обжаловать его вышестоящему руководству в письменном виде. В рапорте на имя начальника части нужно изложить все обстоятельства получения предписания со ссылкой на свои служебные обязанности, и выразить свое мотивированное несогласие с объемом возложенной работы. С учетом того, что приказ не должен вступать в противоречие с Федеральным законодательством, и иметь отношение только к служебным обязанностям подчиненного, командир, отдавший распоряжение, не соответствующее требованиям закона, несет ответственность вплоть до уголовной. В случае, если требование непосредственного начальника содержит признаки нарушения законодательства, в том числе и превышение служебных полномочий, то всю ответственность за этот приказ несет должностное лицо, его принявшее.

Вопрос от Симака Олега: «Занимаю должность комроты, условия несения службы можно отнести к тяжелым. В подчинении находятся призывники, саботирующие приказы. Приходится иногда повысить голос или подкрепить свои слова крепкими выражениями. Оказалось, что один из бойцов написал на меня жалобу на имя командира части, и теперь мне вменяют злоупотребление властью или служебным положением. Что мне грозит, как защищаться от несправедливых обвинений?»

Ответ. Для более точного анализа ситуации необходимы данные о материалах проверки и о том, на какой стадии она находится. Превышение должностных полномочий может быть квалифицировано, как уголовное преступление, если будет доказано, что ваши действия повлекли существенное нарушение прав подчиненных. В данном случае вам необходима помощь адвоката, который сможет дать рекомендации на месте, ознакомившись с результатами проведенной проверки.

Вопрос от Корецкого Станислава: «Мой сын служит по призыву 2 месяца. В письме он сообщил, что к нему и еще двум новобранцам имеется предвзятое отношение со стороны молодых ребят, но служащих по контракту. Офицерам известны случаи насилия в отношении подчиненных со стороны сержантов: избиение призывников, издевательств над ними после отбоя. Ребята боятся жаловаться, они подозревают, что деньги, которые у них воруют, достаются и их непосредственному начальнику. Как поступить в этой ситуации, чтобы облегчить сыну службу и не навредить ему еще больше?»

Ответ. С учетом того, что все жалобы на неуставное поведение военнослужащих подлежат проверке, по результатам которой должно быть принято решение о наказании непосредственных участников и руководителей, допустивших действия, явно нарушающие основы законодательства, вам следует обратиться в правозащитную организацию, изложив в заявлении все обстоятельства, рассказанные сыном. Порекомендуйте ему обратиться в санчасть, и получить освобождение от военной службы в связи с травмой, если на его теле есть следы побоев. Свяжитесь с родителями других новобранцев, и выясните, будут ли они подавать жалобы на случаи превышения должностных полномочий в воинской части. Свидетельские показания очевидцев и факт обращения в санчасть создадут доказательную базу, и помогут привлечь к ответственности виновных. Доказанные случаи применения насилия или вымогательства в отношении подчиненного наказываются лишением свободы.

Вопрос от Гусева Михаила: «На прошлой неделе между мной и еще одним служащим по контракту произошла ссора, во время которой я неуважительно высказался в его адрес, употребив матерную брань. У нашей размолвки были свидетели. Друзья того военнослужащего сказали, что он собирается писать на меня заявление по ст.336 УК РФ. Есть ли вероятность того, что меня могут осудить?»

Ответ. Ст.336 УК РФ рассматривает факт оскорбления одним военнослужащим другого только во время исполнения служебных обязанностей. В том случае, если ссора произошла в неслужебное время, или не была связана со служебными взаимоотношениями, признаков преступления, предусмотренного ст.336 УК РФ в ваших действиях не усматривается.

По итогам расширенной коллегии Главного военного следственного управления, которая состоялась 25 февраля 2016 г., было установлено, что количество преступлений, связанных с превышением должностных полномочий, увеличилось на 18,7% по сравнению с 2014 г. При этом наиболее опасным для воинского правопорядка является превышение должностных полномочий, которое допускают командиры воинских частей с применением насилия по отношению к подчинённым. Актуальность исследования особенностей расследования подобных преступлений связана с тем, что при их совершении нарушаются и ущемляются права и свободы, а также достоинство и личная неприкосновенность военнослужащих. Стоит отметить, что одной из главных проблем раскрытия данных преступлений является их высокая латентность.

Основаниями для возбуждения уголовных дел о данных преступлениях чаще чего являются:

  1. Непосредственное обнаружение преступления правоохранительными органами.
  2. Сообщение вышестоящего командования о факте преступления.
  3. Заявления военнослужащих либо персонала ВС РФ.

Основными способами совершения подобных преступлений являются :

  1. Применение насилия к подчиненным военнослужащим или угроза его применения. Так, бывший командир войсковой части 65363 полковник Баранов Максим, узнав о конфликте, произошедшем на учебном полигоне между 4 военнослужащими, прибыл к военнослужащим в палатку, где они размещались, и применил к ним насилие, которое выражалось в неоднократных ударах военнослужащим по голове. Волгоградский гарнизонный суд признал уже бывшего командира виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года условно с испытательным сроком 2 года и права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в Вооруженных Силах Российской Федерации, государственных и муниципальных учреждениях, сроком на 2 года .
  2. Незаконное применение оружия или специальных средств. Примером может послужить дело в отношении командира разведывательного взвода войсковой части 24776 лейтенанта Салавата Гадельшина, который 15.09.2010 года при проведении занятий на полигоне подал своему личному составу команду собраться в установленном месте. Весь личный состав отправился в сторону командира, однако рядовой Плащевский решил пойти до командира другим путём. Гадельшина расстроил тот факт, что рядовой Плащевский решил выполнить команду, используя другой путь (более длительный), тогда командир приказал рядовому повторно выполнить команду, используя более короткий путь. Далее, двигаясь навстречу к подчинённому, Гадельшин направил на военнослужащего Плащевского ствол автомата и произвёл 4 выстрела, от одного из которых рядовой получил огнестрельное слепое непроникающее сочетанное ранение .

На начальном этапе расследования превышения должностных полномочий, совершаемого командирами воинских частей, выделяют следующую типичную следственную ситуацию, которая характеризуется тем, что в военные следственные органы поступает информация от подчиненных воинского должностного лица, сотрудников органов внутренних дел либо других граждан о готовящемся или уже совершенном преступлении конкретным воинским должностным лицом. На дальнейшем этапе расследования данных преступлений возможно выделение следующих типичных следственных ситуаций.

Первая типичная следственная ситуация характеризуется наличием достоверной информации обо всех обстоятельствах совершенного преступления и лице, его совершившем, которое полностью признаёт свою вину. Однако данная ситуация встречается довольно редко, так как обвиняемый чаще всего думает, что сможет уйти от ответственности, предоставив ложную информацию следствию.

Вторая следственная ситуация характеризуется тем, что лицо, совершившее должностное преступление, отрицает свою причастность к нему, и поэтому является неблагоприятной для следователя военных следственных органов из-за недостаточного объема доказательственной информации, действия фактора времени и вероятности исчезновения не выявленных следов преступления, а также из-за многих других факторов. Именно эта ситуация создает проблемы раскрытия должностных преступлений, а также ведет к росту количества совершаемых преступлений и наносит ущерб Вооруженным Силам Российской Федерации.

Организация первоначального и последующего этапов расследования данной категории преступлений во многом аналогична организации расследования преступлений, предусмотренных ст. 286 УК РФ в целом, независимо от специфики субъекта. Однако имеются некоторые сложности и тактические приёмы, присущие только данному виду преступлений. Сложность расследования данных преступлений заключается в следующем :

  1. Потерпевший, а также свидетели (которые чаще всего являются подчинёнными должностного лица, совершившего преступление) не всегда дают показания против подозреваемого, так как данные лица боятся за свою дальнейшую судьбу из-за недоверия к командованию.
  2. Отсутствие очевидцев преступления, так как само преступление чаще всего совершается на закрытой территории.
  3. Активное противодействие командования в установлении фактических обстоятельств произошедшего.

При расследовании данной категории дел рекомендуется использовать следующие тактические приемы :

  1. Прикомандировать потерпевшего на период следствия в другую часть и тем самым вывести его из-под влияния воинского должностного лица, командования части и иных лиц, заинтересованных в исходе дела.
  2. Провести анонимное анкетирование. На практике применяются два его вида: когда ставятся в прямой постановке вопросы о том, кто совершил преступление, и когда сама цель мероприятия завуалирована, а интересующие сведения получают путем тщательного анализа анкет.
  3. Разъяснить обвиняемому несостоятельность и бесперспективность его стремления скрыть обстоятельства дела, при этом обратить внимание обвиняемого на положения уголовного закона о значении чистосердечного раскаяния, явки с повинной, активного способствования раскрытию преступления при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности и назначением наказания.

В ходе следствия, особенно по истечении длительного времени с момента совершения преступления, необходимо будет выяснить у медицинского персонала, обращались ли потерпевшие с жалобами, были ли у военнослужащих телесные повреждения, какими причинами их объясняли.

При допросе родителей потерпевших выясняется, что писали или рассказывали сыновья об условиях службы в подразделении, а также о взаимоотношениях с командирами.

При наличии существенных противоречий в показаниях свидетелей, потерпевших и обвиняемых для установления истины по делу между ними проводятся очные ставки, порядок проведения которых зависит от полноты собранных фактов. Если в ходе очной ставки показания одного из участников изменились, необходимо сразу после ее окончания подробно допросить это лицо о причинах, побудивших его к этому, а также об обстоятельствах, которые были предметом очной ставки.

Таким образом, превышение должностных полномочий, совершаемое должностными лицами Вооруженных Сил Российской Федерации с применением насилия, является специфической группой преступления. Данные преступления имеют целый ряд присущих исключительно им особенностей, которые необходимо учитывать при расследовании данных преступлений.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

URL: http://gvsu.gov.ru/?p=3666 (дата обращения – 14.12.2016).

Добавить комментарий