Президент административное право

Президент РК является субъектом административного права РК, как глава государства. Должность Президента РК носит ярко выраженный политический характер. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует эту политику, является главным звеном политического руководства государственной деятельностью. О сроках полномочий, выборах, правах и обязанностях, досрочном прекращении полномочий Президента РК можно узнать в разделе III Конституции РК, а так же в Указе Президента РК, имеющим силу конституционного закона «О Президенте РК” от 26 декабря 1995г. Правительство республики Казахстан. Правительство РК является высшим исполнительно-распорядительным органом, возглавляет систему исполнительных органов, осуществляет руководство их деятельностью. Если Президент в общем генеральном плане определяет внутреннюю и внешнюю политику, то Правительство осуществляет непосредственное руководство, управление в различных сферах государственной жизни в масштабах всей республики. Оно организует управление государственной собственностью, решает все вопросы государственного управления, за исключением отнесенных Конституцией к компетенции Парламента и Президента РК (раздел IV Конституции РК, Указ Президента РК, имеющий силу конституционного закона «О правительстве РК” 1995 г.).

Исполнительная власть Республики Казахстан. К центральным органам государственного управления или органам исполнительной власти в Казахстане относятся министерства, агентства и ведомства (комитет, главное управление, агентство, инспекция при Правительстве РК или департаменте и т.п.). Названные органы присущи любой стране мира и являются субъектами административного права. Комитеты — осуществляют межотраслевое государственное управление и их отличие от министерств в том, что первые имеют межотраслевой характер деятельности, охватывающий различные отрасли управления. Хотя четкое разделение в данном случае провести трудно. Министерства — призваны руководить порученными им отраслями управления на территории Республики. Они несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технического процесса, наиболее полное удовлетворение потребностей страны во всех видах продукции этих отраслей. Министерства и агентства образуются и упраздняются, а также реорганизуются Президентом РК. Они действуют на основании положений, утверждаемых Правительством РК, где определяются задачи, функции, компетенция и сфера деятельности, структура, управление и другие необходимые вопросы. Ведомства — разновидность центральных органов государственного управления, осуществляющих управление в более узкой сфере, чем министерства или государственные комитеты, создаваемые для выполнения каких-либо специальных исполнительных, контрольных, разрешительных, надзорных или иных функций. Ведомства образуются, упраздняются и реорганизуются Президентом, а руководители назначаются и освобождаются от должности Премьер-министром РК. Они также действуют на основании положений, утверждаемых Правительством РК.

Местные исполнительные органы. Местными исполнительными органами (раздел VIII Конституция РК) являются институты акимов соответствующих административно-территориальных единиц. Они являются представителями Президента и Правительства РК. Акимов областей, городов республиканского значения и столиц назначает на должность Президент РК по представлению Премьер-министра, а акимы иных административно-территориальных единиц назначаются вышестоящими по отношению к ним акимами. К сведению местных исполнительных органов относятся: 1. разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечения их исполнения; 2. управление коммунальной собственности; 3. формирование аппарата управления исполнительной власти, порученной данному акиму территории и организации их работ; 4. они могут издавать приказы и другие нормативные акты в пределах своей компетенции и следить за их выполнением.

Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права. Наиболее многочисленная группа организаций в любом обществе — это предприятия. Предприятиями называются организационные образования, основной целью которых является извлечение прибыли, а основной формой деятельности — хозяйственно-коммерческая деятельность. По закону они самостоятельные субъекты с правами юридического лица, осуществляющие хозяйственно- коммерческую деятельность. В переходный период следует квалифицировать предприятия следующим образом: 1. В зависимости от формы собственности: а) предприятия, основанные на частной собственности; б) предприятия, основанные на государственной собственности; в) предприятия, основанные на собственности иностранных юридических и физических лиц; г)предприятия, основанные на смешанных формах собственности. 2. По организационно-правовой форме: а) кооперативы (в том числе колхозы); б) коллективные предприятия; в) товарищества; г) акционерные общества; д) государственные предприятия и т.д. 3. В зависимости от основной формы деятельности: а) промышленные; б) торговые; в) транспортные; г) сельскохозяйственные; д) банковские и т.д. 4. В зависимости от наличия права юридического лица: а) имеющие такое право; б) не имеющие его Вторая группа рассматриваемых субъектов — учреждения. Это организационные образования, основная форма их работы связана с хозяйственно-коммерческой деятельностью, а цели не связаны с получением прибыли. К ним относятся организации, функционирующие в основном в социально-культурной, административно-политической сфере, классифицировать их также можно по различным основаниям: 1. В зависимости от вида деятельности: а)лечебные; б)учреждения образования; в)научные, научно-исследовательские и другие. 2. В зависимости от формы собственности: а)государственные; б)частные; в)смешанные. Сегодня трудно провести разграничение между предприятиями и учреждениями, поскольку последние, особенно частные, занимаются коммерческой деятельностью. В широком смысле под организацией мы понимаем любые объединения людей. Традиционно, в административном праве под организациями понимаются такие образования, как крупные производственно-хозяйственные комплексы, объединяющие большое количество предприятий, а также иные организации, не названные нами выше. Мы говорим об организациях, которые объединяют большое количество предприятий, подчиняющихся органам управления этих организаций, которые в свою очередь осуществляют управленческие функции в отношении предприятий, создавших эти организации. Указанные нами организации могут принимать форму: 1. Государственных холдинговых компаний. 2. Государственных концернов. 3. Корпораций компаний. Статус указанных образований очень неопределенный, и он требует своего изучения. Говоря об административно-правовом статусе предприятий, учреждений и организаций, хотелось бы отметить, что он состоит из порядка образования, административной правосубъектности, прав и обязанностей, административной ответственности и гарантий прав, закрепленных законом. Об этом вы прочитаете самостоятельно в учебниках и учебных пособиях.

Президент Российской Федерации — это высшее должностное лицо государства, избираемое на шесть лет российскими гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент РФ выступает как субъект административного права:

· осуществляет ряд полномочий в области исполнительной власти;

· по его представлению назначается Председатель Правительства РФ (центрального органа исполнительной власти в России), а также его заместители;

· своим указом формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;

· осуществляет непосредственное руководство блоком так называемых «силовых» органов исполнительной власти (МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ и т.д.).

Требования к Президенту РФ:

· гражданин Российской Федерации;

· не моложе 35 лет;

· постоянно проживает в Российской Федерации не менее десяти лет;

· одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Осуществляет управленческую деятельность посредством издания:

Указов:Носят ярко выраженный нормативно-правовой характер, т.е. содержат нормы, в том числе административного права.

Распоряжений:Не имеют нормативного характера и отвечают признакам индивидуальных управленческих актов.

Полномочия Президента РФ:

· совместно с Правительством РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

· в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

· назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

· имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

· принимает решение об отставке Правительства РФ;

· представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

· по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

· утверждает военную доктрину Российской Федерации;

· формирует Администрацию Президента РФ;

· назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

· назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

· может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации;

· вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

· осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

· ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

· подписывает ратификационные грамоты;

· принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

· является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

· при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

· решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

· награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Добавить комментарий