Президент Франции правительство

1. Орган, принимающий документ, по которому выделяются денежные средства на содержание монарха в Великобритании
правительство
парламент
сам монарх
Тайный совет

2. Источники, которые относятся к Конституции Великобритании
судебные прецеденты
конституционные обычаи
религиозные акты
доктрина

3. Орган во Франции, осуществляющий контроль в отношении актов исполнительной власти
Конституционный совет
Административный суд
Министерский суд
Государственный совет

4. Государство, закрепляющее в Конституции принцип «Правление народа, по воле народа и для народа»
Франция
Германия
Италия
Россия

5. Разновидности законов, принимаемых парламентом Великобритании
государственные
публичные
частные
общественные

6. Государство, где применяется процедура » поймать глаз спикера» и ее смысл.
Великобритания, при обсуждении законопроекта для получения права на выступление
Франция, для получения разрешения выйти во время заседания
Германия, при голосовании за законопроект показать партийную карточку
США, для получения разрешения выйти во время обсуждения законопроекта

7. Разновидность мажоритарной избирательной системы, применяемой во Франции при избрании президента — мажоритарная система …
абсолютного большинства
относительного большинства
квалифицированного большинства
простого большинства

8. Федеральный конституционный суд существует …
во Франции
в США
в Германии
в Великобритании

9. Нижняя палата (Бундестаг) парламента Германии формируется путем …
прямых выборов
косвенных выборов
назначения
многостепенных выборов

10. Территории США, не являющиеся субъектами федерации
штаты
владения
федеральные округа
ассоциированные штаты

11. Составные части парламента Великобритании
Палата лордов и Палата общин
Палата лордов, Палата общин и Тайный совет
Палата лордов, Палата общин и монарх
Палата общин и монарх

12. Заседаниями Палаты общин в Великобритании руководит …
Премьер-министр
Лорд-канцлер
Канцлер Великобритании
спикер

13. Племенные суды, существующие в некоторых странах Тропической Африки и Океании
мусульманские суды
суды обычного права
государственные суды
чрезвычайные суды

14. Невозможность нести ответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые парламентарий поддерживал своим голосованием – это …
депутатский иммунитет
депутатская неприкосновенность
депутатский индемнитет
депутатская привилегия

15. Система престолонаследия существует в Великобритании
салическая
австрийская
шведская
кастильская

16. Орган, осуществляющий конституционный контроль во Франции
Конституционный Суд
Конституционный совет
Конституционный трибунал
Верховный суд

17. Способ голосования в парламенте Великобритании
поднятием руки
криком
«ногами»
электронными карточками

18. Способ формирования верхней палаты парламента (сенат) во Франции – путем …
прямых выборов
косвенных выборов
назначения
смешанных выборов

19. Парламентарий во Франции обладает … мандатом.
императивным
ограниченным
свободным
диспозитивным

20. Палаты парламента Франции
Палата лордов и Палата общин
Национальное собрание и Сенат
Палата представителей и Сенат
Национальное собрание и Палата советников

21. Дело в Конституционном совете Франции рассматривается по …
правилам гражданского судопроизводства
системе досье
правилам административного судопроизводства
правилам конституционного судопроизводства

22. Виды судебных приказов, которые принимает федеральный судья в США
мандамус
инджанкш
народное действие
ампаро

23. Правовое положение президента во Франции — он является …
только главой государства
одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти
главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра
главой государства и главой правительства

24. Государство, где применяется конструктивный вотум недоверия
Германия
США
Франция
Великобритания

25. Государственный орган, осуществляющий исполнительную власть по Конституции США
правительство
вице- президент
президент
совет министров

26. Обязанности Президента Германии в случае отрешения его от должности исполняет …
председатель Бундестага
председатель Бундесрата
Федеральный Канцлер
Вице-Президент

27. Условия формирования Верховного суда США
судьи назначаются президентом
судьи назначаются только президентом
необходимо согласие Сената
судьи назначаются Сенатом

28. Способ формирования верхней палаты (Бундесрат) в Германии – путем …
прямых выборов
косвенных выборов
назначения
многостепенных выборов

29. Нормативные акты, которые издает монарх Великобритании
статуты
«скелетное законодательство»
«приказы в Совете»
делегированные акты

30. Президент Франции избирается … выборами.
косвенными
многостепенными
многоступенчатыми
прямыми

Правительство Франции состоит из премьер-министра и министров.

Премьер-министр назначается президентом Республики. Премьер-министр имеет особый статус в правительстве. Он руководит его деятельностью, несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнению законов, назначает на военные и гражданские должности, в случаях, предусмотренных Конституцией, после обсуждения в Совете министров ставит вопрос о доверии правительству, замещает президента в случае необходимости, обладает правом законодательной инициативы и т.д.

Министры назначаются также президентом, но по представлению премьер-министра. При этом Конституция не обязывает президента при формировании правительства учитывать расстановку политических сил в парламенте, а вновь сформированное правительство — получить доверие парламента, но на практике это всегда происходит в силу существования парламентской ответственности правительства.

Министры прекращают свои полномочия в том же порядке, что и назначаются: президентом по предложению премьер-министра. Премьер-министр прекращает исполнение своих функций по представлению им заявления об отставке правительства (ст. 8 Конституции). Функции члена правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата, со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью.

Конституция Франции различает понятия «Совет министров» и «Кабинет министров». Совет министров — это собрание министров под председательством Президента, а Кабинет министров — это собрание министров под председательством премьер-министра. Только Совет министров осуществляет конституционные полномочия правительства. Все акты, принимаемые данным органом, подписываются президентом.

Конституция закрепляет принцип парламентской ответственности правительства. За проводимую политику оно ответственно перед Национальным собранием, которое может выразить ему резолюцию порицания или отказать в доверии. В этом случае премьер-министр должен вручить президенту заявление об отставке правительства. Юридическая ответственность членов правительства реализуется Палатой правосудия Республики, образованной в 1993 г. для рассмотрения дел о преступлениях или деликтов, совершенных членами правительства при исполнении ими своих функций. Дело может быть начато по обращению любого лица, которое считает себя ущемленным в правах преступлением или деликтом, совершенным министром.

Компетенция правительства сформулирована в Конституции по остаточному принципу: составляющие ее вопросы специально почти не оговорены в Конституции. Конституция содержит перечень вопросов компетенции парламента, т.е. вопросов, по которым могут приниматься законы. Вопросы же, не входящие в область законодательства, носят регламентарный характер (ст. 37). Регламентарная власть принадлежит президенту и правительству. Полномочия президента очерчены в Конституции достаточно четко. Следовательно, по остальным вопросам регламентарная власть осуществляется правительством. Кроме того, значительными полномочиями обладает правительство в законодательном процессе. Оно обсуждает законопроекты перед их внесением в парламент, имеет право вносить поправки в законопроект, регулирует движение «законодательного челнока», устанавливает очередность рассмотрения законопроектов в палатах парламента.

Парламент Франции состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

Национальное собрание — Нижняя палата парламента — включает 579 депутатов (557 от собственно французских регионов и 22 — от заморских территорий). Они избираются единовременно на пять лет всеобщим прямым голосованием по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного — во втором. Пассивным избирательным правом обладают французские граждане, достигшие 23 лет.

Сенат — Верхняя палата — формируется в основном трехстепенными выборами. Сенаторы избираются по департаментам избирательными коллегиями, включающими депутатов советов регионов и департаментов, а также представителей советов коммун. Именно они составляют большинство в каждой коллегии и определяют исход выборов сенаторов, Сенат состоит из 321 члена, избираемых на 9 лет. При этом Сенат обновляется постепенно: на 1/3 каждые 3 года. В крупных департаментах сенаторы избираются по пропорциональной избирательной системе, в остальных — по мажоритарной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного — во втором. Сенаторами могут быть избраны французские граждане, достигшие 35 лет.

Парламент — постоянно действующий орган. Он проводит одну очередную сессию ежегодно: она продолжается с начала октября до конца июня. Чрезвычайные сессии созываются президентом по требованию премьер-министра либо большинства депутатов Национального собрания. Палаты парламента заседают раздельно. Совместное заседание проводится в единственном случае: когда палаты образуют Конгресс для ратификации поправок к Конституции.

Организация палат включает председателя, его заместителей, бюро палаты, партийные фракции, именуемые парламентскими группами, и комиссии. Комиссии бывают законодательные и иные (например, по расследованию). Законодательные комиссии подразделяются на постоянные и специальные. Постоянные комиссии создаются на весь период соответствующего созыва парламента (Национального собрания), а специальные — для проработки одного акта.

Статус парламентариев характеризуется свободным мандатом, несовместимостью с занятием государственных должностей, наличием индемнитета и иммунитета. Индемнитет слагается из не ответственности парламентария за мнения, высказывания или голосования при выполнении депутатских функций (причем такая не ответственность не может быть аннулирована палатой), а также денежного вознаграждения, которое является достаточно высоким. Парламентский иммунитет означает, что депутаты не могут быть подвергнуты преследованию или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты (в межсессионный период — без разрешения бюро палаты), за исключением задержания на месте преступления (ст. 26). При вступлении в должность и по окончании мандата каждый парламентарий обязан представить в бюро палаты декларацию о своем имущественном положении.

Компетенция парламента, согласно Конституции, абсолютно ограничена. Это означает, что парламент может решать только те вопросы, которые прямо указаны в Конституции и органическом законе. Важными из них, согласно ст. 34 Конституции, можно признать регулирование гражданских прав и их основных гарантий, вопросов гражданства, семейных отношений, наследования и дарения, уголовное право, уголовный процесс и амнистию, судоустройство и определение статуса судей, денежную эмиссию, установление и взимание налогов, определение порядка выборов в палаты парламента и органы местного самоуправления, государственную службу, национализацию и приватизацию предприятий; определение основных принципов организации национальной обороны, местного самоуправления, образования, режима собственности, других вещных прав, а также обязательств, трудового, профсоюзного права и права социального обеспечения. Кроме того, парламент одобряет наиболее важные международные договоры, заключенные Президентом перед их ратификацией (ст. 53). По указанным вопросам парламент принимает законы. Существует еще ряд вопросов, решаемых парламентом, но не путем принятия законов, а посредством издания постановлений и резолюций. Это разрешение объявления войны, продление осадного положения на срок более 12 дней, контроль над деятельностью правительства, назначение членов Высокой палаты правосудия и Палаты правосудия Республики.

Приоритетное направление деятельности французского парламента, как и в других странах, — принятие законов. В соответствии с Конституцией следует различать простые законы, среди которых особую разновидность составляют законы финансовые, органические законы, а также законы, изменяющие Конституцию. Все они имеют особенности процедуры рассмотрения. Право законодательной инициативы принадлежит премьер-министру и парламентариям. Причем премьер-министр вносит законопроекты, а парламентарии — законопредложения. Они могут вноситься в любую палату. Обычно законопроекты проходят три чтения, но чтений может быть и больше. Особенностью законодательного процесса во французском парламенте является значительная роль в нем Правительства. Оно может вносить в проект поправки, требовать блокового голосования по проекту (т.е. голосования за проект в целом). Принятый одной палатой закон передается в другую палату. Если закон одобрен палатой в абсолютно неизменном виде, закон передается на подпись президенту. Если же вторая палата не одобряет закон или отдельные его положения, то основной способ преодоления разногласий между ними — законодательный «челнок», означающий, что закон поочередно рассматривается палатами до тех пор, пока ими не будет выработан абсолютно идентичный его текст. «Челнок» может действовать как угодно долго, но правительство имеет право его остановить. Согласно ст. 45 Конституции премьер-министр вправе созвать смешанную паритетную комиссию палат. Комиссия созывается либо после трехкратного голосования по закону в каждой палате, либо после однократного голосования палатами по закону, который объявлен правительством срочным. Судьба проекта, выработанного паритетной комиссией, зависит от правительства. Оно может не представить текст, выработанный комиссией, парламенту, и тогда снова начинается челночная процедура, а может передать этот текст Национальному собранию. Национальное собрание может вносить в текст паритетной комиссии только те поправки, которые согласованы с правительством. Если Национальное собрание примет, таким образом, закон и он будет одобрен Сенатом, закон направляется президенту. Если же паритетной комиссии не удалось выработать согласованный текст Закона или какая-либо из палат не одобрила его, то Национальное собрание проводит обсуждение и голосование по тому тексту, который существовал до образования смешанной комиссии. В случае одобрения этого текста Сенатом закон считается принятым и направляется президенту, а в случае неодобрения либо продолжает действовать «челнок», либо правительство уполномочивает Национальное собрание окончательно принять закон.

После принятия парламентом закон промульгируется президентом в течение 15 дней. До истечения этого срока президент может наложить вето на закон в целом или на отдельные его положения. Президентское вето может быть преодолено палатами парламента. Если это произошло, президент обязан подписать закон. После подписания закона президентом он контрассигнуется премьер-министром и соответствующим министром. Далее осуществляется его официальное опубликование, и закон обретает юридическую силу.

Некоторые особенности имеет рассмотрение в парламенте финансовых законопроектов. Они могут вноситься только правительством и только в Национальное собрание. Если парламент не принял закон в течение 70 дней после внесения его проекта, то по соответствующему вопросу президент может принять ордонанс.

Принятие органических законов также отличается значительным своеобразием. Между моментом внесения проекта в парламент и его рассмотрением должно пройти не менее 15 дней; органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции; если правительство после использования «челнока» и паритетной комиссии предоставит право окончательного принятия органического закона Национальному собранию, он может быть принят абсолютным большинством от списочного состава депутатов (в то время как для принятия простого закона достаточно большинства от числа участвовавших в голосовании); органические законы после их принятия парламентом, но до подписания президентом, подлежат обязательному конституционному контролю.

Конституционное право Франции содержит институт делегированного законодательства. Делегация полномочий правительству осуществляется при наличии у него программы путем издания специального уполномочивающего закона. Последний должен предусматривать предмет и срок делегирования. В порядке делегирования правительство издает ордонансы по вопросам, входящим в область законодательства. Такие ордонансы нуждаются в обязательном утверждении парламента.

Парламентский контроль над деятельностью правительства осуществляется с использованием депутатских вопросов министрам, ответы на которые обязательны; посредством деятельности временных комиссий по контролю и расследованию, а также парламентского посредника. Последний был учрежден во Франции в 1973 г. Посредник назначается на 6 лет Советом министров. Он рассматривает жалобы на нарушения прав и свобод органами и должностными лицами государства. Жалобы посреднику направляются через парламентариев обеих палат. Посредник не имеет властных полномочий, он может лишь давать рекомендации по устранению нарушений прав и свобод граждан и вносить предложения об улучшении работы тех или иных органов.

Перечисленные формы парламентского контроля осуществляются обеими палатами. Они не связаны с применением парламентом каких-либо неблагоприятных последствий по отношению к правительству, т.е. с парламентской ответственностью правительства. Но такая ответственность существует. Правительство несет ответственность только перед Национальным собранием. Формами парламентской ответственности правительства являются резолюция порицания и отказ в доверии. Резолюция порицания выносится по инициативе депутатов, она должна исходить не менее чем от 1/10 от общего числа парламентариев Национального собрания. Голосование по резолюции может состояться не ранее чем через 48 часов после внесения. Резолюция считается принятой, если за нее проголосует абсолютное большинство от общего числа депутатов палаты. Резолюция порицания не может быть внесена ее авторами повторно на той же сессии парламента, кроме тех случаев, когда, она инициируется в связи с постановкой премьер-министром вопроса о доверии. Отказ в доверии может иметь место после постановки перед Национальным собранием вопроса о доверии правительству премьер- министром. Конституция (ст. 49) различает 2 разновидности отказа в доверии — в зависимости от того, в связи с чем премьер-министр поставил вопрос о доверии. Такой вопрос может касаться одобрения программы или декларации об общей политике правительства либо быть связанным с принятием парламентом какого-либо акта, желательного для правительства. В первом случае на голосование ставится вопрос об одобрении политики правительства, и если за одобрение проголосует абсолютное большинство членов палаты, программа или декларация об общей политике считается одобренной, а если меньше — нет. Если же вопрос о доверии поставлен премьер-министром в связи с принятием законопроекта, то собственно вопрос о доверии не ставится на голосование. Соответствующий акт считается принятым, а доверие оказанным автоматически, если только в течение 24 часов после постановки вопроса о доверии Национальное собрание не вынесет резолюцию порицания.

Правовое последствие вынесения резолюции порицания и неодобрения Национальным собранием программы или декларации об общей политике правительства является одинаковым: премьер-министр должен вручить президенту заявление об отставке правительства.

Министры во Франции несут гражданскую, уголовную и политическую ответственность. Гражданскую ответственность министры несут перед частными лицами и государством.

Ввиду широких полномочий министров в финансовой области и весьма важных последствий, к которым могут привести их ошибки, небрежность или неосторожность, ряд законов точно определил персональную ответственность министров перед государством. В соответствии со ст.68 Конституции, члены правительства несут уголовную ответственность за действия, совершенные ими при исполнении своих обязанностей, если эти действия на момент их совершения квалифицировались как преступления. Обвинение им может быть предъявлено только обеими палатами, принявшим открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинством голосов своих членов. Судит министров Высокая палата правосудия.

Единственной действительной санкцией, предусмотренной в связи с политической ответственностью министров, является потеря должности, принудительное удаление от власти.

Президент может назначать министров по своему усмотрению, но при этом должен учитывать расстановку сил в парламенте: правительство должно пользоваться доверием парламента, когда будет поставлен этот вопрос, иначе оно должно будет уйти в отставку (Президент может также распустить парламент по своему усмотрению). Доверие не обязательно должно быть получено после формирования правительства: само правительство может поставить вопрос о доверии в любое время, точно так же, как в любое время может быть внесена депутатами нижней палаты резолюция порицания. По традиции после формирования правительства обычно голосуется вопрос о доверии ему.

Правительство — коллегиальный орган, осуществляющий наряду или совместно с Президентом Республики исполнительную власть.

Правительство Франции состоит из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров — собрание министров под председательством Президента республики, и кабинет министров — собрание министров под председательством Премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству.

Правительство как коллегиальный орган и его руководитель — Премьер-министр обладают широкими полномочиями. В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы. Правительство обладает широкой регламентарной властью, и принимаемые им решения в форме декретов образуют весьма важный источник французского права. Правительство обладает правом законодательной инициативы.

Конституция особо подчеркивает первостепенную роль Премьер-министра. Согласно основному закону Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. На Премьер-министра возложено обеспечение исполнения законов. Он обладает собственной регламентарной властью. Премьер-министру принадлежит право назначения на военные и гражданские должности. Специальные законодательные акты разграничивают соответствующие полномочия главы государства и Премьер-министра.

Правительство назначается следующим образом: Президент республики подбирает кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в Национальном собрании не было отказано в доверии премьер-министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных сил в нижней палате парламента.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. «Акты президента Республики, за исключением указанных в статьях 8,11,12,16,18,54 и 61 контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости — ответственными министрами». В соответствии с этой формулировкой конституции, формально-юридические полномочия президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. Практически существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19, в частности — премьер-министр назначается без контрассигнации.

Наиболее важным личным полномочием президента Франции является право роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями:

  • 1. не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего роспуска;
  • 2. во время действия чрезвычайного положения;
  • 3. временным президентом республики, т.е. председателем Сената, занимающим вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей, который, не противореча конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести чрезвычайное положение в стране. Статья 16 конституции позволяет ввести президенту настоящую единоличную диктатуру, во время которой он принимает все меры, которые, по его представлению, диктуются обстоятельствами. Но в этой статье оговариваются два условия для введения чрезвычайного положения: первое — должно наличествовать одно из четырех требований — серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств; второе — должно быть нарушено нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией. Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и президент не может вводить ее когда захочет.

Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий, делает право введения чрезвычайного положения наиболее грозным оружием в руках президента. Для его введения глава государства обязан лишь получить «официальную консультацию” у премьер-министра, председателей палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. Полученные мнения вышеназванных лиц учитывать вовсе необязательно. Сдерживающим органом в этой ситуации должен был бы стать парламент, но практически он не обладает контрольными функциями. Правда, парламент в это время не может быть распущен и он вправе передать дело о государственной измене президента в Высокую палату правосудия, но понятие государственной измены весьма расплывчато и не существует официального толкования этого термина.

Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент — глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные силы, это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964г. В области международных отношений президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства.

В судебной области президент — обладатель традиционного права главы государства — права помилования. Президент находится на вершине судебной власти, являясь гарантом ее независимости.

Вторая часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации премьер-министра или министров, также весьма значительна. Он председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов правительства; назначает на гражданские и военные должности; аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии. По его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.

На практике президент обладает большими правами. Так, он принимает решения в областях, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте имеется «одноцветное” с президентом большинство. Президент порою открыто вторгается в компетенцию премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений. Все сотрудники этих служб лично назначаются президентом.

Во Франции существует дуализм исполнительной власти (бицефальная исполнительная власть). Ее осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совета министров заседает под председательством Президента, а в качестве кабинета — под председательством Премьер-министра. Роль Президента и правительства зависит от расстановки политических сил в Парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство — к другой, поскольку оно может зависеть от партии (партий) большинства в нижней палате (так было, например, в 1986-1988 гг., 1993-1995 гг. и после выборов Парламента в 1997 г.). В этих условиях взаимоотношения между правительством и Президентом могут осложняться, а роль правительства иногда снижается, а иногда, напротив, возрастает (с 1997 г.).

Президент республики избирается гражданами на пять лет (с 2000 г.). Он занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы Конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с Президента. Президент следит за соблюдением Конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрасигнатуры Премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта Президента).

К первой группе полномочий, осуществляемых президентом самостоятельно, относятся:

1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению (для этого Президент должен лишь проконсультироваться с председателями палат Парламента и Премьер-министром, но такая консультация его ни к чему не обязывает). Президент не может использовать это право чаще чем раз в год, а также во время чрезвычайного положения;

2) право вводить в стране исключительное (чрезвычайное) положение, во время которого может быть установлено, по существу, президентское единовластие: по Конституции Президент может принять любые меры, которые диктуются обстановкой. По существу это прямое президентское правление в стране или ее части, особый вид чрезвычайного положения. До принятия таких мер Президент предварительно должен провести такие же консультации, как и при роспуске нижней палаты Парламента. Парламент во время чрезвычайного положения не может быть распущен, напротив, если он не заседает, то созывается, но он не может отменять акты Президента, хотя и может передать дело о его государственной измене в Высокий суд правосудия (ст. 16 Конституции об исключительном положении применялась один раз в 1961 г. во время событий в Алжире, бывшем тогда французской колонией);

3) право назначать Премьер-министра, министров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства Президентом требует последующего (но не обязательно при назначении) одобрения правительственной программы нижней палатой Парламента;

4) право передавать на референдум законопроекты по перечисленным выше вопросам (предложение Президента о референдуме предварительно обсуждается в обеих палатах Парламента, но не голосуется: Парламент выступает в качестве совещательного органа);

5) право обращаться с посланиями к палатам на их раздельных заседаниях; эти послания не подлежат обсуждению;

6) право председательствовать в Совете министров по своему усмотрению;

7) право обращаться в Конституционный совет с запросами и назначать треть его членов;

8) Президент — глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны;

9) Президент ратифицирует международные договоры (обычно это делает Сенат, но если ратификацию осуществляет Президент, то требуется контрасигнатура правительства);

10) Президенту принадлежит право помилования. Полномочия Президента, требующие контрасигнатуры членов правительства, немногочисленны: созыв Парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом министров; назначение на гражданские и военные должности; назначение дипломатических представителей. Большинство полномочий — это личные полномочия Президента, они не требуют контрасигнатуры.

В осуществлении полномочий Президенту помогает его собственный аппарат — несколько сот личных сотрудников. Часть из них образуют кабинет Президента, часть — президентский генеральный штаб (Президент сосредоточивает в своих руках руководящие военные полномочия), другие являются советниками Президента. Все они назначаются Президентом. Он использует также огромный аппарат правительства.

Президент несет ответственность перед особым судом — Высоким судом правосудия. Этот суд смещает Президента с должности, после чего его может судить суд общей юрисдикции. В 2000 г. во Франции было принято специальное судебное решение о порядке этой процедуры (безотносительно к конкретному лицу).

Правительство. Правительство Франции — Совет министров состоит из Премьер-министра и министров (в 1999 г. — 32 министра, в том числе 4 женщины). Их назначает Президент (министров — по представлению Премьер-министра). Вице-премьера во Франции нет. Президент может назначать министров по своему усмотрению, но при этом должен учитывать расстановку сил в Парламенте: правительство должно пользоваться доверием Парламента, когда будет поставлен этот вопрос, иначе оно должно будет уйти в отставку (Президент может также распустить Парламент по своему усмотрению). Доверие не обязательно должно быть получено после формирования правительства: само правительство может поставить вопрос о доверии в любое время, точно так же как в любое время может быть внесена депутатами нижней палаты резолюция порицания. Но по традиции после формирования правительства обычно голосуется вопрос о доверии ему. Должность члена правительства несовместима с парламентским мандатом, государственной службой, профессиональной оплачиваемой деятельностью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне.

Как и в Великобритании, во Франции существует различие между правительством и кабинетом министров (советом кабинета), но это различие иного рода. Совет министров — это заседание правительства под председательством Президента, на котором Президент осуществляет полномочия, принадлежащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписываются Президентом. Кабинет министров созывается Премьер-министром по специальному поручению Президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях Премьер-министр. Заседания кабинета созываются редко, а Совета министров (правительства) — еженедельно (по средам). Акты правительства при осуществлении регламентарной власти — ордонансы (они имеют силу закона), при осуществлении исполнительной власти — декреты (подзаконные акты). Все они подписываются Президентом.

Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет вместе с Президентом, на заседании Совета министров, и в этом случае решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит Президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства (без присутствия Президента).

На практике многие полномочия реализуются от имени правительства Премьер-министром, который во Франции, как и во многих других странах, занимает особое положение в правительстве. Он координирует работу министерств, контролирует их, председательствует в различных межминистерских комитетах, объединяющих группы министерств, сходных по профилю работы, несет личную ответственность за оборону страны (хотя назначениями на высшие военные должности ведает Президент), «обеспечивает исполнение законов» (по Конституции это его личная обязанность), может созвать Парламент на дополнительные заседания (свыше 120 дней, правда, после консультации с нижней палатой), практически он от имени правительства в значительной мере определяет повестку дня работы Парламента, может требовать принятия закона нижней палатой при разногласиях палат, осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декреты без рассмотрения в Совете министров (правда, это акты более низкого уровня по сравнению с актами, принятыми коллегиально, и они подлежат контрасигнатуре министров). Премьер-министр вправе создавать смешанную паритетную комиссию при разногласиях палат Парламента (членов в нее назначают палаты, но в требовании создать комиссию премьеру не может быть отказано); он может по своему усмотрению ставить вопрос о доверии правительству, у него есть личное право обращаться в Конституционный совет с запросом о конституционности законопроекта (предложения депутатов), с требованием принять решение о разграничении законодательной и регламентарной власти — при определении профиля законопроекта или акта правительства. Премьер-министр обладает правом отменять действие некоторых законов, если они вторгаются в сферу регламентарной власти, но только после заключения Конституционного совета и при некоторых других условиях. Премьер-министру помогает генеральный секретарь правительства. У него есть также собственные службы — кабинет Премьер-министра, генеральный секретариат правительства (он координирует работу министров), генеральные секретариаты планирования, обороны и др. Каждый министр имеет свой кабинет (не более 10 человек), а на местах (в департаментах) учреждаются службы (делегатуры) министерств (для осуществления общегосударственных полномочий), которые возглавляются департаментскими директорами. Многие из этих служб подчинены назначаемому правительством префекту департамента.

Высшие контрольные и консультативные органы. Во Франции существует множество контрольных и консультативных органов, оказывающих помощь Парламенту и правительству. Некоторые из таких органов занимают особое место. К их числу относятся Конституционный совет, Государственный совет, Счетная палата (счетный суд), Высший совет магистратуры, который ведает судебным управлением — назначением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и др. (его председатель — Президент, но фактический руководитель — министр юстиции).

Консультативную роль при правительстве выполняет Экономический и социальный совет, основанный на принципе партнерства государства, труда и капитала. Он состоит из представителей предпринимательских союзов, профсоюзов и лиц, назначенных правительством. Этот Совет в обязательном порядке дает заключения о проектах программных законов и планов экономического и социального развития, об исполнении таких актов; он может назначить делегата для изложения своего мнения перед Парламентом.

Государственный совет, во главе которого стоит Премьер-министр (на деле руководит Советом замещающий премьера министр юстиции), не только осуществляет конституционный контроль в отношении актов исполнительной власти, но и выступает еще в двух качествах: как консультативный орган правительства и как высший орган особого звена правосудия — административной юстиции.

Счетная палата оказывает помощь правительству и Парламенту в контроле за исполнением бюджета и финансового законодательства, но ее полномочия распространяются только на государственные организации и предприятия. Есть и иные контрольные и консультативные органы: Центральный совет по изучению стоимости и рентабельности государственных служб, наблюдающий за их эффективностью, Налоговый совет, следящий за справедливым налогообложением, и др.

Добавить комментарий