Президент по конституции

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) представление отчёта об исполнении государственного бюджета — правительство

Б) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности — ГосДума

Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти.

Статус главы государства:

— олицетворяет собой единство нации;

— является символом государства;

— представляет страну на международной арене;

— выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;

— служит связующим звеном между высшими органами власти.

В качестве главы государства может выступать монарх, президент, премьер-министр. Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от многих факторов, важнейшие из которых форма правления и политический режим.

В монархиях главой государства является король, им­ператор, шах и т.д., пост которого является пожизненным и передается по наследству. Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютных и дуалистических мо­нархиях (ОАЭ, Сау­довская Аравия, Кувейт). В современных парламентских монархиях институт монарха носит формальный, представительный характер.

В республике главой государства является, как прави­ло, президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками.

Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Россия, Беларусь), в некоторых – коллегией выборщиков (США), в Германии – особым собранием, в состав которого входят уполно­моченные земель и депутаты бундестага. Нео­динаков и срок полномочий президента: в США – 4 года, в Индии, Беларуси – 5, во Франции – 7 лет. Кроме того, в ряде стран конституции ограничивают срок пребывания в президентской должнос­ти одного и того же лица.

Полномочия главы государства определяются конститу­цией и зависят от формы правления. В парламен­тской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в ру­ках лица, возглавляющего правительство (премьер-министр, канцлер).

В президентских республиках и в республиках со сме­шанным правлением президент – ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно яв­ляется главой государства, и главой правительства (при смешанной форме правления).

В полномочия президента входит:

— формирование правительства и контроль над его дея­тельностью;

— обращение к парламенту с посланиями;

— роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией (Франция, Россия, Беларусь);

— подписание и контроль за исполнением законов;

— право вето на отдельные законодательные акты;

— назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия);

— право помилования, амнистии;

— решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;

— прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

— ведение переговоров и заключение международных соглашений;

— введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.

36. Конституция Республики Беларусь – правовая основа белорусского государства

Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution» — установление, устройство. Конституция — это Основной Закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституцию можно определить как нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует второе название — Основной Закон.

Все современные конституции, по меньшей мере, закрепляют два важных аспекта, которые составляют предметы конституционного регулирования:
провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
организацию государственной власти, а часто и определение основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).
Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должны стремиться общество и государство.

Конституция отличается от других правовых актов.

Во-первых, Конституция устанавливает особый объект регулирования. Чаще всего в конституциях регулируется механизм решения общегосударственных вопросов.

Во-вторых, Конституция принимается особым субъектом. Существуют различные способы принятия конституций. Например, основные законы Лихтенштейна, Непала были «дарованы» народу монархом. Такой же характер носили конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.

Общепризнанные легитимные способы принятия конституции — с помощью учредительного собрания или референдума.

Конституция — Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой, имеющий обычный (неписаные конституции) либо особый (писаные конституции) порядок своего изменения, закрепляющий основы государственного и общественного строя, формы правления, государственного устройства, принципы избирательной системы, порядок формирования и компетенцию основных государственных органов, регулирующий важнейшие общественные отношения между личностью, с одной стороны, государством и обществом — с другой.

Конституции обладают следующими функциями, то есть государственно-общественным предназначением и способами его реализации:

Юридическая — Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.
Политическая — Конституция Республики Беларусь определяет государственный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы.
Экономическая — Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: государственную и частную (статья 13).
Социальная — Конституция Республики Беларусь (статья 1) провозглашает наше государство социальным.
Любая конституция обладает совокупностью различных свойств — юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеют свою специфику и во многом зависят от содержания конституции.

Юридические свойства Конституции:
Конституция является главным, Основным Законом страны. Это означает, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.
Конституция — основной, первичный источник национального законодательства. Поэтому она является ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в тексте Конституции Республики Беларусь ссылка на закон делается примерно сто раз.
Конституция закрепляет правовой статус органов государственной власти и определяет иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам.
Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.
Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, то есть необходимостью базирования этих актов на Конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией.
Юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений.
Стабильности Конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия.

Политические свойства Конституции:
Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором закрепляется организация государственной власти, ее взаимоотношения с различными силами общества — партиями, объединениями, союзами и т.д. В этом ее первое политическое свойство.
Конституция обладает учредительным характером, то есть посредством ее норм создаются определенные базовые ценности либо меняются те, которые были до нее.
Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития государства и общества. Конституция, содержит нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса. Практически все современные (демократические) конституции содержат нормы-принципы, нормы-цели, которые являются основой для реальных действий межгосударственных институтов (органов представительной, исполнительной, судебной властей) в настоящем, а не в каком-то отдаленном, хотя и обозримом будущем.

Идеологические свойства Конституции:
В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. Идеологические установки пронизывают все содержание Конституции. В ней отмечена роль государства, его отношения с обществом и индивидами, права и свободы человека.
Конституция — это мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей.
Но эти идеологические свойства, как свидетельствует мировой опыт, по-разному проявлялись в отдельных конституциях и на различных этапах конституционного развития.

37.Конституционный строй Республики Беларусь.ДействующаяКонституция Республики Беларусь была принята Верховным Советом 15 марта 1994 г., дополнена и изменена на референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. Согласно ей Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Конституция республики – это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования общественных отношений. Понятие «конституционный строй» означает порядок, при котором государство и общество строят свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией. Основами конституционного строя можно считать находящиеся под защитой государства сущностные политико-правовые и социально-нравственные установки разумной и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства, политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, и обеспечивается их взаимодействие.

С позиции содержательного подхода конституционный строй Республики Беларусь можно охарактеризовать как демократический, то есть имеющий следующие важнейшие признаки:

1. подчинение государства праву (правовое государство). Так статья 7 Основного закона гласит, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы;

2. признание и гарантированность неотъемлемых прав человека и гражданина. Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод чело­века и гражданина, которые рассматриваются как высшая ценность. На их обеспече­ние направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (ст. 2, 21, 24 – 32, 59 – 63). Ориентиром в области обеспечения прав и свобод человека являются современные международные стандарты, содержа­щиеся в таких документах как Международный билль о пра­вах человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах) и другие. Конституция Республики Беларусь содержит основные поло­жения указанных документов, в частности, гарантирует право на жизнь (ст. 24), право на личную свободу и защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 25, 28), право на свободу передвижений (ст. 30), свободу совести (ст. 31), свободу мнений и убеждений (ст. 33), собраний и митингов (ст. 35), право избирать и быть избранным (ст. 38) и другие;

3. принцип разделения властей, то есть внедрение оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют функционировать ветвям единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании. В статье 6 Конституции Республики Беларусь за­креплено, что государственная власть в стране осущест­вляется на основе разделения ее на законодательную (представляет двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь), исполнительную (осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и Президент) и судебную (реализует система судов). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между со­бой, сдерживают и уравновешивают друг друга;

4. многообразие форм собственности как реальная возможность для существования и развития частной собственности – важнейшего условия проявления свободы и автономности личности.

В статье 13 Конституции говорится, что собственность в Республике Беларусь может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности;

5. политический плюрализм,то есть многообразие мнений, суждений, взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме призывающих к насильственному изменению конституционного строя либо пропагандирующих войну, социальную, национальную, религиозную и расовую вражду;

Статья 4 Конституции Республики Беларусь гласит, что демократия в стране осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Согласно статье 5, политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан;

6. наличие гражданского общества, то естьсистемы негосударственных общественных институтов и общностей людей, которые создают условия для самоорганизации индивидов и коллективов, осуществления их личных интересов и формирования совокупности неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных и т.д.).

7. Социальный характер белорусского государства,среди признаков которого выделяют:

· ответ­ственность государства за достойное существование граждан;

· государственная поддержка малоимущих категорий граждан;

· осуществление эффективной борьбы с антиобщественными явлениями.

· наличие обязанностей индивида перед иными лицами и обществом в целом.

Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому человеку достойного уровня жиз­ни. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий (ст. 21). Полноценное развитие личности возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социаль­но-экономическим правам, как право на труд, право на образо­вание, право на охрану здоровья, право на безопасный труд и др. В Конституции Республики Беларусь эти права обеспечиваются статьями 41, 45, 49.

Для социального государства также характерна политика, предпо­лагающая обеспечение социального равенства. В этих целях ис­пользуются различные средства: правовые, экономические, организационные. Так, согласно Конституции Республики Беларусь провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную за­щиту свобод и законных интересов (ст. 22).

Таким образом, в Консти­туции Республики Беларусь сформулированы фундаментальные основы демократического, правового, социального государства, провозглашены необходимые условия для формирования и развития гражданского общества, а человек, его права и свободы признаны высшей ценностью общества и государства.

Основной закон Республики Беларусь выполняет ряд ключевых функций, определяющих место Конституции в общей системе правовых источников госу­дарства, её влияние на политическое, экономичес­кое, социальное и духовное развитие общества:

1. Юридическая функция заключается в том, что Конституция является главным законом государства, на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней оп­ределяется компетенция государственных органов. Конституция обладает верховенством по от­ношению ко всем иным правовым актам;

2. Политическая функция состоит в том, что Конституция определяет участников политического процесса и рамки, в которых проте­кает этот процесс. Как политический документ Конституция может рассматри­ваться и в качестве программы, содержащей нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса и реальных действий государственных институтов (законодательной, исполнительной, судебной властей);

3. Идеологическая функция заключается в том, что Конституция является юридической основой государственной идеологии, мировоззренческим документом, способствующим распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений и ценностей, необходимых для развития общества и государства в определённом направлении.

Правовой статус и структура Администрации Президента РФ

Правовой статус Администрации Президента РФ

Об администрации Президента РФ можно говорить в широком и узком смысле этого слова.

В широком смысле к администрации Президента РФ относятся формируемое им Правительство РФ со всеми своими центральными и территориальными органами правительственной федеральной исполнительной власти (органы государственного управления) и все президентские структуры его Администрации.

Администрация Президента РФ в более узком смысле действует на основе утверждаемого его указами Положения об администрации Президента РФ и имеет сложную разветвленную структуру.

Администрация Президента РФ формируется им для создания всех необходимых условий реализации президентской власти и всестороннего информационно-аналитического, материально-технического и организационного обеспечения его деятельности.

Взаимодействуя в установленном Президентом порядке с органами всех ветвей государственной власти, его Администрация Президента РФ:

— создает условия для определения основных направлений внутренней и внешней политики и руководства Президентом их реализацией;

— обеспечивает организацию подготовки, согласования и представление Президенту проектов заключений на законопроекты, проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента со всеми необходимыми документами;

— осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента с подготовкой ему соответствующих докладов;

— обеспечивает в установленном Президентом порядке всяческое ему содействие в реализации всех его полномочий главы государства и гаранта Конституции.

Структура Администрации Президента РФ

Аппарат Совета Безопасности РФ, являясь самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ и обладая статусом главного управления Президента РФ, имеет своей задачей информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента и возглавляемого им Совета Безопасности по текущим проблемам безопасности, вопросам оценки внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства; выявление источников опасности, а также подготовку аналитических материалов, прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности в обществе и государстве; всестороннее, в том числе и организационно-техническое обеспечение всех сторон и аспектов деятельности Совета Безопасности.

При этом необходимо подчеркнуть, что в состав Администрации Президента в качестве ее структурной части входит не сам возглавляемый Президентом Совет Безопасности и его постоянные члены, а именно аппарат Совета Безопасности.

Аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах также входят в состав Администрации Президента РФ. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа и обеспечивающим там реализацию конституционных полномочий главы государства.

Помощники Президента РФ в соответствии с Положением об Администрации Президента РФ оказывают содействие Президенту во всех многообразных аспектах осуществления его государственной деятельности:

— готовят ему предложения со всеми необходимыми аналитическими обоснованиями, справочными, информационными материалами для реализации им своих конституционных полномочий главы государства и планов его работы;

— участвуют совместно с другими подразделениями Администрации Президента в подготовке официальных встреч, переговоров, визитов, бесед, рабочих поездок Президента, его встреч с представителями граждан, лидерами политических партий и иных общественных объединений;

— готовят и исполняют любые отдельные поручения Президента РФ, в том числе конфиденциального и личного, доверительного характера.

Численность помощников Президента и направления их деятельности определяются самим Президентом.

Советники Президента РФ — это лица, уполномоченные Президентом РФ оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государственной политики в соответствующей сфере деятельности.

Советники Президента РФ:

— разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента рекомендации и предложения по актуальным направлениям государственной политики;

— систематически информирует и консультирует Президента по вопросам определенной для него сферы деятельности и регулярно представляет информационно-аналитические материалы;

— по поручению Президента контролирует ход выполнения некоторых конкретных указов и распоряжений по направлениям своей компетенции;

— участвует в подготовке ежегодного послания Президента Федеральному Собранию;

— принимает участие в подготовке докладов и иных материалов для Президента в связи с его официальными выступлениями и заявлениями;

— осуществляет и некоторые другие функции, связанные с разработкой и обоснованием советов Президенту.

Референты Президента РФ в соответствии с Положением об Администрации Президента осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента, аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную работу и исполняют отдельные конкретные поручения Президента.

Численность своих референтов и направления их деятельности определяет и устанавливает сам Президент.

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов прав и обязанностей Президента РФ, которые образуют его статус как главы государства. Рассматриваются властные полномочия Президента, а также входящие в его конституционно-правовой статус привилегии (неприкосновенность, иммунитет).

Ключевые слова: Конституция, Президент, государство, полномочия Президента, неприкосновенность, иммунитет.
Современная Конституция устанавливает главенствующее положение Президента в государстве, что нашло свое отражение в структуре Основного закона. Так, глава 4 Конституции, посвященная полномочиям Президента РФ, предшествует главе 5, в которой закреплены полномочия Парламента. Глава 4 закрепляет перечень полномочий Президента РФ в самых различных сферах (ст. 80-90).
Являясь главой исполнительной власти в РФ, Президент выступает высшим должностным лицом в государстве, согласно ст. 80 Конституции, является главой государства. Обязанностями Президента являются: охрана суверенитета страны, независимости и государственной целостности, обеспечение согласованной работы государственных органов. К полномочиям и обязанностям Президента также относится определение направлений государственной политики внутри страны и на международной арене, представительство страны в международных и внутригосударственных отношениях.
Что же влияет на содержание правового статуса Президента? В значительной степени права и обязанности главы государства определяются той формой правления, которая установлена в данном государстве. Так, Российская Федерация является республикой, причем республикой президентского типа. Это означат сильную президентскую власть. Согласно Конституции, полномочия Президента в сфере урегулирования взаимоотношений между тремя ветвями власти достаточно широки. Президент – символ государства в РФ, официальный представитель народа.
Говоря об особенностях статуса Президента, стоит обратить внимание на следующие аспекты, касающиеся его полномочий:
— Не принадлежа ни к одной из ветвей власти, Президент находится «над властями», оказывая непосредственное и значительное влияние на каждую из властей, регулируя их деятельность.
— Общенародное избрание Президента. Данное конституционное положение означает, что Президент является представителем всего народа страны, выражая его интересы, каждой социальной группы, каждого субъекта РФ. Президент не имеет право игнорировать чьи-либо интересы, принадлежать к какой-либо политической партии – он должен оставаться объективным и беспартийным.
— Единоличное осуществление властных полномочий. Данное положение означает, что власть Президента – неделима с другими органами и лицами, не является коллегиальной. Кроме того, Президент независим ни от одной существующей ветви власти.
Помимо прав и обязанностей, закрепленных конституционно, статус Президента включает и определенные привилегии. Рассмотрим их более подробно.
Неприкосновенность Президента как главы государства. Данная привилегия является неотъемлемой частью президентского статуса: согласно Конституции, Президента нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, ограничить его свободу. За совершение преступления или правонарушения к Президенту РФ возможно применить специально установленную процедуру отрешения от должности – импичмент.
Положения о неприкосновенности Президента распространяются не только на саму личность главы государства: также не могут досматриваться и обыскиваться жилые и служебные помещения, которые занимает Президент, его личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, багаж, переписка. Ни один государственный орган не вправе без личного согласия доставить Президента в суд в качестве свидетеля, применить к нему какие-либо принудительные меры, установленные процессуальным законом.
Особенность рассматриваемой привилегии Президента состоит в том, что и после прекращения полномочий Президент РФ все также является неприкосновенным (неприкосновенность может быть снята только процедурой импичмента).
Другой, не менее важной привилегией, является президентский иммунитет. В отличие от неприкосновенности, назначением иммунитета является защита интересов Президента в сфере исполнения им должностных обязанностей. Другими словами, Президент не будет нести ответственность за принятое им решение, кроме тех действий, которые повлекли его отрешение от должности (например, государственная измена).
Значение президентского статуса заключается в том, что он обозначает его компетенцию и полномочия. Являясь главой государства, Президент вправе (и обязан) координировать действия различных органов власти, участвовать в формировании властных институтов, оказывать влияние на такие стратегически важные сферы жизни государства, как оборона и безопасность, внешняя политика и пр. Учитывая данное обстоятельство, закон закрепляет следующие группы президентских полномочий:
— непосредственное участие в формировании федеральных органов власти, активное взаимодействие с данными органами;
— ответственность за оборону и безопасность государства;
— представительство страны на международном уровне, определение направлений внутренней и внешней политики.
Наиболее детально функции Президента регламентированы ст. 80 Конституции РФ, которая уже упоминалась нами выше. Данными функциями являются:
— Гарантия Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Даная функция предполагает, что глава государства обязан неукоснительно соблюдать положения Конституции, а также иных федеральных законодательных актов, обеспечивая также соблюдение законов всеми органами государственной власти. Чтобы наиболее эффективно реализовывать свое данное право и одновременно – обязанность, Президент наделен правомочиями по отмене неконституционных постановлений и распоряжений Правительства РФ, по приостановлению актов органов исполнительной власти субъектов РФ, о чем говорят положения ч.2 ст.85 Конституции. Основной обязанностью Президента является обязательное принятие необходимых мер в целях обеспечения действительности прав и свобод граждан. Данная обязанность заключается в таких действиях, как совершенствование системы судопроизводства в РФ, поведение эффективных законодательных реформ, внесение предложений по поправкам к законодательным актам Федеральному Собранию, активное содействие правоохранительной системе в борьбе с преступностью, в том числе, международного масштаба, отмена неконституционных актов государственных органов, которые нарушают права личности.

— Охрана государственного суверенитета и независимости страны. Данная обязанность выражается в том, что Президент может (и должен) вводить военное или чрезвычайное положение случае агрессии против РФ или непосредственной ее угрозы. Данное право-обязанность закреплено в ст.87 Конституции.
— Обеспечение и поддержание единства государственной власти в стране. Данная функция Президента осуществляется при помощи согласования в функционировании и взаимодействии всех органов власти. Ранее уже отмечалось, что Президент координирует действия всех органов власти, обеспечивая осуществление властных полномочий на всей территории РФ. Но этим роль Президента не ограничивается: он также выполняет роль арбитра, регулируя взаимоотношения между тремя ветвями власти, а в случае конфликта их интересов – обязан находиться «над властями», действуя объективно и беспристрастно. Если же соглашение между ветвями власти наладить не удастся, Президент вправе инициировать судебный порядок разрешения спора, передав его на рассмотрение суда соответствующей юрисдикции.
— Определение направлений внутренней и внешней политики страны, согласно Конституции. Такие стратегические направления в различных сферах общественной жизни (в экономике, социальной сфере, в области культуры, науки и образования, в сфере борьбы с преступностью, коррупцией в «эшелонах» власти, в государственном строительстве, в международных делах) Президент формулирует в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, а также в предлагаемых им федеральной законодательной власти инициативных законопроектах, подлежащих первоочередному принятию.
— Представительство государства, как внутреннее, так и на международной арене. Внутреннее представительство заключается в том, что Президент для разрешения возникающих проблем направляет своих полномочных представителей в тот или иной субъект РФ. Что же касается международного представительства, то здесь круг задач Президента значительно шире – личное ведение переговоров с главами других государств, подписание от имени государства международных договоров, назначение послов и представителей в другие страны и др.
Подводя итоги, можно заключить, что в настоящее время в России действует суперпрезидентская республика, где полномочия главы государства достаточно широки и многообразны. Об этом свидетельствуют и положения Конституции, и практика: тот факт, что одно и то же лицо избирается на пост Президента несколько сроков подряд, говорит о сильнейшей централизации власти в руках главы государства. Но, на наш взгляд, здесь есть свои негативные аспекты, например, относительная слабость законодательной власти – Парламента, а также то, что, несмотря на существующую и законодательно закрепленную процедуру импичмента, в нашей стране она достаточно усложненная и практически неосуществима.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. — М., 2012.
3. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране.// Юридический мир. 2010 №3.
4. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации… Конституция и политическая практика. М., 2006 с. 127 .

Добавить комментарий