При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

До принятия закона недра предоставлялись в пользование бесплатно.

Раздел V. ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ

Статья 39. Система платежей при пользовании недрами.

Статья 40. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.

Статья 41. Плата за геологическую информацию о недрах.

Статья 42. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий.

Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами.

Законом «О недрах» и последующими актами была введена целая система платежей за пользование недрами (ст.39), которая включает в себя:

1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (ст.40);

2) регулярные платежи за пользование недрами (ст.43);

3) плата за геологическую информацию о недрах (ст.41);

4) сбор за участие в конкурсе (аукционе) (ст.42);

5) сбор за выдачу лицензий (ст.42);

6) общие для всех хозяйствующих субъектов налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством

7) платежи при недропользовании на условиях соглашения о разделе продукции.

В соответствии с законодательством о недрах лица, открывшее имеющее промышленную ценность неизвестное ранее месторождение, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающее его промышленную ценность, признаются первооткрывателями и имеют право на вознаграждение.

Раздел 3, статья 34. Вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого

ü Конкретные платежи (по каждому месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества, качества запасов, природно-географических, геолого-экономических, горнотехнических условий, сроков поисков, разведки и разработки месторождения, рентабельности разработки месторождений) устанавливаются по результатам конкурсов или аукционов.

ü Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого сырья с учетом погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и включаются в себестоимость его добычи. Количество погашенных запасов определяется как сумма добытых (извлеченных из недр) и потерянных в недрах и в процессе самой добычи. При этом сверхнормативные потери осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр.

Стартовые размеры разовых платежей (начальных) не должны быть менее 10 % величины этого регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия.

Скидки с платежа могут предоставлять пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного сырья при низкой экономической эффективности разработки месторождений и не связанной с нарушением условий рационального использования недр, а также добычу из остатков запасов пониженного качества.

Размеры платежей за право на пользование недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливают республики в составе РФ, края, области и автономного образования.

— Платежи за право использования отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в том случае, если это пользование осуществляется по самостоятельной лицензии в размере 25—30 % платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.

— Платежи за право пользования недрами континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны осуществляются в порядке и на условиях, установленных для месторождений, расположенных на суше,

— Платежи за использование акваторий и участки морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом наличия навигационных путей, коммуникаций, технических сооружений в районе работ.

Размеры платежей 1) определяются согласно реестрам, составленным на основе районирования континентального шельфа и морской зоны по географо-экономическим и экологическим параметрам; 2) устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна по согласованию с государственными органами охраны окружающей среды.

— Платежи за право пользования недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаются в форме разовых взносов или регулярных платежей. Размер этих платежей определяется в пределах 1—3 %-ной сметной стоимости объекта и стоимости представляемых услуг при эксплуатации. Платежи включаются в стоимость сооружений.

— В состав платы за право пользования недрами при добыче отдельных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр или вод, ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемого.

Стоимость добытого минерального сырья с учетом погашенных в недрах запасов исчисляется по ценам реализации товарной продукции без учета налога на добавленную стоимость, в том числе:

а) по нефти, включая газовый конденсат, исходя из цены реализации предприятием (без отчислений в фонд ценового регулирования, акциза и тарифов на перекачку, перевалку и налив нефти);

б) по природному газу, исходя из регулируемых оптовых цен предприятия до введения свободных цен, а затем по свободным ценам;

в) по углю и горючим сланцам, исходя из цен предприятия (за исключением дотации из бюджета на возмещение разницы между оптовой и расчетной ценой);

г) по драгоценным металлам, драгоценным камням и природным алмазам — по расчетным ценам, определяемым в установленном порядке;

д) по другим полезным ископаемым, исходя из сложившихся свободных, цен реализации.

После окончания поисковых и разведочных работ, строительства подземных сооружений размер платежей за право пользования недрами корректируется с учетом их фактической стоимости.

При реализации пользователем недр части минерального сырья или продуктов передела, по обмену или для экспортных поставок, в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включается также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте или рублях и стоимость сырья по обмену, оцениваемому по рыночному курсу на аналогичное сырье или продукты его передела на момент их реализации за вычетом экспортных пошлин, акцизов и отчислений в фонд ценового регулирования.

При реализации продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья (концентраты, окатыши, металлы) размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.

К себестоимости добытых полезных ископаемых относятся все затраты по их добыче, транспортировке и первичной переработке.

В структуре платежей (около 70 % всех платежей за пользование природными ресурсами) по РФ преобладает плата за пользование недрами.

Сейчас установлен единый налог на пользование недрами в сумме 50% от существовавшей средней цены на пользование недрами и ставок возмещения на воспроизводство минеральной базы. Поступление платежей в бюджет сократилось практически вдвое.

Система платежей в сфере недропользования определена ст. 39 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и включает:

  • — разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  • — регулярные платежи за пользование недрами;
  • — плату за геологическую информацию о недрах;
  • — сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  • — сбор за выдачу лицензий.

Разовые платежи уплачиваются пользователями недр, получившими право (лицензию) на их использование, при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. При этом минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10% от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные размеры таких платежей устанавливаются по результатам конкурса (аукциона) и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на недропользование.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку и т.д. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ.

Плата за геологическую информацию о недрах взимается с добывающих предприятий, использующих геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр. Согласно постановлению Правительства РФ от 25 января 2002 г. № 57 минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах составляет 10 000 руб.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий определяются ст. 42 Закона «О недрах». Сбор за участие в конкурсе вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, оплату труда привлекаемых экспертов. Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Платежи за пользование лесным фондом

Статья 103 Лесного кодекса РФ устанавливает два вида платежей за пользование лесным фондом:

  • — лесные подати;
  • — арендную плату.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата когда участки лесного фонда передаются в аренду на срок до 99 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Порядок взимания лесных подателей урегулирован ст. 104 Лесного кодекса РФ. Они взимаются за следующие виды пользования лесными ресурсами:

  • 1) заготовку древесины;
  • 2) заготовку живицы;
  • 3) заготовку второстепенных лесных ресурсов (пни, кора и т.п.);
  • 4) побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, заготовка древесных соков и сбор ягод);
  • 5) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
  • 6) пользование участками лесного фонда для научно- исследовательских целей;
  • 7) пользование участками лесного фонда для культурнооздоровительных, туристических и спортивных целей.

Плательщиками лесных податей выступают все пользователи лесным фондом, как юридические, так и физические лица, за исключением арендаторов. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса (куб. м древесины) и содержатся в ст. 103 Лесного кодекса РФ. Основным платежом в составе лесных податей является плата за древесину, отпускаемую на корню. Объектом обложения выступает объем древесины, заготавливаемый лесопользователем в плотных куб. м. Конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Владельцы лесного фонда самостоятельно рассчитывают сумму платы за древесину, отпускаемую на корню, на основании установленных ставок и объемов древесины в плотных куб. м, определяемых в ходе оценки леса. Сумма платы отражается в двух документах: 1) ведомости метериально-денежной оценки лесосеки; 2) лесорубочном билете. Для лесопользователей, заготавливающих древесину в больших объемах, установлены восемь сроков уплаты податей: 15 февраля — 15%, 15 марта — 15%, 15 апреля — 10%, 15 июня — 10%, 15 июля — 10%, 15 сентября — 15%, 15 ноября — 15%, 15 декабря — 15%. Мелкий отпуск леса (до 500 м3) производится по ордерам. В этом случае плата вносится полностью при получении ордера.

При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Ее размер, порядок, условия и сроки внесения определяются договором аренды участка лесного фонда (сг. 105 Лесного кодекса РФ).

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов являются федеральными сборами, которые взимаются с 1 января 2004 г. на основании гл. 25.1 НК РФ.

Плательщиками данных сборов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира, либо лицензию на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, территориальном море, континентальном шельфе РФ и исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения данными сборами являются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды обитания осуществляется на основании соответствующих лицензий.

Ставки сборов, а также перечень объектов животного мира и водных биологических ресурсов перечислены в ст. 333.3 НК РФ. Ставки сбора за объект животного мира установлены в рублях за одно животное. Ставка сбора за объект водных биологических ресурсов — морских млекопитающих — установлена в рублях за одно млекопитающее.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится при получении лицензии (разрешения) за пользование соответствующими объектами. Плательщики сбора за пользование водными биологическими объектами уплачивают сумму сбора в виде разового и регулярного взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Разовый взнос выплачивается при получении лицензии на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяется как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса и уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия соответствующей лицензии.

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Недропользование » Платежи за пользование недрами

В данном материале рассматривается природа публично-правовых платежей за пользование источниками недр, их признаки, условия взимания и расчёта, роль в механизме государственного управления

Основные характеристики платежей за пользование недрами

В рамках российского законодательства выделяется две основные системы платежей, предусматривающих пополнение государственной казны за счёт средств, поступающих от частных лиц и организаций:

  • первая из них представлена налогами и сборами, порядок уплаты которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ;
  • другая включает совокупность «условно неналоговых», требования к перечислению которых предусмотрены правовыми документами, разными по содержанию и юридической силе.

Платежи за недра относятся ко второй группе. Юридическая природа этих неналоговых платежей постоянно пересматривается с учётом нормативного регулирования на разных уровнях. Вырабатываются принципы и подходы к установлению единых правил взимания средств за пользование природными источниками в рамках сборов, не вошедших в систему НК РФ. Тем более, что их взыскание осуществляется как на регулярной, так и разовой основе.

Признак публичности платы за недра выражается в следующих характеристиках:

  • требование по внесению содержится в законе;
  • субъектами, обязательно вносящими средства, являются физические и юридические лица, которым земельные наделы предоставляются с правом распоряжения как собственникам или на праве иного владения;
  • цель – пополнения бюджетов разных уровней Российской Федерации за счет неналоговых платежей.

Уплата регулярных и разовых платежей за пользование недрами

Порядок перечисления средств предусмотрен Законом РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах». Их выплаты предусмотрены обычно при наступлении определенных обстоятельств, указанных в лицензии. К примеру, при изменении границ земельных участков для добычи недр.

Обязательность внесения средств в доход государства выявляется при системном анализе положений статей 9, 12, 22, 39, 40, 42 и 43 Закона РФ №2395-1. В частности, п.10 ч.2 ст.22 указанного акта установлено, что субъекты земельных правоотношений обязаны в заявленные сроки и правильно вносить плату. Таковое требование предъявляется с момента внесения сведений о выдаче лицензии по общему правилу. Исходя из смысла этих норм следует, что стороной публичных отношений в этих ситуациях выступает субъект предпринимательской деятельности, обладающий правом или получившим лицензию на выполнение определенных работ на специально выделенных земельных участках.

К иной категории платежей относятся сборы, вносимые для участия в конкурсе на право использования определенными участками недр.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что уплата платежей за использование источниками недр не является актом свободного волеизъявления участника семейных отношений, а реализация требований по соблюдению законодательства об условиях получения лицензии и использованию недр.

Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.

Платежи на недра не внесены в НК РФ, но правильность и соблюдение сроков их внесения контролируется органами налоговой системы на основании требований бюджетного законодательства. Очевидно, что плата за пользование природными ресурсами не относится к налогам, в доказательство этого можно привести случай, когда разовые платежи за пользование недрами были отменены. В 2002 году на смену им пришел налог на добычу ископаемых. Такой подход законодателя к изменению природы неналогового платежа подтверждает нестабильность позиции по отношению к этому юридическому понятию.

Назначением и отличительной особенностью разовых выплат за пользование недрами является создание фискальной системы, обеспечивающей беспрерывный контроль использования земельных ресурсов субъектами предпринимательской деятельности. В связи с этим, под условно неналоговым платежом подразумевается выплата, имеющая публично-правовую природу. Реализацией этого права является получение лицензии на ведение определенных видов работ на выделенных для этих целей земельных наделах. Таким видится содержание о том, что собой представляют разовые платежи за пользование недрами.

Регулярные платежи делятся на две подкатегории:

  1. Вносимые за проведение геологоразведочных работ на выделенном земельном участке в обозначенных границах (основанием платежа является в этом случае является площадь надела, выделенного для обработки земли с целью использования недр);
  2. Перечисляемые при обеспечении хранения ископаемых в специальные сооружения под землей. В этом случае сбор рассчитывается исходя из объёма содержимого, исчисляемого по объему или весу.

Контроль платежей по недрам

Регулярность и правильность внесения средств администрируется с помощью мер государственного принуждения. В качестве таковых используется прекращение права и отзыв лицензии на использование недр, а также в виде наложения штрафа. Таким образом проявляется регулирующая функция, характерная для выплат, посредством которых участники хозяйственных отношений стремятся к неукоснительному выполнению требований закона и условий взимания сборов за осуществление определенной деятельности на земельных участках.

За нарушением таких требований следует санкция. Это связано с защитой полезных ископаемых, являющихся собственностью государства, которое предоставляет право на эксплуатацию земли с целью получения прибыли. Меры негативного воздействия направлены на изъятие участков, незаконно переданным предпринимателям, с целью защиты публичных интересов при передачи объектов в частное пользование.

Платежи за использование земли не относятся ни к категории налогов, ни акциз. Их правовая природа близка к арендным платежам, предусмотренным за использование природных ресурсов при соблюдении правил о недопущении ущерба окружающей среде. У сбора за использование недр отсутствует компенсационная функция, поскольку таковая предусмотрена платой за негативное воздействие на окружающую среду.

По сути такие платежи предусматривают компенсацию государству за использование природных источников, как собственнику недр.

В заключение можно сказать о специфике подобных выплат. Среди недостатков правового регулирования можно выделить отсутствие чёткого регламента процедуры установления платежей, отсутствие определений и её содержания. Также присутствие огромного количества норм на уровне Правительства РФ и подзаконного порядка – от Минприроды РФ. Из-за этого на практике возникают проблемы с расчетом платежей при отсутствии экономически-подтвержденных обоснований, разнятся установленные на разных уровнях коэффициенты и показатели для определения базы. В противоречие вступают акты разной юридической силы. Вследствие этого требуется упорядочение, систематизация нормативных актов, приведение в соответствие положений о налогах в связи с разной правовой природой этих понятий.

Добавить комментарий