Причины падения 4 республики

На протяжении 1940-х — середины 1950-х гг. стало нарастать недовольство государственным режимом Четвертой республики. РПФ выступила с требованием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной исполнительной власти, способной возвыситься над «партийной чехардой».

В 1947 году произошел распад трехсторонней коалиции, а в 1948 — 1951 гг. была восстановлена мажоритарная избирательная система. Широкое распространение получила практика делегированного законодательства. Частичному пересмотру в сторону усиления власти президента подверглась в 1950 году Конституция Франции Крутоголов М.А. Государственный строй современной Франции: (Четвертая республика). — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 213.. По результатам следующей конституционной реформы 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительством (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве. Были расширены также права Совета республики, который превратился в полноправного участника законодательного процесса. Одновременно, без прямого пересмотра соответствующих положений, путем конституционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента.

В правящих кругах строились различные планы ликвидации Четвертой республики и создания нового режима.

Единственным крупным буржуазным политическим деятелем, который не только не скомпрометировал себя в годы второй мировой войны, а, напротив, завоевал себе большой политический авторитет, был овеян патриотической славой, выступал в течение ряда лет в качестве критика существующей системы и вместе с тем практически в течение всего периода Четвертой республики не находился у власти, был генерал де Голль.

Те, кто хотел похоронить Четвертую республику, не решались сказать о своей политической программе. Более того, у различных групп реакционного лагеря были свои программы. Их объединяло общее стремление ликвидировать существующий парламентский режим, нанести удар демократическим организациям. Но все это облекалось в форму либо шовинистических националистических лозунгов, либо громких фраз об обновлении и возрождении. Нападая на «режим партий», они имели в виду одну партию; нападая на свободу, они имели в виду свободу для политической деятельности трудящихся. Имя де Голля могло на время не только объединить их всех, но и помочь всем им избавиться от необходимости объявить о своей программе, о своих целях.

Майские события 1958 г. обнаружили полное отсутствие имен, которые могла бы назвать буржуазия, — имен, связанных с крупными историческими событиями и сразу говорящих что-либо читателям газет. Что касается буржуазных деятелей Четвертой республики, стоявших у власти в последнее десятилетие, то мало кто из французов мог вспомнить, чем каждый из них отличался от своего предшественника и своего преемника. Если некоторые имена и запомнились, то только в связи с какими-то ощутимыми неприятностями — девальвацией, введением нового налога, началом или провалом той или иной колониальной авантюры.

Генерал де Голль был человеком совершенно иного масштаба. После вступления в силу конституции 1946 г. он уже не находился у власти. Правда, кое-кто еще не забыл неудачный опыт с РПФ («Объединение французского народа»), но с лета 1955 г. генерал де Голль не сделал ни одного публичного заявления. Это облегчало его выход на политическую авансцену в конкретных условиях мая 1958 г. Bo всей его прошлой политической биографии каждый мог найти те моменты, слова и поступки, которые ему больше импонировали. С именем генерала де Голля была связана постоянная забота о независимости и величии Франции, чего так не хватало стране в эти годы.

Главный политический штаб, сложившийся к началу 1956 г. и державший в своих руках многочисленные нити подготовки событий 1958 г., состоял из нескольких человек, которые тесно сотрудничали с генералом де Голлем еще со времен его первого пребывания у власти и имели связи и влияние в различных областях: директор банка Ротшильдов Жорж Помпиду (будущий премьер и президент при Пятой республике), сенатор Мишель Дебре (будущий премьер при Пятой республике), глава деголлевской группы в Национальном собрании, бывший руководитель разведки и контрразведки де Голля во время войны, бывший министр, недавний губернатор Алжира Жак Сустель (будущий министр при Пятой республике, порвавший затем с де Голлем по вопросу об Алжире), другой депутат Национального собрания, мэр Бордо, министр по делам бывших военнослужащих в правительстве Ги Молле и министр обороны в правительстве Гайяра Шабан-Дельмас (председатель Национального собрания и премьер-министр при Пятой республике). К этим четырем именам следует добавить Оливье Гишара и Жака Фоккара, помощников генерала де Голля в период 1956 — 1958 гг. Ратиани Г.М. Франция: судьба двух республик / Отв. ред. Ю.Н. Панков. — М.: Мысль, 1980. — С. 283.

Те, кто активно готовил смену режима, проявляли большой интерес к сохранившимся во Франции осколкам организаций бывших кагуляров и всегда имеющимся в этой стране отдельным группам монархистов, бонапартистов, членам мелких групп среди генералитета, строящих свои «домашние» планы военных переворотов. Все эти крайне правые малочисленные организации не имели серьезного лидера, но могли оказаться полезными. Большое внимание уделялось также пужадистским кадрам, хотя открытые контакты с ними были строго ограничены, дабы не скомпрометировать себя.

Обращается также большое внимание на различные союзы бывших военнослужащих в самой Франции. Еще в июне 1957 г. Биаджи и Блок-Маскар принимают участие в создании Комитета действий национальных ассоциаций бывших военнослужащих (КААНАК). Важную роль в этом комитете стал играть Александр Сангинетти, ставший после мая 1958 г. заметным политическим деятелем нового режима, а затем генеральным секретарем деголлевской правящей партии ЮДР. Среди названных ассоциаций имеются и такие, как «Бывшие служащие военной разведки», «Ассоциация Рейн и Дунай», «Ветераны войны в Индокитае» и др., близкие к деголлевцам по своему характеру Молчанов Н.Н. Четвертая республика. — М.: Соцэкгиз, 1963. — С. 412..

Правда, во Франции в организациях бывших военнослужащих в целом немного активных сторонников смены режима. В отличие от Алжира эти организации в большинстве своем состояли из бывших военнослужащих второй мировой войны, придерживавшихся традиционных республиканских взглядов, часть из них были люди демократических, левых убеждений.

В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой Конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2 % голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу.

Причинами падения Четвертой республики были, как уже подчеркивалось выше: недостаточная проработка самого механизма функционирования норм основного закона, периодические отступления от них на практике, следствием чего явились частая смена правительств, постоянно сотрясавшие страну правительственные кризисы и, в конечном счете, утрата веры французов в реформы. Четвертая республика несла в себе пороки Третьей.

27. Второй и третий периоды революции 1848 во Франции. Причины падения второй республики и гос. переворота 2.12.1851.

23 апреля были проведены выборы в Учредительное собрание. В него были избраны консерваторы (монархисты). Оно взяло всю полноту власти в свои руки. 15.05 произошло восстание в Париже. Были закрыты политические клубы, центрами агитации стали национальные мастерские. На июньских довыборах в Учредительное собрание победили монархисты и социалисты.

21.06. был принят декрет о расформировании национальных мастерских и призыве в армию рабочих. Начались волнения. Исполнительный комитет ушел в отставку. Учредительное собрание передало всю исполнительную власть генералу Кавеньяку (военный министр). Маркс назвал подавление восстания первой битвой двух классов.

28.06. Кавеньяк формирует кабинет министров из умеренных республиканцев. Демократические клубы были поставлены под контроль властей, была ограничена свобода печати, продолжительность рабочего дня была увеличена до 12 часов.

Летом 1848 проект конституции был подготовлен. Проект разрабатывала конституционная комиссия. Монархисты стремились увеличить объем полномочий президента. В ней не было права на труд. В ходе обсуждения проекта Учредительным собранием было ликвидировано предложение о Конгрессе народов. Монархисты добились учреждения гос. совета. Судебная система осталась такой же как при июльской монархии.

Конституция восходила одновременно к двум источникам – конституционной традиции Франции и Конституции США. Из французского опыта вытекали философские посылки устройства государства, выраженные в преамбуле. Влияние опыта США проявилось в организации исполнительной власти. Конституция строго проводила принцип разделения властей. Властью законодательной являлось Законодательное собрание, а высшей исполнительной – президент. Депутаты избирались на основе всеобщего избирательного права. Вообще конституцию можно назвать псевдодемократической (право печати было задекларировано, но ограничивалось безопасностью). Но конституция все равно была буржуазно, так как в ней провозглашалась незыблемость частной собственности.

Еще до принятия конституции были назначены выборы президента (на 10.12). От республиканцев баллотировался генерал Кавеньяк. Мелкобуржуазных демократов представлял Ледрю-Роллен. Его сторонники создали «новую гору». Рабочие и социал-демократы выдвинули Распайля (протест против должности президента). Часть республиканцев была за кандидатуру Ламартина. Часть монархистов выдвинула Шангарье. Большое влияние имели бонапартисты, которые выдвинули кандидатуру Луи Бонапарта. Он и победил. Пролетариат голосовал не за него, а против Кавеньяка, а основной опорой было крестьянство.

Сторонники Луи Бонапарта образовали «партию порядка», которая стала использовать президента в борьбе с республиканским большинством. Бонапарт добился роспуска Учредительного собрания. В избранном Законодательном собрании преобладали сторонники «партии порядка».

13.06.1849 прошли выступления в Париже, которые привели к поражению «новой горы». Это поражение открыло путь к реставрации монархии. В октябре 1849 Бонапарт сосредоточил в своих руках управление страной.

Политику Луи Бнапарта можно назвать политикой лавирования, так же как и политику его дяди. В интересах буржуазии была совершена экспедиция в Италию. В мае 1850 был принят новый избирательный закон, устанавливающий ценз оседлости и имущественный ценз.

С осени 1850 Бонапарт не скрывал, что стремиться к восстановлению империи. В июле 1851 Законодательное собрание отклонило предложение о продлении срока полномочий президента.

2.12.1851 Бонапарт совершил гос. переворот. Законодательное собрание было распущен, вожди оппозиции арестованы. 14.01.1852 была обнародована новая Конституция, которая установила 10-й срок президентских полномочий.

Причины падения второй республики:

  1. политические – незрелость политических партий, Конституция.

  2. Социальные – не было широкой социальной поддержки, республика не могла держать в равновесии пролетариат.

Кризис Четвертой республики

Обострение ситуации в Алжире. Для кабинетов Мориса Буржес-Монури и Феликса Гайяра алжирская война оставалась проблемой первостепенной важности.

Французская армия, познавшая горечь поражения в Индокитае, стремилась взять реванш в алжирской войне, но терпела неудачи. Удрученные поражениями генералы и офицеры постепенно проникались ультраколониалистскими настроениями. Они начали применять пытки к военнопленным, расстреливать заложников.

Однако Фронт национального освобождения Алжира упорно продолжал сопротивление и расширял военные действия. Это приводило в негодование французское командование. Оно было также крайне недовольно правительственной политикой. С одной стороны, все кабинеты держались курса на подавление национально-освободительного движения алжирцев, а с другой — за спиной армии вели переговоры с ФНО. В рядах армейской верхушки росло убеждение, что правительство неспособно разрешить «алжирский вопрос». Такого же мнения придерживались и алжирские ультраколониалисты. Армия и «ультра» начали открыто возлагать ответственность за неудачи в колониальной войне на правящие круги Парижа. К концу 1957 г. они по существу перешли в оппозицию правительству.

Четвертая республика оказалась неспособной справиться с создавшейся ситуацией. Режим явно вступил в полосу кризиса. Обострение политической обстановки вызвало оживление в рядах угасавшего голлистского движения.

Деятельность голлистской оппозиции. После роспуска в 1953 г. РПФ генерал де Голль жил в своем имении в Шампани Коломбэ-ле-дёз-Эглиз в уединении. Тем не менее он не терял надежды вернуться к власти.

Сторонники де Голля, объединившиеся в небольшую партию «социальных республиканцев», были фактически предоставлены самим себе. Наиболее известные и преданные из них, как Дебре, Мишле, Сустель, Мальро, бывали у генерала в Коломбо и держали его в курсе происходящего в правящих кругах Парижа. Некоторые голлисты входили в правительства Четвертой республики. Шабан-Дельмас был министром в кабинетах Мендес-Франса, Молле, Гайяра. Сустель в течение 1955 г. занимал пост министра-резидента Алжира и сочувственно относился к алжирским «ультра». Под его влиянием многие голлисты были проникнуты ультраколониалистскими идеями.

Осенью 1957 г. «социальные республиканцы» решили воспользоваться политическим кризисом Четвертой республики и начали широкую кампанию за возвращение к власти своего лидера. Они провели по всей Франции серию митингов с целью пропаганды идей голлизма. В начале 1958 г. голлисты решили, что самая благоприятная почва для их агитации сложилась в Алжире. Они хорошо понимали, что генерал де Голль еще со времен Второй мировой войны пользовался огромным авторитетом в армии. К тому же он всегда был известен как твердый сторонник «сильной власти», которой, по мнению командования французской армии в Алжире, так не хватало для решения «алжирской проблемы».

Руководящий комитет «социальных республиканцев» решил воспользоваться тем, что Шабан-Дельмас занимал пост министра обороны в правительстве Гайяра, и послать в Алжир в качестве официальных представителей этого министерства голлистов Леона Дельбека и Люсьена Нейвирта. Основной целью деятельности посланников должна была стать агитация за возвращение к власти генерала де Голля, а также привлечение на его сторону двух основных оппозиционных правительству сил, отстаивающих лозунг «Французский Алжир», — ультраколониалистов и командование армии.

Весной 1958 г. голлистам удалось связаться в Алжире как с лидерами ультраколониалистов, так и с представителями командования французской армии. Дельбек и Нейвирт прямо заявили и тем, и другим: «… мы приехали сюда для того, чтобы сказать вам, желающим спасти Алжир, что вы сможете это сделать только опрокинув систему и заменив Республику генералом де Голлем». Однако ни военные, ни «ультра» не спешили себя связывать какими-либо обязательствами по отношению к голлистам. Тем не менее Дельбек и Нейвирт постоянно курсировали между Парижем и Алжиром, расширяли связи в алжирской столице и докладывали о своей деятельности руководству «социальных республиканцев» и лично генералу де Голлю.

Падение Четвертой республики. Решающие события развернулись в алжирской столице в мае 1958 г. После падения кабинета Гайяра президент республики наметил на пост главы правительства представителя МРП Пьера Пфлимлена. Кандидат в председатели совета министров выступал за сохранение Алжира под властью Франции, но считал необходимым прекратить военные действия и начать переговоры с ФНО. Его кандидатура была встречена крайне неодобрительно среди алжирских «ультра» и командования армии, которые считали, что переговоры с ФНО — это начало капитуляции.

Обсуждение программы и утверждение полномочий Пфлимлена в Национальном собрании состоялось в Париже 13 мая 1958 г. В ответ на это ультраколониалисты подняли в алжирской столице мятеж. К «ультра» примкнули представители французской армии в лице офицеров парашютно-десантной дивизии и ее командира генерала Массю, и голлисты Дельбек и Нейвирт. Мятежники образовали Комитет общественного спасения Алжира и потребовали создания аналогичной организации в Париже. Дельбек склонил членов комитета выступить с обращением к де Голлю, что они и сделали. В первом коммюнике мятежников говорилось: «Комитет умоляет генерала де Голля прервать свое молчание и создать правительство общественного спасения, способное сохранить Алжир».

15 мая Дельбеку удалось привлечь на сторону мятежников главнокомандующего французскими войсками в Алжире генерала Салана. Он также выступил с призывом к де Голлю. Тогда же и сам де Голль начал борьбу за свое возвращение в политику. Он выпустил декларацию, в которой извещал, что намерен вернуться к власти: «Некогда, в тяжелый для нас час страна доверилась мне, чтобы я повел ее к спасению. Сегодня, когда стране предстоят новые испытания, пусть она знает, что я готов взять на себя власть Республики».

Мятежники в Алжире расширяли свою деятельность. Туда прибыли сторонники генерала Жак Сустель, Роже Фрей и др. Им удалось окончательно ввести мятеж в голлистское русло. Правительство в Париже практически бездействовало. А де Голль 19 мая уже собрал журналистов на пресс-конференцию.

Генерал провозгласил себя сторонником демократии и республики, напомнив, что в послевоенный период, возглавляя Временное правительство, «провел прогрессивные социально-экономические реформы». Характеризуя положение в Алжире, де Голль высказался очень уклончиво, отметив лишь, что «в сложившихся кризисных условиях» армейское командование, «выполняя свой долг наведения порядка, поступило правильно». Отвечая на вопрос не собирается ли он ограничить общественные свободы, де Голль заметил: «Разве я когда-либо это делал? Наоборот, я их восстановил, когда они исчезли. Неужели кто-нибудь думает, что в 67 лет я собираюсь начать карьеру диктатора?»

Тем временем в Алжире движение 13 мая ширилось. Во многих городах были созданы местные Комитеты общественного спасения, во главе которых встали военные. 23 мая был образован объединенный Комитет общественного спасения Алжира и Сахары. По существу это был комитет, созданный еще 13 мая, но расширенный за счет новых членов. Его основная цель теперь была сформулирована следующим образом: «Обеспечить приход к власти правительства общественного спасения во главе с генералом де Голлем, чтобы провести и защитить коренную реформу институтов Французской республики».

24 мая повстанцы организовали мятеж, аналогичный алжирскому, на острове Корсика. В Париже известие об этом вызвало панику. Стали распространяться слухи о возможной высадке мятежников в метрополии и начале Гражданской войны. И действительно, представители штаба алжирской армии совместно с голлистами разработали так называемую операцию «Возрождение». Она предусматривала высадку парашютистов в парижском регионе и захват ими власти.

Правительство Пфлимлена, получившее еще 20 мая «чрезвычайные полномочия», ничего не предпринимало против мятежников в Алжире и на Корсике. Более того, в правящих кругах Франции быстро росло убеждение, что наилучшим выходом из положения была бы передача власти де Голлю. Теперь каждый день приближал Четвертую республику к гибели.

К де Голлю устремили взоры многие видные политики страны: лидер «независимых» Пине, социалисты Ориоль и Ги Молле. 25 мая на встречу с де Голлем отправился председатель совета министров Пфлимлен. Никаких решений собеседники не приняли. Однако генерал использовал свидание с главой правительства для того, чтобы представить этот факт как начало формирования своего кабинета. На следующий день была передана декларация де Голля: «Вчера я начал обычный процесс, необходимый для создания республиканского правительства, способного обеспечить единство и независимость страны. Я рассчитываю, что этот процесс будет продолжаться и что страна своим спокойствием и достоинством продемонстрирует свое желание видеть его завершенным».

28 мая Пфлимлен вручил президенту республики заявление об отставке. В тот же день по призыву ФКП в Париже состоялась мощная демонстрация левых сил, опасавшихся за судьбу республики и стремившихся не допустить ее гибели. В первых рядах демонстрантов находились руководители коммунистов Жак Дюкло и Вальдек Роше, лидер ЮДСР Франсуа Миттеран, радикалы Пьер Мендес-Франс и Эдуар Даладье, социалисты Кристиан Пино и Альбер Газье. Участники демонстрации прошли по улицам города с лозунгами «Фашизм не пройдет!», «Массю — к стенке!», «Парашютистов на заводы!». Однако эта акция объединила далеко не все левые силы. Многие деятели Социалистической партии во главе с Ги Молле единству действий с коммунистами предпочли приход к власти де Голля.

Поздно вечером 28 мая президент республики Рене Коти вызвал к себе в Елисейский дворец председателей обеих палат парламента — Андре Лё Трокёра и Гастона Моннервиля. Он просил их выяснить на каких условиях де Голль согласился бы возглавить правительство. Два председателя встретились с генералом. Де Голль потребовал чрезвычайных полномочий и права пересмотреть Конституцию 1946 года. Он также настаивал на том, чтобы его правительство было утверждено без дебатов и в его отсутствие.

29 мая стало известно, что президент республики направил послание парламенту. В Национальном собрании его зачитал Лё Трокёр. «В этот тяжелый час, — писал Коти, — я решил обратить свой взгляд к генералу де Голлю — самому знаменитому из всех французов…», предложить ему «сформировать правительство общественного спасения, которое смогло бы осуществить глубокие преобразования наших институтов». В конце послания президент угрожал подать в отставку, если парламент выскажется против правительства де Голля.

Судьба Четвертой республики была решена. Оставалось выполнить последние формальности. 30 мая представители главных политических партий страны за исключением коммунистов выразили готовность поддержать де Голля и войти в его правительство.

1 июня 1958 г. генерал выступил с краткой правительственной декларацией. Он просил Национальное собрание предоставить его правительству «чрезвычайные полномочия сроком на полгода» для того, чтобы «разработать новую конституцию и вынести ее на всеобщий референдум». Далее де Голль сформулировал три принципа, на которых будет базироваться новая конституция: «Всеобщее избирательное право, разделение исполнительной и законодательной власти и отчетность правительства перед парламентом». После прочтения декларации генерал покинул Бурбонский дворец. Начались дебаты. Из 17 выступавших ораторов восемь ратовали за утверждение кандидатуры де Голля, девять — против. Дюкло заявил, что все коммунисты будут голосовать «против», так как де Голль стремится придти к власти «в результате алжирского мятежа, который он никогда не осуждал». Мендес-Франс стоял на такой же позиции, считая что «голосование происходит под угрозой военного переворота». Против утверждения кандидатуры де Голля выступил Миттеран, подчеркнув, что генерала призвала к власти армия, вышедшая из повиновения законному правительству. В итоге 329 депутатов проголосовали «за»: «независимые», МРП, «социальные республиканцы», часть социалистов и радикалов. 224 депутата были «против»: коммунисты, часть радикалов и социалистов.

В последующие два дня большинство депутатов Национального собрания одобрило три представленных де Голлем законопроекта: о специальных полномочиях в Алжире, о новом порядке пересмотра конституции и о чрезвычайных полномочиях правительства. После этого обе палаты были распущены. Четвертая республика ушла в историю.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий