Причины возникновения права

Причины и условия возникновения права

Причины возникновения права:

1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);

3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества;

Общественная жизнь нуждалась в определенной упорядоченности. Первобытные обычаи на этапе разложения родового строя они оказались не в состоянии регулировать усложнившиеся общественные отношения. В результате объективно возникла необходимость в качественно новом регуляторе общественных отношений (праве).

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

Возникновение права:

1. Перерастание первобытных обычаев в правовые, то есть санкционирование их гос-вом. На ранних этапах существования государства обычное право представляло собой почти все право данного общества, в дальнейшем оно постепенно вытесняется позитивным (писанным) правом.

2. Правотворчество, то есть установление гос-вом новых правовых норм. По мере усложнения общественных отношений гос-во восполняло отсутствие в обычном праве норм посредством издания нормативно-правовых актов. Постепенно они становились основным источником права.

3. Создание правовых прецедентов. Прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер для решения аналогичных дел в будущем. Такая норма может возникать, особенно если по данному делу отсутствуют правовые обычаи и нормативно-правовые акты.

4. Заимствование правовых норм происходит в виде добровольного использования правового опыта других стран (рецепция) и распространения в колониях права метрополий (экспансия).

Теории происхождения права:

1) Возникновение права произошло одновременно с возникновением государства;

2) Право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Понятие и особенности сущности государства

Сущность – это закон бытия вещи.

Сущность государства — это государственная (политическая) власть. Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом. Эта сущность любого государства любой эпохи.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) То, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) То, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона) (обществу в целом или определенным социальным силам)

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

— классовый, в рамках которого государство можно определить, как организацию политической власти экономически господствующего класса;

— общесоциальный, в рамках которого государство можно определить, как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

— Право возникает в силу тех же основных причин и условий, которые вызвали возникновение государства (см. выше). Общественная жизнь нуждалась в определенной упорядоченности. Это достигается с помощью социальных норм. Исторически первым регулятором общественных отношений были первобытные обычаи, но на этапе разложения родового строя они оказались не в состоянии регулировать усложнившиеся общественные отношения. В результате объективно возникла необходимость в качественно новом регуляторе общественных отношений (праве).

Право возникает в результате вызревания его норм внутри конкретного общества(основные способы), либо в результате заимствования (неосновные). Среди основных выделяют:

  • 1. Перерастание первобытных обычаев в правовые, то есть санкционирование их государством. Правовым называется обычай санкционированный (признаваемый) иобеспечиваемый (охраняемый) государством. На ранних этапах существования государства обычное право (как совокупность правовых обычаев) представляло собой почти все право данного общества, в дальнейшем оно постепенно вытесняетсяпозитивным (писанным) правом.
  • 2. Правотворчество, то есть установление государством новых нормативно-правовых норм. По мере усложнения общественных отношений государство восполняло отсутствие в обычном праве норм посредством издания нормативно-правовых актов. Постепенно они становились основным источником права (особенно в странахромано-германской правовой семьи).
  • 3. Создание правовых прецедентов. Прецедент — это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер для решения аналогичных дел в будущем. Такая норма может возникать, особенно если по данному делу отсутствуют правовые обычаи и нормативно-правовые акты. Прецедентное право существует практически во всех странах, но наибольшее развитие получило в странах англо-саксонской правовой семьи.

Заимствование правовых норм происходит в двух вариантах:

  • 1. Рецепция права — добровольное использование правового опыта других стран;
  • 2. Экспансия права — распространение в колониях права метрополий.
  • 52. Основные теории происхождения права и их влияние на происхождение мысли
  • — Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

ТЕМА 1. Причины возникновения права

До появления права в качестве регулятора поведения в обществе выступали обычаи, привычки, традиции, мифы и т.д.

Переход от присваивающей экономики к производящей, развитие семейных отношений, отношений собственности, установление государственной власти и т. д. сопровождались становлением правовых норм.

1. Как Вы считаете, каковы причины, по которым право выделилось из всех социальных регуляторов в особую систему норм? Какую из причин Вы бы отнесли к главной и почему?

2. Имеет ли смысл устанавливать первопричины происхождения права? Свое мнение обоснуйте.

Возникновение права (объективного и субъективного), как и возникновение государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли исполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше, и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает, или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или — взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права. Моя задача заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.

ТЕМА 2. Проблема понимания и определения права

1. Дайте название теории, к которой относятся следующие определения права:

· право – это то, что делает суд;

· право – это совокупность двусторонних (императивно-атрибутивных) эмоций субъектов общения;

· право – это воля класса, возведенная в закон;

· право – это совокупность норм, издаваемых государством;

· право – это совокупность норм и принципов, вытекающих из природы вещей (природы человека).

2. Почему в принципе допустимы разные определения права?

3. Какое определение Вы считаете наиболее правильным? Сформулируйте его и аргументируйте свой выбор.

б) психологическая теория права — подразумевает, что в основе правовых переживаний лежат атрибутивные (притязательные) эмоции долга, а в основе нравственных — только императивные (обязательные, но беспритязательные) этические эмоции. Если в правовой сфере нормальна продажа прав, то в нравственной сфере она немыслима Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг, как нравственную обязанность, т.е она «очеловечивает» социологический подход. психика людей – это фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль и право . Понятие и сущность права выводятся, прежде всего, через психологические закономерности: правовые эмоции людей, которые в основе своей носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания, чувства, правомочия на что-то (атрибутивная норма),а также чувство обязанности сделать что-либо (императивная норма); все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права. Интуитивное право выступает регулятором поведения. Автор данной теории – Леон Петражицкий, (1867-1931) профессор С-Петербургского университета, теоретик социологии. «Эмоции играют правом»: т.е. в праве всегда важны эмоции, а само право состоит из особых переживаний, которые имеют определенный смысл. Суть подхода в отношении к праву, в том, как к нему относятся субъекты.

г) классовая теория права – Основоположники данной теории — К. Маркс (1818 — 1883); Ф. Энгельс (1820 — 1895); В. И. Ленин (1870 — 1924). В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господству­ющего класса. Теория права (марксистское право) подразумевает, что государство возникло в силу различных экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Данное направление исходит из того, что и государство и право происходят из классовой борьбы, т.е происходит господство норм права класса, господствующего в экономике.

д) нормативисткая теория права — это учение (самое распространенное), в его основе лежит нормативисткое учение – «законодатель всегда прав». Основатель данного учения Ганс Кельзен, (1881-1973) жил в Австрии до 1939 г., затем в США, работал в юридической школе университета Беркли, шт. Калифорния. Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Право должно заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, как доказывают приверженцы других концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права. При обосновании этой позиции Кельзен опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний — науки о сущем и науки о должном. В своих работах он доказывал, что право определяет только государство и оно исходит из интересов государства («чистое учение права»).Кельзен определял право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение им использовалось для дифференциации права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль).

е) Историческая теория права — её основоположниками являются немецкие юристы Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта. Сформировалась данная теория в конце ХVIII- начале ХIХ вв.. Основное внимание она уделяла вопросам возникновения истории права.Говоря о праве, создатели исторической школы права считали, что действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства. Право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, не дано Богом, а создается, складывается постепенно путем самостоятельного развития, через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом. Право – это, прежде всего исторически сложившиеся правовые обычаи, произрастающие из глубин народного сознания, из недр национального, народного духа. Что же касается предписаний государства, то они составляют позитивное право, которое производно от права обычного и способно лишь помочь его упорядочивании.

1. В чем основное различие правовых и нравственных норм? Каковы, на Ваш взгляд, отличительные свойства права?

2. Влияет ли право на нравственность?

3. Происходит ли «морализация» права ?

1) Ответ : Различие правовых и нравственных норм сводится к следующему. Прежде всего, они (нормы), различаются по способу своего существования. Нормы права содержатся в законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях, кодексах, уставах, приказах и других правовых предписаниях органов государства, т.е они прописаны письменно . Нравственные же нормы передаются устно из поколения в поколение в виде общепринятых представлений о добре и зле, о благородстве и безнравственности т.е, они существуют в сознании людей, либо находят свое воплощение в произведениях искусства, литературе.

2) Ответ: Право и нравственность лежат в одной плоскости. Они оба создают нормы поведения людей в обществе, но только нравственность вырабатывается путем принятия общепринятых (не писаных) норм поведения в обществе, а право создается особыми общественными органами (закон). Право, конечно же несомненно, влияет на нравственность, так как, принуждая человека к законопослушному поведению, страхом наказания за содеянное, нормы права превращают данное поведение в привычное, а потому само по себе желательное. Мотивы антисоциального поведения, сдержанные правовой угрозой и потому не осуществляемые , постепенно ослабевают, отпадают, а вместе с тем и исчезает опасное с нравственной стороны поведение человека.

3) Ответ: Моральные нормы отличаются от правовых норм по сфере действия, однако нарушение нормы права всегда является одновременно аморальным поступком, но не всякое посягательство на моральные нормы является непременно противоправным. Многие нормы права наполнены нравственным содержанием, что также свидетельствует о более широкой сфере действия моральных норм. Так, например, подобным совмещением характеризуется статья 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство призвано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. С принципом гуманизма связаны и многие нормы уголовного права. Таковой будет, например, норма права, предусматривающая уголовную ответственность за неоказание помощи людям, гибнущим на море.

Добавить комментарий