Применение права

Применением права называется особая форма его реализации — рассмотрение и решение дел управомоченными на то государственными органами или должностными лицами и принятие решений, определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела. Акт применения права (индивидуальный правовой акт, решение по конкретному делу) является юридическим фактом, ведущим к возникновению, изменению, прекращению правоотношений.

Ряд правовых норм не может быть реализован без применения права. Эта форма (способ) реализации правовых норм определяется законом и подзаконными нормативными актами в тех сферах общественных отношений, где особенно необходимы точная определенность прав и обязанностей сторон, государственный контроль за развитием отношений, внесение в это развитие элементов устойчивости, стабильности, определенности, доказуемости. Для этого, во-первых, нужно точное определение момента возникновения правоотношения, его содержания и субъектов (кто из абитуриентов зачислен в студенты? на какой факультет, на какое отделение, на какой курс? назначена ли стипендия, предоставлено ли общежитие?).

Во-вторых, принятию решения (вывода, имеющего юридическое значение) должна предшествовать строгая проверка фактических обстоятельств дела, определение их юридических последствий, фиксация этого в специально оформленном акте, допускающем последующую проверку обоснованности и законности решения. В-третьих, если государство считает необходимым осуществлять систематический контроль за возникновением и развитием определенных видов правоотношений, необходимо точно определить процессуальные (процедурные) формы рассмотрения и решения соответствующих дел, готовить достаточно квалифицированные кадры государственных служащих, в компетенцию которых входит применение норм этой отрасли права, обеспечивая возможность проверки правильности этих решений и, соответственно, степени квалификации этих служащих.

Высказывалось мнение, что правоприменение не следует рассматривать как способ (форму) реализации права в одном ряду с использованием права, исполнением обязанности, соблюдением запретов, поскольку оно сводится к одной из этих форм или к их сочетанию. С этим мнением трудно согласиться по следующим причинам:

  1. Ряд правовых норм вообще не может быть реализован без актов применения права. Таковы нормы о юридической ответственности за правонарушения, многие нормы о передаче имущества, все нормы о регистрации или расторжении брака, о приеме на работу в государственные учреждения, об увольнении, о назначении пенсий и др. Исключив правоприменение из способов реализации права, невозможно представить себе систему этой реализации в целом.
  2. Если использование, исполнение и соблюдение типичны для деятельности граждан и частных юридических лиц в сфере гражданского общества, то применение права типично для субъектов публичного права (осуществление власти, управления, правосудия). Ряд государственных органов (например, суды) существует только для правоприменения. Полное рассмотрение проблемы реализации права требует исследования на всех уровнях его осуществления.
  3. Именно правоприменение породило процессуальное право — комплексы правовых норм, определяющих порядок, процедуру реализации и охраны материально-правовых норм. Как отмечено выше, под юридическим процессом в последние годы понимается не только деятельность органов правосудия, но и других государственных органов, которая всегда подчинена определенной процедуре. Без рассмотрения места процессуального права в системе правового регулирования характеристика последнего будет неполной.
  4. На материалах правоприменительного процесса как наиболее формализованного способа реализации права теоретически разработаны стадии правореализации, приемы толкования правовых норм, типичные способы решения юридических ситуаций — то, что (в свернутом виде) присуще любой форме реализации права. По существу, это именно та тематика, которая составляет основное содержание обучения в юридических учебных заведениях. Исследуя проблемы правоприменения, мы изучаем наиболее распространенные в юридической практике стадии и приемы реализации права вообще.

Различают следующие стадии реализации права.
Оно начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и отношение. То и другое по существу сводится к состыковке юридических фактов и гипотезы правовой нормы. Выбор правовой нормы, подлежащей применению к данному делу, иногда называют «юридическая квалификация».

При исследовании обстоятельств дела может оказаться, что среди этих обстоятельств нет юридических фактов или юридический состав неполон (например, еще не достигнут возраст, необходимый для назначения пенсии), либо отсутствуют доказательства, подтверждающие необходимый для полноты состава юридический факт (нет документов о полном стаже работы). В первых двух случаях выносится мотивированное решение об отказе в применении права (об отдельных исключениях см. далее); в последнем случае дело может быть отложено до (и для) представления необходимых документов или иных доказательств.

Форма некоторых доказательств определена законом (для сделок свыше определенной суммы — письменные доказательства, для некоторых сделок — свидетельство, выданное нотариальной конторой, трудовой стаж доказывается записями в трудовой книжке или справками с места работы, брачные отношения — свидетельством о браке, возраст — свидетельством о рождении или записью в паспорте и т.п.); несоблюдение этой формы может препятствовать решению дела. При подготовке к ведению и решению наиболее сложных дел (об оформлении юридического лица, споры о домовладении, о наследстве и т.п., все уголовные дела и др.) гражданам рекомендуется воспользоваться консультацией и помощью опытных юристов.

При выборе нормы, подлежащей применению к данному случаю, необходимо пользоваться официальным изданием текста нормативного акта. В последние годы в продаже появились коммерческие издания, содержащие тексты не законов РФ, а проектов этих законов либо тексты отмененных или измененных нормативных актов. Прежде чем пользоваться текстами таких изданий, следует убедиться в том, что закон вступил в силу и в его текст не внесены изменения и дополнения. При расхождении текстов нормативных актов действуют правила: во всех случаях противоречий текстов нормативных актов должен применяться акт более высокой юридической силы; последующий нормативно-правовой акт отменяет или изменяет предыдущий акт равной юридической силы.

При применении правовой нормы может возникнуть проблема «обратной силы» закона, под которой понимается распространение действия юридической нормы на обстоятельства и факты, существовавшие до ее установления (т.е. изменение юридической оценки, квалификации фактов и обстоятельств прошлого). Поскольку правовая норма — это не только правило должного, обращенное в будущее, но и обещание государства решать определенную категорию дел только обозначенным в норме способом, придание закону обратной силы крайне нежелательно, если это ухудшает правовое положение какой-либо категории граждан, и, наоборот, допустимо, а иногда обязательно, если это меняет их правовое положение к лучшему. На этом основана обратная сила уголовного закона, устраняющего наказуемость деяния или смягчающего наказание (ст. 10 УК РФ) и запрет придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность лица (ст. 54 Конституции РФ).

Следующая стадия — толкование текста нормативного акта. Под толкованием понимается прежде всего уяснение смысла текста закона, конструирование правовой нормы, подлежащей применению к данному случаю, со всеми ее элементами (гипотеза, диспозиция, санкция). Неразрывная связь и согласованность правовых норм, составные части которых содержатся в различных нормативных актах (статьях, разделах, частях текстов), требует при применении той или иной нормы права тщательно изучить все положения нормативных актов, содержащие применяемую норму. Применение правовых норм осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами; каждому из правоприменителей законом обозначена строго определенная категория дел, относящихся к его компетенции (трудовые споры, регистрация актов гражданского состояния, рассмотрение кассационных жалоб, взимание налогов, назначение пенсий и т.п.). Соответственно, работники этих органов и учреждений должны хорошо знать отрасли права, по которым они готовят и принимают решения. Практическое значение структуры правовой нормы (гипотеза — диспозиция — санкция) в том и состоит, что она ориентирует лиц, применяющих правовые нормы, на тщательный и всесторонний анализ нормативно-правового материала, сопоставление неразрывно связанных между собой статей законов и других нормативных актов, выявление элементов, образующих одну норму, определение условий ее применения, содержания, последствий нарушения (кто к чему обязан, на что имеет право, каково содержание запретов и последствия их нарушения). Этот основной прием толкования может быть назван логико-юридическим (конструирование правовой нормы).

К приемам уяснения текста нормативного акта относится грамматическое толкование, состоящее в уяснении смысла терминов, их связей, предлогов (и/или), иногда даже знаков препинания (наличие или отсутствие разделительной запятой). Используется также систематическое толкование текста закона, определение места статьи закона в его структуре, самого закона — в системе законодательства, связей общей и особенной частей нормативных актов и т.д.

Важное место среди приемов уяснения принадлежит логическому толкованию, состоящему в уяснении понятий, выраженных словами и терминами, содержащимися в нормативных актах. При логическом толковании применяются все законы формальной логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания). С помощью логических операций (анализ и синтез, построение силлогизма и т.д.) определяются признаки и объем понятия. Особенность логического толкования нормативно-правового текста состоит в том, что приходится учитывать специфику изложения мысли законодателя в тексте закона, содержащем и образные выражения, адресованные массовому правосознанию, и специальные термины, понятные квалифицированным юристам, применяющим право. Поэтому тексты нередко подлежат логическому преобразованию или уяснению с позиций так называемого здравого смысла. Из того, что в тексте закона сказано, что никто не может быть произвольно лишен жизни, отнюдь не следует, что любое лишение жизни, в том числе убийство, является непроизвольным, а тем самым — законным; если «молодому специалисту» далеко за 25 лет, которые медицина считает рубежом молодости, то он имеет право на льготы, определенные для лиц, обозначенных этим термином, но, конечно, не имеет прав на сокращенный рабочий день и другие льготы, предназначенные для собственно молодежи. С логическим толкованием связано «телеологическое» (целевое) толкование, под которым разумеется уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением. Так, исходя из смысла конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод граждан, а также их прав на юридическую помощь суды обязаны принимать и рассматривать жалобы граждан на все затрагивающие их права решения и действия должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а не только лишь те, которые действительно (а не по ошибочному мнению граждан) нарушают, как сказано в законе, их права и свободы (цель закона — определить судебный контроль за законностью актов, касающихся прав и свобод граждан).

Среди видов толкования иногда называют «историческое», означающее изучение условий, при которых принят нормативный акт, причины его принятия, последующего изменения, сопоставление текста закона с его проектом, изучение прений по стенограмме заседания государственного органа, принявшего акт, и т.п. В целом это — сфера научной деятельности, а не практики работы государственного органа, применяющего право, а потому относится к выработке доктринальных толкований (см. далее). На практике историческое толкование может применяться разве только по свежим следам замены одного нормативного акта другим. Так, в ст. 13 Основ законодательства РФ о культуре определено право каждого человека «без ограничения возраста» на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов. Сопоставление этого текста с ранее действовавшими нормативными актами показывает, что слова «без ограничения возраста» означают не распространение этого права на младенцев и малолетних, а снимают существовавшие до того ограничения предельного возраста («до 35 лет», «до 45 лет»).

При уяснении смысла правовой нормы используются ее официальные нормативные разъяснения, если такие имеются.

Разъяснения-толкования делятся на виды по источнику (а тем самым — по юридической силе) и по объему применения.

Официальные толкования законов и других нормативных актов предоставляются издавшими их («аутентическое толкование») или специально на то уполномоченными органами (Конституционный Суд РФ по запросам указанных в ст.. 125 Конституции государственных органов дает толкование Конституции Российской Федерации). Оно неразрывно связано с текстом истолкованного нормативного акта, носит нормативный характер и обязательно при его применении.

По объему применения от нормативных толкований-разъяснений отличаются «казуальные», т.е. относящиеся к тому делу, по которому вынесено решение, вступившее в законную силу. Среди них особое место всегда принадлежало и принадлежит судебным толкованиям, из которых складывается судебная практика. Толкование закона, содержащееся в решении (приговоре, определении) суда, относится к официальным казуальным толкованиям; оно обязательно только для данного дела. Однако толкование законов, содержащееся в решениях высших судебных инстанций, особенно верховных судов, всегда оказывало влияние на текущую судебную практику. По существу они имели не только силу авторитета, но и авторитет силы, так как кассационная и надзорная практика этих инстанций направляли деятельность нижестоящих судов в сторону именно такого, а не иного толкования законов. Кроме того, Верховный Суд, а также Верховный арбитражный суд наделены правом давать «разъяснения по вопросам судебной практики», обязательные для судов и всех государственных органов и должностных лиц, применяющих истолкованный закон.

Неофициальное толкование законов и иных нормативных актов дается любым лицом, высказывающим свое мнение о смысле текста закона; оно необязательно для лиц и органов, применяющих право. Таково толкование закона истцом, ответчиком, адвокатом, подсудимым, прокурором — в процессе, лектором — в аудитории, журналистом — в газете и т.п.

Особым видом неофициального толкования является доктринальное (научное), т.е. толкование закона учеными-правоведами и их коллективами (например, комментированный кодекс). Неофициальное толкование помогает уяснить смысл закона, но необязательно при его применении.

Результатом использования различных приемов уяснения смысла текста нормативных актов является конструирование правовой нормы, вывод об объеме ее применения к данному случаю.

При идеальной системе законодательства как источника права, точно выражающего намерения и мысли законодателя, текст закона подлежит буквальному толкованию и применению. В странах, где нормативные акты являются главным источником права, предполагается, что «дух закона» выражен в его «букве»; «догма права» является основой основ правоприменения. Это правило применяется и в нашей стране. Однако и у нас, и в других странах все же различаются «дух» и «буква» закона, поскольку мысль законодателя не всегда получает в тексте нормативного акта адекватное воплощение (либо текст устаревает в связи с развитием и изменением общественных отношений). Поэтому кроме буквального (общее правило) иногда, как исключение, применяются ограничительный и распространительный виды толкования. Эти виды толкований, как правило, не могут применяться, если это приведет к ухудшению правового положения лица, в отношении которого выносится акт применения правовой нормы; так, судебной практикой твердо признана недопустимость расширительного толкования обстоятельств, отягчающих ответственность (ст. 63 УК РФ). И, наоборот, принцип гуманизма и другие нравственные нормы иногда оказывают влияние на официальное правосознание, стимулируя отход от буквального толкования некоторых норм. Так, в уголовном законе статьи, определяющие ответственность за отказ или уклонение свидетеля от дачи показаний или за ложные показания, толковались ограничительно в случаях, когда свидетелями оказывались родители, дети, супруг осужденного преступника (ныне основанием такого толкования стали ст. 51 Конституции РФ, а также примечание к ст. 308 УК РФ).

На тех же принципах (отступление от буквы закона не должно ухудшать правовое положение граждан) применяется расширительное толкование, если буквальный смысл, терминология текста закона уже содержания нормы. Так, в Основах законодательства РФ «О культуре» разрешено вывозить за границу результаты своей творческой деятельности с целью продажи. Этот текст толкуется расширительно, так как разрешение вывоза с целью продажи предполагает и разрешение вывоза (тех же предметов) с целью дарения, обмена и других способов распоряжения (кому разрешено большее, тому разрешено меньшее).

Исследование обстоятельств дела и их юридическая квалификация завершаются подготовкой и принятием акта применения права к данному случаю и отношению. Правоприменение в целом представляет собой процесс осуществления и охраны материально-правовых норм. Само правоприменение «формализовано» в том смысле, что правом (процессуальным) определен порядок исследования обстоятельств дела, подготовки и принятия решения, обеспечивающий законность и обоснованность правоприменительной деятельности. Принятое по делу решение должно быть обоснованным, т.е. полностью соответствовать обстоятельствам дела, основываться на исчерпывающем исследовании и объективной оценке собранных доказательств. Решение должно быть законным, т.е. оно должно соответствовать действующим нормам права и правилам их применения. Оно должно быть исполнимым в том смысле, что изложенный в нем юридический вывод должен быть ясно сформулирован с указанием конкретных лиц, точного объема их прав и обязанностей, с определением, в случае необходимости, качеств или видов имущества, размеров денежных сумм, сроков и т.п.

При подготовке решения нередко встает вопрос о его целесообразности, а тем самым о «свободе усмотрения» должностных лиц и государственных органов, применяющих правовые нормы.

Применение абсолютно определенных (императивных) норм исключает свободу выбора промежуточных (по сбору доказательств и т.п.) и окончательных решений правоприменителя. При назначении пенсии, например, нужно установить обстоятельства, дающие право на пенсию, собрать необходимые документы, подсчитать размер данной пенсии в соответствии с трудовым стажем, размером заработной платы и другими критериями, указанными в законе, и принять соответствующее решение. Применение относительно определенных норм включает выбор правоприменителем одного из вариантов решения в пределах диспозиции или санкции. Надо ли по данному делу вызывать и допрашивать таких-то и таких-то свидетелей, назначать экспертизу, затребовать справки и другие документы? Необходимо ли это для установления истины по делу, подготовки обоснованного решения или только приведет к затягиванию решения дела, к напрасному беспокойству людей и к лишним расходам? Какую конкретно меру наказания определить признанному виновным в преступлении, если в законе сказано: «от трех до семи лет лишения свободы»?

Необходимость выбора одного из возможных решений в пределах относительно определенной правовой нормы нередко называется «свободой усмотрения». Эта свобода поставлена законом в достаточно тесные рамки. Во-первых, свобода ограничена рамками применяемой нормы и процессуального права (решение должно быть законным). Во-вторых, решение должно опираться на достаточные доказательства, дающие основания для принятия мотивированного постановления (решение должно быть обоснованным). В-третьих, оно должно быть целесообразным, направленным на наиболее эффективную реализацию правовой нормы, решение дела без проволочек, затребование лишних документов без напрасного вызова и ненужного беспокойства людей. Определяя общие критерии обоснованности и целесообразности «свободы усмотрения» лиц, применяющих право, закон тем самым дает правовые основания для последующей проверки и оценки процесса и результата правоприменения.

Крайне редко в административной и судебной практике встречаются случаи, когда свобода усмотрения может состоять в создании правовой нормы для конкретного случая или отношения. Это так называемые «аналогия права» и «аналогия закона». То и другое имеет место при обнаружении пробела в праве (пробела в законодательстве) — когда факты или отношения законом не оцениваются, но профессиональное правосознание властно диктует необходимость их юридической квалификации. Такие случаи крайне редки; решаются они следующим образом: если в законодательстве есть нормы, регулирующие схожие отношения, дело решается на основании этих норм («аналогия закона»); если даже и таких норм нет — дело решается на основе общих начал и смысла законодательства, «духа закона» данной правовой системы. Решение дел на основе аналогии права или аналогии закона подлежит дополнительным проверкам надзорными инстанциями и, главное, должно являться сигналом и стимулом к принятию нормативных актов, устраняющих обнаружившийся пробел в праве.

Результатом применения правовой нормы является принятие специального акта, содержащего юридическую оценку данного случая, и проистекающие из него выводы. Акт применения права является юридическим фактом, порождающим определенные правовые последствия. Он должен быть принят управомоченным государственным органом или должностным лицом в установленном для этого процессуальном порядке и соответствовать ряду формальных требований. В акте должны быть обозначены: наименование органа, принявшего этот акт; дата принятия; точное наименование дела, которое решено этим актом; установленные обстоятельства, имеющие юридическое значение для этого дела (юридические факты; иногда требуется перечень основных доказательств, их подтверждающих); юридические выводы из установленных обстоятельств.

Решение может быть отрицательным в том смысле, что управомоченный орган, исследовав обстоятельства дела, не нашел оснований для применения правовой нормы (нет оснований для восстановления в прежней должности, нет права на пенсию, обвиняемый оправдан и т.п.). Отрицательное решение должно быть так же мотивировано, как и положительное*(1009). Оно имеет то юридическое значение, что по тем же самым основаниям, которые были исследованы и получили оценку в решении, заявитель не может повторно обратиться в этот же орган с требованием рассмотреть то же самое дело.

Некоторые акты применения права должны содержать все эти реквизиты (решения, приговоры, определения судов), другие не содержат «мотивировочной части» (изложение и юридическая оценка обстоятельств дела), иные формулируют лишь основной юридический вывод (приказ ректора вуза о переводе студента с одного курса на другой).

Нарушение формы акта, принятие его некомпетентным органом, несоблюдение порядка (процесса) применения права влечет отмену акта и повторное рассмотрение дела. Некоторые акты применения права вступают в законную силу после обжалования либо истечения срока на подачу жалобы. Жалоба может быть подана на любой акт применения права — органу, принявшему этот акт, вышестоящему органу, в прокуратуру, в определенных законом случаях — в суд.

Иногда высказывается предположение, что нормы права применяют не только государственные органы и должностные лица, но и граждане. С этим нельзя согласиться. Граждане совершают массу поступков и сделок, ведущих к возникновению, изменению, прекращению правоотношений. Одни из них предельно просты (проезд на общественном транспорте), другие требуют специального оформления (обмен квартир, купля-продажа недвижимости). Некоторые договоры действительны лишь с момента их оформления в установленном порядке (в нотариальной конторе, в муниципальных учреждениях). Однако все сделки и договоры граждан охватываются понятием «правомерное поведение» (использование права, исполнение обязанности), а применение права как принятие решений, имеющих официальный характер, при оформлении наиболее сложных договоров или решении споров осуществляется не гражданами (их участниками), а специально на то уполномоченными субъектами права (нотариальная контора, муниципальное учреждение, органы загс, суд).

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 11

Правоприменение — особая форма реализации права.

Правоприменение требуется в тех случаях,когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государств(признание гражданина в судебном порядке умершим)

Признаки правоприменения:

1)особый субъект- специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган. Не могут применять нормы права граждане.

2) имеетгосударственно-властный характер;

3) является деятельностью по вынесениюиндивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формойуправленческой деятельности государства;

5) осуществляется в определенныхпроцедурных формах: порядок приме­нения права регламентирован специальными (процедурными) юридически­ми нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли — граж­данское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

6) представляет собойсложный, стадийный процесс;

7)имееттворческий характер;

8) результаты правоприменения оформляются- актом применения права.

Правоприменение — государственно-властная деятельность, осуществляемая компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленная на содей­ствие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-кон­кретных решений.

Правоприменение бываетдвух видов -позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение — осуществляется не по по­воду правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм (назначение пенсии, обмен жилых помещений, выде­ление земельного участка). По-другому можно сказать, что позитивное при­менение — это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение- это применение санкций в случае нарушения диспозиций.

Стадии применения права

Применение норм права представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий 5:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по
гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины но делу — совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины его совершения (что-где-когда-кто-как и почему)

При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной.

Абсолютная объективная истина — полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности.

На второй стадии- при выборе нормы — дается юридическая квалификация совершенным действиям. Необходимо, решить, какое преступление совершено — умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой — прямой или косвенный. Неосторожность тоже бывает двух видов — легкомыслие или небрежность.

Ошибки здесь крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (сроки и вид наказания и т.д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

На четвертой стадии — выносится правоприменительный акт (приговор суда по уголовному делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным.

Акты применения права: понятие, признаки, структура, виды

Правоприменительный акт- официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права — призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые.

Наиболее характерные признаки:

1. они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых
можно назвать поименно (например, приговор суда). Этим они отличаются от нормативных актов;

2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства, органов МСУ, др.; за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3. несодержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются
источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;

4. выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между
тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют;

5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не
распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6. обеспечиваются государственным принуждением.

Не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (справки, доверенности, квитанции, дипломы и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки.

Правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами) — место и время вынесения, дата, подпись, печать, кем издан и т.д.

Структура: описательная часть, мотивировочная и резолютивная, в которой излагается само решение.

Виды правоприменительных актов.

По отраслевому признаку: уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания: акты судебных органов, органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства.

По юридической природе: правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям: правообразуюшие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза).

По форме выражения: письменные и устные; акты-документы и акты-действия. Акты-действия могут быть подразделены на словесные (распоряжение руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину).

По названию: акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, указания и т.д.

Юридические коллизии. Способы их разрешения

Юридические коллизии — расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентнымиорганами и должностными лицами своих полномочий.

Причины коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, относятся: противоречивость, изменчивость регулируемых правом общественных отношений.

К субъективным причинам — те, которые зависят от воли и сознания людей — законодателей, представителей власти (низкое качество законов, пробелы, непродуманность правового материала и др.).

Виды юридических коллизий

1. Юридические коллизии — 6 родовых групп: 1) коллизии между НА или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних итех же предписаний); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц; 5) коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу); 6) коллизии между национальным и международным правом.

2. Коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешаются в пользу законов;

3. Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том числе законами. Разрешаются в
пользу Конституции.

4. Коллизии между обшефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между
конституциями и уставами. Приоритет имеют обшефедеральные.

5. Коллизии между Конституцией РФ и Федеративным договором, а также двусторонними
договорами между федеральным центром и отдельными территориями, равно как и расхождения между
договорами самих субъектов. Разрешаются на основе положений общефедеральной Конституции
(раздел 2, ч. 1, абз. 4 Конституции РФ).

6. Коллизии между национальным и международным правом. Приоритетимеют международные нормы

В этой статье будет рассмотрено, благодаря каким принципам осуществляется применение норм права, стадии применения норм права, а также формы его реализации. Исходной позицией реализации правовых норм выступает законотворчество. Принимая нормативно-правовой акт, законодатель должен проследить его соответствие по отношению к принятым ранее законам и Конституции. Нормы права создаются для регулирования отношений среди субъектов права.

Применения права – определение понятия

Применение норм права – это деятельность уполномоченных органов власти, которая направлена на принятие законодательных актов путём вынесения конкретных предписаний.

Такой вид деятельности необходим в случаях невозможности полной реализации норм права. Такого рода случаи можно обобщить в несколько групп:

  • когда обязанности и права не возникают у юридических или физических лиц без постороннего вмешательства органов власти (например, призыв на службу в армию);
  • в случае если необходимо установить отсутствие или наличие определённых юридических фактов либо зарегистрировать какие-либо юридические действия (например, удостоверение копии сделки);
  • когда спор между субъектами правоотношения не может быть разрешён без вмешательства органов власти (развод с разделом имущества);
  • когда необходимо установить меру и вид ответственности для правонарушителя.

Правоприменение как разновидность правовых отношений

Так как применение норм права — это отношения между органами государственной власти и его субъектами, направленные на выявление правоприменительных отношений, законодатель не ограничивается делением правоотношений по их правотворческой и служебной роли. Из всех существующих правовых норм следует выделить такие, которые функционально предназначены для непосредственной регламентации правовой деятельности. К числу этих норм относятся отрасли права, которые реализуются в рамках процесса правоприменения.

Существуют также стадии применения норм права и их особенности, которые обладают определёнными специфическими чертами. Правоприменительные отношения прекращаются, изменяются и возникают вследствие наступления юридических фактов, которые, в свою очередь, представлены в виде юридического состава, характеризующегося публично-властными действиями.

Правоприменительные отношения – юридическая природа

Теоретиков более всего интересуют правоприменительные отношения, а также стадии применения норм права. ТГП приравнивает правоприменение к процессуальным отношениям, которые включают в себя как материально-правовую сторону регулирования, так и процессуально-процедурную.

Материальные нормы направлены на регламентацию отношений между субъектами права и органами власти. Предметом регулирования служат организационные отношения, которые складываются в процессе властной деятельности государства.

Правоприменительные отношения определяются как особая разновидность общественных отношений, в рамках которой происходит осуществление государственных полномочий, а также реализация конкретных правовых ситуаций.

Признаки

Стадии применения норм права обладают рядом признаков:

  1. Применение права подразумевает деятельность органов государства.
  2. Несут властный характер, поскольку решения принимаются посредством одностороннего волеизъявления государственного органа.
  3. Правоприменительная деятельность соответствует всем нормативным актам, а также Конституции. Необходимость соблюдать процессуальные нормы в правоприменительной деятельности вытекает из соблюдения требований государственного принуждения, а также законности. Результатом такой деятельности является вынесение конкретных предписаний, которые определяют обязанности и права участников правоотношений.
  4. Правоприменительная деятельность базируется на основе государственных правовых норм.

Применение права — стадии

Стадии применения норм права — это сложная и в то же время многоступенчатая деятельность. Законодательно выделяют 4 стадии правоприменения:

  1. Выяснение обстоятельств по делу.
  2. Установление основы по делу.
  3. Вынесение юридически значимого решения по делу.
  4. Доведение принятого решения до всех заинтересованных общественных и государственных органов и их должностных лиц.

Стадия установления обстоятельств дела

Установление обстоятельств по делу – это подготовительная стадия, благодаря которой осуществляется применение норм права. Стадии применения выражены в виде значимых фактов события, к которому применимы юридические нормы.

Фактические обстоятельства выступают в роли юридически значимых только в том случае, если правовая норма связывает с ними прекращение или изменение правоотношений, характер и размер санкций. В юридической практике они именуются главными фактами либо обстоятельствами, подлежащими доказыванию (например, факт убийства).

Полная достоверность и надлежащее юридическое закрепление – это принципы, характеризующие применение норм права. Стадии применения выражены посредством установления доказательств по делу. Доказательства – это данные касаемо фактических обстоятельств, к которым относятся доводы в спорах, логические аргументы.

Источники сведений о фактических обстоятельствах дела требуют процессуального удостоверения или закрепления. Например, протокол с перечнем предметов, обнаруженных при обыске, в обязательном порядке подписывается понятыми. Законом закреплена всеобщая доступность доказательств, но в случае их неправомерного получения, они считаются недействительными (например, незаконное прослушивание телефонного разговора).

Установление доказательств – это предварительная стадия, благодаря которой осуществляется применение норм права. Стадии применения представлены в виде логической деятельности субъектов, которая направлена на установление доказательств, их исследование и оценку.

Если при расследовании дела сразу не было выявлено всех юридически значимых фактов и событий, которые имеют отношение к правонарушению, по истечении времени сделать это будет гораздо сложнее. Чем больше обстоятельств и фактов будет выявлено на первом этапе правоприменительной деятельности, тем быстрее смогут реализоваться все последующие этапы.

Установление юридической основы дела

Установление основы по делу – это вторая стадия, благодаря которой осуществляется применение норм права. Стадии применения представляют собой структурированную деятельность органов власти, которая предполагает:

  1. Выбор нормы, которая впоследствии подлежит применению.
  2. Проверку текста нормативного акта, содержащего необходимую норму.
  3. Проверку её подлинности и закономерности действия в пространстве, по кругу лиц и времени.
  4. Уяснение содержания и смысла нормы.

Выбор нормы права осуществляется после установления характера рассматриваемых обстоятельств. Стадии процесса применения норм права прежде всего направлены на определение отрасли законодательства, которая регулирует конкретные правоотношения. После чего устанавливается вид отношений, под которые подбирается определённая норма, предусматривающая конкретную жизненную ситуацию.

Выбрав норму права, законодатель проверяет подлинность текста правового акта, где содержится предписание. Затем выясняется, какие изменения были внесены в нормативный акт. После этих действий в обязательном порядке производится «критика» правовой нормы, которая подразумевает детальную и всестороннюю проверку возможности применения нормы права к конкретному жизненному случаю. Критика, в свою очередь, подразделяется на «низшую» и «высшую».

Благодаря «высшей» критике производится проверка правомерности закона, устанавливается наличие противоречий. Также проверяется, не приостановлен ли он в действии, распространяется ли круг его влияния на возникшие правоотношения. Если норма права не проходит «высшую» критику, её применение ставится под вопрос. Нельзя применять правовую норму, которая была принята после наступления регулируемых правоотношений.

«Низшая критика» относится только к законодательному тексту. Она направлена на оценку словесного изложения нормы, а также на устранение погрешностей (машинописных или полиграфических), которые были допущены в процессе набора.

Первый этап стадии применения норм права кратко можно охарактеризовать как предварительную правовую квалификацию, по окончании которой подлежит определению круг обстоятельств по делу. Окончательная квалификация осуществляется при формулировке итогового вывода, касаемо юридических норм, которые подпадают под конкретный жизненный случай.

На последнем этапе правоприменительного процесса подлежит выяснению смысл, а также содержание законодательного акта, иными словами, осуществляется толкование правовой нормы. Такой вид деятельности осуществляют все участники правоотношений, так как нормы права носят абстрактный характер, хотя и применяются к определённому жизненному случаю. Также на этом этапе правоприменения необходимо установить все вспомогательные нормы, которые впоследствии помогут уяснить основную норму права.

Вынесение решения по делу

К завершающей стадии процесса применения норм права относится вынесение решения дела. С формальной стороны эта стадия выражена в виде умозаключения, в котором факты подлежат подведению под правовую норму. В этой ситуации суд или другой правоприменительный орган в силу своих властных полномочий применяет общие правила к сложившимся жизненным обстоятельствам.

Результатом решения дела является властное предписание или веление, которое представлено в документальной форме (акт, приговор, решение, заключение). Государственно-властное веление имеет двоякую функцию:

  1. Юридическое значение заключается в констатации или признании существования определённых фактов по делу, а также их правомерности.
  2. После принятия решения есть необходимость дополнительной деятельности компетентных органов, направленной на исполнение решения суда, которым было наложено взыскание.
  3. Решение по делу занимает подчинённое положение по отношению к остальным актам правотворчества, а также основывается на нормах права, издаваемых с целью индивидуального воздействия.
  4. Органами власти принимаются юридически значимые документы, которые характерны конкретно для этой стадии применения норм права (примеры: основной акт, закрепляющий решение по делу, и вспомогательный акт – принимаемый при установлении фактических обстоятельств в ходе судебного процесса).

Решение по делу считается одним из наиболее важных актов по двум причинам:

  • субъекты, которые принимают решение, ответствены за свои действия перед гражданами и государством;
  • решение играет решающую роль в судьбе субъектов, на которых распространяется действие нормативного акта.

Вынесение правильного решения обеспечивает:

  • укрепление законности и правопорядка в целом;
  • поддержку авторитета государства в обществе;
  • формирование уважения к закону;
  • охрану прав человека.

На практике все стадии применения права находятся в неразрывном единстве друг с другом, а также нередко выражаются посредствоом идентичных действий. В практической деятельности стадии разбирательства представлены в гражданском и уголовном производстве.

В уголовной сфере представлены такие стадии правоприменения, как:

  1. Судебное разбирательство.
  2. Предварительное следствие.
  3. Исполнение приговора.

В гражданском делопроизводстве выделяются стадии:

  1. Судебной подготовки.
  2. Рассмотрения спора.
  3. Исполнение принятого решения.

Но, несмотря на деление правоприменительных стадий по отраслям, все они преследуют единую цель – установление обстоятельств дела и принятие юридически значимого решения.

Понятие и признаки

Акт, выраженный в форме письменного документа и завизированный подписью уполномоченного лица, является отражением некоего зафиксированного действия или произошедшего события. Как документ, акт применения права — это официальный способ закрепить (зарегистрировать) как, почему и применительно к кому использовалась та или иная норма права.
Признаками акта выступают следующие критерии:

  1. Поскольку в документе указывается, к кому применяется правовая норма (с учетом источников), то в целом акт приобретает индивидуальные и персонифицированные признаки. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что речь идет не только о конкретном субъекте, но и о частных жизненных ситуациях, связях и отношениях.
  2. Документ содержит признаки проявления власти, то есть в акте содержится предписание (обязательное требование) от уполномоченного государством органа и адресованное лицу конкретного рассматриваемого дела.
  3. Документ должен быть выражен в определенной законом форме (указывается название, наименование органа, место и время, подписи лиц и др).

В теории права и государства сформулировано определение:
Акт применения права – это резолюция (официальное решение) компетентного и уполномоченного государством органа по конкретному юридическому делу, которое содержит властное предписание от имени государства, выраженное в установленной законом форме и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений.

Отличительные черты

Иногда юристы делают различия между актом применения права и правоприменительным актом. На самом деле различие здесь только в названии. По существу, это одно и тоже. В то же время не стоит путать акт применения права и нормативно-правовой акт. Для наглядности приведем следующую сравнительную таблицу:

Вопрос Нормативно-правовой акт Акт применения права
Общие черты
Относится к юридическому акту? Оба акта являются юридическими
Как издается? Акты издаются уполномоченными государством органами и в соответствии с законной для таких актов процедурой
Какая степень юридической силы? Каждый акт обладает определенной юридической силой и является средством правового регулирования. С точки зрения иерархии, правоприменительный акт находится в пределах НПА
Отличительные черты
Какого характера? Имеет обобщающий характер, содержит общие правила и установки Носит индивидуальный характер, регулирует частное правоотношение
К кому обращен? Обращен к широкому кругу лиц Адресован лицам, участвующим в деле
Какой имеет срок действия? Действует до тех пор, пока его не отменят Его действие распространяется на конкретный случай
Как часто применяется? Может неоднократно применяться в пределах сроков действия Применяется разово по отношению к конкретной ситуации по делу
Как может влиять на норму права? Может устанавливать, задавать, изменять или отменять нормы права Никак не влияет, но выступает, как средство реализации правовых норм
Как соотносится с источниками права? Выступает источником права Не относится к источникам права, но ссылается на них
В какой форме выражается? Только в письменной форме Могут быть в письменной (приказ, решение и т.д.), устной (вызов свидетеля в зал), в виде конклюдентных действий (жестикуляция регулировщика)

Классификация и виды правоприменительных актов

В зависимости от субъекта, который принимает акт, выделяют следующие акты:

  • Представительных органов;
  • Исполнительных органов;
  • Судебных органов;
  • Контрольно-надзорных органов;
  • Негосударственных организаций;
  • Органов местного самоуправления и др.

С точки зрения числа субъектов выделяют следующие акты:

  • Единоличные (индивидуальные);
  • Коллективные.

С точки зрения отрасли права и/или предмета правового регулирования различают акты:

  • Гражданские;
  • Трудовые;
  • Финансовые;
  • Конституционные;
  • Административные;
  • Материального права;
  • Процессуального права и др.

По содержанию акты бывают:

  • Регламентирующие, уточняющие права и обязанности (должностные инструкции);
  • Регистрационные (удостоверение нотариусом тех или иных действий);
  • Разрешительные (например, разрешение на приобретение/ношение оружия);
  • Запретительные (например, отказ в разрешении приобретения оружия);
  • Ограничительные (подписка о невыезде);
  • Восстанавливающие право (решение суда о восстановлении в должности незаконно уволенного работника);
  • О признании (решение суда о признании отцовства) и др.

В зависимости от функций права акты бывают:

  • Регулятивные (исполнительные) (приказ о повышении по службе);
  • Правоохранительные (например, приговор суда).

По времени действия акты бывают:

  • Однократные (протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа);
  • Длительного действия (приговор суда, устанавливающий уголовное наказание в виде лишения свободы на какой-либо срок).

По способу выражения бывают:
С точки зрения юридического значения различают акты:

  • Основные — завершенное решение по делу (приговор суда);
  • Вспомогательные — способствующие вынести решение по основному акту (постановление о привлечении лица).

Структура акта применения права

Для решений судебных органов, правоприменительный акт включает четыре последовательно расположенные части:

  1. Вводная часть: наименование документа и органа его издавшего, состав органа, место и время издания.
  2. Описательная часть включает притязания истца, возражения ответчика, пояснения других участников дела, то есть здесь излагаются обстоятельства дела.
  3. Мотивировочная часть отражает пояснения принятого судом решения со ссылками на нормативно-правовые акты, применяемые к рассматриваемому спору и в процессе судопроизводства. По существу, в этой части обосновывается принятое решение.
  4. Резолютивная часть содержит итоговый результат, окончательный вывод.

Для других актов, в частности, следственных протоколов, из структуры может быть исключена мотивировочная часть, а в разрешительных актах чаще всего встречаются только вводная и резолютивная части.⇐ ПредыдущаяСтр 84 из 146

  1. C. 4.35. 13). — Авторитетом права прямо признается, что доверенное лицо отвечает за dolus и за всякую culpa, но не за casus, которого нельзя было предусмотреть.
  2. Foreign Office – структура, функции…..
  3. I.2.1) Понятие права.
  4. I.2.3) Система римского права.
  5. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.
  6. I.3.2) Историческое восприятие римского права.
  7. II. Мероприятия, выполняемые при появлении опасности радиоактивного заражения (после применения противником ядерного оружия или радиационной аварии).
  8. II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
  9. II.3. Закон как категория публичного права
  10. III. Вегетативные функции НС.

Как самостоятельная, юридически значимая деятельность, применение права осуществляет в правовом регулировании ряд важных функций.

1. Прежде всего, это конкретизационная функция. В процессе применения конкретизируются общие правовые предписания путем установления субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.

2. Правообеспечительная функция. Основное назначение применения права – обеспечение реализации прав и обязанностей. Действуя в интересах носителей субъективных прав и юридических обязанностей, правоприменительный орган обеспечивает их эффективную реализацию.

3. Правовосполнительная функция. Помимо конкретизации существующих правовых норм правоприменитель может принимать решение и при их отсутствии, при пробелах в праве. В этом случае решение принимается на основе общих принципов законодательства. (аналогия права). Следовательно, в данном случае правоприменительный акт как бы восполняет пробел, позволяя осуществить регулирование и при отсутствии нужной правовой нормы.

4. Регулятивная функция. Правоприменительный акт — обязательное для исполнения решение правоприменительного субъекта. Этому велению должно соответствовать поведение участников правоотношений. Его реализация обеспечивается мерами государственного принуждения. Следовательно, правоприменение, кроме всего прочего, направлено на индивидуальное регулирование общественных отношений.

5. Охранительная функция. В процессе правоприменения осуществляется не только позитивное правовое регулирование отношений, но и их охрана. Правоприменительный (правоохранительный) акт нередко содержит меры государственного принуждения по отношению к нарушителю юридической обязанности, к субъекту, ущемляющему права индивидов и организаций.

6. В механизме правового регулирования правоприменительный акт нередко играет роль юридического факта (часто в рамках фактического состава). Следовательно, в этом случае правоприменительный акт является промежуточным звеном между правотворчеством и реализацией права в правоотношениях.

7. Наконец, кроме сугубо юридических функций применение, применение права осуществляет и общесоциальную функцию – управленческую. В процессе правового, в том числе и индивидуального, регулирования осуществляется социальное управление общественных процессов. Однако это не управление вообще, а управление специализированного характера, нацеленное на обеспечение строгого воплощения в жизнь общих программ, закрепленных в нормах права.

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 15; Нарушение авторских прав

1. Два вида юридических фактов по связи с волей участников правоотношения
юридические акты и юридические поступки
правомерные и неправомерные действия
события и действия

2. Способы толкования используются …
на этапе толкования-уяснения
при буквальном толковании
в ходе официального толкования

3. Обычай становится правовым в результате его …
инкорпорации
легитимизации
санкционирования

4. Критерий подразделения норм права на регулятивные и охранительные
метод правового регулирования
принципы права
функции права

5. К признакам права не относится …
нормативность
казуистичность
системность

6. Элементом нормы права не является …
преюдиция
гипотеза
диспозиция

7. Дееспособность гражданина …
может быть ограничена судом
может быть ограничена медико-социальной экспертной комиссией
никем не может быть ограничена

8. Вид правомерного поведения, основанный на страхе перед применением мер государственного принуждения
законопослушное
конформистское
маргинальное

9. Управление обществом в целях обеспечения его существования и развития является …
сущностью государства
социальным назначением государства
признаком государства

10. Субъект Российской Федерации …
вправе принимать законы
не вправе принимать законы
республики в составе РФ – вправе, а остальные субъекты РФ не вправе принимать законы

11. Районный суд Ленинского района г. Нижнего Новгорода является …
государственным органом субъекта РФ
федеральным государственным органом
органом местного самоуправления

12. Применение права осуществляется только …
физическими лицами
юридическими лицами
уполномоченными органами и должностными лицами

13. Фактическое осуществление предписаний правовых норм в поведении субъектов
применение права
юридическая обязанность
реализация права

14. Что первично: механизм государства или функции государства?
механизм государства
в зависимости от ситуации
функции государства

15. Императивные нормы устанавливают …
вариант поведения, но при этом представляют субъектам возможность урегулировать свои отношения по собственному усмотрению
обязательное правило поведения, отступать от которого недопустимо
возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов

16. Норма права и статья нормативного правового акта …
всегда совпадают
могут совпадать, а могут и не совпадать
всегда не совпадают

17. Диспозиция нормы права содержит указание на …
модель поведения субъектов
условие реализации нормы права
неблагоприятные последствия для правонарушителя

18. Соотношение между законностью и правопорядком
законность выступает в качестве предпосылки формирования правопорядка
правопорядок выступает в качестве предпосылки формирования законности
законность и правопорядок существуют независимо друг от друга

19. Структура акта применения права
преамбула, общая часть, особенная часть
общая часть, особенная часть, мотивировочная часть, резолютивная часть
вводная часть, описательная часть, мотивировочная часть, резолютивная часть

20. Государственные организации …в государственный аппарат.
не входят
входят

21. Функция юридической ответственности, проявляющаяся в возмещении имущественного вреда потерпевшей стороне
карательная
воспитательная
компенсационная

22. Источником права в России не является …
правовой обычай
нормативный договор
правовая доктрина

23. По степени общественной вредности правонарушения разделяются на …
экономические и уголовные
противоправные действие и бездействие
преступления и проступки

24. К числу юридических предпосылок правоотношения не относится …
норма права
юридический факт
толкование нормы права

25. Основное направление деятельности государства по управлению обществом — … государства.
механизм
функции
политика

Добавить комментарий