Пример административного правонарушения по неосторожности

За нарушения закона в РФ предусмотрена гражданская, административная или уголовная ответственность. Разграничение видов ответственности происходит по тяжести наступивших последствий и характеру общественной опасности. В этой статье рассмотрим, по каким признакам определяется административное правонарушение, и какие последствия влечет совершение проступка.

Содержание

Что это такое

Правовое определение административного правонарушения раскрыто в ст. 2.1 КоАП РФ, оно характеризуется следующими признаками:

  • совершение противоправных действий или бездействия;
  • наличие вины в совершении проступка;
  • ответственность за допущенное нарушение закона должна быть предусмотрена статьями Особенной части КоАП РФ.

Противоправность поведения может заключаться в нарушении, несоблюдении или игнорировании законодательных норм, подзаконных актов, ведомственных приказов и инструкций, условий разрешительных документов.

Субъектами правонарушения по КоАП РФ могут выступать граждане и предприятия. Частные предприниматели приравниваются к юридическим лицам при рассмотрении административных дел, если иное не указано в содержании статьи КоАП РФ. Для физических лиц в кодексе предусмотрено разграничение по статусу субъекта (например, должностные лица, военнослужащие, сотрудники МВД и т.д.).

Выявление правонарушений происходит в результате деятельности уполномоченных служб и ведомств, либо по заявлениям граждан или юридических лиц. Например, на составление процессуальных протоколов о нарушении правил дорожного движения уполномочены сотрудники ГИБДД, а назначение санкций за проступок может входить в компетенцию суда.

Виды и примеры правонарушений

Читайте: Какой общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении?

Санкции могут последовать только за нарушения, предусмотренные конкретными статьями Особенной части КоАП РФ. Они сгруппированы в зависимости от характера общественных отношений и законодательных правил, которые нарушаются в результате действий и бездействия виновного лица. Выделим некоторые группы статей, по которым наступает ответственность за административное правонарушение:

  • проступки, связанные с нарушением прав граждан (глава 5 КоАП РФ) – различные нарушения избирательных прав, проступки в сфере трудового законодательства, дискриминация и т.д.;
  • проступки в сфере охраны собственности – нарушения правил пользования жильем, мелкие хищения, проступки в сфере государственной и муниципальной закупочной деятельности, и т.д.;
  • правонарушения на транспорте;
  • проступки в сфере безопасности дорожного движения;
  • нарушения налогового законодательства;
  • иные группы проступков, зафиксированные в Особенной части РФ.

Изменения в структуру КоАП РФ принимаются законодателем практически ежегодно. Поэтому точный состав статьи может увеличиваться или уменьшаться, а в содержании составов правонарушений могут происходить изменения.

Для каждого состава правонарушений закон предусматривает перечень обязательных признаков. В него входят:

  • объект проступка – тип общественных отношений или сфера законодательства (например, безопасность дорожного движения);
  • объективная сторона – перечень конкретных действий иди бездействия, которые зафиксированы в рамках административного дела;
  • общий или специальный субъект – гражданин, иностранец, должностное лицо, предприятия и т.д.;
  • субъективная сторона – форма вины в противоправном поведении субъекта (умысел, неосторожность и т.д.).

Помимо этого, в отдельных статьях КоАП РФ могут устанавливаться перечень квалифицирующих признаков. Такие обстоятельства повышают общественную опасность проступка и, соответственно, влекут ужесточение наказания. Типичным примером таких признаков будет являться размер причиненного ущерба, состояние опьянения в момент нарушения, и т.д.

Процедура выявления и наказания

Читайте: Виды административных наказаний

Выявление фактов административного правонарушения происходит путем составления протокола. Этот документ могут составлять должностные лица и уполномоченные ведомства, указанные в КоАП РФ. Например, полномочия по составлению процессуальных протоколов по своим направлениям деятельности предоставлены сотрудникам МВД и ГИБДД, специалистам МЧС и ФТС, должностным лицам трудовой инспекции и т.д.

Составление протокола может происходить непосредственно на месте обнаружения проступка, либо значительно позже. Нужно учитывать, что законом установлены предельные сроки привлечения к ответственности (два месяца, три месяца, один год и т.д.). Этот срок начинает течь с момента совершения проступка, поэтому факт длительного или несвоевременного обнаружения нарушений может привести к освобождению от наказания.

Санкции за совершение проступка назначаются по следующим правилам:

  • наказание может быть назначено только путем вынесения постановления;
  • в КоАП РФ приведен перечень должностных лиц и ведомств, уполномоченных на рассмотрение дел и вынесение постановлений;
  • в каждой статье Особенной части КоАП РФ зафиксирован полный перечень мер воздействия, которые можно применять за совершение правонарушения.

Для отдельных групп нарушений закон предусматривает специальные санкции, которые не могут применяться в делах других категорий. Например, только за правонарушение в сфере безопасности дорожного движения может назначаться лишения права управления транспортом. За нарушение правил миграционного режима иностранцем, либо лицом без гражданства, может последовать принудительное выдворение за пределы страны (для граждан РФ такое наказание не может быть назначено).

Существует и ряд запретов или ограничений на применение мер ответственности к определенным категориям субъектов. Например, беременной женщине или несовершеннолетнему ребенку не может назначаться административный арест, даже если такое наказание содержится в статье КоАП РФ. В этом случае суд обязан назначить денежный штраф, либо применить иную санкцию.

Для рассмотрения большинства дел личное участие субъекта не требуется. Исключение составляют только правонарушения, за которые грозит арест или выдворение за пределы РФ. Читайте: Привлечение к административной ответственности: порядок и виды

Если потенциальный нарушитель надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, такое заочное постановление будет являться законным. Законность уведомления подтверждается фактом направления судебной повестки, либо иного аналогичного документа.

На практике, такой порядок порождает ситуации, когда граждане или юридические лица могут не знать о назначенном наказании, пока не столкнутся с принудительным взысканием штрафа или исполнением иной санкции. Например, если нарушение ПДД зафиксировано с помощью камер видеофиксации, сотрудники ГИБДД могут выносить постановление в заочном режиме, после чего документ будет направлен нарушителю. Узнать о наличии административных дел или характере назначенных санкций можно следующими способами:

  • через картотеку судебных дел – по номеру постановления о назначении наказания, по номеру дела, назначенному к рассмотрению, по личным данным нарушителя;
  • через базу данных ФССП – если штраф или иная мера воздействия вступили в силу, а постановление передано на принудительное исполнение приставам;
  • путем запроса в уполномоченные ведомства – например, для уточнения информации о штрафах за нарушение ПДД соответствующий запрос можно направить в территориальные органы ГИБДД,

Наиболее серьезной санкцией по КоАП РФ является арест, который заключается в ограничении свободы на срок до 15 или 30 суток.

Последствия административного правонарушения

Санкции и последствия за проступок по КоАП РФ существенно мягче, чем судимость по нормам УК РФ. Большинство видов наказания за административное правонарушение можно исполнить в добровольном порядке (например, уплатить штраф в пределах 60 дней после его назначения). Кроме того, суд, или иной уполномоченный орган, может назначать санкцию по низшему пределу, если это предусмотрено статьей Особенной части КоАП РФ.

Спустя год после исполнения санкции, административное наказание будет считаться погашенным – при совершении аналогичного проступка, оно не будет рассматриваться как признак повторности.

Малозначительное правонарушение позволяет обойтись устным замечанием или предупреждением. В этом случае виновному лицу не придется платить даже незначительный штраф.

Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет, что отсутствие состава административного правонарушения означает прекращение дела. Не всегда лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, добивается прекращения дела до его рассмотрения. Дело может дойти и до Верховного суда РФ. То есть когда обжалование постановления по делу об административном правонарушении уже находится в последней инстанции. Поэтому юристы рекомендуют не отчаиваться. И доказывать в судах свою правовую позицию.

Что такое отсутствие состава административного правонарушения в КоАП РФ

Среди оснований прекращения административного производства есть отсутствие события административного правонарушения и отсутствие состава правонарушения. И эти понятия не идентичны. Состав административного правонарушения – совокупность обязательных элементов. И отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из них позволяет лицу, в отношении которого начато производство, требовать освобождения от административной ответственности.

Таким образом, отсутствие хотя бы одного из элементов (объект, объективная сторона, субъект или субъективная сторона) и есть отсутствие состава административного правонарушения. Каждый элемент конкретного административного правонарушения характеризуют свои особенности. Поэтому при наличии затруднений мы рекомендуем обратиться к дежурному юристу сайта.

Состав административного правонарушения от события отличается следующим. В первом случае (состав) – противоправное деяние было. Но один из обязательных элементов отсутствует. А во втором (событие) – это когда отсутствует сам противоправное деяние. Или факт его наличия уполномоченный орган не доказал.

Практическое применение

Отсутствие объекта административного правонарушения, как правило, само по себе не встречается. Потому что каждая статья Особенной части КоАП РФ сгруппирована именно по видам объектов. На которые посягает то или иное нарушение. Поэтому это основание встречается вместе с отсутствием объективной стороны.

Норма статьи КоАП РФ содержит описание и объективной стороны. К примеру, мелкое хулиганство. Для него важно, чтобы человек действовал в общественном месте. А он, к примеру, «хулиганил” в чужой квартире, пусть и с причинением ущерба. Такие действия не свидетельствуют о наличии состава правонарушения мелкое хулиганство и т.п.

Отсутствие субъекта в КоАП РФ означает, что по каким-то причинам он не подлежит ответственности. Это недостижение возраста (16 лет), невменяемость физического лица. Причем не обязательно недееспособность, установленная приговором суда. А именно невозможность на момент совершения правонарушения отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Самое популярное, безусловно, средство прекратить дело – доказать отсутствие субъективной стороны. Все сомнения трактуются в пользу лица, которое привлекается к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ). Установить вину должен тот, кто составляет протокол об административном правонарушении.

Отсутствие состава административного правонарушения и малозначительность

Установить, что состав административного правонарушения отсутствует, уполномоченное должностное лицо может только в отношении конкретного лица. То есть после установления личности лица, которому вменяется нарушение. И это обстоятельство – безусловное основание для прекращения дела.

Малозначительность административного правонарушения означает, что все элементы состава правонарушения установлены. Но по той причине, что вред (угроза) вреда оказалась незначительной, ответственность не возлагается.

Как показывает практика рассмотрения дел по административным нарушениям, отсутствие состава административного правонарушения нередко приходится доказывать в суде.

СТ 2.2 КоАП РФ

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Комментарий к Ст. 2.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья раскрывает и конкретизирует содержание принципа вины (ст. 1.5 КоАП РФ) и вытекающей из него виновности как одного из признаков административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП РФ).

Применительно к физическим лицам КоАП РФ проводит принцип субъективного вменения: лицо может нести ответственность за содеянное и за причиненные им последствия только при наличии вины, а именно — при соответствующем психическом отношении к содеянному в виде умысла или неосторожности. Специфические особенности вины юридического лица указаны в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Содержание вины физического лица характеризуется двумя элементами: интеллектуальным (возможность осознавать фактический характер и противоправность своих действий, а в правонарушениях с материальным составом — также их последствия) и волевым (способность руководить своими действиями), различные сочетания которых образуют две формы вины: умысел и неосторожность.

В ряде статей Особенной части КоАП РФ прямо указано, что соответствующее административное правонарушение может быть совершено только умышленно (ст. ст. 5.14, 7.17, 8.5, 17.7 и др.). В других статьях, наоборот, подчеркнута неосторожность как единственно возможная форма вины (ст. ст. 7.15, 7.26, 9.10 и др.). В то же время большинство административных правонарушений могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Если в диспозиции статьи Особенной части КоАП РФ конкретная форма вины не указана, то ее содержание устанавливается путем толкования данной нормы с учетом особенностей объективной стороны правонарушения и иных его признаков. Необходимо также учитывать способ законодательного описания деяния, т.е. использование специальных приемов законодательной техники. Например, характеристиками исключительно умышленной формы вины являются такие слова диспозиций статей Особенной части КоАП РФ, как «заведомость», «уклонение», «сокрытие», «отказ», «воспрепятствование», «неповиновение», «вмешательство» и т.п.

Определение формы вины имеет важное значение для решения ряда юридически значимых вопросов.

Во-первых, форма вины позволяет отграничить административное правонарушение от смежного с ним преступления. Это проявляется в случаях, когда уголовная ответственность возможна только при наличии умысла. Именно так разграничиваются административные и преступные нарушения порядка организации и проведения митингов и собраний (ст. 20.2 КоАП РФ и ст. 149 УК РФ). Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них преступно как раз по признакам применения насилия или угрозы его применения.

Во-вторых, форма вины влияет на правильность квалификации административного правонарушения, если административная ответственность, установленная за его совершение, дифференцирована в зависимости от формы вины. Так, форма вины служит разграничительным критерием при квалификации предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ умышленного невыполнения требования прокурора или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, о представлении документов и предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ непредставления сведений (информации).

В-третьих, форма вины учитывается при индивидуализации административного наказания (ст. 4.1 КоАП РФ): одно и то же деяние при его умышленном совершении может повлечь более строгую ответственность, чем при неосторожной форме вины.

2. Умышленная вина состоит в осознании лицом противоправного характера своих действий (бездействия), предвидении возможности или неизбежности наступления вредных последствий и желании либо сознательном допущении их наступления. Комментируемый закон не проводит деление умысла на виды, хотя они уже давно используются в теории административного права и на практике. С точки зрения волевого момента различают два вида умысла: прямой и косвенный. При прямом умысле лицо желает наступления последствий, при косвенном — сознательно допускает.

В правонарушениях с формальным составом умышленная вина состоит в осознании лицом противоправности совершаемого им деяния, независимо от наступивших последствий. При материальном составе правонарушения умышленная вина включает не только осознание лицом незаконности совершаемого им действия (бездействия), но и отношение к последствиям, которые наступили.

3. Неосторожная форма вины может выражаться в легкомыслии или небрежности. Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (или бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. Небрежность — единственная разновидность вины, при которой лицо не предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, хотя обязано и способно их предвидеть.

Как следует из законодательного определения неосторожности, содержащегося в ч. 2 комментируемой статьи, ответственность за административные правонарушения, совершенные по неосторожности, наступает в случае причинения вредных последствий, что применимо только к материальным составам. Что касается формальных составов, то в них неосторожная форма вины выражается в том, что, совершая то или иное действие, лицо, как правило, не сознавало его противоправности, хотя могло и должно было сознавать.

4. Положения данной статьи о формах вины применяются только в отношении физических лиц. В отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в тех случаях, когда в статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление только того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Административное право — это одна из отраслей права, регулирующая общественные отношения в управленческой сфере различных органов: государственных и частных. При рассмотрении понятия выделяют предмет, субъект и объект административного правонарушения, субъективную, объективную стороны соответственно, используют определённые методы защиты. Но обо всём по порядку.

Сущность административного права

С научной точки зрения административное правонарушение — это отрасль юриспруденции, рассматривающая системы административных и государственно-управленческих идей, взглядов, представлений о законах в сфере управления, о социальной эффективности законопроекта, тенденциях реформирования и перспектив развития. Так, можно выделить следующие подотрасли административного права:

  1. Классификация и структурирование законов о государственной управленческой деятельности.
  2. Рассмотрение социальной обусловленности и эффективности законопроектов.
  3. Изучение закономерностей реформирования управленческого законодательства.
  4. Составление планов о перспективах развития.
  5. Изучение истории возникновения и основополагающих принципов.

Последний пункт требует особого внимания. Только на основе изучения исторических источников можно разобраться в возможности перспектив в будущем и не допустить ошибок при составлении новых законопроектов. Как сказал Г. Гегель: «История имеет свойство повторяться», и очень часто то, что происходит сейчас, уже имело аналоги в прошлом. По этой причине изучение первоисточников административного права необходимо для проведения реформ и прогнозирования перспектив развития.

Законодательная база

Регулирование административного права осуществляется на трёх уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Федеральный уровень

  1. Конституция РФ и постановления Конституционного Суда.
  2. КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях).
  3. Указы Президента и Правительства РФ, палат Федерального Собрания.
  4. Иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень

  1. Уставы и законы субъектов РФ.
  2. Постановления конституционных судов субъектов.
  3. Нормативные акты высших должностных лиц, законодательных и исполнительных органов власти субъектов.

Муниципальный уровень

  1. Уставы муниципальных образований.
  2. Нормативные акты администрации, главы муниципального образования и представительных органов.

Рассмотрение дела об административном правонарушение может предприниматься в арбитражном суде (на региональном и муниципальном уровне) или в Высшем Арбитражном Суде (на федеральном и региональном уровне).

Предмет, объект и субъект административного права

Предметом (общим объектом) административного права являются общественные отношения, возникающие в результате реализации исполнительной власти. Не стоит путать с предметом посягательства — вещью, непосредственно связанной с преступлением, например, при взяточничестве предмет — сама взятка.

Есть три вида объектов административного правонарушения:

  1. Родовой объект — часть общего объекта. В качестве критерия деления чаще всего берётся отрасль деятельности объекта: промышленная, транспортная, сельскохозяйственная и т. д.; или же составляющие общественных отношений: поддержание общественного порядка, право граждан на управленческую деятельность. С понятием родового объекта связана Особенная часть КоАП.
  2. Видовой объект — подотрасль родового. Общая группа общественных отношений в определённой главе. Такая система позволяет более детально рассмотреть виды общественных отношений и правонарушений.
  3. Непосредственный объект — видовой объект в более узком смысле — конкретная отрасль общественных отношений.

Основные признаки объекта административного правонарушения — это защита в соответствие с административным кодексом (КоАП) и отношение к правам граждан. К примеру, объектом в законе о свободе о вероисповедании являются права человека.

Непосредственным объектом административного правонарушения называют ту часть, которой причиняется ущерб в ходе нарушения. При взяточничестве это нормальное финансовое функционирование организации, а также законные интересы и права граждан, т. к. дача взятки осуществляется для подстрекательства к более крупному нарушению.

Видовой и непосредственный объекты — основные структурные составляющие административного правонарушения.

Стороны правонарушения

При рассмотрении объекта административного правонарушения применяется такая конструкция, как объективная сторона — правонарушение и последствия от него. Причём есть существенная разница между противоправным деянием и действием:

  1. Деяние — это сознательное конкретное действие или бездействие, повлекшее за собой вред обществу.
  2. Действие — это сознательное поведение субъекта, повлекшее нарушение общественных отношений.

Деяние может быть однократным, собирательным (состоит из тождественных действий) или длящимся (влечет за собой длительное неисполнение обязанностей).

Рассмотрению дела об административном правонарушении подлежат не только действия, нарушающие права граждан, но и бездействия, вследствие которых были нарушены права человека (так называемые вредные последствия) или нанесён вред экологическому состоянию.

Дело о нарушении содержит следующие пункты: само противоправное действие, его последствие и логическая связь между ними. Субъект и объект административного правонарушения выясняются после анализа каждого пункта.

Формальные и материальные последствия

Состав административного преступление подразумевает два возможных последствия. Если правонарушение не повлекло за собой материальных последствий, то оно называется формальным. Причём именно административные правонарушения (в отличие от преступлений) имеют формальный состав. Пример такого нарушения — превышение водителем скорости (ст. 12.9 КоАП), но если вследствие превышения случилась авария, то дело стоит рассматривать с материальной точки зрения.

Материальное последствие — обязательное наступление вредных обстоятельств в связи с правонарушением. Причём сначала обстоятельства должны произойти, а уже потом рассматриваться как материальный ущерб. Например, нарушение пожарной безопасности в здании: отсутствие плана эвакуации или огнетушителей. Если такое положение не повлекло ещё пожара или гибели людей в здании, то КоАП, в соответствии со ст. 20.4 ч. 1 и 2, рассматривает действие с формальной точки зрения. Если повлекло — то материальной.

Основополагающие принципы административного права

Прежде чем рассматривать примеры административных правонарушений, необходимо понять, как отличаются наказания в различных случаях или методы административного права:

  1. Предписание — требование присутствовать в определённом месте или выполнить определённые действия, не влекущие за собой юридических последствий.
  2. Запрет — вето на определённые действия под страхом применения соответствующих наказаний — дисциплинарных или административных взысканий;
  3. Дозволение — предоставление вариантов выбора поведения в определённой ситуации.

Помимо этого, дозволение рассматривает предоставление возможностей действовать или не действовать в конкретных ситуациях, предписанных административно-правовой нормой. Например, гражданин может самостоятельно решить, подлежат ли противоправные действия должностного лица обжалованию. Этот момент имеет важное значение в реализации субъективных прав жителей РФ.

Примеры объектов правонарушений

Примером объектов административных правонарушений может служить разрушение пастбищных или мелиоративных земель, уничтожение мест обитания животных. В этом случае предмет правонарушения является его же объектом, так как само нарушение открыто носит материальный характер.

Но это стопроцентно ясное преступление. В большинстве случаев административные правонарушения вносят дезорганизацию в работу какого-либо государственного органа или частной компании, что влечёт нарушение общественных отношений. Например, нарушение правила проезда перекрестков, что влечет резкое торможение другого водителя и нарушает движение на дороге.

Примеры административного правонарушения

Наиболее распространённый пример — мелкое хулиганство (ст. 20.1). Его определение крайне обтекаемо: выражается в открой неприязни к обществу с нарушением общественного порядка. В состав обычно входит нецензурная лексика в адрес человека или группы лиц, приставание к другим гражданам и повреждение частного имущества.

Ст. 15 Кодекса Волгоградской области устанавливает строгую ответственность за неявку без уважительных причин на регулярный мед. осмотр больных ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом или иных инфекций, которые передаются половым путём.

Ст. 5.26 о дискриминации — нарушении свободы и естественных прав человека и гражданина из-за его вероисповедания, цвета кожи, пола, расы и т. д. В некоторых случаях это нарушение проходит вкупе с мелким хулиганством.

Ст. 14.1 гласит о проведении незаконной предпринимательской деятельности. Любая деятельность, связанная с бизнесом на территории РФ должна быть законно оформлена и регламентирована. Статья рассматривает несколько моментов: деятельность без регистрации, без лицензии (если она обязательна), с нарушением правил ведения деятельности (отдельно — с грубым нарушением деятельности). Стоит отметить, что грубое правонарушение устанавливается самими судьёй на основе анализа протокола.

Ст. 19.1 о самоуправстве — самовольном решении о порядке осуществления своего действительного или мнимого (предполагаемого) права, если за ним не последовало существенного ущерба для физических и юридических лиц.

Глава 25 рассматривает порядок работы органов по установлению административных правонарушений и лиц, участвующих в процессе: прокурора, понятых, потерпевшего, защитника, ответчика и т. д.

Помимо открытых правонарушений, кодекс предусматривает наказание за нарушение сроков подачи заявлений, призыва, предоставления определённых сведений государственным и иным органам. Это открытый пример бездействия, повлекшего за собой правонарушение.

Как проходит суд?

Рассмотрение дела об административном правонарушении, в отличие от уголовного, может проходить и без наличия лица. Регламент рассмотрения прописан в статье 29.7 КоАП Российской Федерации:

  1. Объявляется судья, само дело и соответствующий закон.
  2. Подтверждается факт явки или неявки физического лица.
  3. Разъясняются права и обязанности участников дела.
  4. Выносится вердикт о рассмотрении дела подведомственными органами.
  5. Составление административного протокола.

Отложение рассмотрения возможно в случаях: обязательной явки нарушителя, привлечения специалиста в определённой области, заявления судьи об отводе.

Нюансы административных правонарушений

Во время рассмотрения дела об административном правонарушении очень тщательно изучается протокол. Из него выявляется характер преступления: умышленное или совершенное по неосторожности. Эти факторы вносят значительный вклад в некоторые вопросы. Например, ст. 5.14 говорит только об умышленном уничтожении или повреждении частных материалов. Если действие было совершено по неосторожности, гражданин не подвергается административной ответственности.

В административных протоколах судьи обращают внимание на такие слова, как: воспрепятствование, сокрытие, уклонение, заведомо ложные (показания). Но это лишь часть анализа. Полный вывод можно сделать лишь на основе полного изучения состава преступления.

При рассмотрении объективной стороны преступление судья использует такие понятия, как: время, место, характер и способ преступления, а также повторность, систематичность, злостность и неоднократность. Причём неоднократными считаются однородные преступления, а систематическими — совершённые несколько раз в течение года.

Таким образом, понятие объекта административного правонарушения, знание основных законодательных принципов необходимо для регулирования собственных действий в обществе. Конечно, выучить весь кодекс невозможно, но многие из пунктов могут никогда не коснуться человека, например, пункт об обязательной явке в военкомат по достижении определённого возраста действует только для мужской части населения.

У этого термина существуют и другие значения, см. Вина (значения).

Вина́ — это важнейшая составляющая субъективной стороны состава проступка или деликта, внутреннее отношение лица к совершаемому действию (бездействию) и причинённым вследствие этого последствиям.

Вина в уголовном праве

Основная статья: Вина (уголовное право)

Вина в уголовном праве является элементом субъективной стороны состава преступления, обязательным условием уголовной ответственности. Согласно господствующей в настоящее время психологической теории вины, она определяется как психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом, и его последствиям. Существуют и другие теории вины.

Формы вины

В уголовном праве различается две формы вины — умысел и неосторожность. В рамках умысла выделяется прямой и косвенный умысел, в рамках неосторожности — преступное легкомыслие и преступная небрежность. Выделяют также преступления с двойной (смешанной) формой вины.

Умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий и наличие воли, направленной к его совершению.

Неосторожность характеризуется легкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий. Неосторожность встречается реже, чем умысел, однако по своим последствиям неосторожные преступления (особенно связанные с использованием некоторых видов техники, атомной энергии и т. д.) могут быть не менее опасными, чем умышленные.

Уголовный закон также может предусматривать ситуацию, когда в результате умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые не охватывались умыслом лица. Уголовная ответственность за такое преступление наступает только в случае, когда в отношении этих последствий имела место вина в форме легкомыслия или небрежности. Такое преступление называется преступлением с двойной формой вины и в целом считается совершенным умышленно.

Уголовным правом большинства стран не допускается объективное вменение, то есть ответственность за деяние, совершённое невиновно. Деяние считается совершенным невиновно, если лицо не предвидело общественно опасных последствий своего деяния и по обстоятельствам дела не могло и не должно было их предвидеть.

Вина в административном праве

В административном праве вина — это элемент субъективной стороны состава административного правонарушения, она определяется как психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

В административном праве различают две Формы вины — умысел и неосторожность.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Административное право, как и уголовное, различает две формы неосторожной вины — легкомыслие и небрежность.

Отграничение умышленной вины от неосторожной при совершении административного проступка имеет важное практическое значение: в некоторых случаях КоАП относит к проступкам только умышленные действия (бездействие), установление признаков неосторожной вины исключает производство по делу об административном правонарушении.

Вина юридического лица (как субъекта административного правонарушения, не обладающего возможностью психического отношения к совершенному противоправному деянию) выражается в наличии у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Вина в гражданском праве

Вина в гражданском праве является субъективным условием гражданско-правовой ответственности и определяется как психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению, в котором проявляется степень его пренебрежения интересами контрагента или общества.

Понятие вины применимо как к гражданам, так и к юридическим лицам. Вина юридических лиц проявляется через виновное поведение их работников и исходит из способности юридического лица в лице его органа (руководителя) предвидеть противоправные действия своих работников и своими действиями предотвращать их или пресекать.

В гражданском праве различают две формы вины — умысел и неосторожность (простая и грубая).

Умысел имеет место тогда, когда поведение лица сознательно направлено на нарушение обязательства.

При вине в форме неосторожности в поведении лица отсутствуют элементы намеренности: оно не направлено на сознательное совершение нарушения обязательства, однако в нем отсутствует необходимая для надлежащего исполнения обязательства заботливость и осмотрительность.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Таким образом, правонарушитель должен доказывать:

  • какие меры он принял для надлежащего исполнения обязательства;
  • какую степень заботливости и осмотрительности он проявил.

См. также

  • Соглашение о признании вины
  • Право
  • Уголовное право

Примечания

  1. Умысел // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  2. Пункт 1 статьи 2.2 КОАП РФ
  3. Пункт 2 статьи 2.2 КоАП РФ
  4. См. статьи 5.14, 19.16, 21.7 КоАП РФ
  5. Статья 402 ГК РФ
  6. Статья 401 ГК РФ

Добавить комментарий