Пример бездействия

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. — Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1. Деяние — это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Под составом административного правонарушения — это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения:

— объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

— объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

— субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

— субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются:

1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

4 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Самоё распространённое правонарушение в России – неуплата штрафа. Его совершение влечёт… наложение штрафа, но уже в двукратном размере.

Этот проступок занесён в Кодекс об административных правонарушениях. Но по каким основаниям? Как законодатель определяет, относить деяние к административному правонарушению, преступлению или правомерному действию?

В этой статье вы найдёте ответы.

5 признаков административного правонарушения (с примерами)

Нарушитель законов должен нести ответственность, чтобы другие члены общества воздерживались от совершения деструктивных поступков. Тогда в государстве будет спокойная и мирная обстановка, которая называется общественным порядком.

Чтобы достигнуть этой светлой цели, для наказания нарушителей законодатель вводит признаки административного правонарушения.

  1. Действие/бездействие.
    Действие – это любая активность. Бездействие – нежелание исполнять свои обязательства. Хотя это требуется по закону. Например, отказ платить налоги, несоблюдение экологических норм по выбросам отходов.
  2. Противоправность.
    Деяние человека нарушает правовую норму, которая регулирует отношения в области административного права. Вот примеры последних:
    1. ПДД;
    2. общественный правопорядок;
    3. медицинское обслуживание населения, охрана здоровья;
    4. налогообложение;
    5. обращение ценных бумаг, финансов, банковская деятельность.

    Полный перечень отношений, которые охраняются нормами административного права, перечислен во втором разделе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Этот документ описывает, в чём конкретно выражается каждое нарушение.

  3. Вредно для общества.

    Административные правонарушения – это деяния, которые нарушают нормальный порядок вещей в обществе, приводят к наступлению отрицательных последствий. При этом вред не всегда очевиден.

    Например, человек переходит дорогу на красный свет светофора, хотя поблизости нет машин. В чём тут вред для общества? А в том, что другие граждане наблюдают за таким поведением. У некоторых людей в голове может сформироваться установка: «Переход на красный – это нормально». Чем больше граждан будут так думать, тем выше риски увеличения числа ДТП.

    Однако административные проступки, в отличие от преступлений, не представляют реальной общественной опасности. Их последствия проще предотвратить и исправить.

  4. Наличие вины.
    Чтобы возложить ответственность на нарушителя норм гражданского права, необязательно наличие вины. С административными деяниями ситуация обратная.

    Таблица 1 «Разные проявления вины нарушителя»

    Форма вины Что означает Примеры административных правонарушений
    Прямой умысел Человек хочет, чтобы отрицательные последствия наступили Мелкое хулиганство
    Косвенный умысел Человек допускает вероятность наступления вреда для общества, или ему всё равно Родители не исполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребёнка
    Легкомыслие Человек надеется предотвратить отрицательные последствия своего проступка, действует «на авось» Руководитель игнорирует правила пожарной безопасности, что приводит к возникновению пожара
    Небрежность Человек не предвидит отрицательных последствий деяния, хотя может и обязан Медик не соблюдает некоторые требования безопасности к донорской крови из-за своей халатности
  5. Наказуемость.
    За нарушение административно-правовых норм в КоАП установлена ответственность: «пойманный» правонарушитель получает наказание.

    Самая часто применяемая мера – штраф. Хотя человеку могут быть назначены арест, исправительные работы и другие наказания.

Состав и виды административного правонарушения

Каждая статья второго раздела Кодекса описывает 4 элемента деяния: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В совокупности они образуют состав административного правонарушения.

Если хоть один из элементов выпадает, человека или организацию не получится наказать.

Объекты – это те отношения и ценности, которым нарушители причиняют вред. Они перечислены в главах 5-21 Кодекса. В зависимости от объекта юристы выделяют, в частности, такие виды административных правонарушений:

  1. против прав граждан;
  2. против здоровья населения;
  3. против собственности;
  4. против общественной нравственности;
  5. нарушающие ПДД и другие.

Объективная сторона административного правонарушения включает конкретный проступок, отрицательные последствия (при их наличии) и причинно-следственную связь.

В зависимости от этого элемента выделяют два вида нарушений:

  1. с материальным составом – для привлечения к ответственности необходимо установить факт наступления отрицательных последствий (пример – статья 7.26 КоАП: небрежное хранение материалов картографо-геодезического фонда РФ, повлекшее их утрату);
  2. с формальным составом – достаточно лишь факта нарушения (пример – статья 6.2 КоАП – занятие народной медициной без разрешения).

Субъектами (кто это?) могут быть только вменяемые люди не младше 16 лет или юридические лица. Нельзя наказывать по КоАП маленьких детей, животных, душевнобольных.

Субъективная сторона административного правонарушения – это наличие в деянии вины, о которой писалось выше.

Срок давности

Весь процесс с момента обнаружения проступка до исполнения наказания называется производством по делам об административных правонарушениях. Он регулируется главой 4 и разделом IV КоАП.

Привлечь нарушителя к ответственности можно только в пределах срока давности по административным правонарушениям. Он начинает исчисляться с момента совершения деяния и длится 2 месяца. Но это общее правило, из которого есть исключения.

Так, если дело рассматривает суд, то срок длится 3 месяца. Коррупционерам грозит ответственность в течение 6 лет. Если проступок длящийся (например, незаконная предпринимательская деятельность), то сроки отсчитываются с момента обнаружения.

Протокол, производство по делам и право на обжалование постановления по административному правонарушению

В большинстве случаев сотрудник госучреждения после выявления нарушителя составляет протокол об административном правонарушении.

Это важный документ, в котором фиксируются обстоятельства совершённого проступка:

  1. место и время;
  2. что происходило;
  3. объяснения самого лица и показания очевидцев.

Если человек не согласен с тем, что написал в протоколе госслужащий, то может не ставить подпись. Далее начинается расследование.

Дела могут рассматривать судьи, служащие исполкомов, полиция, налоговики, другие органы и лица (зависит от конкретного вида правонарушения).

По результатам разбирательства выносится итоговый документ – постановление. Или определение, если дело рассматривалось в суде. В документе указывается конкретное наказание, которое назначено нарушителю.

Если человек не согласен с вынесенным решением, то имеет право на обжалование постановления об административном правонарушении вышестоящему чиновнику. Срок – 10 дней с момента получения копии документа.

Таким образом, административные правонарушения – это наказуемые по КоАП виновные и вредные для общества проступки, нарушающие нормы права. Они не так опасны, как преступления, но могут служить предпосылкой к криминализации общества.

Например, сегодня подросток пристаёт к мирным гражданам (хулиганит), а спустя 5 лет совершает избиение. Поэтому государство принимает меры к тому, чтобы административные правонарушители не оставались незамеченными.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

УДК 342.9 АДМИНИСТРАТИВНОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ:

ПОНЯТИЕ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ Administrative Inactivity: Concept and Requirements of Legality

ЯРКОВОЙ Сергей Владимирович — судья Арбитражного суда Омской области, кандидат юридических наук (Омск)

Yarkovoy Sergey V. — Judge of the Arbitration Court of Omsk Region, Candidate of Legal Sciences (Omsk)

Аннотация. В статье анализируются общее понятие правового бездействия, а также понятие и основные черты бездействия органов исполнительной власти, иных органов публичного управления (административно-публичных органов), их должностных лиц в процессе осуществления административной правоприменительной деятельности, исследуются условия законности такого бездействия.

Ключевые слова: бездействие, административное бездействие, административно-публичный орган, законность.

В процессе осуществления административной правоприменительной деятельности органы исполнительной власти, иные органы публичного управления (далее — административно-публичные органы) и их должностные лица в некоторых случаях могут вообще не издавать (не принимать) административные акты и не совершать административных действий, то есть проявлять бездействие. Какова юридическая природа бездействия, имеющего место в ходе указанной деятельности, как соотносится оно с требованиями законности данной деятельности? Ответы на эти вопросы необходимы для правильной оценки поведения административно-публичных органов и их должностных лиц, проявляющегося в рамках их административной правоприменительной деятельности в форме бездействия, в том числе при осуществ-

лении судебного контроля за законностью данной деятельности.

Обратимся вначале к общетеоретическому анализу понятия «бездействие». Согласно Большому толковому словарю современного русского языка, под бездействием понимается неподвижность, отсутствие всякой деятельности, работы, отсутствие должной энергии и распорядительности в исполнении служебных обязанностей .

Бездействие как правовая категория исследуется в общей теории права. В соответствующей литературе бездействие рассматривается как одна из форм проявления правомерного или неправомерного (противоправного) поведения субъектов правоотношений, заключающаяся в воздержании от совершения определенных действий .

При этом в правоотношениях имеет значение юридически значимое бездействие, то есть бездействие, влекущее возникновение, изменение или прекращение каких-либо правоотношений, субъективных прав и обязанностей.

А. Д. Прусаков под юридически значимым бездействием понимает регламентированное правом пассивное поведение субъекта, выраженное в неиспользовании лицом предоставленных ему возможностей либо несовершении обязательных действий . И. А. Есипова определяет правовое бездействие как опосредованную правом форму пассивного социально значимого поведения управомоченных и обязанных субъектов, влекущее позитивные или негативные правовые последствия .

В общей теории права выделяют два вида бездействия: правомерное и противоправное.

A. Д. Прусаков под правомерным бездействием понимает бездействие, которое отвечает следующим признакам: 1) соответствует предписаниям действующего законодательства; 2) не нарушает предписания действующего законодательства; 3) не противоречит ни одному из действующих правовых предписаний; 4) получает позитивную социальную оценку. Указанный автор отмечает, что правомерное бездействие может выражаться в двух основных формах: в форме соблюдения правовых запретов и в форме неиспользования своих прав . Такой подход разделяет и один из ведущих российских ученых-юристов

B. Н. Кудрявцев . Между тем И. А. Еси-пова полагает, что правомерное бездействие — это лишь воздержание от совершения нежелательных действий (соблюдение запретов) . Противоправное бездействие характеризуется А. Д. Прусаковым как невыполнение субъектом юридических обязанностей, если в силу указания закона данный субъект должен был действовать в соответствующей ситуации определенным образом .

Поддерживая в целом приведенные выше подходы к пониманию юридически значимого бездействия и его видов, обозначим наше видение данной формы правового поведения субъектов правоотношений. Представляется, что под юридически значимым бездействием следует понимать несовершение субъектом конкретного правоотношения определенных предусмотренных нормами права действий, которое влечет юридически значимые последствия, а именно возникновение, изменение

или прекращение субъективных юридических прав и (или) обязанностей, ограничение указанных прав или создание препятствий в их реализации, применение мер публично-правового принуждения, в том числе мер юридической ответственности.

На основе приведенных выше общих подходов к пониманию сущности и видов юридически значимого бездействия рассмотрим далее особенности такого бездействия, совершаемого административно-публичными органами и их должностными лицами в ходе осуществления административной правоприменительной деятельности. Прежде всего необходимо отметить, что в науке отечественного административного права административное бездействие как одна из правовых форм поведения административно-публичных органов и их должностных лиц в процессе осуществления ими властно-публичной деятельности не подвергалось специальному комплексному исследованию. С нашей точки зрения, административное правоприменительное бездействие как правовая форма поведения административно-публичного органа (его должностного лица) в процессе осуществления административной правоприменительной деятельности представляет собой неиздание (непринятие) указанным органом (должностным лицом) определенного административного правоприменительного акта или несовершение им определенного административного правоприменительного действия, которые он в силу соответствующих норм административного или административно-процессуального права вправе или обязан издать (принять), совершить в рамках регулируемого данными нормами конкретного правоотношения.

Рассмотрим основные характерные черты административного правоприменительного бездействия (далее — административное бездействие).

1. Административное бездействие представляет собой такую форму поведения административно-публичного органа (его должностного лица) в ходе осуществления правоприменительной деятельности, при которой с его стороны отсутствует властное правоприменительное волеизъявление. Иными словами, указанный орган (должностное лицо) воздерживается от применения правовых норм посредством издания (принятия) административного акта или совершения административного действия.

2. Административное бездействие с учетом его характера может как повлечь, так и не повлечь юридически значимые последствия для субъектов соответствующих правоприменительных отношений. Например, несовершение должностным лицом полиции действий по проверке документов у гражданина, при наличии у него такого права, не влечет для данного гражданина никаких правовых последствий. Неприменение уполномоченным должностным лицом административно-публичного органа в отношении лица, совершившего административное правонарушение, какой-либо из мер обеспечения производства по делу об этом правонарушении из числа предусмотренных ч. 1 ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) не влечет для названного лица никаких правовых последствий.

Вместе с тем в ряде случаев административное бездействие может повлечь для участников соответствующего административного или административно-процессуального отношения юридически значимые последствия, то есть возникновение, изменение или прекращение их субъективных юридических прав и (или) обязанностей, ограничение таких прав, создание препятствий в их реализации либо применение мер публично-правового принуждения, в том числе мер юридической ответственности. В зависимости от характера юридически значимых последствий административное правоприменительное бездействие может быть подразделено на следующие виды.

1) бездействие, влекущее возникновение у лица субъективного юридического права, например, нерассмотрение административно-публичным органом или его должностным лицом в установленный соответствующей нормой права срок письменного обращения гражданина влечет возникновение у последнего права на обжалование данного бездействия в административном или судебном порядке;

2) бездействие, влекущее прекращение принадлежащего лицу субъективного юридического права, например, бездействие судебного пристава-исполнителя, повлекшее утрату принадлежащего или подлежащего передаче взыскателю имущества;

3) бездействие, влекущее ограничение принадлежащего лицу субъективного юридического права, например, непринятие таможенным

или налоговым органом в установленный срок решения о возврате налогоплательщику излишне или ошибочно уплаченных им в бюджет налогов (сборов), иных обязательных платежей, ограничивающее его право пользования соответствующими денежными средствами;

4) бездействие, препятствующее реализации имеющегося у лица субъективного юридического права или правового статуса, например, несовершение территориальным органом Росреестра действий по государственной регистрации права собственности лица на недвижимое имущество, создающее препятствие в реализации данного права.

3. Административное бездействие внешне не выражается в какой-либо официально-документальной форме, поскольку представляет собой отсутствие внешне-властного волеизъявления, которое и требует такого оформления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим далее требования законности административного правоприменительного бездействия. В отечественной науке административного права и в действующем административном законодательстве Российской Федерации критерии законности административного правоприменительного бездействия не выработаны. Исходя из анализа используемых административно-правовой наукой подходов к пониманию законности деятельности органов публичного управления права представляется возможным выделить следующие условия законности административного бездействия, то есть условия, при наличии которых такое бездействие может быть признано правомерным (законным):

1. Административное бездействие допустимо в случае, когда в рамках возникшего конкретного административного или административно-процессуального правоотношения нормами административного или административно-процессуального права не предусмотрено издание определенного административного акта или совершение определенного административного действия. Например, по смыслу положений ст. 25.2 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, не обязано выносить специальное определение о признании физического лица, которому совершенным административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, потерпевшим. Следовательно, административное бездействие, выражающееся в невынесе-

нии указанного определения, должно квалифицироваться как правомерное (законное).

2. Административное бездействие допустимо в случае, когда в рамках возникшего конкретного административного или административно-процессуального правоотношения у административно-публичного органа или его должностного лица отсутствуют административная правоприменительная компетенция и (или) административные правоприменительные полномочия, позволяющие издать (принять) определенный административный акт или совершить определенное административное действие. Например, должностное лицо административно-юрисдикци-онного органа, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, но не управомоченное решить дело о данном правонарушении, не имеет права освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности за малозначительностью (ст. 2.9 КоАП РФ) . Соответственно, имеющее место в указанном случае административное бездействие, выразившееся в неосвобождении лица, совершившего малозначительное административное правонарушение, от административной ответственности, является правомерным (законным).

3. Административное бездействие допустимо в случае, когда в рамках возникшего конкретного административного или административно-процессуального правоотношения у административно-публичного органа или его должностного лица отсутствуют предусмотренные соответствующими правовыми нормами основания для издания (принятия) определенного административного акта или совершения определенного административного действия. Например, в силу положений ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при отсутствии указанных в данной норме оснований не могут быть совершены действия по проведению внеплановой проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя . По смыслу положений ст.ст. 28.1-28.2 КоАП РФ при отсутствии какого-либо из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо не вправе совершать предусмотренные указанными нормами дей-

ствия, направленные на возбуждение такого дела. В указанных случаях административное бездействие, выражающееся в несовершении действий по проведению проверки и по возбуждению дела об административном правонарушении, должно признаваться правомерным (законным).

4. Административное бездействие допустимо в случае, когда в рамках возникшего конкретного административного или административно-процессуального правоотношения у административно-публичного органа или его должностного лица хотя и имеются необходимые административная правоприменительная компетенция и административные правоприменительные полномочия, однако возможность издания (принятия) определенного административного акта, совершения определенного административного действия поставлена соответствующей нормой административного или административно-процессуального права в зависимость от усмотрения данного органа (должностного лица) с учетом индивидуально-определенных обстоятельств указанного правоотношения. Например, с учетом усмотрения соответствующих уполномоченных должностных лиц административно-публичных органов, исходя из конкретных обстоятельств правоприменения, могут совершаться действия сотрудников полиции по проникновению в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам и организациям , применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 27 КоАП РФ. Несовершение указанных административных действий при отсутствии объективной необходимости в их совершении следует признать правомерным (законным) административным бездействием.

Таковы, с нашей точки зрения, основные условия законности административного правоприменительного бездействия. Кроме того, при оценке законности административного бездействия необходимо обратить внимание на то, что отсутствие в некоторых нормах административного или административно-процессуального права определенных требований, предъявляемых к форме или порядку издания (принятия) административных актов, совершения административных действий, не всегда свидетельствует о возможности административно-публичного органа (его должностного лица) уклониться от издания (принятия) соответствующего акта или совершения

соответствующего действия, то есть допустить правомерное (законное) бездействие.

С учетом вышеизложенного под правомерным (законным) административным правоприменительным бездействием, по нашему мнению, следует понимать пассивное поведение административно-публичного органа (его должностного лица), выражающееся в неиздании (непринятии) административного акта, несовершении административного действия, издание (принятие), совершение которых в рамках возникшего конкретного административного или административно-процессуального правоотношения не предусмотрено соответствующими правовыми нормами, либо в силу данных норм не отнесено к его административной правоприменительной компетенции и (или) административным правоприменительным полномочиям, либо на издание (принятие), совершение которых

не имеется оснований, либо издание (принятие), совершение которых поставлено в зависимость от усмотрения указанного органа (должностного лица) с учетом конкретных фактических обстоятельств названного правоотношения.

Неправомерное (незаконное) административное правоприменительное бездействие административно-публичного органа или его должностного лица, с нашей точки зрения, может быть определено как неиздание (непринятие) ими административного правоприменительного акта, несовершение ими административного правоприменительного действия, обязанность издания (принятия), совершения которых в рамках реально возникшего административного или административно-процессуального отношения прямо возложена на них соответствующими нормами административного или административно-процессуального права.

Библиографический список

1. Есипова, И. А. Правовое бездействие : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / Есипова И. А. — Волгоград, 1998. — 159 с.

2. Кудрявцев, В. Н. Избранные труды по социальным вопросам : в 3 т. / В. Н. Кудрявцев. — Т. 1. — М. : Наука, 2002. -567 с.

3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: локальный.

7. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2001. — 776 с.

8. Теория государства и права : учеб. для вузов / отв. ред. В. Д. Перевалов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2007. — 496 с.

9. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. — М. : Альта-принт, 2007. -1239 с.

Преступное бездействие в уголовном праве — это пассивная форма поведения выраженного в акте общественно опасного и противоправного пове­дения (ст. 293 УК РФ), состоящий в несовершении лицом того, что оно по определен­ным основаниям могло и должно было совершить.

На практике преступное бездействие встречается значительно реже, чем действие: в 5% уголовных дел.

Что такое действие и бездействие в уголовном праве, узнаем далее в статье.

Разновидности бездействия

Преступное бездействие может быть выражено:

  • в воздержании от совершения общественно полезного действия, например — уклонение от воинской обязанности или от уплаты алиментов и другое;
  • в несовершении определенных действий, направленных на предотвращение ущерба уже существующему благу, например, — неисполнение обязанностей по охране имущества или по оказанию помощи лицам, находящимся в опасной ситуации и другое.

Бездействие лица может представлять собой, как пассивное поведение – воздержание от какого-то конкретного действия, так и сопровождаться какими-то активными действиями, связанными с уклонением от выполнения обязанностей, например, переезд в другой город или уклонение от воинской обязанности. Кроме того, бездействие может быть разовым – одномоментным, или длящимся – длительное уклонение от выполнения обязанностей.

При этом, если лицо уклоняется от выполнения обязанностей длительное время, преступное бездействие охватывает весь период. Добровольное выполнение обязанности в этом случае может повлечь освобождение от уголовной ответственности, а в некоторых случаях даже меры поощрительного характера, в том числе денежных выплат.

Наступление ответственности за преступное бездействие

Как уже писалось выше, не все бездействие следует считать преступным и наказуемым. Лицо должно быть обязано совершить конкретное действие в силу прямого указания на это закона или иного нормативного акта, родственных либо других отношений, договорных, служебных или профессиональных обязанностей. Как правило, банальная обязанность помогать ближнему не является правовой и носит исключительно моральный характер.

Таким образом, уголовная ответственность за бездействие наступает лишь в том случае, когда на лицо возложены определенные обязанности действовать определенным образом, а он не реализовывает эти действия. Эту обязанность могут порождать следующие юридические факты и состояния:

  • Законодательный или иной нормативный акт, например инструкция, могут возлагать совершить конкретные действия;
  • Приговор или другое решение суда, которые являются обязательными для исполнения, злостное уклонение от исполнения такого решения является преступным;
  • Родственные или другие взаимоотношения – родители, опекуны, попечители и другие лица, возложившие на себя добровольно обязанность оказывать помощь человеку, неспособному позаботиться о себе самостоятельно в силу определенных обстоятельств, несут полную ответственность за неисполнение этих обязанностей (например, мать, оставившая своего новорожденного ребенка в закрытой коляске без пищи и воды на несколько дней, в результате чего наступила смерть ребенка, будет нести уголовную ответственность за убийство);
  • Договорная, служебная, профессиональная обязанность – некоторые профессии предусматривают исполнение лицами своих обязанностей даже во внерабочее время (например, врачи и сотрудники правоохранительных органов), в других случаях ответственность наступает только за бездействие в тот момент, когда лицо находилось на рабочем месте. Кроме того, ответственность наступает за невыполнение обязанностей, которые вытекают из трудового или иного договора, например, за невыплату заработной платы или ненадлежащее хранение имущества.

Важно! Когда лицо само своими действиями поставило в опасность причинения вреда объекты охраны уголовного права, оно несет полную ответственность за возможные последствия своих действий. При этом лицо должно иметь реальную возможность совершить требуемое действие в конкретной ситуации.

Какую статью предусматривает УК РФ за бездействие

В Уголовном кодексе РФ нет отдельной статьи за преступное бездействие, следовательно, наказание за данный вид преступления будет зависть от того, какие последствия повлекло за собой несовершение лицом конкретных действий. Например:

  • если медицинским работником без уважительной причины не была оказана медицинская помощь больному человеку, в результате чего его здоровью был причинен вред средней тяжести, тяжкий вред или смерть, медика привлекут к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 124 УК РФ;
  • в случае, если работодатель не выплачивает полностью или частично заработную плату сотрудникам, он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 145.1 УК РФ;
  • когда гражданин не передает имеющиеся у него сведения о преступлении уполномоченному органу, он может быть привлечен к ответственности по статье 316 УК РФ (в данном случае лицо может быть освобождено от ответственности, если преступление было совершено супругом или иным близким родственником).

Ответственность должностного лица за бездействие

В вопросах ответственности за бездействие должностных лиц статья УК РФ, по которой виновному будет предъявлено обвинение, напрямую зависит от его должностных обязанностей и ситуации. Так, например, ответственность за халатность – недобросовестное отношение лица к своим служебным обязанностям, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов других лиц, предусмотрена статьей 293 УК РФ.

Кроме того, здесь можно говорить и о последствиях за несоблюдение лицом обязанности по исполнению требований охраны труда. Когда должностное лицо было обязано соблюдать эти требования, но пренебрегло своей обязанностью, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или стало причиной его смерти.

Общественно опасное последствие

Как уже отмечалось, преступное действие (бездействие) — сознательный и волевой акт внешнего противоправного поведения человека. Всякое общественно опасное действие или бездействие направлено на достижение определенного результата.

Однако одно и то же действие (или бездействие) способно порождать не один, а несколько результатов или изменений во внешнем мире. Какие-то из этих результатов желательны для лица, совершившего соответствующее действие или бездействие, являются его целью, другие — нежелательны, иногда не предвиделись, но должны были и могли предвидеться.

Те изменения в объективном мире, которые последовали в качестве результата общественно опасного действия или бездействия человека, в уголовном праве называются преступными последствиями. В результате совершения преступления иногда наступают нежелательные социальные последствия, остающиеся за пределами состава преступления (например, при убийстве внука дед остался без кормильца).

Преступные (общественно опасные) последствия в одних случаях поддаются наблюдению и измерению, в других — не могут наблюдаться и устанавливаются логически. По своему характеру общественно опасные последствия могут приобретать форму имущественного ущерба (при хищениях чужого имущества), физического вреда (при посягательствах на жизнь и здоровье человека) либо проявляться в форме морального вреда (при клевете, оскорблении). Сказанное учитывается при формулировании признаков объективной стороны тех или иных составов преступлений.

В диспозициях статей УК преступные последствия иногда обозначаются специальными терминами: радиоактивный фон (ст. 246), эпидемии и эпизоотии (ст. 248) и т.п. Например, преступные последствия состава нарушения ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), характеризуются как распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия.

Преступные последствия той или иной тяжести учитываются в качестве основных (конструктивных), квалифицирующих либо особо квалифицирующих признаков отдельных составов преступлений.

Используемые в статьях УК понятия существенного вреда, существенного ущерба, крупного и особо крупного ущерба (размера), тяжких или особо тяжких последствий, тяжкого и средней тяжести вреда здоровью в одних случаях носят формально определенный характер, в других — оценочный.

Например, тяжесть причиненного вреда здоровью человека устанавливается на основании Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г., и Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. № 346н.

Какова ответственность за преступное бездействие по УК РФ

  1. Если врачом (или иным медицинским работником) без уважительных причин не была оказана помощь больному человеку, в результате чего здоровью последнего причинен вред средней тяжести, тяжкий вред или наступила смерть пациента. В этом случае медика привлекают к уголовной ответственности, которая предусмотрена ст. 124 УК РФ.
  2. Если работодателем не выплачивается зарплата (полностью или частично) сотрудникам, он будет привлечен к ответственности по ст. 145.1 УК РФ.
  3. Если гражданин не передает уполномоченным органам имеющиеся у него сведения о совершенных преступлениях. За это он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 316 УК РФ.

Объективная сторона преступления

В уголовно-правовом смысле действие обладает также социальными и правовыми признаками, а именно общественной опасностью и противоправностью. Поэтому не является действием в уголовно-правовом смысле совершение запрещенного уголовным законом поступка, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности, например тайное хищение карандаша или нескольких листков бумаги (кража) одним студентом у другого.

Добавить комментарий