Пример религиозной нормы

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, которые устанавливаются различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеют обязательное значение для исповедующих определенную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также церковные службы.1

Схематично виды норм, а также место религиозных норм в этой системе можно изобразить так:2

Социальные нормы

Технические нормы

Религиозные нормы

Однако, другие источники, а именно Лебедев В.А. предлагает такую классификацию социальных норм:

Социальные нормы

По сферам действия

экономические

политические

Еще один автор, Хропанюк В.Н.1так показывает классификацию социальных норм:

Нормы обычаев, традиций и ритуалов: складываются в процессах исторического развития, в определенной общественной сфере; в результате многократно повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаясь общественным мнением

Нормы общественных организаций: устанавливаются самими общ. организациями; закрепляются в их уставах и решениях; охраняются предусмотренными в их уставах мерами общ. воздействия

Виды социальных норм

Нормы морали: складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми.

Нормы религии: исходят из представлений людей о «о боге» как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития

Нормы права: устанавливаются и охраняются от нарушения государством.

Признаки религиозных норм:

1. Это разновидность социальных норм. Т.е. социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

А) Людей;

Б) Общественные отношения, то есть отношения между людьми и коллективами;

В) Поведение людей. Таким образом, религиозные нормы формируют социальные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Религиозные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фиксации устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодействия между людьми.

В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в становлении религиозных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных религиозных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность. Она проявляется в неоднократности действия религиозных норм: религиозная норма вступает в действия всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирования.

4. Обязательность. Религиозные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

5. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

6. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами религиозных норм.

7. Устанавливаются различными вероисповеданиями. Т.е. представляют собой результат деятельности не какой-либо одной конфессии.

8. Определяют порядок проведения церковных обрядов, ритуалов и т.п., т.е. содержат внутренний распорядок религиозной общины.

9. Живут в общественном сознании (а именно – в общественной психологии).

10. Имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия.

Таким образом, можно добавить, что в обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности в рамках нормативной системы общества, сохраняя при этом качества особых социальных регуляторов.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 15

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, имеющих формальную определенность и обеспечивающиеся государственным принуждениям

Религиозные нормы — разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.

Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в:

• нормативности (совокупность определенных норм, являющихся образцом поведения людей),

• универсальности (эти нормы распространяются на общественные отношения),

• общности права и религии (в нормативно-ценностных критериях правомерного и неправомерного).

В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Предписания религии распространяются лишь на лиц, исповедующих определенную религию.

В настоящее время принято выделять семьи религиозного права, где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности (мусульманские государства).

Обычай – правило утвердившееся в обществе в результате многократного применения

Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений.

Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Форма права зачастую формально определенна, большинство обычаев(за исключением правовых) существуют в устной форме.

Взаимовлияние права и обычаев. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Правовые обычаи достаточно широко применяются в международном публичном и частном праве.

Влияние обычая на право: При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, таковым гражданское право признает обычай делового оборота — правило поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ).

Влияние права на обычай: Прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения.

Право и технические нормы

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, имеющих формальную определенность и обеспечивающиеся государственным принуждениям

Технические нормы – правила поведения, направленные на регулирование отношений между человеком и внешним миром, природой или техникой.

Цель технических норм — наиболее целесообразное, безопасное обращение людей с объектами окружающей их среды, как природной, так и искусственной.

Между техническими и социальными нормами осуществляется взаимодействие, т.к. некоторые технические нормы затрагивают существенные интересы определенных социальных общностей и становятся технико-социальными. Есть общеобязательные нормы, которые закреплены законодательно поддерживаются силой государства, их невыполнение влечет юридические последствия. Например, УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ.

К этим нормам так же относятся технические условия (ТУ), различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации транспорта, оборудования), индексы загрязнения окружающей среды и др. За нарушения этих норм установлена юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная.

Основное отличие технических норм заключается в том, что предмет их регулирования не социальные отношения, а технические; субъектами являются не только люди, но и природа, техника.

Различия:

1. По форме выражения:

• норма права содержится в нормативно правовых актах, и является источником права.

• техническая норма содержится в инструкциях и т.д.

2. По изданию:

• норма права издается государственными органами

• техническая норма издается определенным субъектом (например, завод прилагает инструкцию по эксплуатации прибора)

3. По ответственности за нарушение:

• норма права предусматривает юридическую ответственность

• технические нормы — никакой ответственности

4. По форме закрепления:

• норма права закрепляется в законах кодексах

• техническая норма в правилах по эксплуатации техники.

Религиозные нормы

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ — разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения выступает мерилом «хорошего» поведения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определенные; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом Завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 года источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана — соответственно на исповедующих ислам и т.д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

Влияние права на религию имеет место, хотя оно в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» гарантируют свободу совести и вероисповедания, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. Действующее уголовное законодательство устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК РФ). В то же время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющих личность и путем зомбирования превращающих её в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя», и стоящих за ними темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». Вполне закономерно, что в Уголовный кодекс РФ включена специальная норма, в соответствии с которой создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а равно участие в деятельности такого объединения карается уголовным законом.

Религиозные нормы — это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями и обязательных для исполнения людьми, исповедующими ту или иную веру. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Этими нормами регламентируются отправление религиозных обрядов, порядок церковной службы, организация и деятельность религиозных общин, церквей, групп верующих и т.п. Ряд религиозных установлений (заповеди) имеют моральное содержание.

Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы- выполняли роль права, регулировали политические, государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные общественные отношения. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве (Вундт В. О развитии этических воззрений. M., 1986. С. 20).

В некоторых исламских странах и сегодня Коран и Сунна — основа регулирования всех сторон жизни мусульман (Саудовская Аравия и др.).

В Республике Беларусь нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с правом в ряде общественных отношений. Конституция Республики Беларусь (ст. 31), Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» создают правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В Беларуси на 1 января 2001 г. было зарегистрировано 26 религиозных организаций. Из них 80 % верующих считают себя православными. В Республике Беларусь Рождество Христово объявлено государственным праздником (у католиков -25 декабря, у православных — 7 января), поскольку православные и католики составляют большинство верующих в республике.

Право в цивилизованном мире относится отрицательно к псевдорелигиозным организациям, в частности к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и превращающим человека в слепого исполнителя воли «мастера», «учителя» и стоящих за ними псевдопроповедников веры в Бога.

Социальные нормы в религии

Религиозные социальные нормы выступают в качестве одного из подвидов норм морали. По сути, религия определяется как взаимоотношения человека с предметом его интереса, поклонения. Религия всегда определяется уникальным мировоззрением, а также соответствующим поведением и действиями, в основу которых входит вера в существование высших сил, сверхъестественного.

Определение 1

Религиозные нормы – это совокупность правил поведения, которые устанавливаются в рамках конкретной религии (вероисповедания) через официальное волеизъявление. Они обязательны для каждого последователя определенной религии, и регулируют их отношения в сфере интересов этой религии и вероисповедания.

Социальные нормы в религии обладают двумя ключевыми признаками:

  • во-первых, они обладают абсолютно всеми качествами нормативности и предписанности;
  • во-вторых религиозные социальные нормы выражают принципы того или иного вероисповедания.

Некоторые исследователи этой области выделяют еще несколько признаков социальных религиозных норм. Например, это регулирование широкого круга отношений как религиозных, так и находящихся в пределах интересов того или иного вероисповедания и представителей отдельной конфессии.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Религиозные социальные нормы 450 руб.
  • Реферат Религиозные социальные нормы 260 руб.
  • Контрольная работа Религиозные социальные нормы 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Религиозные социальные нормы очень неоднородны. Это связано с индивидуальным характером каждой религии (вероисповедания). Таким образом, авторы подразделяют религиозные социальные нормы на доктринальные (вероучительные), нравственные, правовые и обрядово-богослужебные. Все эти виды очень тесно связаны друг с другом, существуют в определенной взаимозависимости. Конечно, между ними есть определенные отличия, например, по функциональному назначению или по характеру воздействия на социальные отношения между представителями одной или разных религий.

Роль религиозных социальных норм

Безусловно, социальные нормы, которые закреплены в религии, не могут считаться общепринятыми для каждого. Связано это с тем, что в целом современный мир является очень многообразным в плане религий и конфессий, а последние 50 лет характеризуются еще и активным ростом разнообразных религиозных объединений и организаций.

Несмотря на это, каждое сообщество, которое исповедует какую-либо религию (православие, мусульманство, иудаизм и прочие) придерживается конкретных социальных норм. Их роль заключается в регулировании отношений людей именно в религиозной сфере.

К тому же, некоторые исследователи прослеживают взаимозависимость и сходные черты между религиозными нормами и нормами права. Они похожи и с нормами морали, что выражается в четкой санкционированности, нормативность. Нормативность – это совокупность определенных, конкретных норм, которые являются образцом поведения для широких слоев населения.

Также социальные нормы религии и нормы права схожи в своей универсальности, то есть они распространяются на всю совокупность общественных отношений, которые формируются и реализуются в обществе. так же, как и нормы религии, нормы права сообщаются в нормативных и ценностных критериях, которые определяют правомерные и неправомерные действия человека, его поступки и мысли (особенно это прослеживается в нормах морали, где человека учат определять добро и зло и отделять их друг от друга).

Специфика религиозных норм

Но религиозные нормы, несмотря на свою взаимозависимость с правовыми нормами и нормой морали, все же являются очень специфичными и уникальными.

Религиозные социальные нормы – это такие нормы, которые регулируются отношения верующих друг к другу, а также к религиозным организациям и к представителям других конфессий. Отношения также строятся на принципе «верующие-не верующие», «верующий – церковь», «верующий – Бог». Благодаря религиозным социальным нормам происходит закрепление правил становления и распространения разнообразных религиозных культов, а также определяется порядок проведения богослужений, совершение определенных действий (обращение к культу, крещение, причастие).

Религиозная норма по своей сути обладает всеми признаками и функционалом обычных социальных норм. Она выступает как образец (эталон) поведения, когда дело касается каких-либо действий или обстановки. В частности, действия и эталоны поведения относятся к конкретным обрядам, ритуалам, молитвам.

Предписания религиозных социальных норм не относятся только к одному конкретному лицу, так как они затрагивают интересы и мировоззрение более широких слоев населения, где члены сообщества объединены одной идеей (верой, вероисповеданием). Безусловно, за нарушение религиозных норм установлена мера ответственности, причем в каждой религии она своя. Но зачастую человек возлагает все на «волю Божью», то есть только высшие силы вправе оценивать поступки человека и решать, будет он наказан или достоин еще одного шанса. В этом заключается одно из ключевых отличий религиозных социальных норм от норм права: в нормах права есть четко предписанная система наказаний, которая исполняется специальными органами.

Замечание 1

Религиозная социальная норма – это не подчинение какому-то установленному социальному порядку: она предполагает, что человек, исповедующий религию, будет подчиняться высшим, сверхъестественным силам, «повиноваться божественной воле и власти».

Иногда человек полностью отдает себя религии, становится набожным, и может даже навязывать свою религию другим людям. Переходя эти рамки, он также попадает под контроль норм права, а не религиозных норм. Теперь уже органы государственной власти следят за его деятельностью, ее правомерностью, а также за тем, чтобы идеи и действия не нарушали общественный порядок и не вредили жизни и здоровью других членов общества.

Замечание 2

Средства, которые обеспечивают религиозные нормы, также специфичны. Чаще всего это обещание награды со стороны высших, сверхъестественных сил, или же угроза жизни, кара за неповиновение, нарушений предписанных правил и заповедей.

Добавить комментарий