В зависимости от порядка принятия властных решений органы государственной власти могут основываться на принципах единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РБ).
Наряду с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также характерны основные признаки органа государственной власти — установленный законом порядок создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия.
Местное самоуправление — это не государственная власть, но оно не может функционировать без соответствующих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответственности, правом прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих властных полномочий и т.д. Особенностью органов местного самоуправления является то, что они формируются населением определенной территориальной единицы, прямо не подчинены органам государственной власти РБ и занимаются, в основном, делами, имеющими местное значение.
Система органов государственной власти строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.
Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства.
Важнейший принцип системы органов государственной власти — принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов.
С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления. Следует отметить, что деятельность граждан в органах государственной власти оформляется как государственная служба со всеми присущими ей обязанностями, требованиями и привилегиями. Работать в органах государственной власти могут только граждане РБ.
Принципом деятельности системы государственных органов является право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти. Это конституционное право граждан на обжалование действий органов государственной власти и должностных лиц нацелено на усиление правомерности и эффективности деятельности органов государственной власти, защиты конституционных прав граждан и охраны конституционного строя РБ.
Еще один принцип системы органов государственной власти — принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними. Принцип гласности предполагает более тесное взаимодействие органов государственной власти с населением, контроль общественности за порядком формирования и деятельности органов государственной власти.
И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РБ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную).
Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы «сдержек и противовесов», отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили.
§ 12. Принцип гласности
Принцип гласности закреплен в ст. 114 Конституции Республики Беларусь, где указано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. В Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст. 11) также повторяются конституционные положения принципа гласности.
Гласность является одним из необходимых составных компонентов демократической процессуальной формы судопроизводства, важной юридической гарантией осуществления принципа законности в правосудии и реального осуществления прав участников процесса. Данный принцип является гарантией независимости судей, средством контроля за деятельностью суда со стороны населения и юридической общественности, формирует авторитет суда в обществе, помогает повысить ответственность судей за результаты своей работы, обеспечивает правовое воспитание граждан и должностных лиц, создает условия для объективного и непредвзятого рассмотрения дела судом, способствует повышению культуры хозяйственного судопроизводства, предупреждению правонарушений и росту профессионального уровня юристов156.
Открытое разбирательство дел в хозяйственных судах оказывает сильное воздействие на судей, а также других участников процесса и положительно влияет на соблюдение норм хозяйственного процесса права, обеспечивает реальную информированность людей о судебной деятельности, является одним из частных проявлений конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Этот принцип является предпосылкой вынесения законного и обоснованного решения. При этом лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход разбирательства с занимаемых ими мест.
В силу принципа гласности при рассмотрении хозяйственного спора в судебном заседании могут присутствовать любые лица, в том числе и представители прессы, возможны освещение материалов дел в печати, организация соответствующих передач по радио и телевидению. В то же время средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд до вступления решения в законную силу.
Что касается кино- и фотосъемки, видеозаписи, а также возможности проведения прямой радио- и телетрансляции заседания, то эти действия допускаются с разрешения хозяйственного суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
Закон допускает исключения из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайн в следующих случаях.
Во-первых, для защиты государственных секретов — по инициативе хозяйственного суда. Так, в соответствии с п. 6 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел, связанных с государственными секретами» от 2 декабря 2005 г. № 28157 по делам, связанным с государственными секретами, лица, присутствующие в зале судебного заседания, не вправе делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись, а также не допускаются кино-, фото-, звуко- и видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению, если иное не установлено законодательством о государственных секретах.
Во-вторых, для защиты коммерческой тайны (секрета) — при этом должно быть удовлетворено ходатайство участвующих в деле лиц.
В-третьих, в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, ссылающегося на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству.
Кроме того, в соответствии со ст. 28 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Поэтому лица, участвующие в деле, могут заявить ходатайство о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании с целью защиты, например, тайны корреспонденции, и др.
НРПА. — 2006. — № 9.
О проведении закрытого заседания суд принимает определение, которое выносится в зале судебного заседания. После его оглашения в зале могут остаться лишь лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях — свидетели, эксперты, переводчики, которые предупреждаются председательствующим о недопустимости разглашения соответствующих сведений.
Таким образом, гласность в деятельности хозяйственного суда (судьи) — значимая гарантия его независимости и самостоятельности при осуществлении правосудия, гарантия законности, объективности и справедливости судебных постановлений по конкретному делу. Причем это в равной степени касается защиты прав и законных интересов гражданина, субъекта хозяйствования и государства. Гласность создает предпосылки для непредвзятого, полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного постановления.
Принцип гласности можно рассматривать как одно из средств социального контроля за надлежащим осуществлением правосудия.
ГЛАСНОСТЬ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА — один из принципов судопроизводства, в соответствии с которым любое находящееся в производстве суда дело рассматривается в открытом судебном заседании.
В России Гласность судебного разбирательства пришла на смену тайному производству («канцелярской тайне»), повсеместно господствовавшему в судопроизводстве до судебной реформы 1864 года. Впервые принцип гласности получил закрепление в Уставе гражданского судопроизводства и Уставе уголовного судопроизводства, согласно которым доклад дела и словесное состязание тяжущихся происходили в открытом судебном заседании. Принцип Гласности судебного разбирательства получил закрепление в статье 11 Всеобщей декларации прав человека (1948).
В современном российском праве принцип гласности получил правовое закрепление в Конституции РФ (статья 123). Открытость судебного разбирательства означает, что любой гражданин, достигший совершеннолетия (в т. ч. представители СМИ), может присутствовать в судебном заседании при рассмотрении конкретного дела. Присутствующие в судебном заседании вправе фиксировать ход судебного разбирательства (письменно или с использованием средств аудиозаписи). Для фотосъёмки и видеозаписи судебного разбирательства, а также трансляции судебного заседания по радио и телевидению необходимо разрешение суда.
Принцип гласности имеет огромное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. Принцип гласности тесно связан с другими принципами судопроизводства. Гласное судебное разбирательство немыслимо без действия принципа устности, в соответствии с которым все материалы дела оглашаются в судебном заседании. Гарантией принципа гласности судебного разбирательства является независимость судей, рассматривающих дело, от какого-либо влияния со стороны других лиц и подчинение их только закону. Только в открытом судебном заседании возможно подлинное состязание сторон. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. Закрытое судебное заседание проводится судом в присутствии лиц, участвующих в деле, их представителей, а в необходимых случаях также свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков.
Так, в порядке гражданского судопроизводства в закрытом судебном заседании подлежат рассмотрению дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребёнка, а также другие дела, предусмотренные федеральным законом. По ходатайству лиц, участвующих в деле, допускается рассмотрение в закрытом судебном разбирательстве дел, связанных с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенностью частной жизни граждан или иными обстоятельствами, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов граждан. Решение суда, в т. ч. вынесенное в закрытом судебном заседании, объявляется публично, за исключением случаев, если такое объявление решения затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних.
В порядке уголовного судопроизводства закрытое судебное заседание допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда это необходимо для охраны государственной тайны; кроме того, по мотивированному определению суда по делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет, по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц или для обеспечения безопасности участников судебного разбирательства. Приговор во всех случаях провозглашается публично.
Конституцией РФ установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Принцип гласности устанавливается для всех судов в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство — как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Гласности судебного разбирательства посвящена ст. 241 УПК. Оговорив общее правило об открытом разбирательстве дел, законодатель отметил, что его действие ограничивается исключениями, предусмотренными ч. 2 ст. 241 УПК. Закрытое судебное разбирательство допускается на основании постановления (определения) суда, когда:
- • разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;
- • рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет;
- • рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
- • этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.
Согласно ч. 3 ст. 241 УПК закрытое судебное разбирательство по тому или иному делу может проходить либо полностью, либо частично.
Приведенные положения, как в известной мере и сами основания ограничения гласности, установлены с учетом конституционных требований об охране частной жизни и личной тайны (ст. 22— 24 Конституции РФ).
В открытом судебном заседании вправе присутствовать все желающие, достигшие 16-летнего возраста. Лица до 16 лет, если они не являются участниками уголовного судопроизводства, допускаются в зал судебного заседания с разрешения председательствующего.
Принцип гласности тесно связан с другими принципами правосудия и судопроизводства. С одной стороны, он является важнейшим средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность и равноправие сторон, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне действия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.
Гласность судебного разбирательства — один из важнейших показателей демократизма судопроизводства. Она обеспечивает гражданам возможность присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, вести письменную запись, распространять сведения об увиденном и услышанном в средствах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти. В то же время видеозаписи и съемки допускаются лишь с разрешения председательствующего и согласия сторон.
При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности процессуальные действия в судебном разбирательстве совершаются, как правило, при открытых дверях. Вместе с тем материалы переписки лица, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные отправления лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Аналогичные требования применяются при исследовании аудио- и (или) видеозаписи и т.п. (ч. 4 ст. 241 УПК). Детальный порядок использования средств фиксации судебного разбирательства присутствующими лицами, а также обязанность суда по предоставлению информации о ходе и результатах рассмотрения дел определяются постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов».