Принцип независимости

Этот принцип провозглашен в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, ч. 1 ст. 7 ГПК РСФСР). Независимость судей — важнейшее условие правосудия.

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее воздействие. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей и народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 ГПК РСФСР в редакции Закона от 7 июля 2000 г.).

Независимость судей обеспечивается целым рядом конституционных гарантий (ст. 120—124 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в нормах законодательства о судоустройстве Российской Федерации и в ГПК).

Вопросы, возникающие при рассмотрении дел судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, несогласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением не знакомят. Оно может учитываться судом при пересмотре решения в случае его обжалования.

Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.

Суждения о фактических обстоятельствах дела, достоверности доказательств, о правах и обязанностях сторон должны быть убеждениями самих судей, а не суждениями, навязанными им другими лицами извне.

Судья обязан применять закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению глав местной администрации, органов власти, должностных лиц.

Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями (ст. 10—11 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).

К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.

К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы.

К юридическим гарантиям независимости судей относятся: установленный законом порядок отправления правосудия, несменяемость судей, установленный порядок отбора судей на должность и наделения их полномочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия судом решения.

Независимость судей гарантируется неприкосновенностью личности судьи (ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 16 Закона «О судебной системе Российской Федерации»). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность; в преступном злоупотреблении. В законе регламентирован служебный порядок привлечения судей к уголовной ответственности (п. 3—7 ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»). Гарантии независимости судей относятся и к присяжным (народным) заседателям.

Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих разные стороны осуществления правосудия и деятельности судов: в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», в уголовном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

Суд относится к числу государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения различных органов, должностных и частных лиц. Проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

Указанные положения относятся не только к деятельности профессиональных судей, но и к гражданам, привлекаемым к осуществлению правосудия: присяжным, народным и арбитражным заседателям.

Сама формула подчинения судей «только Конституции» имеет основополагающее значение. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, является актом прямого действия, и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию, контролировать законность правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

Судьи вправе использовать положения Конституции, когда конституционная норма не требует дополнительной регламентации и не содержит указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона.

Судам общей юрисдикции также предоставлено право при рассмотрении конкретных дел давать оценку легитимности законов субъектов Федерации и в случае их неконституционности признавать их недействующими, т. е. не подлежащими применению, что влечет необходимость приведения этого закона в соответствие с федеральным законодательством.

Согласно Федеральному закону «О статусе судей в Российской Федерации» судьи несменяемы; судье гарантируется неприкосновенность и предоставление материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ установлена повышенная уголовная ответственность: за воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294); посягательство на жизнь судьи, иных лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи (ст. 298).

Независимость судей – важнейший принцип правосудия. Особо необходимо отметить ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

И не случайно данный принцип получил отражение во многих ФКЗ и ФЗ о судебной власти, правосудии и судах:

Корректируя Закон «О статусе судей в РФ» в связи с принятием Конституции РФ, законодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4 этого закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчётны».

Не менее категорично констатируют самостоятельность и независимость судебной власти ч. 2 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ», п. 4 ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ст. 5 ФКЗ «О военных судах РФ». Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением.

Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд ограждён от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, на которую со всей определённостью указывает ст. 10 Конституции РФ.

В ст. 5 п. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» указано: «Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей».

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость – это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан с мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон «О статусе судей в РФ» указывает:

  • наличие особой процедуры осуществления правосудия;
  • установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • право судьи на отставку;
  • систему органов судейского сообщества;
  • предоставление судье за счёт государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
  • наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

К числу гарантий, помимо перечисленных, следовало бы отнести специальный порядок назначения судей и их несменяемость. Так, в Конституции РФ в п. «е» ст. 83 указано: «Президент РФ: представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов», об этом же говорится в п. «ж» ст. 102: «К ведению Совета Федерации относятся: назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации»; в ч. 1 ст. 121 Конституции РФ провозглашено: «Судьи несменяемы»; о специальном порядке назначения и их несменяемости указано в ст. 5, 13, 15 ФКЗ «О судебной системе РФ»; ст. 6, 11, 12 Закона «О статусе судей в РФ».

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию. Вот почему закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту двуединую проблему. В этих целях УПК РФ, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении – совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается – ч. 1 ст. 298 УПК РФ. В ходе совещания присяжных заседателей старшина голосует последним – ст. 342 УПК РФ. Ограждение суда от проникновения влияния извне ещё не решает, как было отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания – ч. 2 ст. 298 УПК РФ. Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора – ст. 381 УПК РФ.

Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспечению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
правом судьи на отставку;
неприкосновенностью судьи;
системой органов судейского сообщества;
предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
2. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об оружии» .
(абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ)
———————————
Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1575 утвержден Порядок выдачи органами внутренних дел РФ служебного оружия судьям. Федеральный закон «Об оружии» следует применять в ред. федеральных законов от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ, от 31 июля 1998 г. N 156-ФЗ, от 17 декабря 1998 г. N 187-ФЗ, от 19 ноября 1999 г. N 194-ФЗ, от 10 апреля 2000 г. N 54-ФЗ, от 26 июля 2001 г. N 103-ФЗ, от 8 августа 2001 г. N 133-ФЗ, от 27 ноября 2001 г. N 152-ФЗ, от 25 июня 2002 г. N 70-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ.
3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов.
(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
4. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)
Комментарий к статье 9
1. Прежде всего отметим, что гарантии независимости судьи в полном объеме распространяются на присяжных и арбитражных заседателей на время исполнения ими обязанностей в суде.
2. Статья 120 Конституции РФ гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону.
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
2.1. В требовании подчинения судей прежде всего Конституции заложен глубокий смысл. Основной Закон имеет высшую юридическую силу, прямое действие, все законы, принимаемые в РФ, не должны ему противоречить (ч. 1 ст. 15). Помимо Конституции и федеральных законов издаются и иные нормативные акты: указы Президента, постановления Правительства. Субъектам Федерации предоставлено право иметь свое законодательство. Суды руководствуются этими актами при условии непротиворечия их Конституции и федеральным законам.
3. Независимость судей, помимо того что они подчиняются только Конституции и федеральному закону, обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции: несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления полномочий (ст. 121), неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122).
3.1. Независимость судей обеспечивается прежде всего порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями.
3.2. Указанное принципиально важное правило закреплено также в Законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5), комментируемом Законе (ст. 1) и в процессуальном законодательстве.
3.3. Согласно ст. 5 Закона «О судебной системе Российской Федерации» суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
Судьи, присяжные, арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.
4. Установлена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность суда (ст. 294 УК РФ), за посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст. 295 УК РФ); за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296 УК РФ), а также за неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи, присяжного заседателя (ст. 298 УК РФ).
4.1. Закреплен особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Судья имеет право на отставку — почетный уход с должности по собственному желанию. При этом за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Независимость судьи гарантируется также предоставлением ему материального и социального обеспечения.
4.2. Гарантией независимости судей является их безопасность. Положения комментируемого Закона о том, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства и органы МВД обязаны принять необходимые меры к обеспечению их безопасности, если к ним поступает соответствующее заявление, получили дальнейшее развитие в Законе «О государственной защите судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» . Кроме того, Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ принят Закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов в Российской Федерации» (далее — Закон «О дополнительных гарантиях судей»). В целях обеспечения безопасности судей и их близких принимаются меры по защите их жизни и здоровья, сохранности их имущества; принимаются меры правовой защиты, предусматривающие в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательства на их жизнь, здоровье, имущество (ст. 3) .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; в ред. Федеральных законов: от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ; от 6 января 1999 г. N 11-ФЗ; от 29 февраля 2000 г. N 42-ФЗ; от 18 июня 2001 г. N 76-ФЗ; от 29 ноября 2001 г. N 160-ФЗ.
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 144; данный Закон следует применять в ред. Федеральных законов от 21 июля 1997 г. N 115-ФЗ, от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в ред. от 24 марта 2001 г.), от 28 июня 2002 г. N 76-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ).
Гравина А.А. Комментарий к ст. 120 Конституции РФ // Комментарий к Конституции Российской Федерации. С. 522.
5. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии» .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681; Российская газета. 2001. 31 июля.
5.1. В целях реализации предусмотренных в настоящей статье мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (ст. 5 Закона «О госзащите судей»).
6. Независимость судьи обеспечивается также системой органов судейского сообщества (съезд, конференции, советы судей, квалификационные коллегии, которые специально созданы для выражения интересов судей), закрепленной в Законе «О судейском сообществе» .
———————————
Российская газета. 2002. 19 марта.
Основные его положения сводятся к следующему.
6.1. Судейское сообщество в РФ (далее — судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ (ст. 1).
6.2. Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.
6.3. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества (ст. 2).
6.4. Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.
6.5. Органами судейского сообщества являются:
Всероссийский съезд судей;
конференции судей субъектов РФ;
Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов;
Высшая квалификационная коллегия судей РФ;
квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
6.6. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами (ст. 3). Основными задачами органов судейского сообщества являются:
1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
2) защита прав и законных интересов судей;
3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.
Сообразуясь с указанными задачами, судейское сообщество рассматривает актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, а также правового и социального положения судей. Органы судейского сообщества дают возможность судьям решать ряд вопросов, которые ранее входили в компетенцию Министерства юстиции, и тем самым становиться более независимыми от органов управления, каковым является Министерство юстиции.
7. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ.
8. Морально-этические принципы должны стать основой дополнительных требований по ст. 119 Конституции РФ. Согласно Основным принципам независимости судебных органов, принятым VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.), лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности.
8.1. В Конституции РФ не говорится о моральных критериях при отборе судей, а в комментируемом Законе основным критерием является проверка факта, допустил ли кандидат порочащий его поступок. Между тем человек, не совершивший никакого порочащего поступка, может по своему характеру или нравственным устоям не подходить к исполнению обязанностей судьи. Излишняя раздражительность, нетерпимость, неумение спокойно выслушивать стороны и свидетелей могут помешать объективной оценке фактов дела.
9. Реальная независимость судей при исполнении ими обязанностей по осуществлению правосудия является неотъемлемым условием их объективности и беспристрастности.
9.1. Судьи напрямую независимы от действующих в обществе моральных норм и специальных правил поведения, что ни при каких условиях не должно порочить звание судьи и, следовательно, закон как государственно-общественную ценность. В связи с этим 21 октября 1993 г. Постановлением Совета судей РФ был принят Кодекс чести судьи РФ .
———————————
Нормативные материалы о судьях и суде присяжных. М., 1994. С. 78 — 80; Юридический вестник. 1993. N 23/49. С. 12 — 15.
9.2. Нарушение Кодекса рассматривается квалификационными коллегиями судей, а ответственность судьи за совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти, может привести к отставке судьи или к иным мерам, предусмотренным действующим законодательством.
9.3. Согласно Кодексу чести судья должен избегать действий, которые подрывали бы авторитет судебной власти, в том числе сохранять личное достоинство, быть беспристрастным, проявлять терпение, вежливость и тактичность к участникам судебного процесса и требовать того же от работников аппарата суда.
9.4. Судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в шествиях и демонстрациях политического характера, избегать личных связей, которые могут причинить ущерб его репутации, и т.д.
9.5. Независимость судей обеспечивается:
— установленным законом порядком отбора кандидатов на судебные должности и наделения судей полномочиями;
— обязательной процедурой осуществления правосудия в форме гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства;
— несменяемостью судей;
— тайной совещания судей;
— запретом на вмешательство в той или иной форме в деятельность по осуществлению правосудия;
— установлением уголовной или административной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия.
10. За нарушение своих обязанностей, превышение полномочий и другие правонарушения в установленном порядке приостанавливаются и прекращаются полномочия судей (см. коммент. к ст. 13, 14).
11. В силу ст. 15 Закона судья имеет право на отставку. Судья считается пребывающим в отставке, пока он соблюдает требования п. 3 ст. 3 Закона, т.е. не является депутатом, не принадлежит к политическим партиям и движениям, не занимается предпринимательской деятельностью, а также другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, литературной и др. В случае нарушения судьей этих требований отставка прекращается.
12. Независимость судей подтверждается также:
а) неприкосновенностью судьи; судья не может быть привлечен к административной или дисциплинарной ответственности; уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей; судья может быть заключен под стражу только с санкции Генерального прокурора РФ; судья не может быть задержан или доставлен в какой бы то ни было государственный орган в административном порядке;
б) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
13. Судья, члены семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
14. Судья несменяем (ст. 121 Конституции РФ). Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном ст. 12 данного Закона.
15. Полномочия судьи не ограничиваются пресекательным сроком, за исключением возрастного ценза. Исключение: мировой судья назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на 5 лет либо избирается населением, как правило, на тот же срок (ст. 6 Закона «О мировых судьях») , судьи районных (городских) судов (гарнизонов, армий, флотилий, соединений) впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого могут быть назначены без ограничения срока их полномочий (ч. 3 ст. 11 комментируемого Закона).
———————————
См. также Определение КС РФ от 1 декабря 1999 г. о том, что отказ в принятии жалобы на нарушение конституционных прав не допускается.
16. Подчинение судей закону означает не только безусловный запрет какого-либо вмешательства в деятельность суда (судьи). Судьи сами должны неукоснительно соблюдать конституционное правило о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России (п. 2 ст. 4 Конституции РФ).
17. Материально-техническое обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ (ст. 10 Закона «Об арбитражных судах»).
18. Деятельность военных судов обеспечивается в порядке положения о военных судах.
19. Гарантии независимости судей распространяются на судей всех судов, включая будущих мировых судей (хотя их правовой статус имеет определенные особенности). Эти гарантии не могут быть снижены другими нормативными актами РФ, а также субъектов РФ. Последние своим законодательством могут устанавливать дополнительные правовые нормы, обеспечивающие независимость судей .
———————————
Маршунов М.Н. Указ. соч. С. 211.

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 19

Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Главная черта: принципы права носят объективный характер. Они не создаются правом, а по своему содержанию отражают закономерности общественного развития (устойчивые повторяющиеся связи, в которых раскрываются особенности той или иной сферы общественной жизни. В праве эти закономерности находят своё отражение.

Принципы носят объективный характер, это значит, что они не создаются самим правом, они отражают закономерности развития общественных отношений. Отсюда классификация принципов на экономические (равенство всех форм собственности, формирование свободного экономического пространства), социально-духовные (взаимодействие с господствующей моралью, гуманистические начала права), политические (легальная политическая оппозиция, свобода собраний митингов).

По объему охвата норм права:

— общие принципы – относятся ко всей системе права (законность, ответственность за вину)

— межотраслевые принципы- принципы отраслей, институтов (состязательность в уголовном процессе, арбитражном).

— Отраслевые – гражданское право (принцип свободы договора, неприкосновенности собственности, равенства сторон договора).

Юридические принципы: законность, состязательность, диспозитивность.

По способы закрепления:

Ø Нормы-принципы – если принцип закреплен в тексте статьи; Декларативные нормы.

Ø принципы-законоположения. Принципы, которые выводятся из анализа содержания регулятивных и охранительных норм, такие принципы называются.

Ø Правовые аксиомы. Сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

От аксиом следует отличать презумпцию – обстоятельства считаются достоверными, пока не будет доказано обратное.

Основная роль принципов в правовом регулировании – регулятивная роль, которая проявляется в двух формах: в регулировании общественных отношений участвуют

Ø опосредованно, через содержание регулятивных или охранительных норм;

Ø непосредственно участвуют, когда есть пробел в праве, через аналогию права.

Лекции: К числу общеправовых принципов относят:

1. Принцип демократизма выражен в нормах права. Он проявляется в правотворческой деятельности, предполагает участие в формировании права непосредственным и опосредованным путями. Если государство не способно обеспечить реализацию прав и свобод, то необходимо чтобы принцип демократизма обеспечивал доступность для реализации и защиты.

2. Принцип справедливости выражает общесоциальную сущность права. Он состоит в началах соразмерности равного масштаба в соответствии с деянием и воздаянием. Справедливость имеет самостоятельное значение при решении юридических дел.

3. Принцип гуманизма – «супер принцип»- является основой для другой. Состоит в признании ценностей человека, его прав и свобод. Этот принцип основа всей системы законодательства.

4. Принцип законности предполагает точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами законов и др. НПА действующих на территории РФ. Действия принципа законности не означает, что не должен создаваться государственно-правовой механизм признания законов не правовыми.

5. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, (речь идет о юридическом равенстве). Аспекты осуществления данного принципа:

Ø равенство всех перед законом, т.е. общеобязателен.

Ø равенство независимо от пола и национальности, языка.

Ø равенство мужчин и женщин.

6. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

Межотраслевые принципы. Присущи УПП, ГПП.

1) принцип независимости судей

2) принцип состязательности

3) принцип открытого и гласного судебного разбирательства.

Отраслевые принципы выражают юридическое содержание отдельных отраслей. В ГП – принцип равенства сторон договора, в УП – нет преступления без указания на то в законе.

Принципы правовых институтов распространяются на систему норм, регулирующую единородные общественные отношения. (Например: институт гражданства – комплекс норм в отрасли конституционного права- Принцип единого гражданства).

Правовые аксиомы – это положения, имеющие характер исходных истин, они не требуют особых действий, в каждом особом случае им придается правовое значение. (Например: закон обратной силы не имеет, никто не может быть судьей в собственном деле, все, что не запрещено в законе – дозволено).

Презумпция – предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом. В основе презумпции лежит социальный опыт, многократно проверенное практикой знание о том, что презюмируемое – типичный, вероятный при данных условиях факт. Правовая презумпция имеет следующие характерные черты:

а) прямо или косвенно закрепляется в праве;

б) в любом случае имеет значение для правового регулирования;

в) вызывает правовые последствия, если она является неопровержимой в силу закона или не опровергнута в процессе разрешения дела.

Самой древней юридической презумпцией является презумпция знания права и закона: предполагается, что все должны знать писаный закон. Без такого юридического предположения было бы вообще невозможно применить правовую норму, решить то или иное юридическое дело.

А самой важной, и самой знаменитой юридической презумпцией является презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность: его вину должен доказать обвинитель.

В ГПП действует обратная презумпция: презумпция виновности неисправного должника (должник, не исполнивший своего обязательства, считается виновным в неисполнении, пока не докажет обратное). Презумпции, Т.О., тесно связаны с процессом доказывания и с распределением бремени доказывания.

Юридические презумпции можно подразделить на:

Общеправовые. Общеправовой является презумпция знания опубликованных законов.

отраслевые. Примером отраслевой презумпции может служить презумпция вины владельца источника повышенной опасности в случае причинения им вреда.

Вопрос 32: то же что и 26.

Вопрос 26: Основные школы правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая, психологическая).

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек: гражданин, юрист, ученый.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым и несправедливым.

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме (Демокрит, Сократ, Платон). Отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Данная теория утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека. Благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право. Она концептуально соединяет право и нравственность. Однако, не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория (Бергб, Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Позитивизм отождествляет право и закон.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах (Кельзен).

Современное понимание этой теории:

Право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах.

Нормы права издаются государством, в них отражается государственная воля, возведенная в закон;

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;

Само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;

От норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное: такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан; обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко определить права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права.

Минусы: отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Психологическая теория (Петражицкий) правом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на: переживание позитивного права, установленного государством; переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право выступает регулятором поведения человека и поэтому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительное: теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую.

Недостатки: односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

Социологическая теория права (Дюги, Муромцев, Эрлих, Паунд). Рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешит спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивное: общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; учение подчеркивает роль права как средства социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Отрицательное: отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – самим правом.

Добавить комментарий