Принцип стабильности договора

1 лекция (2 уч. часа)

2 семинара (4 уч. часа)

11-й семинар

1. Международно-правовое признание

1. Определение термина «признание» в международном праве. Теории признания: конститутивная и декларативная.

2. Формы признания. Предварительное и промежуточное признание. Признание de jure как окончательное признание. Последствия признания de facto.

3. Признание государств и признание правительств; признание национально-освободительного движения; признание в качестве восставшей или воюющей стороны. Доктрина Эстрады. Доктрина Тобара.

12-й семинар

2. Правопреемство государств. Продолжательство (континуитет)

1. Понятие международного правопреемства. Основания возникновения правопреемства. Правопреемство и третьи государства.

2. Правопреемство в отношении международных договоров. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года. Особенности правопреемства в отношении договоров о границах. Правопреемство новых независимых государств. Доктрина «tabula rasa».

3. Правопреемство в отношении государственной собственности. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (от 8 апреля) 1983 г. Правопреемство в отношении движимого имущества и недвижимого имущества. Вопросы компенсации. Соглашение государств – членов СНГ о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности 1992 г. Соглашение о распределении собственности бывшего СССР за рубежом 1992 г. Двусторонние соглашения России в отношении собственности СССР. Указ Президента РФ «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» 1993 г.

4. Правопреемство в отношении государственных архивов. Понятие «государственный архив государства-предшественника». Переход архива к государству-преемнику. Вопрос о компенсации. Пользование архивами государствами-преемниками в случае невозможности разделения архивов. Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г.

5. Правопреемство в отношении государственных долгов. Концепция незыблемости прав кредиторов. Определение «справедливой доли» долга для каждого государства-преемника при разделении государства. Договоры между государствами-преемниками по вопросу о выплате долга государства-предшественника. Правопреемство в отношении внешнего долга бывшего Союза ССР по договорам между государствами-членами СНГ. Суть Договора о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР 1991 г.

6. Правопреемство государств, освободившихся от колониальной зависимости.

7. Правопреемство государств в отношении гражданства. Решение вопроса о гражданстве жителей российской Аляски при уступке США полуострова в 1867 г.

8. Продолжательство (континуитет) России. Международно-правовые основания возникновения континуитета России, его признание и договорное закрепление.

Вопросы:

1. Каково содержание декларативной и конститутивной теорий признания?

2. Оцените точку зрения наркома РСФСР Г.В. Чичерина о том, что присоединение РСФСР к Договору о Шпицбергене 1920 г. означает признание советского правительства.

3. В чем отличие признания de facto от признания de jure?

4. Признание de facto и последствия в силу эстоппеля – это одно и то же?

5. Перечислите многосторонние договоры по вопросам правопреемства? В чем состоят особенности правопреемства государств в отношении международных договоров в случаях: освобождения государства от колониальной зависимости; объединения государств; разделения государства; перехода части территории от одного государства к другому?

6. Как решаются вопросы правопреемства в отношении движимого имущества и недвижимого имущества, являющегося государственной собственностью?

7. Каков порядок перехода архива к государствам-преемникам в случае разделения государства-предшественника.

8. Каковы основные международно-правовые особенности правопреемства в связи с распадом СССР?

9. Правительство Эстонии заявило, что не является правопреемником СССР. Имеет ли это юридическое значение для решения вопроса о собственности СССР на территории Эстонии?

Дополнительная литература

1. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. М. 1983.

3. Захарова М.М. Правопреемство освободившихся государств. М. 1983.

4. Клапас Илиас. Правопреемство и континуитет в международном праве // Московский журнал международного права. № 4. 1992. С. 22–35.

5. Клименко Б.М. Проблемы правопреемства на территории бывшего СССР // Московский журнал международного права. № 1. 1992. С. 3–14.

6. Рыбаков Ю.М. Международные договоры и правопреемство // Международная жизнь. 1978. № 11.

7. Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве. М. 1975.

8. Цыбуков В.В. Проблемы правопреемства в Содружестве Независимых Государств. Исследование центра международных исследований МГИМО. М.: МГИМО (У). 1994.

9. Черниченко С.В. Объединенная Германия: продолжатель или правопреемник прежней // Дипломатический ежегодник. М. 1996.

10. Бобров Р.Л. Шаг, продиктованный историей: Международно-правовое признание Советского государства. М. Международные отношения. 1974.

Тема 7. Территория (общие вопросы)

1 лекция (2 уч. часа)

2 семинара (4 уч. часа)

13-й семинар

1. Правовое значение термина «территория».

2. Начальная характеристика правового режима разных видов территорий: государственной территории; морского и воздушного пространства за пределами государственной территории; космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

3. Территория государства: понятие, состав. Полный и исключительный суверенитет государства в пределах его территории. Термин «ограниченный суверенитет». Основные теории правовой природы территории («объектная», «компетенции», «пространственного предела»). Протяженность государственной территории по горизонтали и по вертикали (вглубь Земли и над поверхностью). Государственная территория с международным режимом использования. Кондоминиум. Анклав. Зоны со специальным режимом (свободные экономические, особые таможенные, закрытые и т.п.) на территории государств.

4. Государственные границы. Понятие, виды и способы их установления в горизонтальном измерении. Делимитация государственных границ и их демаркация. Закон «О государственной границе Российской Федерации» (1993 г., с посл. изм.).

5. Международные каналы. Правовое положение Панамского и Суэцкого каналов.

14-й семинар

6. Понятие «международная река». Особенности прохождения государственных границ по международным рекам. Судоходное и несудоходное использование международных рек. Конвенция о режиме судоходства на Дунае (1948 г.).

7. Пограничные озера. Правовой статус Больших озер. Договор между США и Канадой о пограничных водах (1909 г.).

8. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.). Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997 г.).

9. Термин «территория с международным режимом». Его условность.

10. Термин «юрисдикция государства».

11. Пространства, применительно к которым государство обладает юрисдикцией и суверенными правами. Термин «территория со смешанным режимом». Его условность.

Вопросы:

1. Назовите основные составляющие понятия «территория».

2. В чем заключается суть «пространственной» теории правовой природы территории?

3. Охарактеризуйте какой–либо договор по территориальным вопросам.

4. Сравните правовые режимы: а) озера в пределах территории государства, б) международного озера, в) международной реки.

5. Что означает термин «территориальный суверенитет»? Укажите составные части государственной территории.

6. Охарактеризуйте правовые основания изменения государственных границ.

7. В какой мере открытие и первоначальное завладение создает право на территорию?

8. В результате геологического развития Земли в районе действия Договора о Шпицбергене появился остров. О его открытии первыми объявили США, на основе данных американских космических спутников. Но первыми на остров высадились рыбаки Гренландии. Какое государство, в соответствии с международным правом, имеет суверенитет над этим новым островом?

9. Есть ли международно-правовые основания контроля США над проходом через Панамский канал?

10. Вправе ли Египет запретить проход иностранного судна по Суэцкому каналу, поскольку канал – часть территории Египта?

Дополнительная литература

1. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые геополитические проблемы. М. 1997.

2. Барсегов Ю.Г. Территория и международное право. М. 1958.

3. Гуреев С.А., Тарасова И.М. Международное речное право. М. 1993.

4. Клименко Б.М. Государственная территория. М. 1974.

5. Корбут Л.В., Баскин Ю.Я. Международно-правовой режим рек: история и современность. М. 1987.

Оценка оснований заключения договоров

Базируется главным образом на анализе производственной и коммерческой ситуации, в которой находится предприятие и каждый из потенциальных контрагентов. Решение об отказе заключить договор при наличии предварительного соглашения необходимо аргументировать, причем до того, как контрагент совершит действия, связанные с материальными затратами.

3. Оформление договоров. Этапы:

  • разработка проектов;
  • урегулирование разногласий;
  • конкретизация содержания заключенных договоров;
  • их изменение или расторжение.

Проекты разрабатываются, как правило, службой, ответственной за ведение договорной работы, и вместе с протоколом разногласий или другой подобной документацией передаются для всесторонней проверки в отделы, занятые производственным материально-техническим, финансовым и правовым обеспечением предприятия. Традиционная форма проверки соответствия проектов интересам и возможностям предприятия – визирование.

4. Доведение содержания договоров до исполнителей. Возможно в следующих формах:

  • передача заинтересованным лицам договорной документации, что обычно удостоверяется их подписью;
  • передача подразделениям предприятия копий или выписок этих документов;
  • издание систематизированной информации об основных условиях договоров (описи заказов, планы поставок и т.п.).

Контроль исполнения.

Имеет целью поддерживать работы в параметрах, отвечающих условиям контрактов, для чего данные о ходе работ сопоставляются с обусловленными показателями. Контроль может быть выборочным, сплошным, периодическим, постоянным.

Оценка результатов исполнения договоров.

Складывается из:

  • выводов об успехе (неуспехе) путем сравнения фактически достигнутых показателей с целями сделок;
  • анализа результатов на предмет возможности применить к исполнителям меры поощрения или санкции;
  • разработки мероприятий, способных улучшить исполнение договоров.

Принципы ведения договорной работы

Как и любой иной вид человеческой деятельности, договорная работа базируется на ряде принципов, представляющих собой основополагающие подходы к организации и ведению данной работы, обеспечивающие достижение высокого конечного результата.

Выделяют правовые и организационно-управленческие принципы ведения договорной работы.

К правовым принципам договорной работы относятся:

1) принцип законности;

2) принцип добросовестности и честной деловой практики;

3) принцип разумности;

4) принцип сотрудничества;

5) принцип обязательности (ненарушаемости) договора;

6) принцип баланса частных и публичных интересов.

Организационные принципы договорной работы включают:

1) принцип технологичности;

2) принцип непрерывности;

3) принцип эффективности;

4) принцип инициативности.

Принцип законности означает, что все совершаемые в процессе договорной работы действия ее субъектов и исполнителей в обязательном порядке должны соответствовать установленным действующим законодательством нормативным ограничениям, запретам и предписаниям.

Нарушение принципа законности влечет применение установленных законодательством мер ответственности как гражданско-правового, так и публично-правового характера (административных и уголовных).

Принцип добросовестности и честной деловой практики является важнейшим принципом современного договорного права. Он закреплен в Принципах европейского договорного права (далее — ПЕДП), Принципах международных коммерческих договоров (далее — Принципы УНИДРУА), Своде принципов, правил и норм Lexmercatoria CENTRAL (далее — Свод СЕНТРАЛ), ряде других авторитетных источников международного и зарубежного договорного права. Согласно устоявшимся правилам, субъекты применения договорного инструментария не вправе исключить или ограничить действие данного принципа.

Добросовестность означает добропорядочность и соблюдение разумных стандартов честной деловой практики, принятых в определенной сфере бизнеса*(7). Это значит, что договорный инструментарий должен применяться честно, без намерения обмануть или причинить вред контрагенту, другим хозяйствующим субъектам, обществу и государству.

Правовыми последствиями несоблюдения принципа добросовестности и честной деловой практики могут являться: 1) отказ в защите прав, 2) применение мер ответственности, 3) прекращение договора путем одностороннего отказа пострадавшего лица или на основании судебного решения, 4) применение правила «contraproferentem» (толкование договорного условия противоположно интересам предложившей его недобросовестной стороны) и др.

В российской правовой системе принцип добросовестности и честной деловой практики должного законодательного закрепления пока не получил.

Международные источники современного договорного права (ПЕДП, Принципы УНИДРУА, Свод СЕНТРАЛ) выделяют следующие недобросовестные условия договоров:

1) неоправданные — создающие существенное неравновесие в договорных отношениях, т.е. такие, которые создают существенные преимущества только одной стороне или являются настолько односторонними, что это неоправданно с учетом обстоятельств, существовавших на момент заключения договора;

2) исключающие — освобождающие сторону от обязанности проявлять максимальные усилия, которые предпринимало бы аналогичное ей разумное лицо в сходных обстоятельствах при исполнении договорных обязательств, либо от ее обязанности действовать в соответствии с требованиями разумности, осмотрительности, заботливости, добросовестности, осторожности и т.д., обычными для данного вида хозяйственной деятельности;

3) заведомо неясные — которые непонятны контрагенту в момент заключения договора, а потому не вызывают у него возражений, но имеют своей целью создать неожиданные преимущества включившей их стороне в случае судебного разбирательства спора;

4) неожиданные — имеющие такой характер, что другая сторона не могла разумно его ожидать;

5) исключающие или ограничивающие обязанность стороны действовать в соответствии с принятыми в коммерческой практике добросовестностью и честностью.

Принцип разумности означает, что договорный инструментарий должен применяться таким образом, как его применяли бы в схожей хозяйственной ситуации большинство субъектов экономического оборота. Разумными принято считать не любые действия «среднего» субъекта, а лишь те, которые совершаются добросовестно, т.е. действия субъекта, не желающего нанести вред своим контрагентам, другим хозяйствующим субъектам, обществу и государству, а также предпринимающего все возможные усилия для предвидения и недопущения подобного вреда.

В российском законодательстве принцип разумности пока должным образом не закреплен. Косвенно он упоминается применительно к цене товара (ст. 524, 738 ГК); расходам (ст. 520, 530, 744 ГК РФ); срокам (ст. 314, 345, 375 ГК РФ); мерам, принимаемым для уменьшения убытков (ст. 404, 750, 962 ГК РФ); ведению дел (ст. 72, 76 ГК РФ); приобретению товара у другого лица (ст. 524 ГК РФ); предвидению изменения обстоятельств (ст. 451 ГК РФ); пониманию интересов присоединившейся к договору стороны (ст. 428 ГК РФ) и др. В налоговом законодательстве он упоминается применительно к оценке соответствия цены договора уровню рыночных цен (ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ)); расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли (ст. 252 НК РФ) и др.

Тем не менее в судебной практике данный принцип используется довольно часто. процедуры их исполнения.

Принцип сотрудничества имеет важное значение в современной договорной практике. Он закреплен ст. 1:202 ПЕДП, которая гласит, что «каждая сторона обязана сотрудничать с другой стороной в целях полного исполнения договора». Аналогичные правила содержатся в ст. IV.5.9 Свода СЕНТРАЛ и ст. 5.3 Принципов УНИДРУА. Нарушение принципа сотрудничества рассматривается как одно из проявлений недобросовестности.

В российском законодательстве принцип сотрудничества также пока не закреплен. Некоторые ученые и практики считают это неуместным, ссылаясь на рыночный характер формируемых в нашей стране экономических отношений, предполагающих соперничество хозяйствующих субъектов.

Однако опыт договорной практики стран с развитой системой рыночного хозяйства убеждает в обратном: договорный инструментарий приносит максимальный эффект только в тех случаях, когда применяющие его субъекты активно сотрудничают друг с другом на всех этапах становления и реализации договорных отношений. В противном случае экономические функции договора реализуются слабо. Поэтому следует всячески стремиться к подобному сотрудничеству, а не игнорировать его.

Принцип обязательности (ненарушаемости) договора является важнейшим принципом современного договорного права. Он закреплен в ст. 1.3 Принципов УНИДРУА, ст. IV.1.2 Свода СЕНТРАЛ, ряде других источников договорного права.

Данный принцип гласит, что договор, заключенный надлежащим образом, обязателен для исполнения («pactasuntservfanda»). Стороны договора должны исполнить все ожидаемые от них по договору обязательства, если только в законном порядке они не будут освобождены от исполнения либо договор не будет изменен или расторгнут в порядке, предусмотренном законодательством либо самим договором.

В российском праве закреплен принцип надлежащего исполнения договорных обязательств (ст. 309 ГК РФ), который несколько отличается от принципа обязательности договора. Он означает, что договорные обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, обычаями делового оборота и обычно предъявляемыми требованиями в установленный договором или законом срок. Нарушение данного принципа влечет применение мер ответственности, в том числе посредством государственного принуждения.

Частным проявлением принципа надлежащего исполнения обязательств является требование реального их исполнения. Указанное требование теряет актуальность в развитых экономиках, когда необходимые товары (работы, услуги) можно без труда приобрести у альтернативных поставщиков. В условиях неразвитого, монополизированного рынка, когда отсутствует или крайне затруднена возможность приобретения необходимых ресурсов у альтернативных поставщиков, требование реального исполнения договорных обязательств представляет существенную значимость. Поскольку в России цивилизованный рынок пока не создан, существует объективная потребность в соблюдении субъектами договорных отношений требования реального исполнения договорных обязательств в тех случаях, когда объекты имущественного оборота не могут быть свободно приобретены у альтернативных поставщиков.

Принцип баланса частных и публичных интересов является важнейшим принципом договорной работы. Он означает, что при применении договорного инструментария должен быть обеспечен баланс частных интересов субъектов применения данного инструментария и публичных интересов общества и государства. Договоры не могут использоваться в целях ущемления интересов государства и общества. В частности, недопустимо использование договорного инструментария в целях создания формальных условий для получения налоговой выгоды и уменьшения налоговых платежей.

Нарушение данного принципа рассматривается как одно из грубейших нарушений в сфере экономического оборота, причем как на международном уровне, так и внутри России*(9). Правовым последствием соответствующего нарушения являются санкции гражданско-правового и публично-правового характера.

Принцип баланса частных и публичных интересов является относительно новым для российской договорной практики хозяйствования. Ранее, в годы административно-плановой экономики, действовал принцип приоритета государственных интересов над интересами хозяйствующих субъектов. После перехода к построению рыночной системы хозяйствования стала наблюдаться другая ситуация, когда хозяйствующие субъекты при формировании и реализации договорных отношений стали всячески игнорировать экономические интересы контрагентов, государства и общества. В российской литературе можно найти всевозможные «рекомендации» по терминологической, арбитражной и иной оптимизации условий договора, позволяющей реализовывать подобные цели.

Однако необходимо осознавать, что эффективная реализация экономических функций договора возможна только в том случае, если договор обеспечивает справедливый баланс экономических интересов его участников, государства и общества. Опыт убеждает, что если та или иная сторона договора пытается добиться преимуществ за счет явного или скрытого ущемления интересов другой стороны, то договор из инструмента созидания превращается в средство разрушения хозяйственных связей, причем не только на уровне его участников, но и в масштабах экономики всей страны. Если хозяйствующие субъекты при использовании договоров не учитывают интересы государства и общества, а тем более сознательно действуют им во вред, договор становится орудием совершения разнообразных публично-правовых правонарушений (налоговых, таможенных, бюджетных и др.), что влечет применение к хозяйственным руководителям и специалистам мер административной и уголовной ответственности.

Принцип технологичности означает, что все входящие в содержание договорной работы мероприятия должны быть оптимальным образом упорядочены и сведены в ясный и понятный для исполнителей этих мероприятий алгоритм практических действий. Данный принцип обусловлен отнесением договорной работы к сфере управленческой деятельности.

Принцип непрерывности означает, что договорная работа должна носить постоянный характер, не прерываясь ни на минуту. Любые перебои в договорной работе резко снижают ее результативность, а нередко делают бесполезной.

Принцип эффективности означает, что договорная работа должна строиться таким образом, чтобы при минимуме затрат на ее осуществление обеспечивать достижение максимальных конечных результатов.

Принцип инициативности означает, что при ведении договорной работы необходимо проявлять разумную инициативу и творческий поиск оптимальных управленческих решений в условиях постоянно меняющейся хозяйственной и правовой среды. Безынициативность исполнителей приводит к снижению эффективности договорной работы, неудовлетворительным конечным результатам.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 21

Практика показывает, что участники гражданского оборота часто обращаются в суд с требованиями об изменении договоров, признания их незаключенными, а также об их расторжении. В этой связи есть основания утверждать, что наметилась тенденция недооценки, игнорирования договора как важнейшего правового средства формирования и регулирования гражданского оборота. Следует отметить, что и в ряде западных стран имеет место недооценка договора, называемая договорным оппортунизмом.

Между тем от стабильности договоров зависит стабильность гражданского оборота. Расторжение, изменение договоров, признание их незаключенными создают проблемы в договорном регулировании экономической жизни общества. Нормы гражданского законодательства не всегда адекватно решают проблему обеспечения стабильности договора: имеют место пробелы, противоречия

К принципам гражданского права следует относить не только основные начала гражданского права, предусмотренные в ст. 1 ГК и в других нормах, так называемые нормы-принципы гражданского права, но и основополагающие идеи гражданского права, которые можно сформулировать исходя из смысла гражданско-правовых норм и практики их применения. В этой связи обоснован вывод о наличии среди гражданско-правовых принципов принципа стабильности гражданско-правового договора, который представляет собой руководящее начало гражданского права, соответствующее основным положениям гражданского законодательства и практике его применения, устанавливающее для субъектов договорных отношений обязанность по сохранению договора, не допуская его произвольное расторжение или изменение.
Обязательность договора для сторон, обеспечивающая его стабильность, основывается как на публично-правовой компоненте (общественном значении договора), так и на частноправовой составляющей, поскольку в момент заключения договора у сторон возникают не только права и обязанности, соответствующие определенной модели договора, но также право сторон требовать от другой стороны договора сохранения его в неизменности, не допуская по общему правилу отказа от него, расторжения в одностороннем порядке, изменения содержания договора и соответствующая данному праву обязанность другой стороны по сохранению договора.

Права и обязанности сторон по обеспечению его стабильности одинаковы по объему и содержанию. Обе стороны одновременно являются как управомоченной, так и обязанной сторонами. В случае обращения одной стороны в суд с требованием о расторжении договора или об его изменении другая сторона вправе предъявить встречное требование о сохранении договора и об отказе в иске инициатору дестабилизации договора.
Для осуществления принципа стабильности договора необходимо признать договор незаключенным в случае спора лишь тогда, когда суд с учетом принципов добросовестности, разумности и справедливости не определит условие оспариваемого договора, которое стороны не согласовали при его заключении.
свобода договора является только одним из условий обеспечения его стабильности. Важнейшим правовым средством воздействия на поведение сторон договора является введение в гражданское законодательство принципа добросовестности, в соответствии с которым стороны договора должны быть добросовестны на всех стадиях развития договорного отношения: заключения, исполнения, изменения и расторжения. Нарушение принципа добросовестности должно быть основанием привлечения соответствующей стороны к гражданско-правовой ответственности, что позволит обеспечить более полную реализацию принципа стабильности договора.
Система правовых средств, обеспечивающих стабильность договора, включает прежде всего обязательность договора для его участников, ограничения при расторжении или изменении договора по требованию одной стороны, специальный порядок расторжения или изменения договора в предусмотренных законом или договором случаях, возмещение убытков недобросовестной стороной, заявившей требование о расторжении или изменении договора.

8. Рамочный договор ГК РФ Статья 429.1.

1. Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

2. К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае незаключения сторонами отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства.

В некоторых случаях, составление договора с конкретно-определенными условиями невозможно в силу различных объективных причин.

Однако, права и обязанности сторон необходимо закреплять в письменных документах, иначе, в последствии, невозможно будет доказать возникновение и развитие определенных прав и обязанностей у контрагентов по отношению друг к другу.

Одним из способов выхода из сложившейся ситуации является составление заинтересованными сторонами рамочного договора. Такой документ, как правило, закрепляет определенные общие условия совершения тех или иных сделок. В последствии, данные соглашения сторон должны быть конкретизированы в виде дополнительных соглашений.

Без дополнительных соглашений, регламентирующих существенные условия заключаемой сделки, последняя может быть признана недействительной или незаключенной. В такой ситуации могут возникнуть проблемы с реализацией своих прав и свобод, возврата вложенных средств и имущества.

Такими существенными условиями, как правило, являются:

· цена договора,

· сроки исполнения обязательств (график начала и окончания работ),

· объемы и виды выполняемых работ/оказания услуг,

· конечный результат.

Рамочный договор может содержать признаки предварительного договора, а также иных видов соглашений, предусмотренных действующим законодательством. Например, содержать в себе условия, применимые к договору подряда с физическим лицом, а также товарному кредиту, кредитному договору и т.п.

Дополнительные соглашения сторон (заявки, спецификации, сметы, и т.д.), составляемые и подписываемые во исполнение основного договора должны конкретизировать существо сделки.

После из подписания, договор может обрести юридическую силу в полном объеме.

В некоторых случаях, например под каждую поставку товара, могут составляться дополнительные соглашения или заявки на поставку. Данные дополнительные документы будут являться неотъемлемой частью рамочного соглашения. Такие документы могут рассматриваться исключительно во взаимодействии друг с другом и по отдельности будут недействительны.

Рамочный договор может заключаться как на определенный срок или быть бессрочным.

По согласованию со всеми участниками сделки, исполнение письменного соглашения может быть поставлено в зависимость от наступления/не наступления того или иного события (условия).

По своей сути, рассматриваемый документ носит безвозмездный характер, так как его цена в нем не указана (либо не определена в конкретном случае). Тем не менее подписание такого соглашения влечет возникновения определенных прав и обязанностей у сторон сделки.

Исполнение обязательств в рамках подписанного рамочного соглашения должно надлежащим образом оформляться. Фактически каждая поставка, оказание услуг должны подкрепляться подписанными актами выполненных работ, оказания услуг или иными «закрывающими» документами.

Если какое-либо из дополнительных соглашений сторон, приложений к договору будут в установленном порядке признаны недействительными или будут прекращены сторонами по добровольному соглашению, то основной договор от этого не пострадает и будет продолжать действовать.

Добавить комментарий