Принцип субсидиарности впервые введен договором

Четвериков Артем Олегович

Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности

ВЫСОКИЕ ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ,

ЖЕЛАЯ добиться того, чтобы процесс принятия решений, по возможности, был максимально приближен к гражданам Союза;

ПОБУЖДАЕМЫЕ СТРЕМЛЕНИЕМ зафиксировать условия применения принципов субсидиарности и пропорциональности, закрепленных в статье 5 Договора о Европейском Союзе, а также ввести систему контроля за применением этих принципов,

СОГЛАСИЛИСЬ о нижеследующих положениях, которые прилагаются к Договору о Европейском Союзе и Договору о функционировании Европейского Союзе:

Статья 1

Каждый институт постоянно следит за соблюдением принципов субсидиарности и пропорциональности, определенных в статье 5 Договора о Европейском Союзе.

Статья 2

Перед тем, как предложить законодательный акт, Комиссия проводит широкие консультации. Когда уместно, эти консультации должны учитывать региональное и местное измерение планируемых действий. В случае исключительной срочности Комиссия не проводит данных консультаций. Она мотивирует свое решение в своем предложении.

Статья 3

В целях настоящего Протокола термин «проект законодательного акта” обозначает предложения Комиссии, инициативы группы государств-членов, инициативы Европейского парламента, запросы Суда, рекомендации Европейского центрального банка и запросы Европейского инвестиционного банка, направленные на принятие законодательного акта.

Статья 4

Комиссия передает национальным парламентам свои предложения законодательных актов, а также свои измененные предложения – одновременно с их передачей законодателю Союза. Европейский парламент передает национальным парламентам свои проекты законодательных актов, а также свои измененные проекты. Совет передает национальным парламентам проекты законодательных актов, исходящие от группы государств-членов, от Суда, от Европейского центрального банка или от Европейского инвестиционного банка, а также измененные проекты. Законодательные резолюции Европейского парламента и позиции Совета сразу же после принятия передаются ими национальным парламентам.

Статья 5

Проекты законодательных актов мотивируются в отношении принципов субсидиарности и пропорциональности. Каждый проект законодательного акта должен включать в себя карточку с обстоятельными данными, позволяющими оценить соблюдение принципов субсидиарности и пропорциональности. В этой карточке должны содержаться данные, обеспечивающие возможность производить оценку финансового воздействия проекта законодательного акта и – если речь идет о директиве – оценку ее последствий в отношении регламентации, которую надлежит осуществить государствам-членам, включая, когда уместно, региональное законодательство. Доводы, позволяющие сделать вывод о том, что цель Союза может быть лучше достигнута на уровне последнего, должны опираться на качественные и, по мере возможности, на количественные показатели. Проекты законодательных актов учитывают необходимость обеспечивать такое положение дел, при котором любое финансовое или административное бремя, возлагаемое на Союз, на национальные правительства, на региональные или местные органы, на хозяйствующих субъектов и на граждан, является как можно более низким и соразмерным подлежащей достижению цели.

Статья 6

Любой национальный парламент или любая палата национального парламента в течение восьми недель со дня передачи проекта законодательного акта на официальных языках Союза может направить в адрес председателей Европейского парламента, Совета и Комиссии мотивированное заключение с изложением причин, по которым этот парламент (палата) считает данный проект не соответствующим принципу субсидиарности. Каждый национальный парламент или каждая палата национального парламента, когда уместно, может проводить консультации с региональными парламентами, обладающими законодательными полномочиями. Если проект законодательного акта исходит от группы государств-членов, то Председатель Совета передает заключение правительствам этих государств-членов. Если проект законодательного акта исходит от Суда, от Европейского центрального банка или от Европейского инвестиционного банка, то Председатель Совета передает заключение соответствующему институту или органу.

Статья 7

1. Европейский парламент, Совет и Комиссия, а также, когда уместно, группа государств-членов, Суд, Европейский центральный банк или Европейский инвестиционный банк – если проект законодательного акта исходит от них, учитывают мотивированные заключения, направленные национальными парламентами или палатами национальных парламентов. Каждый национальный парламент располагает двумя голосами, которые распределяются исходя из национальной парламентской системы. В двухпалатной национальной парламентской системе каждая из двух палат располагает одним голосом.

2. В случае, если мотивированные заключения о несоблюдении проектом законодательного акта принципа субсидиарности представляют не менее одной трети всех голосов, которыми наделены национальные парламенты согласно второму абзацу параграфа 1, то проект подлежит повторной экспертизе. Указанный порог составляет одну четверть голосов, если речь идет о проекте законодательного акта, внесенном на основании статьи 76 Договора о функционировании Европейского Союзе в отношении пространства свободы, безопасности и правосудия. По результатам этой повторной экспертизы Комиссия или, когда уместно, группа государств-членов, Европейский парламент, Суд, Европейский центральный банк или Европейский инвестиционный банк – если проект законодательного акта исходит от них, могут принять решение оставить проект в прежнем виде, изменить проект или отозвать его. Данное решение должно быть мотивированным.

3. Кроме того, в рамках обычной законодательной процедуры – в случае, если мотивированные заключения о несоблюдении предложением законодательного акта принципа субсидиарности представляют не менее простого большинства голосов, которыми наделены национальные парламенты согласно второму абзацу параграфа 1, то предложение подлежит повторной экспертизе. По результатам этой повторной экспертизы Комиссия может принять решение оставить предложение в прежнем виде, изменить предложение или отозвать его. Если Комиссии решит оставить предложение в прежнем виде, то она должна будет в мотивированном заключении обосновать причину, по которой она считает предложение соответствующим принципу субсидиарности. Это мотивированное заключение, а также мотивированные заключения национальных парламентов подлежат передаче законодателю Союза для их учета в рамках процедуры:

а) до окончания первого чтения законодатель (Европейский парламент и Совет) проверяет законодательное предложение на предмет его соответствия принципу субсидиарности, учитывая, в частности, мотивы, которые представили и разделяют большинство национальных парламентов, а также мотивированное заключение Комиссии;

b) если большинством в 55 % членов Совета или большинством поданных голосов в Европейском парламенте законодатель приходит к заключению о несоответствии предложения принципу субсидиарности, то дальнейшее рассмотрение законодательного предложения не проводится.

Статья 8

Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам в связи с нарушением законодательными актами принципа субсидиарности, которые согласно условиям, предусмотренным в статье 263 Договора о функционировании Европейского Союза, подаются государствами-членами или передаются ими в соответствии со своим правопорядком от имени своего национального парламента или палаты последнего. Согласно условиям, предусмотренным в упомянутой статье, подобные иски также могут подаваться Комитетом регионов для оспаривания тех законодательным актов, в целях принятия которых Договор о функционировании Европейского Союза предусматривает проведение с ним консультации.

Принцип субсидиарности (от лат. subsidium – помощь) является отражением политической концепции, согласно которой механизм управления обществом должен строиться «снизу вверх»: все проблемы, которые могут эффективно решаться на местах, должны находиться в компетенции муниципальных органов как наиболее близких к населению. Лишь в случае отсутствия такой возможности решение соответствующих проблем должно передаваться в компетенцию вышестоящих (и более отдаленных от граждан) уровней власти – регионального, общегосударственного и, наконец, наднационального (надгосударственного) в лице ЕС. Таким образом, каждый вышестоящий уровень власти является вспомогательным (субсидиарным) по отношению к нижестоящему и решает те задачи, с которыми он может справиться наиболее эффективным образом.

Концепция субсидиарности получила юридическое закрепление в ст. 1 ДЕС, согласно которой принятие решений в Союзе должно быть «в максимально возможной степени приближено к гражданам». Отсюда следует, что ЕС, даже при наличии у него законодательных и иных полномочий, должен воздерживаться от вмешательства в те вопросы общественной жизни, которые не менее эффективно могут быть решены центральными, региональными или муниципальными органами государств-членов.

В этом и заключается содержание второго принципа компетенции ЕС – принципа субсидиарности (англ. principle of subsidiarity; франц. principe de subsidiarite). Данный принцип распространяется на все категории и сферы компетенции Союза, кроме отнесенных к его исключительной компетенции (т.е. тех, где государства-члены в полном объеме передали суверенные права на европейский уровень): «Согласно принципу субсидиарности Союз в сферах, которые не относятся к его исключительной компетенции, действует лишь тогда и в такой степени, в какой цели предполагаемого действия не могут быть достаточным образом достигнуты государствами-членами на центральном, региональном или местном уровне, но, ввиду масштабов или последствий предполагаемого действия, могут быть лучше достигнуты на уровне Союза» (§ 3 ст. 5 ДЕС).

Бремя доказывания того факта, что государства-члены не могут «достаточным образом» достигнуть соответствующих целей и что их может «лучше» достичь Союз, возлагается на институты ЕС, которые обязаны это делать при принятии каждого законодательного акта ЕС.

С этой целью Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности (приложен к учредительным документам ЕС Лиссабонским договором) возлагает на Европейскую комиссию как основного субъекта законодательной инициативы обязанность перед внесением законопроектов «проводить широкие консультации». Когда уместно, эти консультации должны учитывать «региональное и местное изменение планируемых действий» ЕС, т.е. последствия будущих законодательных актов Союза для регионов и муниципалитетов государств-членов.

При внесении законопроекта в него должны быть включены соответствующие мотивировочные положения, которые сохраняются и в окончательном тексте документа (преамбуле регламента, директивы, решения ЕС). Например, в преамбуле Регламента (ЕС) № 1177/2010 Европейского парламента и Совета от 24 ноября 2010 г. о правах пассажиров, путешествующих по морю или по внутренним водным путям, отмечается: «Поскольку цели настоящего Регламента, а именно, гарантировать высокий уровень защиты и содействия для пассажиров повсеместно в государствах-членах и обеспечить, чтобы хозяйствующие субъекты действовали в гармонизированных условиях на внутреннем рынке, не могут быть достаточным образом достигнуты государствами-членами и поэтому, ввиду масштабов или последствий действия, могут быть лучше достигнуты на уровне Союза, последний может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, закрепленным в статье 5 Договора о Европейском Союзе».

Более подробная мотивация включается в пояснительную записку («карточку»), прилагаемую к каждому законопроекту.

Согласно Протоколу о применении принципов субсидиарности и пропорциональности: «Доводы, позволяющие сделать вывод о том, что цель Союза может быть лучше достигнута на уровне последнего, должны опираться на качественные и, по мере возможности, на количественные показатели». Сюда относится, в частности, оценка финансовых последствий законопроекта, а также (в случае проекта директивы) оценка масштаба правовых реформ, которые должны будут провести государства-члены в целях ее трансформации в национальное законодательство.

Чтобы усилить гарантии соблюдения принципа субсидиарности, учредительные документы ЕС устанавливают для него не только последующий, но и предварительный контроль. В качестве субъекта последующего контроля принципа субсидиарности на уровне ЕС, как и в случае принципа наделения компетенцией, выступает Суд ЕС, который вправе аннулировать правовой акт ЕС, изданный с нарушением принципа субсидиарности.

В соответствии с Протоколом о применении принципов субсидиарности и пропорциональности иски об аннулировании правовых актов ЕС на основании нарушения принципа субсидиарности могут подаваться государствами-членами как от своего собственного имени, так и от имени своего парламента или его отдельной палаты. Кроме того, правом оспаривать законодательные акты на основании нарушения принципа субсидиарности наделен консультативный орган ЕС, состоящий из представителей местных и региональных властей государств-членов, – Комитет регионов (применительно к законодательным актам ЕС, которые принимаются после консультации с этим Комитетом, например, законодательство ЕС об охране окружающей среды).

Предварительный контроль за соблюдением принципа субсидиарности осуществляют национальные парламенты. На основании ст. 6 Протокола о применении принципов субсидиарности и пропорциональности: «Любой национальный парламент или любая палата национального парламента в течение восьми недель со дня передачи проекта законодательного акта на официальных языках Союза может направить в адрес председателей Европейского парламента, Совета и Комиссии мотивированное заключение с изложением причин, по которым этот парламент (палата) считает данный проект не соответствующим принципу субсидиарности».

Отрицательные заключения должны быть приняты во внимание институтами ЕС, однако не связывают их при утверждении законопроекта. Более серьезные последствия наступают в том случае, если отрицательные заключения поступили со стороны значительного числа национальных парламентов.

С этой целью Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности закрепляет за каждым национальным парламентом два условных голоса. Если парламент государства-члена состоит из двух палат (например, Палата Общин и Палата Лордов в Великобритании), то каждая палата располагает одним голосом, подаваемым независимо от другой. Всего, таким образом, национальные парламенты (палаты) имеют в настоящее время 27 × 2 = 54 условных голоса.

Если отрицательные заключения поступили от парламентов (палат), представляющих в совокупности 1/3 (по некоторым вопросам 1/4) условных голосов, то законопроект подлежит повторной экспертизе на соблюдение принципа субсидиарности, по итогам которой принимается мотивированное решение отозвать, изменить проект или оставить его в прежнем виде.

Если отрицательные заключения представляют не менее 1/2 условных голосов национальных парламентов (палат), то проводится аналогичная экспертиза со стороны Европейской комиссии (как субъекта законодательной инициативы) плюс дополнительная проверка со стороны Европейского парламента и Совета ЕС (как законодательных институтов). Если в ходе этой дополнительной проверки Европейский парламент или Совет придет к заключению о несоответствии законопроекта принципу субсидиарности, то документ снимается с повестки дня.

Итак, принцип субсидиарности вместе с процедурами контроля за его соблюдением имеет своим назначением, с одной стороны, поставить барьер на пути чрезмерного вмешательства ЕС в общественную жизнь, с другой – сконцентрировать усилия ЕС на решении подлинно общих (европейских) проблем, которые государства – члены ЕС не в состоянии эффективно решить, действуя поодиночке.

У этого термина существуют и другие значения, см. Субсидиарность (значения).

Христианская демократия

Идеи

Персоналии

Документы

Партии

История

Часть серии статей о христианстве

Социальное христианство

Основные представители

  • Франциск Ассизский
  • Святой Антонин
  • Томас Мор
  • Томмазо Кампанелла
  • Вильгельм Эммануил фон Кеттелер
  • Лев XIII
  • Адольф Кольпинг
  • Эдвард Беллами
  • Маргарет Бенн
  • Филлип Берриман
  • Джеймс Хал Коун
  • Дороти Дэй
  • Лев Толстой
  • Камило Торрес
  • Густаво Гутьеррес
  • Оскар Ромеро
  • Эрнесто Карденаль
  • Элдер Камара
  • Абрахам Кёйпер
  • Даниель Берриган
  • Филип Берриган
  • Мартин Лютер Кинг
  • Вальтер Раушенбуш
  • Десмонд Туту
  • Томми Дуглас

Организации

  • Конфедерация христианских профсоюзов
  • Католическое рабочее движение

Ключевые концепции

  • Христианский анархизм
  • Христианский гуманизм
  • Христианский социализм
  • Христианский коммунизм
  • Марксизм
  • Школа праксиса
  • Теология освобождения
  • Субсидиарность
  • Человеческое достоинство
  • Социально-ориентированная рыночная экономика
  • Коммунитаризм
  • Дистрибутизм
  • Католическое социальное учение
  • Неокальвинизм
  • Неотомизм
  • Коммунализм
  • Закон посвящения
  • Объединённый Орден Еноха
  • Хранилище епископа

Ключевые документы

  • Rerum Novarum (1891)
  • Princeton Stone Lectures (1898)
  • Populorum Progressio (1967)
  • Centesimus Annus (1991)
  • Caritas in Veritate (2009)

Портал:Христианство

Субсидиа́рность (от лат. subsidiarius — вспомогательный) — принцип социальной организации, возникший в Римско-католической церкви и получивший своё развитие после Первого Ватиканского собора.

Многие ассоциируют его с идеей децентрализации. Согласно данному принципу социальные проблемы должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их разрешение возможно и эффективно: центральная власть должна играть «субсидиарную» (вспомогательную), а не «субординативную» (подчинительную) роль, решая только те задачи, которые не могут быть эффективно выполнены на местном/локальном уровне. К областям применения данного принципа относятся теория государства и права, политология, менеджмент, кибернетика, информатика. Субсидиарность является одним из центральных принципов дистрибутизма. В политической теории принцип субсидиарности иногда рассматривается в качестве аспекта концепции федерализма, хотя между ними и не существует прямой связи. Этот принцип играет важную роль в политической риторике Европейского союза касательно отношений между руководящими органами союза и государствами-членами.

Субсидиарность

Принцип Субсидиарности определен в статье 5 Договора о создании Европейского Сообщества. Он означает, что решения должны приниматься на как можно более близком к гражданам уровне, причем необходимо следить за тем, чтобы те или иные действия Сообщества были действительно оправданными в рамках национальных, региональных или местных возможностей. В тех сферах, которые не попадают под исключительные полномочия Союза, последний только тогда предпринимает какие-то действия, когда его меры являются более действенными, чем национальные, региональные или местные. С Субсидиарностью связаны принципы пропорциональности и необходимости, то есть меры Союза не должны выходить за рамки того, что необходимо для реализации целей договоров.

На заседании в Эдинбурге в декабре 1992 г. Европейский СоветEuropean Council Европейский Совет состоит из глав государств и правительств стран-членов ЕС и их заместителей – министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также Президент Европейской Комиссии. Европейский Совет всегда был высшей политической инстанцией Европейского Союза, а после ратификации Лиссабонского договора приобрел официальный статус его института. Роль Европейского Совета состоит в стимулировании развития ЕС и определении стратегических направлений его политики. Наряду с Советом ЕС, Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Вырабатываемые и принимаемые им решения не только имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, обязаны их исполнять. Европейский Совет созывается, по меньшей мере, два раза в год (как правило, дважды в течение срока каждого председательства, но в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания). Решения принимаются методом консенсуса по результатам переговоров, которые государства-члены начинают еще до официального открытия саммита. Результаты обсуждений Европейского Совета заносятся в заключения, которые публикуются по окончании заседания. Лиссабонский договор учредил также должность Председателя Европейского Совета, который избирается его членами квалифицированным большинством на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. принял декларацию о принципе Субсидиарности, в которой регулируется его применение. Согласованная в этой декларации концепция была включена в протокол о применении принципов Субсидиарности и пропорциональности, присоединенный Амстердамским договором к Договору о создании Европейского Сообщества. Этот протокол помимо прочего предусматривает систематическое проведение анализа результатов действия законопроектов с точки зрения принципа Субсидиарности и уменьшение, насколько это возможно, обязательной силы мер, определяемых Сообществом.

Добавить комментарий