Принципами государственного кредита являются

Участие государства в кредитной деятельности предполагает унификацию основных правил осуществления этой части финансовой компетенции, формирование определенных принципов. Принципы государственного кредита обеспечивают реализацию двух целей: сочетание публичных и частных интересов всех субъектов деятельности в сфере государственного кредитования; повышение эффективности кредитных отношений с участием государства.

Государственный кредит основывается на принципах добровольности, возмездности, целевой направленности государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности государственного кредита имеет конституционную природу, поскольку в силу ч. 4 ст. 75 Конституции государственные займы размещаются на добровольной основе. Добровольность в отношениях, связанных с государственным кредитом, проявляется в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает решение о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства. Так, БК установлено, что инициатива вступления в межбюджетные кредитные правоотношения может исходить только от субъектов РФ в лице их исполнительных органов (п. 3 ст. 104, п. 1 ст. 137).

Принцип добровольности проявляется и в процессе управления государственным долгом. Например, постановлением Правительства РФ от 20.07.1998 № 843 «О мерах по стабилизации ситуации на рынках государственных долговых обязательств Российской Федерации» Минфину России совместно с Банком России поручено осуществить на основе принципа добровольности все необходимые мероприятия по досрочному погашению государственных бескупонных облигаций; в постановлении Правительства РФ от 21.07.2004 № 366 «О проведении в 2004-2010 годах реструктуризации денежных обязательств перед Российской Федерацией, принимаемых на себя субъектами Российской Федерации» закреплено, что переоформление в обязательства субъектов РФ денежных обязательств муниципальных образований и юридических лиц осуществляется на добровольной основе; приказом Минфина России от 10.01.2006 № 1н «Об утверждении Положения об обслуживании государственных сберегательных облигаций» установлено, что выкуп и обмен государственных сберегательных облигаций осуществляется на добровольной основе.

Соблюдение принципа добровольности свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов, является обязательным условием функционирования государственного кредита.

Гарантией добровольности кредитных отношений с участием государства служит принцип возмездности, означающий уплату вознаграждения за пользование ссудным капиталом. Возмездность в отношениях по государственному кредиту выражается, как правило, в начислении процентов к основному долгу, которые, как и сумма погашения, вносятся в федеральный бюджет или бюджет соответствующего субъекта РФ (см., например, ст. 16 Закона о бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.). Однако наличие подобного юридического признака не означает присутствия элемента гражданско-правового регулирования в государственном кредитовании, поскольку определение платности пользования кредитом, конкретного размера начисляемых процентов является исключительной компетенцией Российской Федерации или субъекта РФ, предоставляющего кредитные ресурсы.

Кроме выплаты доходов по фиксировано установленной процентной ставке в российской практике осуществления государственной кредитной деятельности используются плавающая процентная ставка, а также реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их номинальной цены.

На размер процентной ставки существенное влияние оказывают несколько условий: ставка рефинансирования Банка России, а также срок, на который предоставляется кредит. Развитие рыночных отношений привносит в кредитную деятельность государства элемент саморегуляции, что обусловливает большую зависимость размера процентной ставки от спроса и предложения денежных средств на кредитном рынке.

Привлечение государством временно свободных денежных средств на условиях возмездность выражается не только в получении кредитором прямой выгоды в виде доходности государственных ценных бумаг, но и в предоставлении участникам фондового рынка дополнительной выгоды в виде льготного налогообложения доходов и операций по государственным ценным бумагам.

Принцип целевой направленности государственных кредитных средств закреплен БК и означает право стороны, предоставляющей во временное пользование свои денежные средства, оговаривать цели их размещения.

Например, органы государственной власти субъектов РФ имеют право привлекать из федерального бюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов региональных бюджетов по погашению возникших долговых обязательств (см. ст. 93.2 БК, Закон г. Москвы от 14.11.2007 № 43 «О государственном долге города Москвы», Закон Тюменской области от 26.09.2006 № 494 «О государственном долге Тюменской области»). Средства федерального бюджета в качестве бюджетного кредита субъекту РФ выдаются на финансирование кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета субъекта РФ. Например, в 2008 г. Правительство РФ было наделено правом предоставлять бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении региональных бюджетов, а также на осуществление мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий (см. ст. 16 Закона о бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.).

Целевую направленность имеют и бюджетные кредиты, предоставляемые юридическим лицам, в том числе иностранным. Цели, на которые может быть предоставлен государственный кредит, обязательно указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могут предусматриваться меры контроля (дополнительно к установленным бюджетным законодательством), обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств. Нецелевое использование государственных кредитных средств образует состав финансового правонарушения и влечет применение мер ответственности в соответствии с БК.

Целевую направленность имеют и правоотношения, в которых государство выступает в качестве заемщика. Так, ст. 13 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития (Париж, 29 мая 1990 г.) устанавливает, в частности, что «Банк принимает необходимые меры для того, чтобы средства от какого-либо займа, предоставленного или гарантированного Банком… использовались только в целях, для которых Банк предоставил указанный займ».

Принцип обеспеченности означает предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату государственного кредита. По различным причинам должнику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от погашения государственного кредита. Поэтому государство вынуждено гарантировать возврат выданных кредитов посредством применения к имуществу должника мер, установленных п. 3 ст. 93.2 БК.

Бюджетный кодекс содержит следующий закрытый перечень способов обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита: банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества, в том числе в виде ценных бумаг или паев. Бюджетный кодекс устанавливает два обязательных требования к имуществу, представляемому для обеспечения государственного кредита: размер обеспечения должен полностью (на 100%) покрывать сумму государственного кредита; обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по государственному кредиту названными способами бюджетное законодательство исключает возможность предоставления кредита за счет публичных денежных средств.

Принятие в обеспечение имущества низкой ликвидности является нарушением бюджетного законодательства и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка.

Принцип обеспеченности кредитов проявляется не только в тех правоотношениях, где государство выступает в качестве кредитора, но и тогда, когда государство вынуждено осуществлять внешние заимствования. Так, в ст. 14 уже цитированного Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития в качестве основного условия предоставления займов и гарантий названа максимальная безопасность вложений Банка посредством предоставления поручительства в отношении возврата суммы займа.

Принцип срочности означает предоставление или привлечение кредита на определенное время, по истечении которого он должен быть возвращен. Срок по договору государственного кредита может быть определен действующим законодательством, кредитным или иным договором. Например, в соответствии с БК долговые обязательства Правительства РФ могут предоставляться на срок от одного года до 30 лет.

Принцип возвратности государственного кредита означает возвращение выданной денежной суммы кредитору. Возврат кредита может осуществляться двумя способами:

  • o вся сумма кредита возвращается по истечении срока разовым платежом;
  • o в соответствии с договором государственного кредита допускается возврат денежных средств частями. Важно отметить, что в этом случае проценты за пользование кредитом начисляются только на оставшуюся (невозвращенную) часть.

Принцип возвратности относится не только к действиям должника. Уполномоченные государственные органы, представляющие государство в кредитных правоотношениях, обязаны принять все предусмотренные законодательством меры по взысканию задолженности. Для реализации этой обязанности уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд в порядке искового производства или в арбитражный суд с заявлением о принуждении к исполнению денежного обязательства перед государством либо о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника, имеющего непогашенную задолженность.

Финансовым законодательством предусмотрено несколько гарантий возврата временно выданных государственных денежных средств. В частности, согласно ст. 93.2 БК бюджетные кредиты могут предоставляться юридическому лицу только при отсутствии просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. Обязательным условием предоставления государственного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита. Предварительный финансовый контроль может быть осуществлен финансовым органом соответствующего территориального уровня либо по его поручению иным уполномоченным органом.

Гарантией своевременного возврата полученных бюджетных кредитов являются положения ст. 93.3 и 93.4 БК. Защита финансовых прав федерального бюджета обеспечивается п. 2 ст. 93.3 и п. 2 ст. 93.4 БК, согласно которым в случае, если предоставленные из федерального бюджета бюджетные кредиты субъектам РФ не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Минфином России, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерации государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению (взысканию) в федеральный бюджет:

  • o удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
  • o взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (за исключением субвенций бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам).

Правила и условия применения к субъектам РФ и муниципальным образованиям названных мер принуждения за нарушение сроков возврата и (или) использование не по целевому назначению средств, предоставленных должникам из федерального бюджета на возвратной основе, а также за нарушение сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерацией государственным гарантиям и поручительствам установлены приказом Минфина России от 26.12.2007 № 152н «Об утверждении Порядка удержания средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет».

Защита финансовых прав региональных бюджетов в кредитных отношениях обеспечивается п. 3 ст. 93.3 БК, согласно которому в случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта РФ бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта РФ, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет. Требования к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, предоставленных из региональных и местных бюджетов, установлены приказом Минфина России от 12.11.2007 № 104н «Об утверждении общих требований к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных районов».

Государственный кредит (государственное кредитование)

В теории финансового права определяется, что государственный кредит (государственное кредитование) и государственные заимствования (государственный долг) как взаимозависимые институты являются одними из основных инструментов, с помощью которых достигается баланс доходов и расходов государственного бюджета.

Применительно к России необходимо вести речь о государственном (на федеральном и региональном уровнях) и муниципальном кредите (на местном уровне). В литературе их часто объединяют понятием «публичный кредит».

Государственный (муниципальный) кредит является одной из важнейших разновидностей кредита. Для этого вида кредита характерна денежная форма.

Исторически сложилось так, что под государственным кредитом долго понимали лишь государственные займы, т.е. отношения, в которых государство является заемщиком. Такое мнение сложилось еще в дореволюционные времена. В СССР также главенствовала эта позиция. Однако со временем стала расширяться и такая практика кредитной деятельности государства, как предоставление кредитов, когда государство становится заимодавцем. Это сказалось и на понимании категории «государственный кредит» — помимо государственного заимствования, в нее стали включать и государственное кредитование.

Кроме того, ранее традиционным было и во многом остается в теоретических работах понятие «государственный кредит» — финансовые отношения, в рамках которых государство аккумулирует на добровольных началах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на основе возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита, регулирования денежного обращения и решения иных общественных интересов.

Это понятие в финансово-правовой литературе было расширено: государственный кредит стали понимать как финансовые отношения, в рамках которых государство: а) заимствует денежные средств различных субъектов в целях обеспечения государственных функций с образованием соответствующего долга у государства; б) предоставляет денежные средства другим субъектам во временное пользование на началах возмездности, возвратности и срочности; в) служит гарантом в кредитных договорах.

Однако буквально в последние годы ситуация стала складываться таким образом, что указанные теоретические положения не во всем согласуются с современным законодательством России. Можно, очевидно, говорить о том, что правотворчество шагнуло вперед дальше, а теория отстает.

Со вступлением в силу ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 26.04.2007 институт государственного кредита приобрел иные формы.

Так, в соответствии с бюджетным законодательством (гл. 13, 15 БК РФ) предусматриваются следующие виды кредитов, в которых кредитором является государство:

  • бюджетный кредит;
  • государственный финансовый кредит;
  • государственный экспортный кредит.

Термин «государственный кредит» законодатель применяет только к международным финансовым отношениям, в которых Россия является кредитором, т.е. понятие «государственный кредит» в современном российском законодательстве (в отличие от теории финансового права и предшествовавшего финансового законодательства) предельно сужено. Поэтому термин «государственный кредит» в соответствии с действующим российским бюджетным законодательством означает «государственное кредитование», т.е. исключается составляющая, связанная с образованием государственного долга (заимствованием). Понятие «государственный долг» в законодательстве не используется; вместо него введен в оборот другой термин, означающий то же самое: «государственные заимствования».

С таким подходом не согласны ряд теоретиков финансового права, и в финансово-правовой литературе понятие «государственный кредит» нередко по-прежнему раскрывается прежде всего как государственный долг (заимствования), а также как кредитование. Дискуссия по этому поводу продолжается и в настоящее время. Поскольку учебная дисциплина «Финансовое право» ориентируется в первую очередь на финансовое законодательство, представляется, что и понятие «государственный кредит» должно отражать действующие нормы права.

Государственный кредит — это выдаваемая от имени государства уполномоченными на то государственными органами денежная ссуда другим государствам, иностранным юридическим или физическим лицам по обоюдному согласию, на основе международно-правовых норм и на условиях возмездности, возвратности, срочности.

Основные признаки понятия «государственный кредит»:

  • является разновидностью экономико-финансовых отношений, урегулированных нормами права;
  • материальным объектом кредитных отношений являются денежные средства;
  • обязательный субъект — публичное образование в лице государства;
  • правовой базой предоставления является международное право;
  • реализуются только в правовой форме.

Государственный кредит является частью финансовой системы РФ — как и банковские кредиты, предоставляемые частными банками. Однако банковские кредиты имеют гражданско-правовую, а государственный кредит — государственно-правовую природу (при этом для реализации государственно-кредитных отношений используются, тем не менее, многие гражданско-правовые институты).

В рамках действующего бюджетного законодательства обособляются две формы бюджетного кредита:

  1. государственный финансовый кредит;
  2. государственный экспортный кредит.

Государственный финансовый кредит — это форма бюджетного кредита, когда Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства (ст. 122 БК РФ).

Государственный финансовый кредит существенно отличается от обычного бюджетного кредита.

Так, договор обыкновенного бюджетного кредита заключается по правилам, установленным ГК РФ, тогда как на процедуру заключения договора о предоставлении государственного финансового кредита правила российского законодательства не распространяются.

Далее, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, гражданское законодательство РФ применяется, а к отношениям, связанным с государственным финансовым кредитом, — нет. Есть и иные отличия.

Государственный экспортный кредит — это форма бюджетного кредита, когда за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита (ст. 122 БК РФ).

Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у Российской Федерации внешних долговых требований, к которым помимо государственных экспортных и финансовых кредитов, предоставленных Российской Федерацией, относятся также долговые требования юридических лиц — экспортеров бывшего СССР — к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.

Государственной Думой ФС РФ при втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период.

Предоставление государственных кредитов является исключительной компетенцией Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не имеют права предоставлять государственные кредиты.

Цели государственного кредита. На международной арене государственный кредит предназначен для достижения международно-политических и международно-экономических целей. Как правило, государство-кредитор нацелено не столько на получение дохода, сколько на реализацию политических и экономических целей. Так, в ряде случаев предоставление кредитов сопровождается требованиями о предоставлении льготного режима для компаний страны- кредитора, допуске их в стратегически важные отрасли экономики страны-заемщика, а также о координации действий по решению межгосударственных вопросов.

Страны-кредиторы в 1956 г. создали Парижский клуб кредиторов, координирующий действия стран-кредиторов по отношению к странам-должникам. В 1997 г. полноправным членом данного клуба стала Россия. В настоящее время Россия, как и ее предшественник — СССР, является одним из крупнейших кредиторов на международном финансовом рынке. Так, размер долга иностранных государств по кредитам, предоставленным Правительством СССР и Правительством РФ, по состоянию на 1 января 2006 г. составлял около 69 млрд. долл. Ранее СССР практически открыто преследовал политические цели, направленные на распространение социализма. Сейчас речь идет о более мягком характере влияния России на позиции тех стран, кому предоставляются кредиты.

При этом, как и ранее, Россия периодически «прощает» своих должников, списывая их долги (так, в 1996 г. Россия списала 3,5 млрд. из 5 млрд. долл., долга Анголы; по условиям подписанного соглашения остаток суммы должен быть возвращен до 2016 г. в виде векселей). В июне 1999 г. в рамках Парижского клуба кредиторов подписано Кельнское соглашение, в соответствии с которым Россия в 2000-2003 гг. списала 60-90% долгов целого ряда стран (Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне). На оставшиеся долги страны получили рассрочку до 30 лет. В 2010 г. Россия списала остаток долга Афганистана в объеме 891 млн. долл. Такая позиция России (как и других стран- кредиторов) во многом объясняется заведомой невозможностью должников выплатить долг.

Что касается «бюджетного кредита», то это понятие имеет более широкое значение, при этом в любом случае речь идет о кредиторе — публичных структурах Российской Федерации.

Ранее бюджетный кредит в бюджетном законодательстве определялся как форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

В настоящее время формулировка изменена: бюджетный кредит — это денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Как видно, целеполагание бюджетного кредита в законе исключено, следовательно, сфера его использования расширена.

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом (публично- правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

Посредством бюджетных кредитов осуществляется следующее:

  • решаются проблемы финансирования бюджетного дефицита;
  • выравниваются социально-экономические условия жизни населения и функционирования региональных экономик;
  • осуществляется поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
  • осуществляется поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Сущность бюджетного кредита проявляется через выполняемые им функции: фискальную, регулирующую, контрольную. Наряду с этими функциями, по мнению некоторых авторов, бюджетному кредиту присуща и функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам (ст. 93.3. БК РФ). Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут быть предоставлены бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены бюджетные кредиты на срок до трех лет.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов могут быть предоставлены бюджетные кредиты на срок до трех лет.

Основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района.

В случае если предоставленные бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций бюджетам поселений из бюджета муниципального района (в случае передачи муниципальному району полномочия субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных районов устанавливают в соответствии с общими требованиями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации, порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором. Средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита.

Алфавитный каталог

Автор Бабич А.М., Павлова Л.Н.
Название Государственные и муниципальные финансы
Год издания 2002
Раздел Книги
Рейтинг 6.11 из 10.00
Zip архив (654 Кб)
Поиск по произведению

Глава 15. Общие принципы государственного и муниципального кредитования

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

  • срок предоставления или получения кредита;
  • обязанности сторон;
  • условия обеспечения возврата ссуды;
  • размер процентной ставки за пользование ссудой;
  • другие условия.

Функции и цели государственного и муниципального кредита.

1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

  • федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
  • региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
  • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
  • иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
  • федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:

  • контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  • контроль за соблюдением условий кредитного договора;
  • контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  • контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

  • решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
  • проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
  • поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
  • поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Долговые обязательства и активы.

По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы РФ.

Долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и по заемщикам рассматривается вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

При возникновении кризисных финансовых явлений и отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации. Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному государству при условии погашения основного долга по ранее пре доставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и сроков его погашения.

Законом о бюджете утверждаются:

  • суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
  • размер долга иностранных государств на конец финансового года;
  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;
  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам — участникам СНГ;
  • программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Государственные кредиты государствам — участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основного долга по ранее предоставленным кредитам.

Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям кредиты свыше предельного объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке реструктуризации долга иностранных заемщиков перед РФ и условия обслуживания долга иностранных заемщиков перед РФ не ухудшаются для РФ.

Предоставление РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям осуществляется в рамках соответствующих долгосрочных программ, учитывающих геополитические интересы РФ.

Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета включает перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставленных в данном финансовом году.

Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение предельных объемов предоставления государственных кредитов Российской Федерацией, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Договоры о предоставлении государственных кредитов Российской Федерацией утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона в следующих случаях:

1) если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов и предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок кредита;

2) если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставления государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;

3) других, предусмотренных законодательством.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед РФ ратифицируем Государственная Дума, кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Возможна уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ. Она осуществляется и соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Классификацию государственного кредита иллюстрирует рис. 15.1.

Рис.15.1. Классификация государственного кредита

В соответствии с экономической классификацией расходов бюджета, которая включает в себя три уровня статей (раздел, подраздел, параграф), структуру бюджетных средств можно представить следующей схемой (рис. 15.2).

Далее рассмотрим конкретные вопросы государственного и муниципального кредитования в соответствии с приведенной классификацией.


государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также в целях предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.

Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция — позволяет перераспределить финансовые ресурсы в соответствии с потребностями развития экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности.

Регулирующая функция проявляется в том, что соответствующие субъекты, вступающие в кредитные отношения прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге, — на финансовую политику.

Контрольной функцией является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода гос.ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере гос.кредита.

Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов).

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды.

67. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты. Понятие «валюта» имеет 2 знач. Во-первых, используется для обозначения нац-ной валюты(бел. руб.),ва-вторых, для указания на иностранную валюту (доллар США). В ФП данное понятие используется для обозначения иностранной валюты. Валюты различаются по степени конвертируемости: свободно конвертируемая, т.е. без ограничений обмениваемая на любые иностранные валюты, и неконвертируемая – где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют. Валютные ценности – иностранная валюта, ценные бумаги – платежные док-ты и фондовые ценности, выраженные в иностранной валюте, драг. металлы, природные драг. камни в сыром и обработанном виде. Законодат-во выделяет в целях валютного регулирования и валютных операций резидентов и нерезидентов. Любые валютные ценности должны иметь легальное происхождение. Для этого они должны быть получены из следующих источников: валютных фондов Правительства и НБ, валютной выручки отт разрешенной внешнеэк-ой деят-ти, взносов иностранных юр. и физ. лиц в уставный капитал совместных предприятий, валютных кредитов.

Добавить комментарий