Принципи права

Принципы права –это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора.

1) В зависимости отсвоего характера- социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические.

К специально-юридическимпринципам относят:

— принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами;

— принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую правовую систему государства, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

— принцип подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;

— принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

— принцип социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав, субъектов общественных отношений, равенство перед законом и судом, равноправие;

— принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц государственных органов;

— принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;

— принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке; презумпция невиновности;

— принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, и гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного.

2) В зависимости от степени распространения- распространяющиеся на всю систему права; на несколько отраслей; отдельную отрасль права; межотраслевые.

Распространяющиеся на всю систему права:

— принцип социальной справедливости,

— принцип гуманизма,

— принцип равноправия,

— принцип законности в процессе создания и реализации норм права,

— принцип единства юридических прав и обязанностей,

— принцип демократизма и др.

К межотраслевым относятся правовые принципы охватывающие собой две или более отраслей права.

К отраслевым принципам относятся принципы права распространяющиеся лишь на отдельные отрасли права — конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Например, для земельного права России свойственны такие правовые принципы, как принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления землей и др.

§ 3. Функции права

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Особен­ности функции права:

— функции права производны от его сущности и определяют­ся назначением права в обществе;

— функции — это такие направления воздействия права на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления;

— функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

— функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие;

— постоянство как необходимый признак функции характе­ризует непрерывность, длительность действия этой функции.

Виды функций права

По основным направле­ниям и способам воздействия права на общественные отношения функции делятся навнешние и внутренние.

Внешние делятся в зависимости от сфер общественной жизни, регулируемых правом на политическую, экономичес­кую, социальную, воспитательную и т. д.

Внутренние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации и подразделяются на регулятивную и охранительную функции.

Регулятивная функция нацелена на установлении позитивных правил поведения, координацию социальных взаи­мосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновид­ности — регулятивную статическую и регулятив­ную динамическую.

Регулятивная статическаяфункция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах.

Регулятивная динамическаяфункция выражается ввоздействии на общественные отношения путем реализации правовых норм в правомерном поведении. Сущность динамической функции пра­ва состоит в развитии отношений, соответствующих интересам общества.

Способы осуществления регулятивной функции права:

-определение посредством норм права праводееспособности граждан;

-закрепление и изменение правового статуса граждан;

-определение компетенции госорганов, полномочий долж­ностных лиц;

-установление правового статуса юридических лиц;

-определение юридических фактов, связанных с возникно­вением, изменением и прекращением правоотношений и т.д.

Охранительная функцияправа -это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных эконо­мических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

Специфика охранительной функции:

— характеризует право как особый способ воз­действия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

— служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний;

— является показателем политического и куль­турного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Таким образом, право:

— это особая целостная категория, прогрессивное явление цивилизации и культуры, основанное на приоритете общечеловеческих ценностей, гуманизма, справедливости, добра, моральных ценностей общества;

— это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения. (С.С. Алексеев)

ЛИТЕРАТУРА:

Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

Галузин А.Ф. Безопасность как принцип и функция права// Право и политика. 2004. № 11.

Глушаченко С.Б. Право как элемент общечеловеческой культуры// История государства и права. 2003. № 6.

Гойман В. И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.

Иванов В. В. К вопросу об общей теории договора// Государство и право. 2000. № 12.

Калинин С.А. О методологии изложения эволюции сущности права// Право и политика. 2003. № 11.

Керимов Д. А. Методология права. М., 1992.

Керимов Д. А. Основы философии права. М., 1992.

Ломакина И.Б. Обычно- правовые аспекты в генетике права// Правоведение. 2004. № 4.

Марченко М.Н. Об основных тенденциях развития права в условиях глобализации// Государство и право. 2009. № 6.

Петровский Н.А. Метод аналогии в познании права// Право и политика. 2008. № 5.

Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М. 1995.

Радько Т. Н., Толстик В. А. Функции права. Нижний Новгород , 1995.

Самарина Н.В. дуализм современного российского правопонимания// История государства и права. 2006. № 3.

Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.

Филимонов В.Д. Справедливость как принцип права// Государство и право. 2009. № 9.

Щербик Д.В. Функции права в контексте проблемы преемственности в праве// Вестник Полоцкого гос. ун-та. 2004. № 7.

Яковлев В.Ф. Системное применение права// Законодательство. 2007. № 5.

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

Признаки права: волевой характер; общеобязательность; нормативность; право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права.

Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые – действующие во всех отраслях права: законности; юридического равенства граждан перед законом и судом; гуманизма; единства прав и обязанностей; федерализма; социальной справедливости.

Межотраслевые – выражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, «закон обратной силы не имеет» и т. д.

Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права:

1) в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

2) в уголовном праве – презумпция невиновности;

3) в трудовом праве – принцип свободы труда;

4) в земельном праве – принцип целевого характера использования земли;

5) в административном праве – принцип субординации (соподчиненности) и т. п.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

1) понятия тождественны;

2) понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Под источником права понимают:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества);

2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины);

3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.;

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор РФ 1992 г.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях.
Принципы права – это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.

Принципы права, с одной стороны, отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных классов и слоев населения. С другой – в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества, их нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях правопонимания. Поэтому принципы права должны рассматриваться с учетом как единства, так и особенностей обеих сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской науках общего представления об объективном и субъективном в праве.

Принципы права выражают то главное, основное в праве, что должно быть ориентировано, устремлено на его развитие. В сравнении о правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени.
В юридической науке сложилось деление принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на псе его отрасли, объединяют и как бы цементируют их, способствуют стабильности действующей системы права.
Общеправовые принципы, в свою очередь, можно подразделить на морально-этические (или нравственные) и организационные.

Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эти принципы непосредственно воздействуют на нормативное содержание права. Вторая группа общих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций.
Сообразно этому право любого демократического государства, в том числе современной России, наряду с определенными, исторически обусловленными особенностями (например, в зависимости от унитарного или федерального устройства государства), характеризуется также общими чертами, средствами, присущими всякому праву, основанному на международно признанных, общечеловеческих принципах.

Принципы права выражаются в международных и внутригосударственных декларациях, получают закрепление в исходных (отправных, учредительных) нормах конституций и законах демократических государств, но могут также выводиться из общего содержания права той или иной страны.
Согласно концепции единства естественного и позитивного права, морально-этические принципы современного российского права составляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в последующих международных и внутригосударственных документах, в том числе Конституции Российской Федерации.
К этим принципам относятся:
• свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, •достоинство, справедливость, семья, народ – источник власти;
•человек – высшая ценность;
•охрана естественных прав человека – цель и обязанность государства.

К организационным принципам российского права относятся: федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве.
Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. Основным Законом государства (ст. 4) закреплено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем четко определены соотношение, различных нормативных актов, издаваемых в РФ, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.

Упорядочивая соотношение и взаимодействие федеральных и региональных нормативных правовых актов и содержащихся в них правовых норм, принцип федерализма служит предупреждению и разрешению возможных коллизий между ними, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей федерации системы права.

Принцип законности, закрепленный в Конституции РФ (ст. 15 и др.), утверждает всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны действия права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

На примере законности особенно наглядно проявляется связь между общими принципами права и его межотраслевыми и отраслевыми принципами, каждый из которых, обладая известной самостоятельностью, вместе с тем является производным от общеправовых принципов, развивает и конкретизирует их применительно к двум или нескольким отраслям права или к какой-либо одной из них.

Так, в Уголовном кодексе РФ в качестве отраслевых принципов законности закреплено, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 3); «применение уголовного закона по аналогии не допускается» (ч. 2 ст. 3); «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст. 4).

Или другой пример: согласно отраслевым принципам законности, выраженным в Гражданско-процессуальном кодексе РСФСР, всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3); правосудие по гражданским делам осуществляется только судом и на началах равенства перед законом и судом всех граждан (ст. 5); при осуществлении правосудия по я гражданским делам судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону (ст. 7); решение суда должно быть законным и обоснованным, суд основывает решения лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 192) и т.д.
Одним из основополагающих принципов является сочетание убеждения и принуждения.
Следует, однако, иметь в виду, что убеждение и принуждение, равно как и их сочетание, не являются специфически юридическими явлениями. Убеждение и принуждение – универсальные методы функционирования любой разновидности общественной власти, осуществления всякого социального управления. Их использование свойственно всем известным разновидностям социальных регуляторов – обычаям, нравственным, корпоративным, религиозным и другим социальным нормам.
Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочетания в праве состоит в том, что они связаны с регламентируемой правовыми нормами деятельностью государства, правовыми формами выполнения им своих функций. Лишь тогда убеждение и принуждение становятся государственными, то есть такими, за которыми стоит аппарат государства, и приобретают вследствие этого юридический характер, когда они используются в качестве средств, метода осуществления правом своей роли официально-властного регулятора общественных отношений.

Трудно согласиться с давно бытующим мнением некоторых ученых, согласно которому правовые нормы «охраняются силою общественного убеждения и мерами государственного принуждения». Приведенное утверждение основано на предположении, будто в способах охраны права существует некое искусственное разграничение прерогатив: убеждение – компетенция лишь общественных организаций, принуждение – только государства.

В действительности меры убеждения, воспитания, организации, как и меры принуждения, применяются в целях охраны норм права от нарушений и государственными органами, и общественными организациями. Однако различие в том, что в первом случае убеждение и принуждение выступают как принципы права, специфически юридические меры правового регулирования, а во втором – как общесоциальные, морально-этические, корпоративные и др. методы (способы, приемы) регулирования общественных отношений.

Для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с другой – некоторого сужения сферы применения государственного принуждения. Однако это ни в коей мере не означает ни какой-либо недооценки или умаления значения принуждения в праве, ни какого-либо сокращения сферы правового регулирования в целом. Напротив, как показывает опыт последнего времени, круг общественных отношений (в частности, имущественных, финансово-налоговых, жилищных, семейных, экологических и др.), охватываемых регулирующим воздействием юридических норм, возрастает. Сообразно этому повышается и роль права в реформировании различных сторон жизни общества, особенно в сфере развития и охраны прав и свобод граждан.

Тесно связанным с рассмотренным выше и столь же распространенным в праве является принцип сочетания стимулирования и ограничений.
Этот принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощрения и т.д., с другой – запреты, приостановления, наказания и другие виды юридической ответственности и т.п. Данный принцип пронизывает всю правовую материю.

Как справедливо замечено, «правовые стимулы должны разумно сочетаться с правовыми ограничениями, ведь для законодателя важно не только побуждать к социально полезному поведению, но и сдерживать поведение социально вредное, которое может причинить урон интересам личности, коллектива, государства, общества».
Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотраслевые (левые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами).

Сказанное не исключает того, что межотраслевые принципы, действие которых распространяется на две или несколько отраслей права, и отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли, представляют определенный интерес и для общей теории государства и права
В качестве примеров межотраслевого принципа можно сослаться на принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессе и уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (для уголовного и административного права) и другие.
Примерами отраслевых принципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора – в гражданском праве, принцип субординации (соподчиненности) – в административном праве, принцип презумпции невиновности – в уголовном праве и другие.

Принципы права – это основные, исходные начала, положе­ния, идеи, выражающие сущность права как специфического со­циального регулятора; основополагающие идеи, руководящие положения, на которых базируется правовая система.

Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Представляется, что в принципах права должны отражаться основные ценности, на которые ориентируется право.

В зависимости от сферы распространения выделяют: общие (общепра­вовые), межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы действуют во всех отраслях права. К общеправовым относят такие принципы, как:

• законность (означает систему требований общества и госу­дарства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно);

• справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовом положением; это сораз­мерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.). Принцип справедливости имеет для права особое значение. Да­леко не случайно, что слова «право» и «справедливость» являются однокоренными, что ряд мыслителей, ученых-юристов подчас определяют право как нормативно закрепленную справедливость. Так, по словам Цельса, «право есть наука о добром и справедли­вом». «Право, – писал Г. Гроций, – не что иное, как то, что спра­ведливо». Во введении к Законам Хаммурапи (законодательному памятнику эпохи старовавилонского царства 1782-1750 гг. до н.э.) сказано, что эти законы издаются для того, чтобы «дать сиять справедливости в стране».

• юридическое равенство граждан перед законом и судом (этот принцип нашел свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая установила: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека: и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного по­ложения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»);

• гуманизм (означает, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство; об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»);

• демократизм (означает, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственны­ми и общественными делами, защищать свои права и свобо­ды);

• единство прав и обязанностей (означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав);

• федерализм (он присущ только для тех правовых систем, ко­торые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодатель­ства);

• сочетание убеждения и принуждения;

• верховенство закона

и ряд других.

Названные принципы действуют во всех без исключения отрас­лях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

– принцип неотвратимости ответственности – в уголовном, гражданском, административном праве;

– принцип состязательности судопроизводства – в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном и арбитражном процессуальном праве;

– гласности судопроизводства – в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном и арбитражном процессуальном праве;

– равенство сторон (в гражданском и семейном праве) и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе – презумпция невиновности, в трудовом праве – принцип свободы труда, материальная заинтересованность; в конституционном праве – принцип разделения властей; в земельном праве – принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных от­ношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при ана­логии права).

Функции права

Понятие функции применительно к любой системе дает нам описание, характеристику направления должного воздействия.

При определении функций следует исходить из двух начал. Во-первых, функции – это направления воздействия явления на сознание и поведение людей, на разнообразные сферы общественной жизни. Во-вторых, функции должны отражать сущность явления, его назначение и закономерности развития.

Теорию функций права представители юриспруденции начали активно разрабатывать в конце прошлого столетия, введя вначале понятие асоциальных функций права (И. Корнер, К. Реннер). Выделяя более десятка различных функций, ученые вначале не разделяли их по каким-либо критериям, смешивая и чисто юридические, и общесоциальные направления правового воздействия, глубоко не вдаваясь в понятие «функции права». Так, выделялись экономическая, производственная, распределительная, потребительная и иные функции права.

В дальнейшем эти разработки были проанализированы и обобщены советскими учеными С.С. Алексеевым, В.Г. Смирновым, И.Е. Фарбером, Т.Н. Радько. Обращавшиеся к этому вопросу авторы высказали весьма различное понимание функций права.

Так, С.С. Алексеев понимает под функциями права его юридическое назначение для тех или иных общественных отношений, которое выражается главным образом в результатах правового регулирования. В соответствии с этим он различает регулятивную и охранительную функции права.

Т.Н. Радько в своих ранних работах все функции права подразделяет на две большие группы: общесоциальные и специально-юридические. К первым он относит экономическую, политическую и воспитательную функции. Специально-юридическими он считал регулятивную и охранительную функции права. В более поздних своих работах Т.Н. Радько все функции права классифицирует на пять основных групп (подсистем). Он, в частности, выделяет общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и функции норм права.

Понятие функции права характеризует одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с основными направлениями его воздействия и, наоборот, зависимость последних от назначения права.

Таким образом, функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью, социальным назначением права в жизни общества и целями правового регулирования.

Следует выделять:

1) общесоциальные (внешние) функции права:

– политическая;

– экономическая;

– воспитательная функция – заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания людей, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права, а также в пропаганде идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Она направлена также на обеспечение знания людей нормативных предписаний, правовое просвещение.

– культурно-историческая;

– социального контроля;

Коммуникативная.

2) специально-юридические (внутренние) функции права:

1. регулятивная – обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями.

В свою очередь она подразделяется на:

– динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т.д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.);

– статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.).

2. охранительная функция – направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения.

В свою очередь она подразделяется на:

– оперативную охранительную функцию – охрана и защита от нарушений прав личности и других субъектов права (расследование правонарушений, разбирательства дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности);

– превентивная (предупредительная) охранительная функция – обеспечение охраны законности в стране (профилактика правонарушений).

Предыдущая1234567

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1514;

Добавить комментарий