Принципы административно территориального устройства

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — обстоятельства, факторы или закрепленные в законодательстве субъектов РФ требования, в соответствии с которыми территория субъекта РФ подразделяется на соответствующие административно-территориальные единицы. К числу таких факторов (требований) относятся: экономические — требующие учета характера, направленности развития промышленности определенной территории, наличия центров экономического тяготения и определенного состояния путей сообщения; демографические — учитывающие количество и плотность населения; исторические — учитывающие исторически сложившуюся систему расселения в данном регионе и устойчивые тенденции ее развития; национальные — предполагающие всесторонний учет национального состава населения и его особенностей, развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных групп, проживающих на данной территории; экологические и социальные — требующие обеспечения населения здоровой и безопасной средой обитания, учитывающие возможность оказать содействие рациональному использованию природных ресурсов и экономического потенциала территории, развитию ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций; административно-управленческие — принимающие во внимание максимальное приближение органов государственной власти и органов местного самоуправления к населению. Указанные принципы закрепляются в законах субъектов РФ, регламентирующих их административно-территориальное устройство, и являются обязательными.

(В.Ч.)

Административно-территориальное устройство государства — это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами. Следует иметь в виду, что в ряде субъектов РФ наряду с органами местного самоуправления имеются и местные органы государственной власти.

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

В РФ административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейший из них — экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения. Реализация этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий.

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, большую роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей РФ.

Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь. Поэтому максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов РФ.

30.Административно-территориальные единицы субъектов РФ. Образование и преобразование административно-территориальных единиц.

ДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА — часть, структурный элемент административно-территориального устройства.

Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым — относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район (уезд) — административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа.

По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы — городские районы. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

Территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы. Административный округ — внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.

Имеются также закрытые административно-территориальные образования — имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ.

Статья 13. Общий порядок образования, преобразования, упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ.

1. Образование, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц, установление и изменение их границ осуществляются законом субъекта Российской Федерации.

2. Одновременно с проектом закона об образовании, преобразовании, упразднении административно-территориальной единицы, установлении или изменении ее границ субъект законодательной инициативы представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации документы, содержащие:
обоснование целесообразности вносимого предложения с указанием необходимых справочных данных об административно-территориальной единице (площадь территории, численность населения, количество населенных пунктов, основные объекты промышленности, социально-культурной сферы и т.д.), изложение экономических, финансовых последствий реализации вносимого предложения;
схематическое изображение предполагаемого территориального изменения на карте;выражение мнения населения, проживающего на соответствующей территории, по вносимому предложению — если учет мнения населения является обязательным требованием при решении данного вопроса административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации;
заключение высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
положительное заключение уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования по составу, содержанию и оформлению документов, представляемых одновременно с предложением об образовании, преобразовании, упразднении административно-территориальной единицы, установлении или изменении ее границ.
3. Предложения об образовании, преобразовании и упразднении районов, городов регионального значения, городских районов, административно-территориальных единиц городов федерального значения, установлении и изменении их границ вносятся на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации только при наличии согласия (положительного заключения) уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный рассматривать данные предложения, определяется Правительством Российской Федерации.
Предложения об образовании, преобразовании и упразднении районов, городов регионального значения, городских районов, административно-территориальных единиц городов федерального значения, установлении и изменении их границ вносятся в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, указанных в абзацах два — пять пункта 2 настоящей статьи.
Порядок рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предложений об образовании, преобразовании и упразднении районов, городов регионального значения, городских районов, административно-территориальных единиц городов федерального значения, установлении и изменении их границ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Эти идеи и принципы получили свое развитие

в учениях других представителей классической

школы уголовного права, а в последующем и

антрополого-социологической школы.

Примечания

1 В некоторых источниках данную теорию именуют «просветительно-гуманистическим направлением в уголовном праве» (см., например: Словарь по уголовному праву / под ред. А. В. Наумова. М., 1997).

2 См.: Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 2.

3 Решетников Ф. М. Беккариа. М., 1987. С. 72.

4 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / сост. и предисл. В. С. Овчинского. М., 2004. С. 90.

5 Беликов С. Я. Беккария Чезаре и значение его в науке уголовного права // Журнал Министерства юстиции. Кн. 7. 1863. С. 86.

6 Избранные сочинения Иеремии Бентама. Т. 1. Введение в основания нравственности и законодательства. Основные начала Гражданского кодекса. Основные начала Уголовного кодекса / пер. по англ. изданию Боуринга и франц. Дюмона А. Н. Пыпина и А. Н. Неведомского с предисл. Ю. Г. Жуковского. СПб., 1867. С. 161-162.

7 Бентам И. Рассуждение о гражданском и уголовном законоположении : в 3 т. / пер. М. Михайлова. СПб., 1805-1811. Т. 3. С. 2.

8 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 91.

9 Там же. С. 91.

10 Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 30.

11 Беликов С. Я. Указ. соч. С. 90-91.

12 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 149.

13 Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 4.

14 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 150.

15 См.: Беликов С. Я. Указ. соч. С. 93.

16 Там же. С. 94.

17 Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 3-4.

18 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 103.

19 Беликов С. Я. Указ. соч. С. 95.

20 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 95-96.

21 Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 173-183.

22 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 151.

23 О прямой и косвенной ветвях законодательства см.: Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 2-6.

24 Там же. С. 3.

25 См.: Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 37-65, 74-86, 150-161.

УДК 342.26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. В. Степанова

Саратовская государственная юридическая академия E-mail: Yuliasvst05@mail.ru

В статье исследовано научное понимание категории «принципы административно-территориального устройства». Выявлены особенности правового регулирования принципов территориального устройства, отражен их комплексный характер. Выделены принципы формирования и функционирования территориального устройства субъектов РФ, сделаны предложения по изменению действующего законодательства.

Ключевые слова: субъект Российской Федерации, административно-территориальное устройство, принципы административно-территориального устройства, принципы формирования и функционирования, критерии построения административно-территориального устройства.

The Principles of the Administrative-territorial System Yu. V. Stepanova

Одним из главных направлений развития российской демократической правовой государственности является укрепление основ федерализма, что предполагает стремление к эффективной организации административно-территориального устройства субъектов РФ. Функционирование, взаимодействие органов власти различных уровней в рамках разделенной и одновременно сохраняющей свою целостность территории субъектов Федерации влияет на реализацию основных прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией РФ.

Понятие «принцип» (с лат. principium — основа, начало) определяется как основа, базовая

© Степанова Ю. В., 2Q12

установка какого-либо явления, факта. Под принципами понимают «исторически обусловленные, наиболее общие, выраженные в праве исходные, руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни»1.

В настоящее время в системе конституционных принципов территориальный принцип отдельно, как он рассматривался в советское время, не выделяется2. Однако стоит заметить, что как общий конституционно-правовой принцип он представляет собой совокупность норм конституционного права, закрепляющих не только основополагающие начала территориального устройства страны в целом, но и принципы федерализма, такие как единство и неприкосновенность территории, государственная целостность3. Территориальный принцип предполагает обустроенную, сформированную определенным образом организацию территории, посредством которой она выступает в качестве предмета конституционно-правового регулирования.

Принципы административно-территориального устройства субъектов РФ берут свое начало в нормах, закрепляющих федеративные начала государства (ст. 1, ст. 4, ч. 3 ст. 5, ст. 11, ст. 73, ч. 1 ст. 15, ст. 76, ч. 1 ст. 130 Конституции РФ), и направлены на непосредственное их претворение в жизнь путем превращения из абстрактных идей в реализуемые правовые положения. Они более глубоко раскрывают сущность территориального принципа государства, реализуют его теоретические аспекты посредством построения системы территориального устройства. Так, в основу построения каждого из видов территориальной организации (государственно-территориального, муниципального, функционального (ведомственного, отраслевого) и административно-территориального) положено административно-территориальное деление территории страны.

Некоторые принципы, выделяемые в теории права в советское время, не потеряли актуальности и сегодня. Например, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, М.Б. Смоленский называют следующие принципы административно-территориального устройства субъектов РФ: экономический, национальный, принцип максимального приближения государственного аппарата и местного самоуправления к населению4.

Данному вопросу в рамках современной науки конституционного права уделяется недостаточно внимания. Принципы административно-территориального устройства субъектов лишь перечисляются в учебной литературе в контексте изучения материала о федеративном устройстве государства, в ряде учебников данный вопрос не поднимается вообще5. Что касается монографических изданий, посвященных данной тематике, то их количество невелико6.

Так, С. П. Калинин в качестве принципов административно-территориального устройства субъектов РФ называет: соответствие системе расселения населения; соответствие многоуровневой территориальной организации; соответствие условиям экономического развития территории (экономический принцип); учет природно-географических условий; учет национального состава, культурных и бытовых особенностей населения7. Представляется, что сложность решения вопроса о принципах разделения территории субъекта состоит в том, что авторы рассматривают понятие «административно-территориальное устройство» предельно широко — как разделение территории не отдельного субъекта государства, а государства в целом. Соответственно и принципы выделяют применительно к разным уровням территориальной организации.

Примечательно, что разработчики проекта Федерального закона № 227899-3 «Об общих принципах административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) не затронули вопрос о принципах административно-территориального устройства субъектов РФ, несмотря на то, что данный законопроект претендовал на роль основного нормативно-правового акта, регулировавшего его данную сферу общественных отношений. Более того, в результате выделения общих принципов регулирования административно-территориального устройства субъектов РФ, наоборот, была внесена неясность в их определение8.

Институт административно-территориального устройства субъектов РФ ввиду своей комплексности изучается разными дисциплинами. Поэтому принципы построения системы административно-территориального устройства рассматриваются в зависимости от выбранного направления исследования (в историко-географическом9, экономическом аспектах, с точки зрения экономического районирования10, с учетом складывающейся политической ситуации в стране11).

Для того чтобы определить принципы административно-территориального устройства субъектов в конституционно-правовом аспекте, необходимо обратиться к правовым основам данного института, определить уровни его регламентации. Помимо того, что принципы административно-территориального устройства берут начало в нормах Конституции, они основываются на принципах, закрепленных в федеральном законодательстве (например, построения и функционирования системы государственной службы12, деятельности органов государственной власти субъекта РФ13, территориальной организации местного самоуправления14 и т.д.).

Отражая двойственную специфику административно-территориальное устройства субъектов

РФ, принципы разграничиваются на две органично взаимосвязанные, но направленные на регламентацию различных процессов организации административно-территориального устройства субъектов группы: принципы формирования и функционирования системы административнотерриториального устройства в субъектах.

К принципам формирования системы административно-территориального устройства субъектов РФ следует отнести: законность, взаимодействие всех видов территориальной организации государства, эффективность и целесообразность, стабильность, последовательность (синхронность), соответствие критериям построения территориального устройства и т.д. К принципам функционирования системы административно-территориального устройства в субъектах РФ можно отнести: соблюдение прав и свобод человека (гуманизма), федерализм, демократизм, организацию и деятельность государственного аппарата и др. Все они представляют собой руководящие начала организации системы административно-территориального устройства субъектов РФ и должны учитываться во взаимосвязи и взаимодействии.

Требования, которые в научных трудах, посвященных данной теме, относят к принципам административно-территориального устройства (историко-демографический, географический, социальный, национальный, организационный15), являются критериями, служащими необходимыми условиями построения эффективной системы административно-территориального устройства субъектов РФ.

Таким образом, необходимо четко проводить разграничение понятий «принципы» и «критерии построения» административно-территориального устройства, и в случае создания, реорганизации или упразднения административно-территориальных единиц субъекта законодатель обязан руководствоваться принципами формирования системы административно-территориального устройства субъектов РФ и, соответственно, максимально возможно соблюдать установленные критерии. Поэтому на региональном уровне целесообразно закрепить не принципы, а критерии административно-территориального устройства, необходимость следования которым стоит назвать принципом соответствия критериям построения территориального устройства.

Один из подходов к изучению института административно-территориального устройства связан с выделением национального, территориального и национально-территориального (смешанного) принципов. Так, законодатель, оставляя частичную приверженность национальному принципу, наравне с территориальным при формировании Федерации не посчитал необходимым урегулировать данный вопрос на региональном

уровне. В действующем законодательстве, в частности в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»16, нашел отражение только территориальный

принцип, тогда как в предыдущем федеральном

законе1′ закреплялись начала и национального принципа. Представляется, что территориальный и национальный аспекты стоит рассматривать в качестве критериев формирования административно-территориальных единиц (национального и историко-географического).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, принципы административнотерриториального устройства — это руководящие начала, определяющие общую направленность правового регулирования административно-территориального устройства субъектов. Они оказывают воздействие на реальную действительность, в результате чего происходят качественные и количественные изменения в системе территориального устройства субъектов РФ.

Данные принципы могут успешно реализовываться при построении системы административно-территориального устройства в субъектах только тогда, когда берутся в своем единстве и взаимосвязи. Только в результате их неуклонного соблюдения будет обеспечен должный уровень единства и целостности территории отдельного субъекта РФ. «Право, — пишет Н. В. Витрук, — как реально существующие принципы объективно складывающейся системы общественных отношений, как идеал должно найти адекватное отражение в законах государства»18. Поэтому принципы административно-территориального устройства субъектов РФ должны быть закреплены на федеральном уровне в специальном законе, регулирующем институт территориальной организации государства. Федеральный закон будет способствовать созданию прочных гарантий территориального единства, совершенствованию системы административно-территориального устройства субъектов Федерации.

Примечания

1 Пряхина Т. М. Конституционная доктрина Российской Федерации. М., 2006. С. 144.

4 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : 2-е изд., перераб и доп. М., 2001. С. 285 ;

Научный отдел

Смоленский М. Б. Конституционное право России : учебник. М., 2010. С. 146.

6 См.: Саломаткин А. С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики) М., 1995 ; Калинин С. П. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации. Омск, 2001 ; Афонькин В. Н. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006.

7 См.: Калинин С.П. Указ. соч. С. 14.

8 См.: Проект № 227899-3 Федерального закона «Об общих принципах административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации» (внесен Законодательным собранием Омской области 24.07.2002 г. в Государственную Думу ФС РФ, снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ (Протокол № 149 п. 77). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 11.01.2012).

риальное устройство России : проблемы и перспективы. Самара, 2009 ; Добрынин Н. М. Российский федерализм : становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск, 2005.

12 См.: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Парламентская газ. 2003. № 98.

14 См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от

06 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 02.08.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

16 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от

06 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 02.08.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

17 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 35, ст. 3506.

18 Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 35.

Административно – территориальное устройство – разделение территорий государства на определенные части (районы, города, и др.), в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства.

Оно обычно отражает естественно сложившиеся исторические, национальные, социально – экономические и культурные особенности государства и его частей.

Под административно – территориальными единицами понимаются структурные части (элементы) административно – территориального устройства. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой.

Принципы административно – территориального устройства.

— социально – экономический (учет особенностей экономики данной местности, а также специфику традиционной занятости населения);

— географический (выделение границ административно – территориальных единиц с учетом рельефа местности);

— демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц);

— национально – исторический (учет особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения).

Административно – территориальными единицами сейчас в России являются: район, город, район города и сельский населенный пункт.

По мнению ряда исследователей, особенностью современного российского административно – территориального устройства является то, что область, край и город федерального значения одновременно выступают как административно – территориальное образование, входящее в состав России, и как равноправный субъект Российской Федерации. Безусловно, второй аспект преобладает.

Вопросы административно – территориального устройства решаются субъектами Федерации самостоятельно. Все преобразования административно – территориального устройства осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.

Границы между субъектами Федерации и граничащими с ними другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Населенные пункты, находящиеся на территории Российской Федерации, делятся на городские и сельские.

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

К городским населенным пунктам относятся города областного и районного значения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским – все остальные.

К категории городов областного значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения не менее 50 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов областного значения могут быть отнесены населенные пункты с численность населения и менее 50 тысяч человек, имеющие важное промышленное, социально – культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

К категории городов районного значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых крестьяне и члены их семей составляют 15 и менее процентов.

К категории рабочих поселков (поселков городского типа) могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых крестьяне и члены их семей составляют 15 и менее процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно – исследовательские учреждения.

К категории курортных поселков могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50 % от постоянного населения.

К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание городов в качестве пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них.

Особым статусом обладает закрытое административное образование. Согласно Закону РФ от 14. 07. 1992г., закрытым административно — территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее — предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Закрытое административно — территориальное образование является административно — территориальной единицей.

Территория и границы закрытого административно — территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Границы закрытого административно — территориального образования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. В ведение органов местного самоуправления закрытого административно — территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно — территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно — территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение.

Добавить комментарий