Принципы административного права

Понятие, задачи и принципы административного права

Административное право — это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно -управленческой деятельности).

Основная особенность административного права в том, что оно регламентирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления), т.е. в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе.

Предметом административного права РФ является регулирование общественных отношений в сфере действия исполнительной власти.

Говоря о предмете административного права как отрасли, необходимо выделить ряд групп общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли:

  • 1) отношения в системе «государство — общество — человек», для которых в большинстве случаев характерно обязательное участие государства в лице его органов (прежде всего исполнительной власти) и должностных лиц; нередко эти отношения возникают по инициативе государства, например при привлечении лица к административной ответственности;
  • 2) отношения в системе исполнительной, законодательной и судебной ветвей государственной власти;
  • 3) правовые отношения между гражданами, например в случае, когда один гражданин требует от другого прекратить нарушение общественного порядка. Однако третьим лицом здесь обязательно должны выступать государственный орган или должностное лицо исполнительной власти;
  • 4) отношения по обеспечению соблюдения общественного порядка и безопасности.

Указанные общественные отношения характеризуются тем, что, во-первых, через них опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; во-вторых, в них выражается многообразное содержание особого вида государственной деятельности по реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти (исполнительная, или государственно-управленческая, деятельность); в-третьих, в этих отношениях выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

В целом указанные общественные отношения являются управленческими и составляют предмет административного права.

Управленческие отношения в зависимости от их особенностей подразделяются на следующие виды:

  • а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);
  • б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);
  • в) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации), организациями;
  • г) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, организациями, в частности по вопросам финансового контроля;
  • д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
  • е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, организациями (коммерческие структуры и т.н.);
  • ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
  • з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех названных видах управленческих отношений участвует тот или иной исполнительный орган. Административное право выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению правом управления.

Административно-правовые отношения делятся также на вертикальные и горизонтальные.

Для вертикальных отношений характерна субординационная связь между субъектом и объектом управления. Они ярко характеризуют отношения власти и подчинения. Для них не свойственно равенство. Вертикальные отношения возникают между соподчиненными субъектами, вышестоящими и нижестоящими. Среди них можно назвать отношения, возникающие между Минобороны России и командованием военных округов. Обязательным признаком данного вида отношений является наличие у одной из сторон этих отношений властных полномочий либо большего объема таких полномочий по отношению к другой стороне.

Выделяют следующие особенности вертикальных административно-правовых отношений:

  • 1) юридическое и фактическое неравенство сторон при указанных отношениях. Это главный признак, характеризующий данный вид отношений, где властные полномочия сосредоточены в руках управляющей стороны;
  • 2) из неравенства сторон вытекает формула подчинения одного субъекта другому, которая является определяющей для характеристики административно-правовых отношений вертикального типа;
  • 3) для этих отношений характерна юридическая зависимость управляющей стороны от управляемой, что предопределяется наличием определяющих властных полномочий у соответствующего органа исполнительной власти;
  • 4) возникновение административно-правовых отношений возможно и между несоподчиненными участниками, тем не менее и в этом случае одна из сторон вправе издавать обязательные для исполнения другой стороной юридические документы. Возможно, здесь можно говорить о координации, являющейся особым видом подчиненности.

Для горизонтальных отношений характерно то, что они возникают между субъектами, не подчиненными друг другу органами исполнительной власти. Это отношения между двумя федеральными министерствами, между департаментами какой-либо федеральной службы.

Выделяют также активные и пассивные, постоянные, временные и эпизодические административные правоотношения.

Срок действия постоянных правоотношений не является определенным, но при соответствующей ситуации они могут прекратить свое существование. Так, в случае ликвидации какого-либо федерального органа исполнительной власти прекращаются отношения между ним и Правительством РФ.

Примером временных отношений могут служить отношения между МВД России и временными отделами внутренних дел (ВОВД) в Чеченской Республике, фактически выполняющими на территории этого субъекта функции районных управлений внутренних дел.

Как и любая отрасль права, административное право выполняет регулирующую и охранительную функции.

Особенностью регулирующей функции административного права является то, что оно является необходимым условием реального существования иных отраслей права, создает своего рода инфраструктуру, в которой реализуются их нормы.

Например, без государственного принуждения в случаях угрозы общественным отношениям все отрасли права оказываются беспомощными, поэтому законодатель устанавливает административную ответственность за тс или иные деяния.

Заметим, что административное право тесно связано с уголовным, однако административное право призвано предотвращать ущерб общественным отношениям, который может перерасти в преступление. Например, установление административной ответственности за правонарушения в сфере дорожно-транспортного движения предотвращает более опасные последствия (например, гибель людей), за которые следует уже уголовная ответственность. Административное право, по сути, призвано воплотить нормы иных отраслей права в реальность и защитить правоохраняемые отношения от любых посягательств.

Предмет административного права определяет сферу правового регулирования данной отрасли, круг общественных отношений, которые упорядочиваются посредством административно-правовых норм. Методами административного права являются следующие способы воздействия отрасли на общественные отношения:

  • 1) предписание — это возложение юридической обязанности совершить те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой. Одной из форм данного метода является принуждение, т.е. использование возможностей государственного механизма для обеспечения выполнения установленных в нормативных актах положений. Важно, что административное принуждение применяется не только для защиты административно-правовых норм, но и норм других отраслей права. Например, обращение взыскания судебным приставом-исполнителем на имущество организации-должника (гражданское право) может сопровождаться применением мер административного принуждения;
  • 2) запрет — возложение юридической обязанности воздержаться от совершения определенных действий;
  • 3) дозволение — разрешение совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, либо воздержаться от их совершения.

К функциям административного права относятся следующие.

  • 1. Правоисполнительная — выражается в том, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
  • 2. Правотворческая является выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
  • 3. Организационная исходит из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.
  • 4. Координационная имеет целью обеспечение эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
  • 5. Правоохранительная обеспечивает как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Система административного права достаточно сложна, что вызвано, в первую очередь, отсутствием единого кодифицированного закона. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, хотя и называется иногда административным кодексом, таковым не является, так как содержит только часть административного права — нормы административной ответственности. Структура КоАП во многом повторяет структуру УК, разделяясь на Общие положения и Особенную часть. Однако КоАП содержит и те нормы, которые имеют процессуальный характер (органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях; порядок производства по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения административных наказаний).

Большое количество положений административного права находится как в актах других отраслей права, так и в иных нормативных правовых актах, поэтому разделить систему административного права на общую и особенную части можно с определенной долей условности.

По сложившейся традиции в рамках общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

  • — предмет и метод правового регулирования отрасли;
  • — характеристику административно-правовых норм;
  • — особенности административно-правовых отношений;
  • — иерархию источников административного права;
  • — статус участников административно-правовых отношений;
  • — основу организации и деятельности органов исполнительной власти;
  • — формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;
  • — механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;
  • — вопросы административной ответственности и административного принуждения.

Структура особенной части административного права обусловлена отдельными сферами государственного управления, среди которых, в частности, выделяют:

  • — управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;
  • — управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;
  • — управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.

В административном праве отсутствует единый перечень принципов. В КоАП называются принципы, определяющие содержание важного, но не единственного блока административного права — законодательства об административных правонарушениях: равенство перед законом (ст. 1.4), презумпция невиновности (ст. 1.5), обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ст. 1.6).

Административному праву присущи принципы как общеправовые, свойственные всем отраслям российской системы права, межотраслевые, характерные для группы отраслей, имеющих публично-правовую направленность (конституционное, административное, уголовное, уголовный процесс), так и принципы, подчеркивающие индивидуальность административного права как отрасли.

К общеправовым принципам применительно к административному праву, в частности, относятся:

  • — принцип равенства перед законом;
  • — законности;
  • — приоритетности интересов личности в жизни общества;
  • — гласности;
  • — ответственности.

В числе межотраслевых можно выделить такие принципы, как:

  • — принцип презумпции невиновности;
  • — федерализма;
  • — разделения властей;
  • — признания местного самоуправления и разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

Наконец, есть значительное количество принципов, которые считаются административно-правовыми. Как правило, они определяют содержание каких-то определенных сфер административно-правового регулирования. Так, можно выделить принципы государственной гражданской службы; установления единого порядка лицензирования на территории РФ и др.

Под субъектом административного права понимаются лицо или организация, которые в соответствии с законодательством могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей.

К числу индивидуальных субъектов относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие, должностные лица.

К коллективным субъектам относятся объединения граждан, в том числе организации — государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты административного права — органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и различного рода их объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права — общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные организации.

Важное значение имеют источники административного права — официальные способы внешнего выражения и закрепления норм административного права.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников, к числу которых относятся следующие.

1. Конституция РФ — как источник административного права содержит, например, конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110—117); разграничивающие предметы ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ (ст. 71—73).

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав РФ; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

  • 2. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов (например, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
  • 3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения (например, Указ Президента РФ от 5 октября 2009 г. № 1107 «Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации» ).

Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.

4. Нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Например, постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»

Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов РФ.

  • 5. Нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств РФ, а также исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Например, приказ Минэкономразвития России от 12 февраля 2010 г. № 53 «Об утверждении Порядка обеспечения доступа к информации о деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации».
  • 6. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ).
  • 7. Межгосударственные соглашения, в которых также могут найти выражение административно-правовые нормы (например, Соглашение Правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 г. «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами»).
  • 8. Нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов), являющиеся источниками административного права внутриорганизационного характера. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Принципы административного права— это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся.

1. Принцип равенства перед законом. Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

2.Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.

4.Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением,установленный ст. 1.6. КоАП, гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

5.Принцип разделения властей — одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.

6.Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.

7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.

8. Принцип ответственности. Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

⇐ Предыдущая12345

Цели и принципы административного права разграничиваются в учебнике Д. Н. Бахраха. Среди принципов административного права он выделяет эффективность, законность, демократизм и федерализм. Указанные принципы раскрываются Д. Н. Бахрахом посредством целей административного права. Например, принцип эффективности раскрывается через создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти в качестве важнейшего инструмента обеспечения потребностей граждан, государства и государственного аппарата; принцип демократизма характеризуется целью обеспечения демократической организации исполнительной власти (государственной администрации); принцип законности проявляется в обеспечении защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, небрежности, некомпетентности1.

Административное право строится на таких принципах, которые свойственны:

1) организации государственного управления и местного самоуправления (принципы так называемого организационного административного права);

2) функционированию государственного управления и местного самоуправления (принципы государственной и муниципальной службы);

3) процессу управления (управленческим процедурам), т. е. процессу совершения административных действий;

4) административно-юрисдикционному процессу;

5) судебному процессу по защите прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления, от нарушений прав и свобод граждан.

Принципы административного права объединяют общими идеями все входящие в него институты и подотрасли; это законность управления, судебная защита прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений публичного управления, неотвратимость ответственности за нарушение и т. д. Например, институты государственной службы, правового акта управления и административной ответственности должностных лиц во многом базируются на одних и тех же принципах административного права, а именно на обеспечении законности управленческой деятельности, демократизме, соответствии форм и методов управления целям и задачам управления и пр.

При классификации принципов административного права, как и при изучении принципов государственного управления, целесообразно выделять конституционные (политико-юридические) и организационные принципы. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизмы построения и функционирования исполнительной власти и государственного управления, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. Конституционные принципы административного права можно различать и по их нормативному закреплению (по источникам правового регулирования). В этом случае они устанавливаются конституционно-правовыми нормами и являются конституционно-правовыми основами административного права. При этом специальные законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие административно-правовые отношения, определяют особые отношения управленческого характера и их основополагающие положения также могут претендовать на статус принципов административного права.

Подводя итог сказанному о принципах административного права, необходимо отметить следующее: перечень принципов не является исчерпывающим. Приведённые принципы относятся к числу наиболее распространённых в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, считают целесообразным особо выделить принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д1.

Формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчёркивают общее правило, содержащееся в принципе. Например, исключениями из принципа гласности является режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделёнными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы), сочетания гласных и негласных методов работы.

Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Так, статьёй 1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственности за совершение административном правонарушении, тем не менее предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определённые государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой, не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

Ввиду того что государственное управление и административное право — явления разнопорядковые, нельзя отождествлять принципы управления и принципы административного права. В отличие от принципов государственного управления принципы административного права — категория юридическая; хотя между ними и имеется тесная взаимосвязь, подменять их друг другом нельзя. Вместе с тем было бы неправильно сводить принципы административного права только к юридическому выражению основных принципов управления.

Принципами государственного управления являются основополагающие начала, руководящие установки, которые определяют правила осуществления данного вида деятельности.

Они отражают наиболее существенные стороны организации и деятельности всей управляющей системы страны.

В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы.

Общие принципы государственного управления.

1. Объективность управления. Означает строгое соответствие управленческой деятельности объективным закономерностям, учёт реальных возможностей и действительного состояния объекта управления в процессе принятия управленческого решения. Это исключает возможность субъективного подхода в процессе управления. Отступления от этого принципа всегда влекли за собой ошибки субъективистского и волюнтаристского характера.

2. Законность и дисциплина в управлении. Во всей государственной деятельности незыблемо правило, согласно которому закон обязателен для всех, и до тех пор, пока он не изменён или не отменён полномочным органом, все государственные органы, должностные лица, граждане и общественные организации обязаны строжайше его соблюдать. Конституция РФ в прямой форме закрепила принцип законности как основу деятельности Российского государства и всех его органов. Государственная дисциплина означает повиновение порядкам и правилам, установленным полномочными органами государства, основанным на законах, выполнении распоряжений начальников.

3. Конкретность управления. Этот принцип означает, что в процессе каждого единичного управленческого цикла необходимо строго учитывать конкретные ситуации, т.е. конкретные условия и факторы, влияющие на осуществление поставленной задачи1.

4. Участие граждан в управлении. Непосредственное право граждан участвовать в управлении государством закреплено в Конституции РФ. Обозначены и организационные формы такого участия:

— право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст.32 Конституции РФ);

— право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции РФ);

— проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст.31 Конституции РФ);

— создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст.30);

— знакомиться в органах государственной власти с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ст.34 Конституция РФ).

5. Эффективность управления. Суть данного принципа заключается в том, чтобы достигнуть целей управления при наименьших затратах сил, средств и времени.

6. Сочетание централизации и децентрализации. Соблюдение этого принципа предполагает сочетание интересов России, её субъектов и местного самоуправления.

Несоблюдение этого принципа приводит, с одной стороны, к снижению роли федеральных субъектов управления, а с другой — к мелочной опеке, к ограничению самостоятельности нижестоящих субъектов управления при осуществлении оперативных функций управления.

Организационные принципы:

1. Отраслевой принцип выступает в качестве основного в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность. Здесь каждый из объектов отрасли, независимо от того, на чьей территории он расположен, управляется из центра через соответствующие министерства и ведомства и подчинённые органы на местах.

2. Территориальный принцип. Суть этого принципа состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Территориальный принцип позволяет обеспечивать комплексное развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крае, области, округе, городе и т.д.).

3. Линейный принцип. Здесь каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении своих подчинённых всеми правами и функциями управления. Линейный принцип обычно применяется при организации небольших по численности групп и коллективов работников и там, где работа относительно несложна и не требует узкой специализации. Наиболее часто на этом принципе строятся низовые аппараты при управлении непосредственно исполнителями, которые не имеют подчинённых.

4. Функциональный принцип. На основе этого принципа формируются специальные органы и аппараты исполнительной власти, которые, осуществляют надведомственные функции управления (статистика, стандартизация, метрология и др.)

Функциональный принцип применяется также при сложных структурах аппаратов исполнительной власти, поскольку единоличный руководитель не в состоянии лично реализовать все функции органа. В этих случаях образуются и действуют подразделения, реализующие координационные и обеспечивающие функции (кадровую, финансовую, функцию планирования работы органа и др.).

5. Принцип двойного подчинения. Этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учётом местных условий и особенности субъектов Федерации, региональных органов исполнительной власти.

6. Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительской деятельности.

7. Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы предполагает, что за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей их можно привлечь к дисциплинарной или иной ответственности.

8.Сочетание единоначалия и коллегиальности. Единоначалие и коллегиальность — это две формы устройства органов и организации их деятельности.

Коллегиальное устройство органа государственного управления выражается в том, что он сам есть коллегия. Управленческие решения таким органом принимаются коллегиально. Единоначалие выражается в том, что во главе органа стоит единоличный руководитель.

⇐ Предыдущая12345

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1537 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Существенное значение в регулировании управленческих отношений имеют принципы административного права.

Принципы административного права — это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

Принципам административного права характерны следующие черты:

— они определяют юридическую природу административного права;

— устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования исполнительной власти и управления;

— закрепляются посредством административно-правовых норм;

— являются ориентиром для выработки административно-правовых норм;

— выступают средством ликвидации пробелов в административно-правовом регулировании управленческих отношений;

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— обусловлены уровнем развития общества и государства.

Анализ действующего административно-правового законодательства и практики его реализации позволяет выделить следующие принципы административного права:

демократизм нормотворчества и реализации права;

равенство граждан перед законом и правоприменителем;

взаимная ответственность государства и личности;

федерализм;

гуманизм;

законность.

Центральным принципом административного права является принцип законности. Законность как принцип административного права закрепляет режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов.

Данный принцип включает два самостоятельных, но взаимообусловленных аспекта. Первый заключается в соблюдении иерархии источников административного права, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы не должен противоречить акту большей юридической силы. Так, в части 1 статьи 15 Конституции РФ закреплено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Второй аспект заключается в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении требований нормативных правовых актов всеми участниками управленческих отношений. В правоприменительной деятельности названный принцип предполагает, что субъекты управленческих отношений должны, во-первых, действовать в пределах своей компетенции, во-вторых, руководствоваться действующим законодательством, в-третьих, осуществлять деятельность в определенных процессуальных формах, в-четвертых, требовать соблюдения правовых норм от других участников управленческих отношений.

Принцип демократизма правотворческой и правореализационной деятельности закрепляет широкие возможности для участия населения, государства, общественных объединений в непосредственном (путем референдума) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании административно-правовых норм. В процессе правореализации принцип демократизма предполагает широкое использование потенциала института общественного контроля, делегирование более широких правореализационных полномочий непосредственно населению и общественным объединениям.

В части 2 статьи 3 Конституции РФ закреплено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Реализация этого принципа должна осуществляться не в ущерб процесса государственного управления, так как бесконтрольное участие населения в управлении делами государства может привести к депрофессионализации института государственной службы. Демократия как сложное общественное явление требует соответствующей подготовки населения к участию в управлении делами государства. «Безграничная» демократия не менее опасна, чем ее отсутствие или ограничение.

Принцип гуманизма выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Государство признает и обеспечивает права и свободы человека и гражданина. Осуществление административно-правового регулирования предполагает установление определенных правоограничений, но они не являются самоцелью, а служат необходимым условием для достижения социально-полезных результатов при отправлении государственного управления. При этом никто не вправе ограничить основные неотчуждаемые права и свободы (право на жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и др.).

Гуманизм проявляется как в процессе закрепления правового статуса участников управленческих отношений, так и в процессе непосредственного отправления государственного управления. Так, сотрудникам милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство личности. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).

К числу принципов административного права относится принцип юридического равенства. Этот принцип был обозначен еще римскими юристами: «Закон говорит со всеми одинаково» (lex uno ore omnes alloguitur). Сущность данного принципа сводится к следующему: равенству между субъектами РФ; равенству гражданства независимо от оснований его приобретения; равенству религиозных и общественных объединений перед законом; равенству всех перед законом и судом независимо от пола, расы, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств; равному доступу к государственной службе; равноправию сторон в процессе осуществления правосудия и т. д. Юридическое равенство — это равенство административно-правовых статусов участников управленческих отношений, когда дифференциация проводится с учетом роли субъекта в системе управленческих отношений, например равенство между свидетелями по делу об административном правонарушении, между понятыми и т. п. Вместе с тем не может быть равенства между судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, и лицом, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Принцип справедливости, или юридической соразмерности. Этот принцип находит свое выражение как в правотворческой, так и правореализационной деятельности. В сфере правотворчества его сущность отражается в закреплении в правовых предписаниях таких юридических мер, которые соответствовали бы характеру совершенного деяния. Управленческие решения, устанавливающие права и обязанности участников управленческих отношений, меры поощрения и административного принуждения, должны по форме и по содержанию быть справедливыми, то есть следует учитывать все обстоятельства управленческого дела и определять соответствующую меру воздействия. Данный принцип отражает одну из главных задач юридической практики — реализацию общественной справедливости. Его соблюдение осуществляется как в рамках правоохранительной деятельности, например, в ходе привлечения к административной ответственности, так и применения мер поощрения.

С учетом территориальной организации государственной власти в России важное значение имеет принцип федерализма. В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации на основании совместных соглашений вправе передавать определенный объем своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, но при этом передаются необходимые финансовые и другие ресурсы для реализации передаваемых правомочий.

Разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях определено в статье 1.3 КоАП РФ. В данной статье определен исчерпывающим образом лишь объем полномочий Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Полномочия субъектов Российской Федерации определяются по «остаточному принципу», что предопределено статьей 73 Конституции РФ.

В современных условиях всемерно возрастает роль принципа взаимной ответственности государства и личности. Государственное управление представляет собой, как правило, административно-правовое отношение, а это предполагает наличие взаимных прав и обязанностей участников этих отношений. В случае нарушения, допущенного одной из сторон управленческих отношений, должна наступать юридическая ответственность. Традиционно речь идет об ответственности личности перед государством. Конституцией РФ предопределена возможность привлечения к ответственности государства в случае допущенных нарушений. «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53).

Принципы административного права могут быть закреплены текстуальным или смысловым способом. Текстуальный способ предполагает непосредственное закрепление правового принципа в административно-правовой норме. С учетом того, что источники административного права отличаются низкой степенью систематизации административно-правового законодательства и отсутствием единого кодифицированного нормативного правового акта, принципы административного права получили смысловое закрепление, по аналогии с Уголовным кодексом для отрасли уголовного права. Принципы отдельных административно-правовых институтов, например, института государственной службы, получили текстуальное закрепление.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Принципы административного права

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Принципы административного права

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Принципы административного права

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Предыдущая

1.2. Функции и принципы административного права

Функция, т.е. направление, роль, назначение деятельности, — категория, непосредственно относящаяся к общей характеристике административного права, позволяющая определить внешние свойства данной отрасли права.

Рассматривая функции административного права, следует обратить внимание на соотношение функций государственного управления и государственного регулирования.

По существу между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных содержательных различий. Регулирование — непременный элемент государственно-управленческой деятельности, которое выражается в подчинении определенному порядку, т.е. в упорядочении тех или иных действий. А ведь именно это же характеризует и государственное управление.

Различия могут состоять в том, что государство в большей или меньшей степени участвует в экономических и иных процессах. Так, государство может непосредственно управлять соответствующими объектами, а может выступать в роли регулятора общественных отношений, а не управлять ими напрямую.

Управляя, государство регулирует, а регулируя — управляет.

Выделяют следующие функции административного права:

1)правоисполнителъная, следующая из того, что административное право — это юридическая форма реализации исполнительной власти;

2)правотворческая, выражающаяся в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

3)организационная, основанная на организационном характере государственно-управленческой деятельности,

4)координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

5) правоохранительная, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных интересов и прав граждан, организаций и прочих участников, регулируемых административным правом управленческих отношений.

Принципы административного права — это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся.

1. Принцип равенства перед законом. Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

2.Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.

4.Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, установленный ст. 1.6. КоАП, гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

5.Принцип разделения властей — одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.

6.Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.

7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.

8. Принцип ответственности. Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Предыдущая

Добавить комментарий