Принципы государственной регистрации

Понятие и принципы государственной регистрации недвижимости

Развитие рыночных отношений, основанных на праве собственности, проводимые социально — экономические реформы, а также становление демократических институтов власти повлекли за собой необходимость создания новой системы правового регулирования в сфере недвижимости.

Гражданский кодекс РФ, регулирующий договорные и иные обязательства, а также имущественные отношения, в том числе отношения, связанные с возникновением и порядком осуществления права собственности и других вещных прав, послужил основой для принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1 (далее Закон о регистрации) и иных нормативных правовых актов РФ в этой сфере.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона о регистрации под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Данная формулировка в Законе недостаточно чётко передаёт юридическое содержание государственной регистрации, которое определено, в частности, в п.2 ст.8 , п.1 ст.131, ст.219, п.2 ст.223 Гражданского кодекса РФ. Права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующего права на него, если иное не установлено законом. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п.3 ст.433 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, Гражданский кодекс РФ установил, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит 1 СЗ РФ 1997 №30, ст.3594 правоустанавливающий, а не вспомогательный характер, как это можно вынести из п. 1 комментируемой статьи Закона о регистрации.

По существу названная регистрация призвана служить обеспечением стабильности оборота недвижимости, поскольку последняя имеет не только имущественную, но и социальную значимость. Обеспечение стабильности достигается посредством выделения сделок и иных актов с недвижимостью за рамки частных интересов сторон и создания особой информационной системы, позволяющей всем субъектам права получать исключительно достоверные данные о правовом статусе того или иного объекта.

Государственная регистрация недвижимости необходима для того, чтобы внести ясность в отношения сторон, заключающих сделку по поводу земли, строений и другой недвижимости и в случае возникновения спора о недвижимом имуществе. По общему правилу, если регистрируется сделка с недвижимой вещью, то момент изменения прав и обязанностей сторон совпадает с моментом регистрации. Но государственная регистрация не менее важна и для третьих лиц, заинтересованных в приобретении недвижимости и имеющих право знать: вступают они в сделку действительно с лицом, управомоченным распоряжаться недвижимостью, или, же с лицом, у которого такого права нет.

При отсутствии государственной регистрации право самого обладателя недвижимости оказывается недостаточно защищённым. Так, если местность подвергается перепланировке, то незарегистрированные дом или иное строение планировщики могут вообще не принять во внимание. В последующем при изъятии земли для государственных или муниципальных нужд встанет вопрос о законности претензии владельца на получение компенсации за такие объекты, ведь официально их собственник неизвестен. Те же отрицательные последствия не исключены в отношении незастроенной земли, если она не прошла государственной регистрации.

Когда происходит смена собственника недвижимости, то важен не только вопрос о наличии права на неё у отчуждающей стороны; одновременно спорной может быть также «привязка» этого права, то есть, кому оно в данный момент принадлежит. Различать это обстоятельство, необходимо, например, в случаях, если вещь в ходе процедуры отчуждения будет захвачена третьим лицом, погибнет или произойдёт её деградация вследствие событий, за которые не отвечает ни одна из сторон. Так, по закону риск гибели или случайного повреждения вещи по общему правилу лежит на её собственнике. Поэтому, если погибшая недвижимость успела перейти в другие руки, но без государственной регистрации сделки и без уплаты обусловленной цены, то продавец эту плату вряд ли получит, ведь формально он продолжает числиться собственником погибшей вещи.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что регистрация — это легализация для гражданского оборота сделок и порождаемых ими прав и обязанностей, а также иных обоснований возникновения прав и обязанностей, предусмотренных в п.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ.

Законодатель, установив обязанность государственной регистрации прав и иных событий, вместе с тем не придал данному процессу, в соответствии с Законом о регистрации, исключительно правоустанавливающий характер, что в свою очередь позволяет рассматривать такую регистрацию как отражение в Едином государственном реестре, для определённого круга лиц, достоверной и исчерпывающей информации о правовом статусе недвижимости, его изменении или прекращении.

Создаваемая система регистрации выполняет несколько функций: придание законной силы правоустанавливающим документам; учёт прав на недвижимость; учёт сделок с недвижимостью. Характер функций обусловливает, с одной стороны, юридическую значимость государственной регистрации, а с другой стороны её учётно-систематизационную роль. Так, если функция придания законной силы правоустанавливающим документам свидетельствует о том, что государственная регистрация недвижимости является элементом сложного юридического состава по приведению в действие механизма возникновения (изменения, перехода, прекращения) права на объект недвижимости, то функция учёта прав на недвижимость и учёта сделок с недвижимостью являются средством контроля за сделками и правами на недвижимое имущество.

Любой правовой институт основывается на определённых принципах, т.е. основополагающих общепризнанных началах, так, по мнению П.Павлова, консультанта отдела гражданского права и хозяйственного законодательства, в основу российской системы регистрации прав на недвижимое имущество следует положить следующие шесть принципов — специальности, обязательности, гласности (открытости), достоверности, бесповоротности и старшинства.

Гражданский кодекс РФ зафиксировал необходимость регистрации как прав на недвижимость, так и сделок с ней. Однако разные виды регистрации основываются на принципиально разных подходах. Возникающую неопределённость в данном вопросе можно разрешить путём правового закрепления вышеперечисленных принципов регистрации недвижимого имущества.

Центральное место среди принципов регистрации недвижимости занимает принцип специальности. В соответствии с ним в Единый государственный реестр заносятся записи о правах, касающихся конкретных объектов недвижимости. Критерием государственной регистрации выступает само недвижимое имущество, а не имена его собственников, или какой — либо документ, удостоверяющий соответствующее право. Таким образом, основное содержание принципа специальности заключается в необходимости обеспечить укрепление прав относительно строго определённого недвижимого имущества. Собственник или иной владелец недвижимости в силу самых разнообразных обстоятельств может постоянно меняться, а переход имущества не всегда обусловлен оформлением тех или иных документов. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество должен служить безусловному укреплению прав на недвижимость, т.е. подтверждать реальное правовое положение недвижимого имущества. Без этого регистрация прав на недвижимость лишается своего главного смысла. Принцип специальности создаёт основу укрепления прав.

Другим необходимым условием цивилизованного укрепления прав на недвижимость выступает принцип обязательности. В условиях рынка объекты гражданских прав находятся в постоянном движении. Участники рыночных отношений нередко стараются избежать регистрации с целью ускорить переход имущества от одного лица к другому и сократить расходы. Поэтому устанавливается правило, согласно которому все права на недвижимое имущество подлежат обязательному занесению в Единый государственный реестр прав. Наиболее последовательно данный принцип закреплён в ст.4 Закона о регистрации, а также в п.2 ст.8 Гражданского кодекса РФ, где указывается, что права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Необходимо также указать следующие признаки принципа обязательности:

  • 1. всё, что относится, к предмету регистрации прав на недвижимость подлежит обязательному внесению в Единый государственный реестр прав посредством совершения регистрационной записи;
  • 2. большинство прав на недвижимое имущество вступают в законную силу после государственной регистрации данных прав;
  • 3. внесение в Единый государственный реестр прав регистрационной записи является, как правило, условием действительности сделок с недвижимостью.

Обязательность государственной регистрации может быть установлена только федеральным законодательством. Приведём пример из судебно — арбитражной практики, в котором суд признал, что изданный субъектом РФ или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, не применяется арбитражным судом как противоречащий нормам Гражданского кодекса РФ.

Арендодатель обратился в арбитражный суд с иском к арендатору о признании незаключенным договора аренды здания. Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил иск арендодателя о признании незаключенным договора аренды здания на срок менее одного года, сославшись на распоряжение главы субъекта РФ об обязательной государственной регистрации на территории субъекта РФ договоров аренды любого недвижимого имущества независимо от сроков аренды.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено и в удовлетворении иска отказано на том основании, что согласно п. «о» ст.71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Пункт 1 ст.131 и п.1 ст.164 Гражданского кодекса РФ, устанавливают, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется только в случаях, когда такая регистрация предусмотрена Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами (п.2 ст.3 ГК РФ). Пункт 1 ст.2 Закона о государственной регистрации устанавливает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Таким образом, Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ не наделяют субъекты РФ правом издавать нормативные акты по вопросам определения круга прав на недвижимое имущество и видов сделок с ним, подлежащих обязательной государственной регистрации. Поэтому изданный главой субъекта РФ нормативный акт об обязательной государственной регистрации всех договоров аренды недвижимого имущества независимо от сроков их действия не подлежат применению арбитражным судом первой инстанции на основании ст.12 Гражданского кодекса РФ как акт государственного органа, противоречащий федеральному закону. В соответствии с п.2 ст.651 Гражданского кодекса РФ договор аренды здания, заключенный на срок менее одного года, не подлежал государственной регистрации.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, необходимы: 1. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001г. №59 Вестник ВАС РФ — 2001. — №4 самому разнообразному кругу лиц. Принцип гласности (открытости) должен обеспечивать доступность Единого государственного реестра всем лицам, имеющим необходимость ознакомиться с её содержанием. Данный принцип нашёл своё отражение в ст.7 Закона о регистрации прав, в ней закреплено следующее:

«Государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя)».

Однако открытость сведений имеет свои границы. Установлено, что данные о содержании правоустанавливающих документов, кроме сведений об ограничениях (обременениях), обобщённая информация о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки со сведениями о переходе прав на объект недвижимости могут предоставляться в установленном Законом порядке только лицам, указанным в Законе о регистрации: правообладателям; лицам, получившим доверенность от правообладателя; руководителям местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ; налоговым органам; судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями; наследникам по завещанию или по закону.

Нужно отметить, что Закон упоминает не о представителях правообладателя, а о лицах, получивших доверенность от него. При этом из списка лиц, которым могут быть представлены сведения, указанные в п.3 ст.7 Закона о регистрации, оказались исключены законные представители правообладателя.

Система регистрации прав возлагает на государство обязанность обеспечить соответствие данных Единого государственного реестра прав реальному правовому положению недвижимости (принцип достоверности). Заинтересованные лица должны быть уверены в правильности и законности записей в Едином государственном реестре прав. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, в каждом отдельном случае проверяют законность акта, в силу которого совершаются записи в Едином государственном реестре. Такая проверка может происходить путём получения информации от нотариусов, служб, ответственных за ведение земельного кадастра, и других лиц.

Принцип бесповоротности направлен на обеспечение стабильности в области укрепления прав на недвижимость. Это достигается посредством безусловного юридического признания всего того, что зарегистрировано в Едином государственном реестре прав. Внесённые в Единый государственный реестр прав данные предполагаются заведомо правильными, если только регистрационная запись не была аннулирована в установленном порядке.

Последним принципом государственной регистрации недвижимости является принцип старшинства, согласно которому внесённые в единый государственный реестр права должны осуществляться в порядке времени их занесения, если иное не установлено федеральным законом. Принцип старшинства позволяет внести полную ясность, например, в вопросы очерёдности удовлетворения требований залогодержателей.

Изложенное свидетельствует о том, что система регистрации прав на недвижимость построена исходя из относительной самостоятельности по отношению к системе регистрации (учета, технической инвентаризации) объектов недвижимого имущества.

Эта самостоятельность выражается:

а) в регулировании рассматриваемых процессов различными нормативными актами;

б) осуществлении двух видов регистрации различными системами государственных органов (в одном случае органами технической инвентаризации и землеустройства, в другом — органами регистрации прав на недвижимость).

Относительность же самостоятельности выражается:

а) в первичности (во временном аспекте) регистрации объекта по отношению к регистрации прав на него;

б) в организации системы регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с принятой системой регистрации объектов недвижимости.

Однако не только органы технической инвентаризации претендовали на осуществление функции регистрации прав на недвижимость. Другим претендентом была система органов управления государственным имуществом.

Регистрация должна быть отделена от органов государства, выступающих на рынке в качестве представителя государства. Очевидно, ситуация, в которой лицо выступает стороной в сделках и одновременно осуществляет их регистрацию, объективно наносит ущерб как обеим сторонам деятельности государства, так и тем, кто с государством вступает в гражданско-правовые отношения по поводу недвижимости. Конфликт интересов государства как участника рынка, имеющего конкретный коммерческий интерес, и государства, которое обязано обеспечивать чистоту и законность сделок, охраняя в равной степени права всех участников оборота, абсолютно неизбежен. Что же касается преимущественного направления разрешения этого конфликта, то его вполне можно предсказать: значительный рост споров, судебных разбирательств по сделкам с государством, нестабильность прав его контрагентов, и, в конечном счете, дискредитация и государства как субъекта рынка, и государственной системы регистрации. Вот почему регистрирующий орган обязательно должен быть отделен от органов, осуществляющих управление недвижимостью. Этот орган должен в рамках своей компетенции контролировать соблюдение закона и по тем сделкам, где государство выступает в качестве стороны.

Функция регистрации должна быть четко отделена от оказания услуг на рынке недвижимости. Не исключая в принципе возможность оказания государством, его органами, а также государственными предприятиями и учреждениями риелторских, оценочных, юридических и иных услуг на рынке недвижимости, следует однозначно высказаться за недопустимость оказания любых услуг участникам рынка со стороны регистрирующего органа. Оказание риелторских, юридических и оценочных услуг сводит на нет независимость регистрирующего органа, поскольку участие в качестве посредника в сделках порождает собственный коммерческий интерес, при оказании юридических услуг в виде предварительной экспертизы документов регистрирующий орган, решая вопрос о регистрации, не может не учитывать оценку, которая была дана предварительно. Будучи по статусу экспертом государства, действующим в равной степени в интересах каждого субъекта отношений, этот орган не может и не должен проводить экспертизу по заказу одного из таких субъектов.

Вот почему представляется противоречащими закону имевшая место организация при некоторых учреждениях юстиции консультационных подразделений.

Единственное действие, на которое регистрирующий орган должен иметь право и которое можно отнести к категории услуг, — это предоставление информации о регистрации. Но об этой функции речь пойдет при рассмотрении вопроса об открытости сведений о регистрации.

Говоря о самостоятельности функции регистрации, следует еще раз вернуться и к вопросу об отграничении этой деятельности от судебной функции. Грань между ними весьма узкая. И деятельность регистрирующего органа, и деятельность суда носят правоприменительный характер. И регистрирующий орган, и суд своими актами удостоверяют определенные факты, имеющие значение для возникновения прав на недвижимость. Принципиальная разница лишь в тех средствах, которые доступны одному и другому органу в реализации своих функций. Если регистрирующий орган может устанавливать юридические факты только на основании бесспорных документов, то возможности суда значительно шире — в основу своих выводов он может положить любые доказательства, которые допускаются законом. Наличие юрисдикционных функций, т.е. права признавать установленными факты, не являющиеся очевидными и не имеющие установленного законом подтверждения, позволяющего считать их бесспорными, — вот коренное отличие деятельности суда от работы регистрирующего органа. При этом основная проблема состоит не в том, чтобы суд не выполнял функции органа регистрации, а в том, чтобы в деятельности регистрирующего органа исключить элементы гражданской юрисдикции.

Данная проблема решается строгим ограничением компетенции регистрирующего органа, четким определением как оснований для отказа, так и документов, на основании которых может быть принято решение о регистрации.

Следует отметить, что в ряде государств функции регистрации осуществляются судами, а регистраторы, не являющиеся судьями, наделены законом юрисдикционными полномочиями. Так, например, в Германии регистрация прав на недвижимость производится судами, судом осуществляется первичная регистрация прав на объект недвижимости в Калифорнии, практически полномочиями судьи обладают регистраторы, действующие в рамках австралийской системы Торренса *(117).

В связи с этим возникает вопрос, не следует ли установить аналогичный порядок в рамках российской системы регистрации? Трудно спорить с С.А. Бабкиным, который отмечает, что «германский порядок снижает вероятность злоупотреблений со стороны должностных лиц при оглашении (регистрации. — В.А.) прав, так как традиционно требования к судьям гораздо выше, нежели требования к любым другим государственным чиновникам» *(118). К сожалению, сегодня квалификационные требования к регистраторам в России весьма низки. В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона о регистрации «на должность государственного регистратора назначаются лица:

— имеющие высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее трех лет или опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее двух лет, прошедшие специальные курсы;

— имеющие иное высшее образование и опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее трех лет, прошедшие специальные курсы;

— сдавшие квалификационный экзамен в соответствии с установленными требованиями».

Недоумение вызывает по меньшей мере то, что ставится знак равенства между наличием высшего юридического образования со стажем работы по юридической специальности не менее трех лет и иным высшим образованием, в совокупности с трехлетним стажем работы в регистрирующем органе и прохождением специальных курсов.

При таком подходе к требуемому уровню компетентности государственных регистраторов вряд ли может идти речь о предоставлении им юрисдикционных полномочий или перевода их в статус судей. На данном этапе развития системы регистрации следовало бы говорить о необходимости повышения квалификационных требований к государственным регистраторам, которые призваны решать весьма сложные правовые вопросы. Неправильное решение этих вопросов могут повлечь необратимые последствия, связанные с причинением огромного ущерба как участникам оборота недвижимого имущества, так и государству. Сегодня же мы имеем не только несоответствие полномочий регистратора уровню ответственности за проведенную регистрацию, но и несоответствие компетенции и компетентности регистратора.

Очень важным в связи с вопросом о компетенции регистратора представляется правильное решение вопроса о возможности аннулирования произведенной регистрации самим регистрирующим органом.

По мнению автора, для регистрирующего органа такая возможность должна быть полностью исключена. Осуществив регистрацию, этот орган породил юридический факт, который имеет самостоятельное правовое значение и объективно существует как акт, оформленный в виде записей в реестре. Вопрос о признании этого акта недействительным связан с переоценкой тех обстоятельств, которые регистрирующий орган ранее считал бесспорно установленными. Сама же постановка вопроса уже говорит о том, что эти обстоятельства являются спорными, а значит подлежат оценке судом. Иной подход мог бы негативно повлиять на стабильность зарегистрированных прав, поскольку пересмотр решения о регистрации в любой момент был бы не исключен. Точно также, по мнению автора, следует отнестись к этому вопросу даже в том случае, когда об аннулировании произведенной регистрации просят те лица, которые ранее просили ее произвести, ссылаясь, например, на ничтожность заключенной ими сделки. Во-первых, регистрирующий орган не компетентен в данном случае установить, какие сведения являются истинными — сообщенные при регистрации или в заявлении об ее аннулировании, а во-вторых, из смысла ч. 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ вытекает, что применить последствия недействительности ничтожной сделки может только суд по требованию любого заинтересованного лица. Таким заинтересованным лицом могут выступать как стороны сделки, так и регистрирующий орган.

Именно такой подход закреплен в Законе о регистрации (п. 1 ст. 2), где указано, что «зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке».

В связи с изложенным следует рассматривать компетенцию регистрирующего органа как имеющую в плане регистрации одностороннюю направленность — он может принять решение о регистрации, а принять решение о недействительности (аннулировании) этой регистрации может только суд.

Однако данное положение не должно применяться в отношении решения об отказе в регистрации. И хотя п. 5 указанной статьи говорит о том, что «отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд», нужно уловить различие между этой формулировкой и формулировкой п. 2. А различие это заключено в слове «только», которое используется в п. 2 и отсутствует в п. 5 ст. 2 Закона о регистрации. Во-первых, сами отказы могут быть различными по возможности устранения причин, их вызвавших, в связи с чем внесение исправлений в документы или представление дополнительных документов может создать для регистрирующего органа обязанность произвести регистрацию. Во-вторых, вряд ли стоит лишать регистрирующий орган возможности исправлять собственные ошибки при даче отказов в регистрации, ограничивая заявителей возможностью только судебного решения этого вопроса. По мнению автора, применительно к решению об отказе в государственной регистрации следует установить альтернативный порядок обжалования, допускающий по желанию заявителя возможность обращения как в суд, так и к вышестоящему регистратору. При этом, разумеется, возможность судебного обжалования должна за ним сохраняться независимо от обращения с жалобой в административном порядке. В то же время, по мнению автора, в Законе о регистрации должен быть разработан регламент такого обжалования, в частности должно быть указано, кто в административном порядке может отменить или пересмотреть решение регистратора.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой

Как уже указывалось,регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Законом устанавливаетсясрок регистрации не более 5 рабочих дней со дня поступления документов в регистрирующий орган. Документы могут быть представлены уполномоченным лицом непосредственно или направлены по почте

При государственной регистрации создаваемогоюридического лица представляются следующиедокументы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

4) документ об оплате государственной пошлины.

Следует отметить, что Законом о регистрации предусматриваются создание и ведение в РФ ЕГРЮЛ и Единого государственного реестра ИП, являющихся федеральным информационным ресурсом. Законом подробно урегулированы вопросы, связанные с принципами их формирования, содержанием, порядком и условиями предоставления информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателям. Так, содержанием Единого госу дарственного реестра являются сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.

В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации, отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные Законом о регистрации. Оно может быть обжаловано в судебном порядке.

Добавить комментарий