Принципы и источники права социального обеспечения

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Принцип права социального обеспечения – это закрепленное в норме права руководящее положение, которое регулирует сферу правоотношений в области социального обеспечения и характеризуют внутреннее единство отрасли, отражают содержание норм права социального обеспечения, указывают основные тенденции развития отрасли, определяют перспективы этого развития.

Основами классификации принципов права являются предмет, метод, цели и задачи, стоящие перед соответствующими отраслями права.

В юридической литературе нет единой классификации принципов права, в основном эти принципы делятся на:

а) общеправовые;

б) межотраслевые;

в) отраслевые;

г) внутриотраслевые.

Некоторые ученые делят принципы права на два вида:

· обще-специальные и специально-юридические;

· общеправовые и отраслевые.

Как общие, так и отраслевые принципы имеют самостоятельное значение. Другое дело, что не все принципы имеют одинаковую степень абстракции и обобщенности. Нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному виду принципов, не обращая внимание на другие. Строгое соблюдение каждого из них есть условие исполнения всех остальных, и наоборот.

Общеправовые принципы закреплены:

1. В положениях международных актов (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др.);

2. В Конституции РФ.

Межотраслевые принципы:

1. Пронизывают содержание норм права не одной, а нескольких отраслей;

2. Находят свое выражение в законодательстве о социальном обеспечении, трудовом, семейном, уголовно-исполнительном законодательстве и др.

Отраслевые принципы права социального обеспечения:

1. Всеобщность права на социальное обеспечение;

2. Гарантированность социального обеспечения во всех случаях, когда человек нуждается в нем;

3. Многообразие видов социального обеспечения;

4. Предоставление социального обеспечения на уровне, гарантирующем достойные условия жизни;

5. Дифференциация видов, условий, уровня социального обеспечения;

6. Предоставление социального обеспечения за счет средств бюджета страны и страховых платежей всех работодателей.

Внутриотраслевые принципы:

· Принципы института социального обслуживания Ст. 5 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

· Социальное обслуживание основывается на принципах:

1. Адресности;

2. Доступности;

3. Добровольности;

4. Гуманности;

5. Приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6. Конфиденциальности;

7. Профилактической направленности.

Рис. 2.2.1 Принципы права социального обеспечения.

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет этой отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ), а также акты ООН, Совета Европы.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, нормы международных договоров обладают высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. К ним относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина. Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, И Источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемых странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации, в которой закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения.

Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение граждан пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидам, престарелым и т.д.

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов.

К подзаконным актам в сфере социального обеспечения относятся также постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников – это повышение уровня социальной защиты граждан на региональном уровне. Они предусматривают дополнительные, более высокие меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных актов, регулирующих общественные отношения:

1) по пенсионному обеспечению граждан;

2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами;

3) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Рис. 2.2.2. Источники права социального обеспечения.

2.3. Применение на практике принципов и источников права социального обеспечения.

В правоприменительной практике наибольшее значение придается нормативным правовым актам по такому критерию их классификации, как юридическая сила.

Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения органа, издавшего акт, от его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству.

Классификация источников права по их юридической силе также определяется положением органа, издавшего правовой акт. Чем выше положение органа, тем выше сила акта.

Системе законодательства свойственно деление на законы и подзаконные нормативные акты.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты федерального уровня (значения). По значимости на первом месте стоят международные договоры, ратифицированные либо заключенные Россией. (Отдельные договоры ратифицированы еще СССР.) Согласно ст. 15 Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед внутренними законами. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены в российском законодательстве, то применяются правила международного договора.

Вторым высшим законодательным актом признается Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, чем все другие акты в стране. Поэтому все иные акты, издаваемые компетентными органами, должны соответствовать Основному закону страны, так как он возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России.

Следует отметить, что социальное обеспечение является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Во исполнение конституционных положений принимаются соответствующие законы. Под законом понимается принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой (после Конституции РФ) нормативный правовой акт, выражающий государственную волю в области социального обеспечения граждан.

По значимости содержащихся норм законы РФ подразделяются на федеральные конституционные и федеральные.

Федеральные конституционные законы – это акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ по указанным в Конституции РФ наиболее важным вопросам в порядке особой процедуры. В Конституции нет четкого критерия для различения федерального конституционного закона и обычного федерального закона, кроме указания на принятие конституционного закона (ч.2 ст. 108 Конституции РФ). Как вытекает из текста Конституции, конституционные законы принимаются по важнейшим вопросам, в том числе затрагивающим права и свободы граждан. Можно лишь предположить, что федеральные конституционные законы могут приниматься только в части ограничения прав граждан на социальное обеспечение в условиях режима чрезвычайного положения в стране.

Федеральные законы делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства РФ и кодексы. Основы законодательства – это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования какой-либо определенной отрасли права или нескольких сфер общественной жизни.

Кодекс – это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, подробно регулирующие какую-либо определенную (конкретную) область общественных отношений. Как правило, кодекс относится к одной отрасли права, например Трудовой кодекс РФ.

Текущие законы делятся на два вида: федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон – это нормативный правовой акт, принятый либо Федеральным Собранием РФ (принимаемый Государственной Думой и одобряемый Советом Федерации), либо принятый только Государственной Думой РФ (если она преодолевает вето Совета Федерации) и подписанный Президентом РФ. Федеральные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, к которым относятся и вопросы социального обеспечения.

Закон субъекта РФ – это нормативный правовой акт, который принимается законодательным органом субъекта Федерации по вопросам регулирования, отнесенным Конституцией РФ к сфере совместного ведения Федерации и ее субъекта. Такие законы занимают подчиненное положение по отношению к федеральному закону.

Меньшей юридической силой, чем законы, обладают подзаконные акты.

Подзаконными актами считаются нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение или развитие законов о социальном обеспечении органами государственной исполнительной власти в пределах своей компетенции. (Это связано с тем, что органы исполнительной власти могут осуществлять вторичное регулирование социально-обеспечительных отношений только на основании и во исполнение законов.)

К подзаконным нормативным правовым актам относятся: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти.

В указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ часто содержатся первичные правовые нормы, поэтому они представляют особую значимость.

Правительство РФ должно издавать постановления и распоряжения только во исполнение положений Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории страны.

Основными принципами, применяемыми в Российском законодательстве являются: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права и нормы, которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения. В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права.

Так, в Федеральном законе » Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность и профилактическая направленность.

Итак на практике мы выяснили что, показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Заключение

Таким образом, в ходе проведенного исследования все поставленные автором задачи были решены, цели достигнуты.

В работе была рассмотрена нормативно-правовая и нормативно методическая база. По итогам автор выяснил что, источники права социального обеспечения являются важнейшей частью права социального обеспечения. Все социальное обеспечение строится на законодательных актах, международных договорах и т.д. Классификация источников в основном проводится по юридической силе. В работе был проведен анализ каждой из категорий источников, в ходе, которого автор выяснил что, на первом месте среди источников стоят международные договора, а на последнем акты судебных органов. Также автор выяснил что, все источники права социального обеспечения имеют еще несколько менее важных классификаций:

а) По сфере действия;

б) По сроку действия;

в) По порядку и процедуре принятия.

Также в работе было проведено исследование соотношения права социального обеспечения с другими отраслями права, с такими как административное, гражданское и трудовое. По итогам этого исследования было выяснено что, взаимосвязь трудового права с правом социального обеспечения имеет начало еще с советского времени. С гражданским правом связь вытекает из содержания правоотношений, возможности возникновения правоотношения, состава правоотношения и т.д. С административным правом больше различий, чем схожих принципов, самое главное различие проводится по характеру взаимоотношений сторон. Тем самым автор выяснил что, все-таки у права социального обеспечения есть характерные признаки которые отличают его от других отраслей права, такие как: отсутствие равенства между участниками, преобладание императивных правил поведения, основание возникновения и специфика субъектного состава.

Далее в работе была произведена характеристика функций и форм в праве социального обеспечения. В ходе рассмотрения, которой автор выяснил что, функции социального обеспечения — это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество. А формы социального обеспечения являются организационно-правовыми способами его осуществления.

Функции социального обеспечения подразделяются на четыре основные сферы: экономическую, социальную, политическую, демографическую. Каждую их этих функций автор рассмотрел в работе. Также автор рассмотрел все формы социального обеспечения, и выяснил что, главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование.

В последней главе автор рассмотрел применение на практике принципов и источников права социального обеспечения. Исследование показало что, в правоприменительной практике в применении источников права наибольшее значение придается нормативным правовым актам по такому критерию их классификации, как юридическая сила. А в практике принципов права было выяснено что, основными принципами, применяемыми в Российском законодательстве, являются: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и т.д.

Таким образом, подводя итог нашей работы, можно сделать вывод о том что, принципы права социального обеспечения — это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм, а источники права социального обеспечения — это различные нормативно-правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений.

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Бюджетный кодекс РФ.

3. Федеральный Конституционный Закон от 11 апреля 1997 «О Правительстве Российской Федерации»

4. Федеральный Закон » Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.

5. Федеральный Закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

6. Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

8. Постановление Правительства от 16.01.2001 № 31-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите жителей г.Москва в 2001 г.»

9. Указ Президента РФ от 23 сентября 1993 г. «О социальных гарантиях народных депутатов РФ»

10. Постановление ВС РСФСР от 01.11.1990г. №289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»

11. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья» от 22 июля 1993г.

Научно-учебная литература

12. Андреев В.С. — Право социального обеспечения в СССР М., 2010

13. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М., 2009

14. Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 2011.

15. Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы. Екатеринбург, 2010.

16. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. – М., 2001

17. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. 2-е изд. – М., 2001.

Андреев В.С. — Право социального обеспечения в СССР

Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Постановление ВС РСФСР от 01.11.1990г. №289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» и т.д.

Основы законодательства РФ «Об охране здоровья» от 22 июля 1993г.

Указ Президента РФ от 23 сентября 1993 г. «О социальных гарантиях народных депутатов РФ созыва 1990-1995 гг.»

ФКЗ от 11 апреля 1997 «О Правительстве Российской Федерации»

Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы. Екатеринбург, 2010.

Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. 1983.

Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. 2004

Бюджетный кодекс РФ.

Постановление Правительства от 16.01.2001 № 31-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите жителей г.Москва в 2001 г»

ФЗ от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,

Принципы права – основные идеи, руководящие начала, характеризующие сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование.

Классификация:

  1. общеправовые;

    1. признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

    2. неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина и принадлежность их каждому от рождения;

    3. равенство всех перед законом и судом;

    4. равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

    5. право каждого на объединение для защиты своих интересов;

    6. гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту.

  2. межотраслевые;

    1. обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

    2. обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

    3. государственная поддержка пожилых граждан, инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью;

    4. социальная поддержка молодежи;

  3. отраслевые;

    1. всеобщность социального обеспечения. Суть: если человек попал в трудную жизненную ситуацию и не может обеспечить себе нормальное жизненное существование, то он получит социальное обеспечение;

    2. осуществление социального обеспечения за счет страховых платежей и средств государственного бюджета;

    3. гарантированность социальной помощи в случаях, когда гражданин нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально-значимыми;

    4. многообразие видов социального обеспечения;

    5. гарантированность уровня социального обеспечения не ниже прожиточного минимума (согласно федеральному закону о прожиточном минимуме в РФ от 24.07.2009г. прожиточный минимум определяется в каждом субъекте РФ поквартально. В РФ установлен прожиточный минимум для пенсионеров 4444р.;

    6. дифференциация уровня жизни и обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств.

  4. внутриотраслевые;

    1. к числу принципов комплексного института пенсионного обеспечения относятся:

      1. установление размеров государственных пенсий в твердой, фиксированной в законе сумме (кроме пенсий за выслугу лет), а трудовых пенсий путем суммирования твердого базового размера с размером, исчисленным на основе страхового капитала (страховые и накопительные части пенсии). Размер трудовой пенсии зависит от количества уплаченных страховых взносов в пенсионный фонд;

      2. принцип подинститута пенсий по старости является сравнительно низкий общий пенсионный возраст, его дифференциация по признаку пола (женщины 55, мужчины 60), дифференциация требуемого стажа при досрочного назначении пенсии по тому же принципу, снижение в ряде случаев пенсионного возраста;

      3. правовые принципы отдельных институтов наиболее динамичны и могут изменяться при пересмотре соответствующих концепций, на которых они основаны.

Источники

Источники права социального обеспечения – внешние формы выражения правотворческой деятельности государства с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Классификация:

  1. по юридической силе;

  2. по видам общественных отношений, которые они регулируют;

  3. в зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения;

  4. международные источники;

    1. Европейская социальная хартия (ратифицирована 20 мая 2009 года. П.8 работающие женщины-матери имеют право на особую защиту; п.11 каждый имеет право на пользование благами, позволяющими обеспечивать хорошее состояние здоровья; п.12 все работники и члены их семей имеют право на социальное обеспечение; п.13 каждый, не имеющий необходимых материальных средств имеет право на социальную и медицинскую помощь; п.14 каждый имеет право пользоваться услугами социальных служб; п.15 нетрудоспособные лица имеют право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества; п.16 семья как основополагающая ячейка общества имеет право на соответствующую социальную, экономическую и юридическую??? защиту, призванную обеспечить ее полное развитие.

Декларация прав и свобод человека и гражданина России от 22.11.1991г.

Ст.10 ч.3 жилье малоимущим гражданам предоставляется бесплатно или на льготных условиях из государственных и муниципальных жилищных фондов.

Ст.20 граждане РФ имеют право на объединение. Ограничение этого права может быть установлено только по решению суда на основании закона.

Ст.23 ч.3 каждый имеет право на защиту от безработицы

Ст.25 ч.1 каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование, поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развития физкультуры и спорта.

Чт.26 ч.1 каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и иных, установленных законом случаев.

Ст.26 ч.2 пенсии и пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом уровня жизни населения

Ст.26 ч.3 государство развивает систему социального страхования и обеспечения

Ст.26 ч.4 поощряется создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность

Ст.28 государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан отбыших наказания в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке.

Конституция РФ ст.7 РФ – социальное государство политика которого…, ст.15 ч.4 – мы входим в международное сооб…, ст37 ч.3 – защита от безработицы…, ст.38 – материнство и детство…, ст.39 – социальное обеспечение…, ст.41 – охрана здоровья …, ч.3 ст.40 – малоимущим …, ст.30 каждый имеет право на объединение, ст.46 – защита прав и свобод…, ст.72 ч.1 п.ж. координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Гарантированность социального обеспечения

Гарантированность государственной защиты связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и охранять права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Гарантом прав и свобод выступает государство, которое функционирует через систему органов государственной власти. Важной гарантией прав и свобод человека является придание им статуса непосредственно действующих, определяющих деятельность законодательной, исполнительной, судебной власти и местного самоуправления (ст. 18).

Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина получает правовое выражение в различных формах — и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности1Козлова Е.Н.. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юрист, 2003. С. 241.. Так, право на социальное обеспечение сопровождается указанием на условия и способы его гарантий.

Право на социальное обеспечение, как и другие конституционные права и свободы, обладает определенным набором средств защиты. К их числу относятся: судебная защита (Конституционный Суд РФ и суды общей юрисдикции), административные действия органов исполнительной власти, обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ, между- народно-правовой механизм.

Важнейшей гарантией права на социальное обеспечение является судебная защита (ч. I, 2 ст. 46 Конституции РФ). Особенно важную роль среди видов правосудия выполняет

    конституционное правосудие

. Полномочия Конституционного Суда РФ определяются Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В соответствии со ст. 3 указанного Закона Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, других нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъекта РФ, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; даст толкование Конституции РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав граждан или по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Таким образом, граждане, объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе, имеют право обратиться в Конституционный Суд РФ, если их конституционное право на социальное обеспечение было нарушено законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Право на социальное обеспечение может защищаться по всем видам социального обеспечения в судах общей юрисдикции без предварительных условий. Гражданин в случае защиты нарушенного права может выбрать одну из двух форм защиты: 1) при обращении с иском к ответчику спор должен быть рассмотрен в порядке искового производства; 2) при оспаривании действий и решений, нарушивших права и свободы граждан, разрешение дела происходит по правилам производства по делам из публичных правоотношений.

Некоторые исследователи, оценивая эффективность судебной защиты права на социальное обеспечение, приходят к выводу о необходимости создания специализированных судебных органов по рассмотрению споров в области социального обеспечения — социальных судов.

При защите права на социальное обеспечение может быть использован административно-правовой способ защиты. Так, статья 33 Конституции РФ предусматривает, что граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению которого относится решение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему должностного лица или органа. Запрещается направлять жалобы для разрешения тем должностным лицам, чьи действия стали предметом жалобы. Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить се, он обязан в пятидневный срок направить ее компетентному органу, уведомив об этом гражданина.

Гражданин вправе требовать, а компетентный орган обязан рассмотреть жалобу в месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть удовлетворена безотлагательно, но не позднее 15 дней. При необходимости дополнительной проверки сведений, содержащихся в жалобе, срок ее рассмотрения в порядке исключения может быть продлен до двух месяцев.

Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение — обоснованным, а исполнение решения — организованным. Оно своевременно сообщается гражданину. Если гражданин несогласен с решением, он вправе обжаловать его в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган либо в суд.

Конституция РФ (п. «д» ч. 1 ст. 103) предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека, который функционирует в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Жалоба может быть подана не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.

Уполномоченный имеет право в различных формах реагировать на полученные жалобы:

  1. принять жалобу к рассмотрению;
  2. разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  3. передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к чьей компетенции относится разрешение жалобы по существу;
  4. отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При этом отказ обжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован.

При проверке жалобы Уполномоченный правомочен:

  1. обращаться к компетентным государственным органам и должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
  2. беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
  3. запрашивать и получать необходимые сведения и документы;
  4. получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей).

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

  1. обращаться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, участвовать в судебном процессе;
  2. обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица;
  3. обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, притвора, определения или постановления суда;
  4. излагать свои доводы должностному лицу, имеющему право вносить протест;
  5. обращаться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В целом компетенция Уполномоченного по правам человека носит универсальный характер и не учитывает специфики социального обеспечения. Для защиты прав граждан в социальной сфере предлагается ввести специализацию омбудсменовских служб и создать институты Уполномоченного по правам человека в области социального обеспечения.

Институт межгосударственной защиты прав человека (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ) включает контроль со стороны МОТ над применением международных норм о социальном обеспечении, а также право обращения российских граждан в Европейский Суд по правам человека.

Согласно ст. 24 Устава МОТ, когда в Международное бюро труда (МВТ) поступают представления (претензии) или жалобы от организации предпринимателей или трудящихся на несоблюдение государством — членом МОТ конвенции, участником которой оно является. Административный совет начинает процедуру, главное в которой — создание комиссии по расследованию. Результатом работы комиссии являются рекомендации относительно тех мер, которые следовало бы принять для удовлетворения жалобы. По материалам печати, в МОТ уже поступали сообщения из России с жалобами на несвоевременную выплату пенсий. Но здесь есть одна проблема, которая заключается в том, что право обращаться с жалобами в МОТ гражданам не предоставлено. В эпоху стремления к повсеместному утверждению прав человека такое положение справедливо представляется неоправданным и устаревшим.

Следует отметить, что в данной части Устав МОТ противоречит ст. 28 Всеобщей декларации нрав человека, согласно которой каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Что касается Европейского Суда по правам человека, то в связи с принятием Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»: граждане России получили возможность обращаться в Европейский Суд с жалобами на нарушения Конвенции.

Такие обращения допустимы:

  1. только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции;
  2. только против действий или решений органов властей;
  3. если использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве;
  4. до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанции.

Ни в указанной Конвенции, ни в Протоколах к ней не идет речь о правах граждан в области социального обеспечения. Однако в ст. 2 Конвенции провозглашается, что право каждого человека на жизнь охраняется законом, а в ст. 1 Протокола № 1 установлено, что каждое физическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом и не может быть лишено своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Опираясь на эти положения, российские граждане, на наш взгляд, имеют возможность обращаться в Европейский Суд по правам человека с жалобами на невыплату пенсий и ежемесячных пособий на детей.

В целях обеспечения эффективной защиты интересов России при рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и утверждено положение о нем.

Таким образом, гарантированность социального обеспечения как конституционный принцип представляет собой комплекс конституционных гарантий права на социальное обеспечение в случаях, пришиваемых государствам социально значимыми.

1. Понятие и виды соц. защиты

Соц. защита– это система мер, осуществляемая обществом и гос-вом по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды соц. защиты:

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное мед. обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. соц. помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет гос. фондов и т.д.

2. Понятие, предмет, метод и система ПСО

ПСО– это самост. отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые др. отношения по материальному обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а т/ж тесно связанные и ними процессуальные отношения по разрешению споров и процедурные отношения по установлению юр. фактов.

Предмет ПСО – это совокупность общ. отношений, урегулированных данной отраслью права:

— отношения по пенсионному обеспечению;

— по соц. обслуживанию;

— по выплате пособий;

— по бесплатному мед. обслуживанию;

— процессуальные отношения.

Метод ПСО– это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании.

Признаки метода ПСО:

— сочетание централизованного и локального способов установления прав обязанностей субъектов;

— права и обязанности могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем;

— все права и обязанности субъектов определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

— характеризуется спецификой санкций, применяемых к правонарушителям и способы защиты нарушенного права.

Система ПСО– это внутренняя структура, выражающаяся в единстве согласованности составляющих ее норм, а т/ж в их дифференциации на институты:

1. Общая часть раскрывает предмет и принципы ПСО;

2. Особенная часть состоит из 2 институтов, имеющих самост. объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условиях, размеры предоставления гражданам различных видов соц. обеспечения (пенсий, пособий и т.д.);

3. Спец. часть состоит из норм, регулирующих межд.-правовые аспекты соц. обеспечения.

3. Принципы ПСО

Принципы– это руководящие, отправные начала, в соотв. с кот. осущ-ся правовое регулир. общ. отношений.

В общем виде не сформулированы ни в КРФ, ни в иных н/п-а, регулирующих сферу соц. обеспечения. Они м/б выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания норм права в обл. соц. защиты:

1. всеобщностьозначает, что право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, военнослужащие, беженцы, переселенцы, безработные независимо от пола, возраста, расы и вероисповедания;

2. всесторонностьозначает, что необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность;

3. доступность. Этот принцип реализуется в 2-х аспектах:

— заключается в том, что условие соц. обеспечения реально достижимо;

— гос-во возлагает на соотв. гос. органы, а в ряде случаев и на работодателей обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых док-тов;

4. принцип различия условий и уровня соц. обеспечения;

5. многообразие видов обеспечения:

— мат. помощь– оказывается в форме ден. выплат и выражается в форме пенсий, пособий, компенсаций.

Пенсия– это регулярная ден. выплата (в расчете на месяц), которая производится в уст. законом порядке опред. категориям лиц из внебюджетных фондов и др. источников, предназначенных для опред. целей.

Пособия– это ден. выплаты, назначенные гражданам ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной мат. помощи.

— соц. обслуживание– заключается в оказании мат. поддержки в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос. органов или общ. орг-ций в пользу обеспечиваемого. Соц. обслуживание вкл. в себя:

— протезирование;

— предоставление ср-в передвижения инвалидов;

— содержание в домах-интернатах и престарелых инвалидов;

— бесплатное проф. обучение инвалидов;

— санаторно-курортное лечение;

— обслуживание на дому и т.д.

4. Источники ПСО

— КРФ;

— СК РФ;

— ТК РФ;

— УК РФ;

— ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе гос. пенсионного страхования»;

— ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»;

— ФЗ «О ветеранах»;

— ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ»;

— ФЗ «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— ФЗ «О гос. пособиях гражданам, имеющих детей»;

— ФЗ «О гос. соц. помощи»;

— ФЗ «О доп. мат. обеспечении гр-н РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ»;

— ФЗ «Об обязательном мед. страховании в РФ»;

— ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

— ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;

— ФЗ «О соц. гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний»;

— ФЗ «О соц. защите инвалидов в РФ»;

— ФЗ «О соц. обслуживании гр-н пожилого возраста и инвалидов»;

— ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

— Закон Самарской области от 16.07.2004 г. № 122-ГД «О гос. поддержке гр-н, имеющих детей».

Добавить комментарий