Принципы международного экологического права

Международное экологическое право (МЭП) — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. В отечественной литературе более распространено название «международное право окружающей среды». Термин «экологическое право» представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления Виноградов С.В. Международное право и охрана атмосферного воздуха. — М.: Наука, 2007. — 174 с..

Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Процесс становления отрасли МЭП протекает с XIX столетия, и в своем развитии прошел несколько этапов. Выделяют три этапа становления и развития МЭП: 1839-1948 гг.; 1948-1972 гг.; 1972-по настоящее время.

Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап — с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу Балашенко С. А., Макарова Т. И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека : учеб. пособие. — Минск : World Wide Printing, 2006. — 99 с..

Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.

В современных условиях защита окружающей среды выдвигается на первый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой. Загрязнение вод наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Деградация сельхозугодий привела к засухе и эрозии почв во многих районах. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет «парниковый эффект», т.е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанных с радиоактивными и ядовитыми веществами, испытания ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, в Персидском заливе, в Югославии и др. Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право / М.Н. Копылов. — Москва: РУДН, 2007. — 167 с.

Положение государств в отношении защиты окружающей среды различно. Государствам, образовавшимся в результате ликвидации СССР, досталось тяжелое наследие в результате длительного пренебрежения к интересам защиты природы. Обширные районы оказались отравленными и неспособными обеспечить нормальные условия жизни. Между тем ресурсы на исправление положения предельно ограниченны.

В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует, что защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, постольку защита ее должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. В резолюции 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость — сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов Международное право: учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. — М. : НОРМА, 2010. — 133 с.. охрана природный ресурс международный

Все ранее сказанное стимулирует динамичное развитие международного экологического права. Заслуживает внимания особенность этого развития, состоящая в большой роли общественности и средств массовой информации. Многие акты и решения принимаются правительствами под их воздействием. Массовые движения в защиту природы, различные партии «зеленых» становятся все более влиятельными.

Развитие и функционирование МЭП, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права — принципы МЭП. МЭП имеет основные начала 2 типов:

  • — основные принципы международного права;
  • — специфические принципы МЭП.

К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это, прежде всего, основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств Международное право: учебник / отв. ред. Е. Т. Усенко, Г. Г. Шинкарецкая. — М.: Юристъ, 2005. — 120 с..

Специфические принципы международного экологического права — категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП.

Специфические принципы международного экологического права:

  • 1. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений — обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного экологического права. Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.
  • 2. Недопустимость нанесения трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.
  • 3. Экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами и т. д.
  • 4. Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики.
  • 5. Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т.д.
  • 6. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.
  • 7. Обеспечение экологической безопасности: обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.
  • 8. Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды.
  • 9. Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля Трусов А. Г. Международное экологическое право (международное право окружающей среды) : учеб. пособие. — М.: Академия, 2009. — 67 с..

Таким образом, международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды — составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов.

Международное экологическое право представляет собой совокупность международных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, обеспечения существования благоприятной для жизни человека экосистемы. Первые природоохранные соглашения были заключены в XIX в.: Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Качественный скачок в развитии международного экологического права произошел после 1972 г. Этот скачок связан с работой Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды. В настоящее время еще нельзя говорить о наличии международного экологического права как полностью сложившейся отрасли международного нрава, по процесс становления и развития этой отрасли идет быстрыми темпами.

Международное экологическое право не кодифировано. Его нормы закреплены в многочисленных международных правовых актах, имеющих комплексный характер. Некоторые принципы и нормы, касающиеся защиты окружающей среды, включены в другие отрасли международного права – морское, воздушное, космическое, право международной безопасности. Для окончательного формирования международного экологического нрава как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Эта проблема является постоянным предметом обсуждения в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Принятие универсального кодификационного акта по международному экологическому праву позволило бы систематизировать сложившиеся в этой сфере нормы, закрепить принцип равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.

Уже довольно давно в порядке формирования международно-правового обычая происходит становление принципа охраны окружающей среды в качестве когентного принципа общего международного права. Однако до сих пор этот принцип не получил всеобщего opinio iuris и нигде не зафиксирован в качестве сверхимперативной нормы международного права.

Международное экологическое право представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей современного международного права. Главные направления правового регулирования в области охраны окружающей среды следующие.

  • 1. Предотвращение и ограничение вредного воздействия на окружающую природную среду. Вредное воздействие на природную среду в основном связано с различными видами ее загрязнения, которые отличаются по своей природе (химическое, радиоактивное, шумовое) и по объектам воздействия (морская среда, пресные воды, воздушное и космическое пространство, атмосфера, почва).
  • 2. Обеспечение рационального (экономически целесообразного) использования природных ресурсов. При регулировании ресурсопользования необходимо стремиться как к сохранению самих ресурсов, так и предотвращению неблагоприятных последствий их эксплуатации для иных природных объектов.

Международное экологическое право имеет единый объект регулирования – окружающая природная среда как комплекс материальных благ, основных производных от нее материальных и нематериальных благ, условий и гарантий физической и экономической жизни человека. Международно-правовая охрана охватывает те элементы окружающей среды, которые непосредственно влияют на существование человечества и состояние которых зависит от поведения государств. К таким элементам относятся Мировой океан и его природные ресурсы, атмосфера, флора и фауна, уникальные природные комплексы, околоземное воздушное пространство, пресноводные ресурсы, генетический фонд Земли, т.е. те природные ресурсы и объекты, которые являются достоянием всего международного сообщества или нескольких государств.

Категории мировых природных ресурсов с точки зрения международного права можно разделить на национальные и международные.

Национальные природные ресурсы (объекты) находятся под суверенитетом или юрисдикцией отдельных государств. Государства обладают суверенитетом над национальными природными ресурсами в пределах своей территории. Принцип неотъемлемости суверенитета закреплен в резолюции ГА ООН «Неотъемлемость естественных ресурсов» 1962 г. и в Декларации Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды 1972 г.: «Государства имеют суверенное право разрабатывать свои естественные ресурсы согласно своей национальной политике в области окружающей среды».

Государства обязаны рационально использовать свои природные ресурсы, учитывать их потенциальные возможности, необходимость воспроизводства, нс допускать необратимого негативного воздействия на природную среду. Государства не вправе изменять естественные природные ресурсы на своей территории, если это может оказать вредное воздействие на природу других государств. Это положение основано на общем принципе права – пользоваться своим так, чтобы не вредить другим (от лат. sic utere tuo ut alienum non laedas – так используй свое, чтобы не причинить вред чужому).

В Стокгольмской декларации 1972 г. закреплена обязанность государств нести ответственность за деятельность в рамках своей юрисдикции или контроля, причинившей ущерб природной среде других государств или районов, находящихся за пределами национальных юрисдикций. Этот принцип установлен также в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г. и в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

За причинение экологического ущерба государство обязано нести международно-правовую ответственность. Реализация этой ответственности воплощена в судебных и арбитражных решениях по межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

С середины 1970-х гг. в праве международной ответственности и в международном уголовном праве началось формирование новых составов международных преступлений – преступления против человеческой цивилизации. Среди этих составов: экоцид (преступные посягательства на окружающую природную среду), терроцид (уничтожение Земли как геологического тела), биоцид (уничтожение флоры и фауны планеты). Ответственность за экоцид предусмотрена в уголовном законодательстве многих государств (например, ст. 358 Уголовного кодекса РФ). Биоцид и терроцид как международные преступления находятся в стадии становления.

Международные природные ресурсы (объекты) постоянно находятся вне пределов национальной юрисдикции какого-либо государства либо в процессе своего естественного цикла оказываются на территории различных государств. Универсальные природные ресурсы находятся в общем пользовании всего человечества (Антарктика, открытое море, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство и небесные тела; находящиеся в этих пространствах природные ресурсы). Многонациональные природные ресурсы принадлежат двум и более государствам и используются этими государствами (водные ресурсы международных рек, пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных).

Правовой режим охраны и использования международных природных ресурсов регулируется международным правом. Правовой статус универсальных ресурсов основан на принципе национального неприсвоения и общего пользования, который выражается в равном праве всех государств использовать такие ресурсы с учетом интересов других членов международного сообщества и требовать охраны окружающей среды.

Добавить комментарий