Принципы организации государства

По действию во времени государственные органы делятся на постоянные и временные.

Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе.

Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

По правовым формам деятельности:

правотворческие;

правоприменительные;

правоохранительные.

По характеру и содержанию деятельности:

законодательные (парламент);

исполнительные (правительство);

правоохранительные (милиция);

судебные (суды);

контрольно-надзорные (прокуратура).

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Вывод: Государственный орган — это структурно и функционально обособленное звено механизма государства, которое создается в установленном законом порядке уполномоченным субъектом для осуществления определенного направления государственной деятельности и наделяется для этого соответствующими властными полномочиями.

Принципы — это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и деятельности механизма государства.

Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй — принципы, сформулированные в федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации”, «О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

Первая группаохватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя, провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализмав формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

— верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

— единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

— равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

— обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

— профессионализм и компетентность государственных служащих;

— гласность в осуществлении государственной службы;

— ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

— внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

— стабильность кадров государственных служащих в государственных органах. К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Тема 6. Механизм государства.

Вопрос 1. Механизм государства: понятие и структура.

Механизм государства — это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется гос. власть, решаются задачи и выполняются функции по управлению общественными делами.

Гос. аппарат представляет сложное системное образование дифференцированное по вертикали и горизонтали.

По вертикали — это высшие федеральные органы гос. власти органы гос. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

По горизонтали — это органы власти над-административных и админ.-территор. образований.

Признаки механизма гос-ва:

1) это система-упорядоченная совокупность гос. органов

2) единые цели и задачи.

3) базовым структурным элементов механизма выступает гос. органы

4) с помощью этого механизма гос-во осуществляется свою власть, достигает поставленных целей.

Структура механизма:

1) система органов гос-ва связанных между собой отношениями соподчинения и правомочных совершать действия от имени гос-ва в целом.

2) государственные служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это денежное вознаграждение.

Следует иметь ввиду, что к гос. служащим относится не всякий работник гос. аппарата. Таковым может быть только гражданин, занимающий определенную гос. должность. Должность устанавливает границы его компетенции, а так же формы деятельности.

Гос. организации, осуществляющие на основе гос. собственности, властных предписаний вышестоящих органов, а также распоряжений непосредственных руководителей (единоличных органов гос-ва) производство потребительской продукции, разного рода услуг и охрану прав и свобод граждан.

К ним относятся разнообразные производственные, образовательные, социально-культурные и т.п. предприятия и учреждения, а также армия, полиция, тюрьмы т.д.

В отличие от органов гос-ва, они не обладают властными полномочиями и специализированно не выполняют функции управления.

Материальные придатки обеспечивают надлежащую работу гос. механизма.

К числу материальных придатков относятся: здания, сооружения и различное оборудование, обеспечивающее реальное функционирование гос. механизма.

Вопрос 2. Принципы организации и деятельности механизма Российского государства. Теория разделения властей.

Принципы организации и деятельности гос. аппарата — это основополагающие идеи, которые служат своеобразной организационной основой его построения, функционирования и дальнейшего развития.

Они обладают свойством нормативности, т.к. прямо или косвенно закрепляются в законах или подзаконных актах и обязательны при формировании любой системы государственных органов.

К ним предъявляются следующие требования:

1) непротиворечивость, не допускающей существование двух взаимоисключающих принципов;

2) полноты, т.к. в своей системной совокупности принципы должны предопределять все наиболее важные аспекты формирования и деятельности гос. аппарата;

3) относительной самостоятельности, исключающей взаимное дублирование нескольких принципов.

Все принципы можно условно поделить на социально-политические и организационные.

Социально-политические:

1) Принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную. В целях противодействия произволу во власти.

2) Демократизм — равная возможность для всех граждан влиять на государственную политику, контролировать деятельность гос. органов.

3) Гласность — постоянное и систематическое освещение средствами массовой информации деятельности гос. органов.

4) Законность — все гос. служащие должны неукоснительно соблюдать правовые требования; их правовые акты не могут противоречить актам вышестоящих органов

5) Профессионализм — этот принцип предполагает наличие определённых знаний и навыков для управленческой деятельности.

6) Гуманизм — это признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства.

7) Национальное равноправие — предопределяющий возможность занятия государственных должностей на равных условиях независимо от расы, национальности, вероисповедания и т.д.

Организационные:

1) Иерархичность (соподчинение)

2) Дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий, т.е. полномочия всех звеньев должны быть четко определены в правовых актах

3) Ответственность в пределах компетенции;

4) Целесообразное сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;

5) Оптимальное соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Принципы организации и деятельности механизма государства — это руководящие (исходные, отправные) идеи, которые выражают социально-политическую сущность, и назначение указанного механизма и лежат в основе его формировании функционирования. Будучи закрепленными в конституции и других источниках права, принципы механизма государства приобретают значение основополагающих правовых требований, которым должна соответствовать его организация и деятельность.

Принципы механизма государства имеют свои особенности, отличаются в разных странах и зависят от исторического типа, особенностей политического режима, специфики формы государственного устройства и других факторов. Так, например, свои принципы организации и деятельности присущи механизму демократического и тоталитарного, феодального и буржуазного, унитарного и федерального государства и т. д. Поэтому в данном параграфе речь пойдет только о принципах организации и деятельности механизма современного демократического государства.

Традиционно указанные принципы подразделяют на общие (характерные для механизма государства в целом) и частные (являющиеся специфичными для отдельных видов органов государства). Принцип законности, например, имеет общее значение, лежит в основе формирования и деятельности всего государственного механизма. В то же время каждый орган государства создается для реализации определенных задач, и его деятельность строится на основе ряда специфичных принципов. В частности, важнейшим принципом организации и деятельности органов прокуратуры является централизм, предполагающий жесткое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (ст. 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Общее положение таково, что частные принципы в конечном счете вытекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Среди общих принципов, в свою очередь, следует выделять те, которые выражают социально-политическую сущность механизма государства в демократическом обществе (гуманизм, разделение властей и др.), и те, которые имеют преимущественно организационное значение, в той или иной мере присущи любому государству, ибо выражают технологию его организации и деятельности (субординация и координация, сочетание коллегиальности и единоначалия и некоторые другие).

В числе ведущих принципов организации и деятельности механизма современного демократического государства можно выделить: демократизм, законность, гуманизм, разделение властей, профессионализм, федерализм (учитывая специфику Российского государства).

1. Демократизм. В самом широком значении демократия означает особый режим социально-политической жизни, характеризующийся широким привлечением всех граждан государства к управлению государством. В демократическом обществе источником государственной власти признается народ. Поэтому данный принцип можно еще назвать народовластием. Все граждане признаются полноправными субъектами политических отношений и могут как непосредственно, так и через своих представителей участвовать в формировании органов государственной власти, определять их структуру, задачи, функции и т. д.

В качестве принципа организации и деятельности механизма государства демократизм требует: во-первых, чтобы названный механизм, прежде всего высшие органы государственной власти, формировался непосредственно гражданами или их представителями; во-вторых, чтобы его деятельность выражала волю и интересы всех граждан государства, или по крайней мере их большинства; в-третьих, чтобы она осуществлялась открыто и гласно, была подконтрольна обществу (народу).

В Российской Федерации принцип демократизма закреплен в качестве основополагающего конституционного положения в ряде статей. В частности, в ст. 1 Конституции провозглашается, что Россия есть демократическое государство. В ст. 3 закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через референдум и свободные выборы, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Законность — это требование строгого и неуклонного соблюдения законов всеми субъектами права. Принцип законности неразрывно связан с демократией, с утверждением демократических начал в общественной жизни и политике. Законность возможна только в демократическом обществе. Но, с другой стороны, именно реальный режим господства закона и является важнейшим показателем демократичности общества.

В деятельности механизма государства названный принцип имеет особое значение. Связано это с тем, что государственная власть не только сама должна серого следовать закону, но и служить гарантом соблюдения законов другими субъектами права (гражданами, общественными организациями). На государстве лежит обязанность укрепления законности и правопорядка в обществе, обеспечения и защиты прав и свобод личности.

Применительно к деятельности механизма государства законность выступает не только одной из руководящих идей, но и важнейшим методом государственного управления обществом, который отражает особое место права, юридических средств в механизме осуществления политической власти.

Законность прежде всего требует, чтобы порядок формирования, структура и полномочия государственных органов строго отвечали конституции и иным [иконам. С позиций законности недопустимо создание органов, не предусмотренных законом, или наделение их какими-либо особыми, чрезвычайными властными полномочиями, не вытекающими из закона. Разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом, — таково требование к деятельности механизма государства в правовом демократическом обществе. Это положение существенно ограничивает возможности произвола со стороны властных структур, ставит их в подчиненное положение к праву.

Принцип законности лежит в основе правотворческой и правопримени-тельной деятельности государства. В первом случае речь идет о том, что право-творческая деятельность должна осуществляться в соответствии с установленной процедурой и в рамках предоставленных субъекту правомочий (формальный аспект), а принимаемые нормативные акты должны соответствовать конституции и иным основополагающим законам государства, нормам международного права, правам и свободам личности (содержательный аспект). В сфере правоприменения органы и должностные лица государства обязаны соблюдать действующие юридические нормы и следить за тем, чтобы и другие субъекты общественных отношений действовали в соответствии с их предписаниями.

Принцип законности закреплен в Конституции РФ (ст. 15) и других нормативных правовых актах.

3. Гуманизм — это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий жизни. В качестве оформившегося идейного движения гуманизм сложился в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) и оказал огромное влияние на становление таких ценностей, как свобода, равенство, признание самоценности каждой личности и т. д. С точки зрения указанного принципа, вся государственная политика, деятельность всех звеньев механизма государства должны быть направлены на обеспечение прав и свобод личности, безопасности человека, создание условий, обеспечивающих достойное существование людей. Основная идея гуманизма: человек есть цель, а не средство. Следовательно, никакая антигуманная политика не может оправдываться, например, потребностями строительства коммунизма, издержками рыночной экономики и т. д. Любое социально значимое решение государственной власти должно оцениваться с точки зрения его соответствия интересам личности, тем основополагающим правам и свободам человека, которые закреплены в Конституции и признаны международным правом.

Принцип гуманизма закреплен в Конституции России (ст. 2) в качестве центрального положения, определяющего основы конституционного строя Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Наиболее остро сегодня стоит проблема практической реализации данного принципа в деятельности органов государственной власти.

4. Разделение властей. Исторически идея разделения властей выросла из опыта абсолютистских форм правления и была направлена прежде всего на ограничение произвола и злоупотреблений со стороны политической власти. Обосновывая своеобразное разделение управленческого труда, она, кроме того, стала теоретической основой для формирования более эффективных форм государственного правления в изменившихся социально-экономических, политических и духовных условиях.

Данный принцип означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством: парламенту — принимать законы, правительству — обеспечивать их исполнение на всей территории государства, судам — осуществлять контроль за соблюдением законов и привлекать нарушителей к ответственности. В соответствии с данным принципом (ст. 10 Конституции РФ) каждая ветвь государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) наделяется строго определенным кругом полномочий и не вправе произвольно вмешиваться в сферу ведения других властей. То есть создается так называемая система сдержек и противовесов. Так, например, в соответствии с принципом разделения властей президент не может принимать законы, но вправе наложить отлагательное вето на законы, принятые парламентом. Парламент со своей стороны может преодолеть вето президента, но для этого требуется квалифицированное большинство голосов, то есть процедура принятия усложняется. Законодательные возможности парламента также не являются безграничными. Они существенно ограничены самой Конституцией, которая определяет компетенцию парламента, а также нормами и принципами международного права. Кроме того, в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законами, Конституционный Суд может признать принятый парламентом закон неконституционным и лишить его юридической силы, что также оказывает значительное сдерживающее воздействие на законотворческий орган.

5. Профессионализм включает два основных аспекта: во-первых, он означает, что граждане, занятые в сфере государственного управления, работают в государственных органах на постоянной основе, то есть указанная деятельность является их основной профессией; во-вторых, что по своим морально- психологическим и деловым качествам, по своему опыту и знаниям они могут выполнять возложенные на них функции в государственном аппарате. В демократическом обществе всем гражданам предоставляется равный доступ к государственной службе, а основными критериями отбора выступают их деловые и морально-психологические качества, образование, опыт и т. д., а не социальное происхождение, связи, имущественное положение и т. п.

Оба аспекта имеют важное значение и, как правило, находят свое юридическое закрепление в соответствующих нормативных актах. В частности, Конституция РФ (п. 3 ст. 97), закрепляет положение о том, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, запрещает им находиться на государственной службе или совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Что касается деловых качеств лиц, занятых на государственной службе, их квалификации и т. д., то и здесь законодатель устанавливает определенный минимум требований, которым должен соответствовать претендент на занятие государственной должности. Например, судьей может ныть лишь такой гражданин, который, в частности, имеет высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Подобные требования являются необходимыми юридическими предпосылками, которые в комплексе с иными факторами обеспечивают реализацию принципа профессионализма в организации и деятельности механизма государства.

6. Федерализм. Данный принцип является специфичным для государств с федеративной формой устройства. По своей сути он означает, что единая государственная власть разделяется на два уровня — федеральный и местный (субъектов федерации) — при ведущей роли федерального центра. Характер взаимоотношений между указанными властями, а также сфера их ведения и полномочий определяются конституцией, иными законами и договорами. Согласно Конституции России (п. 3 ст. 5) федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

С точки зрения оптимальной организации механизма современного государства и его эффективного функционирования важное значение имеют также такие организационные принципы, как субординация и координация, сочетание коллегиальности и единоличных начал, экономичность, научная обоснованность и некоторые другие.

Принципы субординации и координации являются необходимыми предпосылками эффективного функционирования механизма государства как единой системы. Принцип субординации предполагает соподчиненность нижестоящих органов и должностных лиц государства вышестоящим, их обязанность выполнять распоряжения последних и нести перед ними ответственность за качество и своевременность их исполнения. Координация является важным организационным условием согласованного функционирования различных звеньев механизма государства, обеспечивая их взаимодействие при решении единых общегосударственных задач. Например, эффективное осуществление государством экономических реформ или мероприятий по охране окружающей среды, защите прав личности от преступных посягательств и т. д. требует, как правило, согласованного совместного участия всех органов государственной власти — и законодательной, и исполнительной, и судебной.

Принцип сочетания коллегиальных и единоличных начал также имеет общее значение и проявляется как в органах, действующих по преимуществу на началах коллегиальности, так и характеризующихся единоначалием. Например, Правительство РФ действует как коллегиальный орган, но вместе с тем ряд вопросов решаются председателем Правительства единолично. С другой стороны, скажем, Прокуратура РФ представляет собой пример государственного органа, деятельность которого строится на началах единоначалия. Однако и здесь есть элементы коллегиальности. Так, в частности, в органах прокуратуры действуют коллегии, которые являются совещательными органами и на основании их решений соответствующие прокуроры издают свои приказы. Сочетание указанных начал в деятельности механизма государства повышает его эффективность.

Как известно, механизм государства содержится обществом за счет средств, которые поступают от граждан и организаций в виде налогов и иных сборов в государственный бюджет. По отношению к обществу указанный механизм занимает подчиненное, служебное положение, и существование в его структуре тех или иных органов оправдано лишь в той мере, в какой реально обусловлено потребностями общества. В противном случае механизм государства превращается в своеобразного иждивенца, паразитирующего за счет общества и ничего не дающего ему взамен. Такая ситуация имеет место, например, тогда, когда создаются государственные органы или вводятся новые государственные должности без ясного понимания их функций, когда различным органам государства поручается выполнять по сути одни и те же задачи и т. п. Во всех указанных и им подобных случаях игнорируется один из важных принципов организации и деятельности механизма государства: принцип экономичности государственной службы.

Важное значение в современных условиях приобретает и принцип научности организации и деятельности механизма государства. В условиях постоянного усложнения стоящих перед государством задач реализация положений науки становится необходимым фактором повышения эффективности его деятельности.

Данный принцип включает в качестве составляющих такие требования, как научная организация управленческого труда; использование научных методов при подготовке, формулировании и принятии соответствующих решений; научный подход в вопросах подбора, подготовки и расстановки управленческих кадров; внедрение передовых информационных и иных технологий; использование научного потенциала в выработке оптимальной структуры государственного аппарата, определении приоритетных направлений его деятельности и т. д.

Таким образом, принципы механизма государства не только раскрывают сущностную сторону его организации, но и служат определяющим ориентиром повышения эффективности его деятельности.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала следующие принципы:

  • принцип широкого участия масс в управлении государством;

  • демократический централизм;

  • пролетарский интернационализм;

  • социалистическую законность;

  • социалистическую плановость, учет и контроль;

  • партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.

К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыкам управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Механизм современного государства отличается высокой степе­нью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев – элемен­тов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Единый и целостный механизм государства дифферен­цируется (расчленяется) на составные части —органы, под­системы. Между ними существует своя иерархия: различ­ные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отноше­ниях субординации и координации.

Структура механизма государства изменчива и разно­образна, но при всех условиях в него входят органы управ­ления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая —только при­нуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется об­щественное мнение. Другая подсистема —это органы пра­вопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют реше­ния высших органов государства, в том числе методами го­сударственного принуждения (военное подавление, полицей­ские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осу­ществляют вооруженные отряды людей —войско, полиция.

К органам государства примыкают государственные уч­реждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Структура механизма государства включает в себя:

1)государственные органы,которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих ре­шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве­домства, государственные комитеты, губернаторы, администра­ции краев и областей и т.п.);

2)государственные организации —это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного го­сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3)государственные учреждения —это такие подразделения ме­ханизма государства, которые властными полномочиями (за ис­ключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо­средственную практическую деятельность по выполнению функ­ций государства в социальной, культурной, воспитательно-образо­вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);

4) государственные предприятия —это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продук­цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра­боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по­требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка­зенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих(чиновников), специально зани­мающихся управлением. Государственные служащие различают­ся по своему правовому положению в механизме государства. В за­висимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредст­венным исполнением полномочий государственного органа (депу­таты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения пол­номочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полно­мочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладаю­щие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюд­жета);

6) организационные и финансовые средства,а также принуди­тельную силу, необходимые для обеспечения деятельности госу­дарственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменны­ми. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказы­вают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, на­ционально-психологические, религиозно-нравственные особен­ности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государ­ства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Россий­ская Федерация), то и система управления им будет соответствую­щей,включающей сложную структуру механизма государства (об­щефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федера­ции); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, воен­ных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступнос­ти, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в об­щественном организме особое значение приобретают правоохрани­тельные органы, специально предназначенные для «хирургичес­кого» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в услови­ях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться науч­ные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

Добавить комментарий