Принципы органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуют­ся следующими принципами.

1. Принцип народовластия. Закрепленный в Конституции принцип на­родовластия означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполни­тельной власти осуществляется как со стороны органов законодатель­ной и судебной власти, так и со стороны народа. С этой целью установ­лен порядок предоставления отчетности должностных лиц органов исполнительной власти населению.

2. Принцип законности. Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обя­заны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Одной из основ полдержания законности и правопорядка является персональ­ная ответственность должностного лица и гражданина за нарушение закона. Принцип законности заключается и в обязательности строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации о соот­ношении актов органов государственной власти и ее субъектов. В част­ности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Россий­ской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией.

3. Принцип разделения властей. Принцип разделения властей выражает существование и самостоятельность трех ветвей власти – законодатель­ной, исполнительной, судебной. Каждая ветвь государственной власти осуществляет свои функции в установленных пределах.

4. Принцип федерализма. Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе норматив­но-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Кон­ституция Российской Федерации регламентирует соотношение право­вых актов государственной власти и ее субъектов (законные акты фе­деральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти).

5. Принцип гласности. Конституцией Российской Федерации установ­лено, что законы подлежат официальному опубликованию. Норматив­но-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности че­ловека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права лич­ности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность пе­ред гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.

7. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Принцип централизации – сосредоточение большей части государствен­ных функций в ведении центральных органов федеральной исполни­тельной власти. Централизация вытекает из единства системы испол­нительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместном ведении с органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. Централизованное осуществление испол­нительной власти сосредотачивается в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законо­дательством.

Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществ­лять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих орга­нов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненно­му органу.

Т е м а 3. Административное и административно-процессуальное право – отрасли российского права

1. Принцип народовластия

2. Принцип законности

3. Принцип разделения властей

4. Принцип федерализма

5. Принцип гласности

6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности

7. Принцип централизации и децентрализации

1. Принцип народовластия
Принцип народовластия. Данный принцип, закрепленный в Конституции народовластия, значит, что народ – это единственный источник власти, который осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется как со стороны органов судебной и законодательной власти, также и со стороны народа. С данной целью установлен порядок отчетности для должностных лиц органов исполнительной власти перед населением.

2. Принцип законности
Принцип законности оговаривает обязанность всех должностных лиц и органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Одной из основ поддержания правопорядка и законности служит персональная ответственность гражданина или должностного лица за нарушение закона. Принцип законности заключается также в требовании строгого соблюдения норм Конституции РФ о соотношении актов органов государственной власти и актов, принимаемых субъектами. В частности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией.

3. Принцип разделения властей
Принцип разделения властей отражает самостоятельность и существование трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Каждая ветвь государственной власти выполняет свои функции в установленных пределах.

4. Принцип федерализма
Принцип федерализма. Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов государственной власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти).

5. Принцип гласности
Принцип гласности. Конституцией РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Нормативно-правовые акты, затрагивающие свободы, права и обязанности человека, не могут применяться, если они не были опубликованы для всеобщего сведения.

6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности
Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права личности определяются высшей ценностью и все государственные органы, также и органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.

7. Принцип централизации и децентрализации
Принцип сочетания централизации и децентрализации. Принцип централизации – это скопление большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти. Централизация вытекает из единства системы исполнительной власти, которое обусловлено наличием полномочий и предметов, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместном ведении с органами исполнительной власти субъектов РФ.Централизованное соблюдение исполнительной власти сосредотачивается в руках федеральных органов и субъектов РФ в пределах, которые определило законодательство.

Принцип децентрализации значит закрепление предметов полномочий и ведения за тем или иным органом, осуществляющийся самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу.

Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.

1. Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.

2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.

3. Принцип разделения и взаимодействия властей.

4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов.

5. принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.

6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ.

7. Принцип федеративного устройства.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.

Децентрализация — закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

9. Принцип плановости выражается в развитии разработки программ отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т.д.

10. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Принципы исполнительной власти

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Принципы исполнительной власти

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Принципы исполнительной власти

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе следующих принципов:

1. федерализма, который обусловлен государственным устройством Российской Федерации. В структурном смысле он проявляется в том, что в общую систему органов исполнительной власти входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. В юридическом плане принцип федерализма проявляется в определении компетенции органов исполнительной власти, основываясь на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации. Законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральных органов исполнительной власти. Формой регулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти выступают административные соглашения, в результате которых федеральные органы исполнительной власти могут передавать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;

2. сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы органов исполнительной власти и влияет на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация — сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти (в основном по предметам ведения РФ). Децентрализация — закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Формой децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части полномочий территориальным органам, в результате чего решение общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места;

3. законности, который проявляется в обязанности всех органов власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации;

4. ответственность, который проявляется в претерпевании неблагоприятных юридических последствий руководителями органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций и полномочий (например, Президентом, Правительством или главой исполнительной власти субъекта федерации может быть наложено соответствующее взыскание на руководителя органа исполнительной власти виновное за «срыв” отопительного сезона в регионе, вплоть до освобождения от занимаемой должности).

Система федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Федерации

Федеральные органы исполнительной власти составляют важную часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, действующей в соответствии с Конституцией РФ. На эту систему существенное влияние оказывают федеративное устройство России, обеспечение ее государственной целостности, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Одним из краеугольных принципов организации и деятельности органов государственной власти является разделение их на три самостоятельные ветви: органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

Таким образом, Конституция РФ обуславливает наличие единой ветви исполнительной власти в стране, а в ее структуре – федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, действующих в соответствии с едиными установленными и провозглашенными Конституцией принципами.

Согласно ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 111 и 112 Конституции РФ структуру федеральных органов исполнительной власти определяет Президент РФ. При определении соотношения понятий «структура» и «система» федеральных органов исполнительной власти целесообразно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в его постановлении №2-П по делу о толковании ст.71 (п.»г»), 76 (ч.1) и 112 (ч.1) Конституции РФ, принятом 27 января 1999 года. Конституционный Суд РФ дал следующее толкование: «являясь составным элементом единой системы федеральных органов государственной власти, федеральные органы исполнительно власти, в свою очередь, также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру».

В систему федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и основанными на ее положениях Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и указами Президента РФ входят: Правительство РФ; федеральные министерства (ст.110 Конституция РФ); а также иные федеральные органы исполнительной власти (ст.112 Конституции РФ), перечень которых вправе определять Президент РФ.

В настоящее время система федеральных органов исполнительной власти представлена следующими структурными звеньями: Правительство РФ; федеральные министерства; федеральные службы; федеральные агентства. Причем вышеназванные звенья, в соответствии с Указом президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», определены как федеральные органы исполнительной власти с конкретными функциями и полномочиями, позволяющими определить общие принципы организации и деятельности каждой из структур. При этом полагается, что не только Правительство РФ и федеральные министерства, но и федеральные службы и федеральные агентства являются самостоятельными федеральными органами исполнительной власти.

Многоуровневая система федеральных органов исполнительной власти указывает на то, что федеральные министерства подчиняются Правительству РФ, а федеральные службы и агентства находятся в ведении и подчиняются соответствующему министерству, за исключением тех, которые подчиняются непосредственно Президенту. Эта система обозначила ту управленческую вертикаль, которая выражает субординационные связи, формируемые между федеральными органами исполнительной власти.

Министерства, реализуя функцию по принятию подзаконных нормативных правовых актов, издают обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правила поведения, распространяющиеся на неопределенный круг лиц. Министерства призваны вырабатывать государственную политику, осуществлять нормативно-правовое регулирование и нести ответственность за положение дел во вверенных им сферах деятельности.

Федеральные службы должны осуществлять действия по контролю и надзору за исполнением общеобязательных правил поведения, а также выдавать разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрировать акты, документы.

Федеральные агентства оказывают государственные услуги, а также выполняют правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом, ведут реестры, регистры и кадастры.

В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» существует 15 федеральных министерств:

Министерство внутренних дел, в него входит федеральная миграционная служба;

Министерство гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерство иностранных дел;

Министерство обороны в него входят

федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;

федеральная служба по оборонному заказу;

федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ;

федеральное агентство специального строительства;

Министерство юстиции в него входят

— федеральная служба исполнения наказаний;

— федеральная регистрационная служба;

— федеральная служба судебных приставов;

Министерство здравоохранения и социального развития в него входят

— федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

— федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

— федеральная служба по труду и занятости;

— федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;

— федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму;

Министерство культуры и массовых коммуникаций в него входят

— федеральное архивное агентство;

— федеральное агентство по культуре и кинематографии;

— федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;

Министерство образования и науки в него входят

— федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и

товарным знакам;

— федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

— федеральное агентство по науке;

— федеральное агентство по образованию;

Министерство природных ресурсов в него входят

— федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования

— федеральное агентство водных ресурсов;

— федеральное агентство лесного хозяйства;

— федеральное агентство по недропользованию;

Министерство промышленности и энергетики в него входят

— федеральная служба по атомному надзору;

— федеральная служба по техническому регулированию и метрологии;

— федеральная служба по технологическому надзору;

— федеральное агентство по атомной энергии;

— федеральное космическое агентство;

— федеральное агентство по промышленности;

— федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству;

— федеральное агентство по энергетике;

Министерство сельского хозяйства в него входят

— федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

— федеральное агентство по рыболовству;

— федеральное агентство по сельскому хозяйству;

Министерство транспорта и связи в него входят

— федеральная служба по надзору в сфере связи;

— федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

— федеральное агентство воздушного транспорта;

— федеральное дорожное агентство;

— федеральное агентство железнодорожного транспорта;

— федеральное агентство морского и речного транспорта;

— федеральное агентство связи

Министерство финансов в него входят

— федеральная налоговая служба;

— федеральная служба страхового надзора;

— федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

— федеральная служба по финансовому мониторингу;

— федеральное казначейство;

Министерство экономического развития и торговли в него входят

— федеральная служба государственной статистики;

— федеральная таможенная служба;

— федеральная служба по тарифам;

— федеральное агентство по государственным резервам;

— федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

— федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

Министерство регионального развития.

В систему органов исполнительной власти субъекта РФ включаются: глава исполнительной власти субъекта РФ (президент республики, губернатор, глава администрации и т.д.); исполнительный орган государственной власти субъекта РФ общей компетенции (правительство, администрация); исполнительные органы государственной власти субъекта РФ специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые); территориальные органы государственной исполнительной власти субъекта РФ специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов.

Добавить комментарий