Принципы осуществления права собственности

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 27

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права государственной и муниципальной собственности, а также порядок учета государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральными законами.

Имущество может поступать в государственную или муниципальную собственность, во-первых, общими, характерными для всех субъектов гражданского права, способами, во-вторых, специальными способами, не характерными для отношений частной собственности физических и юридических лиц.

В частности, такими специальными способами возникновения права государственной и муниципальной собственности являются: налоги, сборы, пошлины, а также реквизиция, конфискация и национализация.

В государственную казну (государственную казну Российской Федерации, государственную казну республики в составе Российской Федерации, государственную казну автономной области, автономного округа, края, области и иных субъектов Российской Федерации) поступают налоги, пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное Российской Федерацией, республикой в составе Российской Федерации или иным ее субъектом в соответствии с законом.

Под налогом в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором же понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Государственная пошлина в соответствии со статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц в случаях, если они обращаются за совершением определенных юридически значимых действий или выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Реквизиция представляет собой изъятие государством имущества у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества.

По российскому законодательству может применяться при наличии государственной необходимости и по постановлению компетентного государственного органа. Необходимость может определятся такими чрезвычайными обстоятельствами, как стихийное бедствие, авария, эпидемия, эпизоотия, война и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер.

В постановлении о реквизиции должны быть указаны: район реквизиции, категории подлежащих реквизиции предметов, способы оплаты и др. Оплата производится органом, которому реквизированное имущество поступает, не позднее месячного срока со дня фактического изъятия имущества по стоимости, определяемой с учетом действующих цен.

Собственник может обжаловать действия реквизитора вышестоящему по отношению к нему органу или в суд, подав иск о возвращении неправильно изъятого имущества и возмещении убытков. Может быть оспорена в судебном порядке и оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества.

Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Конфискация представляет собой безвозмездное изъятие у собственника имущества по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения, которая возможна в случаях, предусмотренных законом.

При конфискации имущества государство не отвечает по долгам и обязательствам осужденного, если они возникли после принятия органами дознания, следствия или судебными органами мер по сохранению имущества и притом без согласия этих органов. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

В качестве санкции за административные правонарушения конфискуются, в частности, предметы контрабанды, незаконной ловли и др.

В качестве санкции за гражданские правонарушения изымается, например, имущество, которое было передано либо подлежало передаче по недействительной сделке (совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств и т.п.).

Национализация представляет собой общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства. Право государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, является бесспорной прерогативой суверенного государства.

Основанием возникновения права государственной собственности является и обращение имущества по решению суда в доход Российской Федерации, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы. В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ право государственной собственности на деньги, ценности, иное имущество и доходы от них, может возникнуть на основании решения суда, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения (подп. 9 п. 2 ст. 235 ГК РФ).

Имущество у частных лиц отчуждается в собственность государства на основании специального законодательного акта с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 ГК РФ. В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Прекращение права государственной или муниципальной собственности также имеет специальные основания, не свойственные для прекращения права частной собственности, таковым особым способом является, в частности, приватизация государственного и муниципального имущества.

Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной собственности в частную собственность. Это есть отчуждение (переход) имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность физических или юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством.

При этом объектами приватизации могут выступать: 1) предприятия и иные имущественные комплексы; 2) здания, сооружения, нежилые помещения; 3) объекты, не завершенные строительством; 4) земельные участки; 5) жилые помещения; 6) акции открытых акционерных обществ.

Литература и информационные ресурсы по лекции

Нормативные правовые акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

3. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. — 2002. — 26 января. — № 16.

4. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3302.

Иные документы:

1. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренная Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г. . – Режим доступа: http://www.privlaw.ru.

2.Проекты изменений разделов I, II, III и VI Гражданского кодекса Российской Федерации, опубликованные по решению Президиума Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 8 ноября 2010 г. . – Режим доступа: http://www.privlaw.ru.

Материалы судебной практики:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1996. – № 9.

2.Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 2010. – № 6.

3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 2009. – № 9.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2009. – № 9.

Специальная литература:

Основная литература:

4. Гражданское право: учебник : Ч. 1 / ; под ред. В. П. Камышанского . — М.: Эксмо, 2009.

5. Гражданское право: учебник: Т.1 / ; под ред. д.ю.н., проф. А. П. Сергеева. — М.: ТК Велби, 2009.

Дополнительная литература:

1. Андреев В.К. Право государственной собственности в России: Учебное пособие. — М.: Дело, 2004.

2. Андреев В.К. Право собственности в России. — М., 1993.

3. Ахметьянова З.А. Вещное право: Учебник. / З.А. Ахметьянова. – М.: Статут, 2011. – 360 с.

4. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. — М.-Л., 1948.

5. Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. — М.: МЗ-Пресс, 2002.

7. Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. — М.: Юриспруденция, 2001.

8. Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. — М., 2001.

9. Крашенинников П. В. Современные проблемы права собственности и иных вещных прав. — М., 1997.

10. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. — М., 1999.

11. Рыбаков В.А. Общие положения о типах, формах и видах собственности в России: методологические аспекты права собственности (научный очерк). — М.: Издательская группа «Юрист», 2004.

12. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. — М., 2002.

13. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. — М., 1991.

Информационные ресурсы:

1. http://www.garant.ru, http://www.cons-plus.ru — справочно-правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс» и др.,

2. http://www.arbitr.ru – официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ;

3. http://www.duma.gov.ru — официальный сайт Государственной Думы РФ;

4. http://www.ksrf.ru – официальный сайт Конституционного Суда РФ;

5. http://www.supcourt.ru/ — официальный сайт Верховного Суда РФ;

6. http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html — Сайт «Федеральные органы исполнительной власти»;

7. http://www.law.edu.ru — федеральный правовой портал Юридическая Россия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой право публичной собственности?

2. Кто является субъектом права публичной собственности в Российской Федерации?

3. Какие объекты могут находиться в федеральной собственности?

4. Что представляет собой федеральная казна?

5. Какие объекты могут находиться в государственной собственности субъектов Российской Федерации?

6. Что составляет казну субъекта Российской Федерации?

7. Какие объекты могут находиться в собственности муниципальных образований?

8. Что составляет казну муниципального образования?

9. Какие формы присвоения лежат в основании возникновения права публичной собственности?

10. Каковы основания возникновения права собственности Российской Федерации и ее субъектов?

11. Каковы основания возникновения права муниципальной собственности?

12. Назовите и охарактеризуйте основания прекращения права государственной или муниципальной собственности.

Лекция 19.

Право общей собственности

Аннотация: Данная лекция посвящена особенностям правовой природы права общей собственности. Раскрывается понятие права общей собственности, определяются ее субъекты, объекты, а также основания возникновения. Поскольку право общей собственности дифференцируется на два вида (право общей долевой и право общей совместной собственности), в лекции уделяется внимание понятию и специфике каждого вида.

Ключевые слова: общая долевая собственность, общая совместная собственность, право преимущественной покупки, супруги, крестьянское (фермерское хозяйство), раздел общей собственности, заключение брака, брачный контракт.

Подробности Категория: Общие принципы осуществления права собственности

Общими принципами границ права собственности, содержащиеся в Конституции (ст. 41), ГК, других законах, являются: а) установление исключительно в интересах общего блага, общественного интереса б) на основании и в случаях, предусмотренных законом, в) исходя из равенства всех собственников перед ними, то есть границы должны устанавливаться не для отдельных владельцев, а для всех г) возможность судебного обжалования изъятие государством имущества д) справедливой компенсации государством владельцу имущественных потерь.

Поэтому пределы права собственности является имманентно внутренне присущей его характеристикой, в частности о том, что собственность обязывает (ч. 4 ст. 319 ГК) при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей собственник придерживаться моральных основ общества (ч.2 . 319 ГК), он не может использовать свое право в ущерб правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли (ч. 5 ст. 319 ГК), деятельность собственника может быть ограничена или прекращена или собственник может быть обязан допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами лишь в случаях и в порядке, установленных законом (ч. 7 ст. 319 ГК).

Не следует путать пределы осуществления этого права в виде общих запретов для всех владельцев, временное ограничение конкретного владельца в правомочности и лишение права собственности, влечет его прекращение как субъективного права.

Ограничение права собственности Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений» именуются отягощениями, под чем понимается запрет распоряжаться и / или пользоваться этим имуществом. Основанием для такого запрета может быть: а) закон, б) акты органов государственной власти или их должностных лиц, в) договор.

Ограничение права собственности касаются различных возможностей владельца: а) запрет отчуждения его имущества (например, переданного в залог) б) арест его имущества, в) недопустимости иметь определенные объекты на праве собственности, и если они попали к нему на определенных основаниях — осуществить их отчуждение г) использовать имущество только по его целевому назначению и т.п..

В частности это касается: национальных, культурных и исторических ценностей (ч. 8 ст. 319 ГК) жилищного фонда Так, статьей 383 ГК предусматривается, что владелец жилого дома, квартиры имеет право использовать помещение для собственного проживания, проживания членов своей семьи, других лиц и не имеет права использовать его для промышленного производства.Собственник земельного участка имеет право использовать ее по своему усмотрению в соответствии с его целевым назначением (ч. 4 ст. 373 ГК).

Ограничивается право собственности и при установлении сервитутов или возникновении иного вещного права на имущество собственника (суперфиция или эмфитевзиса), поскольку он уже не в полной мере осуществляет свои правомочия в отношении своего имущества.

Исходя из такого свойства права собственности, как упругость и эластичность, при ограничении права собственности объем возможностей владельца по осуществлению своих правомочий значительно уменьшается. При прекращении же ограничений право собственности самовосстанавливающийся, то есть приобретает вид своего первоначального неограниченного состояния, не требуя дополнительных действий извне. Ограничения не исключают отдельные правомочия из содержания права собственности, а сжимают, сдерживают собственника в осуществлении субъективного права с целью обеспечения прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Определение собственности и ее соотношение с правом собственности

Определение 1

На сегодняшний день в связи с глобализационными и интеграционными процессами понятие «собственность» отличается многогранностью и многозначностью. Понятие собственности используется во многих отраслях науки, например в философии, экономике, праве и т.д.

Собственность — это:

  1. отношение лица к присвоенной вещи в целях использования ее стоимости

  2. отношение между собственниками и несобственниками, на различии «твоего» и «моего»

  3. отношение лица к вещи, т.е. прав на имущество

  4. общее определение: это общественное отношение по поводу благ, присвоенных лицом (собственником), которое относится к ним как к своим, что влечет их отчуждение для прочих лиц (несобственников).

Исходя из множественных определений собственности можно сказать, что право собственности синтезировало в себе все три указанных значения и оформило их. В объеме правомочий собственника и его свободном усмотрении при их осуществлении лежат общепринятое и экономическое понимание отношения лица к вещи, а в абсолютном характере защиты права собственности — общественный аспект этого отношения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Осуществление права собственности 480 руб.
  • Реферат Осуществление права собственности 280 руб.
  • Контрольная работа Осуществление права собственности 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Связь понятий «собственность» и «право собственности» проявляется в том, что они представляют собой форму и содержание одного и того же явления. Однако следует отметить, что собственность может существовать обособленно от права собственности.

Признаки, характеризующие право собственности

Следует отметить, что когда теоретики дают понятие права собственности, они, прежде всего, оценивают и характеризуют совокупнось его необходимых и достаточных признаков как правового явления, задача установления которых с необходимостью стоит перед исследователем.


Рисунок 1.

Понятие оснований приобретения и прекращения права собственности

Определение 2

Основания приобретения права собственности — обстоятельства жизни, влекущие самостоятельно или в совокупности с иными обстоятельствами в соответствии с законом возникновение права собственности на определенное имущество у определенных лиц

Основания приобретения права собственности можно дифференцировать на первональные и производные. Такое деление основывается на том, что право собственности производного характера имеет в основе право предыдущего собственника,в том числе и действительность права и объем полномочий, которые напрямую зависят от предущего права. Новый собственник получает право в том объеме, в котором оно было у предыдущего собственника, за исключениями, указанными в законодательстве. Касательно приобретения права собственности первоначального характера следует отметить, что такое право или возникает впервые, или объем правомочий и их действительность не зависят от характеристик предыдущего права. Право в данном случае ничем не ограничено и приобретается в полном объеме.

Первоначальные способы приобретения права собственности:

  1. создание вещи;
  2. переработку вещи;
  3. самовольную постройку;
  4. сбор общедоступных вещей;
  5. обращение в собственность брошенной движимой вещи;
  6. находку, обращение в собственность безнадзорных животных;
  7. клад;
  8. признание права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество;
  9. приобретательную давность;
  10. приобретение права собственности на плоды, продукцию, доходы;
  11. приобретение права собственности от неуправомоченного отчуждателя.

Производные способы приобретения права собственности:

  1. передачу вещи по договору о ее отчуждении;
  2. приобретение права собственности членом кооператива при полной выплате паевого взноса;
  3. приобретение права собственности на имущество юридического лица при его реорганизации и ликвидации;
  4. наследование имущества гражданина;
  5. приватизацию;
  6. национализацию;
  7. реквизицию;
  8. выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится;
  9. приобретение в собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
  10. выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, жилого помещения, а также выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними;
  11. обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам;
  12. конфискацию.

УДК 347.233.2 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10117

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫХ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Александр Александрович ДАРКОВ,

доцент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Государственного университета по землеустройству, Вице-президент Российского юридического клуба, кандидат юридических наук, E-mail: darckov@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Процессы формирования в России новой экономической и правовой основы взаимодействия предпринимателей, представителей органов власти и структур общественного контроля, а также разработка и внедрение качественно новой системы элементов административного регулирования управления экономикой обусловливают острую потребность комплексной модернизации правового регулирования.

Право собственности и иные вещные права на земельные участки традиционно являются одним из наиболее значимых и интересных объектов гражданско-правового регулирования в контексте реформирования гражданского законодательства, что обусловливает необходимость постоянного мониторинга правоприменительной и правореализационной практики в данной сфере.

При этом условием эффективности этих изменений является использование как традиционного, так и инновационного российского и зарубежного опыта гражданско-правового регулирования отношений в сфере гражданского оборота земельных участков.

Ключевые слова: законотворчество, гражданское право, право собственности, земельные участки.

Keywords: law-making, civil law, title, land plots.

Исследования современного правового регулирования оснований возникновения вещных прав на земельные участки в условиях постреформенного состояния современного гражданского законодательства должно содержать ответы на следующие вопросы:

Как сочетается земельно-правовое и гражданско-правовое регулирование возникновения права собственности и иных вещных прав на земельные участки?

Каковы особенности правового регулирования возникновения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в соответствии с современным гражданским законодательством?

Каковы особенности современной судебной практики по спорам о праве собственности на земельные участки?

Как в современных условиях осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, сведения о местоположении гра-

№ 3/2019

ниц которых исключены из ЕГРН по решению суда?

Прежде всего, остановимся на проблеме сочетания земельно-правового и гражданско-правового регулирования возникновения права собственности и иных вещных прав на земельные участки.

Хотя данной теме посвящено значительное количество научных публикаций и иных научных исследований, она не теряет своей актуальности, особенно в контексте реформирования гражданского законодательства. С позиций теории права данная тема отражает проблему сочетания элементов публичного и частного права.

В статье 25. Земельного кодекса (далее — ЗК РФ) говорится, что «права на землю возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»…

2. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков»1.

Будучи имущественными правами, вещные права на землю (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут), право аренды и право безвозмездного срочного пользования) возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

При этом следует отметить, что регулирование возникновения и прекращения прав на земельные участки в известной степени ограничивается положением ст. 129 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), в соответствии с которой: «земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах»2.

Особенностью современного российского земельного законодательства является то, что регулирование отношений по приобретению и ре-

ализации прав на землю (гражданско-правовая составляющая) различается в зависимости от закрепленных законом критериев (основного вида использования земли, расположения на ней недвижимости и др.) (земельно-правовой элемент).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, ЗК РФ устанавливает разный порядок приобретения прав на землю в зависимости от того, приобретается ли участок для строительства или для других целей. Кроме того, законодательством установлен ряд специальных норм о приобретении и использовании земельных участков в зависимости от того, к какой категории они принадлежат (регулирование отношений по приобретению прав на земли сельскохозяйственного назначения).

Важной особенностью действующего земельного законодательства можно считать установление особого порядка приобретения и реализации прав на земельные участки лицами, обладающими правом собственности или иными вещными правами на недвижимое имущество, на них (участках) расположенное.

Законодательством установлены также и особые случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Возникновение права собственности в данных случаях имеет комплекс оснований.

Вышеизложенное приводит к выводу, что права на земельные участки возникают по основаниям и в соответствии с принципами, определенными гражданским законодательством, однако федеральными земельными законами в соответствии с принципами, установленными земельным законодательством, круг субъектов может быть ограничен.

Также федеральными земельными законами может быть ограничен оборот земельных участков согласно ст. 27 ЗК РФ. Это означает, что право собственности физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, субъектов РФ на ряд предусмотренных ЗК РФ земель возникнуть не может.

Воздействие на регулирование процесса возникновения прав на землю оказывают не только нормы гражданского законодательства. Возникновение или прекращение прав на землю может регулироваться нормами лесного и водного законодательства, а также законодательства о недрах. Однако нормы, устанавливаемые нормативными актами этих отраслей, не могут вступать в противоречие с общими положениями земельного законодательства.

Обратимся к анализу норм гражданского законодательства.

№ 3/2019

Помимо общих положений о приобретении прав на земельные участки, законодательством установлены и особые нормы, определяющие как первоначальные, так и производные основания возникновения отдельных видов прав на землю. Например, ст. 218 ГК РФ установлены основания для приобретения права собственности на имущество как имеющее собственника, так и не имеющее собственника.

Производное право собственности на земельные участки, которые имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

При первоначальных основаниях, если до этого собственника не было, собственник его неизвестен или отказался от имущества либо утратил на него право собственности по иным основаниям, на такое имущество возможно приобретение права собственности по основаниям, предусмотренным законом.

В качестве такого основания предусмотрен институт приобретательной давности, который при наличии обстоятельств, указанных в ст. 234 ГК РФ, может быть распространен и на приобретение прав на земельные участки. При реализации указанной нормы ГК РФ следует помнить, что на основании приобретательной давности возможно приобретение права собственности не на все земли, а только на такие, которые приобретают статус бесхозяйной вещи в соответствии со ст. 53 ЗК РФ. Это связано с тем, что в Российской Федерации признана презумпция нахождения земель в государственной собственности, если на нее не установлена собственность частная или муниципальная (ст. 214 ГК РФ).

Примером тесной взаимосвязи норм земельного и гражданского права является также и то, что земельным законодательством установлен ряд положений, которые, хотя и не выходят за рамки общего перечня оснований возникновения имущественных прав, установленных ГК РФ, предусматривают возможность (либо обязанность) приобретения прав на землю из особой совокупности юридических фактов.

Так, ЗК РФ допускается оформление права собственности физическими лицами, использовавшими земельные участки до вступления в силу ЗК РФ, — на основании права пожизненного наследуемого владения (ст. 21 ЗК РФ), постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ).

Нужно отметить, что в ходе реализации норм о приобретении прав на земельные участки законом установлены не только право, но и обязанность лица, использующего земельный участок, надлежащим образом оформить права на него. Это означает, что при заключении сделки или принятии в пользу лица судебного решения (например, о признании права на земельный участок) лицо обязано осуществить государственную регистрацию права (перехода права, если речь идет о праве собственности) или государственную регистрацию договора, на основании которого используется земля, если такая регистрация предусмотрена законом. В противном случае лицо, использующее землю без оформленных надлежащим образом документов, может быть привлечено к административной ответственности на основании ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)3.

Требования к осуществлению государственного кадастрового учета в отношении земельного участка определены федеральным законом. С 1 января 2017 г. порядок осуществления государственного кадастрового учета регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (далее — Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов (ч. 1 ст. 26, п. 3 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 64, ст. 65 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ описание местоположения относится

№ 3/2019

к числу основных сведений об объекте недвижимости. На основании ст. 7 Закона № 218-ФЗ ведение ЕГРН осуществляется в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 (далее — Порядок № 943).

Законом № 218-ФЗ и Порядком № 943 предусмотрено изменение основных характеристик объекта недвижимости при одновременном внесении в ЕГРН новых сведений об этом объекте недвижимости (равно как и в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2017 г.).

Согласно Закону № 218-ФЗ орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, именуется органом регистрации прав (ч. 1 ст. 3 Закона № 218-ФЗ). Отметим, что понятие «орган кадастрового учета» действующим законодательством не используется.

Анализ судебной практики применения законодательства о вещных правах на земельные участки позволяет сделать следующие выводы4.

1. Одними из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство, в силу п. 1 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ)5 являются правоустанавливающие документы на земельный участок. Разрешая споры, суды признают таким документом прошедший государственную регистрацию договор аренды земельного участка. При этом предметом договора аренды является земельный участок с разрешенным видом использования (целевым назначением) «для организации отдыха населения».

Делая выводы о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка на вид «для строительства объектов для организации отдыха населения» путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды, суды не учитывают, что ЗК РФ установлены различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.

2. Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства урегулирована положениями статей 30, 31, 32 ЗК РФ, и ее соблюдение необходимо в целях обеспечения эффективности, справедливости,

публичности предоставления таких земельных участков.

3. Если лицо в целях приобретения земельного участка в собственность неоднократно подавало заявки о его выкупе, то при определении цены выкупаемого имущества необходимо исходить из наличия по ним единой воли и интереса в заключении договора купли-продажи, поведении лица в достижении по ним результата.

Одним из наиболее актуальных вопросов современной судебной практики в изучаемой сфере является порядок осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, сведения о местоположении границ которых исключены из ЕГРН по решению суда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета является, в числе прочих документов, вступивший в законную силу судебный акт (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ), а также, в отношении земельного участка, межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 13 ст. 22 Закона № 218-ФЗ форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921 (далее — Требования № 921)6.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»7, наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП (с 1 января 2017 г. — Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН)), не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП (ЕГРН).

Следовательно, в решении суда, предусматривающем необходимость исключения из ЕГРН сведений о такой основной характеристике объекта недвижимости, как местоположение границ земельного участка, полагаем, должно также содержаться указание органу регистрации прав на необходимость внесения в ЕГРН соответствующих новых сведений о местоположении границ данного земельного участка.

№ 3/2019

«Если в резолютивной части судебного решения содержатся ссылки на межевой план земельного участка, иной документ, содержащий сведения о «правильных» значениях координат характерных точек границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого подлежат исключению из ЕГРН, либо смежного с ним земельного участка, данный документ при наличии такого решения суда может являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений (внесения новых сведений) в отношении соответствующего земельного участка»8.

Если в решении суда отсутствует указание на обязанность органа регистрации прав совершить соответствующие учетные действия (например, только удовлетворены требования истца об исключении сведений о местоположении границ земельного участка из ЕГРН), оно может являться основанием для подготовки заявителем межевого плана соответствующего земельного участка в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ и Федеральным законом «О кадастровой деятельности» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (далее — Закон № 221-ФЗ)9.

Отметим также, что согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. № 32-КГ16-29 признание недействительными результатов установления границ земельных участков (как при межевании — до 1 марта 2008 г., так и при выполнении кадастровых работ — после 1 марта 2008 г.), в том числе в связи с наличием допущенной при таком установлении границ ошибки, само по себе не влечет восстановление нарушенных прав и законных интересов истца — правообладателя смежного земельного участка, суд при рассмотрении дела должен разрешить спор по существу и определить надлежащий способ восстановления нарушенного права истца.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. При этом далеко не все эти юридические факты могут служить основанием для возникновения вещных прав на земельные участки.

Права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Из сделки могут возникнуть право собственности на земельный участок, права и обязанности арендатора и арендодателя — по договору аренды земельного участка и права пользователя — по договору о передаче участка в безвозмездное срочное пользование.

Также право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Акт (решение) органа государственной власти или местного самоуправления в данном случае является основанием для возникновения права постоянного бессрочного пользования, права собственности (в процессе приватизации), права безвозмездного срочного пользования на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Как уже отмечалось в настоящей статье, права на земельные участки могут возникнуть также из судебного акта (решения), установившего гражданские права и обязанности. В этом случае права на земельный участок могут быть признаны судом, если из доказательств, представленных суду, следует, что это право принадлежало (либо принадлежит) лицу на том или ином основании. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей.

При этом очевидно, что предоставление земельных участков в собственность или на основании иного права не входит в компетенцию суда. Но суд может вынести решение, обязывающее соответствующие органы предоставить земельный участок в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Помимо оснований возникновения вещных прав, установленных гражданским законодательством, существуют и основания, предусмотренные земельным законодательством. К ним относятся нормы статей 20 и 21 ЗК РФ о праве граждан и юридических лиц закрепить земельные участки, используемые ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, в собственность

№ 3/2019

или заключить договор аренды; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Одна из наиболее существенных процедур, опосредующих возникновение федеральной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности на землю, — разграничение государственной собственности на землю, которое осуществляется по основаниям, предусмотренным Земельным и Водным кодексами РФ.

Право государственной или муниципальной собственности на земельные участки может также возникнуть и в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ), а также при изъятии земельного участка при нарушении собственником земельного законодательства (ст. 44 ЗК РФ), конфискации земельного участка (ст. 50 ЗК РФ), реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ).

В данном случае основанием возникновения права государственной собственности являются решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц.

Право муниципальной или государственной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда.

Завершающим этапом и одним из важнейших элементов возникновения вещных прав является их государственная регистрация. Но и здесь можно констатировать сочетание норм гражданского и земельного права.

Например, основанием приобретения права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка является решение органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении его пользователю такого права согласно ст. 20 ЗК РФ.

Согласно ст. 21 ЗК РФ земельные участки не предоставляются гражданам на праве пожизненного наследуемого владения с момента вступления в силу ЗК РФ. В связи с этим ст. 265 «Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком» ГК РФ не применяется.

Нужно отметить, что и право пожизненного наследуемого владения, и право постоянного (бессрочного) пользования переходят к приобретателю недвижимости, расположенной на земельном участке, принадлежавшем прежнему владельцу недвижимости на основе или права постоянного (бессрочного) пользования, или

права пожизненного наследуемого владения соответственно (ст. 35 ЗК РФ).

Статьей 271 ГК РФ также устанавливается, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

При переходе права постоянного бессрочного пользования земельного участка, при упомянутых выше обстоятельствах, лицу, не указанному в ст. 20 ЗК РФ в качестве допустимых правообладателей, следует приобрести земельный участок в собственность или заключить договор аренды в соответствии со статьями 20, 36 ЗК РФ, а также ст. 3 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ.

Характерным примером сочетания правового регулирования является сервитут. Основания возникновения права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) установлены земельным (ст. 23 ЗК РФ) и гражданским (ст. 274 ГК РФ) законодательством. Основанием возникновения утвержденного ЗК РФ публичного сервитута является решение органа государственной власти или местного самоуправления. Основанием же возникновения частного сервитута по ГК РФ выступает соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Если соглашение об установлении и условиях сервитута не достигнуто, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Соглашение заключается, как правило, по инициативе собственника того земельного участка, в пользу которого предполагается установить сервитут.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается права аренды и субаренды земельного участка, то они возникают на основании, соответственно, гражданско-правовых договоров аренды или субаренды. Данные права возникают также у лиц, приобретающих эти права на основании сделки по распоряжению правом аренды или правом субаренды (ст. 22 ЗК РФ).

Основанием возникновения права безвозмездного срочного пользования является либо решение соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления, предоставляющего земельный участок, либо дого-

№ 3/2019

вор, если земельный участок передается в пользование физическим или юридическим лицом — собственником земли.

Если гражданское законодательство, регулирующее, в первую очередь, имущественные правоотношения, устанавливает основания для возникновения и прекращения вещных прав на недвижимость, то, согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами»10.

Характеризуя в целом соотношение земельно-правового и гражданско-правового регулирования оснований возникновения вещных прав на земельные участки, можно констатировать сложность и неоднозначность данного процесса. Это вызвано наличием комплексных, глубинных взаимосвязей между этими двумя важнейшими отраслями российского законодательства.

Таким образом, проанализировав нормы современного гражданского и земельного законодательства, можно прийти к выводу о необходимости достижения единообразия правового регулирования в данной области. Возможно, одним из путей преодоления имеющихся противоречий могло бы стать включение в состав ГК РФ отдельной главы о вещных правах, которая в свое время была разработана, но не была опубликована, учитывающей опыт правоприменения норм гражданского и земельного права.

1 Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 1Э6-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01. 2019 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

2 Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 01.01.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6 Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. № 921 // СПС «Консультант Плюс»

7 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // СПС «Консультант Плюс»

8 Согласно правовой позиции, изложенной в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП (с 1 января 2017 г. — Единый государственный реестр недвижимости), не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП (ЕГРН).

9 См.: Закон № 218-ФЗ и Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

10 Земельный кодекс РФ…

Об осуществлении права собственности идет речь в статьях 316, 319 ГК, в соответствии с которыми лицо осуществляет свое право на имущество: а) согласно закону; б) по своей воле; в) независимо от воли другого лица; г) по собственному усмотрению; д) путем реализации правомочий собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом; е) совершая в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, в частности; е) используя свое имущество для предпринимательской деятельности (ст. 320 ГК).

Общими гарантиями осуществления права собственности является обеспечение всем собственникам равные условия осуществления своих прав (ч. Ст. 319 ГК);

невмешательство государства в осуществление лицом права собственности (ч. 6 ст. 319 ГК); незыблемость права собственности-ст. 321 ГК.

Осуществление права собственности происходит прямо или косвенно. Первое характерно для частных владельцев, второе — для публичных собственников (народа Украины, государства, территориальных общин), которые осуществляют свои права через уполномоченных лиц. Возможно и сочетание этих способов осуществления права собственности, например, это касается использования и, в частности, эксплуатации жилья, которое может осуществляться владельцами как непосредственно, так и путем создания объединений (ст. 385 ГК).

Такая форма осуществления права собственности на жилище всячески поддерживается государством и органами местного самоуправления, которые заинтересованы как можно быстрее передать бремя содержания многоквартирного жилого дома собственникам квартир. Вопросы создания и деятельности объединений собственников регулируются Законом Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома»1.

Народ Украины, соответствующие общины и государство осуществляют свои правомочия, как правило, через органы государства и местного самоуправления.

Поскольку Украинский народ для вступления его в имущественные отношения, урегулированные нормами частного права, должен быть определенным образом организован, т. е. иметь полномочных представителей для осуществления права собственности, возникает проблема совмещения функций государственных органов по осуществлению собственнических полномочий как Украинского народа, так и Украинского государства.

Государство осуществляет право собственности через государственные органы, которые действуют от имени и в интересах государства Украина. Возможно осуществление права собственности государства и через частных лиц (физических или юридических) путем передачи им объектов права государственной собственности в управление на основании договора.

Законом Украины «Об управлении объектами государственной собственности» определен круг государственных органов, уполномоченных управлять государственным имуществом и их полномочия. Этими органами являются: а) Кабинет Министров Украины; б) министерства и ведомства; в) Фонд государственного имущества Украины (далее — ФГИУ); г) другие государственные органы. К их компетенции входит создание и прекращении государственных юридических лиц, контроль за осуществлением ими своей деятельности, предоставление разрешения на отчуждение основных средств производства. Фактически все названные полномочия относятся к сфере регулирования публичного права. Зато есть и цивилистические аспекты такого управления, в частности, это переход права собственности на государственное имущество в процессе приватизации, передача в аренду объектов права государственной собственности, функции по управлению корпоративными правами государства.

Отдельными законами регулируется осуществление права собственности на государственное имущество, закрепленное за академическими, учебными, культурными учреждениями. Это законы «Об особенностях правового режима деятельности Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук и статуса их имущественного комплекса», «О высшем образовании», «О музеях и музейном деле» и проч.

Статья 1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» дает понятие коммунальной собственности как права территориальной общины владеть, целесообразно, экономично, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах имуществом, которое принадлежит ей, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Ими являются сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов. Эти органы, с одной стороны, выступают органами территориальной общины, а с другой — они являются самостоятельными юридическими лицами.

Конституцией (статьи 142, 143) территориальным общинам предоставлены широкие права по управлению коммунальным имуществом. Они имеют право совершать в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие закону — передавать объекты права коммунальной собственности во временное или постоянное пользование, сдавать в аренду, продавать соответствии с законами о приватизации, а также перераспределять на конкурсной основе между собственными юридическими лицами.

Территориальные общины сел, поселков, городов и районов в городах могут объединять объекты своих прав собственности с возникновением у них совместной собственности и передачей этих объектов в управлении районных и областных советов. При этом территориальные общины не теряют своего права собственности, а права собственности районов или областей не возникает. Меняется только правовой режим коммунальной собственности и орган, уполномоченный ею управлять. Им становится вместо соответствующего совета (сельского, поселкового, городского или районного в городе) областная или районная рада в зависимости от того, какие территориальные общины объединяют свое имущество. Если объединяется имущество сел и поселков, управление им осуществляет районный совет, а при объединении, скажем, имущества городских общин, оно передается в управление областного совета.

Осуществление собственником своего права происходит по его собственному усмотрению (ч. 1 ст. 319 ГК). При этом собственник может осуществлять в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Однако право собственности не безгранично — неизбежным является установление определенных границ, которые следует учитывать собственнику при осуществлении им своих правомочий. Они сводятся к указания на соблюдение владельцем закона и прав третьих лиц.

Итак, с одной стороны, право собственности как институт права предоставляет владельцу определенную сферу выражения своей воли, на которую не должны посягать остальные члены общества. И эта сфера является довольно значительной. С другой стороны, эта сфера не безгранична, потому что право очерчивает определенные границы для владельцев ради интересов суспільства1.

Учитывая сказанное относительно обязанностей собственника и широты права собственности, следует определиться с его пределами при осуществлении носителем этого права своих правомочий. Потребность в них очевидна, поскольку безграничная свобода отдельного лица была бы не только отрицанием права других лиц, а прямым беспорядком.

Общими принципами пределов права собственности, содержащиеся в Конституции (ст. 41), ГК, других законах, являются следующие: а) установление исключительно в интересах общего блага, общественного интереса; б) на основании и в случаях, предусмотренных законом; в) исходя из равенства всех собственников перед ними, то есть границы должны устанавливаться не для отдельных владельцев, а для всех; г) возможность судебного оспаривания изъятия государством имущества; д) справедливой компенсации государством собственнику имущественных потерь.

Поэтому границы права собственности является имманентно внутренне присущей его характеристикой, в частности относительно того, что собственность обязывает (ч. 4 ст. 319 ГК); при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей собственник должен придерживаться моральных принципов общества (ч. 2 ст. 319 ГК); он не может использовать свое право в ущерб правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли (ч. 5 ст. 319 ГК); деятельность владельца может быть ограничена или прекращена или владелец может быть обязан допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами лишь в случаях и в порядке, установленных законом (ч. 7 ст. 319 ГК).

Не следует путать пределы осуществления этого права в виде общих запретов для всех владельцев, временное ограничение конкретного владельца в правомочностях и лишения права собственности, которое влечет его прекращение как субъективного права.

Ограничения права собственности Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» именуются отягощениями, под чем понимается запрет распоряжаться и/или пользоваться этим имуществом. Основанием для такого запрета может быть: а) закон; б) акты органов государственной власти или их должностных лиц; в) договор.

Ограничения права собственности касаются различных возможностей владельца: а) запрет на отчуждение его имущества (например, переданного в залог); б) арест его имущества; в) недопустимости иметь определенные объекты на праве собственности, и если они попали к нему на определенных основаниях — осуществить их отчуждения; г) использовать имущество только по его целевому назначению и тому подобное.

в Частности это касается: национальных, культурных и исторических ценностей (ч. 8 ст. 319 ГК); жилищного фонда Так, статьей 383 ГК предусматривается, что собственник жилого дома, квартиры имеет право использовать помещение для собственного проживания, проживания членов своей семьи, других лиц и не имеет права использовать его для промышленного производства. Собственник земельного участка имеет право использовать его на свое усмотрение соответственно его целевому назначению (ч. 4 ст. 373 ГК).

Ограничивается право собственности и при установлении сервитутов или возникновении иного вещного права на имущество собственника(суперфиция или эмфитевзиса), поскольку он уже не в полной мере осуществляет свои правомочия в отношении своего имущества.

Исходя из такого свойства права собственности, как упругость и эластичность, при ограничении права собственности объем возможностей собственника по осуществлению своих правомочий значительно уменьшается. При прекращении же ограничений право собственности самовосстанавливающийся, то есть приобретает вид своего первоначального неограниченного состояния, не требуя дополнительных действий извне. Ограничения не исключают отдельные правомочия из содержания права собственности, а стесняют, сдерживают собственника в осуществлении субъективного права с целью обеспечения прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Добавить комментарий