Принципы прав человека

Все принципы права прав человека можно разделить на две катего­рии: общие принципы международного права, применимые к праву прав человека, и специальные принципы в области прав человека.

К первой категории относятся: принцип равноправия и самоопре­деления народов (наций); принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, принцип справедливости.

К специальным принципам права прав человека относятся принципы универсальности, недискриминации, защиты и применения специаль­ных мер, должной распорядительности, ответственности за нарушение прав и свобод человека.

1. Принцип универсальности прав и свобод человека впервые нашел от­ражение в Уставе ООН, где целью международного сотрудни­чества провозглашалось поощрение и развитие «уважения к правам че­ловека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Универсальность как неотъемлемое свойство прав челове­ка подчеркивается как в названии первого документа, принятого в рам­ках ООН — Всеобщей декларации прав человека, так и в его содержании. Субъектная универсальность подтверждается во всех конвен­циях и декларациях прав человека, принятых после Всеобщей деклара­ции .

Универсальность проявляется также во временной и пространствен­ной сферах действия международных договоров по правам человека. Все международные соглашения в этой области — бессрочные, за исклю­чением Конвенции о предотвращении преступления геноцида и нака­зании за него 1948 г. и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. В ряде из них отсутствуют статьи о денонсации (Пакты о правах человека). Договоры в области прав че­ловека при их нарушении характеризуются отсутствием принципа вза­имности, применяемого в праве международных договоров.

Говоря о пространственной сфере действия международных соглаше­ний по правам человека, следует обратиться к их содержанию, поскольку конвенционная трактовка указанного вопроса не отличается единообра­зием. Так, в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. предус­матривается, что «каждое участвующее… в Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в Пакте». Европейская конвен­ция предоставляет право обращаться в Европейский суд по правам че­ловека с жалобой на нарушения государством — участником положений Конвенций как физическим лицам, так инеправительственным организациям (т. е. юридиче­ским лицам) и группам частных лиц.Рассматриваемый принцип получил закрепление и в Итоговом до­кументе Всемирной конференции по правам человека 1993 г.

2. Принципнедискриминации, нашедший отражение в качестве одной из целей ООН в ее Уставе означает, что каждый человек обладает правами и сво­бодами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, нацио­нального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения Дан­ная трактовка принципа недискриминации была воспринята Пактами о правах человека 1966 г. и получила закрепление во всех конвен­циях универсального и регионального характера и иных международных документах по правам человека, принятых в рамках МОТ, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы и Европейского Союза.

В Декларации тысячелетия ООН принцип недискриминации был признан в качестве обязательства государств в третьем тысячелетии и дана его новая трактовка в контексте терпимости, объявленной фунда­ментальной ценностью XXI в. В Декларации провозглашается, что при всем многообразии культур, религий и языков люди должны уважать друг друга.

3. Принцип защиты и применения специальных мер означает обеспече­ние позитивного, реального равенства мужчин и женщин, равной воз­можности осуществления прав человека. Этот принцип осуществляется путем предоставления определенных привилегий уязвимым категориям индивидов, которые в силу естественных или иных причин лишены условий для достижения реального равенства по отношению к другим категориям индивидов.

Впервые на универсальном уровне принцип защиты и специаль­ных мер в отношении женщин был провозглашен во Всеобщей декла­рации прав человека, в которой подчеркнуто, что «материнство и мла­денчество дают право на особое попечение и помощь». Дальнейшее развитие получил в Пакте об экономических, со­циальных и культурных правах 1966 г., в котором отмечается необходи­мость особой охраны матерей «в течение разумного периода до и после родов». И, наконец, Конвенция о ликвидации всех форм дискримина­ции в отношении женщин 1979 г. окончательно закрепила данный прин­цип, провозгласив, что принятые государствами-участниками временные специальные меры, направленные на охрану материнства, не считают­ся дискриминационными.

4. Принцип должной распорядительности является критерием соблюде­ния государствами существующих стандартов по правам человека. В меж­дународном праве он имеет давнюю историю. ис­пользовался в делеAlabamaClaims, а также в других арбитражных решениях, касающихся ответственности государства за необеспечение защиты в случае причинения ущерба иностранцам и их собственности со стороны частных лиц. Этими решениями была создана норма, соглас­но которой государство по международному праву обязано действовать с должной распорядительностью, чтобы предупреждать и расследовать данные правонарушения независимо от того, совершаются они частны­ми или государственными субъектами, наказывать за такие акты и обе­спечивать средства правовой защиты.

Таким образом, принцип должной распорядительности призван обе­спечить выполнение государствами принятых на себя обязательств пред­принимать соответствующие меры для практической реализации прав, закрепленных в конвенциях по правам человека.

5. Первоначально содержание принципа ответственности за нарушение прав и свобод человека выражалось в закреплении юрисдикции государ­ства в отношении лиц, нарушавших основные права и свободы человека на его территории. Ответственность за грубые и систематические нарушения прав че­ловека носит иной характер, т.ктакие деяния квалифицируют­ся как международные преступления. В Конвенции о предотвраще­нии преступления геноцида и наказания за него и в Конвенции о предотвращении преступления апартеида и наказания за него установлена альтернативная юрисдикция в отношении лиц, совершив­ших такие преступления: либо компетентного суда государства, на тер­ритории которого совершено преступление, либо международного уго­ловного суда.

Юрисдикция Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио распространялась на лиц, со­вершивших военные преступления и преступления против человечно­сти в период Второй мировой войны.

По мере признания государствами приоритетности международной защиты прав человека перед национальными формами защиты стали соз­даваться международные трибуналы adhoc для привлечения к уголов­ной ответственности лиц, совершивших международные преступления в области прав человека в отдельных регионах. Так, были созданы Международные трибуналыпо Югославии и Руанде. В 2002 г. меж­ду Правительством Сьерра-Леоне и ООН было заключено соглашение о создании Специального суда по Сьерра-Леоне, юрисдикция которого распространяется на преступления против человечности, а также пре­ступления по национальному законодательству, связанные с грубейши­ми нарушениями прав человека.

Значительным достижением международного сообщества в деле при­влечения к ответственности лиц, совершивших преступления геноци­да, преступления против человечности, а также военные преступления, является принятие в 1998 г. Статута (МУС), в соответствии с которым было создано универсальное между­народное судебное учреждение, действующее на постоянной основе.

Кроме того, значительно расширилось содержание принципа ответ­ственности за нарушения прав и свобод человека: наряду с уголовной ответственностью физических лиц предусматривалась международно-правовая ответственность государств, содействующих совершению та­ких преступлений. Так, начиная с 1977 г. Советом Безопасности ООН стали приниматься резолюции о применении санкций в отношении го­сударств, осуществляющих политику апартеида (с 1977 г. против Южной Африки ), а также этнические чистки и политику геноцида в период во­оруженных конфликтов (в отношении Ирака, Гаити, бывшей Югосла­вии, Руанды, Сомали, Судана, Сьерра-Леоне).

Принципы правового статуса человека и гражданина

Принципы правового статуса человека и гражданина — это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

1. Центральное место занимает принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

2. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации.

4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем вире принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Вместе с тем Конституция РФ содержит положения о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

6. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

7. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно к правам и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно конкретизируются нормами ч. 1 ст. 17, где говорится о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Проблема принципов является стержневой в теории и практике прав человека.

Принципы прав человека определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, отражают основополагающие, существенные, устойчивые идеи, на которых базируется система прав человека.

В современной литературе можно встретить различные подходы к проблеме принципов прав человека и их классификации. Тем не менее, все они находятся в русле признанного в международном праве базисного подхода, отраженного в следующих документах:

  • Устав Организации Объединенных Наций;

  • Всеобщая декларация прав человека;

  • Международный пакт о гражданских и политических правах;

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

  • в других международных документах в области прав и свобод человека.

Так, Устав ООН содержит в своей преамбуле положения о том, что государства подтвердили веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций. Указывается, что государства будут стремиться создавать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи.

Всеобщая декларация прав человека повторяет нормы Устава ООН о вере в права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин. Указывается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Кроме того, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах устанавливается:

– признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

– права вытекают из присущего человеческой личности достоинства;

– государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека.

Обобщив положения указанных документов, можно выделить следующие важнейшие принципы прав человека:

  • ценность человека, его прав и свобод (принцип гуманизма);

  • принцип свободы;

  • принцип естественности и неотъемлемости прав, вытекающий из присущего человеческой природе достоинства;

  • принцип всеобщности и универсальности прав человека;

  • принцип равноправия;

  • общепризнанность и общеобязательность норм международного права в области прав человека;

  • принцип уважения, поощрения и соблюдения прав человека;

  • принцип терпимости (толерантности);

  • принцип справедливости.

Дальнейшее развитие и конкретизацию эти принципы получили в официальных документах и материалах ООН, всемирных, региональных и национальных конференций по правам человека.

Перейдем непосредственно к характеристике некоторых принципов, лежащих в основе института прав человека.

Основополагающим принципом прав человека является принцип гуманизма. Слово «гуманизм» с латинского переводится как «человечный». Сущность гуманизма – в заботе о человеке, признании его как личности. Основной формой проявления гуманизма в современных условиях является обеспечение прав человека. ООН в своей деятельности широко опирается на этот принцип.

Принцип гуманизма неизменно предполагает уважение человеческого достоинства, т.е. утверждает ценность всякой человеческой личности вне зависимости от имеющегося у нее социального статуса. Он предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства. В нем выражена внешняя равная оценка всех людей как представителей человеческого рода.

Человеческое достоинство – это не только общественное достояние, но и индивидуальное состояние, мерило самосознания, самоуважения. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, ее практических успехов, в том числе и в области реализации прав человека.

Уважение человеческого достоинства отражается всей системой прав человека, и наиболее ярко – в таких правах как право на неприкосновенность частной жизни, чести, право на имя, жизнь, целостность личности, на запрет пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, на запрет рабства и принудительного труда, на признание правосубъектности, на презумпцию добропорядочности и невиновности, право на защиту своих прав, право на достойное существование и др.26

Свобода как принцип прав человека. Известный правозащитник С.А. Ковалев определяет права человека вообще как «кодифицированную идею свободы»27. Действительно, свобода индивида просматривается практически в каждом праве, а особенно зримо в праве личной неприкосновенности, в свободе от рабства, неволи, насилия и принуждения, в свободе мысли, совести и вероисповедания, выражения мнения и свободной информации, свободе собраний и объединений, в праве собственности, предпринимательства, творчества и труда, в праве на убежище и т.п.

Принцип свободы означает самоопределение человека, его независимость и автономию, возможность мыслить и действовать в соответствии с собственной волей и без принуждения извне.

В свободе выражена сущность, а также условия бытия человека. «Быть свободным составляет понятие человека», – утверждал Гегель28.

Но если свобода есть только независимость и самовольность, то это и равнодушие, и непричастность, и безответственность. Такая свобода порождает эгоизм и отменяет всякие законы29. Поэтому лишь охраняемая и ограниченная правами других людей свобода становится прямой противоположностью своеволия и эгоизма. Моральная и правовая формула гласит: «Свобода одного человека ограничена свободой другого».

И.И. Котляр пишет, что «свобода труднее всего приживается там, где нет традиций и низкая политическая культура. В государстве и обществе первым условием всякой свободы является наличие ответственности всех чиновников за все свои служебные действия по отношению к любому из граждан… Второе – это наличие ответственности всех граждан за организованность в обществе, отсутствие хаоса. В общем, как писал Цицерон, власть и свобода неотделимы друг от друга, так как в противном случае получается либо деспотизм, либо анархия»30.

Следует отметить, что в обществе существует различное восприятие и понимание свободы. И спектр концепций, пытающихся определить понятие и сущность свободы, необычайно широк: от негативной трактовки понятия до позитивной. Приведем для примера несколько из множества существующих позиций по проблеме понимания свободы.

Так, размышляя о ценностном мире личности, профессор Р.Г. Апресян считает, что обретение свободы является великим благом, но свобода не может существовать сама по себе, она неразрывно связана с ответственностью, с сознательным самоограничением человека, с соблюдением нравственных императивов и т.д. Автор рассматривает понятие свободы с различных позиций. В самом общем смысле свобода – это отсутствие давления или ограничения. Однако свобода заключается не просто в отсутствии ограничений, в чистом виде такого состояния быть не может. Свобода – это характеристика действия, совершенного: а) со знанием и учетом объективных ограничений, б) по собственному произволению – не по принуждению; в) в условиях существования выбора возможностей.

Свобода рассматривается автором как независимость, автономия. В независимости свобода обнаруживается отрицательно – как «свобода от чего-то». Автономия выражается в неподопечности – в свободе от патерналистской опеки и тем более диктата с чьей-либо стороны, в том числе со стороны государства.

В то же время, отрицательная свобода как автономия обращается в свободу положительную: автономия означает уже не только отсутствие внешнего давления, ограничения, принуждения, но и возможность собственного выбора. Свобода оказывается «для чего-то»: по крайней мере, для осуществления выбора. В данном случае понимание свободы можно выразить в слове «воля». Идея свободы воли заключается в главном – в возможности, способности и праве человека выбирать предпочтительное из альтернативных целей или задач.

Однако воля может быть истолкована также в различных смыслах: это свобода от рабства, от крепостного состояния, это данный человеку простор, выбор в поступках, это – отсутствие неволи, принуждения; это – сила и власть, могущество; но это – и своеволие, произвол.

Поэтому свобода, понимание которой ограничено только представлениями о личной независимости, самовольности, неподзаконности, иначе не может проявить себя, как в равнодушии, непричастности или безответственности. Это «свобода», порождающая эгоизм и разнузданность, ведущая к бунтарству – к отмене всякого закона, стоящего надо мной (это своеволие заявляет: «Делаю, что хочу!»), а затем и к тирании – самочинному возведению своей воли в ранг закона для других (это тирания приказывает: «Делать, что я хочу!»).

Отсюда следует понимание свободы как самообладания, которое выражается в сфере права как подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине, поддерживаемой в первую очередь государственным законодательством. В сфере морали это – сообразование личной воли с долгом. Образно это выражено в известной английской пословице: «Свобода моего кулака ограничена кончиком чужого носа»; т.е. свобода одного человека ограничена свободой другого. Именно поэтому параллельно со свободой нужно говорить об ответственности человека за свои волевые решения, действия и их последствия. Мера ответственности пропорциональна простору свободы31.

Принцип равноправия. Из сознания того, что люди обладают человеческим достоинством, следует принцип их равной, одинаковой значимости для политической, правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенство их прав. Все должны относиться друг к другу как к равным себе.

Равноправие – принцип и фундаментальное право (наряду со свободой) человека, порождающее многие другие права, например, право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие, право на интеграцию инвалидов, пожилых людей и т.п. Равноправие следует понимать как равенство гарантированных возможностей, а будут ли востребованы эти возможности, воспользуется ли ими индивид или нет, – выходит за пределы содержания равноправия.

Хотя в действительности люди различны и неравны, однако для прав человека не имеют значения отличия людей, поскольку для обладания юридическими правами, т.е. правосубъектностью (способностью быть субъектом правовых отношений), это не важно.

В правах человека отражены различные формы правового равенства. Всем гарантируются права независимо от социального происхождения, имущественного и должностного положения, рода занятий, убеждений, мировоззрения, принадлежности к общественным организациям или политическим партиям, национальности и языка, вероисповедания, пола и возраста; женщины равноправны с мужчинами, дети и молодежь со взрослыми, все равны перед законом и судом. Принцип равноправия не признает несправедливые привилегии и запрещает дискриминацию по любым основаниям.

Тем не менее, принцип равноправия не абсолютен, он должен пониматься в контексте с принципом свободы, а также в сочетании с правом на уважение человеческого достоинства. Особенно значимо такое понимание для ситуаций и лиц, которые в силу индивидуальных особенностей и жизненных обстоятельств лишены достойного человеческого существования. Это находит отражение в действии правила позитивной дискриминации – государство и общество оказывают наибольшую помощь той социальной группе, которая находится в наиболее неблагоприятном положении. Предоставляя ей льготы и дополнительные права, создавая преференциальные режимы, позитивная дискриминация «подтягивает» нуждающихся до уровня относительного равенства с остальным населением.

Известный польский правозащитник М. Новицкий выделяет три подхода к пониманию равенства: «Если какой-то политик говорит, что он любит равенство, то нужно посмотреть, какой партийный билет у него в кармане, потому что от этого зависит то, о чем он говорит вообще. Если этот политик – коммунист, то он представляет мышление, которым было переполнено телевидение лет 15-20 тому назад, когда говорили: «Ведь у всех те же самые желудки, все должны получать одно и то же. Равенство – условие жизни».

Если о равенстве говорит социалист (я имею в виду социалистов Западной Европы), он думает, что у людей должны быть равные шансы, одинаковые возможности. Потом один будет много работать, заработает много денег и займет высокий пост. Другой не сможет, и жить ему будет хуже. Но вначале нужно дать одинаковые возможности всем. Это равенство с точки зрения социалиста. Но нельзя забывать, что если зайти слишком далеко, могут начаться проблемы. В начале двадцатого века европейские социалисты пришли к выводу, что не нужны законы о наследстве. Если ваш отец был способный, много работал, получал большие деньги, а мой ленился и работать не хотел, то получается, что у вас, как его наследника – много денег, а у меня нет. Почему вам должно быть легче? Может быть, надо выбросить законы о наследстве? Но мы чувствуем сразу, что зашли слишком далеко.

И есть третий тип понимания равенства. Это либеральный тип. Для либералов равенство – это равенство законов и равенство первенства. Равенство законов – это понятие, очень близкое к запретам дискриминации… Что такое запрет дискриминации? Это запрет биологически необоснованного разделения людей. Пример: закон, который говорит, что татарин или блондинка не могут водить машину, – это дискриминация татар и прекрасных блондинок. Но закон, который говорит, что слепой не может водить машину, – это не дискриминация, потому что имеется сильное физиологическое обоснование этого закона. И разные документы по правам человека, разные международные конвенции о правах человека перечисляют разные черты, по которым не позволяется различать людей по национальностям, религиям, и прочее, и прочее.

Если законодательство запрещает дискриминацию, там не будет таких слов как мужчина, женщина, татарин, русский, поляк, православный, католик и т.д. Если появляются в законах слова такого типа, то уже включается звонок: «Очень вероятно, что такой закон – дискриминация». Едва ли можно оправдать введение в законодательство таких слов.

Равенство перед законом сложно обеспечить. Чтобы суд, чиновник относились одинаково ко всем людям. Этого не получается. Нигде в мире не получилось организовать такой системы, чтобы и богатый, и бедный человек, если их поставят перед судом, имели равные возможности. У богатого всегда адвокаты будут получше. Можно применять разные способы, чтобы уменьшить эту проблему, но до сих пор никому в мире не удалось полностью ее решить. Это было несколько слов о проблеме равенства, о трех типах понимания равенства: равные желудки, равные возможности и равные законы»32.

Принцип солидарности. Солидарность в исходном смысле означает единение, совместность, взаимопомощь и поддержку. Солидарность основывается на взаимном признании прав, а следовательно – на обязанностях и ответственности. Каждый в результате сотрудничества добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку.

Качество солидарности иллюстрируется большим набором прав, действующих, например, в сфере труда и капитала (право на коллективные переговоры и коллективные действия работников, в том числе и на забастовку, на защиту в случае необоснованного увольнения, на справедливые и равные условия труда и т.д.), в сфере социальной деятельности публичной власти (право на социальную помощь и пособия, охрану здоровья, охрану окружающей среды, развития образования и т.п.).

Солидарность предполагает, что пользование правами будет осуществляться, во-первых, ответственно, т.е. без нарушений прав других людей и с соблюдением необходимых мер предосторожности, исключающих причинение какого-либо вреда; во-вторых, с уважением к правам других людей, что реально лишь при добросовестном выполнении своих обязанностей; и в-третьих, при условии содействия и помощи друг другу как оптимального и наименее затратного варианта достижения общей цели. Таким образом, солидарность при осуществлении прав превращается в гарантию существования прав, а также гарантию личной и социальной безопасности.

Толерантность (терпимость) – это особый принцип прав человека, который утверждает «уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности33.

Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения. Терпимость ограничивает враждебность людей друг к другу.

Требование толерантности (терпимости) призвано компенсировать и смягчать противоречия плюрального общества. Равенство, солидарность, демократия и свобода действенны при условии реальности толерантности.

Терпимое общество не допускает предвзятости или дискриминации, подавления или неуважения прав тех или иных членов общества.

Терпимость основана на признании права другого сохранять свою самобытность, свободу самовыражения, «права другого быть другим и оставаться другим сообразно с собственными ценностными предпочтениями»34.

Принцип справедливости. Содержание справедливости в системе прав человека проявляется достаточно многогранно. Справедливость – понятие о должном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав, гармоничности межличностных и общественных отношений. Профессор Г.В. Мальцев определяет справедливость как «воплощение мировой гармонии на земле, общий лад в человеческих взаимоотношениях и равновесное состояние общества, где каждый служит каждому, отдает и получает «свое». Три максимы выражают основные требования справедливости: «будь честным», «не вреди другому», «воздавай каждому свое»»35.

Принцип всеобщности и универсальности прав человека. Права человека носят всеобщий и универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав человека имеет несколько измерений.

— Права и свободы распространяются на всех людей, без какой-либо дискриминации. Международные стандарты и законодательство демократических правовых государств гарантируют равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

— Проблема прав человека – всеобщая проблема. Вопросы, касающиеся прав человека, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав составляет одну из основ мирового порядка. Обязательства, принятые государствами в области человеческого измерения в рамках ООН, ОБСЕ и других международных институтов, являются предметом непосредственного и законного интереса для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

— Все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т.д. – это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой принадлежит человек.

— Универсальность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, в любом месте он обладает основными, естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Содержание

Принципы права, их классификация и роль в правовом регулировании

Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Иначе, принципы права – это руководящие идеи, актуальные в текущем историческом периоде и выражающие сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Отличие принципов права от правовых идей:

  • правовые идеи могут значительно опережать действующее право, а правовые принципы актальны для «своего» времени..

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

Роль принципов права в правовом регулировании

Принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы — это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в Конституциях либо важнейших законах.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Классификация принципов права

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

Общеправовые принципы:

  1. справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.;
  2. юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: «1.

    Все равны перед законом и судом»;

  3. гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство;
  4. демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;
  5. единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений — субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав;
  6. федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства — общефедеральная и региональная;
  7. законность — система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно;
  8. сочетание убеждения и принуждения — универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Межотраслевые принципы права

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

  • принцип неотвратимости ответственности,
  • принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Отраслевые принципы права

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся:

  • в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях;
  • в уголовном праве — презумпция невиновности;
  • в трудовом праве — принцип свободы труда;
  • в земельном праве — принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Общие принципы права и их характеристика :

Право – это сложнейшая система институтов, подинститутов и норм. Для того чтобы создать упорядоченную совокупность мыслей и идей, были созданы и провозглашены в качестве основополагающих общие принципы права.

Принципы – что это?

Сущность создания правовых принципов заключается в провозглашении главных идей и основополагающих начал для дальнейшего развития той или иной системы. Российское право в роли главнейших провозглашает следующие принципы:

  • Законность.
  • Демократизм.
  • Уважение прав и свобод человека и гражданина.
  • Справедливости.
  • Правосудия.
  • Ответственность за вину.

Это далеко не полный перечень, которым может похвастаться нормативная система романо-германской правовой семьи, к которой относится Российская Федерация. Однако, для того чтобы понять суть, важно рассмотреть все вышеперечисленные общие принципы российского права подробнее.

Принцип законности как гарант исполнения Конституции

В Российском государстве действует строгая иерархичная система подчинения нормативно-правовых актов. Любой закон, подзаконное положение, документы местных и исполнительных органов власти не должны противоречить Конституции РФ. Именно поэтому законность является общим принципом права, занимающим первое место.

Строгое и неукоснительное соблюдение установленных правовых норм гарантирует создание и поддержание порядка в современном обществе. Принцип законности является главенствующим в каждом государстве, где существует развитая законодательная система.

В России значимость негласной нормы, регламентирующей законность, доказывается наличием федеративной формы государственного устройства.

Гарантией того, что административно-территориальный субъект не создаст собственную правовую базу, а также его законы не будут противоречить Конституции, является принцип законности.

Какую роль в праве играет демократизм?

Общие принципы права Российской Федерации в качестве основного провозглашают принцип демократизма. Однако сейчас идут активные споры по поводу того, важно ли учитывать эту норму при создании законодательной базы. В подтверждение важности принципа демократизма приводятся следующие аргументы:

  1. Право принятия законов народом реализуется как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае особая роль принадлежит такой форме выражения воли как референдум, во втором – воля народа выражается через избранных представителей, то есть опосредованно.
  2. В принятии законодательных актов первостепенную роль играет воля народа. Это значит, что принцип демократизма на первое место ставит удовлетворение потребностей общества.
  3. Строгая иерархичная система, построенная в соответствии с принципом законности, реализует народную волю абсолютно во всех нормативно-правовых актах.

Три элемента принципа демократизма полностью доказывают то, что построение правового государства, а впоследствии и гражданского общества, полностью зависит от реализации провозглашённого положения.

Роль прав и свобод человека и гражданина в государстве

Общая характеристика принципов права обязательно включает в себя негласное положение о соблюдении и уважении прав и свобод человека и гражданина.

Создание идеи об охране прав гражданина лежит в основе построения правового государства и гражданского общества. Принцип соблюдения свобод и законных интересов человека показывает то, что правовая система РФ стремится к улучшению жизни общества и построению закопослушного общества.

Таким образом, соблюдение данного принципа можно увидеть в Конституции России, где закреплены главные права и свободы как человека, так и гражданина.

Важной особенностью является то, что законодательство провозглашает не только естественные нормы (право на жизнь, на имя, на неприкосновенность), но также права позитивные (избирать и быть избранным, заниматься предпринимательской деятельностью).

К данному принципу относится защита как интересов граждан, проживающих на территории Российской Федерации, так и охрана правового статуса иностранных лиц.

Принцип справедливости

К общим принципам права относится не менее важное положение о справедливости. Идея этой статьи говорит о том, что нормы, отражённые в нормативно-правовых актах, обязательно должны соответствовать жизни современного общества.

Ярчайшим примером реализации идеи справедливости является декриминализация норм, предусматривающих уголовную ответственность за спекуляцию. Если в Советском Союзе за экономические деяния подобного рода сажали в тюрьму на 10 лет, то сейчас совершённое действие вовсе не нарушает рамки закона.

Как видите, вновь созданная правовая система Российской Федерации полностью соответствует уровню развития общества.

В процессе законотворчества принцип справедливости учитывается для формирования гармоничного правового статуса как со стороны общества и отдельно взятого индивида, так и со стороны государства.

Это значит, что при создании норм важно избегать ущемления прав и свобод человека и гражданина, но при этом не ущемлять полномочия государственных органов. Наличие принципа справедливости обеспечивает баланс между органами государственной власти и общества в целом.

Конечно, любой нормативно-правовой акт должен быть справедливым.

Принцип правосудия как необходимый баланс правовой системы

Принцип правосудия является общим принципом права, однако может рассматриваться в качестве общеправового, отраслевого и межотраслевого положения.

Судебная система в Российском государстве относится к отдельной ветви государственной власти. Именно поэтому данный принцип считается одним из самых важных. Принцип правосудия призваны обеспечивать высшие суды РФ, а также судебная система субъектов государства. Таким образом, закрепление положения даёт право каждому гражданину или юридическому лицу на беспристрастное разрешение споров.

Роль судьи в реализации принципа правосудия заключается в проведении судебного процесса и вынесения решения строго исходя из законодательства России, а также личного опыта.

Здесь важно учитывать то, что вышеперечисленные общие принципы права призывают к построению гармоничной и соответствующей всем установкам правовой системы. В то время как принцип правосудия необходим для реализации механизма защиты и охраны своих прав.

Не будь провозглашено правосудие основной идеей создания правовых норм, все остальные принципы потеряли бы свой смысл за неимением должной защиты.

Конституционные принципы

Общие принципы конституционного права вполне можно отнести к принципам любой отрасли российского законодательства, так как каждый правовой институт строится в строгом соответствии с Основным законом государства. Конституция Российской Федерации закрепляет следующие идеи развития:

  1. Народный суверенитет говорит о том, что «источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». Так начинается преамбула Конституции РФ, в соответствии с которой и выстраиваются последующие нормы закона.
  2. Народное представительство показывает непосредственную реализацию общественной власти. Так, в аппарате управления нет того депутата или чиновника, который бы не был избран непосредственно народом и призван осуществлять и опосредованно реализовывать волю народа.
  3. Принцип разделения властей, более известный как «система сдержек и противовесов», был впервые введен Луи Монтескье. В Российской Федерации данный принцип был введён с целью недопущения монополизации полномочий органами любой ветви власти, включая президента.
  4. Равноправие граждан показывает то, что общество страны равноправно и независимо от внешних показателей и признаков. Российское право одинаково защищает как иностранное лицо, так и гражданина своего государства, обеспечивает реализацию прав независимо от национальности, языковой принадлежности, пола, возраста и так далее.
  5. Общие принципы права Основного закона включают принцип свободы личности. Государство обеспечивает необходимый перечень условий для свободного развития человека, предоставляя бесплатное среднее образование, пенсионное страхование, детские пособия, программы защиты семьи и так далее. Кроме того, каждый житель нашей страны вправе самостоятельно выбирать, трудиться или нет, заниматься творческой, научной или другой деятельностью либо не заниматься ею вообще, житель российского государства волен в решениях относительно выбора религии.

Невозможно полностью описать полный перечень принципов, отражённых в Конституции России, так как каждая норма прямо или косвенно закрепляет то или иное начало, положение, идею.

Принципы уголовного права

Общие принципы уголовного права включают в себя как конституционные положения, так и специальные нормы, относящиеся лишь к компетенции данной отрасли.

Так, самым важным принципом уголовного законодательства является принцип вины. Он говорит о том, что лицо подвергается уголовному преследованию лишь за те действия (бездействия), в отношении которых установлена вина субъекта. Вина – это психическое отношение лица к совершённому противоправному деянию. Также к определению вины относят осознание недопустимости поведения и наступившие общественно-опасные последствия.

Правовой принцип вины, закреплённый в уголовном законодательстве: в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Уголовно-исполнительном Кодексе и других нормативно-правовых актах, говорит об обязательности установления вины в отношении подозреваемого и обвиняемого лица. При этом данный признак обязательно носит персонифицированный характер и не может быть коллективным.

Другим принципом уголовного права является презумпция невиновности. Норма говорит о недопущении обвинения лица, пока данный факт не будет установлен в судебном порядке. При изучении юридических дисциплин важно учитывать то, что обвинение вступает в законную силу лишь в течение 10 дней, а не с момента оглашения приговора, как думают многие.

Принципы трудового законодательства

Развивающаяся система трудовых отношений ставит целью сформировать соответствующую обществу законодательную базу. Таким образом, общие принципы трудового права закреплены не только в Трудовом кодексе, но и в других нормативно-правовых актах: ФКЗ, ФЗ, Постановления Правительства, НПА органов исполнительной власти и так далее.

Формальный перечень основополагающих начал и идей закладывается в следующих положениях:

  • Свобода труда предполагает наличие выбора у каждого субъекта правоотношений в любой деятельности, к которой относится предпочтение той или иной профессии, право распоряжения своими способностями, свободное использование и распределение собственных сил. Также Положение включает в себя общую формулировку о возможности трудиться. Если человек не будет задействован в той или иной отрасли, это не является наказуемым.
  • Общая характеристика принципов трудового права содержит запрет принудительного труда. Так как рабовладельческое общество осталось в далёком прошлом, законодательство, исходя из первого принципа, не допускает возникновения и распространения принудительного труда. Не разрешается какая-либо дискриминация субъекта трудовых правоотношений.
  • Многочисленные государственные социальные программы направлены на защиту населения РФ от безработицы. Предоставление рабочих мест по специальности, гарантия трудоустройства государственных служащих, многочисленные льготы труженикам той или иной области – любое действие со стороны органов страны учитывает потребности общества, а также защищает население от роста безработицы. Сейчас активно разрабатываются социальные программы, направленные на содействие в трудоустройстве. Так, например, молодым врачам-специалистам предоставляется достойное денежное вознаграждение, а также высокооплачиваемое жильё при условии, если бывший студент отработает определённый срок в отдалённых от города местах.

Общие принципы экологического права и международных отношений

Экология на сегодняшний день представляет собой сложнейший биологический комплекс, нуждающийся в должной защите. Огромное количество природных проблем возможно решить лишь посредством общечеловеческих усилий. Поэтому все общие принципы экологического права являются принципами права международного.

Сохранение природы закладывается в следующих положениях:

  1. Платность природопользования.
  2. Правовое регулирование собственников природных объектов.
  3. Рациональное использование ресурсов.
  4. Недопустимость загрязнения окружающей среды.
  5. Комплексное использование природных объектов и так далее.

Общие принципы международного права содержатся преимущественно в Уставе Организации Объединённых Наций. Данный нормативно-правовой акт в качестве основных провозглашает следующие положения:

  • Право мирного сосуществования.
  • Право наций на самоопределение.
  • Принцип сохранения целостности государств.
  • Принцип разрешения споров мирными средствами.
  • Принцип суверенного равенства между государствами и многие другие.

Принципы права

Введение. 2

1Принципы права. 4

1.1Принципы права: понятие, роль. 4

1.2Виды принципов права. 5

1.3Принципы права как источник права. 9

2Закон и принципы права. 10

2.1Правовые принципы в законодательстве. 10

2.2Принципы уголовного права в российском законодательстве. 12

Заключение. 28

Список использованных источников. 29

Право, как и государство, существовало не всегда, и его возникновение также связано с произошедшими в обществе несколько тысячелетий тому назад глобальными процессами, получившими название «неолитической революции» – с переходом от присваивающей к производящей экономике. Здесь следует вспомнить некоторые характеристики (экономические, социальные, управленческие) первобытного общества, а также причины возникновения государственности.

Правила или жизненные принципы, которые регулировали поведение людей в первобытном обществе, выражались в обычаях, традициях, обрядах, мифах. Они складывались самопроизвольно в течение длительного времени и были продиктованы необходимостью выживания и воспроизводства человека в жестких природных условиях. Иными словами, имели «естественно-природную основу».

Социальные нормы первобытного общества сохранялись в сознании людей и действовали не столько в силу гарантированности их какими-либо принудительными мерами, сколько в силу их авторитета, привычки, желания поступать так, как поступают все. Обычно не возникало вопроса об их исполнении или неисполнении. Социальные нормы первобытного общества иногда называют мононормами, (т.е.

едиными, нерасчлененными нормами), поскольку они являлись одновременно и обычаями, и нормами морали, и религиозными предписаниями.

Запреты существовали в основном в виде табу. Табу – это система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т.п.), нарушение которых по суеверным представлениям карается сверхестественными силами. Табу выражали основные жизненные принципы человека. Существовал, например, запрет инцестов – браков между кровными родственниками.

Также «запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийства, телесные повреждения; каннибализм; воровство… и т.п.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора… на пользование той или иной территорией, источниками воды… и т.д.».

К нарушителям социальных норм первобытного общества применялись суровые меры наказания – общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь. (Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 1. М., 1996. С. 57-58, 61). Таким образом, правовые принципы, лежащие в основе развития и жизнедеятельности общества, находят свое отражение в истории государства и права.

1.1 Принципы права: понятие, роль

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

Отражаясь прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю правовую систему страны. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований.

Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов.

От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.

Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Вполне очевидно различие принципов, например, современного романо-германского права, охватывающего собой страны, в которых юридическая наука и практика сложились исключительно на основе римского права и мусульманского права, сложившегося на основе мусульманской религии.

Принципы права не всегда лежат на поверхности. Однако они присущи праву любой страны. Как правило, они или же закрепляются прямо в законодательных актах (статьях, преамбулах конституционных и обычных законов) или же вытекают из содержания конкретных правовых норм.

В качестве одного из примеров прямого закрепления принципов права в законодательстве можно сослаться на провозглашение принципа народовластия в конституциях многих современных стран. Так, Конституция Китайской Народной Республики 1982 г.

провозглашает, что власть в стране «принадлежит народу… Народ в соответствии с полномочиями закона различными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами» (ст. 2). Конституция Швеции 1974 г. закрепляет, что «вся государственная власть в Швеции исходит от народа.

Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системах, и посредством коммунального самоуправления» (т. I, 1).

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режимов, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества.

1.2 Виды принципов права

В научной и учебной литературе используется целый ряд критериев классификации принципов права и соответственно подразделения их на различные группы.

Так, в зависимости от типа права они классифицируются на принципы права, свойственные рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому праву. Выделяются также принципы, свойственные праву, переходному от одного типа к другому.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические.

Строго говоря, специально-юридические принципы права – это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

К специально-юридическим принципам права обычно относят:

1) принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами;

2) принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

3) принцип подразделения права на публичное и частное, на относительно самостоятельные отрасли и институты;

4) принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

5) принцип социальной свободы, равенства перед законом и судом, равноправия;

6) принцип законности и юридической гарантии прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

7) принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;

8) принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признание каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке; принцип презумпции невиновности;

9) принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного

Кроме названной градации принципы права подразделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права.

В соответствии с данным критерием принципы права, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты, именуются общими принципами. Среди них обычно называют принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности в процессе создания и реализации норм права, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

Для капиталистических стран весьма важными общими принципами права являются принцип закрепления свободы предпринимательства и принцип установления и охраны частной собственности. Последнему придается особое значение, ибо с собственностью связывается фактическое положение личности в обществе, ее социальный статус и вся ее частная и гражданская жизнь.

Известный французский социолог и юрист М. Ориу, отмечая данное обстоятельство, исходил даже из того, что «гражданская жизнь состоит в использовании собственности».

Благодаря своей обеспеченности и преимуществам, даваемым приобретенной собственностью, рассуждал автор, человек «может подумать и о чем-то ином», кроме обыденных нужд.

Он может предаваться умственным занятиям, свободным профессиям, может размышлять об общих интересах, посвятить себя делам общины, стать гражданином.

Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

Общие принципы:

  • — Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;
  • — Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;
  • — Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;
  • — В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;
  • — Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;
  • — Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;
  • — Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);
  • — Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;
  • — Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Концепция правового статуса человека и гражданина включает в себя два основных понятия. Первое состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права присущи человеку просто потому, что он человек. Это моральные права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко второму понятию концепции правового статуса человека и гражданина относятся юридические права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях. Основой подобных прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первой группы прав составляет естественный порядок . Один из известных юристов в области международного права Назаров В.Л. подчеркивает, что многообразие характеристик отдельных сторон правового статуса человека и гражданина если и возможно включить в одно общее определение, то, естественно, не посредством перечисления и сложения, но органического обобщенного объединения их важнейших сущностных признаков.

В таком наиболее общем определении права человека представляются как признаваемые и охраняемые обществом, государством и Международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях. Наиболее распространенное, по нашему мнению, определение правового статуса человека и гражданина было дано в опубликованном ООН сборнике «Права человека. Вопросы и ответы». «В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой». Любая квалификация правового статуса человека и гражданина относительна и далеко не полна. Права человека затрагивают различные стороны личной и общественной жизни человека, все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Тем не менее классификация правового статуса человека и гражданина необходима. Она помогает нам лучше понять их. Наиболее часто встречающаяся в исследованиях, в юридических и социологических пособиях и популярной литературе является классификация ООН, в которой выделены следующие группы правового статуса человека и гражданина:

  • 1. Гражданские права
  • 2. Политические права
  • 3. Экономические права
  • 4. Социальные права
  • 5. Культурные права.

Ряд зарубежных, а также и российских авторов, в том числе и В.А. Корнилов, Л.И. Глухарева, В.А. Северухин выделяют еще одну категорию прав — естественные права, которыми человек наделяется в силу факта своего рождения на свет. Они неотъемлемы и неотчуждаемы, так как их нельзя отделить от человека без явной угрозы потерять в нем члена общества. Естественные или элементарные права человек получили еще наименование священных прав в силу их чрезвычайной важности. Никакие внешние силы, будь то монарх или государство, не могут произвести отчуждение. Естественными правами называют право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, честь и репутацию. Гражданские и политические права, которыми обладает человек нашли свое отражение в статьях 2-19 Всеобщей Декларации правового статуса человека и гражданина.

Со времени принятия Всеобщей Декларации правового статуса человека и гражданина ООН ведет кропотливую работу по согласованию целого ряда конвенций, протоколов и деклараций по правам человека. Эти документы подробно определяют экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права и создают систему их защиты. Сегодня немногие оспаривают успехи, достигнутые в области четкого определения прав, однако несмотря на прогресс в решении этой проблемы, совершенно очевидно, что права человека повсеместно нарушаются, зачастую в широких масштабах. Это обстоятельство является одной из основных причин, обусловивших решение Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в Вене 14-25 июня 1993 года Всемирной Конференции по правам человека. Главная цель Конференции — сделать защиту правового статуса человека и гражданина неотъемлемой частью социально-экономического развития во всем мире. Конференция была посвящена изучению прогресса, достигнутого со времени проведения в 1968 г. в Тегеране (Иран) первой Всемирной конференции. Она также рассмотрела возможности дальнейшего уточнения пяти выше названных категорий правового статуса человека и гражданина и пути совершенствования и укрепления существующих систем с целью поощрения и защиты правового статуса человека и гражданина на международном, региональном и национальном уровнях. При этом на национальном уровне особое значение имеет разграничение прав и свобод на «права человека» и «права гражданина». Употребление применительно к человеку двух терминов — «человек» и «гражданин» имеет свой особый смысл. Каждый человек как часть природы вправе иметь достойное существование. Поэтому ему должны принадлежать естественные или неотъемлемые права и свободы, такие как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и др. Все эти права относятся к так называемым личным правам и свободам человека и принадлежат ему независимо от гражданства. Гражданин же является политической личностью, поэтому ему принадлежат такие политические права и свободы, как право участвовать в управлении государством, право доступа к государственной жизни и др. Отсюда положение человека рассматривается с двух позиций:

  • а) существование его в гражданском обществе, когда он выступает носителем естественных прав и свобод. При этом под «гражданским обществом» понимается «совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, национальных и т.п.»
  • б) существование в обществе, рассматриваемом с политической стороны, т.е. положение гражданина в государстве. С последним тесно связано существование правового государства, под которым обычно понимается демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом. Правовое государство обеспечивает соблюдение и охрану прав и свобод человека.

Каждый человек пользуется только теми правами и свободами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими, — которые предусмотрены в Конституции и законах его страны.

Закрепление правового статуса человека и гражданина и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей. Уважение и защита правового статуса человека и гражданина — это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества

История показывает, что во всякой культуре существует некое согласие, своеобразный консенсус относительно того, что считать моральными, нравственными нормами. Этот этический консенсус может меняться или видоизменяться. Именно такое изменение переживает наше общество в настоящее время. В центре современного мировоззрения человек как высшая ценность и главное богатство общества. И главный вопрос сегодня заключается не только в том, какой человек нужен обществу, но и в том, какое общество нужно человеку, чтобы оно в полной мере соответствовало возможностям человека, его эстетическим и нравственным требованиям, комфортности, не наносило ущерб его достоинству, чести, чувству свободы и справедливости. Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации, данной эпохи важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его среда.

Добавить комментарий