Принципы права как источник права

Право прав человека — отрасль международного пра­ва, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регламентирующих права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и реализации этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за их соблюдением государствами.

Право прав человека в основном кодифицировано и состо­ит преимущественно из договорных норм.

Основным источни­ком данной отрасли являются многосторонние конвенции как универсального, так и регионального характера. Наличие зна­чительного количества соглашений в этой области позволяет классифицировать их по нескольким направлениям.

Основополагающее значение имеютМеждународный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и факультативный протокол к нему 2008 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с двумя факультативными протоколами к нему 1966 г. и 1989 г., ко­торые вместе со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. составляют так называемый Международный билль о правах человека.

Ряд международных договоров посвящен сотрудничеству государств, направленному на борьбу с грубыми и массовыми нарушениями прав человека. Это Конвенция о предупрежде­нии преступления геноцида и наказания за него 1948 г., Кон­венция о пресечении апартеида и наказания за него 1973 г., Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о неприменимости срока давности к воен­ным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

Особую группу актов составляют соглашения, регламентирующие права отдельных социальный групп. К ним относятся Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция о полити­ческих правах женщин 1952 г., Конвенция о статусе апатри­дов 1954 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и др.

Отдельная группа договоров имеет своей целью защиту лич­ности от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц. К ним можно отнести Конвенцию о лик­видации дискриминации в области образования 1960 г., Кон­венцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенцию для защиты всех лиц от на­сильственных исчезновений 2006 г. и др

Универсальные международные соглашения в области прав человека дополняются региональными. Среди которых можно выделить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейскую социальную хартию 1961 г., пересмотренную Европейскую социальную хартию 1996 г., Американскую конвенцию о правах человека 1969 г., Африканскую хартию прав человека и народов 1981 г., Арабс­кую хартию прав человека 1994 г. и др.

Следует отметить, что конвенции по правам человека, об­ладая всеми признаками многосторонних международных до­говоров, отличаются рядом особенностей.

Практически все международные соглашения по правам человека — бессрочные, за исключением Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Особенностью таких договоров является ограничение применения института огово­рок и использования дерогационных мер (правомерных огра­ничений государством прав и свобод) по отношению к конк­ретным правам и свободам. Так, Дополнительная конвенция 1956 г. об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г., Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. запрещает делать оговорки.

Международные пакты о правах че­ловека 1966 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человече­ства 1968 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. не содержат положений об оговорках.

Большинство соглашений в области прав человека допускают оговорки только при соблюдении оп­ределенных условий. В отношении правомерных ограничений прав и свобод все конвенции, регламентирующие основные пра­ва и свободы, не допускают ни при каких ситуациях ограниче­ний права на жизнь, судебную защиту, свободу мысли, убежде­ний, совести, права на недопустимость пыток и медицинских экспериментов, рабства.

Право прав человека характеризуется отсутствием прин­ципа взаимности при нарушении международных договоров о правах человека, применяемого в традиционном договорном праве. Так, невыполнение положения договора одной сторо­ной дает право другой стороне на аналогичное поведение, что недопустимо в отношении соглашений по правам человека. Отсутствие принципа взаимности не позволяет распространять на оговорки к договорам по правам человека правовой режим, предусмотренный Венской конвенцией о праве международ­ных договоров 1969 г.

Еще одной особенностью международных соглашений в области прав человека является наличие в них факультатив­ных статей или факультативных протоколов к ним по наи­более спорным политико-правовым вопросам,что обусловлено целью максимального расширения числа участников этих до­говоров.

Несмотря на преобладание договорных норм, международ­ное обычное право остается одним из важных источников от­расли права прав человека. Далеко не все государства являют­ся участниками конвенций по правам человека. Однако они используют положения конвенций в своей правоприменитель­ной практике. Кроме того, тождественность трактовок основ­ных прав и свобод, закрепленных в универсальных и регио­нальных соглашениях, сторонами которых являются государ­ства, принадлежащие к различным правовым системам, при­дает им статус обычных норм международного права. Следует отметить, что ряд норм в области прав человека стали импера­тивными нормами общего международного права (jus cogens).

К ним относятся запрещение геноцида, массовых убийств или действий, ведущих к «исчезновению»» людей, недопустимость рабства и работорговли, пыток, дискриминации, длительного незаконного задержания.

Кроме юридически обязательных договоров и обычаев имеется множество документов рекомендательного характера (ре­золюции, декларации, руководящие принципы, стандартные правила, программы действий и др.), затрагивающих те или иные вопросы прав человека. Международные акты рекоменда­тельного характера в этой области имеют важное значение вформировании новых стандартов по правам человека и уточне­нии существующих (например, Минимальные стандартные пра­вила обращения с заключенными 1955 г.). Они также могут служить основой для разработки международных договоров по правам человека. Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. была использована при разработке Пактов о правах человека 1966 г., а Декларация прав ребенка 1959 г. — при разработке Конвенции о правах ребенка 1989 г.

Долгосрочные, ключевые задачи развития международного сотрудничества по правам человека определены в Декларации тысячелетия ООН 2000 г. В ней в качестве фундаментальных ценностей в области прав человека провозглашаются:

— свобода, трактующаяся как право жить и растить своих
детей в достойных человека условиях, свободных от голода
и страха насилия, угнетения и несправедливости;

— равенство, означающее, что ни один человек, ни одна стра­на не может быть лишена возможностей пользоваться бла­гами развития, а также гарантированное равенство прав и возможностей мужчин и женщин;

— солидарность, что означает решение глобальных проблем в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости;

— терпимость, означающая, что при всём многообразии религий, языков и культур люди должны уважать друг друга, и существующие различия в рамках общества и между обществами не должны служить поводами для преследования.

Право прав человека как отрасль включает в себя как об­щие принципы международного права, так и специальные принципы, регулирующие исключительно правовое положение личности.

К общим принципам, применимым к праву прав человека, относятся принцип уважения прав и свобод человека, принцип равноправия и самоопределения народов/наций.

Спе­циальными принципами являются принцип недискриминации, принцип универсальности прав человека, принцип ответствен­ности за нарушение прав и свобод человека.

Правовое содержание принципа универсальности заклю­чается в том, что каждый человек обладает всеми правами и свободами вне зависимости от того, гражданином какого госу­дарства он является или на территории какой страны прожи­вает. Никакие особенности политической, экономической и культурной систем государства, национальной и региональ­ной специфики, различия в религиозной, этнической, языко­вой сферах не должны влиять на одинаковое применение госу­дарствами прав человека. Венская Декларация и Программа действий, принятые на Всемирной конференции по правам че­ловека в 1993 г., признали, что «все права человека универ­сальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны» (п. 5)1. В этом же документе подчеркивается, что международное сооб­щество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вни­манием.

Согласно принципу недискриминации государства обязу­ются обеспечивать равенство прав и свобод человека без вся­ких ограничений по признакам социальной, расовой, языко­вой, национальной или религиозной принадлежности. Отдель­ным группам населения могут предоставляться некоторые до­полнительные права и льготы (детям, женщинам, инвалидам и т.д.), но это не означает дискриминации, а лишь то, что они нуждаются в дополнительной защите. Впервые этот принцип был сформулирован в Уставе ООН, где говорилось о содействии Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Нормативное закрепление данный принцип получил во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Пактах о правахчеловека 1966 г., вкоторых закреплялось право каждого чело­века обладать всеми правами и свободами без какой-либо дис­криминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, рели­гии, политических и иных убеждений, национального или со­циального происхождения, имущественного, сословного поло­жения, рождения или иного обстоятельства (ст. 2 Декларации и Пактов). В Венской Декларации и Программе действий 1993 г. подчеркивается, что «уважение прав человека и основ­ных свобод без какого бы то ни было различия является осно­вополагающей нормой международного права в области прав человека».

Принцип недопустимости дискриминации нашел отражение во многих других международных документах, регламентирую­щих отдельные аспекты прав человека (Конвенция МОТ о дис­криминации в области труда и занятий 1960 г., Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960г., Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Декларация ЮНЕСКО о расе и расо­вых предрассудках 1978 г., Конвенция ООНо ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвен­ция ООН о правах ребенка 1989 г. и др.).

Принцип ответственности за нарушение прав и свобод человекапредусматривает обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффектив­ное средство правовой защиты, а также уголовную ответствен­ность физических лиц и международно-правовую ответствен­ность государств за грубое и систематическое нарушение прав человека.

Нормативно-правовую базу данного принципа составляюткак универсальные конвенции, закрепляющие основополагаю­щие права и свободы человека (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция против пыток и дру­гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство ви­дов обращения и наказания 1984 г., Конвенция о предотвра­щении преступления геноцида и наказания за него 1948 г., Конвенция о предотвращении преступления апартеида и наказания за него 1973 г. и др.)». Так и международные акты, пре­дусматривающие создание специальных судебных органов в этой области (Устав Международного военного трибунала в Нюрн­берге 1945 г., резолюция Совета Безопасности ООН 1993 г. о создании Международного трибунала для судебного преследова­ния лиц, ответственных за серьезные нарушения международно­го гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., Римский статут Международного уголов­ного суда 1998 г., Соглашение между ООН и Сьерра-Леоне о создании Специального суда по Сьерра-Леоне 2002 г. и др.).

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

Признаки права:волевой характер; общеобязательность; нормативность; право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права.

Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые – действующие во всех отраслях права: законности; юридического равенства граждан перед законом и судом; гуманизма; единства прав и обязанностей; федерализма; социальной справедливости.

Межотраслевые – выражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, «закон обратной силы не имеет» и т. д.

Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права:

1) в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

2) в уголовном праве – презумпция невиновности;

3) в трудовом праве – принцип свободы труда;

4) в земельном праве – принцип целевого характера использования земли;

5) в административном праве – принцип субординации (соподчиненности) и т. п.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

1) понятия тождественны;

2) понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Под источником права понимают:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества);

2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины);

3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.;

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор РФ 1992 г.).

Право – это оформленное в официальных источниках и гарантированное государством единое в масштабах общая нормативная система, призванная регулировать социально-значимые общественные отношения и поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов и согласно на основе всех правовых притязаний всех слоёв общества.

Право принято разделять на естественное, оно представляет собой совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека и его проживанием в обществе, и на позитивное право, выражается в принятых государством нормах, хотя законодательство выражает часть естественного права.

В связи с этим, возможно, сформулировать основные признаки присущие праву:

1) системность, т. е. право, представляет собой систему норм, а не их случайный набор, которые взаимосвязаны, взаимообусловлены и отражают реальные потребности общества в урегулировании тех или иных общественных отношений и реально проецируются на существующие в обществе общественные отношения.Например: покупка земли регулируется земельным законодательством, купли-продажи и др.2) нормативность означает, что правовому регулированию принадлежат те общественные отношения и действия людей, которые являются устоявшимися, в связи с чем нормами права определяются правила поведения, права и обязанности, ответственность. Например: биржи устоялись на рынке, а затем они были отрегулированы законом. 3) право представляет собой масштабные свободы и поведение людей, т. е. объём свободы личности и меру ограничения свобод человека определяет право. 4) государственная обеспеченность означает, что создание, реализация и охрана права связана с деятельностью государства, которая придаёт ему общеобязательность, как во времени, так и в пространстве. 5) формальная определённость означает, что предписания права содержат всегда определённые границы правомерности поведения адресата и находит соответствующее закрепление в источнике права. 6) право – это реально действующая система нормативной регуляции, которая отражается в сознании людей и осуществляется в их практических действиях. 7) право не тождественно закону, т. к. законодательство – это лишь одна из форм выражения права, причём закон, не отвечающий идеям права, приоритет личности может быть не действительным, а, следовательно, и правом не является.


Общие принципы— это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

1) Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам

максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности профессии, места жительства и т.д. 2) Принцип социальной справедливости

Этот принцип имеет морально-правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.д.3) Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений государства.4) Принцип гуманизма.. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу, безопасность и т.д. 5) Принцип равноправия (равенство всех перед законом) 6) Единство юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязан­ностей участников общественных отношений; государ­ства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. 7) Принцип ответственности за вину.8) Принцип законности. Этот принцип имеет наи­более общий, всеобъемлющий характер. Его содер­жание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права

Понятие права, признаки, функции и принципы. Право – система общеобязательных формально определённых норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и иными условиями жизни гос-ную волю общ-ва, её общечеловеческий и классовый хар-р, которые издаются и санкционируются гос-вом в определённых формах, охраняются от нарушений и являются регулятором общественных отношений.

Принципы права:1. Равноправие граждан. 2. Принцип единства прав и свобод. 3. Принцип гуманизма. 4. Принцип сочетания убеждения и принуждения в праве. Функции права: 1. Регулирующая. 2. Охранительная.

Норма права: понятие, признаки, структура, виды. Норма права – это признаваемое и обеспечиваемое гос-вом общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве эталона или образца.Признаки нормы права: 1. Всеобщий хар-р. 2. Призваны регулировать внешнее поведение людей. 3. Отличается субъектом своего подтверждения. 4 обеспечиваются гос-ной поддержкой. 5. Форма закрепления прав и обязанностей. 6. Формально определённое правило поведения. 7. Имеет определённую структуру: 1) гипотеза (если) – часть правовой нормы, которая указывает на условие, при которых возникают правила поведения. 2) диспозиция (то) – часть правовой нормы, которая указвает на права и обязанности, содержащиеся в этом акте. 3) санкция (иначе) – часть правовой нормы, которая указвает на неблагоприятные последствия, возникающие в случае нарушения диспозиции нормы права. Классификация норма права: 1. Нормы публичного права – отражают взаимоотношения с физическими и юр.лицами. 2. Нормы частного права – регулируют отношения м/у равноправными субъектами. Также делятся по:

1) субъектам правотворчества: а)нормы, сходящие о гос-ва.б) нормы, сходящие от общ-ва (конституция).

2) В зависимости от функций: а регулятивные нормы. б) охранительные нормы.

В зависимости от юридического содержания: а) обязывающие. б) запрещающие. в) управомоченные

СТРУКТУРА ПРАВА

Все определения права, построенные и общей юридической теорией и философией права, одинаково имеют характер некоторой одномерности. На самом деле, сведение к одному основному моменту не может не быть неизбежной потребностью и эмпирических и априорных теорий, ищущих определения права.

Только для эмпиризма такой момент является конечным результатом приведения разнообразного к единому; для рационализма он является начальным принципом, из которого излучается все остальное содержание права. В указанном смысле одинаково одномерны такие определения, как «право есть норма», «право есть воля», «право есть интерес», «право есть свобода», «право есть порядок» и т. д. Главное затруднение, на которое подобные определения, заключается в том что правовые феномены во всей их полноте никак не могут в них уместиться. Не нужно прилагать особых усилий к тому, чтобы доказать, что ни одно из них не точно, что право может быть не только нормой, но и волей, не только волей, но и интересом, не только интересом, но и свободой и т. д. — словом, что право не сводимо к одному измерению. Чтобы уяснить сущность воззрения на многомерную природу права, нужно вообще покинуть почву определений. Взамен определений следует дать описание правовой структуры в ее основных данностях. Нет ничего удивительного, что феноменальная структура права предстанет перед нами, как некоторое многообразие, как единство нескольких измерений, подобное единству пространства, измерения которого представляются в конце концов некоторыми основными данностями, определяющими его структуру. Но подобно этому и право может иметь свою, особую структуру, характеризуемую своими особыми данностями.1

Порядок выявления элементов правовой структуры является первоначальным — актом знания, для совершения которого нельзя дать никаких предварительных предписаний. И, в сущности говоря, довольно безразлично, с какого конца правовой структуры мы начнем ре описание. Важно, чтобы тем или иным путем она была обнаружена в ее целостности.

1. Наиболее глубоким элементом этой структуры является то, что можно назвать «субъектом» или носителем обнаруживающихся в праве ценностей. Причем, когда мы говорим о субъекте, мы не мыслим, конечно, субъекта права, как о нем учит юридическая теория. Субъект мыслится нами, как деятель, как носитель актов, обнаруживающих ценности, — в частности, актов признания. Предположение наличности такого субъекта является неотделимым от самих обнаруживающих ценности актов. Ценности только тогда становятся живыми идеальными, когда они находят живого носителя. Поэтому каждый реальный правопорядок предполагает того деятеля, который обнаруживает свое небезразличие к миру, «обладает» признанием. «Обладать» — означает здесь не обладание природными свойствами (например, иметь цвет), и не обладание психическими качествами (иметь способность), но пребывание в актах признания, «жизнь в деятельности признания», выполнение ее, переживание и созерцание2. Любые правомочия и правообязанности. поскольку они являются не мертвыми понятиями, но деятельностями, в конце концов опираются на такого деятеля. Идея его лежит во всяком правопорядке, составляя один из необходимых элементов структуры права3.

2. Вторым элементом этой структуры являются самые обнаруживающиеся в праве ценности. Наличность какой-либо ценности является безусловным предположением для правовых явлений, т, к. если бы ее не было, не существовало бы также и проявлений заинтересованности и небезразличия. Не существовало бы таким образом ни обнаружения дозволенного, ни понуждения к необходимому. Но насколько здесь вообще необходимо признание наличности ценностей, настолько спорен вопрос, какими являются они по своему содержанию. Могут ли лежать в основании правомочий и правообязанностей какие-либо самоочевидные ценностные принципы или же прав релятивизм, утверждающий, что в мире правовых ценностей нет никакой объективности, но все основывается на относительных субъективных оценках? Этот вопрос является одним из основных вопросов философии права.

3. Наконец, третьим элементом правовой структуры нужно считать те основные определения, которыми характеризуется особое, специфическое, правовое отношение ценностей, как между собою, так и к их носителям. Эти определения или предикаты являются неотделимыми от любого правового феномена, и ими как раз и характеризуются явления, поскольку они вообще могут быть правовыми и могут иметь отношение к праву. Эти определения, как и все в правовой структуре, являются некоторыми первоначальными и в свою очередь уже неопределимыми данностями. По поводу них возможно создать только тавтологические определения, и существо их доступно только феноменологическому описанию. Мы полагаем, что при значительном множестве таких определений существуют однако два основных предикамента всякого правового феномена, — и, именно, понятие «правомочия» и «правообязанности» («posse» — и «debere» в правовом смысле этого слова).

Функции права

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций:

  1. общесоциальные;
  2. специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

  1. политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;
  2. экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
  3. культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;
  4. функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
  5. воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

  1. регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;
  2. регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;
  3. регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;
  4. охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:
  5. компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
  6. восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
  7. ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
  8. карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

Под принципами права понимают исходные нормативно-руководящие начала, определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений.

Существует несколько свойств принципов права:

1. наличие основополагающего характера;

2. отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3. отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

4. системность;

5. устойчивость;

6. фиксирование в законодательстве;

7. отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8. наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1. общие (общеправовые) принципы;

2. отраслевые принципы;

3.межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

● на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

● принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

● принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

● принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

● принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

● принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику (например, регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи).

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1.принцип гласности;

2.принцип состязательности;

3.принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Добавить комментарий