Принципы правового статуса

Правовой статус личности — понятие, включающее – общие для всех физических лиц права, свободы и обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Элементом правового статуса личности является правоспособность и дееспособность физических лиц. Существенным элементом правового статуса личности является гражданство. В соответст-вии с этим критерием различают правовой статус:

  1. граждан государства;
  2. иностранных граждан;
  3. лиц без гражданства;
  4. правовое положение лиц, которым предоставлено убежище.

Правовое положение (статус) человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. Человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений при реализации им своей правоспособности.

В ст. 64 гл. 2 Конституции РФ определены основы правового статуса личности в Российской Федерации. Он включает в себя следующие элементы:

1. правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству урегулированием отношений по поводу гражданства;

2. юридически закрепленные общие принципы статуса личности; речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод, и др.;

3. основные права, свободы и обязанности,т. е. те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности.

Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

1. всеобщность и неотчуждаемость;

2. равенство;

3. непосредственное действие;

4. гарантированность, защищенность государством.

Все эти конституционные принципы прав и свобод определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются базисом его правового статуса.

— основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы:

1. Принцип равноправия (ст. 19). Каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях. Включает в себя следующие положения:

1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как гражданин своего государства он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;

2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;

3) равноправие мужчины и женщины. (На основе требований конвенции ООН);

4) равенство всех перед законом и судом — необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.

Законодательство РФ допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например, ФЗ «О статусе судей» запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Равенство всех перед судом означает:

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— наличие единой для всех судебной системы, независимой;

— справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом;

— равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора;

— процессуальное равенство сторон в судебном заседании;

5) равноправие в социальном государстве. РФ, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды) дополнительные права и льготы.

2. Непосредственное действие прав и свобод. Ст. 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».

Тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод — ст. 17 Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства- признание их и защита.

4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем виде: запрет издания в РФ законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 . 15).

Вместе с тем Конституция РФ содержит положения о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (в соотв. с ФЗ).

5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 . 17). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

6. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде: в ст. 2 Конституции РФ, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

7. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, ч. 1 ст. 17, — признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в РФ согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Помимо самого определения и характеристики правового статуса личности, необходимо так же обозначить начала, принципы, на основе которых осуществляется использование прав и свобод человека.

Итак, принципы правового статуса личности – это начала, охраняемые и признаваемые государством и правом, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, а также выполнение его обязанностей.

Единого, признанного всеми учеными-конституционалистами перечня принципов правового статуса личности не существует. Некоторые выделяют 4 основных универсальных принципа, некоторые больше. Мы будем рассматривать перечень принципов по С. А. Авакьяну, считает систему принципов правового положения человека и гражданина в Российской Федерации более разветвленной и его версия мне кажется наиболее полной и обоснованной.

Принципы, которые мы будем рассматривать наиболее универсальны, поскольку они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.1

Самое важное место занимает принцип равноправия, отмеченный в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.1

Равноправие значит, что государство гарантирует обеспечить равные права и свободы своим гражданам.

Принцип равноправия прежде всего включает в себя равенство всех перед законом и судом, что предписания закона обязательны для всех, а суд должен принимать решения, руководствуясь только законом.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод человека и гражданина или равноправие Конституция понимает, как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

Следующий принцип — это непосредственное действие прав и свобод. Этот принцип закрепляется в Конституции РФ, в которой говорится: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления».2

Неотчуждаемость основных прав и свобод – еще один принцип правового статуса человека так же сформулирован в Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».3Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека и подтверждает, что эти права не дарованы государством и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается только в признании этих прав в создании специальных условий, чтобы эти права могли реализовываться.

Не менее важный принцип — это недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем виде этот принцип в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Наряду с этим Конституция РФ содержит и положение о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Закон формируется таким образом, чтобы удовлетворить интересы людей и суметь предотвратить нарушение прав и свобод.

Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Еще один принцип находит свое выражение в том, что правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права, и др.

И последний принцип – это гарантированность прав и свобод, который означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.1

­­­­­1.3 Структура правового статуса личности

В заключительной части первой главы необходимо выделить гарантии правового статуса личности и гражданство, поскольку оно является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности.

Итак, прежде всего раскроем понятие гражданства и его роль в правовом статусе человека и гражданина. Обладание гражданством — предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Непосредственно само гражданство — это устойчивая правовая связь данного лица со своим государством, основанная на их взаимных правах, обязанностях и ответственности и выражающаяся в распространении на данное лицо суверенной власти и юрисдикции этого государства. Гражданство — неотъемлемое свойство, атрибут государственного суверенитета. Благодаря наличию гражданства на соответствующих лиц распространяется суверенная власть и законы данного государства вне зависимости от того, находятся ли они постоянно или временно на территории своей или другой страны. На основе признания гражданства то или иное лицо не только становится обладателем определенной совокупности субъективных прав, но и получает возможность принимать участие в управлении делами соответствующего общества и государства. 2

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гра Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства как связи лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип — один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).

Единое гражданство в федеративном государстве — необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

Далее, что касается гарантий правового статуса личности. Одно из центральных мест в вопросе о правах личности занимает проблема гарантий, так как о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране и реализации.

Расширение и углубление правового статуса личности зависят от условий, которые предоставляет государство, а также и от добросовестного выполнения своих обязанностей каждой личностью перед государством и, разумеется, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека — это экономическое состояние государства. Сознательность и самодеятельность людей являются решающей гарантией осуществления Конституции, ее статей и гражданских нрав, обозначенных законом.

Систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности традиционно подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности нельзя рассматривать как реальный, если он не снабжен правовыми гарантиями, которые, в свою очередь, обеспечивают реализацию прав, свобод и обязанностей личности и охраняют их от нарушений. В таком случае правовой статус будет носить лишь формальный характер. Специальные или, другими словами, юридические гарантии – это правовые нормы, которые определяют порядок и условия при которых реализуются права, определяют юридические средства охраны и защиты этих прав в случае их нарушения. При помощи этих гарантий обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.1

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям — и это важно подчеркнуть — уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.2

С точки зрения своей структуры, юридические гарантии входят в правовое положение личности. Мне кажется, что можно считать вполне обоснованным высказанное в литературе мнение о подразделении юридических гарантий на гарантии реализации и охраны, поскольку они тесно связаны между собой. Однако выделять гарантии охраны в качестве самостоятельного вида было бы не совсем верно. Прежде всего в силу того, что эти гарантии, их действие проявляются в тех случаях, когда нарушается нормальный, четкий ритм реализации правового статуса, когда юридических гарантий реализации по существу оказывается недостаточно, они «не срабатывают» вообще или частично, не хватает их воздействующего качества. Нужно более жесткое принуждение, заключающееся во вступлении в действие юридических гарантий охраны. Поэтому гарантии реализации и гарантии охраны взаимосвязаны, их подразделение скорее условное, чтобы выделить, оттенить воздействие и собственно регулирование.1

По-видимому, гарантии охраны правового статуса следует рассматривать в качестве подвида юридических гарантий реализации, ибо их наличие тоже способствует правильной реализации правового статуса.

Общими гарантиями традиционно принято считать экономические, политические, идеологические, которые представляют собой совокупность экономических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан.

Некоторые авторы из политических гарантий в самостоятельную группу выделяют социальные, а идеологические гарантии рассматривают как составную часть духовных.2Возможно, выделение социальных гарантий в качестве самостоятельных, еще имеет право на отдельное существование, а включение идеологических в состав духовных — нет. Скорее всего, они существуют самостоятельно, так как отражаются в политико-правовом сознании общества в целом, отдельных социальных групп, личности.

Экономические гарантии являются определяющими в системе гарантий, поскольку они создают такие материальные условия, которые обеспечивают более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, которые непрерывно возрастают. Экономическими гарантиями выступают прежде всего различные формы собственности, экономическая политика государства, состоящая в поддержке различных слоев граждан.

Социальные гарантии углубляют реальное содержание правового статуса личности на основе принципов гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий в реализации потенциальных возможностей как для каждой личности, так и для всего общества.

Итак, подводя итог всему вышесказанному на тему гарантий правового статуса личности необходимо еще раз повторить, что каждый человек должен ощущать свою социальную защищенность в обществе и должен понимать, что государство обязано обеспечить реализацию его прав, свобод и обязанностей и охранять их от нарушений. Социальная защищенность человека в обществе определяется реализацией его права на определенный уровень благосостояния, отраженный в системе гарантий. 1

Принципы правового положения человека и гражданина — это признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Среди основных принципов правового положения человека и гражданина следует назвать: сочетание общественных и личных интересов; всеоб-щность прав, свобод и обязанностей; равенство граждан; полнота прав и свобод граждан; гуманизм; социальная справедливость; неотчуждаемость прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод; соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права.

Сочетание общественных и личных интересов. Этот принцип основан на том, что гражданин РФ имеет не только права, но и несет обязанности. В ч. 3 ст. 17 Конституции РФ определено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Всеобщность прав, свобод и обязанностей. Права и свободы, установленные Конституцией РФ, распространяются на всех граждан, а также на иностранцев и лиц без гражданства. В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Равенство граждан. Равенство прав и свобод граждан гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения. Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Полнота прав и свобод граждан. Каждый гражданин на территории РФ обладает всеми правами и свободами.

Гуманизм. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Социальная справедливость. Социальная справедливость обеспечивает соответствие между практической ролью личности в жизни общества и ее социальным положением, между правами и обязанностями, преступлением и наказанием.

Неотчуждаемость прав и свобод. Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Непосредственное действие прав и свобод. В ст. 18 Конституции указано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права. В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ определено: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их использование.

Принципы правового статуса личности– это те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Эти принципы универсальны: они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В Конституции 1993 года закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека:

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. В ст. 19 Конституции выделены три основных аспекта:

· равенство всех перед законом и судом;

· равенство прав и свобод человека и гражданина;

· равноправие мужчины и женщины.

Равенство всех перед законом и судом означает:

· закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов;

· суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Нарушение этого принципа было широко распространено в прошлом, правда, в скрытой форме. Например, без разрешения соответствующего органа КПСС не могло быть возбуждено уголовное дело против лица, относящегося к номенклатуре данного органа (т.е. подлежащего его утверждению в должности).


Равенство прав и свобод человека и гражданинаозначает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В качестве особого аспекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации.

Союз ССР ратифицировал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года. Обширная программа – в утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что равенство прав и свобод человека и гражданина – равноправие – Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. В ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина.

3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод.

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55, ч. 2).

Права и свободы являются непосредственно действующими – это означает, что конституционные права и свободы – основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов.

В охране правового статуса личности имеет значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свобода и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15, ч. 3).

Недопустимость ограничения прав и свобод не означает отсутствия каких-либо пределов в их использовании. Ограничение должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития.

В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком, без нарушения предписаний закона, прежде всего Конституции.

В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. Не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве.

4.Правовой статус основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие – в моральном, в виде общественного долга. Ч. 2 ст. 38 Конституции – забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Ст. 59 – защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Ст. 42 – каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Ст. 58 – каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.Этот принцип выражен в ст. 6 Конституции и обращен именно к гражданину Российской Федерации (причем в гл. 1). В ч. 2 ст. 6 Конституции устанавливается, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Гарантии правового статуса личности в конституционном праве Российской Федерации, их классификация и содержание

Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция РФ расширила рамки участия самого человека в защите им своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии:

· Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод (социальная стабильность, развивающаяся экономика, широкая инфраструктура).

· Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия; должный уровень политической структуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата и другие политико-организационные факторы.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. Закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации (ст.ст. 47-54).

Нормативные правовые акты

Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031

О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.

О языках народов Российской Федерации: Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

Литература

Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.

Исаева Н.В. Конституционные ценности в правовой идентичности личности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

Комментарий к Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постатейный) / Под ред. В. И. Шкатуллы, 2006.

Лебедева Н. Н., Федосеева Н. Н. Право граждан на информацию: становление и развитие. // Государство и право. 2006. № 5.

Масленникова С. В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. М., 2001.

Митин Г.Н.Исключение из политической партии: право гражданина на защиту // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

Мутагиров Д. З. Права и свободы человека: теория и практика. М., 2006.

Никитина Е. Е. Право на свободу собраний: соотношение федерального и регионального законодательства // Журнал российского права. 2006. № 3.

Нудненко Л. А. Проблемы правового регулирования конституционного права гражданина России на публичные мероприятия // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.

Петров Р. И. Свобода слова в решениях европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13.

Пирбудагова Д.Ш.К вопросу о влиянии процессов глобализации и регионализации на развитие прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

Пономарев А. Реализация ФЗ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях // Законность. 2006. № 9.

Придворов Н. А., Тихонова Е. В. Институт свободы совести и свободы

вероисповедания в праве современной России. М., 2007.

Субочев В. В. Законные интересы. М., 2008.

Тагиева Т. Ю. Свобода совести // Российский юридический журнал. 2007. № 1, 2.

Шевердяев С. Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание принципа равноправия. Можно ли утверждать, что равноправие и равенство прав – это тождественные понятия?

2. Конституция использует наряду с категориями права и свободы также категорию «законные интересы». Каково ее содержание?

3. Каковы проблемы законодательной регламентации порядка организации и проведения публичных мероприятий граждан Российской Федерации.

Добавить комментарий