Принципы пропорциональной избирательной системы

Пропорциональная избирательная система это такая система, при которой мандаты распределяются пропорционально полученным голосам. Пропорциональной системе свойственны многомандатные округа. Применяется в Нидерландах, Эстонии, Румынии и др. Самый простой способ вычисления квоты – метод естественной квоты (вычисление квоты по методу Хэйра).

Возьмем 4 мандата в округе и 3 партии (А,Б,В). Сначала нужно определить сколько голосов необходимо получить для одного мандата. Естественная квота = количество голосов/ количество мандатов = 100/4=25

Партия

Количество голосов

Количество мандатов

А

2 мандата

Б

1 мандат

В

  1. мандатов

По методу естественной квоты, все мандаты распределить невозможно. Страны выбирают следующие методы: 1.Метод наибольшей избирательной цифры (у кого наибольшее число голосов тому и отдаем мандат, в нашем примере партия А получит 3 (2+1) мандата). 2.Метод наибольшего остатка (У какой партии осталось наибольшее количество неиспользованных голосов, т.к. у партии В осталось 20, то ей отдается мандат). 3.Метод наибольшей средней (к распределенным мандатам добавляется цифра 1:

А 2+1=3

Б 1+1=2

В 0+1=1

После этого полученные голоса делим на эти цифры, у кого наибольшее среднее, той партии отдаем, в нашем случае партия В.

А

16,6

Б

В

Пропорциональная система удобна для всех партий (не только для крупных, но и для мелких).

36.Распределение депутатских мест между партийными списками при пропорциональной избирательной системе (метод д’Ондта).

Математик д`Oндт предложил систему с помощью которой можно распределить все мандаты без остатка.

Возьмем 4мандата. Предлагает делить количество голосов на порядковые номера. Обычно бывает достаточно деления на 1,2,3,4 (для округа).

Партия

Кол-во голосов

А

75/1=75

75/2=37,5

75/3=25

Б

40/1=40

40/2=20

40/3=13

В

30/1=30

30/2=15

30/3=10

Затем необходимо распределить цифры в порядке убывания

75; 40; 37,5; 30; 25…

Останавливаемся на цифре 4 (количество мандатов) в данном случае цифра 30.Эта цифра будет избирательной квотой

Соответственно:

Партия

Кол-во голосов

Кол-во мандатов

А

Б

В

37.Способы распределения депутатских мест между кандидатами одного списка при пропорциональной избирательной системе.

Как распределяются мандаты по пропорциональной системе внутри списка:

1.Система жестких списков (связанных списков). Получают мандаты первые по списку. Остальные не проходят. Избиратель по этой системе должен голосовать за весь список в целом, если проголосовал за кого-то, то бюллетень считается испорченным.

2.Система полусвязанных списков — избиратель может проголосовать как за весь список, так и за кого-то отдельно. Первостепенное значение имеет место, занимаемое кандидатами в списке, но кандидат, собравший известный минимум преференциальных (поданных персонально за него) голосов, передвигается на более высокое место в списке; Если кандидат получил в рамках избирательной квоты, то он заберет первый мандат (например, в списке был 8, но набрал избирательную квоту, то перемещается на первое место и получает первый мандат). Если всем остальным кандидатам далеко до избирательной квоты, то отдают первому по списку.

3.Система свободных списков. Избиратель голосует за любого кандидата в списке партии. Мандаты отдаются тем, кто получил большее число голосов.

38.Смешанная избирательная система.

Мажоритарная (система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются), и пропорциональная (порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов). избирательная система имеет свои плюсы и минусы. Поэтому в настоящее время в мире все чаще наблюдается тенденция объединения этих систем в смешанную.Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.Комбинируются также разные способы подсчета голосов, что уже было показано на примерах системы единого непереходящего голоса и кумулятивного вотума. Разумеется, смешанные системы, как и пропорциональная, могут быть применены только при выборах коллегиального органа. Их невозможно использовать, например, на выборах президента. Смешанная избирательная система соединяет элементы мажоритарной и пропорциональной системы. В последнее время получает все большее распространение. В Германии нижняя палата Бундесрат избирается по мажоритарной системе. При распределении депутатских мест в многомандатные избирательные округах устанавливается заградительный пункт. Выборы по партийным спискам. В Мексике избирается 500 депутатов, из них 300 депутатов по мажоритарной системе относительного большинства, 200 депутатов — по пропорциональной система. Перед каждыми выборами избирательная комиссия определяет, какую из 2-х систем применить к распределению мест. В Венгрии своеобразная смешанная система. Часть депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, вторая часть по одномандатным территориальным округам и распределяется по пропорциональной системе. Третья группа депутатов избираются в рамках всей страны, единого избирательного округа. Распределение в рамках партийных списков производится по пропорциональной изб системе. 75% тех и других избираются по мажоритарной системе относительного большинства и только 25% избираются по пропорциональной системе. Закон предусматривает справедливое представительство женщин.

Избирательная система, право и процесс

Фокусом политической жизни в демократическом обществе являются выборы. С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная, при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Мажоритарная система Пропорциональная система
  • Объединение различных интересов происходит до выборов в парламент
  • Для получения мандата в избирательном округе необходимо относительное большинство голосов
  • Действует на основе создания коалицией групп интересов, стимулирует существование двухпартийной или двухкоалиционной системы
  • Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции
  • Объединение различных интересов происходит после выборов

Смешанная

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Особенности избирательной системы РФ

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы — по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.Закрытый партийный список — когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе. избирательный мажоритарный голосование партийный

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список — когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

Для определения результатов голосования в ряде стран устанавливается так называемый заградительный пункт, то есть минимальный процент голосов, которые должен собрать партийный список кандидатов для участия в пропорциональном распределении мандатов, а также определяется избирательная квота, то есть то число голосов, которое необходимо для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов партий, и частное от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии.

Смешанная избирательная система — одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Смешанные избирательные системы. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных избирательных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. В Российской Федерации смешанная избирательная система применялась при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в 1995, 1999 и в 2003 гг. Половина ее депутатов (225 человек) избиралась в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию всей страны, по мажоритарной системе абсолютного большинства; другая половина депутатов (опять же 225 депутатов) избиралась по общефедеральному избирательному округу по партийным спискам.

Смешанная избирательная система в Российской Федерации в настоящее время применяется при проведении выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В этом случае: одна половина депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Россий- 320 ской Федерации избирается по единому территориальному избирательному округу, включающему всю территорию субъекта Российской Федерации; по партийным сноскам на основе принципов пропорциональной избирательной системы; вторая половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, охватывающим всю территорию субъекта Российской Федерации, на основе принципов мажоритарной избирательной системы.

Новый порядок избрания депутатов Государственной Думы установлен Федеральным законом от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в статье 3 которого определено: «Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы». Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Правовое регулирование порядка выборов в Российской Федерации. Источниками избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан Российской Федераций избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления этого права. Источники избирательного права имеют свою систему, в которой у каждого вида источников свое функциональное назначение. При этом различные юридические источники имеют разную юридическую силу.

Конституция Российской Федерации как источник избирательного права является основой для развития всего избирательного законодательства. Это проявляется в различных формах. Так в Конституции Российской Федерации:

устанавливается, что граждане Российской Федерации имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправлении;

определяются федеральные органы государственной власти, которые избираются гражданами Российской федерации и порядок их (выборов) нормативного правового регулирования;

проводится разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного законодательства и устанавливаются общие принцип организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

устанавливается самостоятельность населения соответствующих территорий а формировании органов местного самоуправления.

Федеральные законы как источники избирательного права. Федеральными законами регулируется порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации (избрание Президента Российской Федерации и выборы депутатов Государственной Думы); устанавливаются основные принципы порядка организации и проведения выборов государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; определяются гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации; устанавливаются единые для всех видов выборов организационно-правовые формы их проведения.

Ведущая роль среди федеральных законов, связанных с порядком организации и проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации, представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и выборные органы местного самоуправления, принадлежит Федеральному закону от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями). Особое место Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» среди источников избирательного права Российской Федерации определяется тем, что: во-первых, Федеральный закон от 12 июня 2002 года имеет универсальный характер, так как в нем определены основные принципы организации и проведения выборов любого уровня, устанавливаются гарантии избирательных прав граждан, которые являются общими для всех выборов независимо от их уровня; во-вторых, в федеральном законе сформулирован механизм реализации избирательных прав граждан применительно ко всем стадиям (этапам) избирательного процесса; в-третьих, федеральный закон имеет более высокую юридическую силу, чем 322 другие избирательные законы; он практически выполняет роль основ избирательного законодательства, что предполагает обязательность содержащихся в нем правовых установлений при принятии как федеральных законов о выборах соответствующих органов государственной власти, так и избирательных законов субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами урегулирован, так же, порядок организации и проведения выборов:

Главы государства — Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»;

одной из палат Парламента Российской Федерации — «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г.

К нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которыми регулируются основополагающие для всей системы законодательства субъектов Российской Федерации отношения, относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации. Сама же система избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации состоит, как правило, из законов о выборах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, о выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и о выборах главы муниципального образования. Такие субъекты Российской Федерации, как Воронежская и Свердловская области, провели кодификацию своего избирательного права в форме кодексов избирательного права.

Что касается актов местного самоуправления, то с их помощью может определяться содержание ряда избирательных процедур при проведении муниципальных выборов. При этом состав избирательных процедур, подлежащих регулированию актами местного самоуправления, устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В частности, актом органа местного самоуправления может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии, работающей на постоянной основе.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения того или иного избирательного закона; инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний политическим партиям, кандидатам в депутаты Государственной Думы, публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием.

Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками — частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

П.и.с. имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (избирательные объединения.блоки)выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ: может быть и другой процент — в частности, 4% в Швеции, 3 — в Аргентине, 2 — в Дании, 1 %

Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по П.и.с. Получается избирательное частное. Далее количество голосов,поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получа-ют кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за данный список в соответствующем регионе.

Достоинства

Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.

Если квота достаточна низкая, то мелкие партии тоже получают места.

Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.

При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.

Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.

Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.

Недостатки

При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).

Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.

В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.

Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков.

Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному.

Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной.

Добавить комментарий