Принципы уголовно исполнительного права

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1016-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волжанкина Сергея Валерьевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 73, частями первой и второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

Что касается перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, то он допускается в исключительных случаях — в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (часть вторая статьи 81 УИК Российской Федерации), перечень которых не является исчерпывающим. Приведенная норма соотносится с принципами законности, гуманизма, демократизма, равенства перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (статья 8 УИК Российской Федерации), направлена на защиту законных интересов осужденных (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1611-О и от 26 апреля 2016 года N 757-О).

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 599-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Асташина Ивана Игоревича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 и частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

Данные положения предусмотрены законодателем в рамках его полномочий, не выходят за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод граждан и соотносятся с принципами дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (статья 8 УИК Российской Федерации) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1611-О, от 29 сентября 2015 года N 2251-О и от 26 апреля 2016 года N 757-О).

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 562-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины Афанасьева Геннадия Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 и частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

Данные положения предусмотрены законодателем в рамках его полномочий, не выходят за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод граждан и соотносятся с принципами дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (статья 8 УИК Российской Федерации) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1611-О, от 29 сентября 2015 года N 2251-О и от 26 апреля 2016 года N 757-О).

Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 757-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Саидова Руслана Саидовича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 73 и частями первой и второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

Что касается перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, то оно допускается в исключительных случаях — в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (часть вторая статьи 81 УИК Российской Федерации), перечень которых не является исчерпывающим. Приведенная норма соотносится с принципами законности, гуманизма, демократизма, равенства перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (статья 8 УИК Российской Федерации), направлена на защиту законных интересов осужденных (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1611-О).

Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 N 44-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Корчина Дениса Александровича на нарушение его конституционных прав рядом положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

части первую и вторую статьи 3; статью 8; части первую и вторую статьи 10; части четвертую и шестую статьи 12; части первую, вторую и шестую статьи 15; статьи 21 — 23 и части первую, вторую, третью и пятую статьи 101 УИК Российской Федерации;

Этот принцип был закреплен и в ранее действовавшем законодательстве, но тогда он определял собственно предмет правового регулирования, а именно лишь те наказания, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия (лишение свободы, исправительные работы и отмененные позднее ссылка и высылка). Теперь же этот принцип относится ко всем видам наказаний (за исключением смертной казни) и иным мерам уголовно-правового характера, хотя в действительности к отдельным видам наказаний данный принцип не применяется. Но учитывая, что большинство наказаний на стадии их исполнения соединяется с мерами исправительного воздействия, этот принцип является определяющим для всего уголовно-исполнительного права. Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности, которые в конечном итоге и говорят о степени исправления осужденных. Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное Издательство НОРМА Москва, 2008

Статья 9 УИК РФ определяет исправление осужденных и его основные средства. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не о просто юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений). Основными средствами исправления осужденных закон называет: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения, т. е. с учетом рассмотренного выше принципа дифференциации и индивидуализации. Применительно к отдельным видам наказаний УИК РФ детально регламентирует использование тех или иных средств исправления осужденных, акцентируя особое внимание на тех из них, которые соединены с исправительным воздействием. Комментарий к Уголовно-Исполнительному Кодексу Российской Федерации, 4-е издание, переработанное, Под редакцией д.ю.н.,проф. А.И. Зубкова 2008-496с.

Заключение

Уголовно-исполнительная система России сейчас функционирует в более благоприятных условиях, имея поддержку, по существу, всех государственных структур, гражданского общества, включая общественные формирования, а также мирового сообщества. Это обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование уголовно-исполнительной системы, несмотря на колоссальные материальные затруднения1.

Редакция многих норм УИК РФ изменена в направлении гуманизации порядка и условий отбывания наказания, причем это относится не только к лишению свободы, но и ко многим другим видам наказаний, что следует признать несомненным достоинством. Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное Издательство НОРМА Москва, 2008.

Рассмотренные выше принципы уголовно-исполнительного права тесно взаимосвязаны между собою и дополняют друг друга, поэтому и реализация их при исполнении наказания должна быть комплексной.

Таким образом, принципы уголовно-исполнительного права — это находящие в нем свое выражение руководящие основополагающие идеи, отражающие основные положения уголовно-исполнительной политики и характер всего права.

Подводя итог данной контрольной работе, я хочу высказать твердую уверенность, что Россия, совершенствуя свое законодательство, обеспечивает все более достойное местно в международном сообществе ХХI века.

В работе раскрыто понятие принципа уголовно-исполнительного права, рассмотрены принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства перед законом, дифференциации и индивидуализации, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения и принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Цель исследования выяснена.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1. «Всеобщая декларация прав и свобод гражданина», принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года

2. «Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания», принятая 9 декабря 1975 года Генеральной Ассамблеи ООН

3. Международная конвенция прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.40.

4. «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными», приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве 30 августа 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюции 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года, 2076 (XII) от 13 мая 1977 года и 1984/47 от 25 мая 1984 года.

5. «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)» Утверждено Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года.

6. Конституции Российской Федерации, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изм. и доп. Январь 2010г)

Юридическая литература:

10. Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное Издательство НОРМА Москва, 2008. .

Принципы уголовно-исполнительного права

Существует три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.

1. При принципе демократизма руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.

2. Принцип законности выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

3 . Принцип гуманизма выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.

II. Межотраслевые принципы: равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.

1 . Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.

2. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.

3 . Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.

1 . Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных заключается, с одной стороны, в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны – в ее достаточности и соразмерности.

2. При принципе стимулирования правопослушного поведения применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

3 . Принцип соединения наказания с исправительным воздействием представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

4. Принципы законности и гуманизма.

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

Принцип законности – конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10–15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК РФ, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма закреплен во многих институтах и нормах УИК РФ, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.12 УИК РФ указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Его реализуют с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.

Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК РФ), свидания (ст. 91 УИК РФ), телефонные переговоры (ст. 92 УИК РФ) и др.

Принцип демократизма реализуется признанием осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) написано, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это положение гарантирует осужденному, существенно ограниченному в правах, соответствующую социальную защищенность.

Принцип демократизма закреплен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них . В ст. 23 УИК РФ закреплено содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Принцип демократизма выражается в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, и в осуществлении контроля общества за их деятельностью.

Принцип равенства осужденных перед законом является конституционным и международно-правовым принципом. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (ст. 6) этот принцип формулируется, как запрет установления каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от «расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения».

Но равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они корректируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Так, в соответствии с международными положениями для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Есть определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых осужденных, женщин. Также условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и уровня общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания является производным от принципа дифференциации и индивидуализации ответственности (ст. 6 УК РФ ). Дифференциация означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания – классификация осужденных, принятая в УИК РФ, и распределение их по видам исправительных учреждений. Индивидуализация исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает учет обстоятельств совершения преступления, личность осужденного и его предыдущее поведение. При этом налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК РФ).

Принцип стимулирования правопослушного поведения закреплен во многих нормах УИК РФ. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Стимулирующие нормы регулируют изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону. К поощрительным нормам относят положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК РФ).

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предполагает, что кроме карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК РФ. Также к осужденным должны применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Принципы уголовно-исполнительного права – это основные положения, руководящие идеи, отражающие содержание, сущность и социальное назначение уголовно-исполнительного права как отрасли права, а также выступающие основой для построения его институтов и норм. Большинство авторов полагает, что все принципы уголовно-исполнительного праваносят легальный характер. Они закреплены в действующем уголовно-исполнительном кодексе. Перечисленные в указанной статье принципы делятся на три группы.

1) Общеправовые или же Конституционные принципы. К ним относятся: Принцип законности, демократизма, гуманизма, равенства осужденных перед законом. Можно сказать, что отчасти эти принципы совпадают с принципами уголовного права. Есть принцип равенства граждан перед законом.

2) Межотраслевые принципы. Принцип дифференциации исполнения наказаний, принцип индивидуализации исполнения наказаний

3) Отраслевые принципы. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием, принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения.

Помимо названных принципов, некоторые авторы выделяют еще дополнительные или доктринальные принципы, в частности, принцип справедливости.

Есть еще принцип неотвратимости наказания. Это доктринальный принцип. Большинство авторов ограничиваются вышеперечисленными принципами.

1) Принцип законности. Он выражается в верховенстве закона, регулирующего исполнение уголовных наказаний по отношению к подзаконным нормативно-правовым актам. Подзаконные акты по этому вопросу принимать можно, но они должны соответствовать уголовно-исполнительному кодексу. Принцип законности может проявляться в строгом соблюдении и неукоснительном исполнении требований законодательства субъектами уголовно-исполнительных правоотношений. Законность также проявляется в возможности контроля, надзора за соблюдением законодательства сфере исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами, исполняющими наказание. Принцип законности проявляется гарантиях соблюдения законности. В уголовно-исполнительном кодексе указаны и другие параметры исполнения законности. Закреплен еще ряд положений. А именно, закрепляется право на правовую защиту при исполнении наказаний. Указывается, что права и свободы граждан РФ гарантируются, но с изъятиями, которые предусмотрены в уголовно-исполнительном кодексе. В частности, законность проявляется в требовании, что нужно соблюдать только законные требования. Меры принуждения к осужденным могут применяться не иначе как на основании закона. Таких положений и дополнительных гарантий довольно много. Эти примеры наиболее яркие.

2) Принцип гуманизма. В чем проявляется гуманизм в контексте уголовно-исполнительного права? Во первых, в установлении самой цели исправления осужденных. Получается, что общество не отказывается от осужденного как от члена общества. Следующее проявление принципа – это справедливое отношение к заключенным, уважение их чести и достоинства, запрет применения нравственных и физических страданий. В принципе, вот эти положения, они закреплены в целом ряде норм уголовно-исполнительного кодекса. Осужденные не должны подвергаться взысканию, унижающее честь и здоровье гражданина, не допускаются эксперименты над осужденными. Средства исправления осужденных носит преимущественно воспитательно-педагогический характер. Установление гуманных, соответствующим международным стандартов условий отбывания гуманных наказаний. Некоторые права осужденных в принципе, являются новеллой для уголовного законодательства. Сейчас есть право на телефонные переговоры, сейчас пенсионное обеспечение для заключенных осуществляется. Гуманизм проявляется в установлении льготных условий содержания для отдельных категорий лиц. В отношении отдельных категорий государство проявляет повышенную заботу. Это женщины. Есть категории беременных женщин, женщин, имеющих детей младше трех лет, несовершеннолетних, инвалидах первой и второй группы. Применение прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. То есть, изменение условий отбывания наказаний в зависимости от поведения осужденного. Установление системы поощрений для осужденных. Это указано в статье 57. У нас существуют дополнительные меры. В принципе, проявление принципа гуманизма в таких институтах как амнистия и помилование. Эти институты применяются не так часто. Еще можно записать спорный признак проявления гуманизма. Определенная жестокость (карательный характер наказаний) в отношении отдельных осужденных является гуманным актом по отношению к обществу. Не все авторы на этот аспект указывают, но в паре учебников такое есть.

3) Принцип демократизма. Законы, регулирующие исполнение уголовных наказаний в идеале выражают волю народа. Но это некое идеальное проявление принципа демократизма. В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство относится к ведению Российской Федерации, но законодательно этой сфере предоставлено достаточно много правомочий как субъектам РФ, так и органам местного самоуправления. Здесь можно про субъекты ничего не говорить. В части 3 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса – с органами местного самоуправления нужно согласовывать места проведения исправительных работ. Руководство деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовного наказания строится на основе демократического централизма. То есть, в управлении сочетаются единоначалие с широкими полномочиями администрации учреждений и органами непосредственно исполняющими наказание. В чем еще может выражаться принцип демократизма? В широком участии общественности в исправлении осужденных. В частности, можно вспомнить, что одним из основных средств исправлений является общественность. Общественные организации оказывают содействие органам, исполняющим наказание, возможность общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание. Еще одно проявление принципа демократизма – то, что осужденный признается субъектом уголовно-исполнительных правоотношений, четко определяется его правосубъектность. Прежде всего, здесь имеются в виду права и обязанности осужденных. Осужденный признается не только объектом, но и субъектом исправительного воздействия. В учреждениях, осуществляющих исполнение наказаний осужденных могут создаваться коллективы заключенных. Принцип равенства заключенных перед законом. Запрет дискриминации осужденных по принципу происхождения, социального положения, полы, расы, языка, национальности и т.д. И следующее проявление является некоторого рода контрагентом. Запрет на предоставление каких-либо привилегий. Следующее проявление – это создание равных условий для реализации осужденными основных прав, свобод и законных интересов. И последнее проявление данного принципа – это равное правовое положение и единые условия содержания для лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одних условиях отбывания наказания в исправительном учреждении.

4) Принцип дифференциации исполнения наказаний. Обязательные работы, содержание в дисциплинарной воинской части, чаще всего говорят о лишении свободы на определенный срок. Этот принцип отражает применительно к лишению свободы необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: По гражданству. У нас есть специализированные колонии для лиц без гражданства и иностранцев. Самый простой признак – по полу. В колониях женщины и мужчины содержатся отдельно. Возраст. У нас есть 62 воспитательные колонии. Есть еще по профессиональной принадлежности. Есть специализированные колонии для работников правоохранительных органов. По тяжести преступления. По рецидиву. Колонии особого режима. Дифференциация исполнения наказания производится главным образом администрацией учреждения, исполняющего наказание на различных этапах его исполнения. Она базируется на уголовно-исполнительной классификации осужденных. По уголовно-исполнительному кодексу РФ осужденных делят на недавно поступивших в исправительные учреждения, не имеющих взысканий за нарушения, положительно характеризующиеся, злостные нарушители порядка отбывания наказания. На практике эта характеристика применяется с некоторыми изменениями. Например есть вставшие на путь исправления, не вставшие на путь исправления, доказавшие свое исправления и злостные нарушители порядка. В результате дифференциации исполнения наказания различным группам осужденных устанавливаются различные условия отбывания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает в исправительных колониях трехступенчатую систему условий отбывания наказаний. Обычные, облегченные и строгие. А в воспитательных колониях четырехступенчатую или четырехзвенную. Все то же самое плюс льготные условия. В принципе, распределение осужденных – это тоже дифференциации. Нужно отличать этот принцип от принципа индивидуализации.

5) Принцип индивидуализации. Выражается в требовании индивидуального подхода к каждому осужденному и выбору необходимых именно данному осужденному мер воздействия. Индивидуализация также как и дифференциация учреждается администрацией. Она базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного, его поведения, отношение к средствам исправления. Простой пример. Если осужденный положительно характеризуется, но у него нет высшего образования, то он может получить его в упрощенном порядке. Основными способами индивидуализации и результатом его будет индивидуальное применение средств исправления. Например, среди средств есть общее образование, его можно применить не ко всем, общественно полезный труд тоже применяется не ко всем. Индивидуальное применение мер поощрения и взыскания.

6) Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирование правопослушного поведения. К основным средствам исправления осужденных в соответствии с частью второй статьи девятой Уголовно-исполнительного кодекса относятся: Установленный порядок исполнения и отбывания наказания. Это можно назвать проще – режим. Понятию режим в статье 82 дается более широкое определение, воспитательная работа, общественно-полезный труд, общее образование, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Выбор средств исправления зависит от следующих факторов. Во первых, вида наказания, от характера степени общественной опасности преступления, от личности осужденного и наконец, от его поведения. Стимулирование правопослушного поведения представляет собой применение правовых стимулов, изменяющих условия отбывания наказания.

7) Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Что такое исправление мы уже писали. Это часть 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса. Указанные средства исправления делятся на карательные (режим) и воспитательно-педагогические и все остальные.

Принципы уголовно-исполнительного права – это основные идеи, которые отражают закономерности исполнения (отбывания) наказания, закрепленные в нормах уголовно-исполнительного права, определяют его содержание и реализуются в его правоотношениях.

Следует различать объективное и субъективное содержание принципов.

Объективность принципов права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в них, подлежат обязательному выполнению как в конкретной отрасли права, так и при реализации правоприменительной деятельности.

Субъективность принципов права определяется тем, что они формулируются людьми, а затем воспринимаются общественным сознанием как нравственные поступки и входят в качестве составной части в правовую идеологию.

Принципы можно классифицировать:

1. общеправовые

ü законности;

ü гуманизма;

ü демократизма.

2. общие принципы отраслей уголовно-правового комплекса

ü неотвратимости исполнения наказания;

ü принцип борьбы с преступностью в рамках уголовной ответственности.

3. принципы уголовно-исполнительного права

ü принцип равенства осужденных перед законом;

ü дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности;

ü принцип рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных;

ü принцип стимулирования их правопослушного поведения;

ü принцип сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием.

В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и организациями, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, органами государственной власти управления, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными.

Надзор за исполнением уголовно-исполнительного закона осуществляется прокуратурой в соответствии с законом «О прокуратуре». Контрольными функциями обладает также суд. Существует и общественный контроль (наблюдательные комиссии и комисси по делам несовершеннолетних).

Гуманизм проявляется в целях уголовной ответственности и задач уголовно-исполнительного закона, которые направлены на защиту общества от преступных посягательств, а также призваны исправить осужденного. Исполнение наказания всегда связано с правоограничениями и лишениями, но они являются оправданными задачами охраны интересов и законных прав других граждан. Осужденные имеют статус гражданина Республики Беларусь – имеют права и несут обязанности, установленные для всех граждан, но с ограничениями, установленными для осужденных.

Принцип гуманизма реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно-полезном труде, психолого-психологическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для расширения прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения.

Принцип демократизма выражается в демократической сущности процессов воздействия на осужденных, широком участии органов государственной власти, местных исполнительных и распорядительных органов, общественности и граждан в этом процессе, в их контроле за деятельностью, в признании осужденного субъектом права, в строгом соблюдении прав человека и гражданина. Принцип демократизма выражается в открытости деятельности учреждений, исполняющих наказания, освещение их работы в СМИ, а также привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными.

Принцип равенства осужденных базируется на конституционном принципе равенства граждан перед законом (статья 22 Конституции).

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание различных условий отбывания наказания как в пределах одного учреждения, так и путем перевода в исправительные учреждения других видов в зависимости от личностных характеристик осужденных, их поведения во время срока отбывания наказания.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничения в правах в различных объектах. Один из методов дмфференциации исполнения наказания – классификация осужденных, принятая в УИК, распределение их по видам исправительных учреждений.

Принцип дифференциации тесно связан с принципом индивидуализации, который реализуется с учетом характера и степени общественной опасности преступления и других характеристик.

Принцип рационального применения мер принуждения, стимулирования их правопослушного поведения получил свою реализацию в нормах статей 27, 30, 43 УИК, основания, порядок и условия применения мер взыскания – статьи 56, 113, 115, 130, 161 УИК. Стимулирование – статьи 42, 54, 61, 110, 127 УИК, изменение условий содержания осужденных – статьи 68, 69 УИК.

3. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь.

В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле.

В узком смысле под отраслью законодательства понимается совокупность законов, которые регламентирует общественные отношения, относящиеся к предмету его регулирования.

В этом смысле к источникам уголовно-исполнительного права относится Конституция РБ. Она является фундаментальным источником уголовно-исполнительного права, имеет высшую юридическую силу. Конституционные нормы являются основополагающими для разработки и принятия нормативных актов (источников) уголовно-исполнительного права.

Основным законом (источником) уголовно-исполнительного права является Уголовно-исполнительный кодекс, который регулирует исполнение всех видов наказаний и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных в статье 48 УК РБ.

Под отраслью уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле понимается вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), которые реглементируют общественные отношения, относящиеся к предмету уголовно-исполнительного права.

Особенностью правовых основ исполнения наказаний (в отличие, например, от уголовного или уголовно-процессуального законодательства) является наличие большого числа подзаконных нормативных актов (в основном это приказы и инструкции МВД РБ). К ним относятся уголовно-исполнительного права Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (2000); Руководство по медицинскому обеспечению лиц, содержащихся в СИЗО и ИТУ (1992); Положение о ПТУ в системе исправительных учреждений МВД РБ (1991); Правила оборудования и содержания комнат длительных свиданий (1993); Положение о самодеятельных организациях осужденных (1994).

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений определяют порядок приема осужденных в исправительные учреждения, порядок передвижения осужденных в пределах колонии, специальные обязанности и запреты, возложенные на осужденных. Они конкретизируют установленный законом порядок предоставления и проведения свиданий, телефонных переговоров, приема и получения посылок, передач и бандеролей, отправления и получения корреспонденции, регулируют порядок содержания осужденных в лечебных учреждениях, в штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа и др.

Система действующих международно-правовых актов об обращении с осужденными является частью системы международных актов, содержащих стандарты поведения в данной области. К таким актам относятся: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984).

Токийские правила 1990 года рекомендуют набор мер, не связанных с тюремным заключением – это устные санкции (замечания, порицание, предупреждение); условное освобождение от ответственности; экономические санкции и денежные (разовые и поденные штрафы); постановление о компенсации жертве; условное наказание или наказание с отсрочкой; условно-досрочное освобождение; общественно полезные работы; направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием. В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстрейшем возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться также отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа; освобождение в связи с работой или учебой; различные формы освобождения под честное слово; сокращение срока; помилование.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955) предусматривают группу стандартов, касающихся определенных требований к организации жилых помещений (если имеется возможность, следует помещать каждого осужденного на ночь в отдельную камеру или комнату; при отсутствии такой возможности – перед помещением в общие камеры подвергать осужденных тщательному отбору, чтобы они могли жить совместно, а также осуществлять за совместно размещенными осужденными ночью постоянный надзор; в помещениях, где живут и работают осужденные окна должны обеспечивать доступ свежего воздуха и возможность читать и работать при дневном или искусственном свете без опасности для зрения; количество банных установок и душей должно быть достаточны, чтобы каждый осужденный мог ими пользоваться так часто, как этого требуют условия гигиены с учетом географического района и времени года); личной гигиены (осужденные должны сохранять внешний вид, совместимый с человеческим достоинством, им следует давать возможность заботиться о своей прическе и бороде, позволяя мужчинам регулярно бриться); одежды и спальных принадлежностей (если осужденный имеет право носить гражданскую одежду, то она должна быть чистой и пригодной к ношению; если осужденный не имеет такого права — ему следует выдавать обмундирование, соответствующее климату и позволяющее поддерживать здоровье в удовлетворительном состоянии, не носящее оскорбительного или унизительного характера; одежда должна содержаться в чистоте и исправности; каждому осужденному предоставляется отдельная койка и спальные принадлежности, которые должны поддерживаться в исправности и своевременно меняться); питания (в обычные часы обеспечивать каждого осужденного пищей, достаточно питательной для поддержания его здоровья; пища должна быть хорошего качества, хорошо приготовлена и подана; каждый осужденный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает потребность в ней); физических упражнений и спорта (осужденные, не занятые работой на свежем воздухе, имеют право на ежедневные физические упражнения во дворе, если позволяет погода; следует обеспечивать физические тренировки и возможности игр во время упражнений, для чего следует располагать необходимыми площадками, установками и оборудованием).

4. Уголовно-исполнительные правоотношения.

Реализация норм уголовно-исполнительного закона осуществляется через уголовно-исполнительные отношения, которые тесно связаны с уголовно-правовыми и уголовно-процессуальными правоотношениями. Угрловно-исполнительные правоотношения возникают на основании уголовно-правовых и не могут существовать помимо них.

Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления приговора в законную силу и прекращаются с момента отбытия наказания. Статья 5 УИК РБ.

Уголовно-исполнительные правоотношения – это урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие на основании вступившего в законную силу обвинительного приговора между органами государства и наказуемыми лицами в процессе и по поводу исполнения (отбывания) наказания.

Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений называются его стороны, которые обладают наибольшим объемом субъективных прав и обязанностей. С одной стороны к их числу относятся осужденные, а с другой – учреждения и органы, исполняющие наказание, а также иные меры уголовной ответственности, наниматели, прокурори др. Некоторые авторы выделяют субъектов и участников правоотношений.

Под юридическим содержанием уголовно-исполнительных правоотношений понимается фактическое поведение субъектов, а также совокупность их законных интересов, прав и обязанностей, которые зависят от вида исполняемого наказания.

Объект уголовно-исполнительных правоотношений составляют явления и предметы, по поводу которых возникают правоотношения. Объектом могут быть определенные интересы, например, краткосрочный выезд из исправительных учреждений во время отпуска.

Юридические факты представляют собой действия, события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения (вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению, досрочное освобождение от отбывания наказания; истечение срока наказания, смерть осужденного).

Выделяются юридические составы, которые влекут за собой изменение комплекса правоотношений, например, замена одного вида наказания другим, перевод осужденного из колонии в тюрьму и др.

Кроме того, выделяют юридические факты, способствующие возникновению, изменению или прекращению конкретных правоотношений, например, представление осужденному свидания.

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 951;

Добавить комментарий