Принуждение в государственном управлении

Следует помнить о том, что важнейшим методом управления является убеждение, а вторичным – принуждение.

Убеждение в государственном управлении – это метод воздействия на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях добросовестного соблюдения гражданами правовых норм.

Основными формами убеждения являются: правовая пропаганда, распространение передового опыта работы, критика антиобщественных проступков, поощрение.

Административное принуждение – это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений, а также привлечения виновных к административной общественности. Главная особенность мер административного принуждения состоит в том, что оно применяется к лицам не связанным отношениями служебной подчиненности к правоприменяющему органу.

Меры административного принуждения делятся на меры административно-предупредительные, меры пресечения, административные наказания.

Административно-предупредительные меры – это средства административно-превентивного воздействия. К ним можно отнести введение карантинного режима, проверка документов при поддержании пропускного режима, технический осмотр автотранспорта, таможенный досмотр и другие меры. Эти меры применяются при отсутствии факта правонарушения.

Меры административного пресечения есть средства принудительного воздействия, применяемые органами государственного управления в целях прекращения административного правонарушения и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к ответственности.

Четкое знание правоприменителем оснований и порядка применения принудительных мер имеет большое значение для повышения эффективности их деятельности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие административно-правовые методы используются в управленческой деятельности вуза?

2. Что может служить основанием применения мер административного принуждения?

3. Какие субъекты исполнительной власти, имеющие право применять меры административного принуждения, Вам известны?

4. В чем сущность административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы?

5. Каковы основания принудительного медицинского освидетельствования на состояние опьянения?

6. Что может служить основанием для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке до постановления судьи?

7. Как можно классифицировать меры административного пресечения по цели и способу их воздействия?

8. Назовите меры административного пресечения, которые могут применяться к юридическим лицам.

9. Что может служить основанием для административного задержания и кто вправе его осуществлять?

10. Что понимается под задержанием транспортных средств?

11. В каком случае применение такой меры как отстранение от управления транспортным средством будет мерой административного предупреждения, а в каком мерой административного пресечения?

12. Является ли применение огнестрельного оружия мерой административного пресечения?

13. Могут ли меры административного принуждения устанавливаться законодательством субъектов РФ? Если да, то какие и в каком порядке?

14. Назовите меры административного принуждения, которые вправе применять сотрудники полиции.

Тема 10. Специальные административно-правовые режимы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, что, как правило, при введении специального административно-правового режима ограничиваются конституционные права граждан, поэтому необходимо точно знать правовые основания и порядок введения различных ограничений.

К обсуждению на семинарском занятии предлагаются только наиболее значимые административно-правовые режимы: чрезвычайного и военного положения, государственной границы, ЗАТО.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Поощрение как метод государственного управления

2. Меры поощрения и ответственность государственных служащих

Заключение

Список литературы

поощрение стимул государственный

Введение

Поощрение — это способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

Особенности поощрения:

является методом государственного управления;

фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;

является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;

реализуется путем применения конкретных мер поощрения;

имеет конкретного адресата;

осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;

результат применения поощрений не может быть обжалован;

стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

По содержанию выделяют такие виды поощрений, как:

моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета);

материальное (денежная премия, ценный подарок);

статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например, присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»);

смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например, присвоение звания Героя России).

Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.

1. Поощрение как метод государственного управления

Стимулы — это средства, побуждающие деятельность людей, активизирующие их возможности. С помощью стимулов публичная власть осуществляет целенаправленное воздействие на интересы граждан, формирует их заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересы людей, а, следовательно, на их волю и поведение.

Искусно реализуя свои правовые и фактические возможности, субъект власти обеспечивает адекватный перевод стимулов в мотивы поведения подвластных. Стимулирование предполагает использование «кнута и пряника», различных поощрительных и принудительных мер, материальных и моральных факторов. Его важнейший, наиболее эффективный вид — поощрение.

Поощрение — способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных с точки зрения поощряющего дел. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.

В настоящее время существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. В их числе нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права. «Правовое поощрение — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия».

Действующими правовыми актами закрепляются виды поощрения; основания их применения; полномочия субъектов власти поощрять; порядок поощрения (поощрительное производство).

В рассматриваемом правовом институте много норм административного права. Ими закрепляется большое число разных мер поощрения, разнообразные основания поощрения и широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены.

Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:

фактическим основанием для него является заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектом власти;

связано с оценкой уже совершенных деяний;

персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;

состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;

косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его.

Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства людей потребности в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются.

Основные принципы поощрительной деятельности: обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие — вытекают из общих принципов функционирования публичной исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности властвования.

Гласность поощрительной деятельности важна и для того, кто отличился, и для окружающих. Она повышает авторитет поощренного, улучшает отношение к нему окружающих, положительно влияет на многих из тех, кто узнал, кого и за что поощрили.

Виды правовых поощрений устанавливаются законами, указами президентов, актами органов исполнительной власти, администрации государственных и негосударственных организаций.

Как метод осуществления управленческих действий поощрение представляет систему способов стимулирующего воздействия. Стимулирование хороших дел органично связано с позитивной административной деятельностью. Разнообразие славных дел очень велико, а значит, и средства их поощрения должны быть многочисленны и разнообразны.

Все средства позитивного стимулирования по способу их воздействия на поощряемых можно поделить на:

смешанные;

статутные.

Самые распространенные материальные поощрения — премии и ценный подарок. Существует огромное разнообразие премий (в том числе государственные, правительственные, губернаторские, производственные). А ценным подарком может быть почти любой предмет, имеющий ценность. В вузах и в иных учебных заведениях, например, студентам, учащимся повышаются размеры стипендий, сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие-офицеры награждаются именными оружием и т.д.

Меры поощрения могут быть одновременно и моральными, и материальными. Такой смешанный характер воздействия имеет, например, досрочное присвоение очередного звания или присвоение звания на одну ступень выше, чем предусмотрено по занимаемой должности. Помимо морального такая мера имеет и материальный эффект — увеличение размера получаемого оклада.

Говоря о смешанном характере воздействия, нужно учитывать, что кроме чисто морального и материального поощрения в связи с этим приобретаются еще и дополнительные права, льготы и др.

При строгом подходе статутные средства поощрения можно считать смешанными. Но их основная особенность в том, что они изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в заслуженного артиста (строителя, агронома, учителя, тренера, геолога и т.д.), почетного гражданина города, лауреата Государственной премии. А это влечет долговременные моральные и материальные последствия, получение разных льгот.

Применяются статутные меры в основном к гражданам. Но когда они используются в отношении организаций, статус последних тоже изменяется. Например, если театр стал академическим.

2. Меры поощрения и ответственность государственных служащих

Поощрения применяются за успешное и добросовестное исполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. Это — важное средство воспитания государственных служащих и укрепления служебной дисциплины.

Согласно ст. 131, 134 КЗоТ, применяются следующие поощрения:

объявление благодарности;

выдача премии;

награждение ценным подарком;

награждение Почетной грамотой;

занесение в Книгу почета, на Доску почета.

За особые заслуги работники представляются к награждению орденами, медалями, нагрудными значками и присвоению почетных званий и звания лучшего работника по профессии.

Указом Президента от 6 января 1999 г. утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации. В нем содержатся правила, касающиеся всех граждан: основания награждения, его виды, порядок возбуждения ходатайства о награждении, вручения наград, их ношения, статуты орденов, положения о медалях, знаке отличия и др.

Правовыми актами, предусматривающими особенности правового статуса некоторых категорий государственных служащих, установлены специальные меры поощрения: досрочное присвоение воинского, специального звания, классного чина, повышение в должности и др.

Меры поощрения к государственным служащим могут применяться лишь теми органами и руководителями, которым предоставлено такое право. При этом они обязаны применять только поощрения, предусмотренные соответствующими нормативными актами, в пределах предоставленной им власти и в установленном порядке.

Наряду с поощрением законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством за виновное совершение правонарушений, т.е. за такие поступки и действия, которые юридически признаются противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство прав перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, предусмотрены санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).

Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего это выражается в нарушении должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания. По вопросам ответственности за такие должностные проступки Президентом 6 июня 1996 г. был издан Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». Указ, в частности, предусматривает, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные проступки, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению правительственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) либо лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст. 10 — обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Кроме перечисленных, могут быть и другие, самые разнообразные случаи неисполнения или не надлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемые как должностной проступок. Вместе с тем законодательством предусмотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место не при исполнении служебных обязанностей, если эти поступки несовместимы с достоинством и назначением государственных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязанностей.

Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

Порядок проведения служебных расследований, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством. При этом применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции — Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, другие дисциплинарные уставы или положения о прохождении службы.

К административной и материальной ответственности лица, находящиеся на гражданской государственной службе, привлекаются на общих основаниях с негосударственными служащими.

Заключение

Таким образом, поощрение — способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность). По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное, материальное, статусное, смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение).

Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.

Поощрения государственного служащего — это меры материального, морального и статутного характера, применяемые по отношению к государственному служащему при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности.

За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; поощрение Правительства РФ; поощрение Президента РФ; присвоение почетных званий РФ; награждение знаками отличия РФ; награждение орденами и медалями РФ.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 30.12.2012).

2. Административное право: учеб. для вузов. — 5-е изд., изм. и доп. / Д.Н. Бахрах. — М.: Норма, 2012.

3. Административное право России в таблицах и схемах: учеб. пособие. / А.Н. Головистикова. — М.: ЭКСМО, 2009.

4. Административное право. В 2 ч. Ч. 1.: учеб. / Т.М. Занина. — М.: ЦОКР МВД России, 2011.

5. Административное право. В 2 ч. Ч. 2.: учеб. / В.Б. Белорусов. — М.: ЦОКР МВД России, 2011.

6. Административное право. Особенная часть / под ред. Э. Г.Липатова, Ю. Е. Чаннова. — М.: Ось-89, 2010.

7. Административно-процессуальное право: курс лекций. / Д. А. Газизов. — М.: ЦОКР МВД России, 2009.

8. Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ / под ред. П.П. Серкова. — М.: НОРМА, 2012.

Размещено на Allbest.ru

Всеобщими, универсальными методами управленческого действия являются убеждение и принуждение. В любой сфере социального управления обнаруживается вариантность соотношения этих методов.

Убеждение направлено на то, чтобы объект управления добровольно исполнял волю субъекта управления. Благодаря убеждению достигается единство воли субъекта и объекта управления.

Убеждение — это такое воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные взгляды, формирует новые, соответствующие требованиям науки или моральным требованиям общества. Убеждение как метод воздействия, по существу, является процессом активного воздействия убеждающего и убеждаемого при ведущей роли первого. Убеждение и принуждение могут носить государственный и общественный (негосударственный) характер. Убеждение применяется всеми субъектами управления. Что касается принуждения, то оно применяется специально уполномоченными субъ­ектами управления — государственными органами и обществен­ными формированиями на основании правовых норм и норм об­щественных организаций в установленном ими порядке.

Убеждение как метод социального управления означает мо­ральное, психологическое, материальное воздействие субъекта управления на сознание и волю управляемых, поведение людей, которое порождает, укрепляет и развивает сознательность, соот­ветствующую целям и задачам управления, побуждает к осознан­ному исполнению распоряжений субъекта управления.

Основными видами (мерами) убеждения являются: разъясне­ние, обсуждение, агитация, предостережение, показ положитель­ного опыта (образцов), поощрение и др.

Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воле управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, иму­щественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле субъек­та управления. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер. Скажем, нарушение норм права влечет юридическую ответственность, а невыполнение требований, содержащихся в нормах общественных организаций, может повлечь применение лишь мер общественного воздействия.

К государственным принудительным мерам, которые могут применяться в целях поддержания государственной дисциплины, обеспечения законности и правопорядка субъектами государст­венного управления, относятся меры дисциплинарного, административного, материального и уголовного принуждения.

Административный метод основан на властно-распорядительных полномочиях руководителя, которые сочетают организационную и распорядительную деятельность в определенной форме воздействия (приказ, распоряжение, указание и т.д.), точную постановку задания и регламентацию способов его выполнения; установление ответственности за достижение результата. Вместе с тем использование этого метода не должно подавлять инициативуисполнителя, его необходимо применять в сочетании с другими методами. Например, административный метод включает в себя применение уполномочивающих, поощрительных и запретительных мер.

Важная роль в организационной деятельности, особенно в условиях товарно-рыночных отношений, отводится собственно экономическим методам управления. Они представляют собой способы и приёмы хозяйствования, основанные на использовании экономических законов и интересов, позволяющие организовать производственную деятельность, а также и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении экономических результатов.

Экономические методы основаны на соизмерении материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их распределении в целях обеспечения эффективности деятельности. Они, по нашему мнению, в системе органов внутренних дел используются пока недостаточно. Особенно это проявля­ется в принятии управленческих решений, связанных с использованием тех или иных ресурсов.

Экономический метод является разновидностью стимулирования — создание условий материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания. В целом экономиче­ский метод стимулирования имеет определенные границы применения. Практикой установлено, что он хорошо сочетается с моральным стимули­рованием и некоторыми другими методами.

Социально-психологическими именуются такие методы действия субъекта управления на объект управления (труд, коллективы и отдельные работники), которые опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии, настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения, психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.

Социально-психологические методы управления направлены на создание в трудовых коллективах органов благоприятного устойчивого морально-психологического климата, способствующего наиболее успешному решению стоящих задач

К социологическим методам управления относятся:

— методы управления социально-массовыми процессами;

— методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явле­ниями и процессами;

— методы управления индивидуально-личностным поведением.

Методом управления социально-массовыми процессами явля­ются, например, регулирование движения кадров, плановая подго­товка и распределение кадров, закрепление кадров, повышение престижа профессий и др.

К методам управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами относятся социальное планирование развития коллектива, методы повышения социаль­ной и групповой активности, преемственность славных традиций и др. Благоприятный социально-психологический климат, творче­ская активность работников формируются в коллективе с помо­щью таких социальных методов, как пропаганда и внедрение по­ложительного опыта, новаторство, наставничество и др.

К социологическим методам управления индивидуально-личностным поведением относятся:

— создание благоприятных усло­вий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.);

— фор­мирование оптимальной системы управления (организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должност­ных инструкций и др.);

— надлежащая постановка воспитательной работы;

— создание благоприятного психологического климата в коллективе;

— сложившиеся традиции и др.

Психологические методы управления. Эти методы воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом.

К психологическим методам управления относятся:

— методы комплектования малых групп и коллективов;

— методы гуманизации труда;

— методы психологического побуждения (мотивации);

— методы профессионального отбора и обучения.

Методы комплектования малых групп и коллективов предоставляют возможность определить оптимальные количественные отношения между работниками в малых группах и коллективах. Посредством социологических исследовании выявляются симпатии и антипатии внутри коллектива, определяется место каждого его члена на основе психологической совместимости работников в коллективе (группе). От психологической совместимости работников, основанной на оптимальном сочетании их психологических свойств, в значительной степени зависит психологический климат в коллективе.

Методы гуманизации труда состоят во внесении элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности (однообразия) труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др.

Методы психологического побуждения (мотивации).

Достижению необходимой активности работника помогает применение психологического побуждения, формирование мотивов труда. С помощью мотивации, побуждения оказывается непосредственное воздействие на объект управления — работника (работников).

К их числу относятся:

— убеждение — воздействие на волю работника при помощи логических средств, направленных на снятие напряженности в коллективе, психологических барьеров;

— внушение — целенаправленное воздействие субъекта управ­ления на объект управления путем влияния руководителя на пси­хику подчиненного. Наибольшую эффективность дает применение этого метода в конфликтных ситуациях, поскольку с его помощью можно непосредственно воздействовать на волю работника. Внушаемость во многом зависит от авторитета внушаемого. Высокие морально-психологические качества внушающего имеют важное значение в повышении эффективности применения рассматриваемого метода;

— подражание — воздействие на волю работника посредством личного примера. Руководитель либо сам демонстрирует образец должного поведения, либо указывает на работника, чье поведение может служить образцом. Руководитель прежде всего сам обязан быть образцом в своем поведении и деятельности, ибо он находится в центре внимания всех, к его поведению все присматрива­ются, его действия обсуждаются и оцениваются. Руководитель, как правило, служит в качестве эталона поведения для руководимых, для всех тех, кто постоянно контактирует с ним;

— вовлечение — побудительный прием, посредством которого работник-исполнитель становится участником процесса подготов­ки и реализации решений, принятых руководителем;

— оказание доверия — психологическое воздействие, выражающееся в подчеркивании, выделении положительных качеств работника, его опыта, квалификации и т.п., в выражении уверенности в его возможностях, что повышает моральную значимость поручаемого задания;

— принуждение — психологическое воздействие на работника, заставляющее его (иногда вопреки воле и желанию) выполнить соответствующее задание.

Методы профессионального отбора и обучения.

К таким мето­дам относятся:

— отбор работников, обладающих такими психологи­ческими характеристиками, которые наиболее соответствуют вы­полняемой работе (занимаемой должности);

— развитие необходи­мых психологических характеристик для успешного выполнения порученного дела.

Вывод по первому вопросу.

Рассмотрев первый вопрос лекции можно сделать вывод, что под системой по­нимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов.

Органы внутренних дел являются частью социальной системы, выполняющую правоохранительную функцию государства. На основании этого органы внутренних дел являются частью государственного аппарата, обладающего государственно-властными полномочиями. Рассмотрение органов внутренних дел как системы управле­ния предполагает также обнаружение в них тех признаков, каким они должны отвечать как система управления. Это такие призна­ки, как детерминированность элементов систем, ее динамичность, наличие в ней управляющего параметра, усилительных свойств и обратных связей.

В управленческой деятельности ОВД используются следующие методы управления:

— всеобщие методы управления (убеждение и принуждение);

— административные методы управления;

— экономические управления; социально-психологические управления.

Функциональная и организационная структура органов внутренних дел

Все социальные системы управления имеют свою структуру, которая представляет собой набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных элементов, входящих в данное системное образование. Применительно к организации и деятельности органов внутренних дел эти признаки системы проявляются весьма отчетливо.

Основными факторами, предопределяющими то или иное структурное построение системы управления являются:

— характер выполняемых системой функций внешнего и внутреннего управления;

— территориально-отраслевой принцип построения органов государственного управления нашей страны, отражающий федеративное устройство нашего государства.

Вся совокупность служб и подразделений, входящих в систему органов внутренних дел страны, выполняющих охранительные функции государства с системных позиций может быть рассмотрена в двух аспектах. Первый, представляющий как бы горизонтальный срез системы, отражает ее функциональную структуру, и определяет таким образом содержание системы управления, второй же — вертикальный срез системы, раскрывает ее организационную структуру и иерархию, то есть ее форму.

Горизонтальный срез системы органов внутренних дел, раскрывающий ее функциональную структуру, представляется тремя группами подразделений:

— отраслевыми подразделениями — выполняющими основные функции системы органов внутренних дел в сфере внешнего управления (охрана общественного порядка, пресечение и раскрытие преступлений, расследование преступлений и др.). Это подразделения криминальной полиции и полиции общественной безопасности территориальных органов внутренних дел, следствия, вневедомственной охраны и т.д.;

— функциональными подразделениями — обеспечивают каждое по своей линии деятельности отраслевые и другие функциональные службы кадрами, финансами, материально-техническим и военным снабжением и др. Это подразделения кадров, аппараты тылового, материально-технического и военного снабжения и пр.

— штабными (оргинспекторскими) подразделениями и руководством органа — обеспечивающими непрерывное слежение и реагирование на изменения оперативной обстановки, комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки на обслуживаемой территории, организацию взаимодействия и координацию усилий служб и подразделений в осуществлении общесистемных, межотраслевых и региональных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, планирование слу­жебной деятельности, служебно-боевую и мобилизационную го­товность ОВД к выполнению задач в мирное и военное время, в чрезвычайных ситуациях, а также организационно-штатное и пра­вовое обеспечение деятельности ОВД и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что функциональную структуру органов внутренних дел определяют возложенные на них и выполняемые ими функции системы управления. Известное влияние на структуру оказывают специфические условия среды функционирования (географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживае­мой территории, состояние правопорядка и прочие факторы).

Вертикальный срез системы органов внутренних дел раскры­вает ее организационную структуру построения и иерархию.

Она включает в себя:

— центральный аппарат МВД Российской Федера­ции;

— на окружном уровне — главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

— на межрегиональном уровне — оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

— на региональном уровне — министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

— на районном уровне — управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур».

Все эти органы в зависимости от их подчиненности и функциональной направленности распределяют­ся по различным уровням управления. Рассматривая территори­альные органы внутренних дел как систему, обычно в самом об­щем виде выделяют следующие уровни управления:

— МВД Российской Федерации;

— ГУМВД России по федеральным округам;

— МВД, ГУМВД, УМВД субъектов Российской Федерации;

— городские и районные отделы (управления) внутренних дел;

— входящие в ОВД территориальные отделы полиции.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению эле­ментов структуры по каждому из вышеперечисленных уровней управления, необходимо остановиться на общем распределении задач и функций внешнего и внутреннего управления по этим ос­новным уровням иерархии:

а) В соответствии с Положением о МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 19.09. 2011 г. №1204, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Таким образом, на данном уровне управления вырабатывается стратегия функционирования всей системы органов внутренних дел Российской Федерации. В развитие этой стратегии централь­ный аппарат МВД Российской Федерации разрабатывает устано­вочные решения, направленные на организацию деятельности возглавляемой им системы, организует их исполнение и контроль.

Во внешнюю же сферу направлены лишь нормативные правовые акты, стандарты, нормы и правила, издаваемые Министерством внутренних дел в порядке надведомственности (в пределах пре­доставленных ему полномочий, определяемом действующим зако­нодательством) такие как: обеспечение безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительной системы и пр. Они обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

б) ГУВД МВД России по федеральным округам, МВД республик, ГУМВД и УМВД субъектов РФ — проводят в жизнь общегосударственную политику в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности путем организационного руководства и непосредственного управления подчиненными подразделениями и нижестоящими территориальными органами внутренних дел.

Разраба­тываемые и принимаемые ими решения либо интерпретируют решения вышестоящих системных образований с учетом местных географических, политических, социально-экономических, демографических и национальных особенностей обслуживаемой территории, либо направлены на выполнение региональных программ и задач, определяемых соответствующими органами исполнительной власти или вытекающих из комплексной оценки складывающейся оперативной обстановки в регионе обслуживания. В этой части их задачи и функции во многом аналогичны задачам и функциям МВД России.

Кроме этого их задачей является организация в масштабах региона взаимодействия органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями. В необходимых случаях сотрудники данного уровня участвуют в раскрытии и расследовании наиболее сложных преступлений, носящих организованный и межрегиональный характер, проведении наиболее крупных и важных мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения.

в) На районном уровне – управления и отделы, являются основным звеном системы МВД, осуществляют в полном объеме все ее основные функции и в значительно меньшем объеме функции внутриорганизационного управления.

Это:

— обеспечение личной безопасности граждан;

— охрана общественного порядка и обеспечение обществен­ной безопасности;

— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— раскрытие и расследование преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц, в случаях, предусмотрен­ных законодательством;

— исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы и административных взысканий, отнесенных к компетенции орга­нов внутренних дел;

— оказание в пределах компетенции органов внутренних дел помощи гражданам, должностным лицам, организациям, предприятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуще­ствлении их прав и законных интересов.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4

Рекомендации по изучению темы:

Следует помнить о том, что важнейшим методом управления является убеждение, а вторичным – принуждение.

Убеждение в государственном управлении – это метод воздействия на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях добросовестного соблюдения гражданами правовых норм.

Основными формами убеждения являются: правовая пропаганда, распространение передового опыта работы, критика антиобщественных проступков, поощрение.

Административное принуждение – это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений, а также привлечения виновных к административной общественности. Главная особенность мер административного принуждения состоит в том, что оно применяется к лицам не связанным отношениями служебной подчиненности к правоприменяющему органу.

Меры административного принуждения делятся на меры административно-предупредительные, меры пресечения, административные наказания.

Административно-предупредительные меры – это средства административно-превентивного воздействия. К ним можно отнести введение карантинного режима, проверка документов при поддержании пропускного режима, технический осмотр автотранспорта, таможенный досмотр и другие меры. Эти меры применяются при отсутствии факта правонарушения.

Меры административного пресечения есть средства принудительного воздействия, применяемые органами государственного управления в целях прекращения административного правонарушения и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к ответственности.

Четкое знание правоприменителем оснований и порядка применения принудительных мер имеет большое значение для повышения эффективности их деятельности.

Тема 9. Убеждение и принуждение в государственном управлении

Рекомендации по изучению темы:

Следует помнить о том, что важнейшим методом управления является убеждение, а вторичным – принуждение.

Убеждение в государственном управлении – это метод воздействия на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях добросовестного соблюдения гражданами правовых норм.

Основными формами убеждения являются: правовая пропаганда, распространение передового опыта работы, критика антиобщественных проступков, поощрение.

Административное принуждение – это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений, а также привлечения виновных к административной общественности. Главная особенность мер административного принуждения состоит в том, что оно применяется к лицам не связанным отношениями служебной подчиненности к правоприменяющему органу.

Меры административного принуждения делятся на меры административно-предупредительные, меры пресечения, административные наказания.

Административно-предупредительные меры – это средства административно-превентивного воздействия. К ним можно отнести введение карантинного режима, проверка документов при поддержании пропускного режима, технический осмотр автотранспорта, таможенный досмотр и другие меры. Эти меры применяются при отсутствии факта правонарушения.

Меры административного пресечения есть средства принудительного воздействия, применяемые органами государственного управления в целях прекращения административного правонарушения и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к ответственности.

Четкое знание правоприменителем оснований и порядка применения принудительных мер имеет большое значение для повышения эффективности их деятельности.

Тема 10. Административный процесс и административные производства

Рекомендации по изучению темы

Сложность изучаемой темы заключается в том, что административно-процессуальные нормы не кодифицированы, они содержаться в различных нормативно-правовых актах, в том числе в кодексах (КоАП РФ). Множественность различных административных правоотношений в сфере государственного управления и отсутствия единого подхода ученых-юристов к определению административного процесса и составляют сложность в подготовке проекта административно-процессуального кодекса, необходимость в котором несомненна.

Несмотря на это, большинство административистов считают, что административный процесс представляет собой урегулированный законом порядок разрешения определенных дел в сфере исполнительной власти в целях обеспечения законности правопорядка.

По второму вопросу нужно вспомнить принципы, характерные для юридического процесса вообще и для административного в частности: законность, объективность, равенство сторон перед законом, ведение дел на национальном языке, право пользоваться услугами адвокатов, гласность, открытость, экономичность процесса, ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел, право обжалования решений.

Совокупность административных производств — базовая характеристика административной юрисдикции. Козлов Ю.М. считает, что не все виды административных производств являются административно-процессуальной деятельностью, отдельные производств составляют административно-процедурную деятельность (регистрационное, лицензионно-разрешительное, производство по подготовке правовых актов и т.д.). По мнению Козлова Ю.М. административно — процессуальными являются производства административно — юрисдикционного характера. С учетом состояния действующего российского законодательства и административно-процессуальных норм можно выделить следующие виды административного производства:

— производство по делам об административных правонарушениях:

— дисциплинарное производство:

— производство по жалобам:

— согласительное производство.

Согласительное производство- новое и пока еще не регламентированное явление административного процесса.

Задания и методические указания для подготовки к занятиям:

Готовясь к первому вопросу, охарактеризуйте понятие «административный процесс» и соотнесите его с понятием «юридический процесс».

При подготовке ко второму вопросу выпишите в тетрадь принципы административного процесса. Сопоставьте их с принципами производства по делу об административном правонарушении. Далее изучите основные стадии административного процесса: «возбуждение дела», «рассмотрение дела по существу», «принятие решения по делу», «пересмотр вынесенного решения», «исполнение вынесенного решения», определите их основные этапы и совершаемые действия.

По третьему вопросу изучите существующие точки зрения на классификацию видов административных производств. Какая точка зрения – Д.Н. Бахраха, Ю.М. Козлова или В.Д. Сорокина представляется Вам наиболее правильной?

По четвертому вопросу ознакомьтесь с правовыми актами, регулирующих основные виды процедурных производств: по принятию правовых актов управления, лицензионно-разрешительное, регистрационное.

По пятому вопросу семинара изучите виды обращений граждан в органы власти и управления, порядок их подачи и рассмотрения по существу.

На основании «Положения о службе в ОВД РФ» от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 рассмотрите основные стадии дисциплинарного производства в органах внутренних дел РФ.

Определите, к какому виду производств относятся следующие действия:

· наложение взыскания на военнослужащего за совершение «мелкого хулиганства» в общественном месте;

· рассмотрение администрацией письма гражданина о невыплате детских пособий;

· награждение сотрудника милиции знаком «отличник милиции»;

· увольнение работника предприятия за распитие спиртных напитков на производстве;

· внедрение рационализаторского предложения;

· обращение гражданина в суд по поводу незаконного увольнения с работы?

Темы для докладов и сообщений:

1. Органы внутренних дел как субъекты административного процесса.

2. Дисциплинарное производство в Российской академии правосудия.

3. Особенности дисциплинарной ответственности военнослужащих.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные черты административного процесса.

2. Как соотносятся понятия «административное право», «административный процесс» и «административная юрисдикция» и «административные производства»?

3. Назовите основные стадии административного процесса.

4. Кто является субъектами административного процесса. Каковы их основные права и обязанности?

5. Какие основные виды административных производств Вы знаете?

6. Какие виды производств включает административно-процедурный процесс?

7. Назовите основные виды административно-юрисдикционных производств.

8. Назовите виды и сроки рассмотрений обращений граждан в органы власти и управления.

9. Какой порядок рассмотрения в ОВД обращений, не содержащих информации о происшествиях и преступлениях?

10. Назовите стадии дисциплинарного производства.

Наука административного права разработала множество классификаций методов государственного управления. Однако можно с уверенностью констатировать, что разновидности и группы методов, выделяемые различными специалистами на основании разнообразных критериев, базируются на двух ключевых методах государственного управления: методе убеждения и методе принуждения.

Метод убеждениявоплощает в себе такие приемы как стимулирование, воспитание, разъяснение, поощрение и т.п., в то время как принуждение — это совокупность приемов и способов, опирающихся на возможность навязывания определенного образа действий управляемому объекту. Убеждение представляет собой такой способ воздействия, когда управляемый объект совершает социально требуемые действия в результате принятия самостоятельного решения, вызванного определенными соображения морального или материального порядка, не связанными с опасениями применения юридических санкций. Таким образом, основа данного метода — создание предпосылок для возникновения у управляемых ощущения (сознания) необходимости проведения тех или иных мероприятий, правильности и целесообразности совершения определенных действий.

Принуждение же, напротив, базируется именно на санкционировании, на возможности применения негативных последствий, привлечения к юридической ответственности. Проявления указанных методов государственного управления многогранны. Принуждение вообще — это центральный метод государственного управления, сообщающий, кстати, свойство императивности методу правового регулирования административного права. На принуждении основано построение и функционирование всего государственного организма. Его наиболее ярким проявлением является административная ответственность как негативное последствие неправомерных действий, нарушающих властные предписания административного законодательства и субъектов государственного управления.

Опыт использования методов государственного управления свидетельствует, что принуждение должно носить вспомогательный, вторичный характер. Без него право перестало бы быть правом, однако, очевидно, что добиться социально положительных результатов методом принуждения очень трудно, особенно когда это касается экономических, культурных, социальных интересов и потребностей личности. Так, общепризнанно, что:

принуждение эффективно лишь в том случае, когда оно применяется к меньшинству при применении к большинству метода убеждения;

метод убеждения является первичным, а принуждение используется в крайнем случае, при невозможности достижения управленческих целей другими способами;

принуждение должно всегда основываться на нормах закона, произвольное применение принудительных способов воздействия недопустимо.

Вопрос о сочетании убеждения и принуждения — это вопрос о методах гос. руководства обществом.

Убеждение и принуждение отличаются по характеру воздействия на волю подчиненных. При воздействии на сознание людей путем убеждения конституционные права и интересы личности остаются незыблемыми. Убеждение создает внутренние моральные стимулы для определения лицом характера своего поведения. Принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в

угодную для общества сторону, и в этом смысле оно связано с известным ограничением отдельных прав и интересов лиц, совершающих антиобщественные поступки.

В качестве основного метода своей деятельности российское государство использует убеждение граждан в необходимости добросовестного исполнения законов и подзаконных актов. В деятельности государственных органов в современных условиях убеждению уделяется все большее место в системе мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений и преступлений.

Нередко само по себе знание прав и обязанностей оказывается достаточным для того, чтобы тот или иной гражданин строго и неукоснительно следовал предписаниям юридических норм. Часть граждан исполняют правовые предписания потому, что знают об отрицательных последствиях, которые могут наступить для них в случае неподчинения закону.

Демократический режим открывает значительные возможности для широкого привлечения граждан к обсуждению и принятию правовых актов, к участию в делах государства, что раскрывает перед ними сложность и трудности этого процесса, заставляет брать на себя ответственность за целесообразность принимаемых решений. Сознательная дисциплина, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе непосредственной общественно-политической практики, являются действенными средствами формирования убежденности, в основе которой лежит собственный опыт людей.

Роль убеждения в жизни о общества непрерывно возрастает. Научно-техническое развитие, цели демократического общественного устройства требуют, чтобы внешнее регулирование поведения людей постепенно уступало место саморегулированию. Чем выше уровень техники, чем выше насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний контроль за работниками. Решающими факторами успешной трудовой деятельности личности становятся психическое состояние, акты сознания, недоступные внешнему контролю.

Пресса, радио, кино, телевидение значительно увеличили возможности воздействия на граждан, и их использование способствует повышению роли убеждения в управлении делами общества.

Вместе с тем, пока совершаются правонарушения, государство вынуждено принуждать к соблюдению правовых норм отдельных граждан, нарушающих установленный порядок. Принуждение пока еще необходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и общественных организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это, хотя и не главный, но необходимый метод управления. Таким образом, убеждение граждан в необходимости добровольного и добросовестного соблюдения правил поведения в российском обществе, широкая система профилактических и предупредительных мероприятий в настоящее время сочетается в государстве с решительной борьбой и строгими мерами принуждения в отношении опасных правонарушителей.

Добавить комментарий