Принятие незаконного вознаграждения

Ответственность за получение незаконного вознаграждения предусмотрена в ст. 224 УК РК, где ее обязательным условием выступает вымогательство такого вознаграждения.

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате его совершения нарушает­ся установленный законом порядок оказания услуг населению.

Объектом являются общественные отношения по поводу осуществления основанной на законе деятельности государ­ственных и негосударственных организаций.j

Предметом преступления законодатель называет материаль­ное вознаграждение, льготы или услуги имущественного харак­тера. К материальному вознаграждению можно отнести не толь­ко деньги, ценности, но и предметы быта, обихода, продукты питания. К льготам или услугам имущественного характера следует отнести услуги, подлежащие обязательной оплате.

Объективная сторона данного преступления выражается в активных действиях, направленных на получение незаконного вознаграждения посредством его вымогательства. Для установ­ления объективной стороны необходимо выяснить, входили ли выполненные работы или оказание услуг, в связи с которыми требуют вознаграждения, в круг служебных обязанностей ви­новного.

Под незаконным вознаграждением следует понимать получе­ние субъектом сверх оплаты за выполненную работу вознаграж­дения в виде денег, товаров, спиртных напитков и т. д., а также льгот или услуг имущественного характера (например, получе­ние билетов на концерт, путевки в санаторий, продажа товаров по льготным ценам и т. д.). Для решения вопроса об ответствен­ности по данной статье не имеет значения время получения воз­награждения — до или после выполнения желательной для по­терпевшего работы или оказания ему услуг.

Под вымогательством незаконного вознаграждения следует понимать умышленное поставление гражданина в условия, при которых он вынужден уплатить такое вознаграждение для пре­дотвращения вредных последствий его законным интересам, в частности, совершение работником сферы обслуживания на­селения действий, препятствующих выполнению работы или оказанию услуги в установленном порядке и в определенные сроки, либо необоснованный отказ от выполнения возложен­ных на него служебных обязанностей и т. п.1

Требование вознаграждения (вымогательство) может быть выражено не только в открытой форме, но и в завуалирован­ной, к примеру, когда виновный искусственно создает или ис­пользует какие-либо препятствия как предлог для получения вознаграждения, в прямом отказе или в преднамеренной задерж­ке выполнения работ или оказания услуг, то есть ставит граж­данина в такое положение, когда он вынужден дать вознаграж­дение.

Получение незаконного вознаграждения по инициативе за­казчика при отсутствии вымогательства не является преступ­лением, предусмотренным ст. 224 УК РК. Рассматриваемое пре­ступление признается оконченным с момента получения мате­риального вознаграждения, льгот или услуг имущественного характера. При этом вымогательство является обязательным условием наступления уголовной ответственности.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в неко­торые законодательные акты РК по вопросам борьбы с корруп­цией» от 25 сентября 2003 г. в диспозицию ч. 1 ст. 224 УК РК были внесены изменения в части, касающейся субъекта данно­го преступления. Вместо государственного служащего, не явля­ющегося должностным лицом законодатель в рассматриваемом преступлении предусмотрел ответственность для работника го­сударственного органа либо государственной организации, неявляющегося лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или приравненного к нему лица. Субъектом анализируе­мого преступления является также работник негосударствен­ной организации, не выполняющий управленческие функции2.

Из приведенного определения исходит, что субъект преступ­ления — специальный, то есть помимо основных признаков (фи­зическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответ­ственности) он обладает еще и дополнительными признаками,

перечисленными в диспозиции настоящей статьи. Это и послу­жило одним из основных критериев разграничения данного пре­ступления от состава получения взятки (ст. 311 У К РК — долж­ностное лицо) и от коммерческого подкупа (ст. 231 УК РК — ру­ководитель коммерческой организации).

Верховный Суд РК в названном нормативном постановле­нии от 18 июня 2004 г. отмечает, что уголовной ответственнос­ти по ст. 224 УК РК подлежат работники сферы обслуживания населения, получившие незаконное вознаграждение за выпол­нение работ или оказание услуг, входящих в круг их служеб­ных обязанностей. При этом не имеет значения, исполнял ли работник свои обязанности постоянно, временно или по спе­циальному полномочию, в рабочее или иное время. В таких слу­чаях надлежит выяснять, входило ли в круг этих обязанностей выполнение работ или оказание услуги, за которые получено вознаграждение (п. 16 нормативного постановления от 18 июня 2004 г.).

С субъективной стороны анализируемое преступление ха­рактеризуется виной в форме прямого умысла, то есть лицо со­знает, что оно получает незаконное вознаграждение посред­ством вымогательства, предвидит возможность и неизбежность наступления этих последствий и желает их наступления.

Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступ­ления являются:

1) неоднократность;

2) крупный размер незаконного вознаграждения.

Получение незаконного вознаграждения следует признавать неоднократным, если оно совершено лицом, ранее уже совер­шавшим это преступление, если при этом не истекли сроки по­гашения или снятия судимости.

Получение незаконного вознаграждения признается совер­шенным в крупном размере, если полученная лицом сумма или стоимость оказанных ему услуг превышает 300 месячных рас­четных показателей, установленных законодательством РК на момент совершения преступления (примечание к ст. 224 УК РК).

Центр
структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH

Если к понятию «взяточничество» мы все привыкли, и понимаем, что в случае выявления такой ситуации виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности со всеми вытекающими отсюда последствиями, то мало кому известно, какие угрозы для бизнеса несет, на первый взгляд, безобидная административная ответственность за «незаконное вознаграждение» от имени юридического лица.

(ЧТО) Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица

(КОМУ) должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации…

(ЧЕГО) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав

(ЗА ЧТО) за совершение в интересах данного юридического лица… действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением

(ВЛЕКУТ) наложение административного штрафа… размер которого исчисляется миллионами рублей.

Ст.19.28 КоАП РФ

Ответственность за «незаконное вознаграждение» будет нести юридическое лицо.

Попытаемся разобраться в вопросах, связанных с такой ответственностью более подробно.

Виды ответственности за «взятку»

Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Субъектами (привлекаемыми лицами) являются:

  • в рамках административной ответственности — юридические лица;

  • в рамках уголовной ответственности — физические лица.

Важный момент! индивидуальные предприниматели не являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Преступление/
правонарушение

Взятка
(уголовная ответственность)

Коммерческий подкуп (уголовная ответственность)

Незаконное вознаграждение (административная ответственность)

Дача

Статьи 291, 291.2 УК РФ

Пп.1-4 204, 204.2 УК РФ

19.28 КоАП РФ

Получение

Статьи 290, 291.2 УК РФ

П.5-8 ст. 204 УК РФ

Посредничество

291.1, 291.2 УК РФ

204.1 УК РФ

Итак, в чем же разница?

1) Взятка.

Такого термина официально в законе не существует.

Исходя из смысла статьи 290 Уголовного кодекса РФ взятка – это материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера и имущественные права.

Проще говоря, взятка — это какое-либо благо как в материальном виде, так и в виде услуг, которое направлено на улучшение положения должностного лица, которое получает взятку и может распорядиться предметом взятки как своим собственным.

Преступными деяниями, согласно Уголовному кодексу РФ, являются получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.

При этом лица, которые дают взятку или являются посредниками во взяточничестве, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и пресечению преступления и добровольно сообщили в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело, об имевшем место инциденте.

Главное, что следует запомнить, – взятку получает всегда должностное лицо.

2) Коммерческий подкуп.

По сути, коммерческий подкуп – это также взятка, только получатель не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Говоря о взятках, мы будем иметь ввиду и коммерческий подкуп тоже.

Ответственность и за дачу, и за получение коммерческого подкупа прописана в ст. 204 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп). Условия освобождения от ответственности за передачу коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной и содействие в следствии по делу.

За посредничество в коммерческом подкупе также предусмотрена уголовная ответственность по статье 204.1 Уголовного кодекса РФ.

3) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28 КоАП РФ)

Данная статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась в далеком 2008 году. Однако широкое применение эта статья получила лишь недавно, в тренде борьбы с коррупцией.

По этой статье КоАП привлекаются к ответственности те юридического лица, в интересах которых были переданы «взятка» или «коммерческий подкуп». Очевидно, государство обратило взгляд на более платежеспособных субъектов для пополнения бюджета.

Размеры штрафов действительно поражают:

  • не менее миллиона при незначительном вознаграждении, например, 10 000 руб.;

  • за «взятку» в миллион рублей организация уплатит штраф от 20 до 30 млн.руб.;

  • ну а если вознаграждение за отстаивание ее интересов составило, допустим, 20 млн.руб., то придется раскошелиться на сумму от 100 млн. до 2 млрд. на усмотрение суда.

Ответственность наступает не только за передачу, но и за обещание вознаграждения.

Правда, для этого лицо, действующее в интересах компании, должно быть на это уполномочено. Однако каких-то специальных требований Закон не называет. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Но в интересах организации может действовать и главный бухгалтер, и начальник коммерческого отдела… и даже водитель.

Так, в одном из Постановлений Верховный суд РФ оставил в силе решение районного суда о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа 1 млн. руб. за действия водителя данной организации, который предложил инспектору ГИБДД взятку в размере 9 800 руб., чтобы избежать составления протокола за перевозку опасных грузов. Оценивая заинтересованность организации в передаче такого вознаграждения Верховный Суд указал, что размер взятки водителя значительно превышал размер грозящего самому водителю штрафа (3000 руб.) за нарушение правил перевозки грузов, что свидетельствует, что действовал он в интересах юридического лица, потенциальный штраф для которого выше.

В другой ситуации коммерческую организацию оштрафовали на 1 млн руб. за то, что ее директор в интересах предприятия незаконно перевел на банковский счет лица, занимающего должность начальника отдела снабжения другой организации денежные средства в размере 8000 рублей (коммерческий подкуп) за продолжение договорных отношений между этими организациями. Типичный «откат».

Как видим, действия разных сотрудников могут привести предприятие к серьезной ответственности в виде миллионных штрафов.

Какие неприятности влечет для юридического лица факт привлечения его по ст. 19.28 КоАП РФ помимо высоких штрафов?

Компания в течение двух лет не сможет участвовать в государственных закупках.

На сайте Генеральной прокуратуры размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по этой статье КоАП РФ. Проверить, нет ли там вашей организации или вашего контрагента, можно по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.

За 2017 год к ответственности было привлечено 363 юридических лица.

Очевидно, что нахождение юридического лица в подобном реестре может пагубно сказаться на его деловой репутации при последующих попытках заключения контрактов с потенциальными контрагентами и вне сферы гос.закупок.

Кто и как обычно привлекает по ст. 19.28 КоАП РФ?

В подавляющем большинстве случаев такие административные дела возбуждаются по результатам изучения прокуратурой уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и большей частью на основе обвинительных приговоров суда.

Решение о привлечении организации к ответственности выносит суд.

Помимо обстоятельств, зафиксированных в приговоре в отношении конкретного физического лица, необходимо доказать:

  • физическое лицо передавало вознаграждение в интересах организации;

  • источники для такого вознаграждения;

  • была ли у организации заинтересованность в получении преференций за это вознаграждение или физическое лицо преследовало только личный интерес.

Однако наличие обвинительного приговора совсем не обязательно. Прокурор вполне может ссылаться на материалы уголовного дела, например, на текст обвинительного заключения.

Еще раз подчеркнем: привлечение физического лица к уголовной ответственности не исключает, а наоборот, дает «зеленый свет» привлечению организации, в интересах которой он действовал (взяткодатель) или которой обещал какие-то преференции (взяткополучатель), к административной ответственности.

«Платите это немедленно». Сроки уплаты штрафа по ст. 19.28 КоАП РФ

Серьезные намерения государства по усилению наказания за коррупцию видны на примере «безобидного» КоАП РФ. Не прошло и недели после оглашения итогов выборов, как появился «президентский» законопроект № 430595-7 о введении возможности накладывать арест на имущество организации, в отношении которой ведется расследование по ст. 19.28 КоАП РФ, чтобы обеспечить в будущем реальную оплату наложенного штрафа.

К слову, деньги тоже относятся к имуществу. Поэтому если иных активов нет, арест будет наложен на остатки на банковских счетах. Самое время напомнить, что за вознаграждение свыше 1 млн.руб., штраф составит минимум 20 млн. руб.

А еще штраф нужно будет уплатить не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Читаем, что это немедленно необходимо найти 1, 20 и более миллионов рублей, иначе денежные средства будут принудительно списаны с расчетного счета или судебный пристав начнет процедуру взыскания за счет иного имущества. Приятного мало…

Ложку меда никто не отменял. Что может спасти от статьи 19.28 КоАП РФ?

Уже упомянутый законопроект № 430595-7 дает теперь возможность избежать наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Предлагается освобождать организацию от ответственности, если она помогла выявить, раскрыть и расследовать такое правонарушение.

Во что это может вылиться на практике?

Если в интересах юридического лица дано вознаграждение какому-либо должностному лицу, но до того, как об этом стало известно правоохранительным органам, представитель организации сообщил об этом, такое юридическое лицо не будут привлекать к ответственности и организации удастся избежать многомиллионных штрафов.

Любопытно, что в ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» приведен специальный перечень мер, которые должна выполнять организация в рамках предупреждения коррупции, например:

  • определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции;

  • разработать и внедрить стандарты добросовестной работы предприятия;

  • принять кодекс этики и служебного поведения работников.

Подобный перечень мероприятий содержится и в Методических рекомендациях Минтруда по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г., где, в частности, даны рекомендации по проверке контрагентов на предмет их добропорядочности.

Мало кто поверит, что подобные внутренние документы организации реально уберегут от коррупционной составляющей при ведении бизнеса, однако вполне могут быть расценены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых открытый.

Что ж, сложно назвать тему сегодняшней статьи позитивной. Высокие штрафы, арест имущества, объективная невозможность уследить за всеми сотрудниками с «добрыми» намерениями. Однако, кто предупрежден, тот вооружен!

Непосредственным объектомпреступления являются интересы госу­дарственной службы и общественные отношения, регулирующие порядок оплаты труда работника государственного органа либо иной государствен­ной организации.

Дополнительным объектомрассматриваемого преступления, как и при получении взятки путем вымогательства либо за заведомо незаконное дей­ствие (бездействие), могут являться права и законные интересы граждан.

Предметомрассматриваемого преступления могут быть только имуще­ство (деньги, ценные бумаги, предметы, имеющие материальную ценность, другое имущество) и выгоды имущественного характера. Предмет приня­тия незаконного вознаграждения аналогичен предмету получения взятки.

Объективная сторонапреступления, предусмотренного ст. 433 УК, вы­ражается в принятии работником государственного органа либо иной госу­дарственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему:

— за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обя­занностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера;

— выполняемую работу, входящую в круг служебных (трудовых) обязан­ностей такого работника, помимо предусмотренной законодательством Рес­публики Беларусь оплаты труда.

Для наличия состава данного преступления полученное вознагражде­ние должно быть незаконным, т. е. оно должно быть получено за указанные выше деяния, которые работником государственного органа либо иной госу­дарственной организации должны исполняться бесплатно в соответствии с его служебными полномочиями (трудовыми обязанностями).

Состав принятия незаконного вознаграждения формальный. Преступле­ние считается оконченным с момента, когда работник государственного ор­гана либо иной государственной организации принял хотя бы часть предпо­лагаемого незаконного вознаграждения.

Субъективная сторонапреступления, предусмотренного ст. 433 УК, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Вино­вное лицо должно осознавать, что принимает имущество либо приобретает выгоды имущественного характера, предоставляемые ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или дру­гую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входя­щую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотрен­ной законодательством Республики Беларусь оплаты труда.


Субъектомпринятия незаконного вознаграждения может быть только работник государственного органа либо иной государственной организации, не являющийся должностным лицом (субъект специальный).

Согласно ст. 3 закона «О государственной службе в Республике Бела­русь» под государственным органом понимается образованная в соответ­ствии с Конституцией, иными законодательными актами организация, осу­ществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности. Под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные госу­дарственные организации, обеспечивающие деятельность Президента или государственных органов, работники которых в соответствии с законода­тельными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государ­ственными служащими.

Понятие иной государственной организации нашло закрепление в зако­не «О приватизации государственного имущества и преобразовании госу­дарственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества». В ст. 4 указанного закона дано определение иных государственных органи­заций, под которыми понимаются коллективные образования (юридические лица), у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет не менее 50 %.

Квалифицированный составпринятия незаконного вознаграждения закреплен в ч. 2 и 3 ст. 433 УК.

В ч. 2 ст. 433 УК содержится четыре квалифицирующих признака — со­вершенные повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере.

Принятие незаконного вознаграждения признается совершенным по­вторно, если ему предшествовало совершение аналогичного преступления лицом, имеющим судимость за данное преступление. Повторность в дан­ном случае будет иметь место и при одновременном получении незакон­ного вознаграждения от нескольких лиц, если в их интересах работником государственного органа либо иной государственной организации будут со­вершены отдельные действия.


Вымогательство незаконного вознаграждения может выражаться либо в прямом заявлении требования такого вознаграждения как непременного условия предоставления услуги или ее исполнения, либо в умышленном поставлении гражданина в такие условия, при которых он вынужден дать вознаграждение, чтобы добиться получения или надлежащего исполнения законно истребуемой услуги, которая ему должна и могла быть оказана1.

Преступление, предусмотренное ст. 433 УК, признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, когда в данном преступлении участвовало два или более работника государственного органа либо иной государственной организации, заранее договорившихся о совместном его совершении. Принятие незаконного вознаграждения группой лиц по пред­варительному сговору считается оконченным преступлением, если возна­граждение (его часть) принято хотя бы одним из работников государствен­ного органа либо иной государственной организации.

Принятием незаконного вознаграждения в крупном размере, признается его получение в сумме, в 250 и более раз превышающей размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (ч. 2 примеча­ний к гл. 35 УК).

Один квалифицирующий признак — принятие незаконного вознагражде­ния в особо крупном размере — законодательно закреплен в ч. 3 ст. 433 УК. Как и для всех преступлений против интересов службы, особо крупным размером для рассматриваемого преступления признается размер, в 1000 и более раз превышающий размер базовой величины (ч. 2 примечаний к гл. 35 УК).

Добавить комментарий