Принятие уголовно процессуальных решений

Сложно проявлять терпение, когда кто-то нарушил ваши права. Ну как тут сохранять спокойствие, когда вас обокрали, угнали машину, или (не дай бог!) ребенок пострадал по вине нерадивого воспитателя? Но Фемида любит спокойствие и рассудительность.

Нельзя просто взять и наказать виновного, как в Средние века. Особенно если он может быть невиновным. Сначала нужно подать заявление о возбуждении уголовного дела, выждать определенный срок, получить решение.

Но что, если вы так и сделали, а в ответ получили: «в возбуждении дела отказано»? Вот тогда ждать не стоит, сразу ищите юриста!

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 59 компаний Начать подбор в несколько кликов >

По какой причине могут возбудить уголовное дело?

Возбуждение уголовного дела — это факт признания необходимости расследования обстоятельств происшествия, в котором усматриваются признаки преступления. Но это еще и процесс, который занимает некоторое время. Сроки закреплены в законодательстве.

В ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) перечислены поводы для возбуждения уголовного дела:

  1. Заявление. Вы можете прийти в полицию и с письменным, и с устным заявлением. У вас при себе должны быть документы, поскольку ст. 141 УПК РФ говорит о том, что по анонимным заявлениям уголовные дела не возбуждают.
  2. Явка с повинной. Иногда совесть оказывается сильнее страха, и люди приходят сами, чтобы сообщить о совершенном ими преступлении. Это может быть письменное заявление или составленный со слов протокол с подписью. Такой шаг смягчает наказание.
  3. Сообщение о готовящемся уголовном преступлении. Оно может быть получено из СМИ и даже из анонимного источника. В таком случае, выявивший сообщение составляет рапорт.

Понятно, что в тот же день осуществить проверку и принять решение довольно проблематично. Поэтому и существуют определенные сроки, которые, в идеале, должны соблюдаться.

Сроки проверки сообщения о преступлении

Сроки возбуждения уголовного дела обусловлены сроками проверки сообщения заявителя. Последовательность действий выглядит так.

Вы пишите заявление о том, что против вас или других лиц было совершено преступление. Также вы можете изложить суть дела устно, тогда будет составлен протокол. Под роспись ваз ознакомят со ст. 406 УПК РФ об ответственности за ложный донос.

Когда все документы будут оформлены, вам выдадут талон. В этом документе фиксируется факт принятия заявление, дата и должностное лицо, которому поручат заняться вашим делом.

Далее начнется проверка. Предстоит установить, усматриваются ли в происшествии признаки уголовного преступления. Закон устанавливает срок — не более 3 суток (ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ). После чего должно быть принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении дела.

Так прописано в уголовном праве, но это то, что должно быть в идеале.

Во-первых, могут потребоваться дополнительные экспертизы и проверки. По заявлению руководителя следственного отдела прокурор может разрешить продлить срок проверки обстоятельств дела до 10 дней. А в отдельных случаях он увеличивается и до 30 дней.

Во-вторых срок затягивается, когда принимается решение о возбуждении уголовного дела об экономическом или налоговом преступлении. Это связано с тем, что приходится запрашивать определенные документы. А у налоговой службы есть свои сроки обработки запросов.

По прошествии максимум 30 дней вы должны получить решение:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче дела по подследственности.

Последний случай касается дел, расследуемых в частном порядке (с полным перечнем можно ознакомиться в ст. 20 УПК РФ), или территориально подследственных другим подразделениям.

Как при положительном, так и при отрицательном результате дознаватель, следователь или другое лицо издает постановление.

Постановление о возбуждении уголовного дела передают на подпись прокурору, причем «незамедлительно», то есть, в кратчайшие сроки. И если все данные достоверны, прокурор ставит резолюцию.

Если же данных не хватает или их нужно уточнить, он отправляет материалы на проверку на срок до 5 суток.

После того, как прокурор подпишет документ, в тот же день об этом должны уведомить заявителя. С момента вступления постановления в силу начинается уголовное преследование.

Можно ли самостоятельно узнать о результатах проверки?

Понятно волнение заявителей, которые хотят узнать, как продвигается процесс, и как скоро примут решение о возбуждении дела. Сразу скажем, что искать эту информацию в интернете бесполезно. Вся информация об уголовных делах является конфиденциальной.

Однако как заявитель вы можете обратиться в тот отдел МВД, в который было направлено заявление.

Если максимальный срок (30 дней), отведенный на принятие решение о возбуждении уголовного дела, уже прошел, попросите передать вам результат проверки. Это ваше законное право, гарантированное ст. 144 и 145 УПК РФ.

К сожалению, халатность и бездействие правоохранительных органов в наше время не редкость. На многие обращения граждан просто закрывают глаза.

Поэтому если сроки вышли, а результата нет, пишите жалобу в прокуратуру, суд или УСБ — за бездействие сотрудникам полиции грозит уголовная ответственность..

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения…

Федерального закона № 3–ФЗ. Ответственность сотрудника полиции

Есть еще вопросы?

  • Узнай решение у профильных компаний
  • Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно

По этой услуге подключено 59 компаний Подобрать компанию в несколько кликов >

Прекращение уголовного дела — это окончание предварительного расследования при наличии обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по делу либо оснований для освобождения лица от уголовной ответственности.

В новый УПК РФ введено также понятие «прекращение уголовного преследования», означающее прекращение уголовного дела только в отношении конкретного лица. При этом расследование уголовного дела в целом может быть продолжено.

В соответствии со ст. 212 УПК РФ основаниями прекращения уголовного дела и уголовного преследования являются обстоятельства, предусмотренные в ст. 24-28 УПК РФ.

Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования. А в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых прекращению подлежит также и уголовное дело, за исключением тех случаев, когда установлена их непричастность, а преступление осталось нераскрытым.

Статьи 25, 28 УПК РФ предусматривают следующие основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования.

1. Примирение сторон.

Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласил прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:

  • 1) он впервые совершил преступление;
  • 2) примирился с потерпевшим и загладил причиненный вред;
  • 3) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести.

В данном случае речь идет о прекращении дел публичного и частно-публичного обвинения.

Если же примирение обвиняемого с потерпевшим состоялось по делу частного обвинения, то основанием для его прекращения является ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

2. Деятельное раскаяние.

Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:

  • 1) он впервые совершил преступление;
  • 2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
  • 3) лицо деятельно раскаивается в содеянном;
  • 4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного преследования по этому основанию.

О деятельном раскаянии свидетельствуют:

  • а) добровольная явка с повинной;
  • б) способствование раскрытию преступления; в) возмещение и заглаживание вреда, причиненного преступлением.

Статья 427 УПК РФ предусматривает еще одно основание прекращения уголовного преследования — применение в отношении несовершеннолетнего принудительной меры воспитательного воздействия.

Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, если:

  • 1) он впервые совершил преступление;
  • 2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
  • 3) его исправление может быть достигнуто без применения наказания;
  • 4) несовершеннолетний и его законный представитель не возражают против прекращения уголовного преследования по этому основанию.

Прекратив уголовное преследование по данному основанию, прокурор, следователь или дознаватель возбуждает перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия, после чего материалы уголовного дела направляются в суд.

Принудительные меры, которые могут быть назначены несовершеннолетнему, перечислены в ст. 90 УК РФ: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Контроль за исполнением назначенной принудительной меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной меры воздействия она может быть отменена судом по представлению указанного государственного органа. В этом случае производство по уголовному делу возобновляется в общем порядке.

До прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным в ст. 25, 28, 427 УПК РФ обвиняемому или подозреваемому должны быть разъяснены основание прекращения и право возражать против прекращения по этому основанию.

О прекращении уголовного дела следователь выносит мотивированное постановление.

Возобновление производства по прекращенному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств может иметь место лишь в случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.

Уголовно-процессуальный документ — письменный акт, в котором зафиксированы (закреплены) соответствующие действия всех участников уголовного судопроизводства и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс.

Действия и решения государственных органов и должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу, обычно фиксируются в предусмотренных законом официальных документах.

В зависимости от юридической природы процессуальные документы могут быть разделены на две большие группы:

1. документы информационно-удостоверительного характера — к их числу относятся протоколы, уведомления и др. По своей юридической природе они являются правовыми актами исполнения обязанностей и использования процессуальными органами своих прав. В них обычно констатируется факт, описывается ход и результаты конкретных процессуальных действий

2. документы властно-распорядительного характера — в которых фиксируются решения процессуального органа, не только отражают наличие юридически значимого обстоятельства, но и содержат властные предписания, являются актами применения норм права (постановления, определения, обвинительное заключение, приговор).

Любой процессуальный документ должен отвечать требованиям законности, обоснованности, объективности, полноты и истинности содержания, ясности, грамотности и понятности его изложения, своевременности его составления.

Процессуальное решение — решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, дознавателем в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Решения могут быть выражены в форме:

1. постановление — любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта;

2. оп­ределение — любое решение, за исключением приговора, вынесенное судом первой инстанции коллегиально при производстве по уголовному делу, а также решение, вынесенное вышестоящим судом, за исключением суда апелляционной или надзорной инстанции, при пересмотре соответствующего судебного решения;

3. вердикт — решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей;


4. приговор — решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции.

К перечисленным документам предъявляются дополнительные требования в виде их законности, обоснованности, мотивированности и справедливости.

Процессуальные сроки — установленные законом временные рамки для совершения процессуальных действий, принятия процессуальных решений, начала и завершения конкретного этапа судопроизводства (ст. 128, 129 , 130 УПК РФ).

Процессуальные сроки обязательны для исполнения всеми участниками процесса.

Сроки можно условно классифицировать на три группы:

1. гарантирующие быстроту судопроизводства:

· сроки разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч.1 и 3 ст. 144, ч.4 146);

· сроки дознания – 20 суток (ч.3ст. 223);

· сроки предварительного следствия – 2 мес. (ч1 ст. 162);

· срок и производства неотложных следственных действий – 10 суток (ч.3 ст. 157)

· срок начала рассмотрения дела в судебном заседании – 14 суток с момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, а по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей – не позднее 30 суток (ч.1 ст. 233 УПК) и др.

2. гарантирующие обеспечение прав и законных интересов участников процесса:

· сроки задержания и допроса подозреваемого;

· применения меры пресечения в отношении подозреваемого;

· предъявления обвинения и допроса обвиняемого;

· содержания под стражей;

· рассмотрения жалоб т.д.;

3. гарантирующие осуществление прокурорского надзора за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия:

· копии постановлений об окончании или приостановлении расследования, копии о прекращении уголовного дела;

· сроки направления прокурору сообщений о задержании, о произведенном без судебного решения обыске и др.


Уголовно-процессуальные сроки исчисляются часами, сутками, месяцами. При исчислении сроков не принимаются в расчет час и сутки, которыми начинается течение сроков.

Если сроки исчисляются сутками, срок истекает в 24 часа последних суток.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если месяц не имеет соответствующего числа, срок оканчивается в последние сутки этого месяца. Если же окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Однако при исчислении сроков заключения под стражу, домашнего ареста и нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре в них включается и нерабочее время.

В исключительных случаях отдельные процессуальные сроки могут быть продлены.

Некоторые сроки, пропущенные по уважительной причине, должны быть восстановлены. Решение о восстанов­лении пропущенного срока оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или судьи, в производстве которого находится уголовное дело.

Процессуальные издержки — это суммы расходов, связанные с производством по уголовному делу, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства (ст. 131, 132 УПК РФ).

Виды судебных издержек:

1. суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым по возмещению их расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием;

2. суммы, выплачиваемые работающим потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в счет возмещения недополученной ими заработной платы за время участия их в процессуальных действиях;

3. суммы, выплачиваемые не имеющим постоянной заработной платы потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым за отвлечение их от обычных занятий;

4. суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае его участия в уголовном деле по назначению;

5. вознаграждение, выплачиваемое эксперту, переводчику, специалисту, если они выполняли свои обязанности не в порядке служебного задания;

6. суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы в экспертных учреждениях;

7. суммы, израсходованные на хранение и пересылку вещественных доказательств;

8. ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности;

9. иные расходы, понесенные в ходе производства по уголовному делу, предусмотренные УПК.

Процессуальные издержки выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

В ходе расследования все произведенные расходы, включаемые в процессуальные издержки, должны быть зафиксированы в материалах уголовного дела, т. е. подтверждены необходимыми документами. По окончании расследования в качестве приложения к обвинительному заключению составляется справка о судебных издержках с указанием листов дела, где помещаются документы, подтверждающие расходы.

Процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Суд вправе взыскать процессуальные издержки с осужденного, в том числе и освобожденного от наказания. Вместе с тем суд вправе освободить осужденного полностью или частично от уплаты процессуальных издержек, если это может существенно отразиться на материальном положении лиц, которые находятся на его иждивении.

Если по уголовному делу виновными признаны несколько подсудимых, то суд в приговоре определяет, в каком размере должны быть возложены издержки на каждого из них, учитывая при этом характер вины, степень ответственности и имущественное положение этих лиц.

По делам несовершеннолетних суд может возложить обязанность по возмещению процессуальных издержек на законных представителей.

При оправдании подсудимого по делу частного обвинения суд вправе возложить издержки полностью или частично на лицо, по жалобе которого было начато производство по делу. При прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон процессуальные издержки взыскиваются с одной или обеих сторон.

БЕЛЯЕВ М. В. BELYAEVM. V.

Кандидат юридических наук, Candidate of Legal Science, Vice-

заместитель председателя Chairman Supreme court of the

по уголовным делам Верховного Republic of Tatarstan.

Суда Республики Татарстан, E-mail: 2216406@mail.ru E-Mail: 2216406@mail.ru

МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В статье рассматривается механизм принятия решений в уголовном судопроизводстве, делается вывод о том, что структурными элементами механизма принятия решения выступают субъекты деятельности по принятию решений, обладающие определенным кругом полномочий; объект решения; цели и средства вынесения решения; основания и условия принятия решения; этапы принятия решения; факторы, влияющие на принятие решений.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное решение, механизм принятия решения, субъект принятия решения, этапы принятия решения, факторы, влияющие на принятие решения.

MECHANISM OF DECISION-MAKING IN CRIMINAL PROCEEDINGS

Принятие процессуального решения — сложный процесс, в ходе которого осуществляется взаимодействие субъектов уголовно-процессуальных отношений; осуществляются различные виды деятельности, важнейшими из которых являются познавательная и правоприменительная.

П. А. Лупинская, исследуя решения в уголовном судопроизводстве на основании системного подхода, рассматривала механизм решения как систему взаимодействующих факторов; совокупность принимаемых при производстве по уголовному делу решений как систему, способствующую достижению задач уголовного судопроизводства, и решение как один из компонентов системы уголовной юстиции .

Системный анализ различных условий, факторов, обстоятельств, определяющих процесс и результат принятия решения в уголовном судопроизводстве, позволяет говорить о наличии единого, достаточно сложного механизма принятия решения, состоящего из совокупности разнообразных и разноплановых структурных элементов, находящихся друг с другом во множественных прямых и косвенных взаимосвязях.

Исследование механизма принятия судебного решения привело Н. А. Чертову и И. С. Юринскую к выводу о том, что элементами структуры механизма принятия судебного решения являются: вопрос, требующий разрешения, фактические обстоятельства, принципы и нормы права, цели, методы, правовое сознание, альтернативы и само решение как выбор альтернативы . Позволим себе отчасти не согласиться с данным подходом к механизму принятия решения. Правовое сознание само по себе не может являться самостоятельным структурным элементом принятия решения, оно лишь наряду с правовой культурой, уровнем профессионализма и целым рядом других обстоятельств может быть отнесено к числу факторов, влияющих на процесс принятия решения. Не могут в качестве обязательного структурного элемента механизма принятия решения рассматриваться альтернативы, ввиду того, что выбор альтернативы означает лишь выбор надлежащей нормы права, подлежащей применению, а в ряде случаев принимаемое решение вообще не имеет альтернатив. Так, например, в отношении лица, совершившего преступление, должно быть возбуждено уголовное дело. Необоснованно исключены авторами из структурных элементов механизма принятия решений и субъекты, влияющие на его вынесение, этапы принятия решения и т.д.

Полагаем, что к числу структурных элементов механизма принятия решения могут быть отнесены: субъекты деятельности по принятию решений, обладающие определенным кругом полномочий; объект решения; цели и средства вынесения решения; основания и условия принятия решения; этапы принятия решения; факторы, влияющие на принятие решений. Рассмотрим их более подробно.

1. Субъекты деятельности по принятию решений и их полномочия. Основным субъектом является должностное лицо, ответственное за производство по уголовному делу на данном этапе. Дополнительными субъектами, влияющими на принятие решений, являются участники уголовного судопроизводства, имеющие в деле правовые частные и публичные интересы и отстаивающие их.

Позиция о том, что субъективная сторона правоприменения, в том числе и принятие решения включает интеллектуальную деятельность различных участников правоприменительного отношения, не нова в юридической науке .

Существенное влияние на принятие решения оказывает непосредственный процесс реализации участниками уголовного судопроизводства своих прав и обязанностей. Например, заявление ходатайства защитником может иметь с этой точки зрения двоякое значение. С одной стороны, сам факт заявления ходатайства обязывает рассмотреть его и принять по нему решение. С другой — удовле-

творение (отказ в удовлетворении ходатайства) способны повлиять на принятие иного решения, в том числе итогового судебного решения.

В ряде случаев возможность принятия того или иного решения напрямую зависит от позиции участников уголовного судопроизводства. Так, например, рассмотрение уголовного дела в особом порядке возможно лишь при наличии соответствующего ходатайства обвиняемого и при отсутствии возражений со стороны прокурора и потерпевшего.

Следует отметить также, что поведенческие особенности ключевых участников процесса также влияют на процесс принятия решения судом и его результат. Как отмечает Д. С. Устинов, формы связи поведенческой характеристики обвиняемого с решениями, принимаемыми по уголовному делу должностными лицами и органами, весьма разнообразны. Наиболее типичными и распространенными, — пишет автор, — являются связи, при которых поведенческая характеристика порождает основания для принятия процессуального решения, либо выступает в виде составной части указанного основания как необходимого условия для принятия соответствующего решения, либо обстоятельства, учитываемого при его принятии .

Так, поведенческие особенности осужденного являются решающими в механизме принятия судебного решения об условно-досрочном освобождении (при наличии к тому материальных оснований — отбывания осужденным срока наказания, дающего право подать ходатайство об условно-досрочном освобождении).

2. Объект решения — конкретный вопрос, который требует разрешения. В ряде случаев для разрешения этого основного вопроса необходимо рассмотреть целый ряд вопросов более мелкого характера. Так, принимая решение о назначении судебного заседания, суд выясняет подсудно ли уголовное дело данному суду; вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта; подлежит ли избранию, отмене или изменению мера пресечения и т.д. (ч. 1 ст. 228 УПК РФ). В данном случае объектом судебного решения является вопрос о возможности назначения судебного заседания.

3. Цель и средства принятия решения.

Как верно писала П. А. Лупинская, любая общая цель деятельности развертывается в соответствующую иерархию целей и задач. Конечная цель должна побуждать к принятию соответствующих ей решений .

Как правило, закон, за редким исключением, не указывает, в каких целях принимаются те или иные решения. Так, например, согласно ст. 33 УПК РФ в случае обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом. Здесь же указывается и на цель принятия решения о рассмотрении дела вышестоящим судом — всесторонность и объективность разрешения каждого из этих дел. Для определения цели принятия судебного решения необходимо ориентироваться на

общее назначение уголовного судопроизводства, а также роль и место данного судебного решения в системе разрешения уголовно-правового конфликта.

Цели принятия решений могут существенно различаться в зависимости от того, является ли это решение завершающим стадию процесса, промежуточным, итоговым либо носящим организационно-распорядительный характер.

4. Основания и условия принятия судебного решения.

Совокупность оснований и условий для принятия судебного решения зависит от характера принимаемого решения. В отдельных случаях основания принятия решения прямо устанавливается нормами закона (например, основания для применения мер пресечения). В других случаях основания для принятия решения определяются с учетом конкретной ситуации и роли принимаемого решения в системе уголовного судопроизводства. Так, решение об отложении судебного разбирательства принимается с учетом возможности (либо отсутствия таковой) продолжить рассмотрение дела ввиду неявки потерпевшего, свидетелей и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ряде случаев решения принимаются с учетом криминалистических предпосылок, обусловливающих на основании имеющейся информации необходимость производства того или иного следственного действия .

5. Содержание деятельности по принятию судебного решения (этапы принятия решения).

Конкретное содержание деятельности по принятию решения, необходимые для этого шаги различаются в зависимости от вида и характера решения, от того, на какой стадии уголовного судопроизводства и по чьей инициативе оно может быть вынесено и т.д. Технология процесса принятия любого решения, последовательность осуществляемых при этом действий выходят далеко за рамки юридической науки и находятся в сфере регулирования различных отраслей знаний, и, в первую очередь, управления, экономики, психологии. Д. Ф. Бонда-ренко, анализируя механизм вынесения управленческого решений, пишет о том, что «для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Фактическое число этапов определяется самой проблемой» . Весьма распространенной является точка зрения о том, что принятие решения включает в себя несколько этапов: диагностика проблемы, определение критериев и ограничений для принятия решения, выявление возможных вариантов, оценка вариантов, окончательный выбор . О. А. Чванов придерживается концепции, согласно которой этапы правоприменения, в том числе и принятия решения выделять по целевым установкам: «анализ факта — установление истины; анализ юридической нормы — правовая квалификация; принятие решения — оформление юридического документа; проверка исполнения — контроль за правильностью действий и достигнутым результатом» .

Согласно позиции Н. А. Чертовой и И. С. Юринской, этапами принятия судебного решения являются: понимание проблемы и уяснение цели и задачи в конкретном иске в соответствии с предметом заявленного требования; выбор методов и средств решения проблемы, которые могут быть использованы в ходе судебного разбирательства; разработка альтернативных вариантов решения за-

дачи; оценка альтернатив и выбор наилучшей альтернативы в соответствии с целью и задачами правоприменения; прогнозирование последствий принятого решения в регулировании общественных отношений .

Полагаем возможным отчасти не согласиться с предложенными этапами. Контроль исполнения судебного решения семантически выходит за пределы его принятия. Так, например, контроль за исполнением принудительной меры воспитательного воздействия, примененной в отношении несовершеннолетнего, судом не осуществляется. Лишь в случае ее неисполнения перед судом может быть поставлен вопрос о ее отмене (ч. 5 ст. 427 УПК РФ).

Прогнозирование последствий принятого решения следует рассматривать как неотьемлемую часть выбора правовых норм, подлежащих применению, а не в качестве самостоятельного этапа. Выбор нормы права предполагает не только ее сопоставление с установленными фактическими обстоятельствами дела, но и прогнозирование последствий ее применения.

Так, например, рассматривая вопрос об условно-досрочном освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, суд принимает решение, убедившись в том, что цели наказания могут быть достигнуты и без дальнейшего его отбывания. Принятие этого, а также целого ряда других решений без прогнозирования невозможно. Так, суд, рассматривая жалобу осужденного на решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении, установил, что Н. к общественно полезному труду относится удовлетворительно, не проявляет старание и полезную инициативу, установленный порядок отбывания наказания перестал нарушать из-за боязни дисциплинарной ответственности, приспособился к условиям отбывания наказания, способен правильно строить свое поведение только под постоянным надзором со стороны представителей администрации, по характеру общителен, лжив, упрям, в обращении с представителями администрации ведёт себя вежливо, пытается представить себя с более лучшей стороны, чем есть на самом деле, в среде осужденных уживчив, мероприятия воспитательного характера посещает неохотно, из индивидуально-воспитательных бесед делает правильные выводы не всегда, общается с осужденными не только нейтральной, но и отрицательной направленности, вину в совершенном преступлении не признал, не раскаивается. Отбывание наказания в исправительном учреждении не оказало достаточного влияния на осужденного, за период отбывания наказания имеет взыскание. Суд апелляционной инстанции согласился с мнением суда первой инстанции и решил, что исправление осужденного возможно только под надзором исправительного учреждения, и Н. нуждается в дальнейшем отбывании наказания .

Возвращаясь к вопросу об этапах принятия решения, полагаем, что в самом общем виде они могут быть определены следующим образом:

1) анализ повода к принятию решения, в качестве которого выступает некая правовая ситуация, требующая своего разрешения, в том числе обращение участников уголовного судопроизводства;

2) установление фактических обстоятельств, необходимых для принятия решения (в первую очередь, оснований и условий для вынесения процессуального акта);

3) выбор нормы права, подлежащей применению;

4) вынесение и оформление решения;

5) процедура принятия решения. Общие правила принятия решений регулируются системой принципов уголовного судопроизводства, правилами производства в конкретной стадии процесса, правилами оценки доказательств;

6) факторы, влияющие на принятие судебных решений.

Принятие судом решения регулируется правовыми нормами, однако находится в сфере влияния различного рода факторов. Как верно отмечала П. А. Лупинская, принятие решения представляет собой систему взаимодействующих факторов, объективных и субъективных, в том числе социальных, идеологических, правовых, социально-психологических, личностных. К социально-политическим факторам принятия решений ученый относила условия, в которых действует система судопроизводства, цели, задачи, стоящие перед органами судопроизводства, к правовым — правовые цели, принципы, методы правового регулирования; к идеологическим — правовую идеологию и правосознание; к социально-психологическим — правовую психологию, потребности, интересы, цели, мотивы деятельности; к личностным — образование, возраст, стаж работы, профессиональные знания и умения, психологические свойства личности); к факторам «вещного порядка» — условия труда, техническое оснащение, организацию труда .

Анализируя систему элементов, составляющих механизм принятия решения, следует отметить, что их совокупность, взятая во взаимосвязи друг с другом, индивидуальна в каждом конкретном случае для каждого принимаемого решения и зависит от непосредственных обстоятельств дела, характера рассматриваемого вопроса, круга субъектов, участвующих в его принятии и их особенностей. Логическое единство механизма принятия решения и его доброкачественность обеспечивается только при надлежащем сочетании всех структурных элементов принятия решения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Лупинская П. А. Решения в уголовном судопроизводстве. Их виды, содержание и формы. М.: Юрид. лит., 1976. 168 с.

2. Чертова Н. А., Юринская И. С. Механизм принятия судебного решения: теоретические аспекты // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3.

3. Лазарев В.В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1989. 84 с

5. Князьков А. С. К вопросу о понятии предпосылки принятия решения в уголовном процессе // Современные проблемы доказывания и принятия решений в уголовном процессе. Социальные технологии и правовые институты: материалы междунар. научн.-практич. конф., посвященной 95-летию профессора П. А. Лупинской. М., 2016. С. 194-198.

7. Цветков Ю. А. Управление в следственных органах. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 335 с.

8. Мескон M.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997. 704 с.

9. Чванов О. А. Механизм правоприменения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов,1995.

Добрый день, Сергей!

Согласно ст.144 УПК РФ:

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125настоящего Кодекса.

Добавить комментарий