Природоресурсное право

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

Природоресурсовое право – система правовых норм, регламентирующих режим (правовое положение) окружающей среды, комплексов природы, природных объектов и ресурсов как объектов экологических отношений.

Природоресурсовое право – межотраслевой институт экологического права, выделение которого обусловлено особым видом взаимодействия общества и природы, который заключается в выделении (вычленении) из окружающей природной среды объектов и свойств, выполняющих социальные экономические и иные функции в качестве источников удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, объектов пользования, охраны и преобразования.

В научной и учебной литературе распространенны мнения о выделении в системе экологического права природоресурсового права как совокупности правовых норм, регулирующихся природоресурсные отношения (по использования и охране природных ресурсов (объектов) – земель, недр, лесов, вод, животного и растительного мира, атмосферного воздуха) . По мнению Б. В. Ерофеева в отличие от экологического права, регулирующего общественные экологические отношения, природоресурсовое право регулирует только общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных компонентов: земли, ее недр, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и др..

Представляется, что в приведенных высказываниях природоресурсовое право сводится к системе норм, регулирующих использование и охрану природных ресурсов, с чем вряд ли можно согласиться. Отношения природопользования и охраны природных ресурсов, составляют предмет права природопользования, природоохранительного права, соответственно природоресурсовое же право составляют правовые нормы, регламентирующие режим (правовое положение) окружающей среды компонентов природы и отдельных природных объектов (ресурсов).


Природоресурсовое право состоит из общей и особенной части.

В настоящее время нет федерального закона или иного нормативного правового акта, которым бы регламентировался режим окружающей природной среды в целом. Поэтому можно высказать только соображения о содержании и структуре общей части природоресурсового права. Представляется, что общую часть должны составлять нормы, регламентирующие предмет, цель, задачи, методы регламентации режима окружающей среды, принципы отнесения окружающей среды и ее компонентов к природным ресурсам, систему правового регулирования, закрепляющие понятие окружающей среды как природоресурсового фонда и его структуру, регулирование природоресурсовых отношений, правовые средства обеспечения соблюдения природоресурсового права.

Особую часть природоресурсового права составляют институты: землересурсовое право (правовой режим земель), недроресурсовое право (правовой режим недр), водноресурсовое право (правовой режим вод), лесоресурсовое право (правовой режим лесов), фауно-ресурсовое право (правовой режим фауны, животного мира), правовой режим особо охраняемых территорий и объектов; правовой режим воздушного пространства.

Предмет правовой регламентации природноресурсового права составляют: окружающая среда как целостная экологическая (экосоциальная) система и составляющие ее компоненты природы природные объекты и ресурсы, выделенные из природы как источники удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, объект деятельности общества.

Цель правового регулирования заключается в определении режима (положения) окружающей среды, компонентов природы природных объектов и в качестве ресурсов — источников удовлетворения общественных потребностей.

Задача правового регулирования состоит в создании системы нормативных правовых актов, закрепляющих правовой режим (положение) окружающей среды природных объектов и ресурсов.

Правовая регламентация режима (положения) окружающей природной среды, природных комплексов и ресурсов осуществляется императивным методом.

Правовой режим объектов природы в качестве ресурсов, объектов общественных отношений закрепляется в регулятивных правовых нормах, не допускающих диспозитивное регулирование.

Устанавливая административную и уголовную ответственность за посягательство на окружающую природную среду, природные ресурсы законодатель придает им социальную значимость как источникам жизнедеятельности общества, выделяя их в качестве таковых из природы.

Выделение объектов и свойств природы в качестве природных ресурсов осуществляется на основе следующих принципов:

· социальной и экологической полезности объекта или свойств природы;

· технической возможности извлечения полезных свойств природных объектов;

· научной обоснованности выделения природных ресурсов;

· системности окружающей природной среды компонентов природы и отдельных природных ресурсов;

· получения наиболее полной информации о состоянии окружающей среды и отдельных природных ресурсов;

· охраны окружающей среды, компонентов природы , природных комплексов и ресурсов от негативных воздействий техногенного и природного характера.

Для общественных отношений, составляющих предмет природоресурсного права, системообразующим признаком является извлечение природного ресурса из окружающей природной среды, сопровождающееся нарушением многоуровневого взаимодействия ресурса и среды. Совокупность отношений, связанных с добычей (извлечением) природных ресурсов составляют предмет природоресурсного права.

Центральное место среди них занимают ресурсные отношения. Они включают в себя отношения по непосредственному извлечениюприродных ресурсов из среды их естественного пребывания и сопутствующие им отношения по поиску, оценке, разведке природных ресурсов и проведению иных исследовательских работ. Наличие последних является обязательным, поскольку ресурсопользователю передается в пользование ресурс, количественные и качественные характеристики которого указываются в лицензии (договоре, соглашении) на ресурсопользование. Отношения по поиску, оценке и разведке природных ресурсов и по их извлечению из окружающей среды составляют в совокупности ресурсные отношения.

Отношениями по непосредственной добыче ресурса предмет природоресурсного права не исчерпывается и включает в себя также отношения, тесно связанные с ресурсными. Их можно разделить на 5 групп: 1) предшествующие ресурсным; 2) отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования; 3) отношения собственности на природные ресурсы; 4) отношения по государственному управлению ресурсопользованием; 5) отношения, связанные с привлечением субъектов природоресурсного права к ответственности и отношения по рассмотрению споров, возникающих в связи с использованием природных ресурсов и возмещению вреда, причиненного неправомерным ресурсопользованием.

Отношения, предшествующие ресурсным,включают в себя:

1) Отношения, связанные с участием субъектов природоресурсного права в конкурсах, аукционах по приобретению права ресурсопользования, заключением договоров, соглашений на использование природных ресурсов. 2) Отношения по лицензированию ресурсопользования возникают в ходе оформления, выдачи, государственной регистрации лицензий.

Отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования длятся на протяжении всей деятельности, связанной с ресурсопользованием. Их цели: а) достижение наиболее полного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче; б) минимизация вредного воздействия природных факторов и технологических процессов извлечения ресурса на здоровье человека. Безопасность ресурсопользования подразумевает здоровые и безопасные условия не только для работников добывающих производств, но и для иных лиц, на которых может оказать вредное воздействие ухудшение состояния окружающей среды, вызванное добычей природных ресурсов.

Отношения собственности на природные ресурсы включают в себя отношения федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности на природные ресурсы.

Государственное управление природными ресурсами предполагает отношения по: ведению государственного мониторинга и государственного кадастра природных ресурсов; составлению ресурсных балансов и схем комплексного использования природных ресурсов; лимитированию ресурсопользования; контролю за использованием природных ресурсов и соблюдением природоресурсного законодательства.

В управлении ресурсопользованием принимают участие специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов, наделенные государственно-властными полномочиями. Поэтому отношения по государственному управлению использованием и охраной природных ресурсов в известной мере регулируются нормами административного права.

Привлечение пользователей природных ресурсов к ответственности и рассмотрение споров, связанных с ресурсопользованием, осуществляется административными органами, судами, арбитражными судами, третейскими, в том числе международными, судами. Решение любого административного органа может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности.

Метод правового регулирования –юридический критерий самостоятельности отрасли права обычно понимается как совокупность юридических приемов (способов) правового воздействия на общественные отношения. К особенностям метода правового регулирования природоресурсных отношений В.М. Лебедев относит:

«1) Основания и порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношения по использованию природных ресурсов – разрешительный (лицензия), сочетаемый с договорным (соглашение, договор о ресурсопользовании).

2) Общее юридическое положение субъектов природоресурсного правоотношения характеризуется правом ресурсопользователя на получение, продление лицензии, на отказ от нее, на заключение договора о ресурсопользовании и неуклонное подчинение стандартам (юридическим правилам, нормам), обеспечивающим технологический процесс конкретного вида ресурсопользования.

3) Императивное установление государством правил использования природных ресурсов в форме стандартов ресурсопользования сочетается с дозволением – предоставлением ресурсопользователю права заключать договор об использовании природных ресурсов с ресурсодержателем, самостоятельно выбирать вид своей деятельности по использованию природного ресурса, ограничивать или расширять свою деятельность, не выходя за пределы лицензии, договора.

4) Характер связи субъектов природоресурсного правоотношения – возмездный с сочетанием элементов власти и подчинения, пределы которых ограничены законом или соглашением между субъектами природоресурсного правоотношения».

Наличие норм, регулирующих отношения по использованию любых природных ресурсов (норм общего действия) и норм особенного и единичного действия влечет необходимость выделения в природоресурсном праве Общей и Особенной частей.

Общая часть природоресурсного права не является суммативным объединением общих частей Водного, Лесного кодексов РФ и других нормативных актов природоресурсного права. Нормативные акты, регулирующие отношения ресурсопользования, содержат нормы не только природоресурсного, но и экологического, гражданского, финансового права, которые не включаются в систему природоресурсного права. Многие нормы, составляющие Общую часть указанных кодексов, по своему содержанию должны быть отнесены к Особенной части природоресурсного права.

Общая часть природоресурсного права включает в себя ряд правовых институтов, содержащих нормы общего и особенного действия, которые регулируют отношения, связанные с добычей любых видов природных ресурсов, устанавливают принципы ресурсопользования, правовое положение субъектов и объектов природоресурсных правоотношений.

Институты Общей части природоресурсного права:

ü Общие положения природоресурсного права, включая нормы, определяющие предмет, сферу действия, особенности метода правового регулирования, принципы отрасли.

ü Право собственности на природные ресурсы в Российской Федерации и исключительные суверенные права Российской Федерации на них.

ü Ресурсопользование.

ü Объекты и субъекты природоресурсных правоотношений.

ü Государственное управление рациональным и безопасным использованием природных ресурсов в Российской Федерации.

ü Ответственность за природоресурсные правонарушения и порядок рассмотрения природоресурсных споров.

Отношения, возникающие в связи с добычей отдельных видов природных ресурсов, регулируются нормами, включенными в институты Особенной части природоресурсного права:

ü Недропользование.

ü Водопользование.

ü Лесопользование.

ü Пользование объектами животного мира.

ü Пользование природными лечебными ресурсами.

16 Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы.

В правовой литературе по вопросам собственности традиционно отмечается, что собственность на природные ресурсы как научное понятие употребляется в экономическом и юридическом аспектах*.

При оценке собственности на природные ресурсы и особенно при реализации правомочий собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами принципиально важно иметь в виду, что природные ресурсы, в отличие, к примеру, от таких вещей, как предприятие, дорога, удовлетворяют как объекты собственности различные потребности человека – экологические, экономические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительную стоимость. В совокупности соответствующие характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную окружающую среду. Соответственно, природные ресурсы как объекты собственности имеют не только экономическое, но и экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение.

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд*. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права – конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества*. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Анализ положений данной статьи, касающихся, в частности, защиты основ конституционного строя и здоровья, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в этой статье ограничения могут быть введены федеральным законом по экологическим соображениям.

Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.

Соблюдение этих требований, продиктованное общественным характером природных ресурсов, также является ограничением свободы права собственности на природные ресурсы, независимо от его формы.

Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Правовые требования по предоставлению в пользование исчерпаемых природных ресурсов (минеральных ресурсов) должны быть особенно четко определены с учетом интересов будущих поколений.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Что касается форм права собственности на природные ресурсы, то они предусмотрены в законодательстве. Е.А. Суханов считает, что «на самом деле юридически есть лишь одно право собственности, у которого могут быть разные субъекты: физические или юридические лица, государство»*. При реализации такого подхода собственность подразделяется на частную и публичную.

До 1990 г. в России была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная (в отличие от таких товарно-материальных ценностей, как предприятия, сооружения, которые как объекты права собственности находились в «простой» государственной собственности). Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, ее недра, воды и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами. Никто иной не мог распоряжаться ими.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Природоресурсное право

1. Природоресурсное право, как самостоятельная отрасль права, учебная дисциплина и отрасль науки.

2. Предмет и метод ПП

3. Природоресурсное правоотношения. Соотношение ПП с др отраслями права.

1. Природоресурсное право, как самостоятельная отрасль права, учебная дисциплина и отрасль науки.

Территория 17 млн.кв.км. представлены различные экосистемы, лесостепи, степи 69 % приходится на леса. Сенокосы и пастбища. Россия обладает водноболотными угодьями, также в России многие животные, занесённые в красную книгу. Морские побережья России занимают более 60%.

ПП термином служил природоресурсовое право, возникло уже в начале 70-80х гг., а в начале 80х гг. преподавали природоресурсное право. В системах наук различают природоресурсное и экологическое право. В законодательстве нет такого понятия, как ПП. В ст.77 Конституции РФ нет упоминания о ПП. В классификаторе НПА акты природоресурсного и природоохранного порядка объединены в разделе природные ресурсы и охрана окружающей природной среды. Соответсвенно возникает вопрос природы и природоресурсного права в Российской правовой доктрине:

1. Природоресурсное право – самостоятельная отрасль права или составная часть экологического права?

· Природорсурсное право явл составной частью экологического права (отношения по охране и по использованию природных ресурсов тесно взаимосвязаны и регулируются едиными нормами права Боголюбов . они делят не на особенную и общую часть, а на природоохранную и природоресурсное. Дифференциация на прородоресурсное и природоохранное не конструктивно – разные стороны одного явления (взаимоотношений общества и природы) Чебуков. Природоресурсное право – особенная часть экологическое право

· Природоресурсное право – самостоятельная и комплексная отрасль права, т.к. у неё есть свой предмет и метод, тогда как соотносится ЭП иПП. Взаимодействие природы и общества сладываетс две большие группы:

v По воздействию на природные ресурсы, с целью их извлечения (изъятия) из природной среды для последующего потребления + отношения связанные по охране этих природных ресурсов (это предмет ПП)

v Отношения, связанные с иным воздействием человека на природу (экол безопасность, отношения в сфере отходов)

(экологическое право)

Дискуссионным явл вопрос о том, входит в предмет ПП отношения по охране природных ресурсов в процессе природопользования . Калинин считает, что охрана не входит в предмет ПП, т.к. рациональное использование природных ресурсов – это взаимоисключающее виды права.

ПП самостоятельная отрасль права, составными его частями явл земельное, лесное, водное, атмосферное, фаунистическое.

2. ПП это комплексная отрасль права?

Учение в целом о комплексной отрасле права, появилась в 1975г. (Сергеев). Особенности комплексных отраслей права:

Наличие комплексного предмета (отрасли права регулируют однородные общественные отношения, а комплексные регулируют отдельный комплекс общественных отношений, складывающийся в отдельной сфере)

Комплексный метод правового регулирования – сочетание императивного и диспозитивного методов

Комплексность источников

Источники есть свои источники, а есть заимственные.

ПП – это самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность норм, регулирующая общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и связанных с ними отношений по охране природных ресурсов.

ПП (как дисциплина) – система об отрасли природоресурсного права, выстроенная с планом учебного курса.

ПП (как наука) – совокупность научных исследований, концепций, взглядов по проблемам отрасли природоресурсного права (в том числе изучает историю природы и т.д.)

Межотраслевые проблемы: Казанцев

В сфере земельных отношений: Боголюбов, Волков

Лесов: Зиновьева, Полянская, Зослянская

Водные объекты: Колбасов.

Система ПП:

Многие учёные сходятся к тому мнению, что у них есть и общая и особенное право, в общую входят принципы, П отношения, право природопользования, управление в сфере природопользования). В особенную: использование и охрана недр, природных объектов, недр, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. Выделяют специальную часть, кот изучает зарубежный опят с целью заимствования положительных положений.

Принципы ПП (основополагающие начала, лежащие в основе ПП)

Они важны для пробелов, решения в практике, важны для толкования интерпритации, принципы закреплены в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» в отраслевом законодательств, в ВК РФ (например, целевое использование водных объектов, платность использования водных объектов и т.д.). В ЛК РФ ст. 8 , ст. 1 ЗК РФ и т.д.

Принципы, на кот должны базироваться отношения также сформулированы в концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие – такое развитие, кот удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу будущих поколений, удовлетворяется свои собственные потребности. Сначала прошла стокгольмская конференция (бы создан орган ЮНЭП) и затем ЮНЭП создал фундаментальный труд «наше общее будущее», в кот констатирована необходимость достижения устойчивого социально-экономического развития. Затем проведена Конференция в Рио-де- Жанейро в 1992г. и как один из результатов была принята долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе «повестка дня на XXI век» в этом документе закреплены основные концепции устойчивого развития.

При переходе к устойчивому развитию необходимо решение 3х задач:

1. Ограничение роста и потребления в промышленно-развитых странах, явл главными источниками загрязнения

2. Ограничения роста в развивающихся странах

3. Предотвращения углубления между богатыми и бедными

Основные направления развития России к устойчивому развитию:

1. Создание правовой основы

2. Стимулирование с\х деятельности

3. Оценка хоз ёмкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого воздействия на окружающую среду,

Критерии рационального природопользования никакая хоз деятельность не может быть охрана, если охрана её не приводит . Загрязнение дб низким с учётом экономических и соц выплат.

Другие концепции различны от религий (каран) философские кнцепции – натуралистические концепции характерны для ранних периодов различия: природа – это божественная давность, развивается по своим законом и чловек не может ею управлять. Потребительские концепции – человек господствует над приодой, максимальное использование природы. Алармизм (концепция), в ней человек рассматриватеся, как один из факторов, влияющих на состояние экосистемы Земли.

История развития ПП:

1 подход: т.к не разграничивают ЭП и ПП, они выделяют:

1 период – дореволюционный (фрагментарность и регулировались охраной лесов и животного мира)

2 период – советский период ( прослеживается природоресурсный подход, однако к 80гг . принимаются акты по охране окружающей среды)

3 период – современны Российский

2 подход: разгарничение ЭП и ПП

1 этап – с 1917г. (закладываются основы ПП

2 этап – с 1960 по 1990 (закон РСФСР «Об охране природы» в нём впервые содержались нормы об охране среды, носили декларативный характер)

3 этап – 90г XXвв ( распад СССР происходит обновление прородоресурсного законодательства, активное развитие происходит ПП)

4 этап – с 90-х гг. по 2000г.

5 этап – с 2003 г. (принятие ЗК РФ)

Вывод: история развития свидетельствует о разграничении ПП и ПО законодательства, ПО законодательство должноразвиваться опережающими темпами.

2.Предмет и метод ПП

Предмет ПП – это отношения по поводу использования природных ресурсов.

Метод – совокупность приёмов средст и способов на регулируемые отношения.

Выделяют:

ü Императивный

ü Диспозитивный (договорные отношения)

ü Экологизации (нормы охраны тесно связаны с остальными нормами)

3.Природоресурсные правоотношения. Соотношение с другими отраслями права.

Отношения – отношения по излечению природных ресурсов и среды их естественного пребывания и сопутствующие им по поиску разведки, оценки природных ресурсов и проведению иных исследовательских отношений.

Тесно связанные с ним отношения:

1. Предшествовавшие природоресурсным отношеням

2. Отношение по безопасности и рационализации природопользования. Цели: максимальное излечение природных ресурсов и минимизация вредного воздействия на окружающую среду жизни и развития человека

3. Отношения собственности и природопользования

4. Государственное управление природными ресурсами (контроль, надзор, выдача разрешений лицензий, мониторинг, ведению информационных ресурсов, проведению гос экспертиз. Взыманию платежей и т.д.)

5. Ответственность за нарушение норм природопользование

Субъекты : государство (выступает в лице своих компетентных органов), как субъект управления или мун образования, полномочия перечисления в ст. 9, ФЗ «Об охране окружающей среды», как собственник, находящийся в гос или муниципальной собственности. Орган общей компетенции Правительство, специальный орган например росприроднадзор, роснедра и т.д. в вол области – это Департамент …

Юр лица и физические лица.

Объект: природные ресурсы, природные объекты (природоантропогенный объект) ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»

Земельное право: неразрывная связь земли с др природными ресурсами. 1 подход земля – плодородный почвенный слой, земля рассматривается, как основа жизни деятельности человечества – основа природоресурсного права.

ЗП регулирует использование земель без нарушения их целостности, а природоресурсное право – регулирует отношения с изъятием. Связь природоресусного права с другими они заимствованы с нормами других отраслей, что ещё раз потверждает системность норм права.

Институты Общей части природоресурсного права:

Общие положения природоресурсного права, включая нормы, определяющие предмет, сферу действия, особенности метода правового регулирования, принципы отрасли.

Право собственности на природные ресурсы в Российской Федерации и исключительные суверенные права Российской Федерации на них.

Ресурсопользование.

Объекты и субъекты природоресурсных правоотношений.

Государственное управление рациональным и безопасным использованием природных ресурсов в Российской Федерации.

Ответственность за природоресурсные правонарушения и порядок рассмотрения природоресурсных споров.

Отношения, возникающие в связи с добычей отдельных видов природных ресурсов, регулируются нормами, включенными в институты Особенной части природоресурсного права:

Недропользование.

Водопользование.

Лесопользование.

Пользование объектами животного мира.

Пользование природными лечебными ресурсами.

3.Природоресурсные правоотношения. Соотношение природоресурсного права с другими отраслями права.

Природоресурсные правоотношения включают в себя отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания и сопутствующие им отношения по поиску, оценке, разведке природных ресурсов и проведению иных исследовательских работ. Наличие последних является обязательным, поскольку ресурсопользователю передается в пользование ресурс, количественные и качественные характеристики которого указываются в лицензии (договоре, соглашении) на ресурсопользование. Отношения по поиску, оценке и разведке природных ресурсов и по их извлечению из окружающей среды составляют в совокупности ресурсные отношения.

Отношениями по непосредственной добыче ресурса предмет природоресурсного права не исчерпывается и включает в себя также отношения, тесно связанные с ресурсными. Их можно разделить на 5 групп: 1) предшествующие ресурсным; 2) отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования; 3) отношения собственности на природные ресурсы; 4) отношения по государственному управлению ресурсопользованием; 5) отношения, связанные с привлечением субъектов природоресурсного права к ответственности и отношения по рассмотрению споров, возникающих в связи с использованием природных ресурсов и возмещению вреда, причиненного неправомерным ресурсопользованием.

Отношения, предшествующие ресурсным, включают в себя:

1) Отношения, связанные с участием субъектов природоресурсного права в конкурсах, аукционах по приобретению права ресурсопользования, заключением договоров, соглашений на использование природных ресурсов.

2) Отношения по лицензированию ресурсопользования возникают в ходе оформления, выдачи, государственной регистрации лицензий.

3) Отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования длятся на протяжении всей деятельности, связанной с ресурсопользованием. Их цели: а) достижение наиболее полного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче; б) минимизация вредного воздействия природных факторов и технологических процессов извлечения ресурса на здоровье человека. Безопасность ресурсопользования подразумевает здоровые и безопасные условия не только для работников добывающих производств, но и для иных лиц, на которых может оказать вредное воздействие ухудшение состояния окружающей среды, вызванное добычей природных ресурсов.

4) Отношения собственности на природные ресурсы включают в себя отношения федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности на природные ресурсы.

5) Государственное управление природными ресурсами предполагает отношения по: ведению государственного мониторинга и государственного кадастра природных ресурсов; составлению ресурсных балансов и схем комплексного использования природных ресурсов; лимитированию ресурсопользования; контролю за использованием природных ресурсов и соблюдением природоресурсного законодательства.

Соотношение природоресурсного права с другими отраслями. Вопрос о соотношении природоресурсного и экологического права решается российскими юристами двумя способами: природоресурсное право или включает в себя экологическое, или само поглощается экологическим правом, правом окружающей среды. Большинство нормативных актов, регулирующих отношения ресурсопользования, содержат не только нормы природоресурсного права, но и нормы, посвященные охране соответствующего природного ресурса и окружающей природной среды в целом. Это свидетельствует о необходимости правового регулирования охраны окружающей среды в ходе разведки, добычи природных ресурсов и тесной связи природоресурсного и экологического права, о проявлении общей тенденции экологизации российского законодательства. Однако приведенное обстоятельство не является основанием ни для включения отношений по охране природных ресурсов в предмет природоресурсного права, ни для поглощения природоресурсного права экологическим.

Соотношение природоресурсного и земельного права обусловлено неразрывной связью поверхностного слоя земли со многими другими природными ресурсами. Земля, в соответствии со ст.9 Конституции РФ, является одним из природных ресурсов. На этом основании земельные отношения зачастую объединяют с другими ресурсными отношениями и включают в предмет экологического права (права окружающей среды). Между тем, отношения по использованию земель и отношения по использованию иных природных ресурсов имеют принципиальные отличия, не позволяющие устанавливать для них единый правовой режим.

Соотношение природоресурсного и гражданского права. Нормы гражданского права регулируют две группы отношений по использованию природных ресурсов: 1) отношения по гражданскому обороту природных ресурсов, извлеченных из окружающей природной среды и 2) ряд отношений, возникающих в ходе ресурсопользования. Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере ресурсопользования, являются специальными по отношению к ГК РФ. Нормы поресурсного законодательства устанавливают, что имущественные отношения, возникающие при использовании природных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено соответствующим природоресурсным законом. В других случаях применение гражданского законодательства допускается, если на это прямо указано в законе. Водное, лесное законодательство, законодательство о недрах допускают возможность применения норм гражданского права для регулирования отношений, возникающих в процессе ресурсопользования. Однако условия и границы их применения устанавливаются природоресурсным законодательством. Нормативное определение сферы применения гражданского права для регулирования природоресурсных отношений приводит к четкому разделению предметов гражданского и природоресурсного права.

Применение норм административного права для регулирования природоресурсных отношений обусловлено лицензионным порядком ресурсопользования, необходимостью его нормирования (лимитирования), ведения государственных балансов, кадастров, мониторинга природных ресурсов. Значительное количество норм, устанавливающих порядок создания и деятельности, полномочия государственных органов по управлению использованием природных ресурсов, относятся к административному праву.

Все виды ресурсопользования, за исключением общего ресурсопользования, являются платными. Плата устанавливается за пользование ресурсами недр, вод, лесов, животного мира, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, природных лечебных ресурсов и вносится ресурсопользователями в бюджеты различных уровней. Такие отношения составляют предмет финансового права и регулируются его нормами. Наряду с денежной формой платы за природные ресурсы, законом предусмотрена и натуральная форма оплаты. Платежи за недропользование, осуществляемые на условиях раздела продукции, а также налог на прибыль при этом уплачиваются ресурсопользователем (инвестором) путем передачи государству части добытых ресурсов на условиях, установленных в заключаемом между ними соглашении. Поэтому правовой институт платы за природные ресурсы включает нормы как финансового, так и природоресурсного права.

Соотношение природоресурсного и трудового права. Поиск, оценка, разведка и добыча природных ресурсов невозможны без установления между ресурсопользователем и работником трудовых отношений. Чаще всего нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения в сфере ресурсопользования, посвящены охране труда работников, занятых на добыче ресурса. Однако нормативные акты поресурсного законодательства содержат и иные нормы трудового права. Так, статья 7 ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает не только обязанность инвестора по соблюдению установленных правил по безопасному ведению работ и охране труда, но и обязательное трудоустройство не менее 80% работников – граждан Российской Федерации среди общего количества всех привлеченных работников.

Природоресурсное право, имея свой предмет правового регулирования, специфичный правовой режим ресурсопользования, кодифицированную нормативную основу, формируется как самостоятельная отрасль права. В основе этого лежит необходимость системного подхода к правовому регулированию отношений, связанных с поиском, оценкой, разведкой и добычей природных ресурсов, рациональным и безопасным ресурсопользованием.

4.Понятие и особенности источников природоресурсного права. Система и виды источников природоресурсного права.

Известное в юридической науке положение о том, что законодательство является формой проявления права, позволяет рассматривать форму отрасли права в двух аспектах. Внутренняя форма природоресурсного права отражает его строение как объективно обусловленную предметом отрасли систему правовых норм и институтов.

Внешняя форма позволяет отрасли права проявиться вовне и выражается через систему природоресурсного законодательства, состоящую из нормативных правовых актов, статей и других структурных элементов. Рассматривая внешнюю форму права, обычного говорят об источниках права, под которыми понимаются исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Источники права можно рассматривать как материальную и формальную юридические категории. Источником права в материальном смысле является суждение российского народа о способах и методах правового регулирования тех или иных общественных отношений.

В качестве формальных источников природоресурсного права выступают нормативные правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие отношения ресурсопользования. Система природоресурсного законодательства состоит из общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, Конституции РФ, нормативных многосторонних и двусторонних договоров, заключаемых между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, подзаконных нормативных актов, включающих в себя нормативные Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты и нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Система законодательства должна отражать особенности предмета, метода, механизма правового регулирования общественных отношений. Следовательно, система природоресурсного законодательства должна отражать то особенное в природоресурсном праве, что выделяет его среди других отраслей российского права.

Рассматривая природные ресурсы как основу жизнедеятельности народов, законодатель логично относит вопросы владения, пользования и распоряжения к совместной компетенции Российской Федерации и тех субъектов РФ, на территории которых находится соответствующий ресурс. Для коренных малочисленных народов РФ природные ресурсы важны в гораздо большей степени, чем для иных народностей, поэтому в систему природоресурсного законодательства включаются нормы, обеспечивающие особые права малочисленных народов при осуществлении ресурсопользования.

Отдельные природные объекты, содержащие природный ресурс, являются столь специфичными, что объект соглашения по поводу его разведки и добычи определяется федеральным законом. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе или в пределах исключительной экономической зоны РФ должны быть утверждены федеральным законом (ст.6 ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции»). Никакие другие отрасли российского права подобных нормативных правовых актов в своей системе не имеют.

Конституция РФ устанавливает основы правового регулирования ресурсопользования. Статья 9 Конституции РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Исключительное важное значение имеет ст.72 Конституции РФ, определяющая сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с ней к совместному ведению РФ и субъектов Федерации отнесено разграничение собственности (в том числе и на природные ресурсы), вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, водными и другими природными ресурсами, а также водное, лесное законодательство, законодательство о недрах.

К источникам природоресурсного законодательства относятся Федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемые между Российской Федерацией, с одной стороны, и органами государственной власти: 1) суверенных республик в составе РФ; 2) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; 3) автономной области, автономных округов в составе РФ. Кроме перечисленных многосторонних договоров, источниками природоресурсного права являются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемые между Российской Федерацией и органами государственной власти отдельных субъектов РФ.

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19

Природоресурсное право – комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм (правил поведения), включающих в себя правовые институты и правовые принципы, регулирующие сферу рационального и безопасного использования и охраны природных объектов и ресурсов, находящихся на территории РФ.
Предмет природоресурсного права – это общественные отношения, урегулированные природоресурсным законодательством, возникающие по поводу рационального использования и сбережения природных богатств. В свою очередь, предмет регулирования природоресурсного законодательства как комплексной отрасли российского права — это общественные отношения, складывающиеся по поводу природных ресурсов, которые различаются своим природным и потребительским разнообразием. Это позволяет разделять ресурсы на земельные, водные, горные, лесные, биологические, использование и охрана которых осуществляется самостоятельными отраслями законодательства.
Система природоресурсного права обусловлена наличием правовых норм общего действия – норм, осуществляющих правовое регулирование по использованию всех видов природных ресурсов и норм единичного действия, регулирующих отдельные виды природных ресурсов.
Общая часть природоресурсного права включает в себя соответствующие нормы Земельного, Водного, Лесного кодексов РФ и других нормативных правовых актовприродоресурсного законодательства. Кроме этого, нормативные акты, регулирующие природоресурсные отношения, содержатся в ряде других отраслей права: экологическом, гражданском, финансовом права, которые не входят в систему природоресурсного права.
В общую часть природоресурсного права входят ряд правовых институтов, включающих в себя нормы общего и единичного действия, регулирующие отношения в сфере добычи любых видов природных ресурсов и устанавливающие исходные положения ресурсопользования, правовой статус субъектов и объектов природоресурсных правоотношений.
Общая часть природоресурсного права состоит из следующих правовых институтов: общая характеристика природоресурсного права и законодательства, право собственности на российские природные ресурсы, государственное управление рациональным и безопасным использованием природных ресурсов в Российской Федерации, ресурсопользование, объекты и субъекты природоресурсных правоотношений, ответственность за правонарушения и порядок рассмотрения споров.
Особенная часть природоресурсного права включает в себя отношения, связанные с добычей отдельных видов природных ресурсов. Она состоит из следующих правовых институтов: водопользование, лесопользование, недропользование, пользование природными лечебными ресурсами, пользование объектами животного мира.

Право собственности на природные ресурсы и объекты.

Прежде всего, собственность является экономической категорией и представляет собой действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, принято рассматривать в двух аспектах — объективном и субъективном.

В объективном смысле право собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Т.е. право собственности в объективном смысле — это установленные законодателем правовые нормы, определяющие рамки (границы) возможных действий лиц по присвоению, владению и пользованию всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота.

В субъективном смысле право собственности понимается как совокупность правомочий конкретного собственника по владению и распоряжению собственностью по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель. Право собственности является наиболее абсолютным правом — собственнику противостоит множество несобственников, которые обязаны не препятствовать собственнику в осуществлении своего права собственности при условии, что он не нарушает права и законные интересы других лиц (владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Для придания правового статуса различным природным объектам они объединены по своим свойствам в группы (фонды). В настоящее время выделяются несколько фондов: земельный фонд, водный фонд, лесной фонд, горный фонд (недра), животный мир. Фонды, в свою очередь, подразделяются на подфонды. Так, земельный фонд делится по категориям земель, водный — по видам водных объектов, лесной – по группам и видам лесов и т.д.

Деление природных ресурсов на фонды позволяет законодателю более детально регулировать правоотношения, возникающие в связи с использованием какого либо природного объекта.

Правовое регулирование использования и охраны земель.

Земля как объект правового регулирования представляет собой естественно-природное образование, составную часть окр.среды, является объектом самостоятельного вида природо-ресурсных отношений -земельных отношений, складывающихся по поводу использования и охраны земель. Земля выполняет экологические, экономические и социальные функции с учетом которых осуществляется правовое регулирование.

В соответствии со ст 1 кодекса о земле от 23 июля 2008 года!!!!!, появилось легальное определение земли. Земля – земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности.

Категории земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения

2) земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

5) земли лесного фонда

6) земли водного фонда

7) земли-запасы

В соответствии с природно-историческими признаками земель, их состоянием и характером использования, осуществляется их деление на виды, а именно:

· Пахотные земли

· Луговые земли

· Лесные земли

· Земли общего пользования и иные.

Порядок перевода земель их одного вида в другой устанавливается президентом.

2))

Государственное управление землями – урегулированное нормами права исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.

Объектом государственного управления – все земли РБ, а поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.

Функции управления земель:

1) Программирование и прогнозирование использования и охраны земель

2) Распределение и перераспределение земель

3) Учет земель и ведение государственного земельного кадастра

4) Землеустройство

5) Мониторинг земель

6) Государственный контроль за использованием и охраной земель

7) Разрешение земельных споров

Управление землями осуществляется соответственно органами общей и специальной компетенции – общей – президент, совет министров и органы местной исполнительной и распорядительной власти, специальной – гос. Комитет по имуществу.

На этот комитет возлагается проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, гос. Регистрации недвижимого имущества и по вопросам имущественных отношений.

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий