Присоединение башкирских земель

Формирование территории России

Уфа. Монумент Дружбы был заложен 50 лет назад в честь 400-летия присоединения Башкирии к России; открытие памятника состоялось в 1965 г.

Тема дружбы решена в виде двух вертикальных стел из розового гранита высотой ок. 30 м. Стелы скреплены тремя монолитными обручами из серого гранита. У основания монумента со стороны реки Белой (Агидель) две женские фигуры из бронзы, олицетворяющие Башкирию и Россию. Женщины сидят вполоборота друг к другу. Они протягивают лавровые венки — символ мира и согласия. Между ними барельеф, отображающий историческое событие — встречу посланцев башкирских племен и русских бояр, обмен грамотами. Надпись на обелиске: «1557—1957. Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов!»

На четырехгранном основании обелиска — еще три рельефа. Центральный рельеф, обращенный в сторону города, изображает поздравления с трудовой победой. Крепкое рукопожатие рабочих, русского и башкира, — смысловой и композиционный центр рельефа. Рядом находящиеся фигуры символизируют строительство, сельское хозяйство, нефтяную и химическую промышленность. Два других рельефа — на темы науки и культуры.

450-летие вхождения Башкирии в состав Русского государства отмечается в этом году

В середине XVI в. башкиры присоединились к Русскому государству. Процесс этот был сложным и противоречивым. В исторической литературе по данному вопросу немало споров. В 50–60-х годах XX в. в советской историографии утвердилось мнение о добровольном присоединении башкир к Русскому государству.

Добровольное вхождение в состав соседнего государства — довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжья в середине XVI в.

В первой половине XVI в. башкиры не имели своего государства и жили в составе Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Эти государства переживали период феодальной раздробленности, что отрицательно сказывалось на положении башкир.

В середине XVI в. произошли серьезные изменения в политической обстановке Среднего Поволжья и Приуралья. Русское государство, заметно укрепившееся в результате реформ царя Ивана IV, повело наступление на Восток. В 1552 г. оно завоевало Казанское ханство. Падение Казани резко ухудшило положение мусульманских государств этого региона. Ногайская Орда, Сибирское и Астраханское ханства переживали острый политический кризис. Положение осложнялось стихийными бедствиями. Засуха, голод, чума свирепствовали в течение нескольких лет. Очевидцы так характеризовали тогда Ногайское государство: зимы были «зело лютые и студеные, весь скот их помер, яко стадо конския, так и других скотов, а на лето и сами исчезоша». В середине 50-х годов XVI в. в Ногайской Орде умерли, по одним данным, 100 тысяч, по другим — 1 млн человек. Даже с учетом неизбежных в подобных случаях преувеличений в рассказах современников, можно прийти к выводу о том, что ногайское общество переживало самый настоящий кризис.

Несмотря на ослабление соседей, условий для объединения всех башкир и создания самостоятельного государства не было. Ногайские, сибирские и астраханские ханы и мурзы не собирались отказываться от своей власти над башкирами. Поэтому башкиры вынуждены были искать покровительства какого-либо государства, чтобы с его помощью избавиться от власти прежних ханств и обрести условия для нормальной жизни и развития.

Центральный барельеф монумента Дружбы
изображает договаривающихся русских бояр
и башкирских послов

Выбор пал на нового соседа — на Русское государство, приблизившее свои границы к башкирским землям. Почему башкиры решаются войти в состав Русского государства? Важное значение в этом выборе играла успешная борьба последнего с Казанским ханством. Победа русских войск в середине XVI в. в Среднем Поволжье убедила башкир в военном могуществе Русского государства. Особое значение имело то, что после завоевания Казани русский царь обратился к ним с грамотой, предлагая добровольно войти в состав России и обещая за это различные льготы. Сведения об этом акте Ивана IV сохранились в русских летописях. В одной из них говорится: «А сам государь послал всем улусам черным людем ясачным жалованные грамоты, чтобы шли к государю, не боясь ничего… а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям». Шежере1 юрматынцев2 не только констатирует приезд царских послов с грамотой, но и характеризует льготы за добровольное принятие русского подданства: «…когда во все земли были направлены послы с грамотами, которые известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает обычаи». О приезде русских послов, об их обещаниях также свидетельствуют шежере карагай-кыпсаков, бурзян, кыпсаков, усерган, тамьянцев.

В ранние периоды башкирской истории были случаи добровольного признания власти того или иного сильного государства. Следовательно, башкиры в целом были готовы к подобному развитию событий. Однако процесс принятия русского подданства сопровождался острыми противоречиями внутри башкирского общества, а также сопротивлением ногайским и сибирским правителям. Особенно напряженной была борьба башкир против ногайских мурз и феодалов.

Башкирское племя мин владело обширными землями по бассейну р. Демы и среднему течению Белой. Накануне присоединения к Русскому государству минские башкиры подчинялись ногайскому хану и ногайским мурзам. В связи с активизацией Русского государства в Среднем Поволжье, с падением Казани уфимский хан и мурзы откочевали на юг, за Яик, и на юго-запад, за Волгу. При этом ногайцы пытались увести с собой и башкир. Борьбу башкир-минцев против ногайских правителей и за присоединение к Москве возглавил Канзафар-бий. С ногайцами ушла лишь незначительная часть минцев — противников русского подданства. Их основная масса осталась на родине и сделала выбор в пользу Русского государства.

Сложная политическая обстановка накануне принятия русского подданства возникла и у другого сильного племени — юрматы. Юрматынцы владели значительной территорией в центре Башкирии — по среднему течению Белой и ее притоков. Ногайские мурзы пугали башкир фактом «продвижения с севера неверных русских». Башкиры-юрматынцы, стараясь противостоять ногайским мурзам, решили войти в состав Русского государства.

В первой половине XVI в. четыре крупных башкирских племени — бурзян, кыпсак, усерган и тамьян — занимали обширную территорию юго-восточного Башкортостана и были объединены в племенной союз. Накануне принятия русского подданства они подчинялись ногайским Бусай-хану и Актулуш-бию. В шежере ярко описывается недовольство башкир политикой последних. Башкиры под предводительством своих биев поднимаются на борьбу с ногайцами. «Из-за отсутствия у них справедливости, из-за многочисленности обид этого Бусай-хана и бия Актулуша, схватив, передали хану России Ивану Васильевичу». В процессе подобного сопротивления своим бывшим правителям юго-восточные башкиры решали вопрос о подданстве.

Присоединение Башкортостана к Русскому государству не могло произойти сразу, единовременно, ввиду его политической и территориальной раздробленности. Отдельное племя или группы племен направляли своих послов для переговоров с русскими властями об условиях присоединения. Но вполне возможно, что судьбоносный вопрос о присоединении к другому государству решался на съездах башкирской верхушки по крупным регионам, т.е. на курултаях племен, подвластных ранее Ногайской Орде, Казанскому ханству и т.д.

Конкретный ход присоединения был следующим. Западные и северо-западные башкиры, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г. Первыми в Казань к царскому наместнику с просьбой о подданстве в начале 1554 г. приехали послы нескольких северных племен. В одном из шежере говорится, что после падения Казани «4 племени, занимавшие земли, к востоку от Казани, сговорившись, послали к этому царю Ивану своих знатных людей. Их прихода он и сам ждал». Затем к этому решению пришли северо-западные башкиры. В предании башкир Янаульского района говорится, что «от башкир племени Гайна в Казань, к наместнику русского царя, ездил послом Айсу-ак-бий — один из родоплеменных вождей гайнинцев».

Примеру западных и северо-западных племен последовали находившиеся в составе Ногайской Орды центральные, южные и юго-восточные башкиры. В 1554 г. жители многочисленного племени мин направили четырех послов в Казань с просьбой о подданстве. В это же время в Казани побывали представители юрматынских башкир. В шежере юрматынцев говорится: «… я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял с собой трех человек от трех тюб народа, сначала Азная, второго Илчикея-Тимера, третьего Кармыша, и вчетвером, придя в город Казань, согласились быть подданными Белого падишаха». В шежере племен бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что по приглашению царя поехали в Казань «от племени Усерган Бикбау-князь, от племени Бурзян — Искеби-князь, от племени Кыпсак — Мушавалн Каракузяк-князь, от племени Тамьян — Шагали Шакман-князь. Упомянутые 4 бия, придя в город Казань, стали подданными Ивана Грозного». Представители табынских и ряда других племен побывали в Казани с просьбой о подданстве в 1556 г.

Монумент Дружбы
на памятной серебряной монете,
выпущенной Банком России в 1999 г.

В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Первый этап — когда башкирские племена ездили в Казань к наместнику царя Ивана Грозного и просили принять их в состав Русского государства. Это произошло в 1554–1555 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили жалованную грамоту от царя. Туда послы ездили, по-видимому, в 1556 и 1557 гг. Вхождение же зауральских башкир в состав Русского государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов в глубь Сибирского ханства зависимые народы и племена заявляли о принятии ими русского подданства. Так было и с башкирами Зауралья. Часть из них, как подданные ханства, сопротивлялись завоеванию. Башкирские племена айлы, кувакан, катай, сызгы, салжиут и другие приняли русское подданство в конце 80-х годов XVI в.

На каких условиях башкиры вошли в состав России? Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV прежде всего гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и от вторжений соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, насильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей.

Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию. В этой связи нельзя не отметить, что дореволюционные историки не совсем объективно оценивали подобную политику царского правительства в отношении башкир. Они представляли дело так, будто русский царь в одностороннем порядке пошел на этот шаг.

На самом деле, башкиры со своей стороны сделали не менее серьезные уступки Русскому государству. Прежде всего, они признали себя его подданными. Во-вторых, они согласились нести ряд повинностей: выполнять за свой счет военную службу и платить ясак — поземельную подать. В шежере бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что башкиры «приняли русское подданство с условием верной службы». В другом варианте шежере этих же племен сказано, что представители башкир поклялись, чтобы «башкирские роды стали нести искреннюю службу». В шежере юрматынцев мы находим следующее: «…дали обещание платить ясак куницей». Далее говорится, что в следующем году «сто куниц ясака доставили в Москву и заплатили царю». Перечисляется состав ясака: «…положенный Грозным ясак состоял из лошадей, и куниц, и лисиц, и разного другого ясака». В другом варианте шежере ясно определяется плата за землю: «от имеющих на нашей земле богатств, а именно мед, шкуры куниц, а некоторые — выдры и бобра, доставили царю ясак». В-третьих, надо отметить, что присоединение Башкортостана значительно расширило территорию Русского государства. Границы страны на юго-востоке простирались теперь до рек Яик и Тобол. Это не могло не способствовать усилению государства.

Таким образом, стороны нашли общий язык, пошли на взаимовыгодные уступки. Условия присоединения отвечали интересам и башкир, и Русского государства.

Почему после взятия Казани Москва не пошла на военный захват Башкирии, ведь соотношение сил было явно в пользу Москвы? Завоевание Казанского ханства дорого обошлось русской армии. Она понесла большие людские и материальные потери. Стало ясно, что военное наступление далее на восток, на башкир, будет нелегким. Тем более что башкирская конница в те времена представляла собой значительную военную силу. Далеко не блестящим было и международное положение Русского государства. Правительство не могло не учитывать напряженные отношения с соседними государствами — Крымом, Турцией, Польшей, Литвой, Ливонским Орденом. Следовательно, единственно возможной и выгодной для России политикой относительно башкир были мирные шаги, которые и были реализованы правительством Ивана IV. Дело заключалось не только в мирном вхождении края в состав России. Составленные жалованные грамоты представляли собой договор между Русским государством и башкирами. Согласованные сторонами жалованные грамоты означали заключение письменного соглашения между ними по принципиальным вопросам.

Важное значение для объективной оценки тех или иных событий прошлого имеет историческая память народа. Народ не был безучастен к вопросам своей истории. Для башкир XVII— XVIII вв. не стоял вопрос о характере и условиях присоединения их предков к Русскому государству. Они решали его однозначно. В челобитной башкир «всех четырех дорог» от 26 февраля 1706 г. на имя царя Петра I говорится, что их «деды и отцы поклонялись без спору и без войны и приехав из своей воли покорились» русскому царю. Еще яснее мысль о добровольном присоединении башкир к Русскому государству выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме к В.Н. Татищеву от 2 августа 1736 г.: «Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею». Перечень подобных материалов можно продолжать и дальше. Однако приведенных фактов вполне достаточно, чтобы сказать, что башкиры считали, что их предки добровольно вошли в состав России.

Вхождение башкир в состав России — событие большое, сложное, его нельзя оценивать однозначно. Оно имело и положительные, и отрицательные последствия. Положительным было то, что после присоединения в крае прекратилась феодальная междоусобица. Башкиры получили возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Это, в свою очередь, вело к росту их численности. В составе Русского государства было покончено с былой политической и территориальной раздробленностью башкир, что способствовало этнической консолидации и укреплению их как народа. Башкиры и русские крестьяне совместно осваивали природные богатства края. Возникшие здесь города и заводы в известной мере также работали в этом направлении.

Отрицательным было то, что башкиры потеряли возможность для создания национального государства. Царские власти постепенно, особенно с середины XVII в., косвенно или прямо способствовали захвату башкирских земель, увеличивали налоги и повинности с населения. Со времени организации Оренбургской экспедиции русское правительство пошло на официальное нарушение условий присоединения, установило колониальный режим. В течение второй половины XVIII—XIX вв. башкиры потеряли большую часть своих вотчин. Социально-экономическая политика русского царизма разрушала традиционное хозяйство и образ жизни коренного населения. Было покончено с местным самоуправлением башкирского общества. Все это отрицательно сказывалось на историческом развитии башкирского народа, который в конце XIX — начале XX в. оказался в очень тяжелом положении. Беспросветную жизнь коренного населения того времени отразили в своих произведениях многие русские писатели-демократы — Г.И. Успенский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.А. Крашенинников.

Шежере (от арабского шаджара, буквально — дерево, в том числе родо словное: шаджарату-н-насаби) — название устных или письменных историко-генеалогических преданий, принятое у некоторых народов Востока. Сведения о происхождении рода, племени, народа и их былой родоплеменной организации дополнялись описаниями исторических событий и документами. В шежере башкирского племени юрматы сохранились сведения о вхождении башкир в состав России.

2 Юрматынцы (юрматы, сарматы), как и упоминаемые ниже бурзяны, кыпсаки, усерганы, тамьянцы, — башкирские роды, или племена.

История вхождения

Падение Казанского и Астраханского ханств

В конце XV — начале XVI вв. складывается мощное централизованное Российское государство.

Международное положение Русского государства в первой половине XVI века была весьма сложным. С запада и северо-запада угрожали Ливанский орден и Швеция, не спокойно было на юге и востоке. Султанская Турция, завоевавшая огромные территории от малой Азии до Гибралтара, начинает претендовать на господство в Восточной Европе. Свою политику феодалы оправдывали идеей «единства мусульманского юрта». Сущность этой идеи заключалась в том, что она проповедовала объединение всех народов, исповедующих мусульманскую религию, под властью турецкого султана. Свои завоевательные планы Турция строила в расчете на создание антироссийского блока из Крымского, Казанского, Астраханского ханства и Ногайской Орды.

Особые надежды турецкие султаны возлагали на Казанское ханство, находившееся в непосредственном соседстве с Россией. Казанское ханство представляло серьезное препятствие на пути дальнейшего развития Русского государства, не давая ему возможности вести активную внешнюю политику на западе. Кроме того, набеги на русские земли с востока и юга, опустошение деревень и городов, массовый увод в плен населения приносили огромный ущерб русскому народу. В 1571 году в Казанском ханстве было более 100 тысяч русских пленных. Угнанных людей продавали в рабство на рынках Крыма, Средней Азии, Северной Африки, заставляли переходить в мусульманскую веру.

Военный конфликт с Казанью становился неизбежным и потому, что Казанское ханство было ключевым пунктом на жизненно важном для России волжском торговом пути со странами Средней Азии, Кавказа, Передней Азии.

В середине XVI века правительство Ивана IV стало на пути активной дипломатической и вооруженной борьбы против Казанского ханства. Эта борьба облегчалась тем, что среди многих народностей Среднего Поволжья началось движение за освобождение из-под власти хана и присоединение к России. В конце 1546 г. чуваши, марийцы и мордва, проживавшие на правом побережье Волги, отправили в Москву посольство с просьбой о покровительстве Русского государства и защите их от казанских феодалов. Движение горных марийцев и чувашей за присоединение к России нашло отклик среди жителей Арской стороны, которые восстали против крымцев, властвовавших в Казани и потребовали, чтобы они подчинились Московскому царю Ивану IV.

Попытки московского правительства разрешить казанский вопрос мирным путем не дали положительных результатов. Тем не менее, в процессе присоединения Казани к России наметились вполне реальные сдвиги. Основание в 1551 г. при впадении Свияги в Волгу г. Свияжска, переход населения правобережья Волги на сторону Москвы, блокада границ Казанского ханства способствовали росту числа сторонников Москвы среди казанских феодалов, вступивших в борьбу со сторонниками ориентации на Крым. Все это значительно облегчило задачу окончательной ликвидации Казанского ханства.

В июле 1552 года во главе 150-тысячной армии со 150 пушками и инженерными приспособлениями Иван IV вступил в поход. Однако в этот момент Русскому государству предстояла борьба не только с Казанью, но и с целой антирусской коалицией, возглавляемой Турцией. У крымского хана была предварительная договоренность с казанским ханом и ногайским князем, о нападении с двух сторон, но русские войска начали наступление, 16-18 августа они перебрались через Волгу и двинулись на Казань. Прежде чем начать войну, Иван IV предложил казанцам сдаться, но хан Ядигар ответил категорическим отказом. К 25 августа Казань была окружена кольцом осады. Ожесточенная война продолжалась до октября. 2 октября 1552 г. Казань штурмом была взята русскими войсками. С этого момента самостоятельное существование Казанского ханства прекратилось, народы Поволжья, в том числе татары, вошли в состав русского государства.

Падение казанского ханства предопределило судьбу и Астраханского ханства. В августе 1556 г. силою оружия Астрахань была присоединена к России. Россия стала господствовать на всем протяжении волжского торгового пути. Завоевание Казанского и Астраханского ханств ускорило переход Ногайской орды в вассальную зависимость от Москвы. Свое подчинение Русскому государству ногайцы объясняли так: «чья будет Астрахань, Волга и Яик, — того будет вся ногайская орда». Х.Ф. Усманов, И.М. Гвоздикова, Р.Г. Кузеев, А.Х. Пшеничнюк, З.Г. Ураксин. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века — Уфа: Китап, 1996.

Вхождение западной Башкирии в состав Русского государства

В результате усиленной внешней политики русского правительства на Востоке, падения Казанского и Астраханского ханств и признания Ногайской Ордой своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России. После взятия Казанского и Астраханского ханства башкиры воочию могли убедиться в могуществе Русского государства.

Часть башкир уже с XII в. общалась с русскими, поддерживала с ними торговые связи. В последней четверти XV в., в связи с овладением Русским государством областью Великой Перми, переходом в Зауралье и продвижением его к землям Сибирского ханства, население северной и отчасти северо-восточной Башкирии, оказалось в непосредственном соседстве с теми землями и областями, которые находились в подчинении или сфере влияния Русского государства. Это вело к установлению непосредственных контактов между башкирами и русскими. Башкирам было известно, что именно русский народ был ведущей и решающей силой в борьбе порабощенных народов против ордынского ига. Поэтому вполне понятно тяготение башкир, подвергающихся жестокой эксплуатации и опустошительным набегам со стороны казанских, ногайских и сибирских феодалов, к русскому народу в стремлении получить покровительство могущественного Русского государства.

Несмотря на все уговоры бояр, чтобы Иван IV остался зимовать в Казани и «до конца» выгубил бы воинство басурманское, царь уехал, рассчитывая, что башкиры и другие народы (мордва, чуваши, марийцы, удмурты), изнуренные своими властителями и разоренные бесконечными феодальными распрями, сами придут к нему. Прежде чем отправляться в Москву, царь разослал «по всем улусом черным людям ясачным жалованные грамоты опасные, чтобы шли к государю, не боясь ничего; а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним казанским царям». Народы Поволжья, привлеченные обещаниями царских грамот, увидели выход из создаваемого положения в присоединении к Русскому государству.

Однако процесс присоединения народов Поволжья к России затянулся на несколько лет. Зимой 1552 г. татарские феодалы, пытавшиеся восстановить прежнее ханство, поднялись на борьбу против Русского государства. Это движение продолжалось до весны 1557 г. О непосредственном участии башкир в восстании никаких сведений в источниках нет. Поэтому царские войска, посланные на подавление движения, доходили до пределов Башкирии, но не вторгались на земли башкирских племен. Русские войска действовали на территории Казанского края, не переходя башкирской границы. Вместо войск к башкирам, были направлены послы с грамотами, которые известили: «пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи». Политика правительства Ивана IV по отношению к башкирам оказалась верной. Положение их было таково, что принятие подданства Русского государства стало неизбежным. После взятия русскими войсками Казани в различных частях Башкирии обострилась борьба с ногайскими и татарскими мурзами, которых поддерживала часть башкирских феодалов. В основе этой борьбы лежало стремление башкирского народа освободиться от многовекового гнета чужеземных ханов.

Первыми приняли подданство Русского государства западные башкирские племена, входившие ранее в Казанское ханство. Документы, по которым можно было бы точно датировать присоединение западных башкир, не сохранились. Это событие произошло, видимо, некоторое время спустя после взятия Казани, так как московское правительство, занятое подавлением движения в Казанском крае, не могло до 1554 г. активно осуществлять свою политику в Башкирии. Можно предположить, что западные башкирские племена вошли в состав России примерно в течение 1554 — начало 1555 гг. Х.Ф. Усманов, И.М. Гвоздикова, Р.Г. Кузеев, А.Х. Пшеничнюк, З.Г. Ураксин. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века — Уфа: Китап, 1996.

Присоединение племен центральной и южной Башкирии

Вслед за западными башкирами подданство Русского государства, приняли племена центральной и южной Башкирии. Но если западные башкирские племена с падением Казани получили возможность свободного выбора нового сюзерена и через некоторое время получили подданство Русского государства, то башкиры, которые находились под властью ногайских мурз и князей, не сразу освободились от их господства.

В середине XVI в. Ногайская Орда пережила процесс распада, от главной орды отходили подчиненные ей улусы. Среди ногайских мурз появились сторонники, как Русского государства, так и Крымского ханства. Русское правительство не раз посылала послов к ногайцам, пытаясь склонить их на сторону Москвы. В результате длительной дипломатической борьбы князь Исмаил, возглавлявший Большую Орду, в 1557 г. признал себя вассалом Русского государства.

Орда быстро теряла свое могущество. Положение Большой Орды усугубилось еще и тем, что в 1554 г. стихийные бедствия привели к сильному голоду в Поволжье и Приуралье, результаты которого были катастрофичны. Засуха, чума, голод, свирепствовали в течение ряда лет, это привело к гибели десятков тысяч людей.

В напряженной обстановке борьбы с ногайцами, упорно цеплявшимися за сохранения своей власти над башкирами, в 1555 г. в состав Русского государства вошли башкиры племен мин. Они занимали обширную территорию по долине р. Демы. За несколько лет до падения Казани, минцы подчинялись ногайскому хану, ставка которого располагалась на территории современной Уфы. В связи с успешным продвижением русских на Восток и Казанскими событиями, хан и его мурзы бежали на Кубань. Они пытались силой увести с собой подвластных им башкир, однако натолкнулись на упорное сопротивление.

Вслед за минцами русское подданство приняли их восточные соседи — башкиры племени юрматы. Они занимали значительную территорию в центре Башкирии, в районе среднего течения реки Белой и её притоков. Юрматынцы, долго терпевшие гнёт ногайских мурз, откликнулись на призыв Ивана Грозного и без колебаний решили принять подданство Русского государства.

Следующим крупным этапом было вхождение в состав России одновременно группы юго-восточных племен: бурзян, кыпсак, усерган. Их племенной союз занимал обширную территорию на Южном Урале, восточная и южная границы которой шли примерно от современного Верхнеуральска по течению реки Урал до ее поворота на юг, западнее Оренбурга. Северные границы тянулись по верхнему течению реки Белой до ее поворота на север.

Накануне принятия русского подданства племена бурзян, кыпсак, тимьян и усерган, были подчинены жестоким правителям, ногайскому мурзе Бусаю и бию Актулушу. Ослабление Ногайской Орды, доброжелательное отношение русского правительства к башкирам, вхождение северо-западных племен в состав Русского государства позволили башкирам юго-восточных племен открыто подняться против своих угнетателей. В результате выступления четырех башкирских племен, власть ногайских мурз была сломлена.

В обстановке острой борьбы с ногайскими властителями, башкиры четырех племен выбрали представителей и послали в Казань с челобитьем о принятие в русское подданство. Это было не позднее конца 1555 — начала 1556 года. Следствием присоединения юго-восточных башкирских племен к Русскому государству явилось получением ими от царя Ивана IV жалованных грамот на владения землями.

В течение 1556 г. и начала 1557 г. в составе русского государства оказалось почти вся территория Башкирии, кроме северо-восточной зауральской части.

Обстановка, обусловившая историческую закономерность добровольного присоединения башкирских племен к России, настолько назрела, что вхождение всей европейской части Башкирии в состав Русского государства произошло в исторически короткий срок, начиная с момента падения Казанского ханства и до середины 1557 года. Х.Ф. Усманов, И.М. Гвоздикова, Р.Г. Кузеев, А.Х. Пшеничнюк, З.Г. Ураксин. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века — Уфа: Китап, 1996.

Принятие русского подданства северо-восточными башкирами

В середине XVI века присоединение огромных зауральских пространств становится одной из важнейших задач внешней политики России. Интерес к Сибири обуславливался как возросшими экономическими потребностями государства, так и интересами безопасности его восточных границ. После падения Казани, Россия оказалась в непосредственном соседстве с Сибирским ханством, куда входили зауральские башкиры.

Под постоянной угрозой вторжения со стороны Сибирского ханства была основная часть Башкирии, вошедшая в состав России. Кучум и его вассалы организовывали набеги на русские поселения, грабили торговых людей и сборщиков ясаков. По сообщениям летописей, в составе отрядов Кучума, совершивших крупные походы в Прикамье и на Западный Урал в 1572 и 1581 гг., были и башкиры, которые еще не приняли русского подданства. Политика Кучума и возросшие экономические потребности Русского государства убедили Москву в необходимости активной борьбы против Сибирского ханства. Первый серьезный удар по Сибирскому ханству был нанесен казачьим атаманом Ермаком, отряд которого после многочисленных боев с войсками Кучума (26 октября 1582 г.) занял столицу Кучума Кашлык.

Часть населения Сибирского ханства начала переходить на сторону Ермака. Положение Кучума стало критическим, он оставил свою столицу и скрылся в степях. Однако сибирский хан мог еще собраться с силами и в любой момент напасть на ослабевших в боях казаков. Ермак обратился в Москву за помощью к Ивану IV, но, несмотря на воинское подкрепление, Ермаку не удалось закрепить победу. В августе 1585 г. он попал в засаду и погиб, а остатки его дружины покинули Сибирь. К осени 1585 г. власть в ханстве вновь перешла Кучуму.

В конце XVI века русское правительство приступило к более прочному освоению Сибири, создавая там укрепленные опорные пункты, города, остроги с военными гарнизонами и содействуя переселению в Сибирь крестьян из центральных областей страны. По свидетельству сибирских летописей, уже в 1582 г. население Сибири стало принимать русское подданство. В лице русских служивых людей и казаков народы Сибири видели защитников от грабежа и эксплуатации со стороны татарских феодалов и соседних феодальных государств.

Строгановская летопись (Спасский список) называет реки, по которым жили народности, принявшие русское подданство в 1586 г.: «…по Каме и по Чюсовой, и по Усве и по Сылве, и по Яйве и по Обве, и по Инве, и по Косве и по иным рекам». В районе этих рек жили также и башкиры, которые, как известно по сохранившимся источникам, участвовали в набегах хана Кучума в 1572 и 1581г. на русские поселения в Пермском крае. Значит, вместе с другими народностями указанного края и башкиры в 1586 г. вошли в состав Русского государства. В том же году приняли русское подданство и остальные башкиры, ранее находящиеся под властью Сибирского ханства. Исключение составили лишь отдельные группы башкир табынцев, сынрянцев и мякотинцев, которые оставались приверженцами Кучума и его сыновей. Северо-восточные башкиры, как и другие народности Сибири, сразу стали платить поголовную натуральную подать — ясак в казну русского правительства. Местом сбора ясака были Уфа и Верхотурье.

4 апреля 1598 г татарский воевода А. Воейков выступил с отрядом к берегам Оби, где со своими приближенными и отрядами в 500 чел. находился хан Кучум. 20 августа Воейков напал на ханский стан. Бой продолжался с «солнечного восхода» до полудня. Кучум потерпел полное поражение, после чего ушел в Среднею Азию.

Таким образом, борьба Русского государства за присоединение Западной Сибири привела к окончательному падению Сибирского ханства. Разноплеменное население Западной Сибири вошло в состав России. Но полная безопасность границ страны еще не была достигнута. Сыновья, внуки и правнуки последнего сибирского хана на протяжении всего XVII века, даже в первой половине XVIII в. не расставались с мечтой о возрождении ханства.

После смерти Кучума его старший сын Алей провозгласил себя ханом. Сами по себе кучумовичи не были опасны, ибо не располагали сколько-нибудь значительными силами. Гораздо опаснее было то, что кучумовичи превратились в своеобразный центр антирусских сил на юге России. В своей борьбе с подданными России они находили союзников среди ногайцев, а также калмыков, прикочевавших в Сибирь в начале XVII в.

Алею удалось удержать при себе и группу башкир — табынцев, сырьянцев и мякотинцев. Кочевья кучумовичей находились преимущественно в верховьях Ишима, Иртыша и Тобола, но иногда доходили до Яика. Кучумовичи подстрекали местное население против русских, используя его недовольство гнетом и злоупотреблениями сибирской администрации, совершали набеги на пограничные районы России, мстили тем сибирским народам, которые стали подданными Русского государства.

Попытки воевод Тобольска, Тюмени и Уфы с помощью дипломатических переговоров склонить кучумовичей к принятию русского подданства не увенчались успехом. Поэтому сибирские воеводы вынуждены были прибегнуть к военным действиям. В августе 1608 г. в сражении с русским отрядом, посланным из Тюмени, царевич Алей потерпел поражение и попал в плен. С того времени в стане кучумовичей башкир не осталось. Мякотинцы, по видимому, ушли от кучумовичей уже до разгрома Алея и оказались в числе башкир, принявших русское подданство. Отошли от кучумовичей и сынрянцы. Правда, они не сразу признали над собой власть русского государя, и некоторое время платили ясак ногайским мурзам. На этом завершилось вхождение зауральских башкир в состав Русского государства. Х.Ф. Усманов, И.М. Гвоздикова, Р.Г. Кузеев, А.Х. Пшеничнюк, З.Г. Ураксин. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века — Уфа: Китап, 1996.

А. Щедрина

В июне 2007 года в нашей республике будет отмечаться 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России. Общий бюджет подготовки к празднованию более чем приличный — 43,7 млрд. рублей (для сравнения — на празднование 300-летия Петербурга было отпущено всего 251 млн. рублей). Многим жителям нашей республики неизвестно о том, что существует много различных мнений историков относительно характера данного события, которое, по словам президента РБ Муртазы Рахимова, имело «важное историческое значение и сыграло судьбоносную роль для многонационального народа Башкортостана»1, и в своёй статье я решила отойти от общеизвестной версии, а также пролить свет на метаморфозы, происходившие с этой историей с середины прошлого века до наших дней.

I

Основными причинами продвижения русских на юго-восток в XVI веке стали необходимость защиты границы от набегов кочевников, стремление развивать торговлю с Азией, а также надежда на использование человеческого потенциала и природных ресурсов колоний. Серьёзным препятствием на пути дальнейшего развития Русского государства стало Казанское ханство. Ущерб, причиняемый им русскому народу при набегах, был огромен, ибо кочевники, нападая с востока и юга, не только сжигали деревни и города, но и уводили в плен множество людей, чтобы затем продать их в рабство на рынках Крыма, Средней Азии, Северной Африки. Военный конфликт был неизбежен ещё и потому, что Казанское ханство являлось ключевым пунктом на пути продвижения русских войск к Волге.

После падения Казани в 1552 году Иван IV обратился к башкирам, бывшим под властью Казанского хана, с призывом добровольно войти в состав Русского государства. Первыми в 1554 году к царскому наместнику в Казани приехали послы северо-западных башкирских племён и заранее договорились об условиях вхождения. После этого в Казань ездили представители центральных, южных и юго-восточных башкир. В 1555-1556 годах послы всех башкирских племён отправились в Москву за так называемыми «жалованными грамотами», в которых были изложены условия их вхождения в состав России. В дальнейшем, после разгрома Сибирского ханства, русское подданство приняли и зауральские башкиры.

Русское правительство гарантировало башкирам защиту от притязаний их бывших властителей и вторжений внешних врагов, сохранило за башкирским народом занимаемые им земли, обещало не посягать на религию башкир и дало слово не вмешиваться во внутреннюю жизнь местного населения — оставить власть в руках башкирских биев и князей. Башкиры же, признав себя подданными русского царя, были обязаны за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной.

Это официальная версия, детально рассмотренная и в главном источнике сведений о родном крае для школьников и студентов – книге «Башкортостан. Краткая энциклопедия», правда, с небольшой оговоркой: «В историографии нет единого мнения о характере присоединения Башкирии к Русскому государству», и в учебнике «История Башкортостана» за восьмой класс, но уже без всяких оговорок: «В этой сложной обстановке (падение Казани, ослабление Ногайского ханства, претензии Сибирского хана на ногайских и казанских башкир – прим. О.А.) башкиры должны были войти в состав какого-либо сильного государства и с его помощью освободиться от власти ненавистных ногайских и сибирских ханов и феодалов. Выбор пал на Русское государство»2 . Возможно, мне даже не следовало приводить эти цитаты и заново рассказывать о том, что известно каждому со школьной скамьи, однако, полагаю, что повторный просмотр имеющейся у нас информации поможет более чётко сравнить и проанализировать прочие материалы об этом знаменательном событии.

К «прочим» материалам я отношу те, которые частично или даже полностью противоречат официальной версии вхождения Башкирии в состав России, точнее – это исследования историков дореволюционного времени, книги по истории Башкирии, изданные до 40-х годов двадцатого века, а также работы зарубежных профессоров, имеющих собственное мнение касательно отношений между русскими и башкирами.

При написании этого очерка мною была обнаружена удивительная вещь – у историков, изучавших этот вопрос и опубликовавших свои труды с восемнадцатого века вплоть до первой половины двадцатого, не то что не упоминается о присоединении, но даже слово «добровольное» вовсе отсутствует. Получается, что версия о завоевании Башкирии русскими, успешно существовавшая на протяжении двух с половиной веков, внезапно исчезла в середине прошедшего века, и на её месте появилась другая, совсем новая, та, которая и сейчас подаётся нам как единственно правильная. Для того, чтобы доказать это, обратимся к книге одного из самых известных русских учёных-историков — Н.М. Карамзина. Для нас 1553–1557гг. – это годы присоединения Башкирии к Русскому государству, Карамзин же описывает события этих лет под заглавием «Усмирение мятежей в Казанской земле». В своём многотомном труде «История Государства Российского» он писал, что после падения Казани «россияне пять лет не опускали меча: жгли и резали… Наконец усилия бунтовщиков ослабели; вожди их погибли все без исключения, крепости были разрушены… Вотяки, Черемисы, самые отдалённые Башкирцы приносили дань, требуя милосердия»3. И ни слова о добровольном присоединении.

А вот отрывок из статьи «Пробуждение башкирского патриотизма» американского профессора Хафиза Малика, высказывающего свою точку зрения по поводу этого вопроса: «русские… считали (а башкиры приняли эту точку зрения), что Башкортостан не был завоеван, а «добровольно вошел” в состав России. В действительности Россия не делала никакой разницы между территориями, приобретенными на договорной основе и завоеванными силой».

Как видите, данные материалы довольно резко противоречат официальной версии, однако, это не значит, что взгляды их авторов ошибочны. Теперь уже достаточно сложно найти наиболее верную версию, так как к большинству книг, ставших источниками информации для моей работы, уже написаны рецензии, порой критикующие, но иногда и подтверждающие достоверность некоторых фактов, рассмотренных в них. Тем не менее, я решила найти ответы на главные вопросы: почему же в определении характера вхождения Башкирии в состав Русского государства труды Н.М.Карамзина и версия, изучаемая нами в школе, столь противоположны? Когда и с чьей помощью наступил перелом, развернувший представления о принятии башкирами русского подданства в совсем ином направлении?

II

В книге «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству», изданной в 1982 году, уфимский историк А.Н. Усманов настойчиво утверждает, что в момент завоевания Казани никакого покорения башкир не было. В пределы Башкирии русские войска не вторгались. И вообще московское правительство не преследовало цели военного вторжения в Башкирию4. Однако профессор Нью-Йоркского университета Алтон С. Доннелли говорит об обратном: «После взятия Казани Иван IV решил избавиться от волжских кочевников по всему течению реки вплоть до Каспийского моря»5. В число волжских кочевников, от которых собирался избавиться русский царь, несомненно, входили и башкиры, потому как в труде, созданном учёными Академии наук СССР в 1936 году, сказано: «Москва думала всерьёз начать покорение всей Башкирии»6. Там же написано и о том, что «фактическое освоение Московским государством значительной части Башкирии происходило вовсе не в результате добровольного подчинения башкир русской власти, а в итоге завоевания и длительной борьбы…»7. А что касается принятия башкирами русского подданства, то советские академики считают: если оно и было в 1557 году, то это могло относиться только к тем башкирам, которые жили в северо-западной части Башкирии8.

Ещё одна примечательная деталь, – если в книге 36-ого года не сказано ни слова о поездке башкирских послов в Москву, то в исследованиях кандидата исторических наук Р.Г. КузееваБ.Х. Юлдашбаева причи, опубликованных в году 57-ом, присутствует следующее: «в Москву башкиры направляли свои посольства спустя, примерно, год после посещения Казани (т.е. в 1556-1557гг. – прим. О.А.)»9, не говоря уже о работах Доннелли, в которых вообще нет какого-либо упоминания о том, что башкирские послы побывали в Казани. По его мнению, в 1552 году они сразу же отправились в столицу России10.

III

По-разному объясняют историки и причины, побудившие башкир принять русское подданство (если, конечно, главной причиной не было завоевание Башкирии). Р.Г. Кузеев даёт такое объяснение: «В среде башкирского народа, пытавшегося найти выход из тяжёлого положения политического бесправия, гнёта и эксплуатации (со стороны Ногайских и Сибирских ханов – прим. А.Щ.), появляется и крепнет идея добровольного присоединения к Русскому государству»11. Алтон С. Доннелли видит эту ситуацию несколько иначе. Он полагает, что поводом для признания на начало 1557 года русского подданства со стороны значительного количества башкир стали трудности необычайно суровой зимы того года. К тому же башкиры, находившиеся под властью иноземных правителей до появления русских, всего лишь изменили свой вассалитет12. Французский исследователь Роже Порталь не исключает того, что присоединение Башкирии было актом добровольным, но причиной, по которой башкиры обратились к русскому правительству, на его взгляд, стала просто-напросто степная традиция, требовавшая, чтобы они просили защиты от внешних врагов у более сильного государства13.

* * *

А как же восприняли башкиры то, что они стали подданными русского государя? Оказывается, что и на этот вопрос историки отвечают различно. Кузеев, например, в своей книге заканчивает рассказ о присоединении Башкирии к России почти сказочным хеппи-эндом. Он говорит, что народ принял это известие с радостью и ликованием14, и что принятие русского подданства «положило начало неразрывной дружбе русского и башкирского народов»15. Но составители «Материалов об истории Башкирской АССР» 36-ого года, не разделяют его оптимистических взглядов. Они, напротив, уверены, что первые известные нам враждебные выступления башкир, связанные с эпохой завоевания и фактического подчинения их русскому господству, были ничем иным, как сопротивлением начальному неприятельскому вторжению на территорию, находившуюся под влиянием ногайских и сибирских ханов16. И где же тут радость и ликование?

Впрочем, от произошедшего переворота досталось не только башкирам и русским. Пострадали и ногайцы. Р.Г. Кузеев представляет нам их, как жестоких угнетателей башкирского народа: «Ногайские мурзы отбирали у башкир, скот, забирали жён и детей, продавали их в рабство»17. Кроме того, покидая земли, куда они пришли в качестве завоевателей, ногайцы пытались заставить перекочевать вместе с собой и башкир, а разорённые и угнетённые башкиры, в свою очередь, использовали сложившуюся обстановку, чтобы сбросить ногайское иго18. В этом случае академики вновь не согласны с Кузеевым. В «Материалах об истории Башкирской АССР» они писали, что Москва желала захватить Башкирию, и это стремление не могло, конечно, не быть разгадано башкирами, которые при деятельной поддержке ногайцев ответили на него весной 1587 года враждебным выступлением и восстанием (тогда, между прочим, была разорена и сожжена Вознесенская монастырская обитель)19. Странно было бы даже предположить, что «трудящиеся башкиры, не прекращавшие борьбы за освобождение от гнёта ногайских, казанских и сибирских феодалов»20, сражались вместе со своими бывшими тиранами. Да и к тому же, судя по книге Алтона С. Доннелли, ногайцам даже не нужно было заставлять башкир перекочёвывать, так как многие из них скрывались сами, переселяясь в местности, недосягаемые для русского правительства21.

Мне бы так и не удалось ответить на поставленные мною в начале доклада вопросы, и выяснить тайну переворота, превратившего завоевание в «добровольное вхождение», ногайцев из соратников в тиранов и т.д. Однако я сделала это. Почти всё стало ясно, как только ко мне в руки попала работа Роже Порталя «Исследования по истории, историографии и источниковедению регионов России», где даже указана точная дата переворота – 27 января 1945г. В этот день было принято постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации», ориентировавшее (курсив мой – А.Щ.) историков на изучение традиций совместной борьбы русского и башкирского народов за своё освобождение от феодального гнёта (в точности по Кузееву! – прим. А.Щ.). Тогда же на смену «насильственного завоевания» края пришла идея его «добровольного вхождения» в состав России22. Ответ на один из вопросов был найден, однако, я всё же не могла понять, зачем понадобилась эта агитационно-пропагандистская работа и почему именно в 45-ом году? Как выяснилось позже, дата тут не причём. Всё было решено гораздо раньше, просто у ЦК, видимо, не хватило времени принять это постановление в конце 30-ых годов, а уж во время Великой Отечественной партийным идеологам вовсе было не до преобразований в истории Башкирской АССР.

Русский народ – «старший брат»

В конце 1937 года была изобретена чрезвычайно удачная в пропагандистском отношении концепция, объяснявшая место русского народа в советской семье народов. Практически это предлагалось понимать так, что «свое положение ведущего в семье равных советских республик русский народ использовал, прежде всего, чтобы помочь подняться, расправиться, развиться тем народам, которых наиболее угнетало царское правительство, которые всего больше отстали в экономическом и культурном развитии». Новая составляющая концепции об исторической роли русского народа («старший брат») понадобилась, скорее всего, для новой трактовки старой задачи о ликвидации фактического неравенства наций23.

Теперь уже вопросов не оставалось. Разумеется, если русский народ являлся «старшим братом», в обязанности которого, как известно, входит помощь младшим братьям, то нельзя было допустить даже мысли о том, что когда-то русские проливали кровь своих «собратьев». Так появился этот миф о добровольном присоединении. Так он жил и развивался благодаря стараниям историков, не желавших оказаться в немилости у власти. Так он должен был умереть вместе со старой системой и всей ложью, что она создала за годы своего существования. Но он жив. Отчего же? На этот вопрос за меня ответил кандидат исторических наук И.В. Кучумов: «Смена тоталитарного коммунистического режима… не привела к каким-либо существенным изменениям в методологии и методах работы историков Башкортостана… Постсоветская башкирская историография осуществила лишь смену оценочных знаков и фигур при сохранении прежних приемов исследования… Публикуемые в республиканской печати рецензии на работы, написанные в русле официальной идеологии, имеют хвалебный тон, а то, что противоречит формируемому властями образу исторического прошлого, сразу же становится объектом односторонней и политически-обвинительной критики. Ученое сообщество Башкортостана вынуждено поддакивать схемам, спущенным «сверху» и активно разрабатываемым находящимися на службе у новой идеологии научными чинами»24. Делайте выводы.

Примечания

1. Пышных торжеств по случаю 450-летия добровольного присоединения Башкирии к России не будет, www.02mail.ru

2. И.Г. Акманов. История Башкортостана. Часть 1. С древнейших времён до конца XIX века. Уфа, «Китап», 2000г.

3. Н.М. Карамзин. История Государства Российского. Том VIII. Стр. 219. Санкт-Петербург, 1819г.

4. А.Н. Усманов. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982г.

5. Алтон С. Доннелли. Завоевание Башкирии Россией 1552-1740. Глава 2. Стр.47. Международная корпорация «Ватан», 1995г.

6. Материалы об истории Башкирской АССР. Часть 1. Башкирские восстания в XVII и первой половине XVIII вв. Стр. 25. Москва, Издательство Академии наук СССР, 1936г.

7. Материалы об истории Башкирской АССР. Часть 1. Башкирские восстания в XVII и первой половине XVIII вв. Стр. 23. Москва, Издательство Академии наук СССР, 1936г.

8. Там же.

9. Р.Г. Кузеев, Б.Х. Юлдашбаев. 400 лет вместе с русским народом. Присоединение Башкирии к Русскому государству и его историческое значение. Стр. 61. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1957г.

10. Алтон С. Доннелли. Завоевание Башкирии Россией 1552-1740. Глава 3. Стр.55. Международная корпорация «Ватан», 1995г.

11. Р.Г. Кузеев, Б.Х. Юлдашбаев. 400 лет вместе с русским народом. Присоединение Башкирии к Русскому государству и его историческое значение. Стр. 40. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1957г.

12. Алтон С. Доннелли. Завоевание Башкирии Россией 1552-1740. Глава 3. Стр.55. Международная корпорация «Ватан», 1995г.

13. Роже Порталь. Исследования по истории, историографии и источниковедению регионов России. Уфа, Издательство «Fилем», 2005г.

14. Р.Г. Кузеев, Б.Х. Юлдашбаев. 400 лет вместе с русским народом. Присоединение Башкирии к Русскому государству и его историческое значение. Стр. 55. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1957г.

15. Там же. Стр. 65.

16. Материалы об истории Башкирской АССР. Часть 1. Башкирские восстания в XVII и первой половине XVIII вв. Стр. 24. Москва, Издательство Академии наук СССР, 1936г.

17. Р.Г. Кузеев, Б.Х. Юлдашбаев. 400 лет вместе с русским народом. Присоединение Башкирии к Русскому государству и его историческое значение. Стр. 38. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1957г.

18. Там же. Стр.53.

19. Материалы об истории Башкирской АССР. Часть 1. Башкирские восстания в XVII и первой половине XVIII вв. Стр. 25. Москва, Издательство Академии наук СССР, 1936г.

20. Р.Г. Кузеев, Б.Х. Юлдашбаев. 400 лет вместе с русским народом. Присоединение Башкирии к Русскому государству и его историческое значение. Стр. 39. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1957г.

21. Алтон С. Доннелли. Завоевание Башкирии Россией 1552-1740. Глава 3. Стр.60. Международная корпорация «Ватан», 1995г.

22. Вступительная статья И.В. Кучумова к книге Р. Порталя «Исследования по истории, историографии и источниковедению регионов России». Уфа, Издательство «Fилем», 2005г.

23. А.И. Вдовин. Русский народ и проблемы формирования советской исторической общности. www.pagez.ru

24. И.В. Кучумов. Крючья под ребро истории. . http://dk.ufanet.ru/

ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ — ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ, принятие башкирами рус. подданства на основе соглашения с царским пр-вом (см. Жалованная грамота). В историографии нет единого мнения о характере П.Б. к Р.г. Историки В.Н.Витевский, П.Ф.Ищериков, А.П.Чулошников и др. писали о завоевании Башкирии Рус. гос-вом, а В.А.Новиков, П.И.Рычков, В.Н.Татищев, А.Н.Усманов, А.З.Асфандияров и др. — о добровольном вхождении. В заруб. историографии широко распространено мнение А.Доннелли о завоевании Башкортостана Россией.
До сер. 16 в. терр. Башкортостана была расчленена между Казанским (сев.-зап. р-ны), Сибирским (сев.-вост.) ханствами и Ногайской Ордой (центр. и южн.) и была ареной междуусобных феод. войн и набегов. С завоеванием в 1552 Рус. гос-вом Казанского ханства подвластная последнему ч. башкир стала свободной. Ногайские и сибирские ханы не собирались отказываться от власти над башкирами, к-рые не смогли в этих условиях объединиться и создать самостоят. гос-во. После падения Казани Иван IV обратился к баш. народу с призывом добровольно войти в состав Рус. гос-ва. В 1554 первыми в Казань к царскому наместнику ездили послы зап. и сев.-зап. баш. племен во главе с биями и предварительно договорились об условиях вхождения. В 1554-55 в Казань ездили предст. центр., южн. и юго-вост. башкир (племена юрматы, бурзян, кыпсак, усерган, тамьян). В 1556-57 баш. послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением условий их вхождения в состав Рус. гос-ва. В 80-90-е гг. 16 в. — нач. 20-х гг. 17 в., в процессе борьбы и разгрома Сибирского ханства, рус. подданство приняли зауральские башкиры. Рус. пр-во гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внеш. врагов; сохранило за баш. народом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права (см. Вотчинное право башкир); обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в др. веру; обязалось не вмешиваться во внутр. жизнь баш. об-ва, оставив власть на местах в руках баш. биев и князей. Башкиры, признав себя подданными рус. царя, обязались за свой счет нести воен. службу (см. Военная служба башкир) и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной.
В результате вхождения Башкортостана в состав Рус. гос-ва в крае прекратилась феод. междуусобица, что положительно сказалось на развитии х-ва и росте числ. населения. В Башкирию стали переселяться рус. крестьяне и ремесленники (см. Переселенческое движение). Между ними и башкирами устанавливаются хоз. и культ. связи. В свою очередь, Рус. гос-во расширило свою терр., отодвинув гос. границы от Волги до ср. течения Тобола на В. и Яика (Урала) на Ю.-В. Однако усилился феод. и нац. гнет нас. края. С 17 в. пр-во стало нарушать условия присоединения: начались захват баш. земель (см. Земельная политика царизма), рост налогов и повинностей (см. Налоги и повинности), насильств. христианизация мусульман. Недовольные башкиры поднимали многочисл. восст. (см. Башкирские восстания 17-18 вв.).
В 1957 в Уфе в честь 400-летия П.Б. к Р.г. установлен монумент Дружбы.
И с т.: Башкирские шежере. Уфа, 1960.
Лит.: Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1982; Асфандияров А.З. Еще раз о характере присоединения Башкортостана к России //Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Ч.III. Уфа, 1992; Алтон С. Доннелли. Завоевание Башкирии Россией. 1552-1740. Страницы истории имперализма. Уфа, 1995.
И.Г.Акманов.

Добавить комментарий