Признаки административно правовых норм

Норма права является структурной единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах.

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

· Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

· Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность.

· Иногда административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такое регулирование наблюдается в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права и пр. С помощью административных норм может осуществляться и защита норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП).

· Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными.

· Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:

· Гипотезу — условие действия нормы.

· Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

· Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

Виды административно — правовых норм

Можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации.

Проблема классификации административно-правовых норм хорошо исследована в юридической литературе и изучена многими правоведами.

1. Наиболее традиционна классификация норм на:

a) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.;

b) процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.

2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:

a) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках. Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию;

b) запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного движения;

c) уполномочивающие (дозволительные), т.е. предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках. Например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки

d) стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия;

e) рекомендательные, т.е. дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти.

3. По адресу выделяются административно-правовые нормы, регулирующие:

a) административно-правовой статус гражданина;

b) административно-правовой статус коммерческих организаций;

c) административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

d) административно-правовой статус органов исполнительной власти

e) административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений

f) административно-правовой статус государственных служащих

g) различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

4. По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на:

a) федеральные нормы;

b) нормы субъектов РФ;

c) нормы местного самоуправления.

5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

a) общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;

b) межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;

c) отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

6. По действию во времени:

a) срочные, для которых определен срок действия;

b) бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Классификация административно-правовых норм может быть проведена и по другим основаниям.

Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Особенности административно-правовых норм:

1) являются разновидностью юридических норм;

2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;

3) административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;

5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

6) имеют представительно-обязывающий характер;

7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;

8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;

9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

1) гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;

2) диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;

3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

12.Виды административно-правовых норм.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

  1. По предмету правового регулирования:

материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие;

процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

  1. По функциям права:

регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения;

охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

  1. По методу правового регулирования:

императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления;

диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы;

рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач;

поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

  1. По содержанию предписания:

управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

  1. По действию в пространстве:

федеральные – действующие в пределах Российской Федерации;

региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ;

муниципальные – действующие в пределах муниципального образования;

локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

  1. По действию во времени:

срочные – нормы, для которых определен срок действия;

бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены;

чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

  1. По кругу лиц:

общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений;

специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

  1. По юридической силе:

законодательные – содержащиеся в НПА высшей юридической силы;

подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

  1. По характеру юридической защиты:

охраняемые в судебном порядке;

охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Охраняемые мерами дисциплинарной ответственности;

мерами административной ответственности;

мерами уголовной ответственности.

Добавить комментарий