Содержание
- Понятие, признаки и принципы административного процесса
- Административно-процессуальные нормы и отношения
- Субъекты административного процесса
- Структура и стадии административного процесса
- Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты
- Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура
- Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура
- Понятие, особенности и виды административного процесса. Основные концепции административного процесса
Понятие, признаки и принципы административного процесса
Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.
Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.
Признаки административного процесса:
- вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
- представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
- обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
- целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
- результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
- регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
- обладает определенным строением (структурой).
Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.
Принцип законности — реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.
Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.
Принцип материальной истины — решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.
Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.
Принцип гласности — административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.
Принцип национального языка — процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.
Принцип быстроты {оперативности) — административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.
Принцип экономичности (малозатратности) — административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.
Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса — органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.
Административно-процессуальные нормы и отношения
Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.
Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.
Особенности административно-процессуальных норм:
- являются разновидностью административно-правовых норм;
- выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;
- имеют установленную структуру (строение);
- содержатся в определенных источниках;
- обеспечиваются принудительной силой государства;
- нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.
По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.
По объему регулирования: общие и специальные нормы.
По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.
По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.
По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.
По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.
По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.
Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.
Характерные черты административно- процессуальных отношений:
- носят управленческий, организационный характер;
- основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;
- регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;
- являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.
Субъекты административного процесса
Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.
Административно-процессуальная правосубъектность — основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.
Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.
Административно-процессуальная правоспособность — способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.
Административно- процессуальная дееспособность — способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.
Виды субъектов административного процесса:
- физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
- государственные органы, предприятия и учреждения;
- государственные служащие;
- общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
- служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.
Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:
- субъекта, возбудившего управленческое дело;
- субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
- стороны административного процесса;
- третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
- уполномоченного представителя;
- лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
- лица, защищающего права и интересы других лиц;
- лица, содействующего отправлению административного процесса.
Структура и стадии административного процесса
Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.
Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.
Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.
Общие стадии административного процесса:
- анализ управленческой ситуации;
- рассмотрение дела и принятие решения;
- исполнение принятого по делу решения.
Черты стадий административного процесса:
- регламентируются нормами административно-процессуального права;
- обусловлены логикой всего производства;
- направлены на решение конкретных задач;
- характерен определенный круг участников;
- определенные сроки совершения;
- соответствующее процессуальное оформление.
Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты
Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.
Общие черты административно-нормотворческого процесса:
- является составным элементом (частью) административного процесса;
- ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;
- осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;
- реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;
- результатом является подзаконный нормативный правовой акт.
Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура
Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.
Общие черты административно-правонаделительного процесса:
- является составным элементом (частью) административного процесса;
- направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;
- в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;
- правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;
- состоит из административных производств;
- результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.
Виды производств административно- правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.
Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура
Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.
Общие черты административно-юрисдикционного процесса:
- является составным элементом (частью) административного процесса;
- регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;
- направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;
- выступает средством реализации охранительной функции административного права;
- характеризуется множественностью субъектов осуществления;
- состоит из определенных административных производств;
- результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.
Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно- процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.
Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.
Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.
Признаки административного процесса:
• вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
• обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
• результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
• регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
• обладает определенным строением (структурой).
Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.
Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.
Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.
Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.
Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.
Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.
Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.
Принцип быстроты {оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.
Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.
Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.
Понятие, особенности и виды административного процесса. Основные концепции административного процесса
Понятие, особенности и виды административного процесса
Административный процесс — это урегулированный нормами административного права порядок управленческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации своих полномочий в отношении физических и юридических лиц.
Административный процесс делится на два вида, каждый из которых имеет в своем содержании ряд определенных процедур.
Административно-регулирующий процесс состоит из процедур (производств), совершаемых органами исполнительной власти или их должностными лицами в сфере управленческой деятельности. Административно-регулирующий процесс имеет два аспекта — нормотворческий и правонаделительный:
административно-нормотворческий процесс состоит из производств по принятию нормативных актов Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;
административно-правонаделительный процесс. В сфере управления осуществляется в числе многих других такая процедура, как регистрация, все ее виды — государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. — имеют административный характер, представляют по своей сути административное производство. Таким образом, административно-правонаделительный процесс — это совокупность определенных административных производств (регистрационное, разрешительно-лицензионное, по аккредитации и аттестованию1Аккредитация (от лат. accredo — доверять) — процедура официального подтверждения соответствия организации либо оказываемой ею услуги установленным показателям (стандартам); аттестация (от лат. atlestatio — свидетельство) — процедура определения квалификации сотрудника, работника, соответствия его подготовки определенным требованиям. и др.), которые связаны с целевым предназначением органа исполнительной власти.
Данные производства (процедуры) основаны на нормативном правовом акте (административном регламенте, инструкции о должностных обязанностях и т.п.) и представляют собой порядок осуществления должностными лицами органа исполнительной власти действий по выполнению государственной функции или предоставлению государственной услуги. Существует такое определение административной процедуры данного вида — это «порядок исполнения органом исполнительной власти, должностным лицом установленных для него полномочий (порядок разработки, обсуждения и принятия правового акта, оформления документа, имеющего юридическое значение; порядок приема лиц на государственную службу; порядок прохождения аттестации и оформления соответствующих документов; порядок подготовки материалов о поощрении служащих, привлечении к дисциплинарной ответственности; порядок оформления контрольно-надзорной деятельности и т.д.)».
В содержание административно-регулирующего процесса наряду с принятием нормативных и ненормативных правовых актов и предоставлением государственной услуги по рассмотрению органами исполнительной власти заявлений и обращений граждан и организаций в соответствии с компетенцией входит и такого рода деятельность, как осуществление согласительных процедур между органами публичной (административной) власти для разрешения разногласий между ними.
Административно-юрисдикционный процесс — второй вид административного процесса, который связан с применением к физическим или юридическим лицам различных способов административного принуждения, с их привлечением к юридической ответственности. В содержание административно-регулирующего процесса входят: а) рассмотрение управомоченными органами власти административных споров, т.е. споров между органами публичной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями — с другой. Основанием таких споров является оспаривание нормативного акта органа власти, действия (бездействия) органа власти; б) рассмотрение, разрешение и исполнение дел об административных правонарушениях, а также обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях; в) рассмотрение жалоб граждан и организаций в связи с нарушением их прав.
Субъектами административно-деликтного процесса являются как управомоченные органы исполнительной власти и их должностные лица, так и судебные органы.
Административный процесс имеет следующие особенности:
- связан с регулированием публичных правоотношений;
- предусматривает сочетание внесудебного, досудебного и судебного порядка рассмотрения и разрешения дел;
- в этом процессе используется как управленческая (позитивная) деятельность органов власти, так и правоприменительная (юрисдикционная) деятельность;
- наряду с общеюридическими процессуальными принципами он предусматривает и специфический принцип рассмотрения дел — принцип оперативности, который требует своевременного разрешения административного спора и в связи с этим допускает специфические способы обеспечения производства (привод, изъятие) и рассмотрения дела (например, рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается дело, если допускается обстоятельствами);
- административный процесс в его юрисдикционной форме может осуществляться на основании только оконченного правонарушения.
Основные концепции административного процесса в науке административного права
Существует три концепции административного процесса — юрисдикционная, управленческая и интегративная.
Юрисдикционная концепция рассматривает административный процесс правоприменительной деятельности, т.е. деятельности с применением мер принуждения и по рассмотрению споров в сфере государственного управления.
«Юрисдикционная концепция оказала существенное влияние на позицию ученых, которые рассматривают административный процесс как административное судопроизводство («административную юстицию»), т.е. процессуальную форму деятельности судов (судей) по рассмотрению и разрешению административных споров, возникающих между органами публичной власти и гражданами; о законности нормативных и индивидуальных актов государственного управления и других управленческих действий (решений) — иначе говоря, рассматривающих административное судопроизводство как порядок осуществления судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»2Шатов С.А. Концепции административного процесса: Диалектика научных взглядов // Правоведение. 2005. № 6.. Сторонники данной концепции — М.И. Пискотин, А.А. Демин, Ю.Н. Старилов, С.Н Махина. По их мнению, процедуры управленческого характера (например, процедуры, связанные с регистрацией юридических лиц), непосредственно не связанные с административно-судебными процедурами, образуют отдельный от административного управленческий процесс.
Сторонники управленческой концепции (С.С. Студеникин, А.Е. Лунев, В.Д. Сорокин), напротив, считают, что понятие «административный процесс» отражает не только правоприменительную деятельность, но и процесс принятия нормативных правовых актов государственного управления, процессы, связанные с разрешительно-лицензионным производством, служебно-кадровым производством, регистрацией, сертификацией, аккредитованием, административным регламентированием организации и деятельности органов исполнительной власти. Все эти процессы основаны на публично- правовом регулировании, имеют административную природу и должны рассматриваться как аспекты административного процесса. По мнению В.Д. Сорокина, «административный процесс не может не отражать характерных черт исполнительной власти, подобно тому, как, скажем, гражданский и уголовный процессы отражают особенности власти судебной».
Сорокин Валентин Дмитриевич — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Из научных работ наиболее значимыми являются монографии: «Проблемы административного процесса» (М.,1968); «Административно-процессуальные отношения» (Л., 1968); «Административно-процессуальное право» (М., 1972); «Метод правового регулирования: теоретические проблемы» (М., 1976); «Административный процесс и административно-процессуальное право» (СПб., 2002); «Правовое регулирование: предмет, метод, процесс» (СПб., 2003).
В своих работах В.Д. Сорокин обосновал положение об административном процессе как юридической категории, выдвинул концепцию административно-процессуального права; предложил структуру Административно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Сторонники интегративной концепции (В.М. Манохин, И.В. Панова) считают административный процесс комплексом нормотворческой деятельности органов исполнительной власти и юрисдикционной правоприменительной деятельности).