Признаки акта управления

A) индивидуальный, правонаделительный характер акта

B) официальный характер и двустороннее волеизъявление

C) издание его субъектами исполнительной власти и подзаконность

D) обязательное наличие в нем норм административного права, распространяющихся на широкий круг лиц

Применение уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административный проступок, называется

A) административным правонарушением

B) административной ответственностью

C) административным пресечением

D) административным предупреждением

176. Из перечисленных видов административных производств: 1) по жалобам и заявлениям граждан; 2) по делам об административных правонарушениях граждан; 3) по комплектованию личного состава (например, по призыву на военную службу) — административно-юрисдикционными процессами являются:

A) 1, 2

B) 3

C) 2

D) 1, 2, 3

Выдворение за пределы Российской Федерации применяется по отношению к лицам

A) без гражданства и иностранцам

B) повторно совершившим административные правонарушения

C) виновным в совершении серьезных правонарушений, близких к преступлениям

D) виновным в нарушении правил, связанных с охраной государственной границы РФ

Срок обжалования постановления о наложении административного наказания —

A) 3 месяца

B) 1 месяц

C) 2 месяца

D) 10 дней

179. Из перечисленных элементов состава административного правонарушения: 1) противоправное деяние; 2) размер причиненного им вреда; 3) правонарушитель; 4) форма вины; 5) способ совершения правонарушения; 6) время и место совершения проступка — к объективной стороне состава административного правонарушения относятся:

A) 1, 2, 5, 6

B) 3, 4

C) 1, 2, 3, 4, 5, 6

D) 1, 3

Умысел и неосторожность — это формы

A) субъективной стороны административного правонарушения

B) противоправного деяния

C) вины субъекта проступка

D) объективной стороны административного правонарушения

Особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданами и органами государственного управления (должностными лицами) в суде, называется

A) административная юрисдикция

B) административная деликтность

C) административная юстиция

D) административное производство

182. Из двух понятий «административная ответственность” и «административное принуждение”

A) одно идентично по смыслу другому

B) более широким, обобщающим понятием является административное принуждение

C) ни одно не является составной частью другого

D) более широким, обобщающим понятием является административная ответственность

Элемент состава административного правонарушения, который представляет собой охраняемые административным законодательством общественные отношения, которым причинен вред административным правонарушением, называется

A) объект

B) субъективная сторона

C) объективная сторона

D) субъект

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1573 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

нормативный правовой акт регистрация

Правовые акты управления характеризуются рядом признаков, отображающих их сущность.

  • 1. Правовой акт управления принимается уполномоченным субъектом государственного управления в пределах его компетенции. Он может приниматься как единолично, так и коллегиально.
  • 2. Правовой акт управления всегда является управленческим решением, поскольку именно такое управленческое решение и составляет содержание правового акта. Он разрабатывается и принимается с соблюдением правил управленческого процесса и направлен на решение конкретной управленческой ситуации или обеспечение выполнения государственно-управленческих задач и функций.
  • 3. Правовой акт управления представляет собой юридическое властное волеизъявление органа государственного управления или его должностного лица. Правовой акт управления всегда имеет государственно-властный характер, поскольку его принятие обусловлено государственными интересами и направлено на регулирование конкретных управленческих отношений, установление общеобязательных правил поведения, которые обеспечиваются государством, а также решение конкретной управленческой ситуации или административного спора. Государство в лице органов государственного управления не только принимает акты государственного управления, но и обеспечивает их выполнение, включая и меры административно-правового принуждения.
  • 4. Правовой акт управления устанавливает обязательные правила поведения в сфере государственного управления. Другими словами, такой акт является императивным по характеру правовых предписаний. А это означает, что другая сторона — объект управления — должна придерживаться установленных предписаний и обеспечивать их реализацию.
  • 5. Правовой акт управления является разновидностью правовых документов, которые используются в деятельности органов государственного управления (справки, акты ревизии, протоколы, докладные записки и т. д.). Однако в отличие от них правовые акты управления характеризуются односторонне властными предписаниями, которые не характерны для других правовых документов.
  • 6. Правовой акт управления всегда является подзаконным актом, поскольку он принимается органом государственного управления, осуществляющим подзаконную деятельность, принимается на основании законов и во исполнение законов.
  • 7. Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок его принятия. В подавляющем большинстве случаев правовой акт управления принимается в письменной форме.

С учетом основных признаков можно дать такое определение правового акта управления. Правовой акт управления — это основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.

Функция правового акта управления — это регулирующее воздействие на публичные управленческие отношения, которое обеспечивает достижение целей и решение задач управления посредством издания административного акта. При издании административного акта установленные в нем нормы воздействуют на само публичное управление.

По сфере действия ведомственные акты подразделяются на два вида: 1) акты, которые подлежат исполнению только органами, учреждениями и организациями соответствующей отрасли экономики, культуры, управления; 2) общеобязательные акты, которые носят межведомственный характер и распространяют свое действие на граждан, иные организации и учреждения. Правом издания последних актов обладают министерства финансов, юстиции, образования, внутренних дел, Государственная налоговая служба России, другие ведомства, в компетенцию которых входит осуществление функции межотраслевого управления. «В правотворческой практике федеральных министерств и ведомств в последнее время широко применяется новый вид правовых источников — соглашения, заключаемые с органами исполнительной власти субъектов РФ. С помощью таких соглашений закрепляется перераспределение полномочий между органами исполнительной власти субъектов Федерации и федеральными органами, предусмотренное ч.2 и 3 ст. 78 Конституции РФ, что способствует снятию противоречий и коллизий между ними».

Нормативные акты можно классифицировать на следующие виды: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения.

В правотворческой практике отдельных федеральных органов исполнительной власти, используются и иные виды актов, такие, например как, наставление, устав и другие, однако, они являются менее распространенными и в общем удельном весе занимают незначительное место.

Постановление — документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным по своему правовому содержанию. Обычно постановлениями утверждаются различные инструкции, положения, правила, действующие в различных отраслях, сферах управления, в межотраслевом управлении.

Приказ — распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

Распоряжение — распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Они издаются без коллегиального обсуждения. Распоряжения издаются, как правило, по вопросам осуществления государственной службы, по вопросам информационно-методического характера, по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов, инструкций, положений, правил как данного органа управления, так и вышестоящих органов управления и должностных лиц.

Правила — документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности. В правилах обычно устанавливаются цели и задачи специальной управленческой деятельности, правовой статус лиц (органов и должностных лиц), осуществляющих эту деятельность, их права, обязанности, ответственность, порядок принятия административных мер, виды процессуальных актов и их основное содержание, ссылки и указания на законодательные и иные нормативные правовые акты, на основе которых приняты и действуют правила.

Инструкция — документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

Положение — документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.

По субъектам издания и сфере распространения подзаконные нормативно — правовые акты органов исполнительной власти подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами.

Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления.

Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Каждый государственный орган, в том числе орган исполнительной власти, представляет собой организацию, т.е. коллектив людей, соответствующим образом организационно оформленный.

Для органов исполнительной власти характерно, прежде всего, то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать установленным требованиям в отношении профиля и уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств. Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию. Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управления и работников аппарата (структурные и другие подразделения).

Вопросы по структуре федеральных органов исполнительной власти отражены в Указе Президента РФ от 12 мая 2008 года №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. Основные деления органов исполнительной власти указан в Приложении «а».

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов.

Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).

Результаты кодификации играют ключевую роль в функционировании современного российского законодательства.

В ходе кодификации в одном новом кодифицированном акте объединяются все нормативно — правовые предписания систематизируемого массива законодательства, при этом, с принятием этого кодифицирующего акта все старые акты утрачивают свою регулятивную необходимость и теряют свою юридическую силу.

Кодификация является, пожалуй, самым эффективным способом систематизации нормативных правовых актов.

Подводя итог первой главы и с учетом изложенного материала можно выделить следующие признаки нормативного правового акта:

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 11

Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, функций органов исполнительной власти и органов государственного управления. В административной науке есть много различных точек зрения относительно определения понятия правовых актов управления. Важно отметить, что единого определения нет, как, собственно, и нет единого названия таких актов. Довольно часто в юридической науке в качестве синонимов правовых актов управления используют другие названия — «акты государственного управления», «административные акты», «акты государственной администрации».

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Основные признаки: 1) наличие субъекта принятия правового акта управления; 2) содержание правового акта управления всегда сводится к управленческим вопросам, вопросам деятельности исполнительной власти; 3) подзаконность правовых актов управления; 4) юридические последствия правового акта управления.

Функция правового акта управления — это регулирующее воздействие на публичные управленческие отношения, которое обеспечивает достижение целей и решение задач управления посредством издания административного правового акта.При издании административного акта установленные в нем нормы воздействуют на само публичное управление. В зависимости от xарактера такого воздействия можно выделить следующие функции административного акта:

1) функция обеспечения публичныx интересов, т.е. акты управления как главная форма управления предназначены для реализации интересов всего общества, его социальныx групп, интересов самого государства и граждан. 2) материально-правовая регулирующая функция (функция регулирования). Административный акт на основе законов устанавливает конкретные отношения, предоставляет индивидуальным субъектам конкретные возможности и варианты поведения в сложившейся обстановке. Реализуя или применяя конкретные нормы закона, административный акт способствует достижению определенного результата;

3) управленческо-процессуальная функция. Российское законодательство в определенной степени устанавливает процедуру подготовки, издания, государственной регистрации, опубликования и вступления в силу административныx правовых актов.

4) исполнительная функция административного правового акта заключается в том, что она обеспечивает практическое осуществление государственного управления посредством реализации управленческиx действий и правового установления порядка иx совершения.

5) административно-процессуальная функция (в смысле оспаривания в суд незаконныx действий и решений публичной администрации, административных органов и должностных лиц). В данном случае речь идет об оxранительной функции, ибо современная теория административного акта устанавливает реальную возможность судебного оспаривания любого акта управления, нарушающего права и свободы как физическиx, так и юридическиx лиц.

Виды правовых актов управления. Требования предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления.

Виды правовых актов управления:

Нормативными считаются акты, содержащие административ­но-правовые нормы, с помощью которых регулятивная функция административного права получает непосредственное выражение. Такие акты регулируют однотипные управленческие отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления. Их действие рассчитано на длительное применение и исполнение всеми или большими груп­пами участников регулируемых общественных отношений.

Индивидуальные правовые акты управления – акты право­применения.

Одновременно они являются распорядительными актами, вы­ражающими конкретные и прямые юридически властные воле­изъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. С их помощью решаются индивидуальные административные дела.

Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.

Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:

1) состояние системы управления;

2) ранее принятые акты;

3) возможные варианты решения проблемы;

4) интересы участников управленческих отношений;

5) права и свободы человека;

6) научно-правотворческие рекомендации.

Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.

Чтобы отвечать данному требованию, акт:

1) должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;

2) соответствовать закону по существу;

3) соответствовать цели закона;

4) приниматься в установленном процессуальном порядке;

5) не противоречить правовым актам большей юридической силы;

6) иметь соответствующую форму (акт-документ);

7) в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.

Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:

1) лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);

2) грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);

3) акт должен быть своевременно доведен до адресатов;

4) иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);

5) своевременно сдаваться на хранение.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.

Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.

Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.

Оспоримый правовой акт – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.

Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:

• не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;

• не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;

• в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.

Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.

Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.

Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.

Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.

Подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.

Тема 5. Административно-правовые формы и методы осуществления исполнительной власти.

Вопросы.

Виды форм деятельности государственной исполнительной власти.

2. Методы управленческих действий (методы государственного управления).

Все явления окружающего нас мира имеют форму и содержание, которые активно влияют друг на друга. У каждого объекта присутствует как внутренняя, так и внешняя формы. Последняя — это внешняя граница, внешний образ объекта, она выражает и обеспечивает его связь с другими явлениями. Под внутренней формой понимается способ связи элементов целого, его структура. Форма таких сложных систем, как государство, право, исполнительная власть, сама очень сложна, у нее много сторон, своя структура.

Содержание деятельности исполнительной власти составляют выполняемые ею управленческие функции. А понятие ее формы многоаспектно, она имеет много форм. Организационной формой административной власти является аппарат. Юридическая форма государственной администрации — административное право.

В административно-правовой науке под формами управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия. Фактически здесь речь идет о различении исполнительно-распорядительной деятельности по ее конечному результату, ее правовым последствиям.

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их подразделение на правовые и неправовые. Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий.

Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления. Среди правовых форм выделяются:

1) принятие административных актов (решений);

2) заключение договоров;

3) юридическое признание фактов (например, оформление дипломов, лицензий, составление актов проверок, протоколов об административных правонарушениях и т.п.);


4) совершение иных юридически значимых действий (например, выдача справок, досмотр пассажиров в аэропортах и многое другое).

Неправовымиформами деятельности исполнительной власти считаются организационные действия и материально-технические операции. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламентируется лишь в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.

Чаще всего встречаются такие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч с представителями общественных объединений, патрулирование.

Выполнение материально-технических операций связано с делопроизводством (регистрация, оформление, размножение, рассылка документов), обработкой информации (подсчеты, подготовка данных для машинной обработки), разнообразными измерениями. К материально-техническим операциям относятся также и действия работников милиции, исполняющих постановления об административном аресте (охрана, организация питания и др.), доставляющих в медицинские учреждения лиц, нуждающихся в неотложной помощи.

Возможен и иной подход к анализу форм управленческой деятельности, в частности, по критерию, связанному с гласностью и открытостью. В основном исполнительная власть действует гласно, информация о ее осуществлении доступна. Но существуют и негласные формы деятельности, информация о которых секретна, например оперативно-розыскная, разведывательная и, частично, внешнеэкономическая деятельность.

Основные признаки правового акта управления

Правовые акты — важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны.

Правовые акты — основная продукция государственной администрации. Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу, следующие:

а) правовой акт управления (таково его наиболее распространенное обозначение) представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;

б) правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;

в) правовой акт управления — юридическо-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;

г) правовой акт управления — одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;

д) правовой акт управления содержит в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата, он императивен;

е) правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;

ж) правовой акт управления может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;

з) правовой акт управления подзаконен, т.е. он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

и) правовой акт управление занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

к) правовой акт управления представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие, юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами;

л) правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления);

м) правовой акт управления с учетом ранее изложенных его качеств издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр. Общие правила такого рода, к сожалению, отсутствуют; существуют правила ведомственного характера либо предусматривающие процедуру подготовки и утверждения управленческих актов применительно к отдельным органам исполнительной власти (например, они содержатся в Регламенте заседаний Правительства Российской Федерации, в Положении о подготовке проектов его постановлений и распоряжений);

н) правовой акт управления может быть в установленном действующим законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован;

о) правовой акт управления в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).

Таким образом, правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

В таком понимании этот вид юридических актов опосредствует взаимоотношения между сторонами управленческих отношений, точнее — между управляющей и управляемой сторонами, между субъектами и объектами управления.

В правовых актах управления решаются многие вопросы детализации и конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти.

Правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных отраслей российского права. В наибольшей степени это касается финансовых отношений, частично трудовых, земельных и др. В частности, именно на их основе возникают налоговые, природоохранительные правоотношения.

Правовые акты управления отличаются от актов судебных органов государственной власти своим преимущественно позитивным характером, выражающимся в том, что с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с целью упорядочивающего воздействия на различные стороны государственной и общественной жизни. Судебные акты имеют ярко выраженный юрисдикционный характер; для управленческих актов юрисдикция не является приоритетной. Кроме того, правовые акты управления не могут отменить либо изменить судебные акты, в то время как последние такую возможность в отношении их имеют. Наконец, правовые акты нередко играют роль доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным делам).

Правовые акты управления иногда выражаются в конклюдентныой форме (сигнал светофора, свисток милиционера, дорожный знак и т.п.). Хотя, есть основания не рассматривать подобные повеления как правовые акты управления, поскольку в них получают свое опосредствованное выражение соответствующие административно-принудительные меры, обеспечивающие общественную безопасность и порядок в сфере государственного управления. Несоблюдение таких повелений может повлечь за собой издание правового акта (например, о привлечении к административной ответственности).

Добавить комментарий