Признаки функций государства

Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению.

Функции государства – это научные категории, отражающие, каким образом деятельность государства служит достижением целей государства, по каким направлениям развивается повседневная деятельность государства, функции государства.

Цели государства — непрерывное властное управление властными социальными процессами в наиболее важных сферах жизни общества. Для достижения этой цели необходимо последовательное решение ряда возникающих перед государством задач (этапы достижения цели). Решения этих задач достигаются в процессе осуществления государством своих функций. Поэтому объективный характер функций государства состоит в том, что в процессе их осуществления реализуются основные потребности государства и достигается его цель.

Функции государства – это основные направления воздействия государства на общественные отношения. Функции государства необходимо отличать от задач государства. Функция выступает средством решения задач.

Принципы государства – это требования, которые должны подчиняться ряду функций государства, функциями государства являются направления повседневной деятельности не государства в целом, а только его отдельных элементов, т.е. органов.

Признаки функций государства:

— Функции государства представляют собой систему воздействия государства на общественные отношения, функции государства охватывают объем деятельности государства.

— В функциях государства проявляется сущность государства в данной исторической обстановке.

— Функции государства практически реализуются в повседневной деятельности органов государства.

— Каждая функция государства – устойчиво сложившееся по предметному признаку направление деятельности.

— Функции государства реализуются по средствам специальных методов и в определенных формах.

— Функции государства объективно заданы целью и задачами государства.

— В процессе исторического развития государства его функции также развиваются.

Классификация функций государства: объектный, содержательный, ценностный, временной критерии.

Существует 4 критерия классификации функций государства:

1) объективный критерий — по специфике воздействия, по той сфере общественной жизни, на которую воздействует данная функция:

1. Внутренние функции — направление воздействия государства на общественные отношения внутри страны:

— управление объектами государственной собственности;

— управление системами здравоохранения4

— управление развитием науки, образования и т.д.

2. Внешние функции — направление воздействия государства на сферу международных отношений. Осуществляется государством в сотрудничестве с другими государствами и международными организациями

— оборона страны;

— борьба с международным терроризмом4

— участие в международных организациях и т.д.

2) Содержательный критерий — по видам деятельности государства, по содержанию государственного воздействия:

1. Политические — связаны с формированием и осуществлением политической власти в данном сообществе и внешнеполитическими отношениями.

2. Экономические — формирование экономического строя общества, накопление и распределение материальных ресурсов.

3. Социальные — формирование социальной политики государства, решение задач повышения социального статуса граждан, решение национальных вопросов.

4. Духовные — развитие науки, образования, искусства, решение идеологических задач.

5. Правовые — регулирование людей юридическими средствами, создание и применение права, охраны прав и свобод личности.

6. Экологические — обеспечение экологической безопасности

3) Временной критерий — по времени действия данной функции:

1. Постоянные функции — длящиеся на всем протяжении времени существования государства.

2. Временные функции — направленные на решение временных задач государства, имеющих особую важность.

4) Ценностный критерий — по важность данной функции государства:

1. Основные — наиболее общие, важнейшие направления деятельность государства по решению стратегических задач, стоящих перед обществом

— экономическая;

— социальная;

— духовная;

— политическая;

— правовая и т.д.

2. Неосновные — направления деятельности государства в узкой сфере (тактических задач):

— финансирование деятельности государства;

— управления системой здравоохранения;

— защита и охрана исторического, духовного наследия и официальной идеологии и т.д.

Внутренние функции государства: понятие, значение, классификация.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

1. Политическая:

— система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия;

— содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия.

Это предполагает:

— реализацию волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества) и в иных государственных решениях;

— обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

— создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;

— официальное представительство общества;

— защита конституционного строя, реализуемая специальными органами (КС), а также народом;

— по существу, является ключевой функцией, т.к. создает условия для эффективного выполнения других функций.

2. Экономическая:

Зависит от того, в каких условиях она осуществляется:

— распределительной экономики: господство государственной собственности, государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределение ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой;

— рыночной экономики: рыночные отношения, свобода предпринимательской деятельности, многообразие и равенство всех форм собственности, добросовестная конкуренция; экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства.

Вмешательство государства в сферу экономики сокращается и сводится к:

— выработка экономической политики в масштабах всего общества.4

— управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;

— установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер ля пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма) и охрана прав потребителя от недобросовестного производителя.

В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой экономикой применяется планирование, которое:

— не носит жесткого характера;

— основано на использовании рыночных методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и т.д.);

— имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей;

— сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.

3. Социальная:

— её содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных;

— назначение: обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении данного благополучия;

— социальная защита нуждающихся в государственной материальной помощи;

— снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства;

— обеспечение прав каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием их требованиям гигиены, социального обеспечения и страхования.

4. Духовная — обеспечивает культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создает условия для их участия в культурной жизни общества, пользование соответствующими учреждениями и достижениями. Её содержание составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, науки, театра, кино, СМИ, музыки и т.д.

5. Правовая.

6. Экологическая — связана с обострением экологической ситуации в мире. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природоиспользования. Государство берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

Иногда некоторые правоведы выделяют такие функции, как:

7. Налогообложения и финансового контроля — состоит в формировании и пополнении казны за счет всех видов налогов, а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

8. Охраны прав и свобод человека и гражданина — деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, связанная с гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности.

9. Культурная — обеспечивает культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создает условия для их участия в культурной жизни общества, пользование соответствующими учреждениями и достижениями. Её содержание составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, науки, театра, кино, СМИ, музыки и т.д.

10. Охраны правопорядка.

Внешние функции государства: понятие, значение, классификация.

Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимосвязанным.

1. Оборона страны: базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам страны вооруженных конфликтов.

Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной доктрины, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т.д.

2. Участие в международных организациях.

3. Обеспечение территориальной целостности.

4. Борьба с международным терроризмом.

5. Сотрудничество с другими государствами в сфере решения глобальных проблем: состоит в поиске и нахождении взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы народа и человечества в целом и требуют международного реагирования на сбои в демографической, сырьевой, космической и иных подобных сферах.

6. Поддержание мирового порядка: состоит в сохранении мира, предотвращении войны, разоружении, ликвидации ядерного оружия, а также сотрудничестве с другими государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и в регулировании международных конфликтов.

7. Интеграция в мировую экономику: состоит в реализации интересов государства в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством интеграции в мировую экономику.

8. Защита интересов России на международной арене.

2. Понятие, признаки и функции государства

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.

Признаки государства:

1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;

2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;

3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;

4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;

5) суверенитет;

6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;

7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;

8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);

9) наличие системы налогов, податей, займов;

10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;

2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);

3) по продолжительности – временные и постоянные;

4) по степени общности – основные и неосновные. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:

1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;

2) организационные – организационно-регламенти-рующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Тема 4. Функции государства

1. Понятие и особенности функций государства

2. Классификация функций государства. Характеристика внутренних и внешних функций.

3. Эволюция функций государства.

4. Формы и методы осуществления государством своих функций.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом.

В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, например, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.

Особенности функций государства заключаются в том, что они:

Во-первых, охватывают его деятельность в целом и ее главные направления, без которых государство не может обойтись (в отличие от функций государственных органов, отражающих отдельные виды государственной деятельности как-то прокурорский надзор, принятие законов, осуществление правосудия и т.д.). Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, и все функции конкретных государственных органов подчиняются общим функциям государства.

Во-вторых, складываются из совокупности однородных сторон его деятельности, сходных по категориям общественных отношений, на которые они воздействуют, носят комплексный, собирательный характер.

В-третьих, функции более предметно отражают сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

В-четвертых, функции государства конкретизируют задачи и цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

В-пятых, они должны соответствовать объективным потребностям развития общества.

В-шестых, реализуются в определенных формах и с использованием разнообразных методов государственной деятельности.

В-седьмых, функции государства подвижны и изменчивы и зависят от очередности задач, встающих пред обществом в ходе исторической эволюции (появляются задачи – возникает функция, решаются – исчезает).

В-восьмых, каждая функция имеет свой объект воздействия и свое содержание (объектом выступает определенная сфера общественной жизни – экономика, культура и т.д., а содержание отражает управленческие действия государства в этой сфере).

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Цель государства — то к чему стремится общество, задачи-средства достижения цели, а функции — это решение стоящих перед государством задач.

Функции характеризуют государство в динамике, а не в статике.

Функции государства обладают следующими признаками:

1) основные, главные направления государственной деятельности

2) функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами

3) функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает государство в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.

Функции государства можно разделить на следующие виды:

· внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести:

-обеспечение народовластия;

-экономическую функцию;

-финансовый контроль;

-социально-культурную функцию;

-охрану прав и свобод граждан;

-обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан;

-экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами;

-функцию налогообложения и взимания налогов и др.

Внешние — на международной арене. К ним можно отнести:

-обеспечение обороны и безопасности;

-интеграции в мировую экономику;

-внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка;

-борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

-сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);

-участие в охране окружающей природной среды и др.

· постоянные и временные.

Постоянные — это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго(всегда).

Временные — это функции, носящие краткосрочный характер.

· основные и неосновные.

Основные — это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством.

Не основные — это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на:

ü законодательные (правотворческие),

ü управленческие,

ü правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.

Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти — законодательной (представительной), исполнительной, судебной, — но, тем не менее, весьма часто используемая в научных и практических целях. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов, вызывает признание. Некоторые авторы указывают, что данная классификация характеризует не функции государства, а функции его органов, либо формы осуществления функций государства.

Добавить комментарий