Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению.
Функции государства – это научные категории, отражающие, каким образом деятельность государства служит достижением целей государства, по каким направлениям развивается повседневная деятельность государства, функции государства.
Цели государства — непрерывное властное управление властными социальными процессами в наиболее важных сферах жизни общества. Для достижения этой цели необходимо последовательное решение ряда возникающих перед государством задач (этапы достижения цели). Решения этих задач достигаются в процессе осуществления государством своих функций. Поэтому объективный характер функций государства состоит в том, что в процессе их осуществления реализуются основные потребности государства и достигается его цель.
Функции государства – это основные направления воздействия государства на общественные отношения. Функции государства необходимо отличать от задач государства. Функция выступает средством решения задач.
Принципы государства – это требования, которые должны подчиняться ряду функций государства, функциями государства являются направления повседневной деятельности не государства в целом, а только его отдельных элементов, т.е. органов.
Признаки функций государства:
— Функции государства представляют собой систему воздействия государства на общественные отношения, функции государства охватывают объем деятельности государства.
— В функциях государства проявляется сущность государства в данной исторической обстановке.
— Функции государства практически реализуются в повседневной деятельности органов государства.
— Каждая функция государства – устойчиво сложившееся по предметному признаку направление деятельности.
— Функции государства реализуются по средствам специальных методов и в определенных формах.
— Функции государства объективно заданы целью и задачами государства.
— В процессе исторического развития государства его функции также развиваются.
Классификация функций государства: объектный, содержательный, ценностный, временной критерии.
Существует 4 критерия классификации функций государства:
1) объективный критерий — по специфике воздействия, по той сфере общественной жизни, на которую воздействует данная функция:
1. Внутренние функции — направление воздействия государства на общественные отношения внутри страны:
— управление объектами государственной собственности;
— управление системами здравоохранения4
— управление развитием науки, образования и т.д.
2. Внешние функции — направление воздействия государства на сферу международных отношений. Осуществляется государством в сотрудничестве с другими государствами и международными организациями
— оборона страны;
— борьба с международным терроризмом4
— участие в международных организациях и т.д.
2) Содержательный критерий — по видам деятельности государства, по содержанию государственного воздействия:
1. Политические — связаны с формированием и осуществлением политической власти в данном сообществе и внешнеполитическими отношениями.
2. Экономические — формирование экономического строя общества, накопление и распределение материальных ресурсов.
3. Социальные — формирование социальной политики государства, решение задач повышения социального статуса граждан, решение национальных вопросов.
4. Духовные — развитие науки, образования, искусства, решение идеологических задач.
5. Правовые — регулирование людей юридическими средствами, создание и применение права, охраны прав и свобод личности.
6. Экологические — обеспечение экологической безопасности
3) Временной критерий — по времени действия данной функции:
1. Постоянные функции — длящиеся на всем протяжении времени существования государства.
2. Временные функции — направленные на решение временных задач государства, имеющих особую важность.
4) Ценностный критерий — по важность данной функции государства:
1. Основные — наиболее общие, важнейшие направления деятельность государства по решению стратегических задач, стоящих перед обществом
— экономическая;
— социальная;
— духовная;
— политическая;
— правовая и т.д.
2. Неосновные — направления деятельности государства в узкой сфере (тактических задач):
— финансирование деятельности государства;
— управления системой здравоохранения;
— защита и охрана исторического, духовного наследия и официальной идеологии и т.д.
Внутренние функции государства: понятие, значение, классификация.
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
1. Политическая:
— система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия;
— содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия.
Это предполагает:
— реализацию волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества) и в иных государственных решениях;
— обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;
— создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;
— официальное представительство общества;
— защита конституционного строя, реализуемая специальными органами (КС), а также народом;
— по существу, является ключевой функцией, т.к. создает условия для эффективного выполнения других функций.
2. Экономическая:
Зависит от того, в каких условиях она осуществляется:
— распределительной экономики: господство государственной собственности, государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределение ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой;
— рыночной экономики: рыночные отношения, свобода предпринимательской деятельности, многообразие и равенство всех форм собственности, добросовестная конкуренция; экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства.
Вмешательство государства в сферу экономики сокращается и сводится к:
— выработка экономической политики в масштабах всего общества.4
— управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;
— установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер ля пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма) и охрана прав потребителя от недобросовестного производителя.
В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой экономикой применяется планирование, которое:
— не носит жесткого характера;
— основано на использовании рыночных методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и т.д.);
— имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей;
— сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.
3. Социальная:
— её содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных;
— назначение: обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении данного благополучия;
— социальная защита нуждающихся в государственной материальной помощи;
— снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства;
— обеспечение прав каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием их требованиям гигиены, социального обеспечения и страхования.
4. Духовная — обеспечивает культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создает условия для их участия в культурной жизни общества, пользование соответствующими учреждениями и достижениями. Её содержание составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, науки, театра, кино, СМИ, музыки и т.д.
5. Правовая.
6. Экологическая — связана с обострением экологической ситуации в мире. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природоиспользования. Государство берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.
Иногда некоторые правоведы выделяют такие функции, как:
7. Налогообложения и финансового контроля — состоит в формировании и пополнении казны за счет всех видов налогов, а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.
8. Охраны прав и свобод человека и гражданина — деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, связанная с гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности.
9. Культурная — обеспечивает культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создает условия для их участия в культурной жизни общества, пользование соответствующими учреждениями и достижениями. Её содержание составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, науки, театра, кино, СМИ, музыки и т.д.
10. Охраны правопорядка.
Внешние функции государства: понятие, значение, классификация.
Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимосвязанным.
1. Оборона страны: базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам страны вооруженных конфликтов.
Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной доктрины, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т.д.
2. Участие в международных организациях.
3. Обеспечение территориальной целостности.
4. Борьба с международным терроризмом.
5. Сотрудничество с другими государствами в сфере решения глобальных проблем: состоит в поиске и нахождении взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы народа и человечества в целом и требуют международного реагирования на сбои в демографической, сырьевой, космической и иных подобных сферах.
6. Поддержание мирового порядка: состоит в сохранении мира, предотвращении войны, разоружении, ликвидации ядерного оружия, а также сотрудничестве с другими государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и в регулировании международных конфликтов.
7. Интеграция в мировую экономику: состоит в реализации интересов государства в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством интеграции в мировую экономику.
8. Защита интересов России на международной арене.
2. Понятие, признаки и функции государства
Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.
Признаки государства:
1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;
2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;
3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;
4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;
5) суверенитет;
6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;
7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;
8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);
9) наличие системы налогов, податей, займов;
10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:
1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;
2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);
3) по продолжительности – временные и постоянные;
4) по степени общности – основные и неосновные. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:
1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;
2) организационные – организационно-регламенти-рующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Тема 4. Функции государства
1. Понятие и особенности функций государства
2. Классификация функций государства. Характеристика внутренних и внешних функций.
3. Эволюция функций государства.
4. Формы и методы осуществления государством своих функций.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом.
В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, например, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.
Особенности функций государства заключаются в том, что они:
Во-первых, охватывают его деятельность в целом и ее главные направления, без которых государство не может обойтись (в отличие от функций государственных органов, отражающих отдельные виды государственной деятельности как-то прокурорский надзор, принятие законов, осуществление правосудия и т.д.). Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, и все функции конкретных государственных органов подчиняются общим функциям государства.
Во-вторых, складываются из совокупности однородных сторон его деятельности, сходных по категориям общественных отношений, на которые они воздействуют, носят комплексный, собирательный характер.
В-третьих, функции более предметно отражают сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
В-четвертых, функции государства конкретизируют задачи и цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
В-пятых, они должны соответствовать объективным потребностям развития общества.
В-шестых, реализуются в определенных формах и с использованием разнообразных методов государственной деятельности.
В-седьмых, функции государства подвижны и изменчивы и зависят от очередности задач, встающих пред обществом в ходе исторической эволюции (появляются задачи – возникает функция, решаются – исчезает).
В-восьмых, каждая функция имеет свой объект воздействия и свое содержание (объектом выступает определенная сфера общественной жизни – экономика, культура и т.д., а содержание отражает управленческие действия государства в этой сфере).
Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Цель государства — то к чему стремится общество, задачи-средства достижения цели, а функции — это решение стоящих перед государством задач.
Функции характеризуют государство в динамике, а не в статике.
Функции государства обладают следующими признаками:
1) основные, главные направления государственной деятельности
2) функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами
3) функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает государство в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.
Функции государства можно разделить на следующие виды:
· внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести:
-обеспечение народовластия;
-экономическую функцию;
-финансовый контроль;
-социально-культурную функцию;
-охрану прав и свобод граждан;
-обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан;
-экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами;
-функцию налогообложения и взимания налогов и др.
Внешние — на международной арене. К ним можно отнести:
-обеспечение обороны и безопасности;
-интеграции в мировую экономику;
-внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка;
-борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;
-сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);
-участие в охране окружающей природной среды и др.
· постоянные и временные.
Постоянные — это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго(всегда).
Временные — это функции, носящие краткосрочный характер.
· основные и неосновные.
Основные — это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством.
Не основные — это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.
К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на:
ü законодательные (правотворческие),
ü управленческие,
ü правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти — законодательной (представительной), исполнительной, судебной, — но, тем не менее, весьма часто используемая в научных и практических целях. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов, вызывает признание. Некоторые авторы указывают, что данная классификация характеризует не функции государства, а функции его органов, либо формы осуществления функций государства.