Признаки объективного права

12345678910

Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами.

ТГП, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, эконом.теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.

С помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. Научное познание государства и права требует использования философских положений об общих законах развития природы, общества и мышления.

ТГП весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и ответственность и т.д.

В свою очередь, ТГП дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений.

Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), ТГП рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).

Между ТГП и эконом.теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия — общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные — гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.

В системе юридических наук ТГП занимает особое место.

По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая категория.

1) изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

2)ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

3) играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

Вместе с тем ТГП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.

Понятие и признаки права. Объективное и субъективное в праве

Право — это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.

Признаки права – это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:

1. Нормативность.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует непрерывно (постоянно) вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы.

2. Общеобязательность (императивность). Право регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Все субъекты без исключения (в т.ч. и государство) должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. Право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм.

3. Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо.

4. Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника: четкость, ясность, недвусмысленность изложения. Законы должны быть понятны каждому.

5. Государственная природа. Право непосредственно исходит от государства. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

6. Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его, право охраняется и гарантируется государством.

7. Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм — организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Право – явление и объективное, и субъективное, однако объективное в нем преобладает. Объективное в праве:

1) оно возникло под воздействием объективно обусловленных потребностей сформировавшегося человеческого общества в установлении единых для всех без исключения справедливых правил поведения;

2) в объективной необходимости обязательно проводить в жизнь эти правила;

3) в неизбежности отражения в выработанных всеобщих правилах объективных законов, действующих в регулируемых сферах;

4) в наличии у права собственных объективных законов его возникновения, развития и функционирования.

Право объективно и по своему источнику, и по своей сущности, и по своим тенденциям. В силу объективности права его невозможно отменить по чьему-то волеизъявлению.

Право субъективно, потому что:

1) оно создается людьми, их сознательной деятельностью, по их воле

2) осуществляется, проводится в жизнь также сознательно.

С.С.Алексеев:»Субъективное право – право в субъективном смысле, — юридическая дозволенность поведения для конкретного субъекта;

объективное право – право в объективном смысле — нормативный критерий юридически дозволенного и недозволенного (римское право, право Финляндии, российское право, гражданское право)».

Объективное право – это право вообще, его сущность, принципы, предписания, провозглашаемые им права и свободы как возможность их использования соответствующими субъектами; это то, что образовано, что существует как объективная реальность, не зависящая от конкретного субъекта.

Субъективное право – это право конкретного лица достигать своего права, т. е. определенного блага или удовлетворения своего законного интереса (например, право быть избранным) Создается субъективное право, как правило, непосредственной деятельностью конкретного субъекта. Таким образом, субъективное право – это юридическая возможность конкретного субъекта

3. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Правовая система государства – это большое количество нормативно‑правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения.

Виды систематизации:

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют следующие виды кодификации:

– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой‑либо отрасли или подотрасли права);

– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

3. Консолидация –систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.Консолидированными называются законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержание и не стремясь к единой логической конструкции (хар-но для английского права).

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отно-шений.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности права:

1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии

и т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.


Существуют такие концепции, которые образовались совсем недавно и являются наиболее современным отображением взглядов людей о праве. Далее речь пойдет именно об этих теориях

Согласно теории «возрожденного естественного права” (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, «естественному праву”, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит «естественному праву”. Как и в естественно-правовой доктрине, здесь проводится идея, что позитивное право должно соответствовать высшей справедливости, «естественному праву”.

В рамках теории «возрождения естественного права” выделяются два основных направления — неотомистская теория права и «светские” концепции естественного права.

Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом, управляющим миром.

Неотомизм — по существу новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, т.е. установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

Неопозитивизм — направление современной юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, открывая тем самым нормативные установления от существующих правовых норм с формальной точки зрения, т.е. с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно, поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

«Светская” доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для теории естественного права характерным является признание в качестве основы «правильного”, «законного” права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.1

Вывод: Существует огромное количество различных правовых учений, каждое из которых уникально в вопросе рассмотрения сущности права. Все эти концепции являются составленными моделями практического воплощения представлений о сущности права. При этом очень важно не забывать о том, что все эти школы развиваются,а не стоят на месте, происходит модификация представлений о сущности права. Очень важным является то, что на этих концепциях нельзя зацикливаться, все они развиваются, а новые тенденции в развитии права приводят к появлению новых учений о сущности права.

Новому Времени свойственен гораздо больший радикализм правовых взглядов. Это обусловлено тем, что общество встало на демократические рельсы, свободы открыли широкое пространство для мысли. Именно период Нового Времени и Эпохи Возрождения принес наибольшее количество правовых концепций и теорий. Понятия о сущности права стали наполнены гораздо большим содержанием, чем наполнялись ранее.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические преце-денты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектрм, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

право — явление сложное, многогранное, имеющее разнообразное понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рам­ках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.).

Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Однако и в этом юридическом значении термин «право» использу­ется по-разному, ибо есть право субъективное и объективное.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны­ми правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Объективное право (или собственно право) — это система общеобя­зательных, формально определенных юридических норм, устанавливае­мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирова­ние общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юри­дические возможности, которые возникают на основе и в пределах пра­ва объективного. Вместе с тем следует не забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рож­дения, и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на субъективное и объективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников обществен­ных отношений.

Право (в этом сугубо юридическом и объективном смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные инте­ресы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых госу­дарством, и направленных на урегулирование общественных отноше­ний.

Признаками права можно назвать следующие.

1) Волевой характер права. Воля — это активность лица, направленная на удовлетворение потребностей, это сознательно обусловленное состояние индивида, выраженное в целенаправленном поведении. Воля отражает интересы человека, которые определяют направленность воли, ее содержание. Воля пронизывает всю деятельность личности, в том числе и деятельность юридическую. Право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а, прежде всего, государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества.

2) Общеобязательность права. В этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может, и что все принимаемые нормы права распространяются на значительный круг субъектов. Право в большинстве своем содержит в себе не просто рекомендации и просьбы, а достаточно жест­кие требования, обращенные ко всем либо большому кругу субъектов. Вместе с тем степень общеобязательности может быть разной у разных законов и подзаконных актов. Одно дело Уголовный кодекс РФ, который действует в отношении всех граждан, другое дело, например, Закон о прокуратуре, который распространяется только на соответствующих работников прокуратуры.

3) Нормативность означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений и действующих непрерывно (постоянно), то есть вплоть до отмены или изменения. Например, норма Конституции РФ, гарантирующая право на получение квалифицированной юридической помощи, вступает в действие всякий раз, когда тот или иной человек не может без вмешательства юристов-профессионалов решить свои жизненные проблемы.

4) Связь с государством демонстрирует, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого су­ществует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. п. С другой стороны, само государство не может существовать без права, ибо именно через него оно только и способно проводить ту или иную политику.

5) Формальная определенность характеризуетправо как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру. Определенность проявляется в точности воплощения модели по­ведения субъектов, четкости проведения границ правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Формальность же есть доку­ментальное закрепление содержания права в различных его источниках: законах, указах, нормативных договорах. Другими словами, право имеет внешне выраженную письменную форму, оно обязательно должно быть объективировано, воплощено вовне. Отсюда и необходимо при реше­нии юридических дел ссылаться на права и обязанности, установленные в конкретной статье конкретного закона или подзаконного акта, например ГК РФ.

Системность означает, что право — не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая часть его имеет свое место и игра­ет свою роль. Право — сложное социальное образование, элементы ко­торого связаны друг с другом, находятся во взаимодействии. В частности, в нем органически соединены различные отрасли и институты, объективное и субъективное право и т. д

Добавить комментарий