Признаки органа исполнительной власти

Орган исполнительной власти – это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.

В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:

— объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum — организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;

— субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти.

К числу этих признаков относятся:

— официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;

— осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;

— возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;

— наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;

— органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;

— контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;

— состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;

— обладают возможностью применять меры административного принуждения.

Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.

Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:

— официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);

— компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;

— функции, цели и задачи деятельности;

— формы и методы деятельности;

— положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;

— порядок образования, реорганизации и управления.

Внутренняя форма показывает: устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.

К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.

С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.

Таким образом, орган исполнительной власти — это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д.

В учебной литературе их принято классифицировать:

1) по основаниям образования:

— образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);

— создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

2) по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:

— федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);

— региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);

— органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

3) по порядку образования:

— избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);

— образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

4) по объему и характеру компетенции:

— органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);

— органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

— органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

— органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

— органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;

5) по организационно-правовой форме:

— правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

6) по порядку принятия решений:

— единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

— коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);

7) по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

— основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);

— вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Вспомогательные органы действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовят по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.

Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.

Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

Признаки органа исполнительной власти:

• является государственным учреждением;

• вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);

• наделен полномочиями государственно-властного характера;

• решает задачи, определенные государством;

• обладает соответствующей компетенцией;

• деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

• деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);

• осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;

• осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);

• располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;

• обладает внутренней организацией, структурой;

• наделен административной правосубъектностью;

• действует в пределах определенной территории;

• подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

Административная правосубъектность (правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.

Виды:

По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).

По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:

• органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;

• органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;

• органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;

• органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);

• органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.

По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.

По порядку и способу образования – создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.

По порядку разрешения вопросов – единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).

По источнику финансирования – бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Органы исполнительной власти: понятие, признаки, виды

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Органы исполнительной власти: понятие, признаки, виды

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Органы исполнительной власти: понятие, признаки, виды

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

УДК 34

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

№12, 24.04.2018

Юридические науки

Андрианова Кристина Алексеевна

Ключевые слова: ГОСУДАРСТВО; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ДВОЙНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ; ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ; ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ; STATE; EXECUTIVE BRANCH; EXECUTIVE AUTHORITIES; STATE MANAGEMENT; DUAL REPORTING LINE; AREAS OF FEDERAL RESPONSIBILITY; AREAS OF SUBJECT RESPONSIBILITIES.

Аннотация: Статья посвящена комплексному исследованию особенностей и ролей органов исполнительной власти. На основе анализа структур органов исполнительной власти, в статье выявлены основные проблемы работы данных органов, а также предложены пути их решения. Государство часто претерпевает различные изменения, но, как мы все знаем, органы исполнительной власти — это основные каналы осуществления государственного управления. Если органы исполнительной власти работают неэффективно, то на практике государство сталкивается с широким спектром проблем. Проблема, обсуждаемая в статье, наиболее актуальна на сегодняшний день в нашей стране.

Особенности и роль органов исполнительной власти в системе государства играют весомую роль. Государство и его система часто претерпевают разнообразные нововведения и изменения, поэтому вопросы, затрагивающие данную тематику, очень популярны и интересны. Актуальность данного исследования заключается в особых изменениях как самих структур органов исполнительной власти, так и их ролей. Вопросы реорганизации деятельности или её не глобальных изменений часто обсуждаются как в СМИ, так и на уровне государства.

В своей работе я выявила признаки и сущность исполнительной власти, эффективность её деятельности, а также попыталась сформулировать некоторые её недостатки и пути их решения.

Государственное управление осуществляется непосредственно через органы исполнительной власти. Следовательно, исполнительная власть — это независимое единое направление государственное власти, которое постоянно взаимодействует с законодательной и судебной властью. Согласно ст.10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»

В ст.110-117 Конституции РФ описана сущность исполнительной власти. С одной стороны, сущностью исполнительной власти является практическая реализация законов, а с другой стороны — государственное управление, основывающееся на принципе законности, которое реализуется на практике в соответствии с компетенцией органа, выполняя общие и специальные управленческие функции.

Исполнительная власть имеет свои отличительные признаки. Основными являются:
1. существование государства;
2. принцип разделения властей;
3. единый вид государственной власти;
4. управление через органы исполнительной власти;
5. исполнительная власть ответственна за принимаемые решения и действия.

Исполнительная власть — это фундамент правового государства, потому что она выполняет различные и необходимые для государства функции, а также наделена определенными обязанностями.

Исполнительная власть реализуется на практике через органы исполнительной власти, которые в свою очередь являются органами управления, специально-сформированы, имеют свои специальные полномочия, но не относятся ни к органам законодательной, ни к органам судебной власти. Из Конституции РФ и других законодательных актов, где распределяются предметы ведения и полномочия органов исполнительной власти, вытекает данная особенность.

В современной системе органов исполнительной власти присутствует принцип «двойного подчинения», отражающийся в разграничении ведения Федерации и её субъектов. Данный принцип неразрывно связан с признаком единства системы исполнительной власти, но нигде в законодательстве нашей страны не упомянут этот принцип. Однако, в доктрине административного права считается, что принцип «двойного подчинения» следует из части 2 статьи 77 Конституции РФ. Ст.77 Конституции РФ: «…В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.»

«Двойное подчинение» базируется на том, что органов исполнительной власти подразделяются на 2 подсистемы: федеральные и региональные, но некоторая часть вопросов их ведения совпадает, что влечет и к совпадению целей, а значит действия органов исполнительной власти должны быть точно скоординированы, во избежание повторения поставленных задач. Повторение поставленных задач разными органами ведет к неэффективности их работы, а также истощению ресурсов. Все эти факторы негативно сказываются на работе государства в целом, подрывают стабильность его развития.

Правовые статусы органов исполнительной власти в субъектах РФ единообразно не оформлены, что ведет к несогласованности и разобщенности действий федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Рассмотрим данную проблемы на примере Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Данное Министерство не имеет право осуществлять функции по надзору и контролю, однако такие функции вправе осуществлять Министерство здравоохранения Московской области.

Исходя из «Положения о Министерстве здравоохранения Московской области», утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 № 790/28, Министерство Московской области имеет право осуществлять контрольные функции над государственными учреждениями здравоохранения Московской области, а также занимаются контролем соблюдения стандартов качества оказания медицинской помощи.

Для более широкого анализа возьмем еще один субъект и рассмотрим функции Министерства здравоохранения, находящегося на его территории. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Пермского края: «Осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность…», то есть Министерство в данном субъекте имеет право на контроль за ценами на лекарственные препараты.

Как мы видим, на примере заметна несогласованность правовых статусов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть органы исполнительной власти субъектов имеют в какой-то степени большую самостоятельность, чем федеральные органы, что с одной стороны хорошо, но с другой, единство и системность определяют иерархию работы органов, что упрощает жизнь как государству, так и гражданам.

Для достижения высокого уровня управляемости страной с учетом непростого механизма административно-территориального устройства Российской Федерации создание единой системы исполнительной власти. Данная система должна учитывать разграничение предметов ведения федерации и субъектов, содержать единые критерии разграничения органов и их полномочий, а также установить соответствующие правовые статусы органов исполнительной власти.

На мой взгляд, решение данной проблемы есть. Одним из вариантов может быть установление трехступенчатой системы органов исполнительной власти в субъектах, которая бы включала в себя министерства, службы, агентства, идентичные с федеральными органами исполнительной власти.

Я предлагаю дать федеральным органам больше контроля, а органам субъектов меньше самостоятельности. Тем самым, рассматривая мой пример, было бы логично увеличить полномочия Министерства здравоохранения Москвы, то есть дать возможность конечного контроля и надзора, но не забирать данные полномочия у органов субъекта. В том числе при реализации проектов в области государственно-частного партнерства.

Данная систему упростит организацию работы не только на территории субъектов, но и во всей стране, но самое главное облегчит взаимодействие федеральных органов с органами субъектов. Правильно разграниченные полномочия залог стабильного и успешного развития государственного управления, а в следствие этого и государева в целом. Я считаю, что контрольными функциями должны обладать федеральными органами, а не как в рассмотренном мной случае исполнительные органы субъектов. Субъекты должны и могут иметь самостоятельность, но не в разграничение полномочий органов исполнительной власти субъектов.

Я понимаю, что мое предложение требует серьезного пересмотра системы управления, ужесточения разграничения полномочий органов исполнительной власти субъектов, а также больших усилий и затрат. Но, как мне кажется, несмотря на затраты данный вопрос является одним из самых важных в настоящее время, он требует каких-либо решений. Россия на современном этапе развития в какой-то степени страдает именно от неоднозначности распределения функций и полномочий в органах исполнительной власти. В следствие этого, многие решения, нововведения или изменения занимают огромного количества времени, средств и человеческих сил, но в итоге ничего не выходит. Грамотно и эффективно организованная система органов исполнительной власти характеризует уровень развития государства, а также его место в современном мире.

Еще одной немаловажной причиной является отказ от вертикального единства государственной власти. На мой взгляд, в такой огромной и настолько разной стране, как наша, совсем неплохо имеет единую систему органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти непосредственно организуют нормальную работу государства, а также реализуют его потенциала на практике. Единая система государственной власти часто ассоциируется с жесткой директивной системой и полным контролем, но это ведь совсем не так. Единая система государственной власти может быть организована по-разному, мы можем организовать однотипные структуры для всех субъектов, но это не обозначает, что субъекты потеряют свою самостоятельность. Мы введем единые стандарты на функционирование и разграничения полномочий, но не ограничим самостоятельность субъектов полностью.

Для реализации потенциала на мировой арене необходима эффективно работающая система органов государственной власти. Дезорганизованная система приведет только к разобщенности, хаосу и полнейшему спаду развития нашей страны.

В заключение, хотелось бы подвести итог и сказать, что органы исполнительной власти — это залог жизнедеятельности государства. Каждый отдельный орган исполнительной власти— это клетка большого и сложного организма, который нуждается в постоянной поддержке и работе каждой из его клеток. Если хотя бы одна из них начинает работать неправильно, разрушается весь организм. Давайте не дадим разрушить наш организм, а просто о нем позаботимся и оживим его с целью его дальнейшего процветания.

Список литературы

  1. Ахметшин Э.М. Развитие государственного финансового контроля в России // Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. 2015. С. 86-89.
  2. Игитян М.Ю., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов – М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 520 с.
  3. Камолов С.Г., Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Институт административной ответственности Москва: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. — 208 с.
  4. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  5. Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.
  6. Павлюк А.В., Камолов С.Г., Игитян М.Ю. Терминологический справочник по электронному правительству. — М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 48 с.
  7. Положение о Министерстве здравоохранения Пермского края. Утверждено Постановлением Правительства края от 24.07.2006 N 4-п// Собрание законодательства Пермского края № 10, 19.10.2006
  8. Российский Б.В., Старилов Ю.Н.: «Административное право». 4-е издание, пересмотренное и дополненное. Издательство НОРМА, Москва, 2009, 905 с.

Государство представляет собой сложную социальную систему. И хотя сам термин – это юридическая абстракция, тем не менее, все мы чувствуем, видим и знаем, что оно есть, что оно постоянно функционирует и развивается.

Важнейшим условием существования любого государства является публичная власть, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации принадлежит народу и осуществляется государственными органами, составляющими аппарат государственного управления. Эти органы выступают главными исполнителями функций государства, обеспечивая как его устойчивость, так и приспособление к постоянно меняющимся условиям политического, экономического и социального развития.

Система государственных органов построена на началах разделения властей. В рамках административного права нас в наибольшей степени интересует именно исполнительная ветвь власти.

Исполнительная власть – это относительно самостоятельная (в функционально-компетенционном смысле) ветвь единой государственной власти, занимающаяся правоприменительной и правотворческой деятельностью, содержанием которой является непосредственная повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства.

При этом правоприменение может носить как позитивный, (предоставление прав), так и негативный (принудительный) характер. Этим исполнительная власть отличается от судебной. От законодательной исполнительная власть отличается тем, что ОИВ также могут осуществлять правотворческую деятельность, но она будет иметь подзаконный характер.

Значимость этой ветви власти подтверждается тем, что в ее распоряжении находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти, а именно: финансы, коммуникации (транспорт и связь), армия, милиция, служба внутренней и внешней безопасности государства, учреждения исполнения наказаний и т.д.

Орган исполнительной власти – структурное подразделение государственно-властного механизма, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Признаки органа исполнительной власти:

1. Функционирует на уровне Российской Федерации, ее субъектов. В Конституции РФ не содержится норм, определяющих, какие именно государственные органы являются субъектами исполнительной власти. Ст. 110 Конституции РФ закрепила, что исполнительную власть в стране осуществляет только Правительство РФ. Но фактически, кроме Правительства РФ существует большое количество иных ОИВ. Единого федерального закона о порядке организации и деятельности исполнительной власти в государстве не существует. В настоящее время система и структура органов исполнительной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ определяется различными нормативными правовыми актами, в том числе подзаконного характера.

2. ОИВ – составная часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления различными сферами общественной жизни.

3. ОИВ являются носителями определенного объема государственно- властных полномочий. Эти полномочия выражаются прежде всего в издании правовых актов в пределах своей компетенции и в обеспечении их исполнения при помощи имеющихся в распоряжении данного органа средств, включая принуждение.

4. ОИВ рассматриваются как юридические лица и, следовательно, должны руководствоваться не только административным и финансовым законодательством, но и гражданским законодательством при реализации функций юридического лица.

5. ОИВ – разновидность государственных организаций, в число которых входят также государственные учреждения и предприятия, но последние не являются носителями государственно-властных полномочий, поскольку представляют собой не органы государства, а трудовые коллективы, основным назначением деятельности которых является создание материальных ценностей, оказание услуг населению или осуществление социальных функций.

6. ОИВ имеют свою внутреннюю структуру, штаты (совокупность государственных должностей), между которыми распределяются обязанности и ответственность за выполнение определенных функций. При этом сердцевину штатной характеристики ОИВ составляют государственные служащие.

7. ОИВ обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией. Круг полномочий каждого органа регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами (Конституция РФ или субъектов РФ, уставы субъектов РФ, федеральное и региональное законодательство, а также положения об ОИВ, утвержденные Президентом РФ или Правительством РФ).

8. Каждый ОИВ имеет определенный территориальный масштаб деятельности, учитывающий федеративное устройство РФ.

9. Образование, реорганизация и ликвидация ОИВ осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством РФ и ее субъектов, Президентом РФ, высшими должностными лицами субъектов РФ.

Итак, орган исполнительной власти – это составная часть государственного аппарата, представляющая собой организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции решает задачи, стоящие перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого полномочиями государственно-властного характера.

Добавить комментарий