Признаки политической системы

ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Любая система представляет собой упорядоченную совокупность (единство) взаимосвязанных элементов. Примером одной из сложнейших систем является само человеческое общество. С философской точки зрения общественную систему образуют ряд подсистем: политическая, экономическая, духовная и т.п. Наиболее значимой для теории государства и права подсистемой является политическая подсистема, которая, в свою очередь также может рассматриваться в качестве самостоятельной совокупности взаимосвязанных элементов.

Под политической системой общества принято понимать совокупность упорядоченных институтов и норм, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система имеет ряд характерных черт (признаков):

во-первых, посредством нее осуществляется политическая власть;

во-вторых, она зависит от уровня развития общества, существующего политического режима, социально-экономической структуры общества;

в-третьих, обладает относительной самостоятельностью.

Любая, в том числе социальная система имеет свое внутреннее строение – структуру. Исследовав структуру политической системы общества можно выделить четыре среза (уровня), раскрывающих ее внутреннее строение: институциональный, регулятивный, духовный и коммуникативный.

Институциональный срез (уровень, подсистема) политической системы представляет собой совокупность организационно оформленных элементов (институтов), к которым относятся: государство, политические партии, местное самоуправление, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации.

Таким институтам, как государство, политические партии, общественные объединения посвящены самостоятельные параграфы рассматриваемой темы. Вместе с тем, отдельного рассмотрения заслуживают также институты местного самоуправления и средств массовой информации.

В отличие от государственного управления, предполагающего наличие управляющей и управляемой системы, самоуправление — это одна система, в которой управляющий и управляемый субъекты сочетаются в одном лице. Рассматривая местное самоуправление как саморегулируемую систему, следует признать, что по отношению к субъектам, не являющимся элементами этой системы, она выступает регулирующей или регулируемой системой. Саморегуляция системы местного самоуправления не исключает воздействия внутри этой системы одного управляющего субъекта на другого управляемого субъекта, но вся особенность этого управления заключается в том, что сами правила и условия управления определяются управляющим и управляемым субъектами совместно, без непосредственного участия государства, и по вопросам управления эти субъекты являются одновременно и управляющими и управляемыми субъектами. Так, например, населением муниципального образования, которым управляют органы местного самоуправления, могут быть использованы обратные формы воздействия на эти органы в виде референдума, выборов, отзыва, требования отчета о своей деятельности и другие, при помощи которых население может изменять формы, условия и содержание управления им этими органами. Однако все это не исключает воздействия органов местного самоуправления на свое население в ином, государственном качестве, то есть когда эти органы осуществляют делегированные им государственные полномочия.

Непременным условием для самоидентификации системы местного самоуправления является наличие у нее своей собственной сферы проявления. Как известно, сфера государственного проявления выражается в правовых нормах. Это значит, что местное самоуправление должно иметь в рамках правовых норм, установленных государством, свою собственную нишу, заполняемую в режиме саморегулирования. Вполне очевидно, что местное самоуправление не может проявляться вне рамок правового поля государства, но и пределы государственного регулирования общественных отношений не бесконечны; внедрение государственных правовых норм в те сферы общественной жизни, которые могут поддерживаться в необходимом состоянии на основе саморегулирования, или излишняя детализация правоотношений приведут к «девальвации» правовых норм, установленных государством.

Следует отметить, что государство в силу статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» санкционировало принятие непосредственно населением и органами местного самоуправления правовых норм, которые так же, как и правовые нормы, принятые государственными органами, имеют общеобязательный характер и обеспечиваются принудительной силой государства. Правотворческой практике советского периода известно, когда такими правами наделялись отдельные общественные организации, которые от этого не становились структурными образованиями государственного аппарата. В этой связи и органы местного самоуправления также нельзя считать автономными элементами системы государственной власти.

Касаясь содержательного аспекта местного самоуправления с целью выделения его предмета регулирования, необходимо вновь обратиться к уже упомянутому Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где в статье 6 перечислены предметы ведения местного самоуправления. Но сами по себе направления деятельности местного самоуправления еще не дают ответа на вопрос о том, чем конкретно должны заниматься муниципальные органы власти, например, в сфере образования, здравоохранения, наведения общественного порядка, — ведь решение этих вопросов входит в задачу государства и имеет, соответственно, региональный и федеральный уровень их исполнения. Получается, что эти вопросы находятся в совместной компетенции государственных органов и органов местного самоуправления. Более того, даже такие направления деятельности, как комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, регулирование планировки и застройки его территории и другие, которые имеют строго территориальный, местный колорит, не могут находиться вне государственных интересов, поскольку касаются правового положения и условий жизни людей.

Однако нельзя отрицать, что в любом демократическом государстве наряду с государственными интересами существуют отдельные, самостоятельные интересы общества. В данном случае интересы населения — это интересы части общества, объединенные территорией места проживания (города, поселка, района и т.п.). Сопоставляя интересы населения какого-либо муниципального образования и интересы государства, можно найти случаи как совпадения, так и несовпадения этих интересов.

Существование местного самоуправления как особой, негосударственной власти оправдывается лишь при условии наличия специфических, приоритетных по отношению к государственным интересам интересов населения определенной административно-территориальной единицы. Как отмечают в литературе местное самоуправление должно распространяться до тех пределов, пока интересы жителей будут приоритетны перед государственными, и они могут осуществлять непосредственный контроль решений и процессов управления. Все другое — завуалированная форма государственной власти.

Средства массовой информации (СМИ) – многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.

СМИ являются одним из основных инструментов коммуникации (которую можно также понимать в качестве синонима «информации»), в том числе политической коммуникации, под которой понимают «процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой, а также между политической и социальной системами». При этом политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации.

В современных исследованиях политическая коммуникация рассматривается как важнейший компонент и неотъемлемая составная часть политической системы общества, которая устанавливает связи между институтами политической системы. Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. В связи с этим, в частности, К. Дойч рассматривал политическую систему как систему производства и воспроизводства информации по преимуществу. Информация — это структурированные отношения между событиями. Коммуникация — передача таких структурированных отношений. Каналы — пути передачи информации. Коммуникационные процессы имеют ключевое значение для функционирования политических структур, хотя жизнедеятельность последних не сводится к ним.

Политическая коммуникация имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.

Таким образом, политическую коммуникацию можно охарактеризовать как информационно-пропагандистскую деятельность социальных субъектов по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение образа мыслей и действий других социальных субъектов.

По мере технологического развития средств передачи информации претерпевает определенные изменения и система политической коммуникации, а следовательно — политическая система как таковая. Это связано со спецификой современного общества, в котором передаваемая посредством СМИ информация приобретает особую роль. Сегодня многие исследователи, рассматривают информацию как «важнейший источник власти». Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы.

«Информатизация» и «медиатизации» социальной жизни и политики фактически означают изменение роли СМИ, которые становятся «системообразующим элементом политики», приобретают в ней новый институциональный статус, постепенно теряя прежнюю роль — просто средства, инструмента. Фактически, в современном обществе происходит своего рода информационный метаболизм, основу которого составляют функциональные информационные системы, то есть динамические, саморегулирующиеся системы, деятельность которых направлена на поддержание динамического равновесия в обществе. Идеологическая сущность таких систем состоит в том, что они занимают промежуточное положение между государством и обществом, тем самым обеспечивая гармоническое единство политической системы и легитимность политического механизма.

Исходя из своего коммуникативного потенциала СМИ могут быть охарактеризованы как особая подсистема (институт) социально-политического целого, обладающая исключительной важностью: они являются одновременно и пронизывающим все общество каналом информационного обмена, и циркулирующей по этому каналу жидкостью (информацией). В этом отношении их роль подобна роли денег в экономике (универсальные посредники). С другой стороны, они играют активную роль, и в этом отношении могут быть уподоблены политическому действию как таковому.

Учитывая сказанное, СМИ можно рассматривать как элемент политической системы, одновременно, в рамках как институционального, так и коммуникативного среза.

Регулятивный срез (уровень, подсистема) политической системы общества объединяет политические нормы, устанавливающие порядок взаимодействия политических институтов общества.

Большинство политических норм в силу своей значимости носят правовой характер, то есть закреплены в действующих в обществе источниках права. Наиболее важные принципы организации и функционирования политический системы закрепляются в конституции государства.

Так, статья 3 Конституции Российской Федерации предусматривает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 13 Конституции гарантирует политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом.

Духовный срез (уровень, подсистема) политической системы общества включает политическое сознание и политическую культуру, представляющие собой совокупность знаний, представлений о политико-государственных явлениях, а также отношение к политической власти, ее уважение либо, наоборот, отрицание.

И, наконец, коммуникативный срез (уровень, подсистема) выражается в самих связях между вышеперечисленными элементами: политическими институтами, нормами, политическими сознанием и культурой.

Понятие и признаки политической системы

Определение 1

Политическая система общества является целостной, упорядоченной совокупностью институтов, ролей, процессов, отношений, принципов политической организации общества, которые подчинены кодексу социальных, политических, идеологических, юридических, культурных норм, историческим традициям и установкам политических режимов в конкретном обществе.

Политическая система содержит организацию политической власти, взаимоотношения между государством и обществом, характеризует протекание процессов политики, которые включают институционализацию власти, состояние деятельности политики, уровень политического творчества в общественной сфере, характер политического участия, неинституциональных политических взаимоотношений. Политическая система является одной из частей или подсистем общей общественной системы.

Она взаимно действует с иными ее подсистемами: экономической, социальной, идеологической, правовой, этической, культурной, которые образуют ее окружение в обществе, ее общественные ресурсы наравне с ее природным окружением и природными ресурсами — демографическими, пространственно-территориальными, а также окружением во внешней политике. Серединное положение системы политики в данной структуре ее внутреннего и внешнего окружения задается ведущей регулятивной, организационной, контрольной ролью самой политической сферы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Признаки политической системы 450 руб.
  • Реферат Признаки политической системы 250 руб.
  • Контрольная работа Признаки политической системы 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Политическая система представляется сложным, многогранным явлением. Она захватывает область политических отношений и процессов, обеспечивает единение общества при помощи политической власти.

В самом общем виде роль политической системы определяется как управление делами общества при помощи политической власти. Она призывается обеспечить реальное участие на практике населения в разработке, принятии и реализации социальных, экономических и политических решений. В науке дано большое количество разнообразных понятий политической системы.

Основными признаками политической системы являются:

  • тесная взаимосвязь ее с властью государства, с ее борьбой за эту власть и ее реализацию;
  • отражение политических интересов разнообразных классов, социальных слоев и группировок;
  • присутствие организационных форм отражения политических интересов;
  • регулировкавзаимоотношений между институтами системы политики правовыми, политическими нормами и традициями политики.

Политическая система определяется совокупностью государственных и негосударственных институтов политики, которые выражают политические интересы разнообразных групп социума и обеспечивающих их участие в принятия решений государством в политической сфере. Составная часть политической системы, которая обеспечивает ее функционирование, — политические, правовые нормы и традиции политики.

Функции политической системы общества:

  • обеспеченность политической власти для конкретной группы социума или для большей части членов такого общества;
  • управление разнообразными сферами жизненной деятельности индивидов в интересах конкретных групп социума или большей части населения;
  • мобилизация ресурсов и средств, которые необходимы при достижении таких задач и целей;
  • выделение и представление интересов разнообразных субъектов отношений политики;
  • удовлетворение заинтересованностей разнообразных субъектов отношений политики при помощи раздела духовных и материальных ценностей при соответствии с какими-либо идеалами определенного общества;
  • интеграция общества, воссоздание требуемых условий для взаимного воздействия разнообразных элементов его структуры;
  • легитимизация политической власти

Структура политической системы общества

Политическая система общества является совокупностью взаимно действующих и других институтов социума, которые действуют в границах конкретных норм и принципов, которая служит при помощи реализации власти, управления обществом. В состав политической системы входят: государство; политические партийные ячейки; разного рода общественные объединения, движения.

Политическая система представлена совокупностью государственных и общественных организаций и органов, при помощи которой реализуется государственная власть.

Компонентами политической системы представлены:

  • совокупностью политических соединений;
  • политическими отношениями, складывающимися меж структурными элементами системы;
  • политическими нормами и традициями, регулирующими политическую жизнь страны;
  • политическимосознанием, отражающим идеологические и психологические характеристики системы;
  • политической деятельностью, охватывающей действия определенных людей как представителей или членов политических объединений.

Политическая структура представлена совокупностью политических, государственных организаций, учреждений, институтов и взаимоотношений между ними. Она отражает собой устойчивую, стабильную сторону отношений, установленных между людьми в области политики. Это множество связей в принципе может сводиться, к основным этапам: 1) действия, упорядоченные отношения, которые регулируются правовыми и другими правилами — гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям; 2) организации, учреждения, характеризующиеся постоянностью структуры и участия своих членов, четко выделенными задачами, для осуществления которых они и созданы — органы управления, политические партии.

Замечание 2

Не все учреждения включены в систему политики, а только те, что принимают на себя исполнение ее специфичных функций в обществе. Если учреждение реализует властные функции, применяет механизм принуждения, то это учреждение именуется органом.

В структуре системы политики общества государство представляется объективным важным ее составным элементом на протяженности всей истории общественного развития.

Характеризуя политическую систему, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности, оно было и остается государственной системой, то есть, как и любое государство, обладает такими общими признаками и чертами, как наличие публичной власти, специального аппарата управления и принуждения, суверенитета и т.д.

Отличительными же признаками политической системы являются следующие.

1. Прежде всего, политическая система предполагает существование гражданского общества.

Государство рассматривается как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности гражданского общества путем разрешения общих проблем государственной властью.

Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, имеет своим главным назначением наблюдать за действиями государства, чтобы они не выходили за рамки законности и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство восстановить нарушенные права. Рассматриваемый признак отражается в знаменитом афоризме: «Не человек существует для государства, а государство для человека».

2. Разделение властей.

Теория разделения властей исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти — законода тельная, исполнительная и судебная.

Значение этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не могут выполнять. Законодательная власть принимает законы, исполнительная — обеспечивает их выполнение, судебная — выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов законодательных органов, и членов правительства как частных лиц. Каждая из государственных властей обязана уважать независимость другой власти: законодатель не вправе вмешиваться в функции правительства или давать судье распоряжения; правительство не вправе приостанавливать выполнение законов и вмешиваться в деятельность судебных органов; судья не может привлечь к суду ни законодательный орган, ни правительство.

Признак разделения властей становится жизнеспособным, если он обеспечивается системой сдержек и противовесов.

Например, в США предусмотрены следующие формы воздействия одной ветви власти на другую. Президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь, вето может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта за него проголосуют 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сенат утверждает членов правительства, назначаемых Президентом, и ратифицирует заключенные им международные договоры.

В случае совершения Президентом преступлений Сенат выполняет роль суда в решении вопроса об импичменте. Могущество Сената ослабляется тем, что председателем является вице-президент, который может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль осуществляет Верховный суд США. Подобная система устраняет почву для узурпации полномочий одной власти другой. За более чем 200-летнюю историю США ни разу не возникало серьезной угрозы для подрыва демократической системы управления.

3. Верховенство закона.

Данный признак означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону.

Государство, подчиняясь юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни правовое государство. Любая попытка государственного органа или должностного лица выйти за пределы права и поставить себя над людьми расценивается как правонарушение.

Верховенство закона означает, что государство не вправе издавать законы, противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека.

Наконец, в силу рассматриваемого признака закон обладает высшей юридической силой. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему. Недопустимо подменять закон подзаконными актами и вкладывать в него смысл, который не был предусмотрен законодателем.

4. Реальность прав и свобод граждан.

В правовом государстве права и свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы государством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при которых возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в Конституции.

Реальное обеспечение прав и свобод достигается путем создания механизма их всесторонней защищенности, а также установления гражданской, административной и уголовной ответственности за их нарушение.

Взаимная ответственность государства и личности.

В политической системе, как и в правовом государстве как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность перед гражданами.

Политический и идеологический плюрализм.

Политическая система и политическое общество немыслимо без существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиции.

Функционируя в условиях плюрализма различные социальные силы ведут борьбу за власть цивилизованными мерами. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои политические установки, проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является олицетворением демократизма общества, позволяет каждому члену общества самому решать вопрос о своей приверженности той или иной партии, идеологии.

Кроме названных, существуют и другие признаки и черты правового государства, их достаточно много и они весьма разнообразны (выделяют признак многоукладности экономики, невмешательства государства в экономическую сферу и др.). В совокупности они дают общее представление о сущности, содержании, целях и назначении правового государства.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса.

К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; создание единого, внутренне не противоречивого законодательства; ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.

1. Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей.

Предпосылками создания правового государства в нашей стране являются:

выработка у широких слоев населения навыков и потребности для сознательного участия их в управлении государством;

утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни — общества и государства;

развитие системы самоуправления;

установление прочного правопорядка, законности и конституционности;

утверждение принципов реальной демократии в сфере экономики, культуры, науки и т.д.

2. Создание единого, внутренне не противоречивого законодательства.

В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным спорам.

Кроме того, в настоящее время закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в многочисленных подзаконных, а точнее — ведомственных нормативных актах. Разумеется, возникающие общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для их регулирования недостаточно одного, пусть даже самого авторитетного закона. Они требуют системы взаимосвязанных, детализирующих закон актов.

Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Необходимо только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативно-правовых актов и не искажали сути и содержания самих законов.

3. Ограничение вмешательства государства в сферу экономики.

Развитие частного предпринимательства в Казахстане не должно сковываться государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания социальных условий для формирования правового государства. Однако у нас еще сильны традиции государственного регулирования экономикой, до сих пор производятся дотационные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Опасные призывы к возврату жесткого государственного контроля над экономикой возродились с новой силой после кризиса .17 августа 1998 г., который явился как раз следствием половинчатости экономических реформ. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводится только к налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности.

4. Разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.

В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной целостности страны.

С межнациональными отношениями связаны вопросы суверенитета, способа организации и деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения прав и свобод национальных сообществ. Однако сегодня мире в сфере межнациональных отношений существует много негативных явлений.

Крайний формы национализма и сепаратизма, стремление безответственных националистических сил толкнуть свои народы на путь самоизоляции и выхода из состава федерации порождают почву для межнациональных конфликтов и их разрушительных последствий.

Примером может служить Чечня, где националистический режим, манипулируя лозунгами «независимости», «самоопределения» обрек свой народ на страдания. Далеко не продуманной и не правовой была в данном случае и политика федеральных государственных органов, которая привела к бесславной и кровопролитной войне. Подобная ситуация немыслима в в современной политической системе.

Поэтому особое значение в Казахстане приобретает правовое воздействие государства на межнациональные отношения путем сбалансированного распределения полномочий между государственными и национальными органами власти, выработки действенных согласительных процедур. Государство должно разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их фактическое равенство.

Понятие политической системы.

Политическая система включает в себя полит-кие отношения, полит-кие процессы, полит-кие институты, полит-кие нормы и т.д. При этом под системой принято понимать множество элементов, определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и функциональной автономностью. Что касается понятия «политическая система», то в отечественной и зарубежной литературе существует множество его определений. Чаще всего указывают на интегрирующую роль этой системы, т.е. она обеспечивает объединение всех элементов общества в единый централизованный, управляемый политической властью организм (проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Ю.А. Тихомиров). Нередко политическую систему определяют через перечисление ее структурных элементов.

Выделяют следующие особенности политической системы:

1) связь с гос-ной властью;

2) отражение в ней происходящих в обществе полит-ких процессов, в том числе противоборства различных социальных сил и интересов;

3) управляющее и регулирующее назначение, т.е. управление делами общества, выражение интересов существующих групп, слоев населения;

4) регулирование ее деятельности полит-кими нормами и правилами, сложившимися в полит-ской жизни страны.

Исходя из этих признаков, политическую систему можно определить как совокупность гос-ных и негос-ных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

Структура политической системы.

Под структурой полит-ской системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т.е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе принято выделять следующие компоненты, или подсистемы, политической системы:

а) институциональную подсистему, т.е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной. Включает в себя:

1. Собственно политические организации – гос-тво, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера. Особенность этих элементов — непосредственная связь с политикой, а цель деятельности — овладение гос-ной властью.

2. Несобственно политические организации, которые формируются для активной деятельности не в политической, а в других сферах жизни общества — экономической, духовной и иных.

3. Некоторые ученые — проф. М.Н. Марченко, проф. С.А. Комаров, выделяют также организации, которые в своей деятельности имеют незначительный политический аспект, например общества нумизматов, автолюбителей, клубы собаководства и др. Они являются объектом гос-ного воздействия, но сами не выступают субъектами (т.е. носителями) политической власти, т.е. человек рассматривается как первичный элемент политической системы.

4. С.А. Комаров выделяет человека как субъекта политической системы.

5. Значительное место в структуре политической системы занимают средства массовой информации (СМИ). Они оказывают серьезное влияние на развитие политических процессов в обществе, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей, в том числе формирование их политических взглядов, позиций, убеждений, на обеспечение коммуникативных связей в политической системе, на осуществление социального контроля за протекающими событиями и т.д.

6. В составе политической системы выделяют также органы местного самоуправления, которые не являются гос-ными органами, но активно участвуют в управлении делами, имеющими местный характер, например, управление муниципальной собс-тью, местными финансами, охрана общественного порядка, благоустройство, транспортное, торговое обслуживание населения и т.д.

7. В качестве компонента политической системы возможно выделить также органы социального партнерства, которые могут создаваться на различных уровнях (федеральном, в субъектах Федерации, отраслевом и уровне отдельной организации) для регулирования взаимоотношений между работниками и работодателями, в том числе социально-трудовых отношений, участия работников в управлении организацией.

б) регулятивную, или нормативную. В ней обычно выделяют:

1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание;

2) корпоративные нормы политического характера;

3) политические традиции и политические обычаи;

4) правила политической этики.

Характеризуя каждый из элементов нормативной основы, или подсистемы, необходимо отметить, что отношения гос-тва и политических партий и движений, общественных объединений и других общностей регулируются во многих странах правовыми нормами и носят правовой характер. При этом важнейшим элементом нормативной подсистемы выступает конституция гос-тва. Она закрепляет основополагающие аспекты деят-сти политической системы. В ряде стран, в том числе в России, существуют специальные законы о политических партиях, о других общественных объединениях. Гос-тво также в своих актах регулирует участие политических партий и движений в избирательных кампаниях.

в) функциональную. Включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны. Функционирование политической системы складывается из процессов функционирования ее компонентов и всей системы в целом, а также эффективности ее воздействия на экономическую, социальную, духовную сферы. Процесс функционирования политической системы не остается во все времена неизменным: с развитием общества, усложнением политической системы изменяется и ее функционирование. Политической системе присущи свои, собственные функции. Это функции:

1) политического руководства обществом и управления его делами — главная функция, так как отражает назначение политической системы;

2) интеграции, т.е. интеграционная функция. Ее назначение — объединять различные структурные элементы политической системы в единое целое;

3) регулятивная предназначена для регламентации политического поведения и политических отношений в обществе и использует политические нормы и принципы. Регулятивная функция определяется системой политических ценностей, которые утвердились в обществе и отражают политические идеи, убеждения, взгляды и т.д.;

4) политико-идеологическая, призванная проводить в жизнь определенные концепции, теории, лозунги, привлекательные для населения, но выражающие прежде всего интересы тех, кто стоит у власти.

г) коммуникативную. Предполагает как отношения внутри этой системы, так и вовне, при этом как отношения, основанные на нормах права, так и неформальные нормы и отношения, не закрепленные в нормах права. Неформальные отношения существуют между гос-ным аппаратом и представителями бизнеса, союзами промышленников, банков. Они оказывают существенное влияние на политическую жизнь общества и облик политической системы, ее функционирование. Данная подсистема включает и поддержание международных связей с другими гос-ми, политическими партиями, международными организациями и т.д.

Политическая система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые тесно взаимосвязаны и не могут функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом. В совокупности они определяют политическую активность населения, других компонентов системы, свидетельствуют о приобщении всех субъектов к политической культуре, их ориентированности на определенные взгляды, теории, идеологию.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 16

Политическая система общества — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений. В науке существует множество различных понятий политической системы.

основные признаки политической системы:

1) тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

2) выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

3) наличие организационных форм выражения политических интересов;

4) урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

Функции политической системы общества.

-обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества

-управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения

-мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач

-выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений

-удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества

-интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры

-политическая социализация

-легитимация политической власти

Структура политической системы общества

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих и иных социальных институтов, действующих в рамках определённых принципов и норм, служащая средством осуществления власти, управления обществом. В состав политической системы входят государство, политические партии, различного рода общественные объединения, движения.

Политическая система – совокупность гос. и общественных органов и организаций с помощью которой осуществляется гос. власть.

Компонентами политической системы являются:

а) совокупность политических объединений;

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным этапам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии). Не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом.

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого, в то время как все остальные ее составные звенья — политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать.

Место и роль государства в политической системе общества.

Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства. Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества. Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами — регионом действия данной организации или субъектным составом — распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.

Добавить комментарий