Признаки российского государства

Введение. Рассматривается характерные особенности России как одного из государств мира. Рассматриваются элементы конституционного строя России.

РФ представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ в настоящее время состоит из 83 субъектов. Это 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Также Россия арендует город Байконур (Казахстан), который имеет статус города федерального значения. В основе федеративного устройства РФ лежат такие принципы, как государственная целостность и единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправие и самоопределение народов России.

Государственная целостность и единство системы государственной власти в РФ вы­ражается в наличии единых федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, действии федерального законодательства и иных федеральных актов на всей территории РФ, едином государственном строе субъектов Федерации. Кон­ституция РФ исчерпывающим образом устанавливает предметы ведения РФ и её субъектов.

К исключительному ведению РФ отнесены вопросы, необходимые для установления или защиты суверенитета страны либо требующие единообразного решения на всей территории России: 1) защита Конституции и федеральных законов; 2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; 3) правовые вопросы создания единой общенациональной экономики и рынка; 4) основы федеральной политики и среднесрочных программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; 5) полномочия, связанные с обороной и внешней политикой; 6) отрасли законодательства, призванные обеспечивать равенство всех граждан независимо от места их проживания, национальности и иных обстоятельств.

В совместном ведении РФ и её субъектов находятся следующие вопросы:

1) обеспечение соответствия конституций, уставов, законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, установление общих принципов налогообложения и др.;

2) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.;

3) вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и другим природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;

4) отношения в сфере образования, науки, культуры, спорта, защиты семьи, регулирование которых требует учета местных условий, традиций и обычаев отдельного региона;

5) отрасли права: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное, а также законодательство о недрах и охране окружающей природной среды;

6) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус же края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными (представительными) органами названных субъектов Федерации.

Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический и в этих целях установила систему прав и свобод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права. Основное отличие системы прав и свобод, закрепленных новой Конституцией РФ, от ранее действовавшей системы состоит не столько в совокупности устанавливаемых прав и свобод, сколько в методах и гарантиях их реализации в конкретных отношениях. Едва раза повышена квота голосов, необходимая для постановки перед Президентом РФ вопроса о проведении референдума.

В современных условиях свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Но Конституция закрепляет ряд специальных мер по улучшению материального положения населения страны: 1) борьба с безработицей; 2) установление минимального размера оплаты труда; 3) гарантированность общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе – бесплатности высшего образования; 4) обеспечение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 5) сохранение бесплатного пользования библиотечными фондами, сравнительно низкой платы за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры. Но деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Какие признаки России как федеративного государства?

2.Как определяется Россия как государство по Конституции?

3.Что находится в совместном ведении России в целом и ее субъектов Федерации?

Интернет-сайты:

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

Литература:

Лекция 10. Механизм государства. Государственные органы (институты).

Введение. В лекции рассматривается понятие механизма государства, рассматривается соотношение понятия «власть» и государство. Рассматриваются государственные органы (институты) власти.

Понятие механизма государства.

В юридической литературе понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. Однако понятие «механизм государства» ши­ре, чем понятие «государственный аппарат».

Механизм государства представляет собой систему специальных органов и учре­ждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительную и судебную функции.

Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.

Через систему органов и учреждений политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом.

Отдельные авторы в структуру механизма государства включают государствен­ных служащих, занимающихся управленческой деятельностью. Государственные служащие – это особый слои людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государ­ственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.

В механизме государства воплощается материальная сила власти, он внутренне един. На государственный механизм оказывают воздействие состояние экономики, соотношение политических сил, функции государства и его задачи. Системные связи в механизме государства.

Механизм государства – это не только совокупность органов, но и сложная система взаимосвязанных органов. Каждая система – это целое, единое, но состоящее из частей. Поэтому механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.

Важное значение в государственном механизме имеют вертикальные, горизон­тальные и контрольные связи.

Вертикальные связи – это иерархические связи, в основе которых лежит подчи­нение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное об­щение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства, и в конечном счете – к угрозе существования самого государства.

Горизонтальные связи – это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач.

Контрольные связи – это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов.

Вышеназванные связи между элементами механизма государства носят информационно-правовой характер, поскольку они осуществляются в рамках права.

Понятие государственного органа (государственного института).

Структурная организация государства.

Под структурно и организацией государства следует понимать государственный аппарат и его органы.

Государственный аппарат – это сложный механизм управления обществом, представляющий собой систему государственных органов, посредством которых функционирует государство.

Структурными компонентами этого механизма являются государственные органы. Понятие орган государства используется в двух значениях: в широком смысле орган государства есть орган власти; в узком смысле – это орган, выполняющий опреде­ленные задачи и функции.

Государственный орган как часть государственного аппарата имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия). Государственный орган реализует свою компетенцию путем издания предписаний общего характера (нормативных актов) и правовых предписаний индивидуального характера (актов применения) в форме постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, решений.

Органы государственного аппарата имеют определенную структуру, полномочия, задачи и цели и действуют в строго определенных рамках. Государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для его образования. Органы государства должны располагать материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций.

Для органов государственного аппарата характерны следующие отличительные признаки: правовая основа их деятельности;

наличие властных полномочий; осуществление действий от имени государства; издание обязательных для исполнения нормативно-правовых и правоприменительных актов; работа служащих в государственных органах на профессиональной основе.

Классификация государственных органов и принципы их функционирования.

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям:

1.По способу формирования различают представительные и назначаемые органы. Представительные органы избираются непосредственно населением, например, Государственная Дума. Назначаемые органы формируются уполномоченными органами государства. Это – Правительство, министерства, комитеты и другие управленческие структуры.

2.По иерархии органы подразделяются на федеральные, республиканские и местные. Федеральные органы действуют в общегосударственном масштабе, республиканские и местные – в масштабах субъекта федерации.

3.По принципу разделения властей органы государства подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.

4.По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

5.По характеру компетенции выделяют органы общей компетенции. Правительство и специальной компетенции – министерства.

6.По порядку осуществления компетенции органы могут быть единоличными (Президент) и коллегиальными (Федеральное Собрание).

7.По с рокам полномочий государственные органы делятся на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока действия, временные – для достижения краткосрочных целей.

К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, отно­сятся:

• законность – исполнение конституций, законов и нормативно-правовых актов;

• приоритет прав, свобод и законных интересов личности, соблюдать и защи­щать которые призваны все органы государства;

• разделение властей;

• гласность, то есть информирование о практической деятельности государст­венного органа;

• профессиональная деятельность государственных органов.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Что такое «механизм государства»?

2.Что такое государственный орган?

3.Какова классификация государственных органов?

Интернет-сайты:

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

Литература:

2. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с.

3. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с.

4. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.

Лекция 11. Прогнозирование, планирование и программирование в государственном управлении.

Введение. В лекции рассматриваются понятия прогнозирования, планирования и программирования в государственном управлении. Приводится понятие и классификация государственных программ.

Выполнение органами государственной власти функций прогнозирования, планирования и программирования пред­полагает четкое определение таких способов воздействия государства на хозяйствующие субъекты и таких способов использования имеющихся в обществе ресурсов, которые позволили бы достичь поставленных целей за максимально короткое время.

Прогнозирование – это обоснованное предвидение развития ситуации. В процессе государственного управления складываются условия, когда факторы неопределенности и неуправляемости препятствуют разработке перспективных государственных планов, программ; тогда прогнозирование приобретает особую значимость, в определенной мере заме­няя и планирование, и программирование.

Прогнозирование в государственном управлении – научно обоснованное представление о развитии общественных про­цессов и отношений, о сроках и характере их изменений. Про­цесс прогнозирования не ограничен жесткими временными рамками, ранее принятыми решениями, носит предварительный характер. Прогнозы являются источником информации в первую очередь о тех объектах государственного управления, которые существенным образом влияют на ход социально-экономических событий и при этом частично поддаются (или не поддаются) воздействию со стороны государства. В качестве слабоуправляемых (или неуправляемых) факторов выделяются, как правило, природно-климатические, демографические, воен­но-политические, научно-познавательные, торгово-конъюнктурные.

В деятельности органов государственной власти использу­ются следующие виды прогнозов: социально-экономические; Демографические; прогнозы трудовых ресурсов и рабочей силы; прогнозы в отношении природных ресурсов; социаль­ные макроэкономические прогнозы; макроэкономические прогнозы конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков; прогнозы в научно-технической сфере; военно-политические; внешнеэкономические прогнозы. По временной характери­стике выделяют кратко-, средне-, долгосрочные прогнозы, предметами которых соответственно могут выступать валют­ные курсы, курсы акций, цены и т. д.; создание и предостав­ление новых видов услуг или продукции, реализация целевой программы, национального проекта и т. д.; демографическая ситуация в стране, социально-экономические трансформации общества и т. п.

Фундаментальным элементом государственного прогно­зирования стали сводные макроэкономические прогнозы, связанные с определением ожидаемого состояния экономики страны и с выявлением тенденций динамики основных ее параметров – ВВП, объема промышленного и сельскохозяй­ственного производства, объема инвестиций в основной ка­питал, реальных денежных доходов населения и т. д. Макроэкономическое прогнозирование сопряжено с разработкой пессимистического, оптимистического и реалистического прогнозов. Макроэкономические прогнозы составляются по­средством различных методов прогнозирования.

Метод экстраполяции основан на том, что траектория будущего развития является продолжением траектории прошлого развития. Экстраполяционное прогнозирование применяется в отношении инерционно протекающих про­цессов. Метод факторного прогнозирования предполагает вы­явление факторов, влияющих на предмет прогноза, опреде­ление типа зависимости искомых показателей от факторов (может быть линейная или степенная) и расчет значений прогнозируемых показателей. Метод модельного прогнози­рования представляет собой средство прогнозирования на базе экономико-математических моделей. В практике госу­дарственного управления он широкого применения не по­лучил в силу сложности построения макроэкономических моделей, соответствующих моделируемому объекту. Органы государственной власти в последние годы чаще стали обра­щаться к методу экспертного прогнозирования как наиболее универсальному, когда эксперт дает прогноз, опираясь на опыт, аналогии, интуицию.

Плановая деятельность – естественная и необходимая функция субъекта управления. В системе государственного управления планирование носит всеобщий характер. План – это не только желаемый результат, но и способы его дости­жения, и в этом состоит главное отличие планирования от прогнозирования. Планирование как процесс складывается из разработки, составления, контроля за ходом выполнения и корректировки плана. Планы разрабатываются на какой-либо временной период. Краткосрочные планы ориентирова­ны на период до одного года. Среднесрочные планы составля­ются, как правило, на период времени от одного года до пяти пет. Долгосрочные планы разрабатываются на период 5-20 лет.

Различные типы разработки планов характерны для дис­кретного планирования и для непрерывно-скользящего пла­нирования. В первом случае планы разрабатываются «встык», по мере завершения одного плана он сменяется другим. Во втором случае план периодически продляется еще до его завершения. Процесс планирования имеет уровневый харак­тер, поэтому различают: международное планирование (со­вместная политическая, экономическая и иная деятельность стран); государственное планирование; отраслевое планиро­вание; территориальное планирование; планирование тер­риторий хозяйствующих субъектов. По объекту планирования и применяемым показателям выделяют социальное планиро­вание (распространяется на процессы и объекты социальной природы); производственно-экономическое планирование на макроуровне (нацелено на экономический рост); государ­ственное финансовое планирование (связано с формирова­нием государственных бюджетов, фондов).

Для современной России актуально развитие следующих форм государственного планирования: 1) плановой концеп­ции с обязательным ее утверждением на государственном уровне; 2) государственных директивных плановых установок долгосрочного характера; 3) индикативного планирования через разработку и принятие на государственном уровне ин­дикативных планов; 4) государственных целевых программ; 5) государственного планового заказа; 6) формирования го­сударственного бюджета как финансового плана государства; 7) принятия государственных планов и программ приватиза­ции и использования государственного имущества; 8) государ­ственных инвестиционно-инновационных проектов.

Государственное программирование часто используют как термин, равнозначный программно-целевому планирова­нию. Программно-целевой метод – основной способ решения крупных социально-экономических проблем посредством разработки и реализации органами государственной власти и управления взаимосвязанных программных мер, направлен­ных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества. Специфическими чертами программно-целевого планирования являются: четкие формулировки и системати­зация целей («дерево целей и задач»); обусловленность реали­зуемых мероприятий поставленными целями (система целереализующих действий); изначальное установление средств и ресурсов осуществления программных мероприятий; си­стемный подход к управлению программой и контроль за реа­лизацией мер со стороны органов управления.

Сущность программного подхода раскрывается через по­нятия «программная область», «параметры программы», «структура программы». В общем виде структура программы включает следующие блоки: целевой (содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными ме­тодами, цели, задачи, сроки и этапы программы), исполни­тельный (система программных мероприятий), ресурсный (объемы, источники ресурсов), организационный (механизм реализации, организация управления и контроль, оценка по­следствий, паспорт программы).

Процесс разработки целевой программы складывается из следующих стадий: целевая установка программы; научно-проектная разработка программы (обоснование способов ее осуществления); структурная разработка (формирование раз­делов, построение исполнительной структуры программы, обоснование программных мероприятий); ресурсная раз­работка (обоснование объемов и источников ресурсов, не­обходимых для реализации программы). Унифицированного алгоритма содержания методов разработки государственных программ не существует в силу того, что разработка целевой программы – это не линейный, а циклический процесс.

Классификация государственных программ возможна по следующим основаниям:

1. По функциональной сфере государственной программы;

· социально ориентированные (социальные);

· научно-технические (инновационные);

· инвестиционные (воспроизводственные);

· экологические;

· программы обеспечения национальной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. По объекту реализации государственных программ:

· территориальные (региональные);

· отраслевые;

· программы развития ресурсного потенциала;

· внешнеэкономические;

· организационно-управленческие;

· маркетинговые.

3. По сроку реализации программы:

· краткосрочные, на период не более 3 лет;

· среднесрочные, на период 3-5 лет;

· долгосрочные, на период свыше 5 лет.

4. По степени государственной поддержки:

· программы, полностью осуществляемые за счет средств федерального бюджета;

· программы, поддерживаемые государством с привлече­нием негосударственных источников финансирования;

· совместные территориальные программы (поддержи­ваемые государством программы социально-экономического развития территорий);

· программы, связанные с текущей деятельностью феде­ральных органов власти и управления.

Оценка государственных программ включает оценку под­готовки программы, оценку реализации программы, оценку результатов, оценку экономической эффективности, оцен­ку последствий и эффектов. Методика проведения оцен­ки государственной программы разрабатывается на стадии формирования самой программы и должна быть адекватна ее содержанию. На практике, как правило, применяются: 1) метод экспертных оценок; 2) методы количественной оцен­ки. Смена вектора развития экономики страны обусловила значительное повышение роли государственных программ как инструмента государственного управления, как способа реализации государственной политики, нацеленной на эффективное решение насущных проблем общественного и го­сударственного развития.

Ориентация Российского государства на построение демо­кратических основ и развитие рыночных отношений предо­пределила начало процесса формирования новой парадигмы государственного прогнозирования и планирования, право­выми основами которой стал Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Было дано законодательное определение содержания понятий «концепция социально-экономического развития России», «программа социально-экономического развития». Кардинальные изменения в системе институтов государственного управления привели к тому, что долгосроч­ная стратегия социально-экономического развития страны разрабатывается в соответствии с посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ и планом действий Правительства РФ по реализации этого послания.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Что такое государственная программа?

2.Какова классификация государственных программ?

3.Что такое «программный подход»?

Интернет-сайты:

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

1. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

ФЕДЕРАЦИЯ (союз, объединение) — это союзное государство, состоящее из объединившихся государств или государственных образований (федеральных единиц), сохраняющих определенную юридическую и политическую самостоятельность.

Обязательным признаком такой формы государственного устройства является наличие субъектов, имеющих определенную степень самостоятельности по отношению к центральному правительству. Степень автономии регулируется в каждом отдельном случае федеративным договором, но в любом случае государственное образование не обладает суверенитетом.

На сегодняшний день в мире насчитывается 28 стран, которые по признакам своего политического устройства могут быть отнесены к федерациям. В Европе федерациями являются: Россия, Германия (ФРГ), Австрия, Швейцария, Босния и Герцеговина, Бельгия. В Азии — Пакистан, Малайзия, Мьянма, Непал, Ирак, Индия, Объединенные Арабские Эмираты. Федеративные государства Америки это США, Сент-Китс и Невис, Бразилия, Мексика, Канада, Венесуэла, Аргентина. На территории Африки также существуют федерации: Судан, Южный Судан, Коморские острова, Эфиопия, Нигерия, Сомали. Кроме того, федерациями являются Австралия и Федеративные штаты Микронезии.

В составе Российской Федерации с 2014 г. 85 субъектов: 22 республики, 1 автономная область (Еврейская), 4 автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский — Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий), 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Российская Федерация на сегодняшний день имеет самое большое число субъектов, других подобных федераций в мире не существует.

Прежде, чем перейти к обсуждению России как федеративного государства, рассмотрим федеративное устройство таких государств, как Германия (ФРГ), Индия и США.

2. ФРГ КАК ПРИМЕР ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА.

Федеративная Республика Германия (ФРГ) является государством, организованным по принципу федерации. Основной закон ФРГ называет государства-члены федерации землями, даже если официально они именуют себя иначе (например, Свободное государство Бавария или Ганзейские города Гамбург и Бремен). В настоящее время в составе ФРГ 16 земель (включая город Берлин). Каждая из федеральных земель отличается величиной территории и численностью населения, уровнем экономического развития, историческими традициями, языковыми диалектами и т.д. Так, крупнейшей по территории является земля Бавария (ее площадь 70.554 кв.км), наименьшей — город Бремен (404 кв.км).

В соответствии с положениями Основного закона каждая земля имеет свою конституцию, свое законодательство, свой представительный орган власти — ландтаг, свое правительство — исполнительную власть, судебную власть, но они не обладают суверенитетом и не имеют права сецессии, т.е. права выхода из состава федерации. Организационно земельные парламенты схожи с устройством Германского Бундестага: президиум, фракции, комиссии и т.п. Нередко в землях имеется потребность отрегулировать по одинаковым принципам вопросы, которые входят в их компетенцию. В этих случаях парламенты земель вырабатывают в Бундесрате (палате земель) образцы законопроектов.

В современной конституционно-правовой литературе ФРГ субъекты Германской Федерации рассматриваются как государства. «Земли — это государства, — пишет профессор университета в г. Майнце В. Рудольф, — они самостоятельно осуществляют всю полноту государственной власти за пределами полномочий федерации…». Однако статус субъектов федерации, определенный в Основном законе и в иных актах, не позволяет считать их государствами, а скорее государственными образованиями. Субъекты не обладают суверенитетом, не имеют права выхода из состава ФРГ. Кроме того, установлен приоритет федерального права над правом земель.

Структура органов государственной власти в землях во многом сходна. Законодательную власть в субъектах федерации осуществляют представительные органы, именуемые, как правило, ландтагами (в отдельных субъектах — по-иному, например, в Бремене и Гамбурге гражданское собрание, в Берлине — Палата депутатов). Данные органы формируются путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Срок полномочий составляет четыре или пять лет. Мандат депутата ландтага является свободным. Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом. В большинстве земель действуют однопалатные ландтаги, только баварский парламент имеет две палаты. Ландтаги принимают законы и осуществляют контроль за деятельностью исполнительной власти; они избирают главу правительства. В землях законодательство может приниматься и путем референдума. Большинство ландтагов могут принимать решения о самороспуске. Основной закон ФРГ не предусматривает такого права в отношении Бундестага.

Исполнительная власть осуществляется правительством земли (в некоторых субъектах — кабинет, а в городах Берлин, Гамбург и Бремен — сенат). Правительство состоит из председателя, который называется министром-президентом, и министров. Министр-президент определяет общие направления политики правительства, руководит его деятельностью, а также обладает правом помилования, представляет землю во внешних отношениях, осуществляет иные функции и полномочия, определенные конституциями и иными законами земель. В рамках общих направлений каждый министр самостоятельно руководит вверенной ему отраслью.

Важная сфера деятельности земельных правительств — подготовка законопроектов, назначение чиновников в органы земли, а также проведение в жизнь федеральных законов.

В судебную систему земель входят конституционные суды земель, а также суды низового и среднего уровня, распределенные по пяти ветвям судебной власти ФРГ: общей, административной, финансовой, трудовой и социальной.

Финансовые отношения между федерацией и субъектами в ФРГ, как уже отмечалось выше, закреплены непосредственно в Основном законе, и базируются на двух основных принципах: принципе связанности полномочий и расходов и принципе соответствия расходов и доходов. Первый их них означает, что и федерация, и ее субъекты несут только те расходы, которые вытекают из необходимости решения соответствующих задач. Передача полномочий из центра не региональный уровень или наоборот сопровождается необходимым увеличением расходов. Действие этих принципов определяет характер распределения полномочий между федерацией и субъектами в финансовой сфере. Приоритет имеет федеральная власть. Значительная часть налоговых отчислений идет в федеральный бюджет, и уже из федерального бюджета средства распределяются по землям. Кроме того, земли делают отчисления в федеральные фонды, например, фонд развития Восточных земель, фонд экономического выравнивания.

Важнейшим инструментом гармонизации федеративных отношений служит предусмотренный законодательством принцип «экономического выравнивания». В силу различных исторических условий образования и развития прежних германских государств, субъекты германской федерации имеют разные уровни социально-экономического развития. Были и есть субъекты федерации, достигшие высокого уровня развития экономической и социальной инфраструктуры, — Бавария, Баден-Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, Гамбург. Есть земли, не обладающие в достатке природными ресурсами, промышленной инфраструктурой. Федеральным законом раз в пять лет определяются средние показатели социально-экономического развития страны. В целях экономического выравнивания создается специальный федеральный фонд, в который перечисляют средства те субъекты, социально-экономические показатели которых превышают средний уровень (их называют донорами), а уже из этого фонда дополнительные финансовые средства получают «бедные» субъекты Федерации.

Следует отметить, что после присоединения восточной части Германии новые субъекты оказались менее развитыми по отношению ко всем другим субъектам федерации, и поэтому они стали получать основную долю данных средств, что неизбежно должно было вызвать и вызвало дополнительные проблемы в федеративных отношениях.

Нерушимость федеративного устройства государства дважды гарантирована ст.79 абз.3 Основного закона. Согласно этой статье, не допускается не только изменение положений Основного закона, затрагивающих деление федерации на земли и сотрудничество земель, но и всякое посягательство на принципы, сформулированные в ст.20 Основного закона. Принцип федерализма — единственное конституционное начало, которому обеспечена такая двойная защита от любых попыток ревизии конституции.

3. ИНДИЯ КАК ПРИМЕР ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА.

Индийская федерация образовалась не вследствие объединения независимых государств в одно, а в результате преобразования провинций унитарного государства в субъекты федерации на основе того деления, которое было введено законом 1935 г. Федерация в этой стране исторически обусловлена, поскольку Индия занимает очень большую территорию, которой невозможно управлять только из одного центра; имеет огромное население и занимает по этому показателю 2-е место в мире после Китая (в настоящее время – более 1 млрд. человек). Это многонациональная страна, в которой проживают десятки крупных народов (тамилы, бенгальцы и т. д.) и сотни мелких народностей и этносов; многоязычная страна, где сосуществуют десятки языков (в каждой местности – свой). Кроме того, Индия – страна, где сосуществуют различные религии и культуры; она состоит из различных регионов, каждый из которых имеет свою историческую судьбу. В настоящее время в состав индийской федерации (Индийского союза) входят: 25 штатов (из них 10 – по монолингвистическому принципу, 4 – по принципу билингвизма); 7 союзных территорий. Численность населения в каждом штате резко отличается: в самом малонаселенном – 406 тыс. чел., в самом многонаселенном – более 140 млн. чел.

Судебные и административные органы всех штатов и федерации составляют единую систему. Правительство Индийского Союза может давать правительствам штатов любые указания, касающиеся исполнения федеральных законов. Территории штатов (кроме штата Джамму и Кашмир, где необходимо согласие его законодательного органа) могут быть изменены федеральным законом без согласия штата.

Для координации в масштабах нескольких штатов усилий в области планирования, решения территориальных конфликтов, развития языковых групп, транспорта и других вопросов, представляющих общий интерес, все штаты разбиты на 6 зон. В каждую зону входит по несколько штатов, и они образуют зональный совет, который дает консультации по вышеупомянутым вопросам федеральным государственным органам и правительствам штатов. Правда, на практике значение зональных советов в Индии весьма невелико.

Судебные и административные органы всех штатов и федерации составляют единую систему. Правительство Индийского Союза может давать правительствам штатов любые указания, касающиеся исполнения федеральных законов. Территории штатов (кроме штата Джамму и Кашмир, где необходимо согласие его законодательного органа) могут быть изменены федеральным законом без согласия штата. Для координации в масштабах нескольких штатов усилий в области планирования, решения территориальных конфликтов, развития языковых групп, транспорта и других вопросов, представляющих общий интерес, все штаты разбиты на 6 зон. В каждую зону входит по несколько штатов, и они образуют зональный совет, который дает консультации по вышеупомянутым вопросам федеральным государственным органам и правительствам штатов. Правда, на практике значение зональных советов в Индии весьма невелико.

3. США КАК ПРИМЕР ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА.

Субъектами федерации являются 50 штатов. Самый большой из них по территории — Аляска (570 тыс. кв. км — больше Франции), но меньший по населению (400 тыс.). Самый малый по территории штат — Род-Айленд (1000 кв. км), самый населенный — Калифорния (более 30 млн человек). Территория США включает также несубъекты федерации — владения Виргинские острова, острова Гуам, Восточное Самоа, Мидуэй, Уэйк в Тихом океане (самый крупный из них насчитывает 98 тыс. жителей). Эти территории считаются самоуправляющимися. Они имеют конституции или основные законы, принятые для них Конгрессом США, законодательные органы, выборных губернаторов, но на деле находятся под надзором Министерства внутренних дел США. Гуам, Виргинские острова, Восточное Самоа направляют по одному представителю в нижнюю палату Конгресса, но без права решающего голоса. Их жители не участвуют в выборах Конгресса и Президента США. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия (где расположен г.Вашингтон — столица США). Он избирает трех выборщиков для участия в выборах президента.

Штаты — это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США (это положение было сформулировано Верховным судом США в связи с Гражданской войной 1861 — 1865 гг.). Они принимают свои конституции, причём ни одна из действующих ныне конституций штатов не имеет значительных черт сходства с федеральной Конституцией. В сравнении с последней основные законы штатов имеют следующие особенности: упрощённый порядок изменения конституционных положений, а отсюда и большая подвижность, значительный объём, усложнённость внутренней структуры, детализированность текста, прямое отражение в нём современных политико-правовых реальностей. Штаты имеют собственное гражданство. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия Конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, чеканить монету, выдавать кредитные билеты, заключать политические соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска. Штаты могут заключать с другими государствами экономические соглашения по вопросам торговли, охраны окружающей среды и др. (в настоящее время действуют более 175 таких соглашений), с разрешения государственного департамента (министерства иностранных дел) США они учреждают свои представительства в других государствах (по экономическим и культурным вопросам).

4. РАЗВИТИЕ РОССИИ КАК ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА.

Россия была провозглашена федерацией в январе 1918 г.: III Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая гласила: «Российская Советская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». Россия как федерация строилась по национальному принципу, что на протяжении 70 лет советской власти рассматривалось как достоинство, как основная особенность социалистической федерации. V Всероссийский съезд Советов в июле 1918 г. принял первую Конституцию советской республики, которая получила название РСФСР — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Конституция СССР 1936 г. изменила название: Российская Советская Федеративная Социалистическая республика; это название сохранялось до 1992 г.). Согласно Конституции 1918 г. РСФСР должна была состоять из автономных областных союзов, формирующихся из областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Постепенно стали образовываться автономные республики, автономные области, национальные округа.

Первые автономные республики в составе РСФСР:

Туркестанская (1918–1924);

Башкирская (1919);

Татарская, Киргизская (Казахская) — 1920;

Горская (1921–1924);

Дагестанская (1921);

Якутская (1922);

Бурят-Монгольская, Карельская (1923);

Чувашская (1925).

В середине 1930-х гг. появились Мордовская, Удмуртская, Калмыцкая, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Коми, Марийская, в 1961 г. — Тувинская автономные республики. С 1961 г. на протяжении 30 лет в составе РСФСР было 16 автономных республик.

В 1990 г. вслед за РСФСР, принявшей 12 июня Декларацию о государственном суверенитете, автономные республики в ее составе начали принимать свои декларации о государственном суверенитете.

Из 16 республик лишь две — Мордовская и Дагестанская — не сделали этого. При этом две республики — Татарстан и Чечено-Ингушская — в своих декларациях не упомянули, что они находятся в составе России. Изменились названия республик (например, Татарская АССР переименована в Татарстан), исчез термин «автономная». Ряд республик заявили о закреплении своего гражданства (Удмуртия, Якутия, Коми, Кабардино-Балкария). В 1991 г. Советы народных депутатов четырех автономных областей — Адыгейской, Карачаево-Черкесской, Горно-Алтайской, Хакасской — приняли решение о преобразовании в республики. Верховный Совет РСФСР издал законы о их преобразовании. Съезд народных депутатов России утвердил эти акты. В июне 1992 г. Ингушетия, не желавшая выходить из состава России в отличие от Чечни, также провозгласила себя республикой. Таким образом, в составе России стала 21 республика.

Большое значение в укреплении Российской Федерации имело Подписание в марте 1992 г. Федеративного договора (Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов).

Согласно этому договору края и области России превращались в субъекты Российской Федерации. Появились два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Договор закрепил разнотипность субъектов РФ:

1) национально-государственные образования (республики);

2) административно-территориальные образования (края, области, города Москва, Санкт-Петербург);

3) национально-территориальные образования (Еврейская автономная область и автономные округа).

Верховный Совет РСФСР в условиях прекращения существования СССР 25 декабря 1991 г. принял закон об изменении названия государства, установил новое название — Российская Федерация (Россия), которое утвердил VI Съезд народных депутатов в апреле 1992 г. и внес изменения в Конституцию.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, уравняла в политических правах все субъекты РФ:

1) заявила о равноправии всех субъектов между собой во взаимоотношениях с органами федеральной власти;

2) в каждом субъекте Российской Федерации должен был избираться представительный орган госвласти, получавший законодательные функции. Ранее законодательные органы власти в России имели лишь автономные республики, и это право закреплялось в их конституциях;

3) все субъекты Федерации получили представительство в верхней палате нового парламента — Совете Федерации Федерального Собрания РФ (по 2 члена от каждого субъекта, 1-й представляет законодательную власть субъекта, 2-й — исполнительную). Ранее в Верховном Совете РСФСР в Палате Национальностей были представлены только автономные республики, автономные области и автономные округа — федеральные единицы. Края и области являлись простыми административно-территориальными образованиями, и хотя многие из них имели многомиллионное население, огромный промышленный потенциал по сравнению с национальными образованиями, они представлены в палате не были;

4) Конституция 1993 г. дала всем субъектам РФ право самостоятельно определять на своей территории:

— название законодательного (представительного) органа власти субъекта, число его депутатов, сроки их избрания, полномочия;

— порядок избрания высшего должностного лица, его полномочия и т. д. Федеральные законы определяют лишь общие принципы организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов. Ранее все эти вопросы определялись центром и закреплялись нормами Конституции РСФСР.

Отныне республики определяют эти вопросы в своих конституциях, прочие субъекты должны иметь свой Устав — закон, принимаемый законодательным органом власти субъекта.

Конституция разграничила предметы ведения федеральной власти и субъектов РФ (ст. 71).

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

К самостоятельному ведению субъектов Российской Федерации относятся:

— принятие и изменение конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта;

— контроль за их соблюдением;

— установление системы органов государственной власти субъекта и ее формирование;

— административно-территориальное устройство субъекта;

— принятие и исполнение бюджета субъекта;

— государственная собственность субъекта;

— регулирование социально-экономического развития;

— установление местных налогов и сборов;

— заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта;

— делегирование осуществления части полномочий федеральным органам государственной власти;

— обеспечение деятельности органов местного самоуправления;

— представительство в федеральных органах государственной власти;

— государственная служба в органах государственной власти субъекта;

— государственные награды и почетные звания субъекта;

— научные и культурные связи с зарубежными странами, а также другие вопросы исходя из национальных, географических, экономических и других особенностей субъектов.

В обязательном порядке требуется согласие субъектов РФ при осуществлении таких процедур, как: взаимное делегирование полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти (ч. 2 и 3 ст. 78); изменение границ между субъектами Федерации (п. 3 ст. 67); изменение статуса субъекта Федерации (ч. 5 ст. 66).

Кроме того, субъекты Федерации обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104), включая внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134); они вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд (ст. 125) и участвовать в одобрении (неодобрении) поправок к гл. 3–8 Конституции РФ (ст. 136).

Согласно Конституции 1993 г. в составе Российской Федерации находились 89 субъектов — 21 республика, 1 автономная область, 10 автономных округов, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения.

Республики: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия.

Края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская.

Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения.

Еврейская автономная область.

В 2005 г. начался процесс образования в составе Российской Федерации новых крупных субъектов в результате объединения двух субъектов, граничащих между собой, — края, области с автономными округами.

Объединение края или области с автономными округами, граничащими с ними, проводилось в целях ускорения социально-экономического развития территории и повышения уровня жизни населения. Первыми объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, на основе их объединения в декабре 2005 г. возник Пермский край. Сильный в промышленном отношении Красноярский край с января 2007 г. объединился с Таймырским и Эвенкийским автономными округами, на территории которых имелись нефтегазовые и рудные запасы. Камчатская область с июля 2007 г. объединилась с Корякским автономным округом, богатым платиной, в Камчатский край. С января 2008 г. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединен к Иркутской области. С марта 2008 г. объединены Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ в Забайкальский край. За счет объединения самодостаточных субъектов с миллионным населением с малонаселенными автономными округами, богатыми природными ресурсами, в Сибири и на Дальнем Востоке появились новые мощные субъекты, способные реализовывать крупные экономические программы и привлечь население из других регионов. С марта 2008 г. Россия состояла из 83 субъектов Федерации.

В 2005 г. начался процесс образования в составе Российской Федерации новых крупных субъектов в результате объединения двух субъектов, граничащих между собой, — края, области с автономными округами.

Объединение края или области с автономными округами, граничащими с ними, проводилось в целях ускорения социально-экономического развития территории и повышения уровня жизни населения. Первыми объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, на основе их объединения в декабре 2005 г. возник Пермский край. Сильный в промышленном отношении Красноярский край с января 2007 г. объединился с Таймырским и Эвенкийским автономными округами, на территории которых имелись нефтегазовые и рудные запасы. Камчатская область с июля 2007 г. объединилась с Корякским автономным округом, богатым платиной, в Камчатский край. С января 2008 г. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединен к Иркутской области. С марта 2008 г. объединены Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ в Забайкальский край. За счет объединения самодостаточных субъектов с миллионным населением с малонаселенными автономными округами, богатыми природными ресурсами, в Сибири и на Дальнем Востоке появились новые мощные субъекты, способные реализовывать крупные экономические программы и привлечь население из других регионов. С марта 2008 г. Россия состояла из 83 субъектов Федерации.

18 марта 2014 г. в Кремле был подписан договор о воссоединении Крыма с Россией, согласно которому в составе РФ образовано два новых субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Таким образом, в составе Российской Федерации с 2014 г. 85 субъектов: 22 республики, 1 автономная область (Еврейская), 4 автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский — Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий), 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения.

Российская Федерация на сегодняшний день имеет самое большое число субъектов, других подобных федераций в мире не существует.

5. ЛИТЕРАТУРА.

3. А.М.Сафронова. История государственных учреждений России 1917 – 2000-е гг. Учебное пособие // Изд-во Урал. ун-та, 2017

4. Конституция Российской Федерации 1993 года.

5. Сайт Консультант Плюс // http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/#p135 (дата обращения: 03.02.2019)

7. Сайт Вузлит.Ру // httpsvuzlit.ru/1362035/germaniya_federativnoe_gosudarstvo (дата обращения: 03.02.2019)

8. Сайт «Государство и власть» // https://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl%3Fr%3D200 (дата обращения: 03.02.2019)

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 18

Признаки федерации:

1. Российская Федерация является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории: как суверенное государство Россия имеет Конституцию и федеральное законодательство (ст. 4);

2.территория государства включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67);

3.субъектами российского государства являются национальные государства — республики (их 21); государственно-территориальные образования (края — 9, области — 6, города федерального значения — 2); национально-государственные образования (автономная область — I. автономные округа — 4);

4. верховная власть Российской Федерации распространяется на всю территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство. Одновременно действуют органы власти субъектов, обладающие всей полнотой государственной власти в пределах собственной компетенции и правом издания нормативных правовых актов, не противоречащих Конституции РФ и федеральным законам;

5. наряду с гражданством Российской Федерации имеется гражданство республик в составе РФ;

6.существует разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (п. 3 ст. 5);

7. наличие двухпалатного парламента — Федерального Собрания, одна из палат которого (Совет Федерации) представляет интересы субъектов;

8.во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации — это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация — суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;


2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

— территории ее субъектов (сухопутная территория);

— внутренние воды — воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

— территориальное море — примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

— воздушное пространствонад сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега. когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае, если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Исключительная экономическая зона — это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки. разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны.

На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне государство не обладает суверенитетом, так как эти территории не включаются в территорию государства. На данных территориях государство обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик;

4) единое гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности;

5) наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ как глава государства. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ как орган исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей). Прокуратура Российской федерации, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;

6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Правовую систему Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. В правовую систему Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

8) государственные символыРоссийской Федерации. Российской Федерации имеет свои флаг, герб, гимн и столицу. Согласно ст. 70 государственные символы Российской Федерации должны регулироваться федеральными законами. В настоящее время статус столицы Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», от 11 декабря 1993 г. «О государственном гимне Российской Федерации»;

9) право участия в межгосударственных объединениях. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



Вопросы и задания.

1. Что такое гражданское общество? Почему его надо понимать в двух значениях? Аргументируйте свой ответ.

Понятие гражданское общество имеет 2 значения:

1. гражданское общество, как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания. В данном случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав населения, формы общения людей и т. д., т. е. все то, что неподконтрольно государству.

2. гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. И как идеал гражданское общество олицетворяет собой идеальное общество – общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном – свободу слова и печати, независимость всех СМИ, свободу вероисповедания.

Гражданское общество надо понимать в двух значениях, потому что общество проходило определенные этапы развития, оно не всегда было таким, какое есть сейчас. Был период, когда не существовало государств. В первом смысле гражданское общество появилось раньше, чем государство. Оно было у первобытных охотников и собирателей. В пример можно привести и античные города-государства, где не сложилось понятия государства как некой силы, отчужденной от общества. Не появилось и идеи об автономной личности, противостоящей обществу и государству. Не случайно поэтому у Аристотеля, Платона и других философов древности мы находим представление об обществе как о некоем организме.

Второе значение гражданского общества появилось значительно позже. В политической теории Нового времени государство занимает подчиненное положение по отношению к индивиду и гражданскому обществу.

Таким образом, понятие гражданского общества изменялось с развитием общества и общественных отношений, в соответствии с реалиями времени.

2. Что такое гражданство и чем оно выражено на практике?

Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Таким образом, оно выражается во взаимных правах и обязанностях государства и гражданина. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Данное взаимодействие прописано в конституции РФ. Например, Глава 2 конституции определяет права и свободы граждан РФ. Приведем некоторые из статей:

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

3. Какие признаки правового государства вы знаете?

Признаки правового государства:

• господство закона во всех сферах общественной жизни;

• связь государства и его органов через закон;

• судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

4. * Почему в мировой истории вокруг проблемы гражданства происходили не только жаркие споры, но и военные баталии?

Зачатки современного понимания гражданства мы находим у Аристотеля, жившего в IV веке до н. э. Он считал, что гражданином может считаться только тот горожанин, который не просто живет в пределах государственных границ, но к тому же не относится к чужестранцам или рабам. Только им разрешалось участвовать в отправлении административных функций и решении правовых вопросов, стоящих перед городом-государством.

Проживание на территории данного государства не делает человека автоматически его гражданином.

Развитые европейские страны — Англия, Франция, Гермния — после Второй мировой войны поощряли иммиграцию свою страну и охотно предоставляли гражданство выходцам и Италии, Греции, Испании, Северной Африки и Ближнего Востока. Но в начале 1970-х годов случился экономический кризис, миллионы людей потеряли работу. Коренные жители страны стали возмущаться своими правительствами, которые поощряли въезд иностранцев, отбирающих у них рабочие места. В ответ правительства названных стран предприняли множество попыток вернуть эмигрантов, но все они оказались безуспешными.

Государство обещает защиту и покровительство своим гражданам. В данном случае это способ расширить свои государственные границы, получить дополнительные ресурсы (присоединение Германией Судетской области в 1938, которую преимущественно населяли немцы).

5. * Что общего между понятиями «гражданство» и «гражданственность»? Выскажите свою точку зрения.

Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

Таким образом, гражданственность – это неотъемлемая часть гражданства, определяющая поведение человека по отношению к себе, обществу и государству.

6. * Сравните между собой правовое государство и гражданское общество. Какие выводы вы можете сделать?

Правовое государство — государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Гражданское общество — свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество — не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов.

Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

Гражданское общество – это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти. Оно поддерживает определенный баланс между обществом и государством. Если государство начинает превышать свои полномочия, то структуры гражданского общества напоминают ему о пределах вмешательства государства в дела общества. И наоборот: если общество нарушает принятые в государстве законы и порядок, то гражданское общество предупреждает его о том, что его действия могут привести к анархии, чреватой опасными последствиями для всех людей.

7. * Какие черты правового государства являются самыми важными для его граждан? Почему?

Нельзя говорить, что какие либо черты правового государства наиболее важны для человека, а другие важны в меньшей степени. Рассмотрим это на примере признаков правового государства:

1. господство закона во всех сферах общественной жизни;

2. связь государства и его органов через закон;

3. судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

В правовом государстве вся деятельность подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Соответственно и взаимоотношение гражданин-государство также регулируются законом. В данном случае невозможно убрать какой-либо из признаков правового государства, потому что это нарушит положение гражданина в государстве.

8. * Как взаимосвязаны между собой государство и общество? Сравните их признаки и свойства, раскройте взаимоотношения.

Государство — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент), а общество — социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

Понятия общества и государства не совпадают ни по происхождению, ни по объему. Формирование общества длилось сотни тысяч лет, а окончательно оно сформировалось примерно 35–40 тысяч лет назад.

Государство возникает примерно шесть тысяч лет назад. Таким образом, общество существовало без государства больше тридцати тысяч лет. Государство возникло вместе с социальными классами, когда неписаное право уже не в состоянии было регулировать общественные отношения. Вместо неписаного права возникает писаное право.

По объему понятие общества шире понятия государства. Общество включает в себя четыре большие сферы: экономическую, духовную, социальную и политическую. Государство входит в политическую сферу и является ее ядром.

Государство возникло из общества и превратилось в самостоятельный орган, стоящий над обществом и вместе с тем взаимодействующий с ним. Как свидетельствует опыт истории, это взаимодействие носит очень сложный характер, отражающий сложные и противоречивые процессы развития самого общества. Дело в том, что в обществе живут и действуют индивиды, преследующие свои интересы, которые не всегда совпадают с общими интересами. Кроме того, в обществе существуют различные классы, имеющие собственные интересы. И чтобы социум (то есть общество) не погиб, необходим политический орган, регулирующий все общественные отношения. В качестве такого регулятора выступает государство. Конечно, без взаимодействия с обществом регулирование общественных отношений немыслимо.

Взаимодействие общества и государства – явление закономерное и естественное, ибо без такого взаимодействия не было бы ни общества, ни государства. Но должны существовать определенные пределы взаимодействия. Абсолютизация общества, нежелание его членов подчиняться государству, соблюдать правовые нормы и законы приводит к анархии.

Взаимоотношения между обществом и государством всегда носили противоречивый характер. Главная причина всех противоречий заключается в том, что общество как социальное образование апеллирует к морали, а государство как политическая система – к интересам.

?Проблема. Назовите признаки, свидетельствующие, что современная Россия является правовым государство.

К таким признакам относятся:

1. Господство закона во всех сферах общественной жизни

2. Связь государства и его органов через закон

3. Судебная защита прав и свобод граждан и взаимная ответственность государства и личности.

Практикум. К правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:

1. Аппарат подавления.

2. Преследование инакомыслящих.

3. Жесткая цензура.

4. Диктатура одной политической партии.

5. Монополия государственной собственности.

6. Геноцид собственного народа.

7. Подавление личности, отчуждение ее от государства.

Вам надо их установить.

Данные признаки относятся тоталитарному государству, потому что в тоталитарном государстве личность и гражданские свободы подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Добавить комментарий