Признаки субъекта права

Для субъекта права характерны два основных признака. Во-первых — это лицо, участник общественных отношений (индивиды, организации), которое по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого оно должно обладать определенными качествами, которые связаны со свободой воли человека, коллектива людей и к числу которых относятся:

  • внешняя обособленность;

  • персонификация (выступление вовне в виде единого лица — персоны);

  • способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.

Во-вторых — это лицо, которое реально способно участвовать в правоотношениях, приобрело свойства субъекта права в силу юридических норм. Иными словами, юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права.

Если социальной предпосылкой правосубъектности служит свобода воли человека, то ее содержание, т.е. содержание особого свойства, сообщаемого юридическими нормами участникам общественных отношений, состоит в том, что лица обладают способностью быть носителями юридических прав и обязанностей.2 Эта способность (свойство) и называется правосубъектностью.

Категории «субъект права» и «Правосубъектность» по своему основному содержанию совпадают. Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность), во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называется праводееспособностью.

Правосубъектность является общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с требованиями экономического базиса, потребностями общественного развития.

В то же время правосубъектность является именно свойством лица – таким его общественно-юридическим состоянием, которое по своей природе неотъемлемо от лица. Юридические нормы, выражая потребность общественного развития, могут сузить или расширить круг субъектов права, могут сузить или расширить объем правосубъектности. Но коль скоро те или иные лица признаны в силу юридических норм субъектами права, правосубъектность этих лиц является неотъемлемым их свойством. Вот почему в нормативные акты социалистического государства, где специально регламентируются вопросы правосубъектности, введены нормативные положения, предусматривающие неотчуждаемость правосубъектности, недопустимость отказа от нее.

«Субъект права» («правосубъектность») — понятие широкое, в какой-то мере отличное от понятия «субъект (участник) правоотношения».3 Субъект права — это лицо, обладающее правосубъектностыо, т.е. лицо, потенциально (вообще) способное быть участником правоотношений. А субъект правоотношения — это реальный участник данных правовых отношений.

2.1 Граждане как субъекты права

Многочисленные и разнообразные по своему составу субъекты правоотношений могут быть разделены на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относятся граждане данного государства, иностранные граждане, лица без гражданства и имеющие двойное гражданство. Среди коллективных субъектов можно выделить государственно-территориальные образования (государства, субъекты федераций, города, районы и иные территориальные единицы, избирательные округа), их население, и также организации (государственные органы, общественные объединения, предприятия, коммерческие структуры и проч.).

Рассмотрим граждан как субъектов права. Все права гражданин вправе приобретать только под своим собственным именем. Имеют место случаи, предусмотренные законом, когда гражданин имеет право действовать под вымышленным именем (псевдонимом), либо вообще не пользоваться именем. Так, например, при опубликовании произведений литературы или искусства, гражданин вправе выпустить произведение на свет, как под собственным оригинальным именем, так и используя псевдоним или анонимно (пункт 1 статьи 15 Закона РФ «Об авторском праве…»). Также, в соответствии с законом, гражданин имеет право переменить свое имя. Все права и обязанности при этом за ним сохраняются, однако, на такое лицо, в соответствии со статьей 19 Гражданского Кодекса, возлагается обязанность сообщить об изменении своего имени его кредиторам и должникам.4

Еще одним индивидуализирующим гражданина признаком является его место жительства. Наряду с именем, место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта права. Довольно часто встречаются случаи полного совпадения имен граждан, включая фамилии и отчества. Однако полное совпадение места жительства при этом встречается крайне редко. Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. При этом не имеет значения место прописки гражданина (оно является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу), место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты.

Граждане имеют право сами выбирать себе место жительства, за исключением случаев, предусмотренных законом, и касающихся определения места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Местом жительства подобных субъектов признается, как правило, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Также положение гражданина как субъекта права удостоверяется актами гражданского состояния. Акты гражданского состояния отнесены законом к фактам, определяющим правовой статус гражданина (рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, смерть и другие). Например, возникновение и прекращение правоспособности субъекта связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов. В связи с особой важностью данных фактов законом установлен специальный порядок их регистрации в специальном государственном органе – органе записи актов гражданского состояния (ЗАГСе). На основании произведенных записей гражданам выдается специальный документ — свидетельство, которым гражданин удостоверяет свое состояние в повседневной жизни.

Как уже отмечалось, регулирование правовых отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного времени сведения о гражданине в месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте правоотношений. Для регулирования подобных ситуаций законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Поскольку в случае безвестного отсутствия гражданина в основу можно положить как презумпцию жизни (предположение о том, что гражданин является живым, так как факт его смерти не установлен), так и презумпцию смерти (предположение о смерти продолжительное время отсутствующего гражданина), скорее всего более правильной будет являться позиция, при которой суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия с целью устранения неопределенности в субъекте отношений.

Согласно гражданскому законодательству гражданин, по заявлению заинтересованных лиц, может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства (глава 28 ГПК), при этом оцениваются все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения.

Правосубъектность — предусмотренная действующим законодательством способность индивидуальных и институциональных участников образовательных отношений быть носителем образовательных субъективных юридических прав и юридических обязанностей.

Правосубъектность всякого субъекта представляет собой органическое единство его двух правовых качеств — правоспособности и дееспособности. Если правоспособность — предусмотренная правовыми нормами способность субъекта (индивида или организации) иметь юридические субъективные права и нести юридические обязанности, то дееспособность — предусмотренная правовыми нормами способность субъекта своими собственными (либо через своего законного представителя) силами осуществлять эти права и обязанности — использовать первые и выполнять вторые.

Важно отметить, что в сфере образования и правоспособность, и дееспособность принадлежит только лично каждому индивиду, но не его законным представителям: никто не может получить образование (учиться) вместо кого-то.

Законный представитель может представлять субъекта лишь в комиторных отношениях (например, в вопросах оплаты обучения, перевода родителями своего ребенка из одной школы в другую и т.п.), т.е. тех, которые предшествуют образовательному процессу, либо сопровождают и обеспечивают его.

Образовательная правоспособность возникает с того момента, как дети приступают к занятиям в дошкольном или школьном образовательном учреждении, т.е. в возрасте четырех-семи лет. Гражданско-правовая правоспособность возникает в момент рождения и прекращается в момент наступления смерти (ст. 17 ч. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994г. в ред. от 30.12.2012г. № 51-ФЗ (далее — ГК РФ)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. в ред. от 30.12.2012г. № 51-ФЗ (Изм.внесены Федеральным законом от 29.12.2012г. № 282-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Cт. 3301.. Дееспособность субъектов правоотношений других отраслей права возникает намного позже, в возрасте 16-18 лет. В образовательном праве не действует конструкция, характерная для гражданского права, когда недостающая дееспособность ребенка восполняется дееспособностью его родителей либо иных законных представителей. По мере получения начального и основного общего образования образовательная дееспособность ребенка постепенно расширяется, он самостоятельно своими действиями начинает реализовывать некоторые права обучающегося (например, участвовать в органах самоуправления образовательным учреждением), нести ответственность (за пропуски занятий, нарушение дисциплины, ненадлежащее выполнение заданий и т. п.). Соответствующие нормы, как правило, предусматриваются локальными актами образовательных учреждений. Однако ребенок или подросток по-прежнему не вправе самостоятельно, без содействия родителей (законных представителей) вступить в образовательное правоотношение или по своей воле прекратить его, а также самостоятельно реализовать некоторые другие образовательные права, т. е. его образовательная дееспособность не является полной и восполняется законными правомочиями родителей или иных законных представителей обучающихся.

Особенность образовательной правоспособности граждан заключается в том, что возможность вступать в образовательные правоотношения и соответственно приобретать определенные права и обязанности в зависимости от осваиваемой образовательной программы отраслевое законодательство связывает с двумя обстоятельствами: наступлением определенного возраста и/или наличием образовательного ценза (приобретением образования определенного уровня).

Например, поступить в образовательное учреждение (организацию) для освоения программы начального общего образования ребенок может по достижении так называемого «школьного возраста», определяемого как 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения им возраста восьми лет. Право поступления в образовательное учреждение (организацию) для обучения по иным образовательным программам увязывается законодателем с наличием у гражданина образования определенного уровня. Этот поход обусловлен, с одной стороны, особенностями образовательной деятельности, в частности, возможностью освоения ребенком этих программ в более раннем возрасте или быстрее, чем это установлено нормативными сроками, с другой — преемственным характером ряда основных образовательных программ в Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 17 Федерального Закона от 29.12.2012 в ред. от 30.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон РФ «Об образовании»)Федеральный закон от 29.12.2012 в ред. от 30.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Изм.внесены Федеральным законом от 30.12.2012г. №303) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей. Кроме того, установлено, что только среднее (полное) общее образование дает право на поступление в любой тип образовательного учреждения профессионального образования, в то время как основное общее образование является достаточным для поступления в основном в образовательные учреждения начального профессионального образования (ст. 22-25 Закона РФ «Об образовании»).

Обсуждая образовательную правоспособность в сфере общего образования, не следует упускать из вида, что основное общее образование является обязательным. Согласно п. 4 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся раньше. В этом отношении трудно согласиться с мнением В. М. Сырых о том, что ранняя образовательная дееспособность детей является полной, поскольку они сами своими действиями осваивают образовательные программы, а родители не принимают никакого участия в образовательном процессе и, следовательно, никак не восполняют дееспособность школьников. Вопрос о наступлении полной образовательной дееспособности в силу существующей сегодня некоторой правовой неопределенности является дискуссионным. Так, согласно п. 1 ст. 52 Закона РФ «Об образовании» родители (законные представители) имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением до получения несовершеннолетними детьми основного общего образования. Между тем п. 2. ст. 50 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования имеют совершеннолетние граждане РФ. Ввиду того, что обучение по образовательной программе основного общего образования, как правило, завершается в 14-15 лет, правовое положение в образовании несовершеннолетних в возрасте 16-18 лет оказывается неопределенным. Эта коллизия, безусловно, требует законодательного урегулирования.

Отдельную проблему представляет правовое регулирование образовательной дееспособности одаренных детей, способных закончить освоение программы основного общего образования, например, в 9-10 лет, а среднего (полного) общего образования — в 12 и поступить в этом возрасте в вуз. Рассмотренные положения свидетельствуют о наличии образовательной дееспособности граждан как отдельного института, имеющего значительные отличия от аналогичных институтов в других отраслях права, прежде всего, гражданского. Если полная гражданская дееспособность, за некоторыми исключениями, наступает с 18-летнего возраста, то о наступлении полной образовательной дееспособности, на наш взгляд, можно говорить существенно раньше, начиная с 14-15 лет. По общему правилу критерием здесь выступает не возраст, а факт получения основного общего образования, свидетельствующий о возможности приступить к освоению образовательной программы следующего уровня.

Во-вторых, образовательная дееспособность граждан отличается возможностью частичного восполнения, в то время как в гражданских правоотношениях ответственность родителей и иных законных представителей (опекунов) восполняет не недостаток, а отсутствие дееспособности детей и подростков, а также психически больных лиц. Имеются и другие существенные особенности образовательной дееспособности. В частности, психически больные лица не могут быть полностью лишены образовательной дееспособности по решению суда, как это практикуется в гражданском праве. Кроме того, в силу специфики права на образование не может возникнуть и другая, типичная для гражданского права ситуация, когда правоспособность и дееспособность принадлежат разным лицам.

Таким образом, возможность физического лица вступить в образовательное отношение в качестве управомоченной стороны определяется образовательной правосубъектностью, отличной от общей гражданской. Основные характеристики образовательной правосубъектности физического лица закреплены в законе. Следует отметить, что процесс ее формирования как юридической категории еще продолжается. Так, учитывая современные тенденции более раннего взросления подростков в связи с акселерацией, формирования у них самостоятельности и социальной ответственности в настоящее время обсуждается вопрос о пересмотре ряда возрастных цензов в образовании, установлении по ряду правомочий более ранней дееспособности. Таким образом, право- и дееспособность граждан и юридических лиц в сфере образования обладают своеобразными чертами, что обусловливается особенностями объекта и содержания образовательного отношения, условиями и задачами образовательной деятельности.

2. Расписание учебных занятий для студентов вуза предполагало проведение пары учебных занятий продолжительностью 100 минут. Студенты первого курса тяжело воспринимали преподаваемый материал и обратились за помощью к ректору. Ректор своим приказом установил 5 минутный перерыв для студентов первого курса после каждого академического часа (50 минут). Законен ли такой режим проведения занятий? Какая максимальная нагрузка устанавливается для студентов вузов? Где это закреплено

образование правоспособность дееспособность экстернаты

Решение:

Согласно ст. 42 Постановления Правительства РФ от 14.02.2008г. в ред. от 10.02.2009г. учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» (далее — Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о высшем учебном заведении)Постановление Правительства РФ от 14.02.2008г. в ред. от 10.02.2009г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» (Изм. внесены Федеральным законом 10.02.2009г. № 18-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 25.02.2008. № 8. Ст. 731. для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45 — 50 минут, таким образом, ректор поступил правомерно, издав указ о 5 минутном перерыве после каждого академического часа.

В соответствии со ст. 40 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о высшем учебном заведении» максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной

программы в очной форме устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.

Субъект правоотношений — это участник правоотношений, выступающий носителем предусмотренных законом прав и обязанностей и обладающий правосубъектностью.

Виды субъектов правоотношений:

1) физические лица (индивиды) — граждане государства, иностранцы, апатриды.

2) коллективные субъекты — это устойчивые, постоянные образования, характеризующиеся единством воли и цели деятельности, а также определенной внутренней организации.

Коллективные субъекты вступают в правоотношения в случае:

-реализации властных полномочий

-участия в социально-политической жизни общества

-осуществления хозяйственной и имущественной деятельности

Правосубъектность (праводееспособность) — это возможность и способность индивида или коллективного субъекта быть субъектом права, выражающиеся в 3х элементах: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

1. Правоспособность — это способность лица быть носителем прав и обязанностей предусмотренных нормами права (признаваемых государством):

1) общая правоспособность — это возможность иметь любые права и обязанности предусмотренные нормами права.

2) отраслевая правоспособность — это возможность иметь права и обязанности, предусмотренные той или иной отраслью права.

3) специальная правоспособность (профессиальная, должностная) — это возможность иметь права и обязанности при условии наличия специальных познаний или таланта.

2. Дееспособность — это способность осуществлять своими личными деяниями имеющие права и обязанности, предусмотренные нормами права.

1) полная дееспособность — это дееспособность, которая наступает с момента возможности реализации всех прав и обязанностей, предусмотренных законодательством государства в публичном и частном праве. Полная гражданская дееспособность с 18 лет.

2) ограниченная дееспособность — на основании судебного решения.

3) частичная дееспособность:

-с 6 до 14 лет — дееспособность малолетних

-с 14 до 18 лет — дееспособность несовершеннолетних

Физический возраст — это принципиальное различие между правоспособностью и дееспособностью.


3. Деликтоспособность — это способность лица или коллективного субъекта нести юридическую ответственность, предусмотренную нормами права за совершенные правонарушения.

Правосубъектность коллективных субъектов выражается в их компетенции (совокупности прав и обязанностей).

52. Субъективное право: понятие. Признаки и элементы структуры

Субъективное право – это закрепленная за управомоченным субъектом в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения лица в правоотношении, обеспеченная обязанностями других лиц и гарантированная государством.

Признаки субъективного права:

1. Субъективное право закрепляется в диспозиции правовой нормы;

2. Представляет собой возможное поведение лица (то есть этим правом можно воспользоваться, а можно и отказаться);

3. Представляет собой меру возможного поведения;

4. Это означает, что субъективные права ограничены интересами других лиц и нормами объективного права;

5. Обеспечивается юридическими обязанностями других лиц;

6. Осуществляется в интересах управомоченного лица (т.е. того, кому принадлежит субъективное право);

С точки зрения своего состава субъективное право состоит из определенных правомочий, то есть конкретных юридических возможностей. Субъективное право может состоять из одного или нескольких правомочий.

Состав субъективного права (виды правомочий):

1. Право на собственные действия, или право действовать;

2. Право на чужие действия, т.е. право требовать от других лиц исполнения юридических обязанностей;

3. Правопритязание, то есть право обратиться к компетентному государственному органу за защитой нарушенного права;

Субъективное право как мера возможного или дозволенного поведения состоит из нескольких элементов-правомочий, которые в совокупности составляют структуру субъективного права.

Однако более точной представляется позиция Н.И. Матузова, который в структуру субъективного права включает четыре правомочия, выражающихся в возможности:

— действовать, т. е в праве на собственное поведение управо- моченного лица (право-поведение);

— требовать, т. е в праве на должное поведение со стороны других лиц (право-требование)-,

— пользоваться определенным социальным благом, т. е в праве удовлетворять свои материальные и духовные потребности (право- пользование);

— иметь защиту, т. е в праве обращаться в компетентные органы государства и привести в действие механизм принуждения в защиту своих интересов, если право нарушено (право-притязание).

Следует отметить, что субъективное право подкрепляется соответствующей юридической обязанностью (юридической — значит закрепленной в соответствующих нормативно-правовых актах).

Например, праву лица на получение образования (ст. 43 Конституции РФ) корреспондирует обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечить эту возможность (построить образовательное учреждение, оборудовать его, содержать штат преподавателей и г. д.). Такая обязанность вытекает как из Конституции РФ (ст. 2,17, 43), так и из текущего законодательства (прежде всего Закона РФ «Об образовании»).

Праву работника полиции проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если есть основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения (ст. 11 Закона РФ «О полиции»), корреспондирует обязанность лица представить такой документ.

Если же правовой обязанности нет, то имеет место простое дозволение, а не субъективное право. Например, каждый может прогуливаться по улице, заводить дома кошку или собаку, ходить за грибами и ягодами. Здесь действует дозволительный принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Так, никто не обязан гарантировать предоставления тех же кошек, подвозки до места сбора грибов, и поэтому нет оснований говорить о субъективном праве.

Итак, в современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях: объективное право, субъективное право.

Добавить комментарий