Признание торгов несостоявшимися

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Тендер
  • Несостоявшийся аукцион

В ходе электронных торгов — аукцион, согласно законодательству, может не состояться. Условия признания его таковым регулируются статьями 66-69 закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…». Данная норма закона описывает применяемый порядок проведения процедур на электронной площадке.

В частности, признание аукциона несостоявшимся позволяет подписать контракт с одним участником либо провести торги в другой форме.

Речь идет о том, что при закрытии тендеров без заявок, госпредприятие получает возможность провести подбор поставщика методом запроса предложений. Рассмотрим наиболее типичные сценарии несостоявшихся торгов.

Единственная заявка — порядок действий

Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга.

Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.

При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей.

Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.

Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям. Учитывайте, что рассмотрение единственной заявки возможно, если в течение 10 минут после начала торгов поставщиком было подано предложение о стоимости (ст. 68 ФЗ-44, ч. 20). Как минимум оно должно на 0,5% быть ниже НМЦК.

Если аукцион не состоялся и ни одна заявка не соответствует требованиям, то заказчик может осуществить закупку способом запроса предложений.

Аукцион признан несостоявшимся — не подано ни одной заявки

Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.

Итак, тендер признается несостоявшимся, если:

  1. подана одна заявка;

  2. отсутствие заявок;

  3. зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;

  4. в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.

Подготовка заявки для любого вида закупок

от 1 рабочего дня с оплатой за результат

Заказать

Несостоявшийся аукцион — последствия

Как мы писали выше, в зависимости от причин признания несостоявшегося торга заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком или провести новый тендер в форме запроса предложений или иной установленной законом.

Повторные торги

Проведение повторного торга также осуществляется на основании ФЗ-44. В настоящий момент госзаказчик вправе подобрать контрагента только способом запроса предложений, но в скором времени ожидаются новые поправки, которые потребуют доп. согласований.

Чтобы подать заявку на участие в торгах без нарушений и соответствующей требованиям заказчика, лучше всего обратиться к специалистам. Компания РусТендер уже имеет значительный опыт работы в данном направлении, поэтому качественно и в короткие сроки сможет подготовить все необходимые документы и передать их на площадку для участия в аукционе.

Статья 13. Признание торгов несостоявшимися

Повторные торги. Отказ в проведении торгов

1. Торги признаются несостоявшимися в случае, если:

1) в торгах участвовало менее двух участников;

2) ни один из участников торгов при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет;

3) ни один из участников конкурса, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, по решению конкурсной комиссии не был признан победителем конкурса;

4) победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

2. Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить внесенный участниками несостоявшихся торгов задаток. В случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, внесенный победителем торгов задаток ему не возвращается.

3. В случае признания аукциона по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства по причине участия в аукционе менее двух участников, единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка по начальной цене аукциона.

4. Организатор торгов, в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе при отказе единственного участника от заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка для жилищного строительства, вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы и уменьшить «шаг аукциона» не более чем на пятнадцать процентов без проведения повторной оценки.

5. Организатор торгов, сделавший извещение о проведении торгов, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса не позднее, чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случае проведения торгов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства или их комплексного освоения в целях жилищного строительства, организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона.

В случаях, когда организатор торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб и возвратить денежные средства, полученные у претендентов за продажу конкурсной документации.

Несостоявшийся аукцион — не редкость в мире государственных закупок. Однако это далеко не всегда означает, что победитель не будет определен. Кроме того, в некоторых случаях контракт будет заключен на достаточно выгодных, в плане цены, для участника условиях. При этом есть и другие последствия для обеих сторон, определенные статьей 71 Федерального закона №44. Они зависят в первую очередь от причин, по которым аукцион признан несостоявшимся.

Аукцион не состоялся из-за того, что не подано ни одной заявки

В этом случае заказчику не с кем заключать контракт, так как желающих нет. Однако для того, чтобы не тратить драгоценное время на проведение нового аукциона, частью 4 статьи 74 предусмотрена возможность изменить вид торгов на запрос предложений. При этом заказчик не вправе менять предмет закупки. Что касается сроков исполнения и цены, они не обязательно должны оставаться прежними, но формально и их рекомендуется «не трогать». Приглашения к участию представитель заказчика направляет тем, кого считает способными исполнить контракт. Одно из самых важных условий — наличие положительного опыта сотрудничества по аналогичным закупкам в течение последних 1,5 лет.

Аукцион признан несостоявшимся из-за того, что заявку на участие подал единственный участник

В этом случае заказчик получает от оператора для рассмотрения сразу обе части заявки. Если они признаются соответствующими требованиям Федерального закона №44 и документации, то, на основании части 1 статьи 71 этого закона с этим участником заключается контракт по начальной (максимальной) цене. При этом есть один важный момент. В случае, если победитель, несмотря на то что он не участвовал в самой процедуре аукциона, откажется от подписания контракта, то сведения о нем попадут в Федеральную антимонопольную службу как об уклонившемся. Доказать свою правоту будет очень непросто.

Аукцион признан несостоявшимся по результатам рассмотрения первых частей заявок

В этом случае события могут развиваться по двум сценариям: отклонены все заявки или допущен только один участник. Если действует первый сценарий, то исход понятен — аукцион придется проводить заново. При этом возможно изменение способа закупки на запрос предложений — на тех же условиях, что и при отсутствии заявок.

Ситуация с допуском одной заявки аналогична допуску единственного участника. Если ее вторая часть соответствует требованиям Федерального закона №44, то на основании части 2 статьи 71 можно заключать контракт по начальной (максимальной) цене. Некоторые заказчики считают, что на это нужно, в соответствии с требованиями пункта 25 части 1 статьи 93, разрешение контролирующего органа. На самом деле с 1 января 2015 года там четко указано, что согласование необходимо в ряде случаев, за исключением тех, которые предусмотрены частями 1-3.1 статьи 71 Федерального закона №44.

В ходе аукциона не подано ни одного ценового предложения

Крайне редко, но бывают случаи, когда все участники, подавшие заявки и допущенные к процедуре аукциона, решили не принимать в нем участия. Фактически — это парадоксальный случай. Казалось бы, желающих нет — «дело закрыто». На самом деле контракт может быть заключен по начальной (максимальной) цене с тем из допущенных участников, кто подал заявку первым. Единственное, что нужно для этого, на основании части 3 статьи 71 Федерального закона №44 — желание обеих сторон. Еще раз хочется отметить, что согласование контролирующего органа и в этом случае не требуется, так как все вопросы, качающиеся частей 1 — 3.1 статьи 71 законом отдаются на усмотрение заказчика.

Аукцион не состоялся по результатам рассмотрения вторых частей заявок

Такая ситуация может возникнуть, если в результате рассмотрения вторых частей заявок соответствующей требованиям Федерального закона №44 признана соответствующей только одна из них, или все участники и вовсе отклонены.

Во втором случае вопрос решается однозначно — контракт не заключается и заказчику придется проводить аукцион вновь. В первом случае контракт заключается на основании статьи 3.1 44-ФЗ. При этом победителем признается не тот, кто предложил минимальную цену в ходе аукциона, а тот кто верно оформил документы, входящие в состав заявки. Отказаться от подписания контракта участнику, вторая часть заявки которого соответствуют требованиям документации и закона, нельзя.

Итак, в заключение еще раз хочется отметить несколько моментов, на которые нужно обратить внимание сторонам, если аукцион не состоялся:

  1. с 1 января 2015 года, по какой бы причине это не произошло, в случае если контракт все же заключается на основании частей 1-3.1 статьи 71, согласования контролирующего органа для этого не нужно;
  2. в случае, если заказчик проводит аукцион повторно или меняет способ размещения заказ на запрос предложений, он в обязательном порядке должен внести изменения в план-график и, если есть необходимость, а план закупок;
  3. во всех случаях, за исключением того, когда по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено несколько участников, и не один из них не вышел с ценовыми предложениями на процедуру, участник, признанный победителем, обязан подписать контракт. Согласования сторон на это не требуется!

Понятие

Признание торгов несостоявшимися является законодательно нормированной процедурой, описанной в Постановлении Правительства РФ № 480 от 24 мая 2014 года. При этом несостоявшиеся торги и закупка, считающаяся отмененной, — это юридически непересекающиеся понятия, которые следует различать:

  1. Недействительной закупка признается в тех случаях, если организатор процедуры нарушил действующие правила законодательства РФ, в частности, изложенные в 44-ФЗ и 223-ФЗ. При этом если закупочная процедура отменяется уже после объявления победителя и заключения с ним контракта, тогда данный контракт должен быть аннулирован в принудительном порядке. Кроме того, отменить закупку имеет право лично организатор процедуры по своим причинам, либо по полученному предписанию от надзорных органов.
  2. Случаи, когда закупка не состоялась, определены положениями, изложенными в упомянутом Постановлении Правительства, и не зависят от решения организатора процедуры или вмешательства надзорных органов. При этом в 44-ФЗ есть список нормированных условий для присвоения закупке статуса несостоявшейся, тогда как в 223-ФЗ данные условия разрабатываются самим заказчиком.

Торги признаются несостоявшимися по 44-ФЗ для конкурсных процедур, если:

  • не было прислано ни одной заявки от потенциальных участников;
  • все заявки были отменены комиссией, оценивающей участников;
  • победитель торгов уклонился от заключения контракта, а второй после него участник в списке отказался от предложенного ему по очереди сотрудничества. По закону он имеет на это полное право без каких либо последствий;
  • итоги предквалификационного отбора не выявили подходящих претендентов, либо только одна заявка подошла под указанные документацией требования;
  • на участие в конкурсе была размещено только одно заявление, либо только единственный участник подходит под требования, перечисленные в документации.

Для аукционных торгов:

  • не было ни одного участника в процедуре;
  • по итогу изучения первых частей заявок все поставщики были отменены комиссией;
  • после ознакомления со вторыми частями заявок не было выявлено участников, подходящих под указанные в документации требования;
  • подано только одна заявление либо только единственный поставщик подходит требованиям документации после изучения первых или вторых частей заявок;
  • после старта торгов в течение 10 минут не было сделано ни единого ценового предложения от допущенных к торгам лиц;
  • победитель уклонился от подписания контракта, а следующий за ним по очереди участник отказался от сотрудничества (никаких санкций для второго участника при этом не предусмотрено).

Для запроса котировок:

  • не было прислано ни одной заявки на участие в процедуре;
  • была размещена единственная заявка либо только один участник подходит под требования документации;
  • все рассмотренные заявки были отклонены комиссией.

Порядок признания процедуры несостоявшейся по 223-ФЗ зависит от условий, изложенных заказчиком в положении о закупке. Таким образом, регламент составляется самим организатором и должен быть изучен поставщиком до момента подачи заявки на участие в процедуре.

Многие заказчики берут в качестве основы положения указанные в 44-ФЗ и дополняют их собственными, более гибкими условиями. Поставщикам же необходимо внимательно изучать данные пункты в положении о закупках, а также свериться с нормами Гражданского Кодекса РФ и закона о защите конкуренции.

Последствия

Для заказчика существует два варианта развития событий, которые зависят от количества заявок, поданых на участие в процедуре.

Так, если не было ни одной заявки:

  • в запросе котировок или конкурсе можно увеличить срок приема заявлений на 4 и 10 дней соответственно. Если участников не было и после продления, необходимо внести изменения в план-график закупок и через день провести повторное размещение процедуры;
  • в аукционе, признанном несостоявшимся, или повторно проводимом конкурсе следующая процедура проводится путем запроса коммерческих предложений.

Если был зарегистрирован только один участник, подходящий по требованиям документации, организатор торгов имеет право подписать контракт с этим единственным поставщиком.

Для поставщиков все еще проще. Если ваша заявка оказалась единственной поданной в процедуре либо прошедшей проверку на соответствие документации, вы обязаны заключить контракт с заказчиком.

При этом при проведении аукциона действуют следующие правила:

  • заключение контракта по сумме НМЦК, если никто из претендентов (включая вас) не совершил ни одной ставки, но ваша заявка подходит под требования документации;
  • по указанной вами цене, если вы являетесь единственным поставщиком, вторая часть заявления которого полностью соответствует требованиям заказчика.

При этом единственный поставщик не может отказаться от заключения контракта. В противном случае он может быть добавлен в список недобросовестных поставщиков на законных основаниях.

Добавить комментарий