Проблема правового государства

Библиографическое описание:



Статья посвящена исследованию проблем формирования правового государства в России. Рассмотрен вопрос о влиянии государства и личности в правовом государстве, обозначены проблемы, негативно влияющие на формирование в стране основ правового государства. Выявлены основные способы развития правового государства в России.

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством .

Правовым государством является результат общества, целью которого является служение интересам общества, защита прав и свобод человека.

Отличием правового государства является его способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом, с целью защиты прав и свобод личности, а также на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан и на справедливое урегулирование конфликтов и противоречий.

Актуальность данной темы объясняется тем, что построение правового государства непосредственно затрагивает интересы всех слоев общества, политических партий. Правовое государство является сложным, внутренне противоречивым общественно-политическим явлением, влияющим на судьбы общества, и имеющим многообразие выполняемых задач и функций.

Именно поэтому внимание таких отечественных политологов и правоведов, как Тихомиров Ю. А., Томилина Е. Е., Андронов И. В., Грязнова Т. Е. И др., направлено на проблему анализа концепции правового государства, чтобы выявить те части, использование которых возможно в современной политической реальности.

Проблемы становления правового государства в России во многом связаны с отсутствием достаточного исторического опыта. В начале 90-х годов началось быстрое движение в сторону правового государства, в то время, как опыт эволюционного развития политических институтов и государства, а также постепенное укрепление правовой базы правового государства-практически отсутствовал.

Нерешённым остаётся вопрос, по какому пути развиваться теории правового государства в России. Некоторые склонны полагать, что Россия должна следовать за западными странами англо-саксонского типа, и опираться на теорию и практику некоторых стран. Другие же, считают это невозможным, так как Россия шла по своему пути, и принципы других стран просто не приживутся в нашем обществе.

Следует отметить, что в нашей стране долгое время использовались практически все способы осуществления социального идеала, кроме собственно-правовых (политические, военные, экономические и т. д.). Тех мероприятий, признаков и черт, которые характерны для правового государства, сейчас крайне недостаточно для российской действительности .

Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности свободы личности по сравнению с другими ценностями). Но выделяются и характерные для отдельных стран особенности и проблемы построения правового государства.

В странах англо-саксонского права понятие правового государства сводится к государству, создаваемому и подконтрольному гражданскому обществу (его представительному органу). Для России же правовым является государство, которое ограничивает себя законом и гарантирует его верховенство. Это объясняется слабой степенью разработанности теории правового государства, понимания его сущности.

Правовое государство может быть построено только на основе гражданского общества, развитость которого, в свою очередь, зависит от степени реализации принципов правового государства.

При исследовании проблем правового государства необходимо анализировать возникающие вопросы как с позиции нормы права и правового регулирования, так и с точки зрения справедливости деятельности государства и выполнении им своего долга по отношению к обществу .

Проблемой является повышение качества закона с точки зрения его информационного обеспечения, обоснованность определения правовых целей и средств их достижения, статусов участников, баланса норм материального и процессуального права.

Существует необходимость обращаться к методикам оценки регулирующего правового воздействия, т. е. разработка системы прогнозных правовых показателей и способов оценки рисков, совершенствование механизма экспертной деятельности и порядка планирования законопроектной работы. Нашей стране, где нормы законов постоянно нарушаются, бездействуют, необходимы комплексные подходы к правовому обеспечению государственной деятельности. Огромное значение имеет создание стратегических документов (например: о научных концепциях развития российского законодательства).

Без единого, внутреннего, не противоречащего законодательства, невозможно успешное формирование правового государства, т. к. это приводит к конкуренции федеральных законов и местных законодательных актов, а это является следствием межнациональных конфликтов, имущественным и территориальным спорам.

Одним из главных признаков правового государства является разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Однако, президент не относится ни к одной из указанных ветвей, хотя и является центральным звеном государственной власти. Это приводит к ослаблению каналов взаимодействия ветвей власти между собой, а это, в свою очередь, означает их неизбежное столкновение и противоборство, вопреки общепубличным интересам. Законодательная власть не способна обеспечивать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по реализации федеральных законов.

Следует усилить законодательную власть на всех уровнях и улучшить работу правоохранительных органов. Для устранение такой проблемы, как коррозия свободы слова, манипулирование общественным сознанием, следует ограничить влияние государства на средства массовой информации. Необходимо обеспечить доступность правосудия для всех граждан.

В законах и положениях должны быть четко указаны полномочия публичных, общественных и корпоративных институтов в сфере правотворчества и правоприменения, а также виды и основания ответственности за нарушения обязательств.

Правильное сочетание норм международного и национального права помогает обеспечивать свой суверенитет, а также признает приоритет международно-правовых принципов и норм. Это, в свою очередь, поможет развить сотрудничество со многими странами, открывая путь для активного участия России в делах международных организаций и межгосударственных объединений.

Характеристика России как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Оно призвано оптимизировать виды деятельности в обществе и условия жизни. В реальной жизни ни одно государство не существует без коррупционных проявлений, нарушения конституционных и иных правовых норм, что, несомненно, является значимым отклонением от нормативно-ценностных ориентиров .

К сожалению, практика отстает от правовых моделей, и пока институты, чиновники и все граждане не освоят их в полной мере, государство не сможет быть признано правовым и фактически адекватным его принципам.

В Законе России необходимо провести преобразования, которые поспособствуют созданию в нашей стране реального правового государства и сильной демократической власти, подчиненной праву. На данный момент закреплённые принципы и нормы носят больше декларативный характер, в то время как идею правового государства должны реализовывать государственные органы и должностные лица именно на практике.

Многие российские учёные среди признаков правового государства выделяют юридическую защиту личности, эффективно действующие правоохранительные органы и соблюдение законности. В России необходимо более жёстко систематизировать законодательство. Вообще, деятельность органов государства часто неэффективна, но следует отметить и позитивные тенденции: правотворчество осуществляется на более демократических основах, меняется судебная система, а также меняется поведение граждан в сторону правомерного. В судебной практике допускаются ошибочные решения и частым является проявлением коррупции, что отрицательно сказывается на эффективности работы судов и на реальном доступе граждан к правосудию . Необходимо усилить персональную ответственность за нарушения прав граждан, т. к. Основная проблема как раз не в закреплении прав, а в их обеспечении и защиты реализации.

Сейчас в России низкий уровень экономики, что приводит к отставанию от ведущих стран мира. Существует проблема взаимодействия правящей элиты и государственного аппарата. В России слабый уровень среднего класса, а каналы взаимодействие государства и гражданского общества в полной мере не сформированы.

Оформление среднего класса возможно при существовании определённого комплекса факторов: внешнего (стабилизация социально-экономических, политических институтов, а следовательно открытость действий власти) и внутреннего (формирование системы социокультурных ценностей и развитие автономной активности).

Следует преобразовать социально-экономическую и политическую системы (преобразование собственности). Это объясняется тем, что при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, правовое государство невозможно . Воздействие на экономику со стороны государства должно сводиться лишь к налоговому, кредитно-финансовому регулированию, а также к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности, ведь прямое вмешательство государства в экономику является посягательством на экономическую свободу, и служит тормозом её развития.

Неотъемлемой составной частью политики государства считается реализация социальной программы, которая направлена как на культурное развитие, так и на улучшение экономического положения народа. Таким образом, правовое государство помимо формального определения в своей деятельности правом, должно также выражать нормы социальной справедливости, что является его высшим назначением.

Разнообразные исследования показывают, что несмотря на постоянный рост законов, отношения граждан к праву является пассивным. Это является следствием деформации правосознания. Чтобы изменить данное отношение граждан к государству, необходимо определить типологию правовых статусов граждан, в основе которых находятся публичные и частные интересы, а также социальные роли, которые они играют. Базовым является конституционный статус гражданина, а его содержание составляет признание приоритета прав и свобод человека.

Правосознание российского общества оценивается как невысокое. Право испытывает процесс формирования и содержит множество пробелов и противоречий; используются старые акты; а также право формируется узкой группой людей, которые зачастую лавируют свои интересы.

Для цельного гражданского общества требуется высокий уровень правосознания и правовой культуры. Государство должно предоставлять достойные условия жизни населению, социальные льготы. Это утвердит частное право и последуют налоги государству для тех же социальных льгот, а это поспособствует устойчивости в экономическом секторе страны. Такой признак правового государства, как широкие права и свободы личности, а также взаимность прав и обязанностей гражданина, государства и общества в России соблюдается, но частично. Так, существуют различные пособия, выплаты, но суммы их настолько малы, что существовать на такие деньги в правовом государстве не представляется возможным. Правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека и становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни.

Государству также следует уделить внимание коллективным правам (права на национальное самоопределение, определение прав представителей наций) .

Таким образом, для реализации идеи правового государства, т. е. для реализации положений, заложенных в концепции правового государства, должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений. Конституционная модель России остаётся не сформированной до конца, а это говорит о том, что прежде всего следует довести до конца процесс формирования всех конституционных институтов. По сути, России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного принципа правового государства. Государство не может обеспечить в должной мере права и свободы граждан в различных сферах (науки, образования, социального обеспечения).

Путь к правовому государству довольно долгий и не простой, и его построение должно иметь стратегию и тактику. Сейчас нельзя сказать о наличии в полной мере правового государства в России. Правовое государство несомненно имеет свою специфику, но в целом развивается по пути многих стран Запада. Процесс его формирования имеет свой естественный темп, который вряд ли можно ускорить, учитывая то, что Россия в современный период находится в состоянии кризиса, а это только обостряет трудности на пути движения к правовому государству.

И в заключении хочется привести слова Ковалёва С. А.: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти Россия никогда не стане ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятного для каждого рабочим механизмом решения общих задач».

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. —№ 31. —2014. —Ст.4398.
  2. Тихомиров Ю. А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование—№ 5. —2011. —Ст.3–10.
  3. Томилина Е. Е., Кузнецова Ю. А. Актуальные проблемы правового государства на современном этапе развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —№ 2–2. —2015. —Ст.3–10.
  4. Тихомиров Ю. А. Эффективность законодательства в экономической сфере. М.: Волтерс Клувер. —№ 5. —2010. —С. 18–27.
  5. Ерофеева К. В., Воронова Т. А. Проблемы формирования правового государства в современной России // Студенческий научный форум. —2012. —С. 5–10.
  6. Грязнова Т. Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в Российской юридической науке конца XIX начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Право». —№ 2 (39). —2014. —С. 18–29.
  7. Бусурманов Ж. Д. Евразийский союз в контексте прав человека: взгляд из будущего на интеграционный проект // Государственное управление и государственная служба. —№ 3. —2013. —С. 29–32.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Россия, государство, гражданское общество, полная мера, свобода человека, влияние государства, законодательная власть, отношение граждан, правовая культура.

Основы формирования правового государства

Определение 1

Исходя из норм Конституции Российской Федерации можно сделать вывод, что Российской Федерации выступает в качестве демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, что закреплено в части 1 статьи 1. Данная статья указывает на такие признаки, как наличие демократии, федерализма, правовых основ и республиканской формы правления.

Таким образом, можно выделить следующие признаки РФ как государства из указанного определения:

  • демократическое государство;
  • федеративное государство;
  • правовое государство;
  • республиканская форма правления.

Указанные принцип именуются как Конституцией РФ как уже существующие, однако в свете развития многих государственных структур видится, что пока что это является целью, к которой государству и его государственным органам необходимо стремиться.

Процесс становления правового государства важен для формирования гражданского общества, в то же время он требует определенных целенаправленных усилий в данной сфере. Нельзя ввести правовое государство каким-либо единовременным актом, даже если этот акт обладает высшей юридической силой, вроде Конституции РФ, так как данная астма может стать результатом чистого законодательства. Общество органически должно пережить данный процесс и перейти к правовому государству только в том случае, если оно созрело для этого.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Проблемы формирования правового государства 430 руб.
  • Реферат Проблемы формирования правового государства 230 руб.
  • Контрольная работа Проблемы формирования правового государства 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Проблема создания правового государства

Проблема создания правового государства является не только юридической, хотя первоначально оно выступает именно в качестве законодательной проблемы, проблемы создания системы, которая способна связать государство в единый целостный элемент. Однако при этом учитывается преобразование собственности, ведь отношения собственности играют очень важную роль в формировании правового государства, определяя зачастую режим правления.

Без надлежаще урегулированных правоотношений в данной сфере невозможно выполнение этих функций и задач, которые стоят перед государством. Россия сегодня столкнулась с одной из самых сложнейших и актуальных проблем, а именно, это стремление создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не будет обладать признаками фильмы деспотизма, где власть не имеет приоритет над правым или народом, а подчиняется и праву, и народу, который является источником данного права.

Ряд шагов в данном направлении был сделан за последнее десятилетие. Например, закон стал критично относиться к лицам, которые обладают властью. Первое лицо стало объектом публичной критики. Это стало важным прорывом, так как в правовом государстве к руководящему лицу не должны относиться как к святому или богу, а оценивать его функции и полномочия исходя из того, как он их выполняет это, удовлетворительное или нет. Если результаты деятельности данного лица не удовлетворяет общество, последние должна высказать свое мнение, критиковать.

Обостряется ситуация и тем, что России в современном периоде находится в состоянии кризиса, что создает препятствия для движения к правовому государству. Нередко нарушаются права и свободы человека и гражданина, растет количество преступных деяний, явление коррупции, все это играет негативную роль для развития правового государства.

Замечание 1

Для формирования правового государства России нередко заимствовала западные идеи, даже сама идея правового государства является заимствованной. Некоторые ученые предполагают, что такое заимствование принесёт порядок, согласие и демократию. Однако если вносимые изменения не адаптировать к российским условиям, это может повлечь зачастую непредсказуемый результат, в том числе и негативный. В нашей стране существует твой особый менталитет, своя правовая культура и ее уровень, свое правосознание, которое подвержено влиянию традиций, культуры, имеющейся у государства.

Российская действительность отличается рядом факторов, которые говорят о возможности адаптации европейских стандартов к российской действительности. Например, российский народ отличается низкой правовой активностью и инициативой, что обуславливает отношение россиян к праву как к социальному инструменту.

Для формирования правового государства необходимы следующие шаги:

  • формирование правового пространства;
  • формирование соответствующего законодательства;
  • формирование правового общества, влияние на правосознание;
  • формирование личности, в частности, применение методов правового воспитания.

Указанные методы позволят в полной мере сформировать правовое государство, хотя, конечно, для производства любых процессов требуется время и анализ произведенных ошибок.

Проблемы становления правового государства всегда волновали величайшие умы человечества. С древних времен и до настоящего времени актуальными остаются вопросы:

  1. Что есть правовое государство?
  2. Когда возникла идея правового государства?
  3. Какового назначение и значимость правового государства?

Во все времена юристы, философы и историки пытались провести классификацию такого сложного явления как правовое государство.

Понятие и условия становления правового государства

Определение 1

Правовое государство – это особенное государство, где созданы условия для обеспечения свобод и прав человека и гражданина, в котором не допустимо злоупотребление властью.

Основополагающим условием для становления правового государства является сформированное гражданское общество.

Так же к условиям формирования правового государства относят:

  • Государственное управление в соответствии с законодательством,
  • Всеобщее равенство перед законом,
  • Независимость суда,
  • Система разделения властей,
  • Правосудие,
  • Действенный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.
  • Курсовая работа Проблемы правового государства 480 руб.
  • Реферат Проблемы правового государства 220 руб.
  • Контрольная работа Проблемы правового государства 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Проблемы построения правового государства

Говоря о проблемах построения правового государства ученые указывают на то, что приоритетными задачами выступают материальные ценности. Конечно же, это верно, но вызывает большие вопросы. То есть правовое государство должно строиться со смешением в социальную сторону. Правовое государство возникнет только там, где в обществе произошли существенные культурные, правовые и политические изменения.

Формирование правового государства означает, что происходит становление не только формальное, но также и реальное господство законов во всех областях жизни.

Современная Россия провозглашена правовым государством (в Конституции РФ). Для формирования правового государства были приложены существенные усилия, однако утверждать, что в нашей стране развита идея правового государства – нельзя. Для создания правового государства необходимо выполнить ряд существенных условий, которые определят дальнейшие преобразования.

В первую очередь обязательно нужно достичь высокого уровня правовой культуры населения, искоренить правовой нигилизм, провести моральное оздоровление граждан. Сами граждане должны стремиться выполнять законодательство. На практике в современной России происходит разочарование в государственном управлении, люди стремиться обойти законы для своей выгоды. В правовом смысле больше половины населения не образована.

Как уже говорилось, важным является создание единого внутреннего законодательства, которое не противоречило бы самому себе. Проблема заключается в том, что совершенствование законодательства происходит слишком медленно.

В правовом государстве население в основном должно быть представлено средним классом. На деле же в настоящее время произошло сильное расслоение на богатых и бедных, средний класс остался размытым.

Также существенной проблемой выступает отсутствие действенного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Граждане не могут рассчитывать на защиту своих нарушенных прав и законных интересов.

Исходя из перечисленных проблем следует сделать вывод, что Российская Федерация не является правовым государством. К реализации данной теории должны стремиться все страны мира. Но недостаточно объявлять себя правовым государство, нужно усиленно работать в данном направлении.

Замечание 1

Подводя итог следует сказать, что доктрина правового государства так и остается всего лишь доктриной. Она красиво звучит, однако ни одна страна мира не является в полной мере правовым государством.

Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905-1907 начался переход к конституционному строю, а после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х – начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление.

Конституция Российской Федерации закрепила в концентрированном виде концепцию и институты правового государства. Во-первых, это один из признаков России как государства. Во-вторых, человек, его права и свободы признаны высшей ценностью и являются непосредственно действующими. В-третьих, закреплено верховенство Конституции и закона. В-четвертых, установлен принцип соответствия национальных норм общепризнанным международным принципам и правилам. В-пятых, учреждены государственные институты для обеспечения законности и охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Признаки правового государства отражают как его концепцию, так и нормативную модель. В реальной жизни России, так же, как и других государств, наблюдается сложное восприятие и реализация принципов и норм. На практике часто допускаются нарушения конституционных и иных правовых норм, коррупционные проявления, что сопровождается «теневым» правом и заметными отклонениями от нормативно-ценностных ориентиров, разрыв между словесным и письменным признанием и реальными делами. Мера отклонений не должна ломать концепции и модели.

Характеристика России как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Оно призвано оптимизировать виды деятельности в обществе и условия жизни. Но пока не все элементы правового государства развиты в равной мере, «нагромождение» актов не сопровождается другими процессами.


Практика отстает от правовых моделей, и пока институты, чиновники и все граждане не освоят их в полной мере, государство не сможет быть признано правовым и фактически адекватным его принципом.

Важно подчеркнуть, что необходимым и неотъемлемым признаком правового государства является свободное и автономное функционирование гражданского общества.

Таким образом, построение правового государства предполагает прежде всего становление полноценного гражданского общества.

В развитии российского правового государства наблюдаются диспропорции, когда развитость одних элементов сдерживается слабостью других. Громадному нормативному массиву не соответствует степень его реализации. Права и свободы человека часто нарушаются и выступают скорее не в качестве цели и обязанности, а лишь как один из аспектов деятельности государственных институтов.

Одной из проблем правового государства является проблема разделения властей.

В разделении властей есть серьезный смысл, хотя общая логика развития государства ведет к тому, что исполнительная власть ломает в силу преобладания своих ресурсов эту конструкцию. Поэтому для различных государств необходимо установление различных, но наиболее оптимальных способов соотнесения таких полномочий. Для России же стандарты соотнесения законодательной и исполнительной властей пока не выстроены. И тем более они не основаны на приоритете гражданина. То есть для нас это чисто символическая форма отражения реальности, которая, видимо, еще долго не будет реально достижима.

В связи с этим, важно отметить, что в принципе разделения властей существуют отдельные несоответствия теории с реальностью.

В первую очередь потому, что в институте президентства определенным образом сосредоточенны важнейшие функции как исполнительной, так и законодательной власти. Но, поскольку Президент на прямую не относится ни к одной из ветвей власти, он как бы координирует все три власти, возникает вопрос соответствует ли принципу разделения властей такое сосредоточение власти в руках президента. По нашему мнению, здесь прослеживается явное несоответствие.

Президент обладает определенными полномочиями, которые в некотором смысле выходят за рамки рассматриваемого принципа. К ним можно отнести практически «единоличное» право президента назначать ключевых министров без согласия парламента, а также фактически произвольно распускать Государственную Думу. Такой «передел» власти в пользу президента и исполнительных структур не только не уравновешивает их с законодательной и судебной властями, но также нарушает систему взаимных «сдержек и противовесов».

Закон, направлен на освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления и «желающих» откупиться от наказания, в качестве альтернативы, штрафом.

Помимо этого, действующий в России механизм разделения властей отличается большой сложностью исходя из культурных, социально-экономических и политико-правовых особенностей нашего государства, а также особенности системы государственной власти, что, предполагает сложные взаимоотношения между Президентом России и Правительством в целом, а также между Президентом России и отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Следовательно, можно сделать вывод, что, в нынешней России данный принцип разделения властей фактически только провозглашен, в реальности же он не действует.

Основные выводы

1. Идея правового государства является прогрессивной и отражает устойчивые потребности и представления человека и общества о справедливом государстве.

2. Российское государство на основе преемственности отечественного опыта проходит первую стадию становления как правового государства. Дух и принципы права еще не в полной мере определяют основные аспекты устройства и функционирования государства.

3. В развитии российского правового государства наблюдаются диспропорции, когда развитость одних элементов сдерживается слабостью других. Громадному нормативному массиву не соответствует степень его реализации. Права и свободы человека часто нарушаются и выступают скорее не в качестве цели и обязанности, а лишь как один из аспектов деятельности государственных институтов. Слабо действует правоохранительная система.

4. Гражданское общество пока еще терпимо относится к нарушениям принципов и норм правового государства, не считая их важнейшим критерием принятия и реализации государственных, экономических и социальных решений. Мера отклонения от нормативных моделей явно превышает нормальный уровень законности.

5. Предстоит в полной мере добиться системного развития права в целом и законодательства в особенности. Динамичное и содержательное правовое обеспечение сфер, отраслей и направлений управленческой, социально-экономической иной деятельности должно стать ее императивом. В повестке дня – юридическое прогнозирование, позволяющее праву быть «нормативным опережением» действительности.

6. Нуждаются в серьезном обосновании и уяснении принципы правового регулирования как основной способ преодоления противоречий и конфликтов, обеспечения общественного согласия. И в мировом сообществе правовые принципы и нормы служат гарантией стабильности, отражения всеобщих и региональных интересов и их сочетания с национальными интересами.

7. Нуждается в усовершенствовании принцип разделения властей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовое государство – государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Постепенно сформировалась доктрина правого государства, которую из-за проблем лингвистического перевода ошибочно приравнивали к доктрине верховенства права. Доктрина правового государства закрепила в себе основные концепции и признаки правового государства.

Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую историю. Сам термин «правовое государство» прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века (в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

История политико-правовой мысли показывает, что идеи правового государства разрабатывались с различных идеологических и теоретических позиций. Рассматривая данный концепт сегодня, не стоит слепо пытаться реализовывать его на практике.

Необходимо вдумчиво изучать имеющийся опыт и перенимать прогрессивные идеи в развитии правового общества. Как показывает практика, успешное развитие любого государства может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства во всех сферах жизнедеятельности общества.

Сущность правового государства закрепилась в его признаках.

В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости)

Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. (Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция – основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство — это, как правило, конституционное государство).

Разделение властей – распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и «ветвями власти», исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые «ветви власти» могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая «система сдержек и противовесов». Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Ни одно, даже современное, государство не соответствует столь высоким критериям правового (идеального) государства. В массовом сознании «правовое государство» воспринимается как государство, в котором власть основана на праве, т.е. им ограничивается и через него реализуется. Однако такое понимание, по сути верное, недостаточно для раскрытия феномена правового государства, представляющего собой сложную, многогранную систему.

Основные проблемы построения правового государства в России:

1. Идея правового государства является прогрессивной и отражает устойчивые потребности и представления человека и общества о справедливом государстве.

2. Российское государство на основе преемственности отечественного опыта проходит первую стадию становления как правового государства. Дух и принципы права еще не в полной мере определяют основные аспекты устройства и функционирования государства.

3. В развитии российского правового государства наблюдаются диспропорции, когда развитость одних элементов сдерживается слабостью других. Громадному нормативному массиву не соответствует степень его реализации. Права и свободы человека часто нарушаются и выступают скорее не в качестве цели и обязанности, а лишь как один из аспектов деятельности государственных институтов. Слабо действует правоохранительная система.

4. Гражданское общество пока еще терпимо относится к нарушениям принципов и норм правового государства, не считая их важнейшим критерием принятия и реализации государственных, экономических и социальных решений. Мера отклонения от нормативных моделей явно превышает нормальный уровень законности.

5. Предстоит в полной мере добиться системного развития права в целом и законодательства в особенности. Динамичное и содержательное правовое обеспечение сфер, отраслей и направлений управленческой, социально-экономической иной деятельности должно стать ее императивом. В повестке дня – юридическое прогнозирование, позволяющее праву быть «нормативным опережением» действительности.

6. Нуждаются в серьезном обосновании и уяснении принципы правового регулирования как основной способ преодоления противоречий и конфликтов, обеспечения общественного согласия. И в мировом сообществе правовые принципы и нормы служат гарантией стабильности, отражения всеобщих и региональных интересов и их сочетания с национальными интересами.

7. Нуждается в усовершенствовании принцип разделения властей.

Путь к правовому государству долгий и трудный, полный опасностей, заблуждений и иллюзий. Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться на тщательно продуманную стратегию и так­тику. Без учета опыта других государств здесь вряд ли обойтись, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традици­ями и реалиями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1) Всеобщая декларация прав человека (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года);

2) Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445;

Специальная юридическая литература

4) Айнутдинов Р.Ф. / Проблемы и перспективы развития правового государства в России: политологический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 1 (113). С. 209-219;

5) Алексеев Р.А. / Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 2. С. 83-88;

6) Гатин А.М. / Теория государства и права: Учебное пособие для вузов // А.М. Гатин. – СПб.: ИД Питер. 2012 – 356 с;

7) Дулич Л.М. / Системообразующие черты теоретической модели правового государства // Правовая культура. 2012. № 1. С. 77-85;

9) Дуденков А.В., Петрищева Е.Н. / Правовое государство: свойство и признаки // Юристъ — Правоведъ. 2013. № 3 (58). С. 87-89;

11) Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. – 656с, с.217;

12) Нерсесянц В.С. / Философия права – М., 1997. С.94;

13) Тихомиров Ю.А. / Правовое государство: проблемы формирования и развития. Материалы постоянно действующего научного семинара – Москва. Научный эксперт. 2011. № 4 (42);

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С.94.

Алексеев Р.А. / Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 2. С. 83-88.

Алексеев Р.А. / Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 2. С. 83-88.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ), ст.15

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ)

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. – 656с, с.217

Там же

Алексеев Р.А. / Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 2. С. 83-88.

Добавить комментарий