Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод. С позиций действующего уголовного законодательства их деятельность преступна. Но в этой сфере человеческой деятельности вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. Острейшая экологическая проблема в современной Российской Федерации — загрязнение окружающей среды. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма, включая репродуктивную. Средний возраст мужчин в Россиийской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений и хромосомных абераций. По отдельным промышленно-развитым российским регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. И лишь 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой российским населением питьевой воды не отвечает гигиеническим и санитарно-эпидемологическим нормам. Этот печальный список довольно обширен. Но и приведенные данные свидетельствуют, что всем гражданам необъятной и богатой ресурсами России пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть свмоуничтожение человека как вида.
Поэтому рразработка экологической политики государства, российского законодательства, научных аспектов экологического права — есть одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Другая сторона экологического права– возмещение причиненного природе или здоровью человека вреда. Она должна осуществляться в комплексе с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами и др. В настоящей работе рассмотрены основные аспекты развития экологического права, современной российской политики в сфере экологии и охраны окружающей среды, состояние этой проблемы, ее разработанность в экологическом праве, действующем российском законодательстве и на практике.
Экологическая политика современной России и экологическое право
За последние десятилетия масштаб человеческой деятельности, размеры и последствия ее воздействия природу качественно изменились. Традиционные антропоцентристские представления о взаимоотношениях общества и природы вошли в противоречие с реальностью, что подтверждается тревожными фактами антропогенного воздействия человека на окружающую среду. К началу 60-х гг. 20 в. возникла необходимость регламентировать неблагоприятное воздействие человека на окружающую среду.
Социально-правовая потребность в качественном углублении экологических знаний, практическом применении результатов экологических исследований сформировалась условиях мирового кризиса окружающей среды, вызванного антропогенными факторами и прежде всего человеческой деятельностью. Его острота и нeпpeдсказуемость последствий заставляют вспомнить пессимистическое предвидение Ж Б. Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, — предостерегал он еще в начале XIX в., что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» (Ламарк Ж. Б. Аналитическая система положительных знаний человека / /Избранные. произведения. В 2 т. М., 1959. Т. 2. С. 442).
В настоящее время экологические проблемы негативно влияют на жизнь 30-40% россиян. Неблагоприятное состояние окружающей среды является одной из важнейших причин обеспокоенности. Например, по результатам опросе проведенных ИСПИ РАН, для москвичей три основных причины обеспокоенности выглядели следующим образом преступность — для 56% респондентов, высокие цены -для 52%, экологическая ситуация — для 32%.
От экологической ситуации в стране (регионе) объективно зависят миграция, состояние здоровья, трудовая деятельность населения, политическая стабильность общества, а в конечном счете национальная безопасность. Например, следствием неблагоприятной экологической ситуации в Москве (загрязненность атмосферного воздуха оксидами азота и углерода, фенолом и т. д.) являются высокие уровни заболеваемости населения болезнями органов дыхания, на 25—40% превосходящие средние показатели по России.
Проблема занятости в регионах обостряется вследствие принудительного постоянного или временного закрытия экологически вредных производств, в особенности тех, которые являются градообразующими факторами.
Привычные и доступные для населения виды отдыха «не выживают» в условиях ухудшения экологической ситуации. Так, многочисленные случаи отравления грибами, имевшие место в Европейской России в 1994 г., были связаны с аккумулированием грибами солей тяжелых металлов.
Сложные экологические проблемы оказывают влияние на характер и остроту противоречий по линиям «центр — регионы», «регион — регион», а в условиях многонационального государства и на межнациональные отношения. Таким образом, ухудшение экологической ситуации ущемляет социальные потребности и противоречит интересам населения, вызывая социально-экологическую напряженность на региональном и национальном уровне. При определенных условиях данная напряженность приводит к возникновению социально-экологических конфликтов. Так, активное противодействие населения вызвало необходимость консервации завода по уничтожению отравляющих веществ, готового к пуску в Чапаевске.
Для современной России социально-экологическая напряженность является одним из основных факторов формирования неблагоприятной социальной ситуации в стране, что подтверждают результаты социологических исследований, проводимых ИСПИ РАН по репрезентативным выборкам с 1998 г. В 2000 г. уже 40% опрошенных отметили наличие существенной связи между экологической ситуацией и социальной напряженностью в месте своего проживания, а отрицали наличие данной связи — всего 9% респондентов. Саму же экологическую ситуацию в месте проживания оценили как крайне неблагополучную 27% опрошенных и как не вполне благополучную — 57%. Результаты экспертного опроса специалистов-экологов, выполненного в феврале 2002 г., не имеют качественных отличий от вышеприведенных.
Для нормального функционирования общества необходима эффективная научно обоснованная государственная экологическая политика, потребность в которой в результате нарастания кризисных явлений в области экологии усиливается. Развитие общества не может рассматриваться в рамках традиционной «двухкоординатной системы социально-экономических проблем. Экологический фактор развития общества настойчиво заявляет о своей приоритетности. «Если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, — пишет А. В. Яблоков, то все социальные проблемы теряют свой смысл»..
Необходимость в экологической государственной политике вытекает из трех особенностей нынешнего этапа развития России:
1) взаимоотношения общества и природы объективно вступили в опасную фазу, когда удовлетворение жизненных потребностей человека путем фронта ной атаки на природу вызывает в ней такие изменения, которые начинают потенциально угрожать существованию человека как биологического вида;
2) экологически опасные воздействия человека на природу вызваны к жизни социальными механизмами, которые и управляют экономической, военной другими сферами деятельности общества);
3) если справедливы предшествующие выводы, то социальный и природный аспекты жизни человека должны рассматриваться в неразрывном единстве. Не управляя социальными процессами, общество может сделать окружающую среду непригодной для существования человека, а не оздоровляя окружающую среду может вызвать к жизни разрушительные социальные процессы, способные прервать поступательное развитие цивилизации.
Экологическую политику можно трактовать как систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны. Целью государственной экологической политики является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы. Разработка и реализация экологической политики являются сложными задачами не только в связи с принципиальной важностью экологических проблем для жизни страны, но и в связи с научной неопределенностью, характерной для многих важнейших прикладных и концептуальных вопросов.
На концептуальном уровне предстоит окончательно определить стратегию взаимодействия человека и природы. В качестве новой парадигмы, как правило, предлагается концепция коэволюции, т. е. развития человека в согласии с природой на основе диалога и равноправного сотрудничества с ней. Однако даже среди ученых нет пока единого толкования коэволюции. Ряд исследователей подразумевают под ней примат природы и сохранение ее в неизменном (или хотя бы в относительно неизменном) виде, другие же считают сохранение «статики» во взаимоотношениях общества и природы утопией. С их точки зрения, речь может идти только о сохранении «устойчивого равновесия», т. е. состояния, когда изменение параметров биосферы происходит столь медленно, что человечество способно адаптироваться к переменам и вписаться в практически стабильные биогеохимические циклы (см.: Моисеев Н. Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М., 1999).
К тому же переход к парадигме коэволюции как основе государственной экологической политики придется осуществлять в условиях недостоверности даже среднесрочного прогнозирования экологической ситуации, неопределенности оценок вероятности и возможных темпов развития отдельных составляющих мирового экологического кризиса.
— при сохранении современных систем ценностей, рост населения и рост производства взаимоускоряют друг друга, причем и численность населения и объем производства возрастают экспоненциально даже при приближении к физическим пределам;
-для стран с высоким уровнем развития наибольшую опасность в экологическом отношении представляют развитие атомной энергетики и рост загрязнения окружающей среды, для стран с низким уровнем — прогрессирующее истощение природных ресурсов на фоне роста населения;
-глобальная экологическая катастрофа («экологический коллапс») может разразиться через относительно короткий промежуток времени, уже к середине XXI в.
Не оспаривая принципиальное содержание этих выводов и разделяя мнение об очевидном банкротстве развития экономики, осуществляющегося в предположении безграничной способности окружающей среды к самоочищению, многие исследователи, однако, считают, что «в силу недостатка достоверных сведений о механизме процессов деградации научное прогнозирование последствий современного природопользования или перехода к новым формам управления затруднено» (Меняющихся мир: географический подход к изучению. Советско-американский проект. М., 1996. С. 15). Подтверждают этот вывод, например, материалы официального доклада всемирной метеорологической организации (2000 г.) об итогах изучения возможных последствий парникового эффекта. В докладе отмечается, что при сохранении современных тенденций можно прогнозировать спад производства сельскохозяйственной продукции (Бразилия, Перу, Сахельская зона Африки, Юго-Восточная Азия, Китай, азиатская территория бывшего СССР): вымирание лесов: подъем уровня моря на 25-30 см к 2050 г. и на 1 м 2100 г. Все это может привести к физическому исчезновению ряда островных государств, миграции десятков миллионов людей; в крупных городах возможно возникновение серьезных угроз здоровью людей.
Однако при этом авторы доклада констатируют, что ныне вряд ли возможно однозначно связывать общую тенденцию потепления климата с лавинообразным развитием парникового эффекта, хотя нарушение естественного кругооборота углерода под влиянием антропогенной деятельности не вызывает сомнений. Приведенные оценки верны, если существующие климатические изменения действительно связаны с проявлением парникового эффекта и сохранятся в будущем, но так ли это в действительности. можно говорить лишь с определенной степенью вероятности.
Значительную сложность представляет «техническое наполнение» государственной экологической политики. В качестве примера можно сослаться на весьма актуальную для России проблему утилизации отходов ядерных энергетических установок (см. табл.). Многие подобные технические проблемы требуют разрешения уже сейчас, что связано с неизбежностью волевых решений и потенциальной угрозой отдаленных последствий их неизбежности.
Достаточен ли для долговременного определения основ экологической политики России ее переход к концепции устойчивого развития? Эта концепция в существующем виде не представляет собой некоторой законченной модели (программы, проекта). Фактически она определяет лишь совокупность принципов, следуя которым можно обеспечить общественный прогресс без превышения потенциальных возможностей экологических систем, добиться удовлетворения жизненных потребностей населения и формировать их смещая в некоторую экологически рациональную область. В какой степени это выполнимо в современных условиях, пока не ясно.
Принятие Россией основных положений концепции устойчивого развития можно считать в значительной степени свершившимся фактом. Это закреплено Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», разработанной Правительством РФ Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которая утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г.
Тем не менее концепция государственной экологической политики неизбежно требует уточнений по мере углубления научных знаний и в соответствии с экологической обстановкой в стране. Трудности в выработке экологической политики не сводятся к научной неопределенности в решении конкретных вопросов. Они обусловлены многими факторами, в том числе и воздействием различных групп давления на формирование ее основ. За поддержкой представителями национальных научных, политических и экономических элит той или иной точки зрения стоят качественные различия в распределении природных ресурсов между Федерацией и регионами, корпоративные, а также групповые и иные интересы и факторы.
На существующем технологическом уровне и в рамках неизменной модели мирового развития глобальное оздоровление окружающей среды представляет собой практически неразрешимую задачу, прежде всего по причине колоссального объема необходимых для этого ресурсов. Косвенным подтверждением данного тезиса могут служить следующие факты. За 1992 г. в США природоохранного оборудования было произведено на 80 млрд. долл. и экспортировано на 8 млрд., в Японии соответственно —на 30 и 5 млрд., в ФРГ —на 27 и 11 млрд. долл. (см.: Национальный форум «Экология России»//3еленая книга России. Ч. 2. Кн. 2. М., 1994). Эти данные свидетельствуют и о том, что в развитых странах техническое обеспечение экологической политики превращается в крупную отрасль производства, со всеми вытекающими отсюда последствиями, не только экологическими, но и экономическими, политическими и т. д.
Как же решаются экологические проблемы в Российской Федерации? Коротко можно ответить так: «применительно к бедности». В условиях экономического кризиса природоохранная деятельность финансируется по остаточному принципу, но на фоне эффектных деклараций. Перспектива реальной разработки и практической реализации эффективной государственной экологической политики кажется достаточно зыбкой, если предположить, что последние административно-управленческие реформы (например, понижение статуса Минприроды РФ, упразднение Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ) отражают подлинное отношение высших эшелонов власти к экологическим проблемам.
Правительство России в определенном смысле оказалось заложником собственного курса на повсеместное внедрение рыночных механизмов в сферу экологии в связи с нехваткой ресурсов и недостаточной отработанностью правовых основ охраны природы. Между тем построение механизмов природоохранной деятельности на базе устаревшей концепции экономического редукционизма, не учитывающей самоценности человеческой жизни и пытающейся свести к стоимостному подходу все факторы, включая и установление «цены жизни человека», уже давно вызывает обоснованную критику отечественных и зарубежных специалистов.
Следует отметить, что конкретные меры, направленные на разрешение экологических проблем, требуют более детальной и всесторонней проработки. Так, например, установление органами власти технически недостижимых на сегодняшний день значений ГЩК загрязнений может привести к тому что предприятию будет выгоднее платить штрафы за выбросы вредных веществ, чем строить и эксплуатировать очистные сооружения, поскольку штрафы неизбежны, а отказ от очистки отходов приносит экономию средств. Поэтому в осуществлении экологической политики необходимо учитывать такие факторы, как экономическую неэффективность большинства «чистых» производств в условиях рыночной экономики (затраты на очистные сооружения экспоненциально возрастают в зависимости от степени очистки и приближаются к общим капиталовложениям в предприятие): конечную эффективность существующих технологий очистки, отсутствие заметного прогресса в создании «чистых» источников энергии и т. д.
Мнение специалистов-экологов о важности отдельных направлений реализации экологической политики можно представить по результатам опроса экспертов, проведенного в феврале 1997 г. К числу приоритетных мер, способствующих улучшению экологической ситуации в регионах, респонденты отнесли: ужесточение контроля 39 соблюдением природоохранного законодательства (так считают 74% опрошенных); законодательное закрепление максимально возможной компенсации ущерба, наносимого природе предприятиями, организациями и ведомствами (70%); широкое освещение экологической обстановки средствами массовой информации (45%); персональные изменения в руководстве природоохранных органов России (40%); осуществление независимых экологических экспертиз (40%); увеличение централизованных отчислений на проведение природоохранных мероприятий в местные бюджеты (29%); закрытие всех вредных для здоровья людей предприятий (20%). Симптоматична высказанная 80% опрошенных неудовлетворенность существующей структурой природоохранных органов.
Эффективная государственная экологическая политика на сегодняшний день не может обойтись без затратных, финансируемых из бюджета направлений. К их числу относятся обеспечение национального выживания в условиях мирового экологического кризиса, т. е. выделение ресурсов на случай развития событий по «пессимистическим сценариям», выполнение мероприятий по достижению устойчивости или приемлемого уровня изменений ключевых экологических систем.
Сложность и важность задачи формирования государственной экологической политики России предполагают участие в ее разработке общественных организаций, в том числе экологических партий и движений. В период острой социально-экологической напряженности установление конструктивного взаимодействия органов власти с этими партиями и движениями может превратиться в одно из необходимых условий сохранения управляемости социально-экологических процессов.
Разработку государственной экологической политики, ее важнейших направлений (программ, проектов) следует, вероятно, осуществлять таким образом, чтобы: обеспечить формирование экологического мировоззрения населения, включающего духовное и нравственное воспитание, образование, освоение мировых природоохранных стандартов взаимодействия в системе «природа — человек — общество»; добиться конструктивного сотрудничества общества, государства, граждан в деле охраны здоровья человека и окружающей природной среды; обеспечить внедрение экологически приемлемых технологий, рациональное использование природных ресурсов страны; разработать систему экологического правопорядка; превратить эколого-экономические факторы в неотъемлемый компонент управления экономическим и социальным развитием страны: реализовать неотъемлемое право каждого гражданина на благоприятную и безопасную окружающую среду. Научных знаний, технологий, людских и природных ресурсов вполне достаточны, чтобы Россия вышла из экологического кризиса.
Одной из наиболее важных проблем в России является нестабильная экологическая обстановка, которая связана с масштабным загрязнением компонентов природной среды и их деградацией, нерациональным использованием природных ресурсов.
В складывающихся условиях решение проблем в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности обязано быть одним из первостепенных направлений государственной политики .
Главные тенденции государственной политики в сфере охраны окружающей среды закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» . В 2012 г. указом Президента были приняты «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» , а в 2014 г. была утверждена Постановлением Правительства «Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы» .
Организационно-правовой механизм, действующий в сфере охраны окружающей среды, в настоящее время, не решает все поставленные перед ним задачи, и соответственно, возникают различные правовые проблемы. Реализация права человека на благоприятную окружающую среду и защиту экологических прав, на сегодняшний день, слабо притворяется в жизнь. Так, например, конституционное право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическим правонарушением практически не реализуется, и граждане редко могут защитить собственные экологические права.
Проблемы в сфере возмещения вреда здоровью человека, причиненного загрязнением окружающей среды в результате хозяйственной или иной деятельности субъектов, прежде всего, связаны с определением ухудшения состояния здоровья и установлением суммы компенсации на его восстановление. Вся сложность заключается в том, что физические лица, обратившись в суд, обязаны представить доказательства причинения вреда здоровью, а также наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и хозяйственной деятельностью предприятия, загрязняющей окружающую среду. Так как влияние вредных веществ на организм человека и воздействие негативной экологической обстановки протекает в течение длительных сроков, то и доказать, что конкретное заболевание возникло непосредственно от хозяйственной деятельности предприятия практически невозможно.
Происходит нарушение прав человека и в сфере возмещения вреда окружающей среде при совершении экологических правонарушений, в частности, реальное восстановление компонентов природной среды не происходит, при рассмотрении вопросов возмещения вреда используются разные методы его подсчета, а также сложно обосновать размер причиненного вреда. Перечисленные проблемы в дальнейшем влияют на результаты рассмотрения судебных дел в экологической сфере, так как судами не выработана единая практика применения эколого-правовых норм по этому вопросу.
Многообразие нормативных правовых актов порождает проблемы в их реализации. Возникает потребность в принятии кодифицированного закона (Экологического кодекса Российской Федерации), который бы смог объединить все аспекты правового регулирования общественных отношений в экологической сфере.
Во многих субъектах Российской Федерации уже существуют такие кодифицированные акты (Экологический кодекс Республики Татарстан, Экологический кодекс Санкт-Петербурга и др.), но все они носят в основном декларативный характер, дублируя нормы федерального законодательства в экологической сфере и не учитывая природно-климатические и иные особенности региона .
В настоящее время в Российской Федерации существует идея создания Экологического кодекса, но она остается до сих пор не реализованной, ведь систематизация экологического законодательства в форме кодификации — это очень долгий, трудоемкий процесс, требующий коренных переработок и устранения пробелов, коллизий, дублирования.
Следует отметить, что неурегулированность некоторых вопросов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов существует и в федеральном законодательстве, в частности, отсутствует важная терминология, которая вызывает разногласия в правоприменительной практике. Проблемы правовой охраны и использования отдельных компонентов природной среды состоят не только в содержании, но и в их отсутствии соответствующих нормативных правовых актов. Примером пробела в действующем законодательстве можно назвать отсутствие Федерального закона «Об охране почв». Многие субъекты Российской Федерации решают эту проблему в результате регионального законотворчества, в частности, в Москве были установлены требования по охране и рациональному использованию почв города (Закон г. Москвы «О городских почвах»).
Таким образом, проблемы федерального и регионального законодательства в экологической сфере порождают нарушение или ущемление экологических прав человека. Решение проблем в экологической сфере возможно путем создания новых, а также устранения противоречий между действующими нормативными правовыми актами, систематизацией законодательства и установлением единой практики применения норм. В этой связи реализация экологических прав человека зависит от качества нормативных правовых актов и эффективного их применения.
Литература:
- Ястребов А. Е. Основные направления совершенствования экологического законодательства РФ // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-napravleniya sovershenstvovaniya-ekologicheskogo-zakonodatelstva-rf (дата обращения: 18.04.2018).
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. № 6.
- Указ Президента от 30 апреля 2013 г. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» (электронный ресурс): URL: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения — 18.04.2018).
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (часть III).
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (ред. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237; «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г.
- Оль Е. М. Тарасевич К. А. Специфика государственно-правового регулирования экологических отношений на региональном уровне (на примере Санкт-Петербурга) // Ленинградский юридический журнал. — 2014. — № 1 (35). — С. 116–122.
УДК 349.6
Тюльпанов Ф.М.
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
В статье сделан беглый обзор по вопросам предмета, системы и методов регулирования экологических отношений, в частности рассматриваются проблемные вопросы взаимосвязи элементов природопользования и природоохраны, а также утилизации и переработки отходов производства и потребления не только в России, но и во всем мире.
Ключевые слова: экология, экологические правоотношения, бизнес, управление и
контроль за использованием и охраной окружающей среды.
* * *
Tyul’panov F.M. LEGAL PROBLEMS OF ENVIRONMENTAL LAW
•к «к «k
Основой теории эколого-правовых наук является понятийный аппарат экологического права, определение его предмета, системы и методов правового регулирования.
В литературе встречаются различные взгляды и точки зрения по поводу предмета и системы экологического права, а также самостоятельности отрасли права в качестве интегрированной или комплексной. Чтобы ответить на эти вопросы, следует иметь в виду, что экологическое право является частью социальной экологии и формировалось на основе естественных, технических и общественных наук,учитывая процессы и возможности их развития, степень воздействия на окружающую среду. Отметим, что недостаточно изучены в экологическом праве функции экологической стороны природопользования и некоторые другие, связанные с обеспечением экологизации законодательства, а также многообразных внутренних и внешних экологических связей в природе.
К сожалению, специальных исследований, посвященных рассмотрению предмета и системы экологического права, в науке недостаточно. Не решен вопрос по поводу при-родоресурсных и природоохранных отношений, которые напрямую связаны с понятийным аппаратом системой и предмета, интег-рированности и комплексности как отрасли права. В связи с этим продолжает оставаться актуальным вопрос оптимального понимания места других отраслей российского права. Это говорит о том, что экологическое право является молодой развивающейся наукой, которое еще полностью не сформировалось как отрасль права. Мне представляется, что экологическое право в современном виде является достаточно самостоятельной учебной дисциплиной и можно считать ее комплексной отраслью в системе научных координат. По специальности ВАК в качестве научных исследований экологическое право имеет кодовый номер 12.00.06, куда включаются природоресурсное право, аграрное пра-
во, экологическое право. Вместе с тем в качестве самостоятельных отраслей права выступают: земельное право, лесное право, водное право, горное право, фаунистическое право, атомное право, космическое право и др. Следует отметить, что часть ученых экологическое право подменяют правом окружающей среды. Однако особенности этих отраслей заключаются во вспомогательных институтах норм права, которые имеют характерные отношения, направленные на экологические и природоохранные отношения. Экологические отношения включают в себя более широкий круг отношений, в том числе природопользования и охрану окружающей среды. Здесь хотелось бы обратить внимание на понятие самого термина «Экология», поскольку имеет важное значение его применении как в науке экологии, экологического права, так и в обыденной жизни людей и представителей прессы особенно журналистов.
Напомним,что термин » Экология» впервые появился в обиходе ученых-биологов, физиков, философов в 1866 году и введен немецким ученым биологом Эрнстом Гек-келем в научный оборот. Само слово состоит из греческих словосочетаний oikos — дом, жилище, обиталище, место нахождения человека, logos — наука, учение, мудрствование. Иначе говоря, экология — это наука, изучающая взаимодействие человека, общества, живых организмов с окружающей средой обитания. Не всегда в жизни человека экология обозначает и раскрывает всю полноту отношений, возникающих в современном мире, в котором находятся только известных человеку около 10 млн. видов животного мира, включая микроорганизмы. Что касается понятия охраны окружающей среды, то это естественная часть экологии как науки в качестве элемента формирования экологической культуры, где руководители хозяйствующих организаций обязаны принимать меры по предотвращению негативного воздействия на окружающую сре-
ду. С подачи журналистов появляются различные словосочетания, связанные с термином» Экология. «
Это делается, очевидно, с целью понятного и легкообъяснимого содержания проблем охраны окружающей среды гражданам. Сегодня получило большое распространение таких словосочетаний, как «экологическая система», «экологическая сертификация», «экология общества», «экология человека», «экология космоса», «экологическая экспертиза» и т. д. Некоторые политические обозреватели говорят о том, что многие граждане понимают под термином «Экология» понятие охраны окружающей среды или санитарию (промышленная, пищевая, урбанистическая, коммунальная и т. д.)1. Это в корне неверно, поскольку экология — многогранная наука, и необходимо правильно различать эти термины в прессе и в литературе. Экологическое право — наука, и она отражает естественное состояние природы, создавая закономерную правовую основу для понимания рационального использования и сохранения природных ресурсов следующим поколениям. Вместе с тем не следует забывать о том, что состояние природы и окружающей среды человека не везде благоприятны. В отчетной речи Счетной палаты РФ мы слышим, что в 143-х городах почти все реки отравлены, что современный россиянин дышит загрязненным воздухом (56 млн человек — почти 50% населения). Ежегодно страна теряет около 300 тысяч га леса. Зона вечной мерзлоты сегодня способна выдерживать нагрузку на 17% меньше, чем в 70-е годы, а в отдельных регионах — на 45%, что может привести к аварийной обстановке (деформации трубопроводов, железных и автомобильных дорог). Ущерб может составить государству до 2030 года 2-3% ВВП в год. Что касается экспорта сырьевых ресурсов и его производства, то непрерывное образование и накопление отходов при добыче полезных ископаемых образует 86,8% всех отходов.
1 Выжутович В. Российская газета. 7 февраля 2020. №26 (8080).
Это данные из январского отчета Счетной палаты 2020 г. о нацпроекте «Экология «. В современном мире стало хорошим тоном ругать общество, человека, производство и экономику в целом, причиняющие непоправимый вред окружающей среде. Возможно, это нагнетание страха перед природой, боязнь появления новых технологий в развитии экономик государств, таких как роботизация, цифрофизация, нанотехноло-гий и т. д. Следует отметить, что экологическое право является комплексной отраслью, имеет свои подотрасли права, которые играют вспомогательную роль в экологических отношениях и, как правило, они связаны с нормами права по охране объектов природы и их комплексов, включая правовые институты других отраслей права.
Важным вопросом является подготовка экологов-юристов.
Во-первых, необходимо учить студента не менее 5 лет, а затем около двух лет ему заниматься углубленно экологическим правом, где основами изучения являются земельное право и другие природоресурные дисциплины. Кроме того, юрист-эколог должен иметь представление об естественных науках и не может быть в стороне от процессов экологизации экономики, политики, культуры и образования. Образ мышления студента должен быть выстроен таким образом, чтобы будущий специалист мог отстаивать и защищать экологические интересы человека, гражданина, государства, активно участвуя в сохранении благоприятной окружающей среды. Тематика подготовки научных работников должна осуществляться на программах магистерских и кандидатских работ. Будущим юристам-экологам следует разобраться в основных законах, которые приняты в последние годы в области природопользования и охраны окружающей среды. Надо иметь в виду, что Год экологии, 2017 был адресован в исполнении не только к общественности, но и в первую очередь к специалистам-экологам, исполнительным органам власти, а также к предпринимателям: бизнес должен
быть заинтересован не только в производстве качественной продукции, но и в утилизации отходов потребления. Вместе с тем известно, что бизнес сегодня заваливает разработчиков проектов законов своими предложениями, выгодными для получения прибыли, доходов, и тем самым не заинтересован в развитии прогрессивных современных технологий. Беречь природу бизнесмену не обязательно, а главное — дорого.
Большое количество произведенной продукции создается с нарушением экологических норм, а также норм технических условий и требований, используются антибиотики и пестициды в производстве продовольствия. Отметим, что в европейских странах невозможно купить антибиотики, применяющиеся в сельском хозяйстве и в системе здравоохранения, а также продукцию, содержащую антибиотики без, разрешения органов специальной компетенции. Мы все понимаем, что глобализация играет огромную роль в развитии экономики и экологии многих стран. Однако это не дает повода для чрезмерного применения химических средств в производстве медицинских препаратов, а также сельскохозяйственной продукции. В этой связи хотелось бы напомнить о наших отечественных ученых-селекционерах, которые в 40-е годы были на шаг впереди западной генетической науки. Большая заслуга в этом принадлежит академику, советскому биологу, химику, географу и селекционеру Николаю Ивановичу Вавилову, президенту Всесоюзной академии ВАСХНЛ в 40-е годы. Он создал Всесоюзный институт растениеводства, фонд которого и сегодня составляет десятки тонн семян, клубней картофеля и других растений, которые востребованы в настоящее время, но, очевидно, легче и дешевле закупать готовые семена, чем выводить новые сорта овощей и фруктов. А ведь на сегодняшний день коллекция семян, собранная Н.И. Вавиловым, оценивается в 10-11 триллионов долларов.
Еще хотелось бы обратить внимание на героический подвиг научных сотрудников,
работающих во Всесоюзном институте растениеводства (ВИР), в котором долгое время работал и собирал семена со всего мира Н.И. Вавилов. Они урывками спали рядом с зерном и картофелем, а время было блокадное, холодное и голодное, люди были истощены, умирали, но никому в голову не приходила мысль съесть хотя бы горсточку зерен или клубни картофеля, чтобы спасти свою жизнь. Коллекция насчитывала более 200 тысяч драгоценных образцов. До сих пор многие образцы не востребованы в связи с недостаточным количеством сотрудников-генетиков, селекционеров. Вавилов Н. И. Говорил, что мог бы обеспечить всю страну качественным, хорошим, дешевым хлебом в кратчайшие сроки, создав тем самым необходимую зерновую базу. Представляется, для наведения порядка и развития в этой сфере отношений следует возродить прикладные институты в системе здравоохранения и Минсельхоза РФ, занимающиеся разработкой вакцин и фармацевтикой, а Минсельхоз — семеноводством и селекцией совместно со структурными подразделениями Академии наук Российской Федерации. Было бы правильным и целесообразным ужесточить законодательство, в первую очередь внести в Закон «О ветеринарии», регламентирующие использование антибиотиков в животноводстве и птицеводстве. Минсельхозу следует передать полномочия по контролю агрохимии и использования антибиотиков в животноводстве и птицеводстве.
По существу необходимо внести целый пакет поправок и дополнений в законодательные акты, регулирующие применение противомикробных вакцин и препаратов в качестве стимуляторов роста, а также с профилактической целью. Необходимо также регламентировать изготовление кормов с добавлением лекарственных средств. Следует отметить, что этот рынок является очень прибыльным и для бизнеса представляет большой интерес, но он должен быть безопасным. И этим должны заниматься Минсельхоз и Минздрав, а контроль дол-
жен осуществлять Россельхознадзор и правоохранительные органы. Известно, что в настоящее время идет борьба за качество продукции, которая сертифицирована знаком «Органик». Этот знак присваивается тем, кто выпускает качественную продукцию и представляет безопасность потребителям. В этом обязательно должно участвовать государство. Далее хотелось бы обратить внимание еще на одну немаловажную, на мой взгляд, проблему — это сохранение и сбережение лесных ресурсов, а также на борьбу с загрязнением, засорением и истощением природных ресурсов; использование новейших технологий по сбережению, безотходного их производства, переработке и утилизации. Сегодня уже в 27-ми регионах страны перешли к новому порядку обращения с отходами. Вместе с тем недостаточный контроль осуществляется на лесных участках земельного фонда, которые расположены в лесопарковых зонах, на землях обороны и безопасности, на которых имеются леса; места поселений на которых расположены городские леса; особо охраняемые природные территории на которых расположены леса, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В мероприятиях по охране природы должны активно участвовать чиновники местных органов власти. Ведь лес горит не только от возгорания молнии по сухому дереву, либо сухих листьев, лежащих на лесных участках. Статистика говорит о том, что большинство возгораний лесов происходит от человека. Человеческий фактор — это в первую очередь уничтожение следов незаконной рубки лесов, во-вторых, устраивают пал травы на своих участках с целью освободиться от сухой травы, кустарников и тем самым улучшить почву для выращивания овощей, фруктов, ягод. Ежегодно ущерб от деятельности «черных лесорубов » в стране составляет 11-12 млрд рублей — говориться в ведомстве после проверки Счетной палаты. Нелегально вырубается 1,3 млн кубометров леса в год. Абсолютным рекордсменом в антирейтинге, по данным аналитиков, призна-
на Иркутская область. Здесь зафиксировано больше половины всего объема незаконных рубок в стране (53,2%). Затем следует Забайкальский край (4,9%), потом Свердловская область (3,8%), на 4 месте Вологодская область (3,6%) и т.д. Таким образом, лесо-рубка поставлена на промышленный поток, который интересен местным предпринимателям и властям регионов. Прямым потоком отправляется лес в Китай. Для этого были построены вдоль границ КНР деревообрабатывающие производства. Выстроенная логистическая цепочка в расчитана на вывоз леса из России. По оценкам экспертов, древесина кругляка, полученная криминальным путем, составляет от 15 до 30% мировой официальной торговли. Только за 2019 г. «черные лесорубы» в Забайкалье нанесли ущерб больше чем на 559 млн рублей2. Основными причинами роста незаконной вырубки леса является недостаточность государственных лесных инспекторов, не хватает современных технических средств для тушения пожаров. Еще одна причина, когда воруют лес под маркой санитарной рубки и под топор попадают природные заказники, заповедные зоны и ценные деревья. В целом причинён ущерб в 43,9млрд.рублей. С целью борьбы с нелегальной рубкой леса необходимо внедрять Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) учета слежения древесины с корня до ее реализации. Вместе с тем автоматизированная система недостаточна, чтобы сохранить лес. Ни одна современная техника, ни космические средства мониторинга не смогут заменить лесника, человека, который вырос рядом с лесом и знает его. Сегодня зарплата лесника составляет 11-14 тысяч рублей, а если у него дети, семья, может ли он выполнять свои обязанности как положено или он сам станет «черным лесорубом»? Отметим, что на одного лесничего в России приходится до 400-х тысяч га лесных
2 Российская газета. 2020. №28 (8082).
3 Российская газета. 28 января 2020. №16 (8070).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
угодий. Поэтому необходимо возвращать лесников и готовить кадры в учебных заведениях, подняв социальный статус и престиж этой профессии. Другая проблема прямо не относится как будто к экологии, но все взаимосвязано в природе и не исчезает бесследно. Это выброшенные продукты на свалку, которые ежегодно образуют 17 млн тонн. По существу это пищевые отходы, составляющие около 30% от всего объема твердых коммунальных отходов, собирающихся в стране за год. По данным Всемирного банка, практически весь объем пищевых отходов — 94% — в России отправляется на захоронение на свалки и полигоны, которые становятся источником загрязнения почвы, вод, воздуха, поскольку выделяют вредные газы (аммиак, сероводород, и т. д.) в общей сложности 2,4 млн. тонн, приводящие к парниковому эффекту. Такие свалки создают проблему их переработки. Использовать вторичное сырье становится невыгодным из-за высоких затрат на их очистку (разделение по их физическим компос-там). Строительный мусор, стеклотара, пластик, макулатура, смешиваясь с пищевыми отходами, легко разлагаются органикой и трудно подаются очистке3.
Следует отметить, что в развитых странах популярен сегодня так называемый фудшеринг. Это движение волонтеров и благотворительных организаций, которые собирают и передают продукты, у которых не закончился срок годности, а реализация их запрещена, поэтому передаются нуждающимся. Если наладить фудшеринг в России, могут появиться новые перспективы для поддержки многих граждан. Что нужно сделать? Внести поправки в законодательство, в частности в Налоговый кодекс -изменить НДС, который сейчас составляет 40% от цены переданного товара. Сегодня «донорами еды» являются торговые организации ряда стран (США, Австрия, Франция, Италия, Польша и др.). Нередко супермар-
кеты сотрудничают с различными благотворительными организациями и делятся товарами которые не смогли продать. Немаловажная проблема в экологии — это обращение с бытовыми отходами. С первого января 2019 года в России заработала новая система обращения с бытовыми отходами. Отходы планируется собирать раздельно и отправлять на переработку. Но за это гражданам придется больше платить (налог за экологию). В стране на сегодняшний день перерабатывается менее 10% отходов. В развитых странах этот показатель составляет 6080%. Отметим, что существующий проект» Чистая страна» уже реализуется. Предстоит ликвидировать 190 несанкционированных
свалок, возникающих в черте городов. В этой связи должна быть создана мощнейшая отрасль по переработке отходов, строительство сортировочных станций, мусоропере-рабатывающих заводов.
В свою очередь губернатор Челябинской области утвердил программу охраны окружающей среды региона на 2018 — 2025 годы. В программе определены конкретные меры по охране окружающей среды, на которые выделено 10 млрд руб., 2,5 млрд руб. — это средства областного бюджета, остальные выделяются из госбюджета. Согласно документу к 2025 году в Челябинской области должен остаться только один город с высоким и очень высоким уровнем загрязнения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
2. Тюльпанов Ф.М. Экологическое право: Учебник. Изд-во: USTITIA. М., 2018.
3. Российская газета. 7 февраля 2020. №26 (8080).
4. Российская газета. 2020. №28 (8082)
5. Российская газета. 28 января 2020. №16 (8070).
2. Tyul’panov F.M. Ekologicheskoe pravo: Uchebnik. Izd-vo: USTITIA. M., 2018.
3. Rossijskaya gazeta. 7 fevralya 2020. №26 (8080).
4. Rossijskaya gazeta. 2020. №28 (8082).
5. Rossijskaya gazeta. 28 yanvarya 2020. №16 (8070).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ТЮЛЬПАНОВ Фарид Муллагалиевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Филиала ЧОУВО «Балтийский институт экологии, политики и права» в г. Челябинске. Челябинск. E-mail: fg.tulpanow@mail.ru
Дата поступления: 10.03.2020
Рецензент:
кандидат юридических наук, доцент С.Т. Фаткуллин
ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Предмет экологического права Обусловленность и возможности экологического права Признаки и состав экологического права Институты экологического права Методы экологического права Экологизация отраслей российского права Административно-правовой и гражданско-правовой способы регулирования Соотношение частного и публичного в экологическом праве СООТНОШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА Международное право – составная часть российской правовой системы Взаимодействие международных и российских эколого-правовых терминов и институтов Сближение международных и национальных экологических норм Направления воздействия принципов и норм международного права на охрану окружающей среды в России Экологическое и гражданское право: пределы взаимной экспансии Природоресурсное право и гражданское право Экологическое право и концепция реформирования гражданского законодательства Экологическое и градостроительное законодательство Сочетание природоохранных и градостроительных требовании и принципов Обеспечение экологической и иной безопасности в населенных пунктах Охрана природного и культурного наследия в населенных пунктах Иерархия и виды источников экологического права Единство и соподчиненность источников экологического права Возрастание роли принципов, договоров и обычаев в экологическом праве Значение Указов Президента РФ и актов Правительства РФ Перспективы развития системы экологического права Многоуровневый характер системы экологического права Реализация прав собственности на природные ресурсы и объекты Направления модернизации экологического права Систематизация экологического права и экологический кодекс Проблемы систематизации экологического права Надежды на экологический кодекс Теоретические и практические проблемы экологического кодекса ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Основные принципы правовой охраны окружающей среды Значение и система принципов правовой охраны окружающей среды Здоровье человека – главная цель охраны окружающей среды Принцип устойчивого развития и международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Формирование единой государственной экологической политики Обусловленность и формулирование единой государственной экологической политики Роль органов исполнительной власти в формировании и проведении экологической политики Проблемы реализации экологической политики Противоборство экономики и экологии: кто побеждает? Особо охраняемые природные территории и объекты Природопользование в местах традиционною проживания коренных малочисленных народов ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ Конституционный статус личности в области экологии Экологические требования к природопользованию Сочетание права каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности охранять природу Экологические права граждан и юридических лиц Значение и содержание экологических прав Природоохранные и природоресурсные права граждан и общественных объединений Проблемы выполнения экологических обязанностей Природоохранные обязанности Природоресурсные обязанности Выполнение государством экологических функций ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Эффективность экономического механизма Плата за загрязнение окружающей среды и иные элементы экономического механизма ее охраны Проблема целевою расходования природоохранных средств Об эколого-правовых последствиях вступления в ВТО Поощрение предпринимательства в области охраны окружающей среды Вилы предпринимательства в области охраны окружающей среды Управление качеством и государственная поддержка предпринимательства в области охраны окружающей среды Экологический аудит Значение и виды экологическою аудита Региональный опыт экологического аудита Проверяемые при аудите вопросы ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Стратегическое значение экологической экспертизы Развитие института экологической экспертизы Реализация принципов экологической экспертизы Проблемы экологической экспертизы Взаимодействие форм и видов экологического контроля Ответственность за ведение экологического мониторинга Значение и осуществление государственного экологического контроля Разграничение объектов государственного экологического контроля Общественный, муниципальный и производственный контроль Объявление зон экологического неблагополучия Зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций Иные чрезвычайные ситуации Предупреждение и ликвидация экологического неблагополучия ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Значение и регулирование информации Развитие законодательства об информации в современном обществе Проблемы информационного обеспечения охраны окружающей среды Общие информационные требования, используемые в экологии Информационное обеспечение здоровья граждан как цель охраны окружающей среды Информационные требования к имущественным, градостроительным отношениям и гидрометеослужбе Информационное обеспечение природоресурсных отношений Земельные и горные отношения Информационное обеспечение водных, лесных и фаунистических отношений Рассмотрение информационных споров, связанных с природопользованием ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Экологическое образование Значение экологического образования в формировании экологической культуры Система и непрерывность экологического образования Организация экологического обучения Экологическая подготовка руководителей и специалистов Регулирование и содержание эколого-правовой подготовки руководителей и специалистов Проблемы экологической подготовки руководителей и специалистов Экологическое просвещение Осуществление экологического просвещения органами власти Общественные объединения, средства массовой информации, библиотеки Нравственные основы формирования экологической культуры Роль и соотношение права и нравственности в формировании экологической культуры Разнообразие нравственных подходов к экологии ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Правонарушения и экологический правопорядок Особенности дисциплинарной ответственности в экологии Гражданско-правовая ответственность Принципы возмещения вреда, причиненного окружающей среде Возмещение убытков, экологического вреда, восстановление нарушенного состояния Таксовый метод, прекращение права собственности на природный объект Административная и уголовная ответственность Правила привлечения к административной ответственности Административные правонарушения в области экологии Эффективность уголовной ответственности за преступления в экологической сфере ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ – ОСНОВЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДОВ Природоохранные требования к земледельцам Сочетание общих и специальных экологических требований Экологическое значение земельной реформы Основные принципы охраны земель Предупреждение радиоактивного и химического загрязнений Управление землепользованием и правовой охраной земельОсобенности земельного управления Совершенствование системы органов земельного управления Значение деления и использования земель по целевому назначению Направления дальнейшего регулирования земельных отношений Проблема двуединого характера земельного участка Единство земельною участка и расположенной на нем иной недвижимости Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения ПРАВОВАЯ ОХРАНА НЕДР – СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРИРОДНОГО РЕСУРСА РОССИИ Законодательные проблемы использования и охраны недр Проблемы модернизации законодательства о недропользовании Лицензионные и договорные отношения при недропользовании Обеспечение горным правом национальных интересов Правовые проблемы захоронения отходов Правовая охрана недр континентального шельфа Права России на ее континентальный шельф Охрана минеральных ресурсов континентального шельфа Правовые проблемы охраны недр морей Охрана недр прибрежных морей Значение, исследование и охрана недр Мирового океана ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОД – УЯЗВИМОГО И ОГРАНИЧЕННОГО КОМПОНЕНТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Развитие институтов водного права Уяснение и толкование основных понятий водного права Принципы регулирования и объекты водных отношений Водоохранные зоны Новеллы права водопользования Предоставление водных объектов в пользование на основании договора, его изменение и расторжение Предоставление водных объектов в пользование на основании административного решения Проблемы управления водными ресурсами Бассейновые округа, схемы комплексного использования и охраны водных объектов Водохозяйственные балансы и резервирование источников питьевого водоснабжения Основные требования к охране вод Охрана водных объектов от загрязнения и засорения ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ – ЗЕЛЕНЫХ ЛЕГКИХ ПЛАНЕТЫ Законодательные проблемы использования и охраны лесов Развитие законодательства о лесах и современное правовое понимание леса Лесные правоотношения Особенности правовой охраны лесов Соотношение экологической и экономической функций лесов Значение деления лесов по целевому назначению Коллизионность управления лесным фондом Проблемы регулирования имущественных отношений в лесах Имущественные отношения в лесном фонде и обеспечение прав собственности на леса Предложения о регулировании имущественных отношений в лесах ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА – ВАЖНОГО РЕГУЛИРУЮЩЕГО И СТАБИЛИЗИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА БИОСФЕРЫ Законодательные проблемы использования и охраны объектов животного мира Развитие законодательства о животном мире Гуманное отношение к животным Антимонопольные требования Правоотношения в области охраны и использования животного мира Соотношение государственных и общественных начал в охране объектов животного мира и среды его обитания Особенности правоотношений в области охраны животного мира Проблемы правоприменения в области охраны животного мира Проблемы сохранения биоразнообразия Задачи обеспечения биоразнообразия Развитие законодательства о генно-инженерной деятельности и о селекционных достижениях Особенности законодательного регулирования племенного животноводства ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА – ЖИЗНЕННО ВАЖНОГО КОМПОНЕНТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Правовые проблемы защиты атмосферного воздуха Развитие законодательства об охране атмосферного воздуха Установление предельно допустимых выбросов вредных веществ и предупреждение вредных воздействий на атмосферу Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Преодоление шумовых и радиационных загрязнений Преодоление и устранение вредных звуковых колебании Правовая защита от радиационною загрязнения Правовая защита озонового слоя и климата Земли Значение озонового слоя атмосферы и климата Земли Международно-правовые меры охраны озонового слоя и климата Развитие российского законодательства об охране озонового слоя